Балашов А. Е.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
6.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Балашов Александр Евгеньевич, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Место учебы: Московский государственный юридиче-скый университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
[email protected] Аннотация: Задача: В настоящей статьей анализируются возможности осуществления высшими учебными заведениями инновационной деятельности, приводятся конкретные примеры форм осуществления инновационной деятельности и мер государственной поддержки. Область исследования: В статье исследован порядок осуществления инновационной деятельности, порядок нормативного закрепления указанной деятельности. Проведено сопоставление понятий «приносящая доход деятельность» и «инновационная деятельность».
Выводы: В статье сделан вывод о близости понятий «приносящая доход деятельность» и «инновационная деятельность». Инновационная деятельность предложена в качестве одного из видов приносящей доход деятельности. Оригинальность: В данной работе рассмотрен и проведен анализ сравнительно неразработанного понятия приносящая доход деятельность. Предложены необходимые меры для развития инновационной деятельности
Ключевые слова: высшие учебные заведения, инновационная деятельность, приносящая доход деятельность, инфраструктура инновационной деятельности
LEGAL REGULATION OF INNOVATION ACTIVITIES IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION
Balashov Alexandr E., Student of business and corporate law
Study place: Moscow State Law University O.E. name Kutafin (MSLA)
Annotation: Objective: This article analyzes the possibilities of the institutions of higher education innovation, specific examples of the forms of innovation and government support measures.
Field of study: The article examines the procedure of innovation, regulatory procedure for securing the said activity. A comparison of the concepts of "income-generating activities" and "innovation".
Conclusions: The article concluded proximity concepts of "income-generating activities" and "innovation". Innovative activity is proposed as one of the types of income-generating activities.
Originality: In this paper reviewed and analyzed relatively undeveloped concept of revenue-producing activities. We propose the necessary measures for the development of innovation
Keywords: higher education, innovation, income generation, infrastructure innovation
Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон о науке) инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на
создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Согласно указанному определению инновационная деятельность включает в себя следующие составляющие: реализация инновационных проектов и создание инновационной инфраструктуры.
В свою очередь под инновационным проектом принято понимать комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов (статья 2 Закона о науке).
Стоит отметить, что под экономическим эффектом принято понимать полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление.1
Сходным представляется понятие доход, сформулированное в пункте 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой прибылью признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Таким образом, одним из видов инновационной деятельности является реализация инновационных проектов, одной из целей которых является достижение экономического эффекта (прибыли).
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии с часть 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Формулировка указанной статьи явно показывает близость понятий предпринимательская и приносящая доход деятельность. Несмотря на отсутствие законодательного закрепления понятия приносящая доход деятельность можно сделать вывод, что такой основополагающий признак предпринимательской деятельности как направленность на систематическое извлечение прибыли явно имеет свое отражение и в понимании понятия приносящая доход деятельность, а выдвинутая Шумпетером Й. теории предпринимателя-новатора как нельзя лучше показывают огромные возможности для осуществления инновационной деятельности, в качестве вида приносящей доход деятельности, организациями сферы высшего образования.
Так же стоит сказать, что возможность осуществления инновационной деятельности указана в уставах образовательных организаций, так например, согласно подпункту «в» пункта 10 основными целями, задачами и предметом деятельности Московского государственного универ-
1Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006. С. 441.
2 См. подробнее Шумпетер Й. Теория экономического развития.
М., 1982.
Бизнес в законе
5'2015
ситета имени М.В. Ломоносова является участие в инновационной деятельности3, подпунктом 20 пункта 2.13 одним из видов приносящей доход деятельности Московский государственный технический университет «МАМИ» является инновационная деятельность4.
На практике ВУЗы реализуют возможность осуществления инновационной деятельности двумя способами.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения вправе вносить денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных парт-нерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).
Согласно части 1 статьи 103 Федерального закона 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право быть учредителями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
Возможность осуществления инновационной деятельности с помощью хозяйственных обществ весьма облегчает получение экономического эффекта (прибыли), более того для хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности установлен уведомительный порядок согласования передачи помещений, закрепленных за образовательными организациями, в аренду.
Согласно Правилам заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 677 (далее - Правила) учреждение направляет учредителю обращение с приложением необходимых документов (пункты 2, 3, 6 Правил), которое учредитель обязан рассмотреть в течение 15 дней.
Второй способ заключается в возможности созданий учреждениями бизнес-инкубаторов. В соответствии с пунктом 11 постановления Росстата от 20.12.2007 № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» бизнес-инкубатор - организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с
3 Устав Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 28 марта 2008 г. № 223 // «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.04.2008, № 14, ст. 1415.
4 Устав Московский государственный технический университет «МАМИ», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2011 г. № 1774.
оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.
На практике бизнес-инкубаторы создаются для поддержки субъектов малого предпринимательства путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.
Стоит отметить, что создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования не обеспечивают реализации основной цели инновационной деятельности - достижение экономического эффекта (прибыли), а направлены на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности. Таким образом, отнесение деятельности по созданию инновационной инфраструктуры и обеспечению ее функционирования к инновационной деятельности, что представляется юридически некорректным5.
Вместе с тем, для создания эффективной инновационной сферы необходимо решение ряда задач, а именно: налаживание взаимодействия между субъектами инновационной деятельности, развитие эффективных мер государственной поддержки, создание механизмов привлечения высококвалифицированных специалистов.
Эффективность инновационного развития зависит не от того, насколько эффективна деятельность отдельных субъектов инновационной системы (инновационных компаний, научных организаций, вузов и др.), но прежде всего от их взаимодействия друг с другом6.
Безусловной новеллой в части возможности ведения совместной деятельности стала норма, закрепленная в статьей 15 Закона об образовании, согласно которой сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Безусловно, сетевую форму взаимодействия между образовательными учреждениями нельзя назвать успешной в части возможности развития инновационного потенциала образовательных учреждений, однако она является осмысленным шагом к сближению в образовательной сфере, что должно позитивно отразиться на инновационной деятельности и инновационной инфраструктуре.
Также при рассмотрении вопроса взаимодействия субъектов инновационной деятельности в сфере образования стоит сказать о набирающем в последнее время все большие обороты процесс укрупнения
5Отнюкова Г.Д. Понятие и признаки инновационной деятельности // «Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» 2015 г. №6 1. С. 48.
6Кардаш И.Н. Государственное стимулирование венчурных инвестиций в условиях становления инновационной экономики // «Юрист» 2013 г. № 22. С. 17.
Балашов А. Е.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
субъектов сферы образования - создании так называемых образовательных кластеров7.
Укрупнение высших образовательных учреждений путем реорганизации, создание мощных образовательных кластеров в смежных сферах позволяет решить проблему недофинансирования, отсутствия необходимой материально-технической базы для инновационной деятельности образовательных учреждений, что безусловно, в ближайшей перспективе может дать мощный толчок к развитию инновационной деятельности в сфере высшего образования.
Еще одной проблемой, стоящей на пути создания развитой инновационной сферы является отсутствие высококвалифицированных специалистов.
Первые шаги на законодательном уровне направленные на привлечение высококвалифицированных специалистов были сделаны сравнительно недавно.
Так, 27 ноября 2009 подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства, в мае 2010 внесены изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», значительно упрощающие порядок въезда в страну и осуществления трудовой деятельности для высококвалифицированных специалистов.
В настоящее время среди существенных привилегий для высококвалифицированных специалистов можно назвать: отсутствие квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию и на выдачу разрешений на работу, срок получения разрешения на работу 14 дней (в отличие от месячного установленного для других категорий трудовых эмигрантов), выдача разрешений на работу на срок до 3-х лет и неограниченное число продлений срока разрешения на работу, установленная ставка налога на доходы физических лиц в отношении доходов от осуществления ими трудовой деятельности лиц в размере 13%.
Механизмы поддержки инновационной деятельности являются явно недостаточными для развития мощного инновационной кластера в сфере высшего образования.
Наиболее эффективными мерами государственной поддержки инновационной деятельности видятся формирование спроса на инновационную продукцию; финансовое обеспечения инновационной деятельности (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии). Указанные меры государственной поддержки в настоящее время получили свое закрепление на законодательном уровне, однако в сфере высшего образования не получили своего практического воплощения.
Однако среди положительных тенденций развития инновационной сферы в области высшего образования можно отметить четко обозначенный курс государства на увеличение объемов инновационной деятельности, что при должном профессионализме и стратегическом подходе будет иметь позитивные результаты для государства в целом.
Список литературы:
1. Грудцына Л.Ю. Лагуткин А.В. Реформирование высшего образования: кластерный подход // «Административное и муниципальное право» 2014 г. № 7.
2. Кардаш И.Н. Государственное стимулирование венчурных инвестиций в условиях становления инновационной экономики // «Юрист» 2013 г. № 22. С. 17.
3. Отнюкова Г.Д. Понятие и признаки инновационной деятельности // «Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» 2015 г. № 1. С. 48.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
6. Российское предпринимательское право: Учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова // Проспект 2011 г.
7. Новицкая Л.Ю. Инновационная деятельность в сфере образовательной деятельности в России: теоретико-правовой аспект // «Пробелы в Российском законодательстве» 2012 г. № 1. С. 299-303.
8. Костенко В.В. Федеральные источники правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства // «Пробелы в Российском законодательстве» 2012 г. № 1. С. 303-307.
9. Павленков Р.В., Сологуб М.Ю. Практические рекомендации в области государственной инновационной политики // «Бизнес в законе» 2008 г. № 4. С. 313-317.
РЕЦЕНЗИЯ
аспиранта кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Балашова Александра Евгеньевича на тему: «Правовое регулирование инновационной
деятельности в сфере высшего образования» Статья Балашова А.Е. посвящена описанию возможностей осуществления инновационной деятельности высшими образовательными учреждениями. В данной статье показана близость понятий «приносящая доход деятельность» и «инновационная деятельность» высших учебных заведений.
Актуальность указанной статьи не вызывает сомнений поскольку в статье проведен анализ сравнительно неразработанного понятия приносящая доход деятельность. Предложены необходимые меры для развития инновационной деятельности.
Автором проведена серьезная работа по анализу способов осуществления инновационной деятельности учреждениями сферы высшего образования, порядка нормативного закрепления указанной деятельности, а также приведены примеры фактического ее осуществления.
Научная статья А.Е. Балашова «Правовое регулирование инновационной деятельности в сфере высшего образования» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Рецензируемая статья может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент:
Профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук
А.А. Мохов
7 См. подробнее Грудцына Л.Ю. Лагуткин А.В. Реформирование высшего образования: кластерный подход // «Административное и муниципальное право» 2014 г. № 7.