кономика
УДК 339.187.62:332.1
© И. И. Белозёров
БЕЛОЗЕРОВ
Иван
Иванович,
ст. преподаватель, кафедра"Экономика и управление",
ГОУ ВПО
"Северо-Кавказский
государственный
технический
университет",
Ставрополь
ЛИЗИНГ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности; другие полностью отождествляют его сдолгосрочной арендой или одной из ее форм, которая в свою очередь сводится к наемным или подрядным отношениям; третьи считают лизингзавуалированным способом купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом; а четвертые интерпретируют лизинг как действия за чужой счет, т.е. управление чужим имуществом по поручению доверителя.
В классическом труде Т. Кларка лизинг определяется как метод финансирования капиталовложений [1].
В одной из первых переводных книг по лизингу Х. Шпиттлер рассматривает лизинг как аренду хозяйственного имущества [2]
Е. Кабатова отмечает, что упрощенно сущность лизинга сводится к тому, что "одна организация покупает у другой какое-либо имущество и сдает его во временное пользование третьей" [3].
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ "О лизинге" от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ, "лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем".
В Современном экономическом словаре лизинг трактуется как долгосрочная аренда (на срок от шести месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.
По мнению М.И. Лещенко, лизинг - форма вложения средств на возвратной основе, т.е. предоставление на определенный период средств, которые лизингодатель получает обратно в установленное время; это кредит, который отличается от традиционной банковской ссуды тем, что предоставляется лизингодателем лизингополучателю в форме переданного в пользование имущества (оборудование, машины, суда и др.), т.е., своего рода, товарный кредит [4].
В.М. Джуха рассматривает лизинг как особый вид инвестирования временно свободных или привлеченных финансовых средств для приобретения в собственность у определенного продавца лизингодателем (арендодателем) оговоренного конкретным лизингополучателем (арендатором) имущества и предоставления затем этого имущества данному арендатору во временное пользование за определенную плату [5].
Многообразие и противоречивость взглядов объясняется в основном недостаточной разработкой теоретических вопросов лизинга, и, следовательно, отсутствием единого методического подхода на практике.
Многофакторный характер лизинга требует упорядочения накопленных знаний, выявления в нем общих и особенных признаков и свойств, отличающих его от смежных экономических явлений и процессов.
Лизинг является организационной формой предпринимательской деятельности, выражающей отношения собственности и инвестирования, особую систему хозяйствования. Однако, как и всякое самостоятельное явление, как экономическая категория, он имеет свое собственное содержание и различные формы проявления. Считается общепризнанным, что лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, и это действительно так. Но в деловом обороте лизинг имеет более широкую, сложную тройственную экономическую основу и сохраняет в себе одновременно существенные свойства кредит-
ной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга, образуя в совокупности новую организационно-правовую форму бизнеса. В нем реализуется комплекс имущественных отношений, связанных с передачей средств производства во временное пользование, поэтому любое определение лизинга с позиции только одного из трех участников сделки не может адекватно выразить его сущность. Следовательно, лизинг - это система предпринимательской деятельности, включающая в себя три вида организационно-экономических отношений: арендные, инвестиционные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности специфических имущественно-финансовых лизинговых операций. Лизинговой же деятельностью считается выполнение лизингодателем функций по договору лизинга.
В зависимости от конкретных обстоятельств объектами лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.
Обязательным требованием к объектам, передаваемым в лизинг, является использование их исключительно для предпринимательских целей.
Другим важным критерием определения имущества, которое может быть предметом лизинга, является непотребляемость вещей в производственном процессе. Принято, что непотребляемые вещи не теряют своих натуральных свойств в процессе использования, т.е. по окончании срока лизинга предмет должен быть пригодным для продажи или последующей сдачи в аренду. Этому требованию отвечают основные средства производства, предприятия и другие имущественные комплексы (ст. 3 Закона "О лизинге").
Широкое распространение получила классификация объектов лизинга по признаку движимости имущества и соответствующее выделение движимых вещей и недвижимости. Но в отличие от обычной аренды в лизинг не могут передаваться земельные участки и природные комплексы, являющиеся основой всех объектов недвижимости вообще.
Экономическая политика последних лет состоит в том, что государство занимает более активную позицию, направленную на корректировку рыночных регуляторов. Хозяйственная функция реализуется через государственные инвестиционные программы и лизинговые проекты, поддержку отдельных сегментов экономики, для развития которыхтолько рыночных механизмов оказывается недостаточно.
Государственное участие в развитии лизинга включает, помимо федерального, региональный и муниципальный уровень.
Становится очевидным, что лизинг может быть средством финансирования успешных региональных и местных производителей, если позволять лизинговым компаниям принимать решения о предоставлении финансирования, исходя из состоятельности заемщика.
Государственное участие в развитии лизинга на региональном уровне своими целями ставит:
- содействие кредитованию сельскохозяй-ственныхтоваропроиз-водителей;
- поддержку важных отраслей в регионе;
- техническое переоснащение транспортной инфраструктуры в регионе;
- расширение доступа к финансированию
для малых и средних предприятий. ^
Одним из определяющих факторов разви- ^
тия лизинга, важнейшим элементом региональной системы лизинговых отношений является нормативно-правовая база.
По содержательной направленности классификацию лизинговых нормативно-правовых ак- —
тов можно представить следующим образом.
1. Документы общего содержания, направ- —V лены на признание и поддержку лизинга какин- I —4 ' вестиционного инструмента.
2. Документы, фиксирующие создание ли-
зинговых компаний, непосредственно поддерживаемых органами регионального управления. 41
3. Документы, отражающие лизинговые приоритеты региональных властей.
4. Документы, содержащие решения судеб-ныхорганов относительно действий участников лизинговых отношений
5. Документы, регламентирующие проведение конкурсов на получение бюджетной поддержки для организации лизинга.
6. Документы, регулирующие развитие и поддержку лизинга в отдельных секторах экономики (малого бизнеса, инновационной деятельности, поддержку отраслей).
С принятием Закона "О государственной поддержке участников лизинга в Ставропольском крае" были установлены формы государственной поддержки участников лизинга (лизингодателей и лизингополучателей) в Ставропольском крае, порядок ее оказания органами государственной власти Ставропольского края.
Основными формами государственной поддержки участников лизинга в Ставропольском крае являются:
- разработка и реализация краевой программы развития лизинговой деятельности в Ставропольском крае как части программы среднесрочного и (или) долгосрочного социально-экономического развития Ставропольского края;
- предоставление налоговых льгот;
- предоставление субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края;
- предоставление бюджетных кредитов для реализации лизинговых проектов;
- предоставление инвестиционного налогового кредита;
- предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
- отнесение при осуществлении операций в агропромышленном комплексе Ставропольского края к предмету лизинга племенных животных;
- долевое участие средствами бюджета Ставропольского края в приобретении лизинговыми компаниями племенного скота, реализуемого сельскохозяйственным производителям Ставропольского края.
В качестве стимулирования участникам лизинга в Ставропольском крае предоставляются налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Помимо этого, лизинговым организациям, приобретающим предметы лизинга за счет собственных оборотных средств, предоставляются субсидии из бюджета Ставропольского края в размере 10% стоимости приобретенных предметов лизинга.
Также за счет средств бюджета Ставропольского края производится субсидирование:
- процентных ставок по кредитам, привлекаемым участниками лизинга на реализацию до-
говоров финансовой аренды (лизинга);
- лизинговых платежей организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей за имущество, поставленное по договору финансовой аренды (лизинга);
- части стоимости предметов лизинга, приобретаемых лизинговыми организациями.
В условиях, когда существующая техника выработала свой срок эксплуатации более 80%, а по отдельным группам машин этот показатель еще выше, субсидирование лизинговых платежей в Ставропольском крае позволяет активизировать процессы обновления основных средств предприятий агропромышленного комплекса региона.
Примечание:
1. Clark T.M. "Leasing" - McGraw. - Hill Book Company (U. K.) Limited, 1978.
2. ШпиттлерХ.-Й. Практический лизинг/ Х. Шпит-тлер. - М. : ЦНИИЭП - сельстрой, 1991.
3. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация / Е.В. Кабатова. - М. : Наука, 1991.
4. Лещенко М.И. Основы линига : учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 336 с.
5. Джуха В.М. Лизинг : учеб. пособие. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов-н\Д. : Феникс, 1999. - 320 с.
О
*
о
г
о
у
42
УДК334.012.64:332.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕКТОРА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ
© О.В. Бережная Целью исследования является совершенствование теоретико-ме-
тодических основ анализа тенденций, оценки и прогнозирования эффективности функционирования предприятий малого бизнеса в экономике региона.
Малый бизнес - один из ведущих секторов экономики региона, во многом определяющий темпы экономического роста территории, состояние занятости населения, структуру и качество валового регионального продукта. Необходимо учитывать, что позитивные экономические факторы, заложенные в малом бизнесе, не могут быть всеобщими и, как правило, распространяются только на конкретные сферы производства в конкретныхтерриториях. В связи с этим, важным аспектом анализа сферы малого бизнеса является выявление его региональной специфики.
Задачи усиления поддержки малого бизнеса в региональной экономике обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Актуальным становится совершенствование теоретико-методических основ анализа тенденций и оценки эффективности функционирования предприятий малого бизнеса в экономике региона, что и инициирует данное исследование.
С точки зрения автора, анализ и оценка эффективности функционирования предприятий малого бизнеса в экономике региона должны носить комплексный характер и включать, с одной стороны, выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие самих малых предприятий и эффективность их деятельности; сдру-