Ермакова Ж.А.
Оренбургский государственный университет
ЛИЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕВОДА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ УРОВЕНЬ
В статье анализируется развитие лизинга в сельском хозяйстве и промышленности Оренбургской области в сравнении с аналогичными процессами в других регионах Урала. Обосновываются стратегические направления дальнейшего развития лизинговых сделок как механизма обновления материально-технической базы предприятий и организаций.
Лизинг, о котором в России услышали каких-нибудь 10 лет назад в последние 4 года бурно развивается. Среди его особых достижений - появление большого числа лизинговых компаний в регионах, а также использование в самых различных сферах экономики. Многоли-кость лизинга проявляется в том, что его одновременно считают и формой сбыта продукции, и средством финансирования инвестиционных проектов, и особой формой имущественных отношений. Особую роль приобретает лизинг в качестве средства обновления материальной базы и перевода производства на все более высокий технологический уровень.
Как известно, структурная перестройка материального сектора экономики предполагает ускоренное использование научно-технических достижений, что требует аккумуляции масштабных инвестиционных ресурсов. При этом особенности инновационного процесса определяют необходимость наличия и развития, наряду с традиционными, достаточно специфических форм и инструментов финансирования. При этом для различных стадий инновационного процесса характерны свои формы и методы финансирования. В частности, для стадии внедрения инновации в производство, реализация которых обеспечивает перевод экономики на высокотехнологичный уровень, характерны следующие особенности:
- необходимость аккумулирования больших объемов инвестиционных ресурсов в краткосрочный период времени;
- выбор оптимального соотношения распределения средств между существующим и новым производством;
- нахождение баланса между кратко- и долгосрочными финансовыми обязательствами предприятия;
- определение источников финансирования, обеспечивающих наибольшую эффективность проекта.
В условиях технического усложнения систем машин и оборудования, резкого увеличения их стоимости, необходимо использование неординарных методов финансирования, наиболее полно отвечающих данным реалиям. Одним из таких методов является лизинг - сложное сочетание различных сторон отношений собственности: долгосрочной аренды, кредита, залога, проектного финансирования. В классической схеме лизинга участвует три стороны: пользователь имущества или лизингополучатель, производитель оборудования и лизинговая компания или лизингодатель. Лизинг имеет практически единственный, но существенный недостаток - реальная стоимость оборудования возрастает от 15 до 25%. Однако, многочисленные достоинства перекрывают этот недостаток и обеспечивают лизингу новых приверженцев, предпочитающих его традиционному банковскому кредиту.
Преимущества лизинга предопределены действующей правовой регламентацией. Так, основополагающее значение имело принятие в 1998 г. федерального закона « О финансовой аренде (лизинге)», создавшего благоприятные исходные условия для формирования рынка лизинговых услуг и стимулирования предприятий в использовании финансовой аренды (лизинга). Лизинг получил закрепление в Гражданском кодексе РФ.
Особое значение для становления лизинга как инвестиционного института имело создание общефедеральной системы агролизинга с соответствующими структурами в большинстве субъектов Федерации. В федеральном бюджете и бюджетах регионов были предусмотрены средства для финансирования деятельности данной системы. Это позволило в известной мере преодолеть финансовый кризис в агропромышленном комплексе (АПК) и смягчить последствия возросшего диспаритета цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Исключительно важной явилась пре-
доставленная возможность оплаты лизинговых сделок в натуральной форме путем поставок продукции для федеральных и областных нужд.
В последние годы на федеральном уровне управления приняты законодательные меры, позволившие активизировать лизинга, в том числе увеличение норм и сокращение сроков амортизации на лизинговое имущество. У лизинговых компаний появилась возможность финансировать сделки за счет собственных средств. Развитие банковского сектора и снижение процентных ставок также явились факторами, увеличившими доступность лизинга для многих предприятий и организаций.
Руководствуясь федеральными нормативными актами и учитывая сложившуюся ситуацию в АПК, Администрация Оренбургской области приняла, на наш взгляд, вполне действенные меры по организации рынка лизинговых услуг в агропромышленной сфере.
Таблица 1. Динамика поставок сельскохозяйственной техники по лизингу в Оренбургской области за 1994-2002 гг.1
Годы Сумма поставки, тыс. руб. Виды и количество наиболее крупной техники
1994 92 733 600 комбайнов «Дон-1500», 120 - «Дон 680», 464 - СК5, 49 грузовых автомобилей «Урал»
1995 47 058 75 комбайнов «Дон», 60 грузовых автомобилей «Урал», «КАМАЗ»
1996 52 436 40 тракторов, 12 мельниц, 300 сеялок
1997 22 599 60 комбайнов «Енисей» и «Простор», 100 прицепов «Сармат»
1998 32 069 30 грузовых автомобилей, 160 тракторов, 200 сеялок
1999 46 743 50 комбайнов «Енисей», 154 сеялки
2000 163 797 100 комбайнов «Енисей», 120 тракторов, 60 жаток
2001 219 935 350 комбайнов «Енисей»
2002 471 350 500 комбайнов «Енисей»
Таблица 2. Динамика основных показателей деятельности сельскохозяйственных организаций Оренбургской области за 1995-2004 гг.
1995 1999 200 2001 2002 2003 2004
Число организаций 609 602 610 631 645 585 553
Балансовая прибыль (убыток), млн. руб. (1995 г. -млрд. руб.) -74,3 680,8 1030,5 761,4 -598,4 599,9 1270,6
Рентабельность, убыточность всей деятельности, % -5,8 18,5 18,8 11,2 -8,3 7,9 16,4
1 Составлено автором по [2 ]
В области были учреждены ГУП «Оренбур-гагроснабтехсервис» и ОАО «Агролизинг». Особенностью функционирования обеих фирм являлось выполнение областного заказа на приобретение сельскохозяйственной техники. Для выполнения соглашений между Администрацией Оренбургской области и машиностроительными предприятиями, выпускающими сельхозтехнику, в том числе ОАО «Красноярский завод комбайнов», из бюджета области были выделены денежные средства для закупки и дальнейшей передачи в лизинг непосредственным сельхозпроизводителям необходимой техники. За 1994-2000 гг. по лизингу в область поставлено техники на сумму 370,9 млн руб (в действующих ценах), за 2000-2002 гг. - на сумму 855 млн руб. Динамика поставок основных видов техники представлена в таблице 1. Поставки в таком объеме способствовали существенному укреплению материально-технической базы сельских хозяйств области.
Важным явилось установление минимальной маржи для лизинговых компаний - в среднем на уровне 2-3%. Такой уровень прибыли лизинговой компании не покрывает уровня инфляции, но является экономически обоснованным. Во-первых, были задействованы бюджетные средства, для которых уровень прибыльности не является определяющим критерием. Во-вторых, экономика области получает косвенную выгоду через увеличение налоговых поступлений, повышение доходов сельхозпредприятий и их работников. В таблице 2 приведена динамика показателей деятельности по сельскохозяйственным организациям области.
Начиная с 1999 г., сельскохозяйственные организации становятся прибыльными (исключение составляет 2002 г. из-за крайне неблагоприятных погодных условий).
Анализ лизингопоставщиков агротехники показывает, что практически все они находятся в других регионах России. И, если поставки комбайнов и прочей крупной техники из других областей диктуются условиями размещения соответствующих предприятий, то производство относительно мелкой техники и многих запасных частей целесообразнее осуществлять на месте. Тем более, что ряд машиностроительных предприятий самостоятельно освоил данное производство (Орский механический завод, Орский завод тракторных прицепов и др.).
Одним из важных достоинств областного агролизинга явилось использование программ-
ного подхода. Накопленный опыт позволяет считать целесообразным расширение практики программно-целевого метода для развития лизинга с использованием бюджетных средств. В частности, полагаем, что программно-целевой подход может быть ориентирован , прежде всего, на развитие зернового хозяйства и мясомолочного животноводства.
На рисунке 1 показаны предлагаемые направления развития агролизинга в области , объединяющие как целевые, так и разовые поставки техники.
Уместно отметить, что такое направление как развитие информационных технологий активно разрабатывается оренбургскими учеными и находит практическое внедрение. [8]
Вопросы внедрения биогазовых установок, утилизирующих для производства тепловой энергии большие скопления навоза на животноводческих и птицеводческих фермах, получили практическую разработку усилиями ученых Всероссийского НИИ электрификации сельского хозяйства (г. Москва), а также УрГ-ТУ-УПИ. Высокая эффективность таких установок предопределяется решением сразу нескольких проблем: утилизацией органических и растительных отходов, получением биогаза для производства тепловой и электрической энергии, выработкой экологически чистых удобрений. [5]
Богатый опыт по применению ветровых энергетических установок накоплен в Башкирии. Широкое распространение солнечных энергоустановок будет определенное время сдерживаться их высокой стоимостью. Следует развивать их, прежде всего, при строительстве коттеджей. Вместе с тем, пилотные установки успешно функционируют и на набольших предприятиях в сложных климатических условиях (например, на валяльной фабрике в Бурятии).
В совокупности с развитием перерабатывающего комплекса предлагаемые мероприятия позволят создать основу для формирования агропромышленных кластеров в области (взаимосвязанных горизонтально и вертикально интегрированных комплексов).
Необходимость всемерного развития лизинговых услуг получила признание на самом высоком уровне. Это нашло отражение в выступлении Президента РФ В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального собрания и Государственной думы в сентябре 2005 г. Президент особо отметил необходимость «...предусмотреть в федеральном бюджете дополнительные средства на субсидирование процентных ставок по кредитам сроком на 6 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, выделение значительных ресурсов на развитие сель-
Виды лизинговой деятельности
Рисунок 1. Направления развития агролизинга в Оренбургской области в 2006-2010 гг.
хозлизинга. Это должно позволить стране в течение 2 лет поставить десятки тысяч голов племенного скота, а также технику и оборудование для животноводства». [9]
Нет сомнения в том, что установка Президента РФ в полной мере относится к развитию лизинга и в других отраслях национального хозяйства. Это позволяет нам высказать некоторые соображения, являющиеся, по- видимому, актуальными для решения данной проблемы.
В частности, представляется целесообразным разработка трех принципиальных программных схем для активизации производства и поставки в различные отрасли новейших видов машин и оборудования.
Первая - это федерально-региональная стратегическая программа вывода из кризиса крупных промышленные комплексов, имеющих крайне важное значение для развития страны в целом. Среди них можно назвать авиационный комплекс, военно-промышленный комплекс. Схема такой программы применительно к авиационному комплексу предложена в [ 4 ]. В Оренбурге действует ФГУП «Стрела», производящее вертолеты, изделия военного назначения, комплектующие для телекоммуникационного оборудования. Область уже оказала действенную поддержку предприятию в виде льготного инвестиционного кредита для обеспечения серийного выпуска вертолетов. Однако для комплек-
1 - учреждение лизинговой компании; 2 - управление ЛК и оплата услуг УК; 3 - поручительство региональных властей;
4 - заключение лизингового договора и эксплуатация оборудования; 5 - финансирование (кредитование) проекта и
залог оборудования; 6 - поставка готового оборудования (узлов, агрегатов); 7 - заключение договора страхования; 8 -платежи по текущим обязательствам;
Рисунок 2. Схема взаимодействия участников межрегионального проекта финансового лизинга оборудования «ОРМЕТО-ЮУМЗ».
сной модернизации производства этих средств недостаточно. Включение предприятия в предложенную федерально-региональную программу позволит не только обновить технологическую базу предприятия, но и обеспечить сбыт его продукции.
Вторая схема может быть применена для монопольные участников рытка: железнодорожного транспорта, электроэнергетики, трубопроводного транспорта. В марте 2005 г. ОАО «РЖД» объявило конкурс на право заключения договоров лизинга. На конкурс выставлено 7 тысяч единиц подвижного состава на сумму 20,4 млрд руб. Серьезно занимаясь сделками лизинга с 2003 г., ОАО «РЖД» формирует от 30 до 50 % годового объема лизинга в стране. Задачей руководства Оренбургской области является формирование заинтересованности в обновлении подвижного парка и другого оборудования на оренбургском участке и на Южно-уральской дороге в целом. Это позволит увеличить грузооборот, особенно в среднеазиатском направлении. Предоставленные для этого льготы и преференции будут возмещены увеличением налоговых поступлений, таможенных пошлин, ростом доходов населения, чья работа связана с железной дорогой.
Третья схема может быть осуществлена как межрегиональная целевая программа формирования кооперационные связей между производителями и потребителями машиностроительной продукции в таких отраслевых связках как:
- машиностроение - металлургия - горнодобывающая промышленность;
- машиностроение - топливная промышленность (газовая, нефтяная, угольная).
Основными участниками такой программы должны стать самостоятельные, преимущественно частные, предприятия и интегрированные компании, представляющие наиболее платежеспособный сектор промышленности. В состав участников программы должны войти:
- лизинговые компании (основные операторы проекта, заемщики и залогодатели, арендаторы и лизингодатели);
- крупные коммерческие банки (основные источники финансовых ресурсов );
- страховые компании;
- управляющие компании (дочерние структуры банков - основные организаторы проекта);
- администрации регионов и федеральных округов (соучредители лизинговых компаний, гаранты-поручители и органы, предоставляющие преференции).
В реализации такого проекта исключительно важную координирующую и инициативную роль играют региональные органы управления, ассоциации и союзы производителей. В Оренбургской области пилотным проектом программы может стать лизинг оборудования Южноуральского машиностроительного завода - «ОРМЕТО-ЮУМЗ». Это предприятие широко известно как производитель металлургического и горного оборудования. География его поставок включает практически все меткомбинаты страны. Многие из них осуществляют программы технологической модернизации, то есть нуждаются в продукции ЮУМЗ. Такую заинтересованность помог выявить созданный по инициативе предприятия в конце 2003 г. Союз металлургического машиностроения.
Летом 2005 г. было объявлено о переходе контрольного пакета акций «ОРМЕТО-ЮУМЗ» холдингу «Металлоинвест», которому принадлежит также ООО «Уральская сталь». Такое приобретение, вероятно, продиктовано необходимостью расширения поставок оборудования на предприятия группы, тем более, что большинство из них являются металлургическими или горнодобывающими. Однако, специализация «ОРМЕТО-ЮУМЗ» позволяет возможность обслуживать не только внутренние потребности концерна. В связи с этим можно ожидать активизации деятельности предприятия по расширению сбыта производимого оборудования. Принципиальная схема взаимодействия «ОРМЕТО-ЮУМЗ» по лизингу представлена на рисунке 2.
Аналогичные схемы могут быть разработаны и для других отраслей, в том числе с участием уже действующих лизинговых компаний.
Все сказанное относится, преимущественно, к федеральному уровню с отражением некоторых аспектов развития лизинга в Оренбургской области. Нет сомнения, что поставленная задача активизации лизинга побуждает нас к более тщательному анализу развития данных отношений в сфере промышленности области.
В настоящее время в области действует лишь одна самостоятельная лизинговая компания, деятельность которой направлена на обеспечение оборудованием промышленных предприятий - это ОАО «Оренбурггазпромлизинг».
Компания основана в середине 2001 года. Ее учредителями являются два частных предприятия. Среди основных задач компании -обеспечение ООО «Оренбурггазпром» необходимым оборудованием на условиях лизинга. В 2002-2004 гг. были осуществлены поставки оборудования для бурения и ремонта скважин, специальных станков, средств связи. В 2004 году объем лизинговых сделок достиг рекордного значения - почти 750 млн руб. В результате компания заняла 39 место в рейтинге по стоимости заключенных сделок из 118 российских компаний [1]. Общая характеристика компании приведена в таблице 3.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что компания расширяет свою деятельность в отраслевом и территориальном аспектах. Из этого можно сделать вывод, что компания не является « карманной» и обслуживает не только одного клиента (хотя выгодность работы с ООО «Орен-бурггазпром» не подвергается сомнению). Анализ поставляемого оборудования отражает общие тенденции состояния машиностроения. Так, при поставках бурового, горного и геологораз-
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. (оценка)
1. Объем лизинговых сделок, млн. руб. 335,0 744,0 87,0
2. Источник средств, % - кредиты банков - собственные средства - иные 100 0 0 99 1 0 100 0 0
3. Основные лизинговые получатели ООО «Оренбурггазпром», ООО «Клиника-М» ООО «Оренбурггазпром», ОАО «Орское карьероуправление» ЗАО «Ликострой», ГУП «Экономика» (г. Москва)
4. Основные поставщики оборудования: - отечественные - зарубежные НПО «Модульнефтегазкомплект», НТФ «БАКС», ЗАО «Дыхательные системы», ООО «Синергия-М» MSA AVER (Германия), DREACO (Канада), ALCATEL (Германия)
Таблица 3. Основные показатели деятельности лизинговой компании «Оренбурггазпромлизинг»
(составлено по данным компании)
водочного оборудования изготовителями выступают преимущественно отечественные предприятия - компания «Модульнефтегазкомплект», НТФ «БАКС» и другие. Средства связи и вычислительная техника поставляются, в основном, зарубежными производителями - DREACO (Канада), ALCATEL и др.
Для осуществления лизинговых сделок компания привлекает банковские кредиты, что, естественно, определяет достаточно высокий уровень лизинговых платежей. Средний срок лизинговых сделок составляет от 3 до 4 лет. 2005 год оказался для компании не слишком удачным в части заключения новых лизинговых договоров. Основные усилия направлены на обеспечение поступления предусмотренных платежей и на поиск новых клиентов.
Анализ позволяет высоко оценить деятельность ОАО «Оренбурггазпромлизинг», которая свидетельствует о потенциально благоприятных условиях и возможностях для развития лизинга в промышленности области. Однако, для кардинального изменения ситуации с обновлением технологической базы в промышленности усилий одной компании явно недостаточно. Нужен ряд лизинговых компаний. Практика других областей Уральского и Приволжского федеральных округов показывает реалистичность данного соображения. Так, в Свердловской области действует 25 лизинговых компаний, в Тюменской области - 10, в Башкирии - 5 самостоятель-
Разовые поставки оборудования и техники Программно-целевые поставки оборудования и техники
Внутрирегиональные связи
Агролизинг
Лизинг
Индустриальный лизинг
Приобретение оборудования для технологической модернизации предприятий области
Рисунок 3. Принципиальная схема развития лизинга в Оренбургской области
ных компаний. При этом некоторые из этих компаний занимают лидирующие позиции в Российской Федерации. Примером может служить «Уральский лизинговый центр» (г. Уфа), «Западно-сибирская лизинговая компания»(г. Тюмень), по результатам первого полугодия 2005 г. В двадцатку лидеров по текущим сделкам вошла компания «Уралсиблизинг» (г. Екатеринбург) с суммой 105 млн долл [1, 6].
Все это позволяет говорить о реалистичности формирования сети лизинговых компаний в Оренбургской области. Однако для этого требуются особые усилия со стороны областного руководства.
Принципиальная схема развития лизинговых отношений в Оренбургской области, разработанная нами, представлена на рисунке 3.
Современный отечественный рынок лизинга весьма специфичен и достаточно закрыт. Ясно, что высокие темпы его развития свидетельствуют о том потенциале, который несет в себе эта форма взаимодействия между субъектами рынка. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет объемы лизингового рынка в России практически приблизятся к уровню развитых стран, где через эти каналы проходит до 45% капиталовложений в воздушный транспорт, 35% - в железнодорожный, до 20% - в топливно-энергетический комплекс. В связи с этим требуется методологическая проработка еще многих вопросов, не отраженных в
данной работе. К ним относятся -подготовка специализированных кадров для предприятий- изготовителей и лизингополучателей; разработка методологии планирования деятельности лизинговых компаний; разработка вопросов определения уровня прибыльности каждой сделки и деятельности компании в целом; развитие различных видов лизинга, в том числе возвратного как имеющего особое
Межрегиональные связи
Сбыт оборудования, производимого предприятиями области
значение для поддержания на должном уровне оборотных средств предприятия. В настоящее время наблюдается малая информированность предприятий о преимуществах лизинга, его разновидностях и технологиях проведения. На низком уровне находится взаимодействие участников лизингового рынка (как потенциальных клиентов, так и лизинговых компаний для
осуществления крупномасштабных проектов). Все это - поле для развития и совершенствования лизингового рынка.
Теория и практика лизинга дает основания считать его одним из самых действенных методов осуществления технологической модернизации предприятий и отраслевых комплексов в период трансформационной экономики.
Список использованной литературы:
1. Газман В. Лизинг России 2004 // Экономика промышленности, 2005, № 5, 6, 7 - с. 24-28, с. 18-21, с. 16-20.
2. Гончаров П.П., Кудрин Д.Н., Чернова Е.В. Лизинг: Учебное пособие. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004. - 264 с.
3. Ермакова Ж.А. Инвестиционное обеспечение регионального развития. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2005. - 63 с.
4. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Руководители авт.кол. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. - М.: Наука, 2004. - 880 с.
5. Иоффе О.И. Малый помощник «большой» энергетики // ТехСовет, 2005, №4. - с.27-28.
6. Иоффе О.И. Многоликий лизинг // ТехСовет, 2005, № 6. - с. 6-8.
7. Областной статистический сборник: Стат.сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург. 2005. - 500 с.
8. Огородников Г.И. Концептуальные аспекты эффективной работы сельскохозяйственной техники и служб техсервиса на базе информационных технологий. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2004. - 253 с.
9. Российская газета, 2005г., 8 сентября.
10. Промышленность Оренбургской области: статистический сборник - Оренбург, 2004 - 95 с.