УДК 378.245.2
КАЧЕСТВО ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ МАГИСТРАТУРЫ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
С.С. Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления в спорте и образовании,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
В статье представлены результаты анализа качества диссертационных исследований по научной специальности 13.00.04 «Теория методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Цель исследования - совершенствование качества квалификационных научных работ магистров как основы для продолжения научно-исследовательской деятельности в аспирантуре.
Завершающим этапом освоения образовательной программы магистратуры является подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Диссертация - особый вид научного произведения, в котором реализуется научное творчество посредством создания новых научных знаний. Это исследование представляет собой не только описание научных фактов, но и их всесторонний анализ с использованием общенаучных и специальных методов научного познания с обоснованием правомерности их применения, терминологического аппарата соответствующей научной специальности. В отличие от кандидатских диссертаций магистерская диссертация, являясь самостоятельным научным исследованием, в литературе относится к учебно-исследовательским работам, основу которых составляет моделирование известных решений. Но ее качество свидетельствует о способности автора вести научный поиск и находиться в границах научного стиля речи с учетом объективности, точности и доказательности суждений и оценок, выявлять профессиональные проблемы и знать общие методы их решения. Все это позволит продолжить научные исследования в
аспирантуре и подготовить диссертационную работу, в которой содержится решение научной задачи в области физической культуры и спорта.
В исследовании были использованы материалы о результатах работы экспертных советов ВАК при Минобрнауки России. В результате исследования установлено следующее:
1. Одними из основных недостатков диссертационных работ, по которым приняты отрицательные решения экспертного совета по педагогике и психологии, являются отсутствие научной новизны исследования, расплывчатость формулировок темы, несоответствие использованных методов исследования заявленным методологическим подходам.
2. Совершенствование качества магистерских диссертаций позволит в дальнейшем устранить указанные в работе типичные недостатки диссертационных исследований.
Ключевые слова: научное исследование, диссертация, методы исследования, научная специальность, диссертационный совет, качество диссертационного исследования.
Для цитирования: Воеводина С.С. Качество диссертационных исследований выпускников магистратуры вузов физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. -С. 90-93.
For citation: Voevodina S. Quality of thesis researches of graduates of Master's Degree Programme at physical education and sports universities. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice.], 2019, no 1, pp. 90-93 (in Russian).
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения качества диссертационных исследований в связи с работой по совершенствованию государственной системы научной аттестации и реализацией «дорожной карты» по оптимизации сети диссертационных советов.
В настоящее время сеть диссертационных советов включает 1999 советов. Динамика числа защит, приходящихся на один диссертационный совет в год, по всем отраслям наук и педагогическим наукам представлена на рисунке.
10 8 6 4 2
2012 г. 2017 г.
□ все отрасли наук □ педагогические науки
Рисунок. Динамика числа защит на один совет в 2012 г. и 2017 г. по всем отраслям наук и педагогическим наукам [6]
Она свидетельствует о снижении числа защит по всем отраслям наук с 7,16 в 2012 году до 4,79 в 2017 году, в том числе по педагогическим наукам - с 8,03 в 2012 году до 5,22 в 2017 году.
Данные о рассмотренных диссертациях в 2017 году по областям знаний в соответствии с паспортом научной специальности 13.00.04 представлены в таблице 1.
Представленные данные свидетельствуют о приоритете научных исследований в области теории и методики спорта (52,7%). Далее идут научные работы
по теории и методике профессионально-прикладной физической культуре и физической подготовке военнослужащих (21,8%), теории и методике физического воспитания (18,2%), теории и методике адаптивной физической культуры (3,6%), теории и методике оздоровительной физической культуры (3,6%).
В материалах экспертного совета по педагогике и психологии указано, что по двум докторским диссертационным работам Минобрнауки России на основании рекомендации ВАК принято решение об отмене решения диссертационного совета и об отказе в выдаче диплома: диссертация на тему «Конвергентные стратегии повышения конкурентоспособности марафонцев» (Сибирский государственный университет физической культуры и спорта), диссертация на тему «Социально-образовательная адаптация детей-сирот в физкультур-но-спортивной деятельности вуза» (Бурятский государственный университет) [2].
При анализе педагогических диссертационных работ по специальности 13.00.04 выявлено использование в качестве ключевых слов следующих понятий - формирование, развитие, совершенствование, которые по своей этимологии не могут охарактеризовать исходные позиции и конечный результат исследования. На данный аспект необходимо обратить внимание при выборе тем магистерских диссертаций по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Спорт».
К типичным недостаткам педагогических диссертационных исследований относятся следующие ошибки:
- расплывчатость формулировки темы;
- подмена гипотезы задачами исследований;
- несоответствие использованных методов исследования заявленным методологическим подходам;
- во многих работах «процесс формирования» не раскрыт с позиций конкретной педагогической модели, а представлен в виде традиционной схемы перечисления ее компонентов;
- реферативное изложение выполненных ранее исследований вместо теоретического анализа;
- отсутствие анализа достоверности и обоснованности результатов исследования;
0
Таблица 1
Количество рассмотренных диссертаций по научной специальности 13.00.04 по областям знаний, 2017 г.
[2]
№ Область знания Докторские Кандидатские
кол-во % кол-во %
1 Теория и методика спорта 2 50 29 52,7
2 Теория и методика физического воспитания 1 25 10 18,2
3 Теория и методика адаптивной физической культуры - - 2 3,6
4 Теория и методика оздоровительной физической культуры 1 25 2 3,6
5 Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих - - 12 21,8
№1 I 2019 91
Таблица 2
Количество диссертаций, рассмотренных экспертным советом, 2012-2017 гг.
Отрасль науки Ученая степень Год защиты диссертации
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Педагогические Д 203 129 95 103 59 54
К 2051 908 871 925 717 453
- отсутствие сопоставления полученных результатов с результатами аналогичных исследований российской и зарубежной практики;
- практически во всех диссертационных работах указывается положительное влияние результатов исследования на образовательную практику, но не анализируются противоречия воспитания и обучения, характерные для современного этапа развития российского образования.
Нередко в диссертационных исследованиях используются понятия, применяемые в зарубежной педагогике. Например, понятие «педагогический дизайн» трактуется в работах как «творческий замысел, планирование и конструирование педагогом конкретных действий для достижения желаемых результатов путем подбора наилучших средств, с учетом содержания учебного материала и целевой аудитории на основе наиболее рационального представления взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивающих психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования» [2]. Применение указанного понятия не является доказательством получения нового научного знания, а предполагает анализ его содержания и определение границ применения в данной области педагогических знаний.
Следует отметить, что научная специальность 13.00.04 отнесена к компетенции экспертного совета ВАК при Минобрнауке России по педагогике и психологии (всего в его компетенции 23 научные специальности, из них 10 - составляют педагогические науки). Данные о результатах рассмотрения диссертационных работ по педагогическим наукам представлены в таблице 2.
В 2017 году экспертным советом приняты отрицательные заключения по 1 кандидатской и 10 докторским диссертациям.
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о снижении количества диссертационных работ в области педагогических наук:
- на соискание ученой степени кандидата наук - с 2051 работы в 2012 году до 453 работ в 2017 году;
- на соискание ученой степени доктора наук - с 203 работ в 2012 году до 54 работ в 2017 году.
Таким образом, результатом оценки качества диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата наук является положительное решение диссертационного совета и положительные ре-
комендации экспертного совета ВАК при Минобрнауки России. Основой этого процесса является подготовленность магистра, аспиранта, соискателя в области научно-исследовательской деятельности. Представленные в работе типичные ошибки диссертационных исследований необходимо учитывать при подготовке магистерских диссертаций в области физической культуры и спорта, что позволит повысить качество данных работ и управлять процессом научного исследования, поскольку научная работа - это, прежде всего, плановая деятельность, сочетаемая с творческим процессом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахметов С.М. Организационно-содержательные детерминанты эффективной профессионально-спортивной подготовки студентов в образовательном комплексе «вуз физической культуры - училище олимпийского резерва» / С.М. Ахметов, Ю.К. Черны-шенко // «Олимпийский спорт для всех»: материалы XXII международного научного конгресса (25-28 октября 2018 г., г. Тбилиси). - 2018. - С. 2007-2011.
2. Аналитические материалы о результатах работы экспертных советов ВАК при Минобрнауки России // Вестник Высшей аттестационной комиссии при Ми-нобрануки России. - 2018. - №3 (15). - С.36- 110.
3. Жаворонкова Н.Г. К вопросу о переходе на новую модель аттестации научных кадров высшей категории / Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 12. - С. 87-95.
4. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. - М.: Ось-89, 2000. - 320 с.
5. Мирзоева Е.В. К вопросу о повышении качества профессиональной подготовки бакалавра физической культуры / Е.В. Мирзоева // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2018. - № 9. - С. 68-70.
6. Об итогах мониторинга сети диссертационных советов в соответствии с реализацией плана мероприятий (дорожной карты) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, на 2016-2020 годы // Вестник Высшей аттестационной комиссии при Минобрануки России.
- 2018. - №4 (16). - С.13-18.
7. Тарасенко А.А. Организация научно-практических конференций как инновационное направление профессиональной подготовки магистрантов / А.А. Тара-сенко, А.В. Плешкань, С.В. Фомиченко // Физическая культура и спорта - наука и практика. - 2018. - №3.
- С.45-50.
QUALITY OF THESIS RESEARCHES OF GRADUATES OF MASTER'S DEGREE PROGRAMME AT PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITIES
S. Voevodina, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Economics and Management Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
The article presents the results of the analysis of the quality of dissertation research in the field of the scientific specialty 13.00.04 - «Theory of methods of physical education, sports training, health and adaptive physical education». The aim of the research is to improve the quality of master's qualification scientific works as a basis for the promotion of research activities in a graduate school.
The final learning stage of the education at the Master's degree programme is the preparation of a final qualifying work (a master's thesis). A dissertation is a special kind of a scientific work in which a scientific creativity is realized through the creation of new scientific knowledge. This study is not only a description of the scientific facts, but also their comprehensive analysis using general scientific and special methods of scientific knowledge with the justification of the legality of their application, the terminology of the relevant scientific specialty.
In contrast to a candidate's dissertation, master's thesis being an independent scientific research, in the literature refers to educational and research works, the basis of which is the modeling of known solutions.
But its quality indicates the author's ability to conduct scientific research and to stay within the boundaries of the scientific style of speech, taking into account the objectivity, accuracy and evidence of judgments and assessments, to identify professional problems and to know general methods of their solutions. All this will allow to continue research in a graduate school and to prepare a thesis, which contains the solution of scientific problems in the field of physical education and sports.
The study used the results of the work of the Expert Councils of the Higher Attestation Commission under the Ministry of Education. In light of this, the study has found the following:
1. One of the disadvantages of dissertations, which made negative decisions of the Expert Council on Pedagogy and Psychology, is the lack of a scientific novelty of the study, the vagueness of the wording of the topic, the inconsistency of the research methods used by the stated methodological approaches.
2. The improvement of the quality of a master's thesis will further eliminate these typical shortcomings of dissertation research.
Keywords: scientific research, dissertation, research methods, scientific specialty, Dissertation Council, quality of dissertation research.
References:
1. Akhmetov S.M., Chernyshenko Yu.K. Organizational and substantive determinants of effective vocational and sports training of students in the educational complex "College of physical education, Olympic reserve school". «Olimpijskij sport dlya vsekh»: materialy XXII mezhdunarod-nogo nauchnogo kongressa ["Olympic sport for all": proceedings of XXII international scientific Congress]. October 25-28, 2018, Tblisi, 2018, pp. 2007-2011. (in Russian)
2. Analytical materials on the results of the expert councils of the VAK at the Ministry of education and science of Russia. Vestnik Vysshej attestacionnoj komissii pri Mino-branuki Rossii [Bulletin of the Higher attestation Commission at the Ministry of Education]. 2018, no 3 (15), pp. 36 - 110. (in Russian)
3. Zhavoronkova N.D., Shpakovsky Yu.G. On the issue of transition to a new model of certification of scientific personnel of the highest category. Aktual'nye problemy rossijskogoprava [Actual problems of Russian law]. 2015, no 12, pp. 87-95. (in Russian)
4. Kuzin F.A. Metodika napisaniya. Pravila oformleniya. Po-ryadok zashchity: Prakticheskoe posobie dlya doktorantov, aspirantov i magistrantov [Thesis. Methods of writing. Rules of registration. Order of protection. A practical guide for doctoral, graduate and master students]. Moscow, OS89, 2000, 320 p. (in Russian)
5. Mirzoeva, E.V. to the question of improving the quality of professional training of bachelor of physical culture. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Bulletin of higher school)]. 2018, no 9, P. 68-70. (in Russian)
6. About results of monitoring of a network of dissertation councils according to implementation of the action plan (road map) on optimization of a network of councils on protection of dissertations on competition of the scientific degree of the candidate of Sciences, on competition of the scientific degree of the doctor of Sciences, for 2016-2020/ Vestnik Vysshej attestacionnoj komissii pri Mi-nobranukiRossii [Bulletin of the Higher attestation Commission at the Ministry of Education]. 2018, no 4 (16), pp. 13-18. (in Russian)
7. Tarasenko A.A., Pleshkan A.V., Fomichenko S.V. Organization of scientific and practical conferences as an innovative direction of professional training for undergraduates. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture and sport - science and practice]. 2018, no 3, pp. 45-50. (in Russian)
Поступила / Received 15.01.2019
Принята в печать / Accepted 06.03.2019
№1 l 2019
93