ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.00.04 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 2016 ГОДУ
А.А. ГОРЕЛОВ, ВИФК МО РФ, г. Санкт-Петербург;
Ю.Ф. ПОДЛИПНЯК, Московский университет МВД России;
ШУСТИН Б.Н., ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В статье представлен анализ диссертационных работ, рассмотренных в 2016 году на рабочих заседаниях экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Аналитический материал представлен по областям исследований паспорта специальности 13.00.04, а также по диссертациям, защищенных по двум специальностям, одна из которых выполнена в рамках «Теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». В работах рассматриваются фундаментальные проблемы общей теории физической культуры, теория и методика физического воспитания, теория и методика спорта, теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих, теория и методика оздоровительной физической культуры, теория и методика адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: диссертации, физическая культура, спорт, научные исследования.
Abstract
In the article the analysis of dissertational works considered in 2016 at the working meetings of the expert council on pedagogy and psychology of the Higher Attestation Commission under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation is presented. Analytical material is presented on the areas of the passport research of the specialty 13.00.04, as well as on the theses defended in two specialties, one of which is made within the framework of "Theory and Methods of Physical Education, Sport Training, Healthy and Adaptive Physical Culture". The fundamental problems of the general theory of physical culture, the theory and methodology of physical education, the theory and methodology of sports, the theory and methodology of professionally-applied physical culture and physical training of servicemen, the theory and methodology of physical fitness, the theory and methodology of adaptive physical culture are examined in the works.
Keywords: dissertations, physical culture, sport, scientific research.
Введение
В 2001 году на основе глубокого анализа диссертационных работ, защищенных в истекшем веке по проблемам физической культуры и спорта, было принято решение о дифференциации паспорта специальности 13.00.04 по областям исследований [1]. Наименование данных областей, с одной стороны, отражало компонентный состав системы физической культуры, а с другой -актуализировало те направления научных исследований, которые определяли методологию двигательной активности человека, рассматривающей механизмы функционирования двигательных функций в спорте, профессиональной, образовательной и повседневной деятельности человека. Это позволило исследовательским коллективам определять векторы научно-исследовательской работы, сфокусированные на реализацию проблем в таких сферах физической культуры и спорта, как: физическое воспитание, спортивная тренировка, профессионально-
прикладная физическая подготовка, оздоровительная и адаптивная физическая культура. На протяжении всего периода функционирования данного паспорта группой экспертов ВАК проводился тематический и качественный анализ диссертационных исследований по физической культуре и спорту [2, 3].
В 2017 году руководством экспертного совета ВАК по педагогике и психологии было принято решение о ежегодном представлении в открытой печати результатов анализа содержания диссертаций по педагогическим наукам. Представленный анализ представляет интерес для широкой научной общественности с позиции отражения сути докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.04 в рамках современных требований Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации к содержанию и направленности к педагогическим исследованиям.
<&
ФНЦ ВНИИФК
Основная часть
В 2016 году в экспертном совете по педагогике и психологии ВАК по специальности 13.00.04 было рассмотрено 11 докторских и 79 кандидатских диссертаций. В соответствии с разделами паспорта данной специальности все диссертации были распределены по областям знаний (табл. 1). В таблице 1 также предусмотрена строка для диссертаций по двум специальностям.
Таблица 1
Распределение диссертаций по специальности 13.00.04 по областям знаний,
рассмотренные в 2016 году
№ п/п Область знания Докторские Кандидатские
Кол-во % Кол-во %
1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры 2 18,2 3 3,8
2. Теория и методика физического воспитания 3 27,2 16 20,2
3. Теория и методика спорта 4 36,4 33 41,7
4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих - - 10 12,2
5. Теория и методика оздоровительной физической культуры - - 9 11,4
6. Теория и методика адаптивной физической культуры 1 9,1 4 5,1
7. Психология физической культуры - - 1 1,3
8. 13.00.04 + другая специальность 1 9,1 3 3,8
Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют, что наибольшее число докторских диссертаций защищено по теории и методике спорта (36,4%). Две диссертации защищены по фундаментальным проблемам общей теории физической культуры (18,2%) и три - по теории и методике физического воспитания (27,2%). На теорию и методику адаптивной физической культуры приходится одна диссертация (9,1%). При этом наибольшее количество докторских диссертаций (4) защищено в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (36,3%). Две докторские диссертации защищены в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (18,2%). Тюменский государственный университет, Московский городской педагогический университет, Тульский государственный университет и Балтийский федеральный университет имени И. Канта представили по одной докторской диссертации (по 9,1%). Всего в 2016 году в экспертный совет по педагогике и психологии было представлено 11 докторских диссертаций, одна из них была защищена по двум специальностям (Балтийский федеральный университет им. И. Канта) - 13.00.04 и 13.00.08.
Успешным прохождением экспертного совета по педагогике и психологии и Президиума ВАК можно считать защиту докторских диссертаций В.В. Храмова [«Инновационные технологии обучения двигательным действиям в системе физкультурного образования (на примере Республики Беларусь)» - Балтийский федеральный университет им. И. Канта, по специальностям 13.00.04 и 13.00.08, дата защиты диссертации 20.01.2016, первичное рассмотрение на экспертном совете 16.03.2016]
и Т.К. Ким («Организационно-педагогическое и программно-методическое обеспечение физического воспитания в системе «семья - школа» - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, дата защиты диссертации 22.03.2016, первичное рассмотрение на экспертном совете 25.05.2016). Названия этих диссертаций, их содержание, обоснованность актуальности разрабатываемых проблем, корректность использования методов исследования, доказательность выводов, теоретическая и практическая значимость исследований не вызвали сомнений у экспертного сообщества совета по педагогике и психологии и Президиума ВАК (и в первом и во втором случае голосование было единогласным).
Докторские диссертации Т.А. Селитренниковой («Управление процессом адаптивного физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы на основе комплексного контроля» - Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, дата защиты диссертации 08.10.2015, рассмотрение на экспертном совете после дополнительного заключения 25.05.2016); Сабировой И.А. («Метапредметный подход к подготовке стрелков-писто-летчиков в системе многолетней тренировки» - Московский городской педагогический университет, дата защиты диссертации 10.06.2015, рассмотрена на экспертном совете после дополнительного заключения 16.03.2016) и Мельниковой Н.Ю. («Социально-педагогические особенности эволюции Олимпийских зимних игр» - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, дата защиты диссертации 19.01.2016, рассмотрена на экспертном совете после
дополнительного заключения в октябре 2016 г.) были направлены на дополнительное заключение в ведущие физкультурные вузы Российской Федерации.
По результатам экспертизы аттестационных дел Е.А. Черепова «Актуализация здоровьеформирующего пространства общеобразовательной школы на основе спортизации физического воспитания» - Тюменский государственный университет, дата защиты диссертации 15.04.2016, первичное рассмотрение на экспертном совете 16.03.2016) и Р.Н. Апойко («Эволюция спортивной борьбы в международном олимпийском движении и ее влияние на основные компоненты подготовки борцов высшей квалификации» - Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, дата защиты диссертации 09.06.2016, первичное рассмотрение на экспертном совете 28.09.2016) было принято решение пригласить данных соискателей на заседание экспертного совета по педагогике и психологии для освещения вопросов новизны, теоретической и практической значимости, обоснованности положений, выносимых на защиту, доказательности выводов.
Обсуждение остальных аттестационных дел (Загрев-ской А.И. - «Формирование кинезиологической компетентности студентов в системе физкультурно-спортив-ного образования» - Тюменский Государственный университет, дата защиты диссертации 10.12.2015, первичное рассмотрение на экспертном совете 16.03.2016; Близнев-ского А.Ю. - «Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края» - Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, дата защиты диссертации 24.12.2015, первичное рассмотрение на экспертном совете 16.03.2016; Гурского А.В. -«Педагогическая концепция управления системой двигательных действий лыжников-гонщиков» -Смоленская академия физической культуры, защищена в Национальном государственном Университете физиче-
ской культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, дата защиты диссертации 13.10.2016, первичное рассмотрение на экспертном совете в декабре 2016 г.; Кандауро-вой Н.В. - «Организационно-управленческая и предпринимательская деятельность руководителя спортивной школы» - Тульский государственный университет, дата защиты диссертации 21.05.2015, первичное рассмотрение на экспертном совете 16.03.2016) не выявило каких-либо нарушений, препятствующих представлению их на Президиум ВАК с ходатайством о присуждении ученой степени доктора педагогических наук.
Анализ тематики кандидатских диссертаций, рассмотренных в экспертном совете в 2016 г., свидетельствует, что наибольшее количество диссертаций (33) защищено по теории и методике спорта (47,1%). При этом по 30,3% приходится на научное обоснование подходов к подготовке спортсменов на этапах высших достижений и предварительной подготовки; 21,2% - на этапе углубленной спортивной специализации. Остальные 19,2% диссертационных работ посвящены таким аспектам теории спорта, как спортивная ориентация и отбор, подготовка судей, содержанию всесоюзной спортивной классификации, паралимпийскому спорту. Далее следуют диссертации, защищенные по теории и методике физического воспитания (20,2%), из которых 43,8% приходится на дошкольное физическое воспитание, 18,8% - на школьное и 37,4% - на физическое воспитание студенческой молодежи. Теории и методике профессионально-прикладной подготовки посвящено 12,2% диссертаций, оздоровительной физической культуре - 11,4%, адаптивной физической культуре - 5,1%. На фундаментальные проблемы физической культуры, психологию физической культуры, диссертации, защищенные по двум специальностям, приходится 9,4%.
В таблице 2 приведены данные о количестве докторских и кандидатских диссертациях, защищенных в конкретных диссертационных советах.
Таблица 2
Вузы, в которых были защищены диссертации по специальности 13.00.04, рассмотренные в 2016 году
№ п/п Область знания Докторские Кандидатские
Кол-во % Кол-во %
1 2 3 4 5 6
1. Адыгейский государственный университет (АГУ) - - 7 8,9
2. Бурятский государственный университет (БГУ) - - 1 1,3
3. ФГБУФНЦВНИИФК - - 2 2,5
4. Московская государственная академия физической культуры (МГАФК) - - 7 8,9
5. Московский городской педагогический университет (МГПУ) 1 9,1 13 16,4
6. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя (МГУ МВД им. В.Я. Кикотя) - - 3 3,8
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5 6
7. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф. Лесгафта) 4 36,9 10 12,6
8. Российский государственный социальный университет (РГСУ) - - 1 1,3
9. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) - - 3 3,8
10. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) 2 18,2 8 10,2
11. Сибирский государственный университет физической культуры (СибГУФК) 1 9,1 5 6,3
12. Тульский государственный университет (ТулГУ) 1 11 13,9
13. Тюменский государственный университет (ТюмГУ) 2 18,2 2 2,5
14. Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК) - - 3 3,8
15. Балтийский федеральный университет имени И. Канта (БФУ им И. Канта) 1 9,1 3 3,8
Из таблицы 2 видно, что наибольшее количество кандидатских диссертаций (13) было представлено в экспертный совет по педагогике и психологии Московским городским педагогическим университетом (16,4%). При этом тематика 4-х диссертаций касалась теории и методики профессионально-прикладной физической культуры, 3 диссертации было защищено по теории и методике физического воспитания, по 2 диссертации - по оздоровительной физической культуре и спортивной тренировке и одна - по физическому воспитанию детей-сирот.
На втором месте по количеству представленных в 2026 году кандидатских диссертаций (11) стоит Тульский государственный университет (13,9%). При этом 6 диссертаций затрагивали проблемы спортивной подготовки, 3 - теории и методики физического воспитания и 2 - оздоровительной физической культуры.
Следующее ранговое место по количеству представленных в 2026 году кандидатских диссертаций (10) занимает Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (12,6%). Тематика более половины (6) из них касалась теории и методики спорта, две работы были защищены по проблемам адаптивной физической культуры, одна -по оздоровительной физической культуре и одна -по психологии физической культуры.
Четвертое место по количеству представленных в 2016 г. диссертаций (8) занимает Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (10,2%). При этом 4 диссертации посвящены проблемам спортивной тренировки, две -профессионально-прикладной физической подготовки и по одной - физического воспитания и оздоровительной физической культуры.
По семь кандидатских диссертаций представили Московская государственная академия физической культуры
и Адыгейского государственного университета. Основная направленность защищенных в МГАФК работ касалась теории и методики физического воспитания (3) и теории и методики спорта (3). Одна диссертация была защищена по профессионально-прикладной физической культуре. Примерно такая же тенденция характерна и для тематики диссертационных работ в АГУ (3 и 3 соответственно), и одна работа по адаптивной физической культуре.
Тематика диссертационных работ, представленных в экспертный совет по педагогике и психологии Сибирским государственным университетом физической культуры (5), касалась только спортивного направления.
В остальных вузах было защищено (18) от одной до трех диссертаций, основная направленность которых касалась теории и методики физического воспитания и профессионально-прикладной физической культуры.
При анализе диссертационных работ было отмечено, что в ряде названий кандидатских диссертаций в качестве ключевых слов используются такие понятия, как «формирование» (АГУ, МГАФК, МГПУ, РГПУ им А.И. Герцена, ГЦОЛИФК, ТулГУ, ТюмГУ), «развитие» (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, ТулГУ), «совершенствование» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, МГПУ, СИБГУФК), которые, по своей этимологии не могут охарактеризовать ни исходные позиции (от которых берут начало «развитие», «совершенствование», «формирование») ни конечный результат (когда заканчиваются «развитие», «совершенствование», «формирование»).
Заключение
В целом анализ диссертаций, представленный в экспертный совет по педагогике и психологии, показал, что их содержание соответствует паспорту специальности 13.00.04. Публикации раскрывают основные положения диссертационных работ, а их количество соответствует предъявляемым требованиям.
Литература
1. Горелов, А.А. Физическая культура - научная специальность или самостоятельная отрасль науки? / А.А. Горелов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. -2013. - № 3. - С. 10-13.
2. Баранов, В.Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта за 1935-2015 годы (СССР и Российская Федерация) / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 3-9.
3. Баранов, В.Н. Тематика и количественный анализ диссертационных исследований по физической культуре и спорту, выполненных в 2015 году / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 94-97.
References
1. Gorelov, A.A. Physical culture: is a scientific specialty or an independent branch of science? / A.A. Gorelov, B.N. Shustin // Vestnik sportivnoy nauki. - 2013. - No. 3. -P. 10-13.
2. Baranov, V.N. Comparative analysis of the development of dissertation research in the field of physical culture and sports for 1935-2015 (USSR and Russian Federation) / V.N. Baranov, B.N. Shustin // Vestnik sportivnoy nauki. -2015. - No 4. - C. 3-9.
3. Baranov, V.N. Theme and quantitative analysis of dissertational research in physical culture and sports, carried out in 2015 / V.N. Baranov, B.N. Shustin // Teori-ya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2016. - No. 9. -Pp. 94-97.
<&
ФНЦ ВНИИФК