Научная статья на тему 'История возникновения и развития лизинга'

История возникновения и развития лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8576
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития лизинга»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА

Е.В. Черникова, адъюнкт Уральского Юридического института МВД

РФ, инспектор-методист учебного отдела Уральского института коммерции и права

Любое явление реальной жизни возникает в определенных условиях в результате действия определенных причин. Со временем такие явления, по мере накопления, претерпевают необратимые изменения, в ходе которых реализуются некоторые тенденции их развития и открываются различные перспективы их будущих состояний. Современность не может быть правильно осмыслена вне связи с прежними стадиями исторического процесса: останутся не раскрытыми глубинные механизмы, образовавшиеся когда-то давно, но действующие сегодня и в значительной мере определяющие будущие.

Обстоятельства, связанные с появлением договора лизинга, по-разному рассматриваются в юридической и экономической литературе. По мнению правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX века, а в странах Запада получил широкое распространение в середине XX века как юридический институт, регулирующий новые формы инвестирования денежных средств в экономику. По мнению Ю.И. Свядосца, «отношения по использованию машинно-технических изделий в национальном и международном хозяйственном обороте все шире основываются на специфической договорной форме имущественного найма, получившей наименование договора о лизинге (contract of leasing). Возникнув первоначально в США еще в середине прошлого века, с конца 50-х годов этот договор получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Лизинг нашел признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах изданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям (Франция - закон от 2 июля 1966 г., Англия - закон об аренде-продаже 1965 г.)»1.

В экономической литературе превалирует утверждение о том, что сделки, ставшие впоследствии прообразом современного лизинга, заключались в странах Древнего Востока приблизительно в XX в. до н.э.2 Многочисленные глиняные таблички древнего госу-

дарства Шумер содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, животных, земельных участков. К примеру, по найденным табличкам можно судить о частых сделках жриц Шамаша в Сиппаре по передаче земли в аренду при условии внесения арендной платы и различных преподношений арендатора. Чаще всего арендатор уплачивал арендную плату полностью заранее, реже в договор включались условия о выплате части урожая .

Иногда встречается упоминание о том, что некоторые положения о лизинге можно обнаружить в Законах Хаммурапи, созданных около 1760 года до нашей эры, которые являются важнейшим памятником древневосточного рабовладельческого права. В этой связи необходимо отметить, что применительно к данному источнику права вряд ли уместно упоминание о лизинге в его современном понимании, скорее речь можно вести лишь о его прообразе, каковым, вероятно, являются отношения по поводу найма вещей.

Из двухсот восьмидесяти двух статей Закона около тридцати посвящены данным отношениям, обязанностям сторон, вопросам арендной платы, рискам, связанным с имуществом. Таким образом, можно говорить о том, что уже в Законах Хаммурапи можно обнаружить определенную степень разработанности правового института имущественного найма.

По мнению Е.В.Кабатовой, известного специалиста в области лизингового права, еще римскому праву был известен институт владения вещью без права собственности как в договорном, так и в вещном праве. В первом случае автор имеет в виду договор найма вещей (1осайо - сопёисйо гегит), во втором — узуфрукт (ивийисйш) как один из видов личного сервитута4. «Владение вещью - это обладание ею. Оно может основываться на праве, причем не только собственника, но и другого управомоченного»5.

Если право собственности закрепляет принадлежность имущества определенному лицу, то обязательство используется в случаях перехода имущества от одного лица к другому. Главная область действия обязательств - сфера обращения. Именно в этой сфере происходит

перемещение имущества вследствие его продажи, обмена, предоставления взаймы и т.п. В Риме наиболее важным источником обязательств был договор. Для обозначения договора римляне использовали слово «контракт». Договор найма относился к консенсуальным контрактам, т.е. определяющим моментом служило достигнутое сторонами соглашение. Наем порождал обязательство, в котором участвовали наймодатель, обязываемый к передаче имущества в пользование, и наниматель, принимающий на себя обязанность оплатить предоставленное пользование6. «Наймом вещей (locatio - conductio rerum) называется такой договор, по которому одна сторона (наймодатель, locator) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю, conductor) одну или несколько определенных вещей для временного пользования, а эта другая сторона обязуется уплачивать за пользование этими вещами определенное вознаграждение (merces, pensio) и по окончании пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю»7. Наймодатель был обязан: предоставить нанимателю индивидуально-определенную вещь для временного пользования; при необходимости оказывать защиту нанимателю; возмещать вред и прочие расходы нанимателя, если обнаружатся правовые дефекты соглашения или физические недостатки вещи, связанные с виной наймодателя. В обязанности нанимателя входило: платить наемную плату; в пределах договора пользоваться переданной ему вещью в соответствии с ее природными свойствами и предназначением; по окончании срока договора вернуть вещь наймодателю в должном состоянии и порядке.

В вещном праве можно выделить сервитуты, т.е. права пользования чужой вещью. Древнее римское право знало лишь земельные сервитуты, при которых подчинение одному земельному участку в пользу его собственника другого земельного участка являлось формой экономического восполнения хозяйственной полезности господствующего участка. Гораздо позднее возникла новая группа личных сервитутов - servitutes personarium; из них узуфрукт (usufructus) - самое обширное право пользования чужой вещью8. Уполномоченный назывался узуфруктарием и мог пользоваться как самой вещью, так и извлекать из нее плоды, не повреждая и не изменяя самой вещи. Узуфрукт являлся правом пользования и извлечения плодов из чужих вещей при сохранении в неприкосновенности их хозяйственного назначения. Будучи вправе пользоваться всем тем, что приносит ему вещь, т.е. извлекать связанные с ней доходы и удобства,

узуфруктарий лишен права распоряжения самой вещью. Узуфрукт и сходные с ним фигуры (в Дигестах Юстиниана все они классифицированы как личные сервитуты) отличает среди специальных вещных прав их строго персональный характер. Узуфрукт - право пользования (usus) и извлечения плодов (fruc-tus) - устанавливается в пользу конкретного лица и не может быть ни отчужден, ни передан по наследству, отчего является непременно срочным: его продолжительность по времени ограничена, по крайней мере, жизнью выгодополучателя9.

Позднее использование этой особой формы экономических отношений продолжилось и определялось развитием производительных сил, процессом общественного разделения труда и основывалось на общем экономическом росте.

В Англии операции, аналогичные современному лизингу, применялись уже в средние века, предметом их являлись фермерское оборудование и лошади. В этой связи Закон Уэльса 1284 г. (Statute of Wales) явился одним из первых законов, регулирующих подобные отношения.10 Нередкими были случаи использования подобного рода отношений для сокрытия истинного положения вещей, с целью введения в заблуждение кредиторов. В 1571 г. был издан закон, запрещающий использовать сделки такого рода11. Необходимо отметить, что уже первые законодательные акты в области лизинговых отношений преследовали цель разграничить «действительный» лизинг от «мнимого» путем применения различных критериев и показателей.

В середине XIX века операции, подобные лизинговым, применялись в Англии преимущественно в сфере железнодорожного транспорта. Примерно в то же время в США зарождаются «вагонные тресты» и «тресты по оборудованию» для аренды подвижного состава.

До настоящего времени вопрос о родине прообраза лизинговых отношений остается дискуссионным. Несомненным можно назвать лишь тот факт, с которым связывают возникновение термина «лизинг». Непосредственно само слово «лизинг» вошло в употребление в 1877 г., когда американская телефонная компания «Bell» решила не продавать, а предоставлять свои телефонные аппараты на условиях лизинга.

По прошествии короткого времени лизинг в США превратился в один из основных инструментов экономической деятельности с точки зрения финансирования нововведений, технического перевооружения производства, его диверсификации, расширения каналов

сбыта. Именно в это время одно за другим возникают новые общества, предлагающие свои условия по лизингу, а благодаря модификации условий лизинговых; договоров стали возможными самые различные варианты приобретения инвестиционных средств. Указанные общества в США взяли на себя труд находить производителям пути сбыта их товаров посредством сдачи этих товаров в аренду, а также финансирование сделок и связанных с этим рисков. В 1963 г. банкам было разрешено заниматься лизинговой деятельностью. В 1970 году был принят закон о банковской холдинговой компании, который разрешил допустимый объем операций на национальном уровне, что сделало лизинг привлекательной сферой финансовой деятельности для банков и банковских холдинговых компаний. В 1972 году Совет управляющих Федеральной резервной службы (ФРС) принял решение, разрешающее банковской холдинговой компании выступать в качестве агента-брокера или консультанта. В 1974 году сфера деятельности дочерних компаний расширилась за счет сдачи в аренду (при определенных условиях) недвижимости .

В 1976 году Управление стандартизации финансового учета выпустило постановление, в соответствии с которым с 1977 г. стало возможным разграничивать «подлинный лизинг» и покупку с помощью лизинга. До этого фирмы могли брать оборудование в лизинг и не отражать его стоимость на своих балансах, а вести забалансовый учет, не показывая возрастающую сумму задолженности. В 1981 г. в США был принят Закон о реформе системы налогообложения. В нем указывались критерии отнесения сделок к лизинговым и либерализована система использования налоговых льгот по лизингу13. В 1982 г. в Законе о налогообложении появился термин «финансовый лизинг». Под ним подразумевалась сделка, «при которой лизингополучателю передается в пользование оборудование на полный срок или на большую часть жизненного цикла имущества; лизинговые платежи полностью переводятся лизингодателю (а не кредитору); на лизингополучателе лежит ответственность за техническое обслуживание, уплату налогов и страхование оборудования; совокупные лизинговые платежи, получаемые лизингодателем за весь жизненный цикл оборудования, полностью покрывают первоначальную стоимость оборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал. С 1986 г. произошли изменения: большая часть налоговых льгот была сокращена через механизм амортизации, поскольку правительство США ус-

мотрело в лизинговой деятельности субсидию на благо другого государства (так называемый экспорт налоговых льгот)14. Однако на этом дальнейшее развитие лизинга не остановилось, поскольку остались некоторые налоговые льготы, а часть рисков по сделкам берут на себя лизинговые компании.

На европейском рынке финансоволизинговые общества появились в конце 50-х -начале 60-х гг. Начальный этап характеризовался некоторыми трудностями, поскольку именно собственность в течение длительного времени связывалась с представлением о состоятельности, а концепция лизинга требовала отказа от многих привычных представлений. Неопределенность статуса лизинговых операций с точки зрения гражданского, хозяйственного и налогового законодательств также препятствовала их быстрому росту. Но после того, как в начале 70-х годов в налоговом законодательстве «немецкоговорящих» стран нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, значение этого фактора в области планирования инвестиций и финансирования в европейской экономике резко возросло. На мировом уровне лизинг получил развитие в середине - конце 70-х годов. В этот период стала налаживаться общемировая статистика проведения лизинговых операций. Например, наибольшую активность проявила компания London Financial Global Leasing /Report, которая на основе информации о национальных лизинговых рынках формировала и накапливала сведения о континентальных и мировых объемах лизингового бизнеса.

По существующим в настоящее время оценкам, в странах с развитой экономикой до 30% всех инвестиций проходит через различного рода лизинговые операции. Хотя по некоторым оценкам, эта доля несколько ниже и составляет 20%, или свыше 40 млрд. долл. в год. Но несмотря на это масштабы этих операций таковы, что, например, более 15% общего объема инвестиций Европы финансируются лизинговыми компаниями, входящими в Европейскую Федерацию «Евролизинг». По данным этой организации, более 1200 лизинговых компаний, представленных в ней, в 1994 году имели приобретенного оборудования и недвижимости на общую сумму 85,5 млрд. ECU.15

В специальной экономической литературе публикуются следующие данные. В 1993 г. 58% реализуемого оборудования приобреталось в США на условиях лизинга, в Японии -40%, в Австралии - 34 %. Около трети всех промышленных инвестиций в Австралии финансируется за счет лизинга. Превосходит

Европу по лизингу и Азиатский регион. За Японией по уровню развития и объему лизинговых сделок следуют Индонезия и Тайвань: 20% от всей доли внутренних инвестиций в 1989 г. В Европе лидером по объему лизинговых операций является Великобритания -около 18% всех промышленных инвестиций. Удельный вес лизинга в инвестициях в Швеции и Франции - около 15%, в ФРГ и Испании - 14%, в Италии - 10%.16 Германия лидирует в одном из наиболее развитых и доходных направлений лизинговой, деятельности -лизинге автотранспортных средств. Широкое распространение лизинг автотранспортных средств получил в странах Центральной и Восточной Европы — Болгарии, Венгрии, Польше, России, Словакии, Чехии. Объяснением данному факту служит расширение экспортно-импортных операций и, как следствие, рост объема перевозок; относительно невысокая стоимость сдаваемого в лизинг имущества и короткие сроки выкупа этого имущества лизингополучателем в собственность; возможности ускоренной амортизации17.

По мнению специалистов в области лизинговых исследований, мировой рынок лизинговых услуг неслучайно получил стремительное развитие в послевоенный период в качестве нового, гибкого инструмента финансирования. Этому способствовал и недостаточный объем ликвидных средств в бурно развивающихся отраслях, и обострение конкуренции, потребовавшее оптимизации инвестиций и поиска нетрадиционных каналов реализации продукции. Значительно повысило спрос на лизинговые услуги существенный рост количества и степени участия в общеэкономическом развитии малых и средних предприятий. Немаловажную роль сыграло возникшее в это время содействие развитию лизинговых операций со стороны правительственных и финансовых органов. Их заинтересованность в стимулировании экономического роста, и, в частности, роста инвестиций, проявилась в изменении налогового, амортизационного, таможенного законодательств в сторону снижения или отмены соответствующих налогов, платежей, во введении инвестиционных налоговых кредитов, сокращении сроков и изменении порядка амортизации различного оборудования, предоставлении таможенных и других льгот18.

У российских предпринимателей причины пристального внимания к лизингу совсем иные, чем у их зарубежных коллег 25-30 лет назад. При любом заимствовании зарубежного опыта следует принимать во внимание не только внешнее сходство экономических про-

цессов, необходимо реально оценивать отличие ситуации в нашей стране и в странах с развитой рыночной экономикой. Постепенное внедрение лизинга в экономику России стало возможным в условиях перехода от существовавшего до этого времени централизованного распределения средств производства по фондам к купле-продаже их на свободном отечественном и международном рынке. С одной стороны, переход к рыночным отношениям сопровождался кризисом производства и капиталовложений, что препятствовало развитию лизинга, с другой стороны, по мере формирования цивилизованного рынка, спад производства и капиталовложений должен смениться их ростом, это обстоятельство, вероятно, будет способствовать развитию лизинга.

Первые лизинговые компании в России возникли в конце 80-х - начале 90-х годов, хотя операции, подобные лизинговым, проводились у нас в стране и ранее. Например, крупные государственные объединения, такие, как Аэрофлот, внешнеэкономические объединения «Совтрансавто», «Автоэкспорт», «Минморфлот» приобретали по лизингу различные транспортные средства у западных производителей и передавали их своим предприятиям по государственному заказу под гарантию Внешэкономбанка19. В 1994 г. была создана и активно работает в настоящее время Российская ассоциация лизинговых компаний («Рослизинг»). Одними из первых были зарегистрированы «Росагроснаб», специализирующийся на лизинге отечественной сельскохозяйственной техники и «Аэролизинг» - на лизинге самолетов20. На рубеже 80-90-х годов были созданы лизинговые учреждения и в других регионах России. На начало 1999 года лицензии на право заниматься лизинговой деятельностью были выданы 823 компаниям21. В 1998 году широкомасштабный финансовый кризис хотя и несколько замедлил, но не остановил приток на рынок новых лизингодателей.

Анализируя развитие лизингового бизнеса у нас в стране, можно констатировать, что он находится на этапе становления и во многом зависит от политической и экономической стабильности в стране. По мнению экспертов, основными причинами, которые сдерживают развитие лизинга в России, являются: 1) финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков учредителей; 2) высокие ставки и краткосрочный характер кредитования: в условиях доступности краткосрочных кредитов получение ссуды на срок более трех лет (опти-мальный срок погашения кредита на закупку

техники лизинговой компанией) достаточно проблематично; 3) высокий уровень налогов и запутанность системы налогообложения; 4) значительные темпы инфляции, препятствующие долгосрочному инвестированию в производство; 5) неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, которая могла бы обеспечить должное техническое обслуживание объектов лизинга; 6) отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг22.

Отраслевая структура российского лизинга характеризуется неравномерностью распределения средств: в объекты производственного назначения вкладывается примерно в 1,9 раза больше, чем в объекты непроизводственного назначения. Среди объектов производственного назначения наибольшая доля лизинга приходится на промышленное оборудование, а также на средства транспорта и связи. По мнению специалистов, отраслями, наиболее привлекательными для российского лизинга, являются сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, авиа- и судоперевозки, малое предпринимательство. Именно в этих отраслях ожидается активизация лизинговых процессов.

В свое время в западных странах лизинг получил развитие в результате научно-технической революции, резкого скачка экономической активности, бурно растущих инвестиционных потребностей экономики, в силу значительного экономического роста, который уже не мог быть удовлетворен за счет технического перевооружения производства и традиционных каналов финансирования экономики. Благодаря обостряющейся конкуренции лизинговые сделки стали одним из самых насущных дополнительных источников сбыта произведенной продукции. Принципиально иная экономическая ситуация и причины растущей активности в сфере лизинга наблюдается сейчас в России. Продолжается стагнация производства, значительный спад деловой активности. К тому же экономическая система в России подтверждает неэффективность традиционных для нашей экономики механизмов инвестирования, невозможность их применения в современных условиях. Таким образом, сама экономическая ситуация диктует использование новых финансовых рычагов, внедрение новых каналов финансирования в виде лизинга. Можно выделить основные предпосылки необходимости внедрения лизинговых операций: 1) наличие огромного

парка морально устаревшего и физически изношенного оборудования, многолетнее замораживание обновления основных фондов; 2) наличие значительных запасов товарноматериальных ценностей, не реализуемых в условиях неплатежей; 3) дороговизна производительного и рентабельного оборудования, не позволяющая мелким и средним фирмам организовать собственное производство, пользуясь исключительно обычным банковским кредитованием; 4) исторически сложившаяся относительно низкая стоимость рабочей силы и сырья, позволяющая эффективно осущецтвлять производство, а также экспорт различных товаров.23

Подводя итог сказанному, заметим, что лизинг как вид предпринимательской деятельности не сразу нашел понимание, поскольку в течение длительного времени именно собственность связывалась с представлениях о состоятельности. Концепция лизинга потребовала отказа от многих представлений, что всегда предполагает определенные сложности.

1 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. Ред. Е.А.Васильев. М., 1992. С.341.

2 См. напр. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М., 1997. С.10-21.

3 История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой, О.А.Жидкова. М., 1997. 4.1. С.65.

4 Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1998. С.13.

5 Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Л.: йзд-во Ленинградского ун-та, 1974. С.69.

6 Там же.

7 Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С.Перетерского. М.: Юристь, 1997. С.446.

8 Там же. С.206.

9 Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник / Под ред. В.С.Нерсесянца. М.: ИНФРА М-Норма, 1997. С.415.

10 Цит. по Кабатова Е.В. Указ. соч. С.13.

11 Там же. С. 14.

12 См. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. М.: Фонд «Правовая культура», 1999. С.31.

13 См. Газман В.Д. Указ. соч. С.32.

14 См. Там же. С.32.

15 См.: Джуха В.М. Указ. соч. С.39

16 Там же.

17 Джуха В.М. Указ. соч. С.39

18 Там же.

19 См. Джуха В.М. Указ. соч. С.46.

20 Там же. С.48.

21 См. Газман В.Д. Указ соч. С.84.

22 См. напр. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. М.: Ось-89, 1997. С.66; Джуха В.М. Указ. соч. С.65.

23 Джуха В.М. Указ. соч. С.59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.