УДК 336.662
ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Е. А. ЛЕМИШКО
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев
Введение
Режим содействия аграрному сектору на уровне государства на фоне накопленных макроэкономических дисбалансов в Украине способствовал тому, что сельское хозяйство по итогам 2014 г. продемонстрировало положительную динамику на фоне спада показателей большинства секторов экономики. Кроме того, экспорт продукции агропромышленного комплекса в 2014 г. составил треть от общего объема экспорта товаров, обеспечив поступление валюты в казну государства. Важность и специфика сельскохозяйственного производства требуют формирования действенного механизма устойчивого и оптимального финансового обеспечения отрасли, который предусматривает обеспечение основным и оборотным капиталом, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для эффективного развития сельскохозяйственных предприятий. Основную роль в этом процессе играет государство через осуществление государственного финансового регулирования сельского хозяйства в рамках рациональной государственной бюджетной поддержки. Проблема бюджетного финансирования находится в центре внимания ученых-аграриев Украины - М. Я. Демьяненко, А. Д. Дибровы, В. Н. Жука, С. М. Кваши, М. Ф. Кропивко, В. Я. Месель-Веселяка, Н. Й. Малика, Б. Й. Пасхавера, П. Т. Саблу-ка, Г. В. Черевко и др. Ими углубленно исследованы на теоретическом и практическом уровнях основные направления государственной поддержки аграрного сектора экономики. Однако остаются не отработанными аспекты активного участия государства в финансировании основного капитала сельского хозяйства Украины. Поэтому целью работы является анализ проблем бюджетного финансирования основного капитала сельского хозяйства Украины и определение эффективных путей их решения для создания благоприятных условий воспроизводства основного капитала с учетом нынешних условий сложной экономической ситуации.
Основная часть
Основной капитал - это часть капитальных средств, которые многократно участвуют в процессе производственной деятельности в своей натуральной форме и переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции частями с целью получения экономического эффекта (прибыли). Л. В. Дергун отмечает, что основной капитал является важнейшим экономическим ресурсом, а эффективность его использования влияет на формирование конечных финансовых результатов [5, с. 84]. Основной капитал сельскохозяйственных предприятий составляет стоимость средств труда, формирует их производственный потенциал и требует постоянного обновления на основе действия сложного механизма [23].
Анализ динамики основного капитала предприятий Украины показал его увеличение в абсолютном выражении в 2013 г. по сравнению с 2001 г. на 2146,49 млрд грн.
(табл. 1). Однако в структуре совокупного капитала доля основного капитала значительно сократилась - на 10,1 п. п. (с 56,3 % в 2001 г. до 46,2 % в 2013 г.).
Более негативная тенденция наблюдается на предприятиях сельскохозяйственной отрасли - абсолютное увеличение данного показателя на 75,39 млрд грн. в 2013 г. по сравнению с 2001 г. не повлияло позитивно на изменение в структуре совокупного капитала: произошло резкое сокращение доли основного капитала (с 67,4 до 37,67 %, т. е. на 29,73 п. п.). Тенденция к сокращению доли основного капитала на протяжении исследуемого периода определялась крайне низкой активностью предприятий в обновлении основных средств. Увеличение объема произведенной продукции, приходящейся на единицу капитала, используемого предприятием, способствовало росту ка-питалоотдачи и по предприятиям Украины (на 0,22), и по сельскохозяйственным предприятиям (на 0,83). Рентабельность основного капитала определяет способность предприятия обеспечивать достаточный объем годового дохода по отношению к среднегодовой стоимости основного капитала. В масштабах Украины данный показатель имеет негативную динамику снижения (с 2,5 % в 2001 г. до -0,9 % в 2013 г., т. е. уменьшение на 3,4 п. п.). Для сельского хозяйства характерна противоположная тенденция: рентабельность основного капитала за исследуемый период значительно возросла (с 1,6 % в 2001 г. до 12,7 % в 2013 г., т. е. на 11,1 п. п.). Данное положение обусловлено тем, что сельское хозяйство является единственной отраслью, которая, начиная с 2004 г., показывает устойчивую динамику роста вне зависимости от политических и экономических потрясений (и в ближайшие годы именно сельское хозяйство станет «локомотивом» прогрессирующего движения вперед и возрастания всей экономики Украины).
Однако основной капитал не стал определяющей составляющей роста экономики отрасли - увеличение производства продукции и прибыльности сельскохозяйственных предприятий не способствовало увеличению объема капиталовложений, направленных на обновление материально-технической базы, стабилизацию и рост основного капитала, а темп роста прибыли значительно опережал темп роста основного капитала. Главное назначение политики управления основным капиталом предприятия «состоит в аккумулировании финансовых ресурсов для обеспечения расширенного воспроизводства» [5, с. 84]. Аккумулирование финансовых ресурсов, которые направляются на создание, воспроизводство и приобретение основных средств, формирует инвестиции в основной капитал. Данный показатель является важнейшей характеристикой инвестиционных процессов в государстве.
В абсолютном выражении наблюдается устойчивая тенденция роста инвестиций в основной капитал по предприятиям Украины - за период 2002-2013 гг. инвестиции возросли более чем в 7,5 раза - с 37178 до 280267,2 млн грн. (табл. 2). Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования имеет следующую динамику: наибольший удельный вес в структуре инвестирования занимают собственные средства предприятий - на конец 2013 г. они составили 60,9 % (170675,6 млн грн.), привлеченные средства, соответствено, 39,1 % (109591,6 млн грн.).
Хотя основным источником финансирования инвестиций в основной капитал за исследуемый период (2002-2013 гг.) являлись собственные средства, доля привлеченных средств увеличивалась опережающими темпами. Главным источником инвестиций при этом стали кредиты банков и другие займы: к 2013 г. они составили 40878,3 млн грн. и увеличились в 20,6 раз по сравнению с 2002 г., составив при этом 9,3 % в общей структуре средств инвестирования. Данная тенденция обусловлена рыночными условиями хозяйствования, банковское кредитование содействует беспрерывности процесса воспроизводства основного капитала.
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2001,
Предприятия Украины
Совокупный капитал предприятий Украины, всего 876,26 953,90 1096,9 1282,78 1477,86 1842,4 2494,1 3245,43 3676,15 4096,98 4676,1 5419,69 5712,27 4836,01
В том числе основной капитал 493,32 519,04 572,61 659,87 770,18 932,71 1253,8 1552,06 1749,24 1832,92 2050,96 2456,02 2639,81 2146,49
% 56,3 54,4 52,2 51,4 52,1 50,6 50,3 47,8 47,6 44,7 43,9 45,3 46.2 -10.1
Рентабельность совокупного капитала, % 1,4 0,4 0,4 2,1 2,7 3,7 3,4 -1,4 -1,0 0,3 1,4 0,6 -0,4 -1,8
Кап италоотдача 1,35 1,42 1,72 2,13 1,97 2,03 1,95 1,94 1,57 1,89 1,99 1,75 1,57 0,22
Рентабельность основного капитала, % 2,5 0,7 0,8 4,2 5,3 4,9 6,7 -2,6 -2,1 0,7 3,3 1,4 -0,9 -3,4
Сельскохозяйственные предприятия
Совокупный капитал сельскохозяйственных предприятий Украины, всего 63,14 58,64 59,23 61,10 68,49 66,36 90,09 133,09 149,54 170,80 228,31 276,65 313,10 249,96
В том числе основной капитал 42,56 38,33 35,44 34,40 35,74 34,47 43,67 59,54 65,69 69,56 86,88 101,83 117,94 75,38
% 67,4 65,4 59,8 56,3 52,4 51,9 48,5 44,7 44,7 40,7 38,1 36,8 37,67 -29,73
Рентабельность совокупного капитала, % 1.1 -0,9 -0,5 4,5 5,1 3,7 7,7 4,3 5,0 10,1 11,1 9,7 4,8 3,7
Калиталоотдача 0,54 0,57 0,68 0,68 0,75 0,90 0,89 0,87 1,19 1,44 1,46 1,59 1,37 0,83
Рентабельность основного капитала, % 1,6 -1,5 -0,93 8,05 9,8 7,2 15,8 9,7 11,5 24,8 29,2 26,3 12,7 11,1
Примечание. Таблица рассчитана автором на основе [7].
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования по предприятиям Украины, 2002-2013 гг., млн грн.
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2001, +.-
Средства государственного бюджета 1863 3750 7945 5077 6846 10458 11576 6686,7 10952,2 18394,6 17141,2 6497,8 4634,8
% 5,0 7,0 10,5 5,5 5,5 5,6 5,0 4,4 5,8 7,1 5,8 2,3 -2,7
Средства местных бюджетов 1365 2095 3544 3915 5446 7324 9918 4161,2 6367,7 8801,3 9149,2 7219,2 5854,2
% 3,7 4,1 4,7 4,2 4,3 3,9 4,2 2,7 3,4 3,4 3,1 2,6 -1,1
Собственные средства предприятий и организаций 24470 31306 46685 53424 72337 106520 132138 96019,0 114963,6 152279,1 175423,9 170675,6 146205,6
% 65,8 61,4 61,7 57,4 57,8 56,5 56,7 63,3 60,8 58,6 59,7 60,9 -4,9
Средства иностранных инвесторов 2068 2807 2695 4688 4583 6660 7592 6859,3 4067,7 7196,1 5040,6 4881,2 2813,2
% 5,6 5,5 3,6 5,0 3,7 3,5 3,3 4,5 2,1 2,8 1,7 1,7 -3,9
Средства населения 1573 1822 2577 3091 12129 18428 21084 10294 20830,2 19572,9 25626,1 28345 1240,2
% 4,2 3,6 3,4 3,3 9,7 9,7 9,1 6,8 11,1 7,5 8,7 10,1 5,9
Кредиты банков и другие займы 1985 4196 5735 13740 19406 31182 40451 21581,3 23336,2 42324,4 50104,9 40878,3 38893,3
% 5,3 8,2 7,6 14,8 15,5 16,6 17,3 14,2 12,3 1,7 17,1 14,6 9,3
Средства инвестиционных фондов и другие источники финансирования 5427 7037 9110 12252 9617 16463 21911 3566,9 8543 11363,9 11206 21770,1 16343,1
% 10,4 10,2 8,5 9.8 3,5 4,2 4,4 2,4 4,5 4,3 3,8 7,8 -2,6
Всего 37178 51011 75714 93096 125254 188486 233081 151776,8 189060,6 259932,3 293691,9 280267,2 243089,2
% 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 - '
Примечание. Таблица составлена на основе [7], [23].
и,
Альтернативным источником внешнего инвестирования являются средства иностранных инвесторов, кредиты которых для предприятий Украины, и сельскохозяйственных предприятий в том числе, намного привлекательнее, чем банковские. Это обусловлено тем, что привлечение средств иностранных инвесторов способствует активизации инвестиционного процесса в обновлении основных средств предприятий, внедрению новых технических средств, новых технологий и инновационных продуктов, а также использованию передового зарубежного опыта, что в конечном итоге генерирует рост инвестиционного потенциала предприятий. Для Украины средства иностранных инвесторов составляют значительный нереализованный потенциал размещения производственных мощностей и капиталов, в 2013 г. они выросли, по сравнению с 2002 г., в 2,4 раза и составили 4881,2 млн грн. При этом необходимо отметить, что доля данного показателя в общей сумме инвестиционных средств, направленных на финансирование основного капитала, снизилась на 3,9 п. п. (с 5,6 до 1,7 %).
Для решения вопросов по улучшению инвестиционного климата необходимо, во-первых, урегулировать украинское законодательство, предоставить инвесторам необходимые преференции; во-вторых, провести мероприятия по дерегуляции экономической деятельности для облегчения доступа иностранных инвесторов в Украину; в-третьих, разработать целевую программу привлечения иностранных инвестиций и осуществить ряд институциональных преобразований. Важную роль в данном процессе призваны сыграть международные финансовые институции, в частности, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Привлечение новых источников инвестирования в Украину должно стать частью стратегии, направленной на проведение глобальных экономических реформ. Кроме того, средства иностранных инвесторов и инвестиционных фондов, а также средства государственного бюджета являются ведущими звеньями в механизме внешнего финансирования основного капитала. Инвестиции в основной капитал предприятий Украины за счет средств государственного бюджета на конец 2013 г. составили 6497,8 млн грн., за счет местного бюджета - 7219,2 млн грн. В совокупности доля бюджетного финансирования основного капитала в общей структуре инвестирования составила 4,9 %, что на 3,8 п. п. меньше, чем в 2002 г.
Мы считаем, что в нынешних сложных для Украины экономических и политических условиях существует ограниченность бюджетних ресурсов, потому бюджетное финансирование должно выполнять регулятивную роль в системе финансового обеспечения функционирования основного капитала, а базовая роль должна быть закреплена за самофинансированием и кредитованием. Акцентируем внимание на целесообразности и необходимости использования бюджетных средств для инвестирования в долгосрочные проекты прогрессивного обновления материально-технической базы предприятий, которые имеют первостепенное значение для экономического развития Украины. При этом необходимо усилить контроль за их целевым использованием.
Одной из важних составляющих системы государственного регулирования сельского хазяйства является государственная поддержка, которая представляет собой совокупность правовых, финансово-экономических, организационных и других мероприятий государства по стимулированию влияния на развитие как сельскохозяйственного производства, так и сельских территорий в нужном для общества направлении [6, с. 77]. Бюджетное финансирование основного капитала сельского хазяйства Украины осуществляется через финансирование расходов по Минагрополитике за счет средств общего и специального фондов Государственного бюджета Украины (табл. 3).
Средства из общего фонда госбюджета направляются на удешевление кредитов, развитие животноводства, поддержку создания оптовых рынков сельхозпродукции,
поддержку сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, на селекцию в животноводстве и растениеводстве, на удешевление страховых платежей, на возмещение стоимости и стоимости реконструкции животноводческих ферм, комплексов, стоимости строительства тепличных комплексов. Средства общего фонда Государственного бюджета Украины также направляются на частичную компенсацию стоимости сельхозтехники отечественного производства. За счет средств специального фонда госбюджета осуществляется финансирование по следующим направлениям: государственная поддержка отрасли животноводства, развитие хмелеводства, закладка молодых садов, виноградников и ягодников и уход за ними; предоставление кредитов фермерским хозяйствам; финансовая поддержка мероприятий в АПК на условиях финансового лизинга.
Таблица 3
Бюджетное финансирование основного капитала сельского хазяйства Украины (фактически профинансировано), 2007-2014 гг., млн грн.
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2013 к 2009, +, -
Финансирование расходов по Минагрополитике за счет средств общего фонда Государственного бюджета Украины
Всего 7303,84 10462,37 4254,50 3623,29 5413,91 4866,89 4371,03 3419,35 -3884,49
В том числе бюджетное финансирование основ-
ного капита-
ла сельского
хазяйства Украины 3343,54 3655,74 792,95 752,83 1377,62 831,90 359,67 82,01 -3261,53
% 45,78 34,94 18,64 20,78 25,45 17,09 8,23 2,40 -43,38
Темп роста, % - 109,3 21,7 111,5 122,5 67,1 48,2 29,2 -
Финансирование расходов по Минагрополитике за счет средств специального фонда Государственного бюджета Украины
Всего 844,65 749,06 5375,98 2999,68 4522,12 3151,10 2822,17 776,94 -67,71
В том числе бюджетное финансирование основ-
ного капита-
ла сельского
хазяйства Украины 427,99 672,63 3659,76 2704,6 3942,94 2926,23 2293,56 648,98 220,99
% 50,67 89,79 68,08 90,16 87,19 92,86 81,27 83,53 32,86
Темп роста, % - 177,2 75,8 132,4 96,7 106,5 87,5 102,8 -
Примечание. Таблица составлена на основе [8].
Рассмотрим детально статьи расходов на финансирование основного капитала в сельском хозяйстве из фондов Государственного бюджета Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины от 5.10.1998 г. были утверждены Правила предоставления долгосрочных кредитов индивидуальным застройщикам жилья на селе, согласно которым кредит индивидуальному застройщику предоставляется на срок от 20 до 30 лет, с внесением за пользование им платы в размере трех процентов годовых; индивидуальные сельские застройщики пользуются государственным льготным кре-
дитом при условии их размещения (или переселения для постоянного проживания) в сельской местности в пределах сел и поселков, а также за пределами сел и поселков в обособленных фермерских усадьбах и подтверждения ими своей платежеспособности; сумма кредита определяется фондом с учетом уровня платежеспособности заемщика и не может превышать сметной стоимости объекта кредитования и предельного размера кредита в сумме 100 тыс. грн. для достройки, реконструкции здания, приобретения жилья и 200 тыс. грн. для строительства нового жилого дома [22].
За анализируемый период было выделено из общего фонда госбюджета 172 млн грн., из специального фонда 142,86 млн грн. на государственное льготное кредитование индивидуальных сельских застройщиков. С 2011 г. финансирование данной программы прекратилось: недостаточный уровень финансовой поддержки социальной сферы села явился одной из причин несоответствия программ реформирования экономики сельского хозяйства и результатов их выполнения определенным социальным приоритетам.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 4.10.2010 г. был утвержден порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на частичное возмещение субъектам хозяйствования стоимости строительства и стоимости реконструкции следующих объектов: животноводческих ферм и комплексов, предприятий по производству комбикормов. В соответствии с данным постановлением бюджетные средства выделяются для возмещения субъектам хозяйствования до 50 % стоимости (без учета налога на добавленную стоимость) завершенных в текущем и двух предыдущих годах этапов строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов (в которых согласно проекту должно содержаться не менее 500 голов крупного рогатого скота, или не менее 1200 свиноматок, или не менее 1 млн голов птицы), и до 30 % стоимости (без учета налога на добавленную стоимость) завершенных в текущем и двух предыдущих годах этапов строительства и реконструкции предприятий по производству комбикормов [19]. За 2010-2012 гг. было фактически выделено 675,5 млн грн. бюджетного финансирования на данную программу (табл. 3). Вопрос о предоставлении такой компенсации в 2013 г. и последующие годы не был урегулирован.
Следующее направление финансирования основного капитала сельскохозяйственных предприятий Украины за счет средств государственного бюджета - это комплекс мероприятий по защите, восстановлению и повышению плодородия почв. Бюджетные средства направляются на выплату в текущем бюджетном периоде для компенсации расходов, связанных с осуществлением мероприятий на известкование очень сильнокислых (значение рН солевой вытяжки составляет менее 4,1) и сильнокислых (значение рН солевой вытяжки составляет 4,1-4,5) почв субъектам хозяйствования независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственным предприятиям); компенсация выплачивается из расчета 500 грн. за 1 га земель и предоставляется на конкурсной основе [15]. С 2007 по 2010 г. сельскохозяйственным предприятиям из общего фонда Государственного бюджета Украины было выделено 14,5 млн грн., также из Стабилизационного фонда по Минагрополи-тике Украины на данную программу в 2010 г. поступило 5,0 млн грн. бюджетного финансирования. В 2012 г. в рамках выплаты субсидий на 1 га посевов из общего фонда госбюджета выделено 26,2 млн грн., из специального - 1,2 млн грн. Необходимо отметить, что земельные ресурсы - это ценнейший капитал, которым обладает наша страна. Использование почвенных ресурсов Украины для ведения сельскохозяйственного производства имеет геополитическое значение: наше государство обладает, по оценкам экспертов, неоценимым достоянием - 7-8 % мировых запасов черноземов, поэтому выстраивать стратегию их использования необходимо
с позиций расширенного воспроизводства плодородия почв [14]. Мы считаем, что чрезвычайно важным в этом аспекте является разработка механизма экономического стимулирования мероприятий по охране и использованию земель, повышению плодородия почв. Для этого в государственном бюджете должны быть предусмотрены финансовые ресурсы по предоставлению налоговых и кредитных льгот землевладельцам и землепользователям, которые за собственные средства осуществляют мероприятия по защите земель от эрозии, повышению плодородия почв и другие работы по охране земель; сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые недополучили долю дохода вследствие консервации деградированных, малопродуктивных, а также техногенно загрязненных земель, должна выплачиваться компенсация из средств государственного и местного бюджета [12, с. 341].
В соответствии с бюджетной Программой «Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, предотвращению распространения возбудителей инфекционных болезней животных» для обеспечения стабильной эпизоотической и экологической ситуации путем осуществления мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации особо опасных вредителей, возбудителей болезней сельскохозяйственных растений, а также для предотвращения распространения возбудителей инфекционных болезней животных было предусмотрено финансирование из специального и общего фонда госбюджета Украины [20]. За исследуемый период из общего фонда Государственного бюджета Украины на осуществление данной Программы было выделено 67,5 млн грн. финансовых ресурсов.
Основная сумма бюджетных средств, выделяемая на финансирование основного капитала сельского хозяйства, приходилась на бюджетную животноводческую дотацию и государственную поддержку производства продукции растениеводства. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в выращивании продукции растениеводства и животноводства осуществлялась по 29 направлениям и за период 2007-2014 гг. составила 4966,1 млн грн. финансирования из общего и специального фондов госбюджета. Кроме того, в 2010 г. было выделено 335,9 млн грн. финансирования за счет средств Стабилизационного фонда по Минагрополитике Украины. Существенной проблемой для предприятий отрасли растениеводства и животноводства стала частая смена механизмов выделения средств государственного бюджета на поддержку производства продукции растениеводства и животноводства, в частности, осложнение процедуры подачи документов на рассмотрение районных комиссий, установление дополнительных ограничений, в том числе по имеющейся задолженности перед бюджетами всех уровней и обязательными фондами, увеличение количества проверок использования таких средств, что, в конечном счете, привело к уменьшению количества предприятий, которые подавали документы на получение государственной поддержки [9]. Кроме того, отсутствие законодательно установленного перечня объектов и субъектов производства сельскохозяйственной продукции, которым предоставлялась специальная бюджетная поддержка, привело к тому, что Кабинетом Министров Украины ежегодно менялись субъекты начисления и условия ее получения, что усложнило доступность к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей [9]. Для разрешения данной проблемы необходимо скоординировать направления и объемы финансирования с глобальными целями аграрной политики.
Важным направлением бюджетного финансирования является осуществление финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов, который стал стимулирующим фактором развития предприятий АПК Украины [17]. Действенность данного механизма состоит в частичной компенсации процентной ставки по привлеченным предприятиями агропромышленного комплекса в банках кратко-, средне- и долгосрочным кредитам, а также
краткосрочным кредитам, привлеченным в кредитных союзах. При этом краткосрочным считается кредит, привлеченный на срок не более чем 12 календарных месяцев, среднесрочным - от 12 до 36 календарных месяцев, долгосрочным - от 12 до 36 календарных месяцев, по которым предоставлялась компенсация процентной ставки. Компенсация предоставляется по кредитам, привлеченным в государственной валюте. Данный механизм стал самым результативным инструментом финансовой поддержки функционирования основного капитала сельскохозяйственных предприятий Украины. Благодаря ему удалось активизировать процесс обновления основных средств, приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства, а также, что особенно важно, данный механизм позволил создать благоприятные условия для закупки техники и оборудования иностранного производства, аналоги которых не производятся в Украине (согласно утвержденному Кабинетом Министров Украины перечню). Для этого предприятиям предоставлялась компенсация не только по кредитам, привлеченным в государственной валюте, но и компенсация по кредитам, привлеченным в иностранной валюте (предоставлялась в случае наличия у заемщика внешнеэкономического договора на закупку техники и оборудования иностранного производства). За период 2007-2014 гг. было выделено из общего и специального фондов Государственного бюджета Украины 416,0 млн грн. бюджетных средств на поддержку предприятий агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов; из Стабилизационного фонда было выделено 32,6 млн грн. При всей целесообразности, своевременности и необходимости программа кредитного субсидирования аграриев имела существенные недостатки: за исследуемый период происходили неоднократные изменения в Порядке использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов, в результате чего эффективность бюджетного финансирования была значительно снижена, а именно, с 2007 г. схема предоставления кредитной субсидии была изменена, что в конечном итоге усложнило процедуру получения кредитов. С 2008 г. из-за отмены ограничения предельного уровня процентной ставки по привлеченным кредитам банковскими учреждениями были увеличены процентные ставки по действующим и новым кредитным соглашениям, что привело к увеличению для заемщиков сельскохозяйственных предприятий расходов на обслуживание банковских кредитов. С 2009 г. был значительно расширен перечень субъектов хозяйствования, которые получили право на кредитную субсидию - кроме сельскохозяйственных предприятий ими стали предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, а также некоторые предприятия пищевой промышленности, совокупный капитал которых значительно превосходил капитал сельскохозяйственных предприятий и которым, как более финансово устойчивым субъектам хозяйствования, банки отдали свое кредитное предпочтение. Данная ситуация отрицательно повлияла на финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, а средства, выделенные из государственного бюджета на их поддержку, фактически были направлены на увеличение доходов банков. Сдерживающим фактором развития кредитных отношений по льготной схеме стало несовершенство источников компенсационного механизма - зачастую такие источники изыскивались в оперативном режиме, при недостаточном объеме основного финансового ресурса компенсации [3, с. 64].
Таким образом, несмотря на многочисленные законодательные и нормативные документы, которые принимались для поддержки сельскохозяйственного производства, Кабинет Министров Украины и Министерство аграрной политики и продовольствия Украины не разработали за исследуемый период действенные механизмы государст-
венного финансирования аграрной отрасли [9]. Считаем, что модернизация финансовой поддержки аграрного сектора через механизм удешевления кредитов должна идти в направлении последовательности, своевременности, адресности, равнодоступности предоставления государственного финансирования аграриям. Для этого необходимо установить гибкий механизм кредитования - размер частичной компенсации стоимости кредита должен меняться в зависимости от целевой направленности (вектор направления - на предприятия, которые стремятся к развитию, повышению эффективности производства, внедрению новейших технологий и улучшению качества производимой продукции) и сроков кредитования. Приоритетными направлениями действия данной бюджетной программы на данном этапе считаем средний и малый бизнес в сельском хозяйстве. В Минагрополитики Украины на 2015 г. была разработана бюджетная программа «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» с объемом финансирования 300 млн грн. [16]. Только полная согласованность экономических интересов всех участников кредитных отношений -кредиторов, сельскохозяйственных предприятий-заемщиков, государства - позволит оптимизировать условия и порядок получения субъектами хозяйствования агропромышленного комплекса частичной компенсации процентной ставки по привлеченным в банках кредитам, что, в свою очередь, повысит эффективность и доходность предприятий, уровень капиталоотдачи, укрепит финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одним из источников обновления технической базы сельскохозяйственных производителей является лизинг сельскохозяйственной техники. В Украине действует программа финансового лизинга отечественной техники и оборудования, для чего был утвержден Порядок использования средств государственного бюджета, направляемых на приобретение отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса на условиях финансового лизинга [24]. Данный Порядок определяет механизм использования средств, предусмотренных Национальной акционерной компанией «Украгролизинг» в общем и специальном фондах государственного бюджета для обеспечения техникой и оборудованием отечественного производства на условиях финансового лизинга сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, других субъектов предпринимательской деятельности агропромышленного комплекса и физических лиц - членов личных крестьянских хозяйств. На основании данного Порядка заключается договор между Компанией и лизингополучателями, источником финансирования закупки техники (для ее передачи в пользование на условиях финансового лизинга и мероприятий по операциям финансового лизинга) являются предусмотренные в бюджете на эти цели средства, которые используются на условиях возвратности согласно заключенным договорам. За исследуемый период из общего и специального фондов госбюджета было фактически выделено 541,8 млн грн. на мероприятия по операциям финансового лизинга отечественной сельскохозяйственной техники. В глобальном масштабе цель бюджетного финансирования приобретения отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса на условиях финансового лизинга состоит в формировании и поддержании функционирования системы инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и улучшения материального положения сельскохозяйственных товаропроизводителей [24].
Учитывая значительную технологическую потребность аграриев в обновлении парка машин, финансирование из госбюджета мероприятий по операциям финансового лизинга является актуальным и своевременным. Однако считаем нецелесообразным ограничивать государственную поддержку рамками техники отечественного
производства - лизингополучатели и лизингодатели должны иметь право выбора инновационности, технологического уровня, цены и качества техники. Как правило, преимущество в этом выборе остается за иностранной техникой. Поэтому в пределах государственной финансовой поддержки необходимо разработать и внедрить механизм поощрения приобретения аграриями необходимой агротехники отечественного производства, в частности - применение ускоренной амортизации, использование возможности перераспределения сроков уплаты НДС, создание благоприятных условий при последующем (после долгосрочной аренды) праве выкупа техники и т. д. Также считаем целесообразным установить все финансовые взаиморасчеты по лизинговым операциям с иностранной техникой в иностранной валюте, по отечественной технике - в государственной валюте.
Финансирование расходов по Минагрополитике за счет средств общего и специального фондов Государственного бюджета Украины (фактически профинансировано) в направлении бюджетного финансирования основного капитала сельского хозяйства также осуществлялось по направлениям: селекция в растениеводстве; мероприятия по охране и защите, рациональному использованию лесов, предоставленных в постоянное пользование агропромышленным предприятиям; преобразование и развитие коммунального хозяйства в сельской местности: по данным направлениям было выделено 474,8 млн грн. финансовых средств.
Заключение
На основе проведенных исследований можно утверждать, что бюджетное финансирование выполняет регулятивную роль в системе финансового обеспечения воспроизводства основного капитала. В нынешней экономической и политической ситуации в Украине финансовое обеспечение сельского хозяйства через механизм бюджетной поддержки осуществляется в условиях ограниченности финансовых ресурсов государства. Поэтому данная проблема требует комплексного решения, полной координации направлений и объемов бюджетного финансирования в соответствии со стратегией аграрной политики государства.
Литература
1. Бюджетные средства - на охране почв. - Режим доступа: http://sovxoz.com/byudzhetnye-sredstva-na-oxrane-pochv/.
2. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь № 342 от 01.08.2011 г. / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь от 3 авг. 2011 г. № 1/12739.
3. Гудзь, О. С. Модершзащя мехашзму кредитних субсидш тдприемств АПК / О. С. Гудзь // Економка АПК. - 2009. - № 9. - С. 59-62.
4. Гусаков, В. Г. Производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства Беларуси: анализ и перспективы / В. Г. Гусаков // Вес. Нац. акад. навук Беларусь Сер. аграр. навук. - 2010. - № 1. - С. 5-16.
5. Дергун, Л. В. Финансовые инструменты управления основным капиталом предприятия и особенности их применения в Республике Беларусь / Л. В. Дергун // Вестн. Гомел. гос. техн. ун-та им. П. О. Сухого. - 2014. - № 4. - С. 84-92.
6. Дiброва, А. Д. Державне регулювання сшьськогосподарського виробництва: тео-рiя, методология, практика / А. Д. Дiброва. - К. : Формат, 2008. - 488 с.
7. Державна служба статистики Украши. - Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.
8. Державна казначейська служба Украши. - Режим доступу: http://www.treasury.gov.ua/main/uk/doccatalog/list?currDir=218009.
9. Зв^ про результата аналiзу використання кош^в Державного бюджету Украши, видшених на державну пiдтримку АПК. - К. : Рахункова палата Украши, 2009. -Режим доступу: http://www.ac-rada.gov.ua/control/main/uk/publish/printable_article/16720005;jsessionid=EABB83C5D 09FD9F9FEBCBEBDB2FABEE7.
10. Коваль, Л. М. Iнвестицiйне кредитування пщприемств аграрного сектору / Л. М. Коваль // Економка АПК. - 2015. - № 1. - С. 3-41.
11. Кузьминчук, Н. В. Оптимiзацiя структури видатюв мюцевих бюджетiв (на прикладi Харювсько'1 областi) / Н. В. Кузьминчук // Наук. вюн. НЛТУ Украши. -Львiв. - 2012. - Вип. 22 (10). - С. 153-163.
12. Машв, З. О. Регюнальна економша : навч. поабник / З. О. Манiв, I. М. Луцький, С. З. Машв. - Л. : Магнолiя-2006, 2011. - 638 с.
13. Нацюнальна стратегия розвитку «Украша 2015». - Режим доступу: http://www.semynozhenko.net/content/files/Ukraine-2015%20big.pdf.
14. Петриченко, В. Украшським чорноземам - ефективне використання i надшний захист / В. Петриченко, С. Балюк, Б. Носко // Урядовий кур'ер. - 2013. -№ 151 (21 серпня).
15. Порядок використання коштив, передбачених у державному бюджет для фшансування заходiв iз захисту, вщтворення та пiдвищення родючостi rрунтiв, затверджений постановою Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 2.03.2011 р., № 180. -Режим доступу: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/newsnpd?npdList_stind=181.
16. Про затвердження Порядку використання коштiв, передбачених у державному бюджет для здшснення фшансово'1' пiдтримки заходiв в агропромисловому комплексi шляхом здешевлення кредитiв. Проект постанови Кабшету Мтс^в Украши, 2015. - Режим доступу: http://minagro.gov.ua/node/16459.
17. Про затвердження Порядку використання у 2007 рощ коштив, передбачених у державному бюджет для здшснення фшансово'1' пщтримки пщприемств агропро-мислового комплексу через мехашзм здешевлення короткострокових та середньо-строкових кредитiв. Кабiнет Мшс^в Укра'1'ни ; Постанова. Порядок вщ 21.02.2007 р. № 259. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/259-2007-%D0%BF.
18. Про затвердження Порядку використання кош^в, передбачених у державному бюдже^ для здшснення фшансово'1' пiдтримки суб'eктiв господарювання агропро-мислового комплексу через мехашзм здешевлення кредшив та компенсацii лiзингових платежiв, затверджений постановою Кабiнету Мшс^в Укра'1'ни вiд 11.08.2010 р., № 749 // Урядовий кур'ер. - 2010. - № 172 (17 верес.).
19. Про затвердження Порядку використання коштив, передбачених у державному бюдже^ для часткового вщшкодування суб'ектам господарювання вартосп будiвництва та реконструкци тваринницьких ферм i комплексiв та пщприемств з виробництва комбiкормiв. Кабшет Мiнiстрiв Укра'1'ни ; Постанова. Порядок вщ 04.10.2010 р. № 900. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/900-2010-%D0%BF.
20. Про затвердження Порядку використання кош^в, передбачених у державному бюдже^ для фiнансовоi пiдтримки заходiв щодо боротьби iз шкiдниками та хворобами сшьськогосподарських рослин, запобiгання розповсюдженню збудниюв
шфекцшних хвороб тварин. Кабшет Мшю^в Украши ; Постанова. Порядок вщ 29.02.2012 р. № 205. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/205-2012-%Б0%БЕ.
21. Про затвердження Порядку використання у 2007 рощ коштив, передбачених у державному бюджет для державно! пщтримки виробництва продукцп рослин-ництва. Кабшет МЫс^в Украши ; Постанова. Порядок вщ 21.02.2007 р. № 256. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/256-2007-%D0%BF.
22. Про затвердження Правил надання довгострокових кредипв шдивщуальним за-будовникам житла на сель Кабшет МЫс^в Украши ; Постанова. Правила вщ 05.10.1998 р. № 1597. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1597-98-%D0%BF.
23. Про швестицшну дiяльнiсть : Закон Украши вщ 17.02.2011 р. № 3038-У1. - Режим доступу : http://www.ligazakon.ua.
24. Про порядок використання коштив державного бюджету, що спрямовуються на придбання в^чизняно! технiки i обладнання для агропромислового комплексу на умовах фшансового лiзингу та заходи за операщями фiнансового лiзингу Кабiнет Мiнiстрiв Украши ; Постанова. Перелш. Порядок вщ 10.12.2003 р. № 1904. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1904-2003-%D0%BF.
25. Про ефектившсть виконання Державно! цшьово! програми реалiзацii технiчноi полiтики в агропромисловому комплексi. Результати державних фiнансових аудшив. - Режим доступу: http://www.dkrs.gov.ua/kru/uk/publish/article/97986;jsessionid=F262335A06A17F5A5 20771E1802D25CB.vapp25:2.
26. Стан кредитування пiдприeмств АПК у 2012 роцi. - Режим доступу: http://170820.minagro.web.hosting-test.net/page/?n=13518.
27. Цалко, Н. О. Показатели воспроизводства и накопления капитала в современном финансовом анализе / Н. О. Цалко // Новая экономика. - 2013. - № 2 (62). -С.138-144.
Получено 24.06.2015 г.