Научная статья на тему 'ЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ'

ЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природа права / тип правопонимания / норма права / логичность / порядок / нормативность / разумность / nature of law / type of legal understanding / rule of law / logic / order / normativity / reasonableness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алла Александровна Васечко, Константин Станиславович Щелоков

Основным назначением права является его регулятивная и охранительная функции, которые реализуются в упорядочивании, четкой организации общественных отношений, охране общезначимых общественных отношений путем установления субъективных прав и обязанностей, запретов и наказаний. В этом плане право, выступая нормативным образованием, вносит в повседневную жизнь порядок, определенность, последовательность, обоснованность, непротиворечивость, сбалансированность и полноту. По мнению авторов, подобный потенциал права есть следствие проявление его логической природы и разумности как необходимого условия жизненности права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGICAL NATURE OF LAW IN THE CONTEXT OF VARIOUS TYPES OF LEGAL UNDERSTANDING

The main purpose of law is its regulatory and protective functions, which are implemented in the ordering, clear organization of public relations, the protection of generally significant public relations by establishing subjective rights and obligations, prohibitions and punishments. In this regard, law, acting as a normative entity, brings order, certainty, consistency, validity, consistency, balance and completeness to everyday life. According to the authors of the article, such a potential of law is a consequence of the manifestation of its logical nature and reasonableness as a necessary condition for the vitality of law.

Текст научной работы на тему «ЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34.01 ББК 67.0, 87.0

DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-15-18

NIION: 2003-0059-5/21-002 MOSURED: 77/27-003-2021-05-201 © Васечко А.А., Щелоков К.С., 2021

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Алла Александровна Васечко, доцент кафедры философии, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: vasechkoa@yandex.ru

Константин Станиславович Щелоков, старший преподаватель кафедры философии, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: kon-bureocrat@yandex.ru

Аннотация. Основным назначением права является его регулятивная и охранительная функции, которые реализуются в упорядочивании, четкой организации общественных отношений, охране общезначимых общественных отношений путем установления субъективных прав и обязанностей, запретов и наказаний. В этом плане право, выступая нормативным образованием, вносит в повседневную жизнь порядок, определенность, последовательность, обоснованность, непротиворечивость, сбалансированность и полноту. По мнению авторов, подобный потенциал права есть следствие проявление его логической природы и разумности как необходимого условия жизненности права.

Ключевые слова: природа права, тип правопонимания, норма права, логичность, порядок, нормативность, разумность.

THE LOGICAL NATURE OF LAW IN THE CONTEXT OF VARIOUS TYPES OF LEGAL UNDERSTANDING

Alla A. Vasechko, Associate Professor of the Department of Philosophy, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: vasechkoa@yandex.ru

Konstantin S. Shchelokov, Senior Lecturer of the Department of Philosophy, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: kon-bureocrat@yandex.ru

Abstract. The main purpose of law is its regulatory and protective functions, which are implemented in the ordering, clear organization of public relations, the protection of generally significant public relations by establishing subjective rights and obligations, prohibitions and punishments. In this regard, law, acting as a normative entity, brings order, certainty, consistency, validity, consistency, balance and completeness to everyday life. According to the authors of the article, such a potential of law is a consequence of the manifestation of its logical nature and reasonableness as a necessary condition for the vitality of law.

Keywords: nature of law, type of legal understanding, rule of law, logic, order, normativity, reasonableness.

Для цитирования: Васечко А.А., Щелоков К.С. Логическая природа права в контексте различных типов правопонимания. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5): 15—18.

В различных культурных традициях право обла- время, под природой понимают объект изучения ес-

дает своим уникальным содержательным своеобра- тественных наук, а также совокупность естественных

зием и специфическими формами. Самый верный условий существования человеческого общества.

способ познать потенциал права, оценить эффектив- Под природой можно понимать и те условия, базо-

ность его действия, его объективную социальную вые начала, без которых что-либо не может возник-

востребованность — обратиться к выяснению его нуть, развиваться и существовать. природы, поскольку она едина и не зависит от спе- В контексте данной статьи целесообразно пони-

цифики конкретного общества. Прежде чем присту- мать природу как сущность вещи, внутреннее

пить к выяснению самой природы права, необ- устройство вещей или процессов, как например, в

ходимо уяснить значение термина «природа» и опре- выражении «природа вещей». Обнаружение при-

делиться с типом правопонимания. роды права подразумевает отыскание таких его уни-

В самом простом смысле природу определяют кальных качеств и свойств, которые образуют право,

как все сущее, весь мир в его многообразии. В то же вызывают его развитие как самостоятельного фено-

мена. Природа права рассматривается в зависимости от того или иного доминирующего в обществе типа правопонимания. Еще в начале ХХ в. было очевидно, что право относится к различным сферам человеческой жизни и деятельности — оно является и государственно-организационным, и социологическим, и психическим, и нормативным феноменом, из чего следовало, что и понятия права должны быть различны [1]. В современной российской юридической науке среди общедоктринальных типов право-понимания принято выделять легистский, естественно-правовой, социологический. Во избежание субъективного подхода при изучении права, продолжает укреплять свои позиции интегральный тип правопонимания, что обусловлено его широким методологическим охватом. При этом предполагается, что последние ориентированы на непозитивистское понимание права. На существовании философского типа правопонимания, который подразумевает абстрактный уровень освоения права, без детализации, присущей иным типам, в юридической науке настаивает ряд исследователей: В.С. Нерсесянц, В.В. Ла-паева, О.В. Мартышин, В.В. Лазарев, С.В. Липень, Р.Х. Макуев.

В общей теории права философскому правопони-манию незаслуженно уделяется недостаточно внимания [2]. Плюрализм типов правопонимания обуславливает многообразие в понимании природы права.

Принципиальная проблема данной статьи сводится к вопросу о том, что понимается под логической природой права, является ли логичность чертой, определяющей первозданную сущность права, т.е. природной характеристикой права как самостоятельного феномена. Природные характеристики имманентно присущи праву, неистребимы и сохраняются во всех проявлениях права. Под логикой же необходимо понимать не только науку о законах, принципах и методах идеализированных рассуждений, выражающих результаты рациональной и познавательной мыслительной деятельности человека, но также о языке как средстве такой деятельности. Логика в широком смысле трактуется как разумность, внутренняя закономерность, последовательность и упорядоченность, присущая материальным и идеальным предметам и явлениям. Во многих религиозно-философских системах Логос понимается как воплощение некого высшего начала, называемого Мировым Разумом, Мировым Духом, Абсо-

лютом, Брахмой и т.д., то, что вызывает к существованию. Логическая природа права может быть познана через тот потенциал, который несет в себе право. Природа того или иного явления, возможность его эволюции коренится в его внутренних силах. Логическая природа права проявляется через придание регулируемым отношениям упорядоченности, устойчивости, возможности их репродуцирования неопределенное количество раз.

Традиционно логическую природу права рассматривают в контексте легистского типа правопонимания. Характерное для легизма отождествление права и закона в самом широком его понимании предполагает рассмотрение нормы права как продукта волевой, специализированной деятельности различных субъектов нормотворчества, детерминированной объективной реальностью. Норма права, являясь исходным элементом в механизме правового регулирования, воспринимается как общеобязательное правило поведения. Правовая наука главным свойством правовой нормы считает ее общий характер. Внешне он предполагает многократность ее применения и распространение действия на неопределенный круг лиц. Такое действие правовой нормы подкрепляется ее общеобязательностью, которая обеспечивается государственным авторитетом, а порой и государственным принуждением. Норма права представляет собой не только сложный правовой феномен, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, но и имеющий под собой специфическую грамматическую основу и уникальную логическую структуру [3]. Логическая природа права в этом случае проявляется в регулятивной способности нормы закона, подкрепляемой силой государственного принуждения, а логичность рассматривается как соответствие нормы права основным формально-логическим законам [4], правилам и приемам формальной логики, как способность законодателя и правоприменителя, прежде всего, правильно, стройно, разумно рассуждать, поступать последовательно, делать обоснованные заключения.

Наряду с подвижным и изменчивым положительным правом, существует вечное естественное право, коренящееся в самой природе человеческого разума и человеческих отношениях [5]. Теория естественного права, восходящая к учению древнеримских юристов, неоднократно переосмысливалась в

эпоху Средневековья, Нового времени, находит свое продолжение в работах современников. Настоящее подлинное естественное право может быть познано вне исторического опыта, вне культурных рамок, носит разумный, универсальный характер. Природа права состоит.. .больше в разумных началах регулирования общественных отношений [6]. Рационализм предстает логическим орудием права. Понятие естественного права включает в себя несколько смысловых трактовок. В контексте светской трактовки естественное право — это право, основанное на природе человека и человеческих отношений, и может, и должно быть развито разумной природой человека [7]. Человек — существо разумное, и именно он обладает способностью к рефлексии и саморефлексии, в чем и кроется источник права и его логическая природа.

В контексте теологической трактовки теория естественного права понимает право как нечто божественное. Человеческий разум не может сам продуцировать право, он его только осознает, а объективным началом является Бог. Так, в Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово.», что по-гречески звучит «В начале был Логос. Логос явил людям Бога, стал Его зримым и даже осязаемым воплощением». Под Логосом в этом контексте понимается сам Бог как идеальная субстанция, Абсолют, Мировой Разум. Впервые идея разделения человеческого и божественного закона, как веления, устанавливаемого по воле главы и государства, и разумной волей Бога высказана Ф. Аквинским. Божественные законы устанавливаются разумной волей Бога, а человеком постигаются через различение добра и зла.

Человек биосоциален, и право — это результат динамичного функционирования общества — из этих позиций исходят сторонники социологического типа правопонимания. Это значит, что появление нормы права как правила поведения изначально связано с возникновением объективно-обусловленной экономической, социально-политической или иной общественной потребности в регулировании и упорядочивании соответствующих отношений, что является разумным, эффективным, логичным и социально нормальным. От этих потребностей в конечном итоге зависит качество нормы. Обусловленные саморегуляцией общества и в силу своей закономерности и нормальности в указанных условиях, такие действия становятся повторяемыми. «Потреб-

ность охватить общими правилами многократно повторяющиеся акты деятельности, связи и устойчивые формы отношений является чертой исторического процесса.

Особая роль в разработке теории логической рациональности принадлежит М. Веберу, который подчеркивал, что сам феномен рациональности появляется именно в Европе. Европейская рациональность в музыке создает нотное письмо, в мировоззренческих размышлениях о мире рациональную философию, в живописи появилась рациональная перспектива, ставшая одним из конструктивных средств развития искусства. В науке появляется рациональная химия, рационально организованное образование приводит к появлению европейских университетов, а рационально организованное управление приводить к формированию европейского бюрократического государства. Все эти сферы были ярко представлены и в других культурах и цивилизациях, но свой рационально-оформленный вид, привычный современникам, появляется именно в Европе. Европейская рациональность в праве выразилась в формировании строгих логико-юридических схем и юридического мышления, как предельной целесообразности и соответствия целей и средств их достижения [8, с. 71].

В научных разработках последнего десятилетия нормативность представляется как неизбежное свойство любого социального образования, необходимость которого обусловлена объективными условиями развития общества. Сторонники этой точки зрения констатируют объективную природу нормы, выводя ее за пределы деятельности людей.

Сама социальная жизнь становится источником нормообразования» [9, с. 16]. Следствием повторяемости социальных связей является типичность. Впоследствии, после получения всеобщего признания, такие действия становятся общеобязательными. Это свойство они приобретают скорее в результате принудительности, целью которой является воспрепятствование актам социальной действительности, влекущим разбалансированность и дезорганизован-ность социальных связей. В связи с этим, если некоторые установки поддерживаются только реальным применением мер принуждения, они перестают быть объективно обусловленными, а, следовательно, становятся нормативными только по форме, а не по своей природе, теряя смысл.

Перечень и связь указанных выше объективных признаков нормативности достаточно условен. Но, в то же время, все признаки нормативности неразрывно связаны друг с другом, они не существуют сами по себе, а являются проявлением единого целого — «социальной нормативности как социального закона, как объективного свойства социальной реальности...» [10, с. 160]. Таким образом, «нормативность есть первичное, исходное свойство социальной материи, предопределяемое его внутренней потребностью в упорядоченности и способности к самоорганизации» [11, с. 14-15], и в этом контексте понимается как проявление логической природы права.

В заключение стоит отметить, что в контексте различных типов правопонимания право, так или иначе, связывают с порядком, логикой и разумностью. В субъективном смысле разум наделяет человека способностью мыслить, в результате чего право получает свое закрепление в законе. В объективном смысле разум, воплощая в себе порядок, пронизывает все бытие. Гераклит говорил, что все наше бытие разумно, а Разум (Логос) есть закон этого мира. Разум выступает условием жизненности и способом жизни права. Право — это продукт Разума во всех смыслах этого слова.

Литература

1. Фролова Е.А., Кистяковский Б.А. О природе права // Кантовский сборник. 2014. № 2. С. 62-68.

2. Кожевников В.В., Чередниченко А.Е. Философия права как идеологическая предпосылка философского типа понимания права // Вестник Омского университета. 2019. № 4. С. 20.

3. Васечко А.А. Норма права как грамматическая, логическая и юридическая конструкция // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 1. С. 114-116.

4. Васечко А.А. Непротиворечивость как критерий истины в праве // Философские исследования и современность. 2020. Вып. 9. С. 20-26.

5. Палеха Р.Р. Общедоктринальные типы право-понимания в современной российской юридической науке // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 4. С. 125-131.

6. Перфильев В.В., Орлов К.А. Основные характеристики природы права: общетеоретический аспект // Вестник экономический безопасности. 2020. № 3. С. 32.

7. Щупленков Н.О. К вопросу содержания понятия естественного права в трудах отечественных мыслителей второй половины XIX — начала ХХ века // Юридические исследования. 2014. № 4. С 170-207.

8. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

9. Кулакова Ю.Ю. Нормативный договор в системе форм российского права: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

10. Гайворонская Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении (советский и постсоветский периоды). Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001.

11. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986.

References

1. Frolova E.A., Kistyakovskiy B.A. O prirode prava // Kantovskiy sbornik. 2014. № 2. S. 62-68.

2. Kozhevnikov V.V., Cherednichenko A.E. Filo-sofiya prava kak ideologicheskaya predposylka filosof-skogo tipa ponimaniya prava // Vestnik Omskogo universiteta. 2019. № 4. S. 20.

3. Vasechko A.A. Norma prava kak grammatiches-kaya, logicheskaya i yuridicheskaya konstruktsiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 1. S. 114-116.

4. Vasechko A.A. Neprotivorechivost' kak kriteriy istiny v prave // Filosofskiye issledovaniya i sovremen-nost'. 2020. Vyp. 9. S. 20-26.

5. Palekha R.R. Obshchedoktrinal'nyye tipy pravo-ponimaniya v sovremennoy rossiyskoy yuridicheskoy nauke // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2011. № 4. S. 125-131.

6. Perfil'yev V.V., OrlovK.A. Osnovnyye kharak-teristiki prirody prava: obshcheteoreticheskiy aspekt // Vestnik ekonomicheskiy bezopasnosti. 2020. № 3. S. 32.

7. ShchuplenkovN.O. K voprosu soderzhaniya po-nyatiya estestvennogo prava v trudakh otechestvennykh mysliteley vtoroy poloviny XIX — nachala ХХ veka // Yuridicheskiye issledovaniya. 2014. № 4. S 170-207.

8. Veber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva. M., 1994.

9. Kulakova Yu.Yu. Normativnyy dogovor v sisteme form rossiyskogo prava: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.

10. Gayvoronskaya Ya. V. Kontseptsiya normativnosti prava v otechestvennom pravovedenii (sovetskiy i postso-vetskiy periody). Diss. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2001.

11. Lukasheva E.A. Pravo. Moral. Lichnost. M., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.