Научная статья на тему 'Логика и основные этапы организации научного исследования'

Логика и основные этапы организации научного исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1911
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH METHODOLOGY / RESEARCH PROBLEM / OBJECT AND SUBJECT OF STUDY / MAIN METHODOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE STUDY / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ГИПОТЕЗА / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH / THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / HYPOTHESIS / PURPOSE / RESEARCH OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горелов А.А., Румба О.Г., Шустин Б.Н., Яхонтов Е.Р.

Данная статья посвящена проблеме начального этапа планирования научного исследования, включающего выявление научной проблемы, формулирование темы и название исследования, постановку гипотезы исследования, определение его цели, задач, объекта, предмета, представление исходных методологических характеристик. Авторы статьи имеют большой опыт в организации и проведении научных исследований в сфере физической культуры и спорта, выражающийся в исполнительской, руководящей, экспертной работе, а также в подготовке лекций, учебных пособий и других методических материалов по данной проблеме. Материалы этой и последующих статей уже были подготовлены, когда 20 ноября 2018 г. в возрасте 80 лет скоропостижно скончался один из авторов -профессор Яхонтов Евгений Рафаилович, памяти которого журнал посвящает данную публикацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic and basic stages of the organization scientific research

This article is devoted to the problem of the initial planning stage of a scientific research, including the identification of a scientific problem, the formulation of the topic and the title of the research, the formulation of the research hypothesis, the definition of its purpose, objectives, object, subject, presentation of the initial methodological characteristics. The authors of the article have a lot of experience in organizing and conducting research in the field of physical culture and sports, expressed in performing, managing, expert work, as well as in the preparation of lectures, textbooks and other teaching materials on this issue. The materials of this and subsequent articles were already prepared when, on November 20, 2018, one of the authors, Professor Yakhontov Yevgeny Rafailovich, suddenly died at the age of 80, to the memory of which the magazine devotes this publication.

Текст научной работы на тему «Логика и основные этапы организации научного исследования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ЛОГИКА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.А. ГОРЕЛОВ, СПбУ МВД РФ, г. Санкт-Петербург, Россия;

О.Г. РУМБА, ВИФК, г. Санкт-Петербург, Россия;

Б.Н. ШУСТИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Е.Р. ЯХОНТОВ \,

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме начального этапа планирования научного исследования, включающего выявление научной проблемы, формулирование темы и название исследования, постановку гипотезы исследования, определение его цели, задач, объекта, предмета, представление исходных методологических характеристик. Авторы статьи имеют большой опыт в организации и проведении научных исследований в сфере физической культуры и спорта, выражающийся в исполнительской, руководящей, экспертной работе, а также в подготовке лекций, учебных пособий и других методических материалов по данной проблеме. Материалы этой и последующих статей уже были подготовлены, когда 20 ноября 2018 г. в возрасте 80 лет скоропостижно скончался один из авторов -профессор Яхонтов Евгений Рафаилович, памяти которого журнал посвящает данную публикацию.

Ключевые слова: методология научного исследования; научные исследования, сфера физической культуры и спорта; проблема исследования; гипотеза, цель, задачи исследования; объект и предмет исследования; основные

методологические характеристики исследования.

LOGIC AND BASIC STAGES OF THE ORGANIZATION SCIENTIFIC RESEARCH

A.A. GORELOV,

SPbU of MIA of Russia, Saint-Petersburg, Russia;

O.G. RUMBA, MIPC, Saint-Petersburg, Russia;

B.N. SHUSTIN, FSBIFSC VNIIFK;

E.R. YAKHONTOV \, NSU named after Lesgaft, Saint-Petersburg, Russia

Abstract

This article is devoted to the problem of the initial planning stage of a scientific research, including the identification of a scientific problem, the formulation of the topic and the title of the research, the formulation of the research hypothesis, the definition of its purpose, objectives, object, subject, presentation of the initial methodological characteristics. The authors of the article have a lot of experience in organizing and conducting research in the field of physical culture and sports, expressed in performing, managing, expert work, as well as in the preparation of lectures, textbooks and other teaching materials on this issue. The materials of this and subsequent articles were already prepared when, on November 20, 2018, one of the authors, Professor Yakhontov Yevgeny Rafailovich, suddenly died at the age of 80,

to the memory of which the magazine devotes this publication.

Keywords: scientific research methodology; scientific research, the field of physical culture and sports; research problem; hypothesis, purpose, research objectives; object and subject of study; main methodological characteristics of the study.

Проведение научного исследования всегда предполагает соблюдение необходимых методологических оснований. Методология представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научного познания [2, 3]. Методология научных исследований в сфере физической культуры и спорта имеет свою специфику, которая многие годы оттачивалась в ходе кропотливого интеллектуального труда специалистов в соответствующей сфере. В данной статье обобщены и синтезированы наработки ее авторов [1, 4, 5, 6], ссылка на которые будет дана однократно - в начале статьи.

Научное исследование должно начинаться с поиска и обнаружения проблемной ситуации, которая в дальнейшем выкристаллизовывается в соответствующую проблему исследования. Проблемной ситуацией принято называть такую ситуацию, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Иными словами, любое научное исследование начинается не с придумывания темы, а с осознания научной проблемы, которую необходимо исследовать.

ПРОБЛЕМА (от греч.problema - преграда, трудность, задача) - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

Важно отличать научную проблему от практической задачи:

• практическая задача - это вопрос, ответ на который может быть получен в рамках уже существующей совокупности научного знания;

• научная проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом знании.

Следует иметь в виду, что ряд практических проблем успешнее решается не за счет новых научных разработок, а просто путем более точного использования предписаний, вытекающих из уже существующего научного знания. Экспериментальная проверка этой возможности в каждом конкретном случае, пускай и с использованием научных методик, имеет большое практическое значение, но не является научным исследованием. Чтобы оно стало таковым, проблема должна быть осознана как особая форма восприятия предмета исследования - стать знанием о пробеле в существующей системе знаний или знанием о незнании.

Первым признаком идентификации научной проблемы является характер вопроса, на который в ходе исследования предстоит получить ответ. Если он начинается со слов «что? какой?», ответ будет носить описательный характер, и это свидетельство того, что на повестке дня не научная проблема, а практическая задача. Если вопрос начинается со слова «почему?», ответ потребует сопоставлений изучаемых фактов и формулирования обобщений, что будет свидетельством того, что разработке подлежит именно научная проблема.

Альберт Эйнштейн говорил: «Сформулировать научную проблему часто важнее и труднее, чем решить ее».

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это осознание, формулирование концепции о незнании, т.е. знание о незнании.

Критериями научной проблемы являются ее объективность и значимость. Иными словами, возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами; проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

Научной проблемой в сфере физической культуры и спорта могут быть противоречия, возникшие в конкретной педагогической ситуации, и осознание невозможности устранить или решить их средствами наличного знания в силу его неполноты. Формулируя научную проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»

Таким образом, ни один из вопросов, ответы на которые могут быть найдены в рамках уже существующей совокупности научного знания, не является научной проблемой. Вопрос превращается в проблему лишь тогда, когда оказывается, что имеющиеся знания в принципе не дают возможности ответить на этот вопрос. Проблема перестает существовать после того, как она решена. Решенная проблема превращается в новое знание. Отсюда сущность решения любой научной проблемы - в получении нового знания об исследуемом объекте.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ уточняет и конкретизирует проблему, очерчивая рамки предстоящего исследования. Иными словами, тема как бы называет проблему исследования, отражая то главное, что будет детально рассматриваться.

Для осознания, обоснования проблемы и последующей формулировки темы исследования необходимо знать состояние дел в избранной области, т.е. «владеть информацией» как практического, так и научного характеров. Именно поэтому формулировке сути проблемы и названию темы исследования предшествует глубокий теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы, которые в свою очередь дают плодотворную почву для осмысления и доказательства актуальности проблемы предстоящего исследования. Фактически актуальность становится видна из описания сути проблемной ситуации. При этом обоснование актуальности предусматривает проверку литературных источников на достаточность и непротиворечивость содержащейся в них информации.

Как показывает практика, правильный выбор темы исследования наполовину обеспечивает успешность ее выполнения. В процессе выбора темы важно руководствоваться следующим:

> тема должна быть интересна, увлекать и соответствовать склонностям исследователя;

> решение поставленной проблемы должно принести реальную пользу;

> тема должна быть оригинальной, желателен элемент неожиданности, необычности, нестандартного взгляда на традиционные предметы и явления;

> тема должна быть выполнима;

> важно, чтобы исследователь был «в теме исследования», т.е. оно должно быть близким к его непосредственной работе;

> желательно, чтобы тема была связана с какими-либо проблемами личностной нереализованности исследователя.

При выборе темы необходимо четко определять ее границы. Правильно избранная тема, как правило, характеризуется не обширностью представленных вопросов, а тщательностью и глубиной разработки.

Тема исследования выражается в его названии.

НАЗВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - это словесное обозначение темы исследования.

Иногда говорят, что это его «визитная карточка». Максимальным количеством слов в названии научного исследования считается 14-16. Превышение этого количества делает название сложно воспринимаемым.

Предположение исследователя о том, что нужно сделать, чтобы решить выявленную научную проблему, выражается в гипотезе исследования.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - это обоснованное допущение, предположение исследователя о причинах неудовлетворительного состояния того или иного вопроса, либо о путях и способах получения новых знаний.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений, и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии либо доказывают, превращая ее в установленный факт, либо опровергают, тем самым переводя в разряд ложных утверждений. Гипотеза не является готовым знанием.

Различают следующие виды гипотез:

• описательные - о возможных связях изучаемого явления («предполагается, что... будет определять...»);

• объяснительные - не только о связях, но и о причинах, их порождающих («предполагается, что... будет определять..., поскольку...»);

• прогностические («предполагается, что если.., то...»);

• комбинированные, т.е. сочетающие названные виды гипотез в одной.

Фактически при планировании исследования может быть выдвинуто несколько гипотез, объясняющих невозможность удовлетворительного решения выявленных научных проблем в рамках существующей научной теории. При выборе из них одной - рабочей - следует руководствоваться следующим принципом: гипотеза должна объяснять новое явление ценой наименьшего изменения существующих в данный момент научных представлений.

При формулировании гипотезы важно опираться на формальные признаки хорошей гипотезы:

- адекватность гипотезы сформулированной научной проблеме (иногда гипотеза с ней не соотносится и уводит исследователя от проблемы);

- проверяемость - сформулированное предположение должно быть доступно обоснованию фактическим материалом, полученным в исследованиях;

- обоснованность - содержание гипотезы не должно включать те понятия, которые не имеют теоретического и экспериментального обоснования, т.е. понятия, которые сами могут стать предметом исследования.

Основными недостатками при формулировании гипотезы являются:

1) гипотеза содержит положения, не требующие доказательств;

2) выдвигаемые предположения лежат в виртуальной (кажущейся, имитирующей действительность) сфере;

3) гипотеза не отражает проблемы исследования;

4) гипотеза сформулирована в общем виде и не раскрывает структуру гипотетической теории, подлежащей проверке;

5) гипотеза сформулирована в форме однокомпонент-ной теоремы (если «а», то «б») в случае, когда логика исследования требует иную структурную композицию выдвигаемого предположения.

Результатом выявления научной проблемы и формулирования гипотезы исследования является обозначение его цели.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - это его ожидаемый результат, то, что должно быть достигнуто в итоге работы.

При этом важно помнить, что результат научной деятельности - всегда новые знания, а их прикладное выражение - результат практической деятельности.

Достижение цели исследования предполагает выполнение конкретных последовательных исследовательских шагов, суть которых выражается в постановке задач исследования.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - это алгоритм достижения его цели, показывающий, как должно быть построено исследование.

В формулировке задач, как правило, используются глаголы неопределенной формы: определить, установить, выявить, исследовать, оценить, классифицировать, разработать, отобрать, проверить и т.д. При этом целесообразно каждую задачу начинать с нового глагола.

Формулировки задач необходимо продумывать очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав квалификационной работы, названия которых соотносятся с формулировками задач.

Как правило, в исследованиях ставится 3-4 задачи (бывает больше).

Первая задача чаще всего связана с выявлением, уточнением, углублением, обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая задача связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий его развития.

Третья задача связана с определением способов преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая задача связана с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

После формулирования предположения о том, как может быть решена проблема исследования, обозначения его цели и задач исследователь должен очертить его объект и предмет.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это та часть действительности, на которую направлен процесс научного познания, изучения, объяснения или преобразования с применением научных методов.

Объектами исследования в сфере физической культуры и спорта могут выступать учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий или тренировочный процессы.

Объект исследования следует формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в качестве важнейшего элемента предмет исследования.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это часть объекта исследования, устанавливающая границы научного поиска: процесс, в нем происходящий, или один из аспектов, который исследуется.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Объект исследования может служить предметом разных исследований. Предмет исследования всегда находится в границах объекта исследования. Объект и предмет исследования выступают как категории, соотносящиеся между собой как общее и частное. Можно сказать, что объект дает ответ на вопрос «Что рассматривается?», а предмет -«Как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?»

Предметами исследования в сфере физической культуры и спорта могут выступать средства, методы, формы учебно-воспитательного, учебно-организационного, управленческого или тренировочного процессов.

Для решения задач исследования применяются соответствующие методы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - это совокупность способов и приёмов решения поставленных в исследовании задач.

Важными методологическими характеристиками исследования являются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА - это объективно и принципиально новое знание, полученное в науке впервые в ходе проведенного исследования. Проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы; методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают на нее существенное влияние.

При характеристике научной новизны результатов исследования отражают меру новизны, для чего используются следующие обороты:

> предложены новые характеристики...;

> впервые обоснована возможность использования...;

> выявлены пути совершенствования.;

> разработан подход.;

> определена структура...;

> выявлена и конкретизирована сущность...;

> установлены основные механизмы.;

> получены новые эмпирические данные.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - это уточнение

теоретического вклада проведенного исследования в существующие концепции, теории, отрасли науки с конкретизацией вносимых изменений и дополнений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - это важность результатов исследования для развития науки и практики, роль и место проведенного исследования в процессе развития науки и практики.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ, -это такие установленные в исследовании научные данные, которые до этого представлялись спорными, проблемными, либо вовсе неизвестными и составили предмет изучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, они перечисляются по пунктам и предлагаются на защиту как наиболее важные вопросы для дискуссии, которые автор готов аргументированно отстаивать. Это могут быть выявленные в исследовании новые факты, разработанные методы, коррекция существующих теорий и т.п. Обычно на защиту выдвигают 2-3 таких положения.

Реализация методики исследования позволяет получить данные, на базе которых формулируются теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.

ВЫВОДЫ - это четкие, категоричные, научно обоснованные ответы на поставленные в исследовании вопросы - задачи.

Выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:

- быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

- вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

Таким образом, охарактеризованные логика и основные этапы организации научного исследования выражаются в его основных методологических характеристиках, к которым относятся:

• проблема, тема и актуальность, название исследования;

• гипотеза, объект и предмет исследования;

• цель и задачи исследования;

• методы исследования;

• научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования;

• положения, выносимые на защиту, и выводы.

МЕТОДОЛОГИЮ научного исследования можно обозначить как совокупность идей, принципов, методов, логики и технологии организации и проведения научного исследования, а также критериев оценки его качества.

Анри Пуанкаре утверждал: «Ученый должен организовать факты. Наука слагается из фактов, как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же, как куча камней не составляет дома».

В исследовании, как правило, представляется его ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА, определяющая позицию исследователя при объяснении новых или уже известных фактов. Она содержит перечисление идей или теорий, на которые он опирался при решении выявленной научной проблемы.

Литература

1. Горелов, А.А. Методологический дискурс исследователя: научно-методическое пособие для аспирантов, соискателей, научных руководителей, оппонентов / Ю.А. Га-гин, А.А. Горелов. - СПб: Астерион, 2003. - 150 с.

2. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов; 2-е изд., испр. и доп. -М.: Советский спорт, 2010. - 246 с.

3. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров; 4-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 272 с.

4. Румба, О.Г. Логика и основные этапы организации научного исследования: лекция по учебной дисциплине «Теория и практика научного исследования» (рукоп.) / О.Г. Румба. - СПб: ВИФК, 2017. - 17 с.

5. Шустин, Б.Н. Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта: методические указания / Н.В. Паршикова, Е.Р. Яшина, Б.Н. Шустин, Т.Г. Фоми-ченко, П.С. Турзин, В.А. Курашвили и др. - М.: Федеральный научный центр физической культуры и спорта, 2017. - 404 с.

6. Яхонтов, Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: курс лекций / Е.Р. Яхонтов; 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: ОЛИМП, 2006. - 187 с.

References

1. Gagin, Yu.A. and Gorelov, A.A. (2003), Methodological discourse of a researcher: a scientific and methodological manual for graduate students, applicants, scientific leaders, opponents, SPb: Asterion, 150 p.

2. Evdokimov, V.I. and Churganov, O.A. (2010), Methodology and methods of conducting scientific work in physical culture and sport, 2nd ed., Corr. and add. Moscow, Soviet Sport, 246 p.

3. Zheleznyak Yu.D. and Petrov P.K. (2008), Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports: Textbook, 4th ed., sr., Moscow, IC "Academy", 272 p.

4. Rumba, O.G. (2017), The logic and the main stages of the organization of scientific research: Lecture on the academic discipline "Theory and practice of scientific research" (manuscript), SPb, VIFK, 17 p.

5. Parshikova, N.V., Yashina, E.R., Shustin, B.N., Fomi-chenko, T.G., Turzin, P.S., Kurashvili, V.A., et al. (2017), Scientific and methodological support of physical culture and sports: guidelines, Moscow, Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports, 404 p.

6. Yakhontov, E.R. (2006), Methodology of sports and pedagogical research: course of lectures, 2nd ed., edited. and add., SPb, OLIMP, 187 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.