Научная статья на тему 'Правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время'

Правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / ЕДИНСТВО И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мохов Александр Анатольевич, Балашов Александр Евгеньевич

Задача: В статье рассматриваются правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время. Авторами предлагается выделять общий, специальный и особый режимы осуществления приносящей доход деятельности хозяйствующих субъектов (в лице некоммерческих организаций) в мирное и военное время. Область исследования: В статье исследованы конкретные возможности осуществления приносящей доход деятельности учреждениями сферы высшего образования в разных правовых режимах. Выводы: В настоящее время фактически не разработаны механизмы правового регулирования предпринимательской и иных видов экономической деятельности в период действия норм чрезвычайного законодательства. Применение общего, специального и особого правового режима влияет на объем правоспособности и правосубъектности образовательных учреждений при осуществления приносящей доход деятельности. Оригинальность: В данной работе рассмотрен и проведен анализ сравнительно неразработанного понятия приносящая доход деятельность. Осуществлен анализ указанного понятия в разрезе общего специального и особого правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF INCOME-GENERATING ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE PEACEFUL AND WARTIME

Objective: This article examines the legal regimes of the income-generating activities of educational institutions in times of peace and times of war. The authors propose to allocate general, special and distinctive modes of the income-generating activity of business entities (represented by non-profit organizations) in peacetime and wartime. Field of study: The article examines the feasibility of a specific income-generating institutions of higher education in different legal regimes. Conclusions: Currently not actually developed mechanisms of legal regulation of business and other economic activities in the period of the emergency legislation norms. Application of the general, special and special legal regime affects the amount of legal capacity and legal educational institutions in the implementation of income-generating activities. Originality: In this paper reviewed and analyzed relatively undeveloped concept of revenue-producing activities. The analysis of these concepts in the context of general and special a special legal regime

Текст научной работы на тему «Правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время»

6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Мохов Александр Анатольевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права

Место работы: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Балашов Александр Евгеньевич, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

[email protected] Аннотация: Задача: В статье рассматриваются правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время. Авторами предлагается выделять общий, специальный и особый режимы осуществления приносящей доход деятельности хозяйствующих субъектов (в лице некоммерческих организаций) в мирное и военное время.

Область исследования: В статье исследованы конкретные возможности осуществления приносящей доход деятельности учреждениями сферы высшего образования в разных правовых режимах.

Выводы: В настоящее время фактически не разработаны механизмы правового регулирования предпринимательской и иных видов экономической деятельности в период действия норм чрезвычайного законодательства. Применение общего, специального и особого правового режима влияет на объем правоспособности и правосубъектности образовательных учреждений при осуществления приносящей доход деятельности.

Оригинальность: В данной работе рассмотрен и проведен анализ сравнительно неразработанного понятия приносящая доход деятельность. Осуществлен анализ указанного понятия в разрезе общего специального и особого правовых режимов.

Ключевые слова: правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности (общий, специальный, особый); государственное регулирование приносящей доход деятельности в мирное и военное время; единство и дифференциация правового регулирования приносящей доход деятельности

LEGAL REGIME OF INCOME-GENERATING ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE PEACEFUL AND WARTIME

Mokhov Alexandr A., Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Business and Corporate Law

Work place: Moscow State Law University O.E. name Kutafin (MSLA)

Balashov Alexandr E., Student of business and corporate law

Study place: Moscow State Law University O.E. name Kutafin (MSLA)

[email protected]

Annotation: Objective: This article examines the legal regimes of the income-generating activities of educational institutions in times of peace and times of war. The authors propose to allocate general, special and distinctive modes of the income-generating activity of business entities (represented by non-profit organizations) in peacetime and wartime.

Field of study: The article examines the feasibility of a specific income-generating institutions of higher education in different legal regimes.

Conclusions: Currently not actually developed mechanisms of legal regulation of business and other economic activities in the period of the emergency legislation norms. Application of the general, special and special legal regime affects the amount of legal capacity and legal educational institutions in the implementation of income-generating activities.

Originality: In this paper reviewed and analyzed relatively undeveloped concept of revenue-producing activities. The analysis of these concepts in the context of general and special a special legal regime Keywords: legal regimes of the gainful activity (general, special); government regulation of income-generating activities in peacetime and wartime; unity and differentiation of legal regulation of income-generating activities

В последние годы активными темпами идет процесс специализации и дифференциации права и законодательства как результат развития и дальнейшего усложнения общественных отношений в обществе в целом, а также в сфере правового регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности. Истоки специализации кроются в дальнейшем разделении труда, разграничении компетенции властных структур, усложнении социальных связей в различных системах, а также в силу способности различных функциональных систем к самоорганизации.

Наряду с уже ставшими традиционными видами и направлениями предпринимательской деятельности, активно развиваются и иные виды экономической деятельности, которые в силу действующего законодательства нельзя прямо отнести к предпринимательской (профессиональная деятельность ряда субъектов, приносящая доход деятельность некоммерческих организаций и др.).

Так, в соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Некоммерческие организации противопоставлены коммерческим организациям, которые, по общему правилу, преследуют извлечение прибыли от осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК).

Указанное деление юридических лиц существовало еще в римском праве и в своей основе имело цели в соответствии, с которыми юридические лица создавались.

Вместе с тем, в настоящее время критерии деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие весьма размыты. Так в соответствии сч. 1 ст. 123.1. Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О неком-

Мохов А. А., Балашов А. Е.

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

мерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Вместе с тем из указанного понятия есть изъятие, установленное ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Наличие указанного исключения из общего понятия некоммерческих организаций породило дисбаланс с позиций определения их правоспособности.

При сравнительном анализе признаков предпринимательской деятельности коммерческих организаций и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций можно выделить следующие признаки указанных понятий.

1. Самостоятельный характер предпринимательской деятельности. Данный признак подразумевает, что субъект предпринимательской деятельности обладает правосубъектностью, т.е. имеет право самостоятельно независимо от иных лиц принимать решения: об осуществлении предпринимательской деятельности: о выборе организационно-правовой форме предпринимательства.

Вместе с тем, некоммерческие организации могут осуществлять лишь деятельность, указанную в уставе, которая должна соответствовать целям создания некоммерческой организации, определенным учредителем, что существенно ограничивает их правосубъектность.

2. Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск. По поводу риска в гражданско-правовых отношениях высказываются разнообразные суждения, но все они сходятся в том, что риск-это возможность наступления неблагоприятных имущественных последствий, а несение риска- это принятие на себя указанных последствий.

Стоит сказать, что имущественная ответственность некоммерческих организаций весьма ограничена. Особенно если учитывать тот факт, что многие некоммерческие организации не могут быть подвергнуты банкротству. При этом размер имущественной ответственности, к примеру, учреждений (среди которых в настоящее время законодатель выделяет типы) может варьироваться от денежных средств, находящихся в их распоряжении, до различных видов имущества, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. В случае недостаточности имущества, необходимого для удовлетворения требований кредиторов учреждения, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель. Иными словами, фактически риск несет не только само учреждение, но и в установленных законом случаях - его собственник.

3. Регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности в установленном законом порядке. Некоммерческие организации, как и коммерческие, подлежат регистрации согласно положениям Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но с учетом ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Также стоит сказать, что для определенных видов некоммерческих организаций предусмотрен специальный (особый) порядок создания, предусматривающий решение Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ. Однако речь идет о частных случаях, а не общем правиле.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время использование тех или иных признаков, не позволяет провести четкой грани между предпринимательской и приносящей доход деятельностью (может рассматриваться как часть предпринимательской деятельности; более широкое понятие, чем предпринимательская деятельность; близкая по своей сути к предпринимательской деятельность, но не являющаяся предпринимательской в силу закона).

В то же время происходящие процессы специализация и дифференциация в праве и законодательстве, в т.ч. и тенденции к дифференциации различных видов экономической деятельности (предпринимательской, приносящей доход деятельности, профессиональной деятельности субъектов, обслуживающих экономический оборот), не исключают применения к большинству правоотношений в той или иной сфере общественного бытия (в т.ч. и применительно к приносящей доход деятельности) общих, единых начал в правовом регулировании.

В связи с изложенным, в правовой доктрине в последнее время вновь возник интерес к категории «правовой режим», а также возможным видам правовых режимов, посредством которых и обеспечивается единство, специализация и дифференциация правового регулирования той или иной группы общественных отношений1.

Кроме того, необходимо обратить внимание на постановку в доктрине проблемы, обусловленной фактической не разработанностью механизмов правового регулирования предпринимательской и иных видов экономической деятельности в период действия норм чрезвычайного законодательства2. Правовые режимы чрезвычайного либо военного положения, разработанные в доктрине административного права и закрепленные федеральными конституционными законами, требуют осмысления и выработки научно обоснованных рекомендаций с позиций правового регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, как в мирное, так и в военное время.

Анализ научных трудов и публикаций3, действующего законодательства позволяют под правовым режимом осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности считать установленный порядок осуществления деятельности в определенной сфере (отрасли, секторе) экономики, характеризующийся особым сочетанием способов (средств, мер) воздействия, направленный на достижение целей и задач социально-экономического развития, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12

1 См. например: Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2014. №10. С.2142-2150.

2 См. подробнее: Мохов А.А. О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы // Юрист. 2014. №4. С.21-24.

3 См. например: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и

решения. М., 2002.С.279.

января1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» образовательные организации могут осуществлять приносящую доход деятельность.

Вместе с тем, ряд специализированных образовательных организаций, например, учреждения высшего образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в настоящее время фактически лишены в своей деятельности права на ведение приносящей доход деятельности в связи с использованием в своей деятельности сведений составляющих государственную тайну, а также наличия среди видов деятельности только государственно необходимых задач4 (хотя до недавнего времени занимались возмездным оказанием образовательных услуг).

Более того, наличие на балансе имущества военного назначения (военного оборудования, оружия и т.д.) в большинстве случаев ограниченного в обороте, также сужает возможность ведения приносящей доход деятельности на законных основаниях, с соблюдением всех требований, предъявляемых законодательством к использованию такого имущества.

Так в соответствии с приказом МВД России от 1 ноября 2005 г. «Об утверждении положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования» платная деятельность военно-учебного заведения может осуществляться в следующих видах: обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия по углубленному изучению предметов; подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда и специалистов соответствующего уровня образования.

Таким образом, исходя из императивных начал административно-правового регулирования, можно сказать о фактическом сужении перечня видов приносящей доход деятельности военных учебных заведений высшего образования в структуре внутренних войск МВД России до приносящей доход деятельности только в области образования.

Полагаем возможным с учетом охвата (территории) и продолжительности действия определенной совокупности норм, формирующих тот или иной режим, выделять общий, специальный и особый правовой режимы, в целом и применительно к отдельным видам экономической деятельности (в том числе, приносящей доход деятельности).

Общий правовой режим - это основной или базовый режим, который применяется к той или иной группе общественных отношений. В нем проявляют себя в полной мере основные начала, принципы отрасли права. Он действует бессрочно или, по крайней мере, довольно длительное время, обеспечивая стабильность значительной группы экономических отношений.

При этом в границах общего правового режима приносящей доход деятельности некоммерческих организаций следует различать правовой режим приносящей доход деятельности образовательных, медицинских и иных организаций.

4 Устав Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденный приказом МВД России от 15 декабря 2009 г. № 968, стр. 6

Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинская деятельность -профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В соответствие с частью 4 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшими учебными заведениями медицинская деятельность осуществляется с целью практической подготовки лиц, получающих высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование и ее осуществление возможно в двух формах:

1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);

2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база).

Вместе с тем, медицинская деятельность в соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г.№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемой, независимо от того осуществляется она образовательной организацией или медицинской организацией.

В первом случае осуществление медицинской деятельности в ВУЗах на практике осуществляется путем создания филиалов и получения лицензии на ведение отдельных видов медицинской деятельности.

Второй способ осуществления медицинской деятельности высшими образовательными учреждениями осуществляется на основании договора безвозмездного пользования и регулируется Положением о клиническом лечебно-профилактическом учреждении, утвержденным приказом Минздрава России от 29 сентября 1993 г. № 228.

Однако стоит заметить, что медицинская деятельность образовательной организации и медицинской организации имеют разные цели.

При осуществлении медицинской деятельности в образовательной организации основная цель - это, прежде всего, закрепление полученных теоретических навыков обучающихся в ходе их практической деятельности.

В медицинских организациях медицинская деятельность направлена на решение социально значимых задач, реализацию прав пациента, однако ее целью также является извлечение прибыли (дохода). Получение отдельными субъектами прибыли посредством решения социальных задач привело к формированию новой концепции - социального предпринимательства5.

Указанные выше различия в целях осуществления медицинской деятельности в образовательных организациях и медицинских организациях имеют под собой и различные правовые механизмы реализации.

5 См. подробнее: Социальное предпринимательство в России и

в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская. М., 2011.

Мохов А. А., Балашов А. Е.

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

На практике возникает ряд сложностей в определении правового положения некоммерческих организаций, осуществляющих различные виды экономической деятельности, направленные на решение их уставных задач.

Специальный правовой режим выступает своего ряда модификацией общего правового режима, характеризуется либо особыми льготами и преимуществами, дополнительными правами, либо особыми ограничениями, выражается в дополнительных запретах или позитивных обязываниях.

Специальные режимы позволяют в определенных границах (локальность) устанавливать отдельные особенности объектов и субъектов6.

Например, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», пунктом 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности; Медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности.

Учитывая список лицензионных требований к организациям, осуществляющим образовательную и медицинскую деятельность, указанный в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», данные преференции весьма ощутимы при осуществлении приносящей доход деятельности и дают существенные преимущества организациям, занимающимся образовательной или медицинской деятельностью на территории инновационного центра «Сколково».

Также в качестве примера специального правового режима можно указать положения части 5 статьи 2, частей 1, 4, 5 статьи 4, статьи 5 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», согласно которым МГУ им. М.В. Ломоносова и СПБГУ вправе

- реализовывать образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов;

- проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям);

- выдавать документы об образовании и (или) о квалификации с официальной символикой Российской Федерации, а также особый порядок назначения ректоров университетов Президен-

6 Малько А.В., Лиманская А.П. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. №6. С.121-123.

том российской Федерации, наличие статуса получателя и главного распорядителя средств федерального бюджета;

- возможностью получения дополнительного финансирования своей деятельности за счет выполнения государственных заказов.

Данный особый правовой статус МГУ им. М.В. Ломоносова и СПБГУ, установленный Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ не предусматривает каких-либо преференций в рамках приносящей доход деятельности, однако, само наличие особого правового статуса, изложенного в Федеральном законе и закрепленного в ряде нормативных актов ставит МГУ им. М.В. Ломоносова и СПБГУ в привилегированное положение по сравнению с иными высшими образовательными учреждениями, учредителями которых выступает Правительство Российской Федерации.

Особый (экстраординарный) правовой режим осуществления экономической, в т.ч. приносящей доход деятельности, вводится при реализации положений чрезвычайного законодательства (при введении в установленном порядке чрезвычайного либо военного положения).

Особенностью этого правового режима является экстраординарный, чрезвычайный, срочный, временный характер, существенное изменение регулирующего воздействия на субъекты правоотношений, наличие серьезных ограничений прав и охраняемых законом интересов любых организаций, включая некоммерческие организации различных форм собственности.

В условиях экономического или политического кризиса, как правило, происходит упрощение экономических и социальных связей, существенно возрастает роль регулирующего воздействия со стороны государства на экономику. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют нормы ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

Посредством установления определенного правового режима реализуется экономическая политика государства, достигаются поставленные макроэкономические и социальные задачи.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов правового регулирования в сфере образования является автономия образовательных организаций, которая понимается как самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации7.

Вместе с тем, при применении особых правовых режимов указанный принцип подлежит существенному ограничению.

Так в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

7 Костенникова Е.А. Методологические проблемы административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 20 - 23.

Согласно пункту «г» статьи 11 и пункту «в» статьи 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности.

Более того, в соответствии с пунктом «д» части 2 статьи 17 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются дляучастия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей.

Свое развитие данное положение закона получило в части 3 статьи 27 27.05.1998 N 76-ФЗ «Федерального закона о статусе военнослужащего», согласно которому военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в уставах отдельных военных образовательных учреждений.

Так, например, в пункте 15 устава Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденный приказом МВД России от 15 декабря 2009 г. № 968,закреплено положение о привлечении постоянного и временного состава института из числа военнослужащих к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, а также ликвидации последствий стихийных бедствий.

Завершая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы.

1. В доктрине необходимо различать общий, специальный и особый правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности некоммерческих организаций.

2. Общий, специальный и особый правовой режимы осуществления приносящей доход деятельности могут иметь как общие черты (признаки) с правовыми режимами предпринимательской деятельности, так и отличия (обусловлены выделением приносящей доход деятельности среди видов экономической деятельности).

3. Общий, специальный и особый правовой режимы могут действовать и/или вводиться как в мирное (режим чрезвычайного положения), так и в военное время. Применение особого правового режима напрямую влияет на осуществление приносящей доход деятельности некоммерческих организаций. Вводятся существенные ограничения на порядок осуществления приносящей доход деятельности, а также уменьшается количество возможных видов приносящей доход деятельности, остаются только

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

те, которые необходимы в период действия особого правового режима.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002.С.279.

2. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2014. №10. С.2142-2150.

3. Костенникова Е.А. Методологические проблемы административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2014. N 5. с. 20 - 23.

4. Малько А.В., Лиманская А.П. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. №6. С.121-123.

5. Мохов А.А. О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы // Юрист. 2014. №4. С.21-24.

6. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская. М., 2011.

7. Громов М.А. Чрезвычайные правовые режимы, как подсистема административно-правовых режимов // «Пробелы в российском законодательстве» 2008 г. № 1. С. 394-397.

8. Трачук О.В. Некоторые проблемы реализации права образовательных учреждений профессионального образования на осуществление отдельных видов приносящей доход деятельности // «Пробелы в российском законодательстве» 2011 г. № 1. С. 95-99.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья профессора Мохова А.А. и аспиранта Балашова А.Е. посвящена анализу правовых режимов осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В данной статье сформулированы возможные правовые режимы осуществления экономической деятельности, а также представлены их понятия, В качестве модели для анализа различных правовых режимов осуществления приносящей доход деятельности взяты нормы, регулирующие образовательную деятельность в мирное и военное время.

Актуальность указанной статьи не вызывает сомнений. В статье анализируются общие признаки предпринимательской и приносящей доход деятельности, вскрываются возможные отличия. Формулируется итоговый вывод о близости, но неравнозначности исследуемых дефиниций.

Авторами проведена серьезная работа по анализу правовых режимов осуществления экономической деятельности, сделан вывод об отсутствии в настоящее время достаточно определенных, четких правовых режимов предпринимательской и иных видов экономической деятельности в период действия норм чрезвычайного, а также военного законодательства.

Научная статья А.А. Мохова, А.Е. Балашова «Правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Рецензируемая статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал».

Рецензент:

Заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

И.В. Ершова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.