Яровая И.О.
Лицензия и государственная аккредитация как основание приобретения специальной образовательной правосубъектности высшего учебного
заведения
Важным аспектом участия в образовательных правоотношениях является правоспособность высшего учебного заведения в образовательной сфере. Так же, как граждане для приобретения статуса участника образовательных отношений должны пройти конкурсный отбор при приеме в высшее учебное заведение, так и высшее учебное заведение для того, чтобы вступить в образовательные правоотношения со студентом, должно приобрести право на этот вид деятельности.
В.В. Долинская отмечает, что только при наличии правосубъектности возможно участие в правоотношениях [1, с. 307]. В этой связи необходимо проанализировать правосубъектность высшего учебного заведения, представляющую собой правоспособность и дееспособность, с целью определения его места и роли в образовательных правоотношениях.
Общая правоспособность высшего учебного заведения как юридического лица возникает с момента его создания и прекращается в момент внесения записи о прекращении его деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным его учредительными документами. Только коммерческим организациям предоставляется право осуществлять любые виды деятельности, в то время как учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» они могут создаваться, в частности, для достижения образовательных целей, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Таким образом, объем правоспособности высшего учебного заведения в сфере образования определяется уставом высшего учебного заведения.
Помимо общей юридической правосубъектности, которой обладают все юридические лица, высшее учебное заведение имеет специальную - образовательную правосубъектность, предоставляющую ему право заниматься образовательной деятельностью на определенных государством условиях. Специальная правосубъектность высшего учебного заведения представляет собой юридическую предпосылку к появлению образовательных отношений между всеми участниками образовательной деятельности.
Как вытекает из законодательного определения высшего учебного заведения, оно реализует программы высшего профессионального образования в соответствии с лицензией. В этой связи согласно п. 3 ст. 10 Закона о высшем образовании право юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом, возникает у высшего учебного заведения с момента его государственной регистрации.
Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Право юридического лица на осуществление деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию, возникает с момента получения соответствующей лицензии и прекращается по истечении срока действия ее. Также и право на реализацию программ высшего и послевузовского профессионального образования возникает с момента выдачи лицензии данному учебному заведению.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В связи с этим Е.А. Гудова полагает, что с помощью механизма лицензирования государство отсекает некомпетентных исполнителей, которые из-за отсутствия навыков могут нанести вред интересам, защищаемым государством и закрепляемым в Конституции РФ [2, с. 39]. А.В. Титаева отмечает, что «Лицензирование ... является жесткой формой государственного регулирования, ограничивающей проникновение на рынок непрофессиональных предпринимателей, что особенно актуально в условиях недостаточного регулирования нормативной базы, обеспечивающей гарантии потребителей.» [3, с. 24].
Таким образом, лицензирование в сфере высшего профессионального образования направлено на предоставление права ведения образовательной деятельности только достойным образовательным
учреждениям путем их отбора с целью обеспечения гарантий права граждан на высшее профессиональное образование.
Порядок лицензирования регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 [4].
С лицензией связано право высшего учебного заведения объявлять прием граждан, сопровождающийся обязанностью ознакомить с ней абитуриента. Лицензированное учебное заведение также имеет право выдавать выпускникам документы об образовании.
С лицензией на ведение образовательной деятельности, а именно с ее нормативом предельной численности контингента обучающихся, который зависит от площади учебно-лабораторных помещений, необходимых для осуществления образовательного процесса, также связано право высшего учебного заведения осуществлять сверх финансируемых за счет бюджетных средств контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с учредителем.
В отличие от студентов, право на образование которых неотчуждаемо, высшее учебное заведение может быть лишено права на ведение образовательной деятельности либо указанное право может быть приостановлено в случае нарушения условий, на которых оно было предоставлено высшему учебному заведению. При этом вначале действие лицензии приостанавливается и высшему учебному заведению предоставляется срок до шести месяцев для устранения имеющихся нарушений лицензионных требований. В случае, если нарушение не было устранено в установленный срок, лицензия аннулируется.
При этом возникает вопрос: имеет ли право высшее учебное заведение осуществлять какую-либо деятельность, если у него отсутствует лицензия на ее ведение, являющаяся основной уставной деятельностью образовательных учреждений? И может ли такое высшее учебное заведение вообще существовать?
Согласно п. 4 ст. 34 Закона об образовании ликвидация образовательного учреждения может осуществляться в двух случаях: в соответствии с законодательством РФ, а также по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям. Указанные положения также соответствуют ст. 61 ГК РФ.
Закон о высшем образовании в качестве неотъемлемого признака высшего учебного заведения называет реализацию образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с лицензией. Следовательно, юридическое лицо, не имеющее лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, не может являться высшим учебным заведением. Здесь необходимо отметить, что правоспособность и дееспособность высшего учебного заведения неразрывны друг от друга и составляют единое целое. Таким образом, указанная некоммерческая организация должна быть ликвидирована или преобразована в другую некоммерческую организацию.
В этой связи справедливо мнение, что для юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью, выдача лицензии означает приобретение субъективного права на осуществление их основной деятельности в рамках специальной правоспособности. В связи с этим аннулирование лицензии у такого юридического лица равносильно лишению его специальной правосубъектности, а потому неизбежно влечет его ликвидацию [ 5].
Важной составляющей права высшего учебного заведения на реализацию программ высшего профессионального образования является государственная аккредитация, которая также оказывает влияние и на административно-правовой статус студента, поскольку в первую очередь затрагивает его право на получение диплома именно государственного образца, признаваемого всеми организациями в стране. Так, освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Порядок проведения государственной аккредитации предусмотрен Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 522 [6].
Наличие государственной аккредитации определяет содержание образования по конкретной программе. Так, в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении программа разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения их, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Таким образом, государственная аккредитация предоставляет высшему учебному заведению вести образовательную деятельность по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования. Государственная аккредитация также подтверждает качество результата использования высшим учебным заведением своего права на ведение образовательной деятельности.
Таким образом, государственная аккредитация, с одной стороны, подтверждает государственный образовательный статус высшего учебного заведения в целом, а с другой стороны, свидетельствует о высоком качестве подготовки и соответствующем ему праве высшего учебного заведения на выдачу документов государственного образца об образовании.
Литература
1. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2006.
2. Гудова Е.А. Частные и публичные интересы в законодательстве Российской Федерации о строительстве // Журнал российского права. 2007. № 9.
3. Титаева А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"» // Налоговый вестник. 2006. № 10.
4. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 «Положение о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 14. Ст. 1661.
5. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учеб. пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006.
6. Постановление Правительства РФ от 14 ию-ля 2008 года № 522 «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 29 (ч. 2). Ст. 3520.