Научная статья на тему 'От насилия к легализованному произволу: философско-правовой анализ'

От насилия к легализованному произволу: философско-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / АГРЕССИЯ / ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / НЕЮРИДИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ПРАВОВОЙ ЗАКОН / ЛЕГАЛИЗОВАННЫЙ ПРОИЗВОЛ ВЛАСТИ / VIOLENCE / AGGRESSION / LEGAL COERCION / STATE COERCION / NON-LEGAL COERCION / LEGAL LAW / LEGALIZED ARBITRARINESS OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васечко Алла Александровна, Щелоков Константин Станиславович

Перспективным направлением современной философии и права является исследование проблем насилия в обществе, правового и государственного принуждения и легализованного произвола государственной власти. Однозначно можно сказать лишь то, что насилие сопровождает развитие человека, общества и государства на протяжении всей человеческой цивилизации, а значит полностью искоренить его не только не представляется возможным, но и не является необходимым. Одна из важнейших задач современного общества и государства отыскание того допустимого уровня насилия, которого будет достаточно для поддержания общественного и государственного порядка и не будет противоречить человеческой природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From violence to legalized tyranny: philosophical and legal analysis

A promising direction of contemporary philosophy and law is a study of the problems of violence in society, legal and state coercion and legalized tyranny of the government. We can say only that the violence is accompanied by the development of man, society and the state throughout human civilization. It means that completely eradicate of violence is not only possible, but is not necessary. One of the most important tasks of the modern society and state is the finding the acceptable level of violence, which will be sufficient to maintain public order and not contrary to human nature.

Текст научной работы на тему «От насилия к легализованному произволу: философско-правовой анализ»

ББК 67.0

УДК 340.12, 340.13

ОТ НАСИЛИЯ К ЛЕГАЛИЗОВАННОМУ ПРОИЗВОЛУ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА ВАСЕЧКО,

преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: vasechkoa@yandex.ru; КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВОВИЧ ЩЕЛОКОВ, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: kon-bureocrat@yandex.ru Рецензент: кандидат исторических наук, доцент П.П. Марченя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Перспективным направлением современной философии и права является исследование проблем насилия в обществе, правового и государственного принуждения и легализованного произвола государственной власти. Однозначно можно сказать лишь то, что насилие сопровождает развитие человека, общества и государства на протяжении всей человеческой цивилизации, а значит полностью искоренить его не только не представляется возможным, но и не является необходимым. Одна из важнейших задач современного общества и государства — отыскание того допустимого уровня насилия, которого будет достаточно для поддержания общественного и государственного порядка и не будет противоречить человеческой природе.

Ключевые слова: насилие, агрессия, правовое принуждение, государственное принуждение, неюридическое принуждение, правовой закон, легализованный произвол власти.

Annotation. A promising direction of contemporary philosophy and law is a study of the problems of violence in society, legal and state coercion and legalized tyranny of the government. We can say only that the violence is accompanied by the development of man, society and the state throughout human civilization. It means that completely eradicate of violence is not only possible, but is not necessary. One of the most important tasks of the modern society and state is the finding the acceptable level of violence, which will be sufficient to maintain public order and not contrary to human nature.

Keywords: violence, aggression, legal coercion, state coercion, non-legal coercion, legal law, legalized arbitrariness of the authorities.

В современном обществе термин «насилие» употребляется все чаще и ассоциируется с неискоренимым злом во всех его многообразных проявлениях. Возросший интерес к анализу насилия объясняется обострением кризисных явлений в современном мире, ростом агрессии и активизацией таких глобальных угроз, как экстремизм и терроризм [1, с. 306—312.]. Традиционно насилие трактуется как «применение физической силы к кому-нибудь» [2], а в самом широком смысле понимается как применение разного рода силы, «принудительное воздействие на кого-нибудь» в совершенно различных сферах человеческой жизни. Насилие возникает там, где есть какие-либо границы, например, границы воли, в частности человеческой,

и последующее их нарушение, иначе оно в принципе невозможно. Для любого насильственного акта всегда характерны две стороны — агрессор и жертва.

Природа же насильственного акта обусловливается, по большей части, биологической природой человека, которому так или иначе свойственна определенная степень агрессии и эгоизма; человек сам по себе предрасположен к насилию и поэтому не поддается рациональному контролю. Подкрепляемая культурными и прочими внешними факторами, агрессивная природа человека плотно укрепляется в подсознании каждого индивида. На протяжении веков упрочилось мнение о том, что «основа любого общества — это акт насилия, который не является в пол-

ном объеме законным и справедливым» [3, с. 160]. В связи с этим ставить вопрос о полном искоренении насилия представляется нецелесообразным, общество не в состоянии полностью отказаться от насилия, а многовековая человеческая цивилизация является ярким тому подтверждением. Война как крайняя форма насилия была и остается неизбежным спутником человеческой истории.

В широком смысле насилие не ограничивается только физическим принуждением; оно включает в себя психическое, сексуальное, религиозное, экономическое, политическое, информационное, социальное, экологическое и т.д. воздействие.

В контексте данной статьи особый интерес представляют явления правового принуждения и государственного принуждения, крайней политической формой которого является террор. Предполагается, что эти понятия не являются идентичными. Правовое принуждение является неотъемлемой характеристикой права и объективно присуще праву, как и любому другому социальному регулятору (морали, религии), обусловливается его властной природой. Государственное принуждение представляет собой одну из форм вынужденного, но необходимого принудительного воздействия на членов социума со стороны государства в лице государственных органов для достижения общественного блага и неотъемлемо принадлежит государству. Таким образом, главное отличие государственного принуждения состоит в неизбежной субъективности государственного принуждения.

Проблема государственного принуждения является полем деятельности для многих ученых в области философии и права, а подходы к его определению отличаются дискуссионным характером. Первые попытки исследования проблемы насилия и его необходимости в контексте государственного принуждения были предприняты еще в работах древних философов (Конфуций, Лао-Цзы), а впоследствии занимали умы средневековых западных схоластов (Фома Аквин-ский), мыслителей эпохи Возрождения (Н. Макиавелли), французского просвещения (Ж.-Ж. Руссо), немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс), а также отечественной философской и правовой мысли (К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин).

Для любых внутригосударственных отношений, даже договорных, в той или иной степени характерно

принуждение, но оно носит преимущественно юридический характер, который выражается в установлении правовых норм, содержащих предписывающее правило поведения или санкции за отклонение от этого правила. Государство, ограничивая эгоистичную волю человека, выступает в роли агрессора, насильника. В идеальном государстве такое воздействие имеет под собой правовую основу, диктуемую совокупностью сложившихся в обществе объективных отношений, требующих подобного урегулирования. Именно в лице государства насильственная составляющая права приобретает законный легализованный формальный характер [4, с. 290—308].

Понятие силы, авторитета и принуждения известны и в международной правовой системе; в древние времена такой силой были военные действия, а война считалась естественным состоянием людей [5, с. 67]. Хотя формально отношения в международном праве строятся на принципах добровольности, равноправия, суверенного равенства и т.д., а юридическое принуждение возможно лишь со стороны уполномоченных на то международным сообществом специальных международных организаций в рамках обеспечительных мер в отношении субъектов международного права, нарушающих принцип добросовестного выполнения добровольно взятых на себя обязательств по международному праву, нельзя говорить о полном отсутствии принуждения; оно лишь имеет свою специфику и носит неюридический, а например, экономический или политический характер.

Таким образом, мы видим, что насильственная составляющая в общественной и государственной жизни является естественной, типичной и необходимой, явно несет в себе положительное зерно. Однако, еще одно понимание насилия как «притеснения, злоупотребления властью, беззаконного применения силы» [6] заставляет усомниться в государственном принуждении только как в положительном явлении. Не будем забывать, что любое насилие имеет в своей основе агрессивную составляющую. В этом смысле нельзя не упомянуть о наболевшем вопросе произвола власти. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, произвол властей как возможность представителей власти самовольно, в зависимости от личных или групповых интересов, принимать нужные решения или совершать действия в обход законов. Печальным итогом подобного про-

извола является коррупция, с которой каждое государство борется свойственными ему юридическими средствами. Подобные деяния обществом признаются аморальными и порицаемыми, а самим государством — преступными и влекут соответствующее наказание. Во-вторых, под произволом властей понимаются необоснованные, т.е. не имеющие правовой основы, и нелогичные действия государства, при этом само деяние не является противозаконным и получает название легализованного произвола власти. Свое реальное воплощение подобные деяния получают в форме неправовых законов, а средствами массовой информации называются непопулярными. История государства и права знает примеры подобных законов и методы борьбы с ними.

В частности, в США в XIX в. официально существовали правила расовой сегрегации. Некоторые ее проявления де-факто встречаются и сегодня, но законодательно она отменена. Существующие практики поведения граждан в социуме способны безо всякой политики менять законодательство, правила игры и условия жизни. Только цена этих изменений, зачастую, бывает высока — от отдельных скандальных ситуаций до массовых репрессий и революций. Сегодня в России широкое обсуждение получили ряд законов и законопроектов. Так, законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия», несомненно, несет в себе положительную идею, но процессуально содержит немало спорных моментов, затрагивающих вопросы неприкосновенности жилища и частной жизни граждан. По сути данный законопроект легализует государственное вмешательство в сферы общественной жизни, не терпящие административно-командные методы регулирования отношений, в которых роль государства была сведена до минимума. Или другой проект Федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения в Москве», также имеющий в своей основе разумное зерно, породил в средствах массовой информации немало дискуссий как со стороны должностных лиц государства, так и граждан. И это тоже пример государственного вмешательства в частную сферу жизни человека. На данном этапе жильцы с

активной гражданской позицией проводят независимые опросы среди жителей, собрания жильцов, что позволяет им аргументированно общаться с представителями власти...

Задача государственной власти состоит в том, чтобы прислушаться к воле своих граждан, отразив в законодательном акте действительно актуальные проблемы, возведя его, тем самым, в ранг правовых. В противном случае действия государства превращаются в завуалированный произвол, насилие, имеющее под собой только формальные основы. В свою очередь насилие тянет за собой целый клубок таких проблем, как доверие, толерантность, потребности и т.д.

Литература

1. Фролова Т.Н. Терроризм: сущность, причины, тенденции // Философские исследования и современность. Вып. 5. М., 2016.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.

3. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

4. Щелоков К.С. Социально-культурные факторы определяющие содержание и специфику бюрократизации государства и общества // Философские исследования и современность. Вып. 3. М., 2014.

5. Васечко А.А. Международный договор как источник внутригосударственного права: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2011.

References

1. Frolova T.N. Terrorizm: sushchnost', prichini, tendentsii // Filosofskie issledovaniya I sovremennost'. Vyp. 5. M., 2016.

2. Ojegov S.I., Shvedova N.YU. Tolkovii slovar' russkogo yazika. M., 2006.

3. Russo J.-J. Traktati. M., 1969.

4. Shchelokov K.S. Social'no-kul'turnye faktory opredeljajushhie soderzhanie i specifiku bjurokratizacii gosudarstva i obshhestva // Filosofskie issledovanija i sovremennost': Vyp. 3. M., 2014.

5. Vasechko A.A. Mejdunarodnii dogovor kak is-tichnik vnutrigosudarstvennogo prava: diss. ... kand. uridicheskih nauk. M., 2008.

6. Ushakov D.N. Bol'shoi tolkovii slovar' sovre-mennogo russkogo yazika. M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.