Научная статья на тему 'Лизинг как источник формирования инвестиционных ресурсов для технико-технологического обновления промышленного производства'

Лизинг как источник формирования инвестиционных ресурсов для технико-технологического обновления промышленного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие экономики / лизинговые отношения / инвестирование / промышленное производство / розвиток економіки / лізингові відносини / інвестування / промислове виробництво

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Пономаренко

Показана необходимость развития лизинговых отношений в современных условиях. Обосновано использование лизинга как инструмента инвестирования развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Лізинг як джерело формування інвестиційних ресурсів для техніко-технологічного оновлення промислового виробництва

Показано необхідність розвитку лізингових відносин у сучасних умовах. Обґрунтовано використання лізингу як інструменту інвестування розвитку економіки.

Текст научной работы на тему «Лизинг как источник формирования инвестиционных ресурсов для технико-технологического обновления промышленного производства»

А.А. Пономаренко

ЛИЗИНГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Показана необходимость развития лизинговых отношений в современных условиях. Обосновано использование лизинга как инструмента инвестирования развития экономики.

Показано необхiднiсть розвитку лгзингових вiдносин у сучасних умовах. Обтрунтовано використання лiзингу як iнструменту iнвестування розвитку економки.

Need of the development leasing is Shown from-carryings in modern condition. Motivated use the leasing as instrument of инвестирования development of the economy.

© А.А. Пономаренко, 2010

Необходимость модернизации основных фондов промышленности в условиях ограниченного доступа для большинства предприятий к инвестиционным ресурсам, а также недостаточные их объемы в экономике, обусловливают потребность в разработке механизмов финансирования данных процессов с использованием различных источников. Развитие экономического потенциала Украины в соответствии с современными требованиями рынка основывается на трансформационных процессах и возможности производить конкурентоспособную продукцию, чему и сегодня препятствует наличие устаревшей материально-технической базы и высокая степень износа оборудования у большей части предприятий. В условиях дефицита

ресурсов традиционного механизма обновления основных фондов особую значимость приобретает адаптация новых инструментов финансирования воспроизводственных процессов, одним из которых является лизинг. Использование лизинга как источника инвестиций в техническое перевооружение производства позволяет осуществлять целенаправленные капиталовложения с целью получения соответствующего дохода, что в свою очередь является источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций. Инвестиционный лизинг в научной литературе определяется как финансирование с целью расширения предпринимательских возможностей потребителя и уменьшения единовременных капитальных затрат [1, 13]. Лизинг является инновационным для Украины инструментом привлечения капитала, и имеет довольно большое значение в период ограниченной покупательной способности [14]. Для экономики в целом позитивный результат лизинговой деятельности проявляется в эффекте наращивания производственных мощностей, сокращении сроков их модернизации посредством приобретения машин и оборудования в лизинг, ускорении процесса трансформации капитала из заемного в функционирующий, что в свою очередь стимулирует инвестиционный спрос со стороны предпринимательского сектора. Поэтому решение проблемы дефицита ресурсов на основе реализации современных методов и форм финансового обеспечения инвестиционных процессов является актуальным, и нуждается в развитии лизинга оборудования как формы инвестирования капитальных вложений.

Сегодня в научной литературе освещается широкий спектр проблем, определяющих формирование и развитие лизинга, его позитивные и негативные стороны. Исследованию природы лизинга, определению его сущности и места, а также вопросам нормативно-законодательного обеспечения посвящены работы многих ученых, среди которых В.И. Андрийчук, О.С. Белоусова, В.Богомолова, СИ. Брус, Л.М. Горбач, В.В. Иванишин, Я.В. Онищук [1-5, 8, 11] и др. Лизинговые отношения как одна из форм привлечения инвестиций рассматриваются в трудах таких авторов, как Е.И. Бойко, Н.М. Внукова, В.П. Галушко, С.В. Дидур, А.В. Подик, Л.И. Прилуцкий, В.Л. Осецкий и др. Отдельные методы обоснования лизинговых платежей рассматривают З.М. Кузьмина, Р.Я. Москалик [9, 10], механизм использования основных схем лизинга и оценку рисков в лизинговой деятельности - В.В. Витлинский, Е.Б. Долинская [6, 7].

Однако несмотря на то, что в научной литературе рассматриваются различные аспекты лизинговой деятельности, вопросы исследования лизинга как инструмента повышения эффективности инвестиционных процессов требуют более досконального изучения. Целью статьи является установление недостатков и причин медленного развития лизинговой деятельности в Украине, а также обозначение места лизинга в инвестиционном механизме.

В зарубежной практике хозяйственной деятельности лизинг сегодня представляет собой эффективный механизм приобретения основных средств, в котором учтены выгоды всех участников лизинговой операции - поставщиков или продавцов активов, банков или других финансовых институтов, предоставляющих средства для покупки предмета лизинга, страховых компаний, а также непосредственных потребителей лизинговой услуги.

Мировое производство имеет систему финансирования воспроизводственных процессов, которая функционирует в условиях постоянно развивающихся форм и методов обеспечения инвестиций. Учитывая сложности финансирования капитальных затрат, в международной практике выработана схема финансирования с применением элементов арендных и кредитных отношений, где финансовый и материальный потоки слиты в единый взаимосвязанный комплекс натурально-денежных отношений. Это специфическая, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, отношения кредитного финансирования под залог, отношения по долговым обязательствам и прочим финансово-экономическим отношениям. Совокупность возникающих при этом отношений получила название лизинговых [15].

Лизинг стал эффективным инструментом интенсивного развития национальных экономик западных стран, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Многие крупные фирмы обязаны своим прочным положением именно лизинговым операциям. Лизинговая индустрия не знала спада, только за 80-е годы инвестиции в оборудование посредством лизинга выросли более чем в 5 раз [16]. И хотя лизинг является относительно молодым видом экономической деятельности (его утверждение в мире относят к 60-м годам), он очень быстро приобрел популярность в западных странах. К 2000 г. ежегодный объем лизинговых операций в мире вырос уже в 10 раз и составил около 540 млрд. дол., при этом на США и Канаду приходится 41%, на Азию - 28%, на Европу - 19% [17].

Лизинг является тем видом деятельности, эффективность которого зависит от экономической политики государства. Именно посредством государственного регулирования были простимулированы процессы развития данного вида операций. К инструментам такого стимулирования относятся: льготное налогообложение инвестиций в основные фонды, уменьшение сроков амортизации различного вида оборудования, приоритетное кредитование лизингодателей и т.д. Для расширения лизинговой деятельности, как формы инвестирования, со стороны государства должны быть предложены меры организационно-экономического обеспечения, посредством которых будут активизированы процессы формирования инфраструктуры, обеспечивающей функционирование лизинга на всей территории Украины. Должны быть созданы условия для заинтересованности всех участников договорных отношений, а также для реализации преимуществ и широкого внедрения лизингового механизма.

Предпосылками внедрения лизинга является необходимость:

повышения конкурентоспособности экономики Украины в мире как фактора, влияющего на уровень притока в национальную экономику иностранного капитала;

обеспечения высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе;

развития рыночной инфраструктуры, так как неразвитые рыночные институты оказывают негативное влияние на экономический рост в целом;

преодоления существующего разрыва между функционированием финансово-кредитной системы и потребностями предприятий в финансовых ресурсах для обновления и модернизации основных фондов;

создания благоприятного инвестиционного климата.

Современное состояние инвестиционной деятельности в экономике характеризуется появлением новых финансовых

институтов, что определяет развитие инвестиционной инфраструктуры, представленной коммерческими банками, специализированными кредитно-финансовыми инвестиционными институтами и др. Эти процессы постепенно модифицируют структуру инвестиционного

капитала по формам собственности и источникам финансирования. В Украине состояние инфраструктуры рынка до сих пор характеризуется неравномерностью, неотлаженными взаимосвязями между различными ее участниками, организационной неупорядоченностью, неразвитостью институтов, поэтому ее функционирование как единого целого пока еще является проблематичным [18].

Несмотря на количественный рост и диверсификацию субъектов инвестиционной деятельности, их роль в инвестиционном процессе оказалась недостаточной для создания действенного механизма финансирования воспроизводственных процессов в экономике, и в промышленности в частности.

Для достижения стабильного роста развитие предприятий должно основываться на долгосрочном финансировании, что требует значительных объемов ресурсов. Сегодня процесс обновления основных фондов финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли и сдерживается отсутствием доступного заемного капитала. Основная масса предприятий не может использовать ресурсы рынка ссудных капиталов и фондового рынка, а также не обладает достаточными средствами из собственных источников для финансирования инвестиционной деятельности. Таким образом, складывается ситуация ограниченной возможности наращивания вложений в средства производства, что негативно влияет на состояние всей экономической системы. В этих условиях эффективность капитальных вложений зависит не только от совершенствования их технологической структуры, но и от применения рациональных методов финансирования затрат на оборудование. В данной ситуации использование лизинга, как механизма альтернативного финансирования, соответствующего принципам интенсивного расширенного воспроизводства основных фондов является перспективным и эффективным инструментом их обновления, не требующим значительных начальных капитальных вложений. Поэтому лизинговые операции можно представить как капиталосберегающий способ финансирования производства, способный активизировать инвестиционные процессы.

Основным фактором, определяющим востребованность лизинговых операций, являются современные особенности процесса воспроизводства, для которого характерно ускорение темпов внедрения в производство результатов научно-техни-

ческого прогресса. Такие процессы приводят к сокращению сроков морального старения машин и оборудования и стимулируют предприятия в целях обеспечения конкурентоспособности как можно быстрее заменять устаревшие средства производства новыми, более производительными. Особенно актуальным это является для хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с применением передовых технологий, где риск старения нового оборудования до момента полной окупаемости имеет большое значение и превращает быстрое возмещение инвестиционных расходов в условиях ограниченных возможностей финансовой системы в важную проблему.

Для внедрения новой техники предприятия должны аккумулировать значительные объемы ресурсов, доступом к которым они в существующих экономических условиях не располагают. Приобретение средств производства в лизинг позволяет начать эксплуатацию объекта и осуществлять платежи после того, как оборудование начнет приносить прибыль, из которой они будут формироваться. Также к преимуществам лизинга относят:

обеспечение полного финансирования привлечения активов по сравнению с проектным кредитованием;

более простые условия получения активов при лизинге, чем при банковском кредите на приобретение основных средств;

отсутствие необходимости в дополнительном обеспечении, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя;

улучшение структуры баланса, так как оборудование, приобретенное в лизинг, ставится на баланс предприятия и на него начисляется амортизация, а ее сумма относится к валовым расходам лизингополучателя, который улучшает структуру своего баланса за счет отсутствия в нем кредиторской задолженности;

уменьшение налога на прибыль, так как лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость продукции;

возможность оптимизации финансовых потоков за счет применения гибкого графика лизинговых платежей, учитывающего интересы лизингополучателя, сроки окупаемости инвестиций и др.

Однако существующие реалии отечественной экономики, уровень развития рынка капитала не дают возможности реализации данных преимуществ. Основным и практически единственным источником рефинансирования лизинговых операций является банковский кредит, поэтому условия финансового лизинга и легкость его привлечения не могут существенно отличаться от условий кредитования, предлагаемых отечественными банками. Следствием этого является необходимость предоставления лизингополучателем дополнительного обеспечения на величину начисленных за срок действия договора процентов, а также невозможность в общем случае отсрочить выплату процентов до выхода на проектную мощность.

Главным фактором, способствующим развитию лизинговых отношений, является возможность использования ускоренной амортизации предмета лизинга в целях налогообложения. Государство посредством проводимой налоговой политики имеет возможность активно воздействовать на объем, динамику, структуру, основные направления лизинговых операций. С одной стороны, ускоренная амортизация позволяет оптимизировать налогообложение у лизингодателя в течение действия договора, а с другой - по его окончании не возникает дополнительного налогообложения при передаче имущества в собственность лизингополучателя, так как оборудование будет практически полностью амортизировано. Именно институт ускоренной амортизации лег в основу создания лизинга как такового, а также сделал лизинг конкурентоспособным по сравнению с обычной арендой или кредитом [19].

Сложность отношений, складывающихся в связи с проведением данного вида операций, а также наличие в экономической литературе и законодательных документах неоднозначного определения понятия "лизинг", обусловливает существование нескольких точек зрения на экономическое содержание и природу лизинга. При этом можно обозначить, что основу лизинга составляет передача имущества во временное пользование с возможностью приобретения объекта по окончании срока действия договора в собственность. По сути лизинг является формой материально-технического обеспечения производства с единовременным кредитованием. Для лизинга характерным является сложное сочетание договоров, возникающих отношений и экономических интересов. Данная операция включает элементы различных финансовых механизмов. Сегодня лизинг рассматривается как специфическая форма финансирования инвестиций, а также особый вид предпринимательской деятельности, который охватывает три формы организационно-экономических отношений: аренда, кредит, инвестиции. Дополнительную роль играют отношения купли-продажи, которые предшествуют и завершают (по согласованию сторон) лизинговую сделку. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, в совокупности образуя новую организационно-правовую форму бизнеса [19]. Также предлагается не отождествлять лизинг только с операциями купли-продажи, кредита, аренды, а рассматривать его как экономический регулятор инвестиционного развития промышленности и других секторов экономики [3].

Арендные отношения являются обязательной составляющей лизинга. При этом расчеты пользователя с лизингодателем основываются на принципах кредитной сделки и осуществляются на условиях срочности (каждая сделка имеет конкретный срок действия), возвратности (получение в определенный срок части авансированных средств в виде амортизационных отчислений, которые входят в состав лизинговых платежей) и платности (выплата комиссионных за оказываемую услугу, которые также входят в состав лизингового платежа), что представляет собой три ключевых принципа банковского кредита.

Поскольку лизинг связан с вложением средств в элементы основного капитала, которые впоследствии функционируют в форме передаваемого в пользование имущества, он имеет сходство с товарным кредитом, но отличается условиями передачи права собственности, сроками предоставления и предметами сделки. В лизинге право пользования имуществом отделено от права собственности. После окончания срока лизинга право собственности на объект сделки может как быть передано, так и оставаться за лизингодателем. Лизинговые операции в той или иной мере включают элементы кредитного финансирования под залог имущества, расчеты по договорным обязательствам, инвестирование средств в основной капитал и т.д.

Как вид хозяйственной деятельности лизинговый бизнес является чрезвычайно чувствительным к инвестиционному климату, на формирование которого воздействует, в

числе прочего, налоговая система, инструментом влияния которой являются налоговые льготы (сниженные ставки налогообложения или в форме налоговых кредитов). При благоприятной налоговой политике стимулируется быстрый рост лизинговых операций, в то время как ужесточение налоговых правил негативно сказывается на объёме операций, что подтверждается зарубежным опытом.

Так, одной из причин быстрого развития лизинга в США явилось стремление к сохранению технологического лидерства и усилению конкурентных позиций. Для развития данной формы отношений применялись такие льготы, как ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Таким образом государство фактически оплачивало процент стоимости любой машины, что в комплексе с ускоренной амортизацией имело большой хояйственный эффект. Кроме этого, компаниям предоставлялись и другие льготы на лизинг оборудования. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменения профиля амортизации, что значительно снизило экономическую выгоду лизинга, хотя его развитие не остановилось, а продолжалось по нарастающей. В Великобритании налоговые скидки на сдаваемые в аренду различные виды машин и оборудования достигали от 25 до 100% [16].

В связи с тем, что в Украине лизинг является более дорогим инструментом, чем банковский кредит, его стоимость может быть уменьшена или приравнена к стоимости кредита при условии использования налоговых льгот. Существенным стимулом для развития лизинговой деятельности сегодня является положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу.

В качестве основных видов лизинга выделяют финансовый и оперативный лизинг, которые позволяют в условиях низкой рентабельности большинства отраслей промышленности обеспечить как развитие инновационной сферы, так и аренду высокотехнологичного оборудования, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции. Однако между оперативным и финансовым лизингом имеются и существенные различия.

Исходя из сущности лизинга, можно выделить функции, отражающие специфику лизинга, из которых выделяются четыре основные:

1. Финансовая функция (инвестиционно-финансовая) - выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита.

2. Производственная функция - заключается в оперативном решении производственных задач путём временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам научно-технического прогресса. При лизинге передача имущества может сопровождаться различным сервисом: техническим обслуживанием, страхованием, обеспечением сырьём и так далее.

3. Сбытовая функция - это расширение круга потребителей и освоение новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество.

4. Функция использования налоговых и амортизационных льгот - выражается в предоставлении государством участникам лизинговых правоотношений некоторых налоговых и амортизационных льгот, которые дают возможность производителю товаров, работ, услуг уменьшать свои издержки.

Стимулирующая функция лизинга логически вытекает из инвестиционно-финансовой, производственной и сбытовой его функций. При реализации функций лизинга стимулируется увеличение общих масштабов инвестирования в экономике, ускорение процессов обновления основных средств хозяйствующих субъектов, увеличение объемов реализации основных средств, что приводит, в свою очередь, к ускорению экономического роста, увеличению темпов научно-технического прогресса, увеличению капитализации хозяйствующих субъектов, создавая предпосылки для достижения социально-экономической эффективности.

Государство должно всесторонне способствовать развитию лизинга в Украине, так как данный вид услуг способствует росту экономического потенциала и при активном внедрении, в силу присущих ему возможностей, может стать импульсом не только технического перевооружения производства, но и структурной перестройки экономики, стимулируя развитие экономики в целом. В качестве мер государственной поддержки активизации деятельности лизинговой отрасли предлагается:

субсидирование процентных ставок в лизинговых сделках;

расширение сферы государственных заказов на оборудование, педоставляемое в лизинг;

разработка целевых программ, что создаст стимулы для продвижения продукции отечественных производителей и модернизации отраслей реального сектора экономики;

развитие финансовой инфраструктуры для формирования конкурентной среды в данном секторе экономики;

развитие институциональной среды в финансовой сфере, необходимой для обеспечения устойчивых темпов инвестирования воспроизводственных процессов.

Выводы. Проблема финансирования воспроизводственных процессов капитальной базы экономики страны приобретает в современных условиях принципиально новое, стратегическое значение. Процесс обновления парка оборудования требует значительного объема ресурсов, а также внедрения механизмов, способствующих активизации инвестиционной деятельности. Специфика лизинга заключается в том, что он используется прежде всего как форма финансирования инвестиций, применение которой способствует увеличению экономического потенциала как на уровне субъекта хозяйственной деятельности, так и на макроуровне. Сложность и новизна данного инструмента для национальной хозяйственной системы требует создания предпосылок востребованности данного вида экономической деятельности. Для этого должна быть сформирована институциональная среда, в которой возможно эффективное функционирование и развитие лизинга в настоящем периоде и на перспективу на основе построения системы управления экономическим механизмом лизинговых операций.

Литература

1. Андршчук В. Методолопчш i методичш засади обгрунтування параметрiв угоди фшансового лiзингу в аграрному секторi / В. Андршчук, О. Радюненко // Економiка Укра!ни. -2002.-№ 10.-С. 56-64.

2. Горбач Л.М. Ринок фшансових послуг: навч. поЫбник / Л.М. Горбач, О.Б. Каун. - К.: Кондор, 2006.-436 с.

3. Белоусова О.С. Лiзинг в Укра!ш: шляхи удосконалення законодавчо-нормативно! бази // Економiка та пщприемництво / О.С. Белоусова // Держава та регюни. - 2006. - № 2. - С. 914.

4. Богомолова В. Необхщшсть лiзингових вiдносин у сучасних умовах розвитку економiки Укра!ни / В. Богомолова // Економжа та пщприемництво. Держава та регюни. -2006.-№ 6.-С. 334-339.

5. Брус С.1. Розвиток ринку лiзингових послуг в Укра!ш / С.1. Брус // Фшанси Укра!ни. -2008. -№ 11. - С. 75-85.

6. В^лшський В.В. Моделi оцiнки ризику неплатежу операцiй фшансового лiзингу / В.В. Вiтлiнський, £.Б. Долинська // Фiнанси Укра!ни. - 2005. -№ 6. - С. 62-68.

7. Долинська £.Б. Оцшка ризику неплатежу в операщях фiнансового лiзингу з використанням теорil графiв / £.Б. Долинська, Л.Б. Долинський // Фшанси Укра!ни. - 2007. -№ 10.-С. 121-128.

8.1вашшин В.В. Лiзинг та його розвиток в Укра!ш / В.В. Iванiшин. - К.: Т-во "Знання" Укра!ни, 2002. - 55 с.

9. Кузьмша З.М. Сутшсть i структура лiзингових платежiв / З.М. Кузьмiна // Економжа та пiдприемництво. Держава та регюни. - 2006. - № 2. - С. 325-329.

10. Москалик Р.Я. Методичш аспекти оцшки лiзингових проектiв i розрахунку лiзингових платежiв / Р.Я. Москалик // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект: сб. науч. трудов. - Донецк: Дон НУ, 2001.-С. 409-411.

11. Онищук Я.В. Розвиток лiзингу в Укра!ш / Я.В. Онищук // Фшанси Укра!ни. - 2005. -№7.-С. 106-113.

12. Подж А.В. Використання лiзингу як фiнансового шструменту iнвестування розвитку економiки / А.В. Подш // Iнвестицil: практика та досвщ. - 2008. - № 9. - С. 5-8.

13. Рошило В.1. Джерела фшансування iнновацiйного розвитку: моногр. / В.1. Рошило. -Чернiвцi: Книги - ХХ1, 2006. - 272 с.

14. Ярошевич Н.Б. Переваги та недолiки лiзингу як виду кредитування засобiв

виробництва в Укра!ш / Н.Б. Ярошевич, М.Б. Антошв // Науковий вшник НЛТУ Укра!ни. -2009. -Вип. 19.5. - С. 241-246.

15. Аюпов А.А. Инновацинный лизинг в банке / А.А. Аюпов. - Казань: Издательский центр ТИСБИ, 2002. - 160 с.

16. Ляшенко В.И. Использование лизинга в развитии предпринимательства и инвестиционной сферы за рубежом. / В.И. Ляшенко, В.В. Бережной / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 1997. - 84 с.

17. Международная практика лизинговой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.raexpert.ru/ .../1еа8т§/.../рай2/.

18. Лесная О.С. Вплив ринково! шфраструктури на розвиток тдприемництва на сучасному етат / О.С. Лесная // Держава та регюни: Серiя: Економжа та пiдприемництво. -2009. -№2.-С.116-121.

19. Креймер Н.А. Теоретические аспекты лизинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ej.kubagro.ru/get.asp?id=74&t=1.

Представлена в редакцию 14.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.