Научная статья на тему 'Лицензионные требования и условия, необходимые для осуществления деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции'

Лицензионные требования и условия, необходимые для осуществления деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
763
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илишева А. И., Богданова Ю. В.

Лицензионные требования и условия для осуществлении деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговле указанной продукцией к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим (желающим осуществлять) такую деятельность (далее лицензиаты), касаются всех аспектов их деятельности и установлены постановлением Правительства РФ от 16.01.2007 № 15 «О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией». В статье подробно рассмотрены эти требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицензионные требования и условия, необходимые для осуществления деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции»

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИУСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

А. И. ИЛИШЕВА,

юрисконсульт Аудиторско-консалтинговой группы «Интерком-Аудит» (ВКЯ) Ю.В. БОГДАНОВА,

консультант Аудиторско-консалтинговой группы »Интерком-Аудит» (ВКЯ)

В настоящее время у государственных органов, организаций различных форм собственности, а также у граждан возникает постоянная потребность в использовании защищенной полиграфической продукции. Спектр ее использования настолько широк, что включает, например, и приобретение гражданином лотерейного или железнодорожного билета, и выдачу свидетельства о постановке на учет юридического лица и получение им лицензии на осуществление определенного видадеятельности.

Определение защищенной полиграфической продукции содержится в постановлении Правительства РФ от 16.01.2007 № 15 «О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией» (далее — постановление Правительства РФ № 15). Такой продукцией является полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, содержащая не менее двух защитных элементов, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции (например, бланк медицинской книжки, бланк паспорта гражданина РФ, бланк трудовой книжки, лотерейный билет, свидетельства о государственной регистрации прав, возникающих при сделках с недвижимостью, блан-

ки ценных бумаг на предъявителя, бланки именных и ордерных ценных, бумаг, проездные билеты, бланки рецептов на сильнодействующие наркотические средства, льготные рецепты, марки для маркировки алкогольной продукции и т.д. (письмо Минфина России в ФОИВ от 21.02.2005 № 03-04/58). В отношении производства денежных знаков ситуация везде одинакова: государство, как правило, имеет собственные предприятия, занимающиеся выпуском денег, ему всегда принадлежит исключительное право на эту деятельность.

Для того чтобы полиграфическая продукция относилась к категории защищенной от подделок, она должна содержать не менее двух элементов защиты из числа перечисленных в приказе Минфина России от 07.02.2003 (в ред. от 11.08.2005) № 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 817» (далее — приказ Минфина России 14н). К таким защитным элементам, в частности, относятся индивидуальный номер для каждого бланка, водяной знак, ныряющая полимерная нить, защитные волокна, ультрафиолетовое свечение красок (защитных волокон), специальные виды типографской печати.

Соответственно, организации, у которых возникла необходимость в использовании такой продукции, могут приобрести еетолькоутого производителя (продавца), который имеет лицензию на изготовление и продажу такой продукции.

Естественно, бланков лицензии или свидетельства о государственной регистрации права в свободной продаже нет, изготавливается такая продукция только по специальному заказу соответствующего органа или учреждения, но бланк трудовой книжки, например, может приобрести любая организация.

Следует отметить, что стремительное развитие мировых полиграфических технологий и техники поставило деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции в разряд наиболее уязвимых объектов для достижения криминальных интересов. В обзорах новостей очень часто появляются репортажи о подделках тех или иныхдокумен-тов (начиная от паспорта гражданина, заканчивая бланками лицензий, дипломов и т. д.). В связи с этим государство и ввело строгий механизм контроля за изготовлением и реализацией такой продукции, выразившийся в лицензировании этой деятельности, предъявлении строгих требований к организациям, осуществляющим эту деятельность.

Достаточно сказать, что сегодня не так много компаний обладают правом изготавливать защищенную полиграфическую продукцию. Так, согласно реестру лицензий на осуществление этого вида деятельности (по состоянию на 02.07.2008), расположенном на официальном сайте ФНС России, а в данный момент именно ФНС России является лицензирующим органом в соответствии с подп. 5.2.5 п. 5 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения

0 Федеральной налоговой службы», в настоящее время в России только 22 организации обладают такой лицензией, из них 7 организаций имеют право на изготовление защищенной полиграфической продукции всехуровней ответственности («А», «Б», «В»), 14 организаций имеют право на изготовление продукции «Б» и «В» уровней ответственности и

1 организация имеет право на изготовление продукции только «В» уровня ответственности. Из них 11 организаций находятся в Москве, 1 — в Московской области, 3 — в Санкт-Петербурге, по 1 — в Костроме, Владивостоке, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Смоленске, Ижевске. Таким образом, если в Москве и Санкт-Петербурге имеется хоть какая-то конкуренция в этой сфере, то в других субъектах РФ она отсутствует.

Лицензионные требования и условия для осуществлении деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговле указанной продукцией к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим (желающим осуществлять) такую деятельность (далее — лицензиаты), касают-

ся всех аспектов их деятельности и установлены Постановлением № 15. Рассмотрим каждое из этих требований подробно.

Первое. Субъектом, который может получить лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, так как постановлением Правительства РФ № 15 не установлено соответствующих ограничений.

Второе. В целях обеспечения комплексной системы безопасности, обеспечивающей сохранность и оперативный учет защищенной полиграфической продукции, ее полуфабрикатов и печатных форм, а также защитных материалов и технологий, используемых в процессе производства, при изготовлении защищенной полиграфической продукции на всех этапах производственного цикла — от приемки заказа до выдачи готовых изделий заказчику, лицензиатом должен быть организован и строго поддерживаться специальный режим охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции (подп. «а» п. 4 «Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией», утвержденного постановлением Правительства РФ № 15 (далее — Положение о лицензировании).

Положения по режиму охраны помещений (территории) включают требования по обеспечению:

— охраны помещений, оборудованию их средствами охранно-пожарной сигнализации. Окна помещений должны быть оснащены решетками полиграфических предприятий;

— пропускного режима в помещения и режима нахождения в них. Например, в производственных помещениях формных, разработки оригинал-макета и печатных цехов (участков) не разрешается нахождение работающих в отсутствие ответственного лица, назначенного начальником цеха (участка) или руководством лицензиата. Подробнее с данными требования можно ознакомиться в приказе Минфина России № 14н.

Третье. Для лицензиатов установлен специальный порядок изготовления, приема, хранения, обработки, сдачи, отпуска, транспортировки и учета бумаги, полуфабрикатов печатных и формных изделий полиграфической деятельности, порядокдейс-твий при обнаружении их недостачи и хищения. Например, информация обо всех случаях утери, хищения бланков защищенной полиграфической

продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, должна направляться в трехдневный срок в Министерство внутренних дел РФ.

Также установлены требования к степеням защиты изготавливаемой продукции, порядок и условия уничтожения бракованной продукции, сроки хранения соответствующей документации.

Подтверждением наличия указанных требований согласно подп. «в» п. 6 постановления № 15 будут являться следующие документы:

— инструкция по режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

— инструкция по учету защищенной полиграфической продукции с приложением форм по учету указанной продукции.

Составляются данные инструкции в свободной форме и утверждаются руководителем соискателя лицензии. Данные инструкции должны соответствовать Требованиям по режиму охраны помещений (территорий), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции, утвержденным приказом Минфина России № 14н (далее — Требования по охране). Неточное содержание инструкций может привести к отказу лицензирующего органа в выдаче лицензии на основании несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 128-ФЗ).

По данному вопросу имеется судебная практика. Так, постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 11.09.2006, 18.09.2006 № 09АП-8827/2006-АКподелу № 09АП-8827/2006-АК было оставлено без изменений решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2006, отказавшего ОАО «Перспектива» (далее — Общество) в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ФНС России об отказе в предоставлении лицензии, обязании ФНС России предоставить лицензию. Отказ ФНС России в выдаче лицензии был основан на несоблюдении Обществом требований законодательства в части соответствия Инструкции по режиму охраны помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности и Инструкции по учету защищенной полиграфической продукции в полном объеме Требованиям по охране.

Следующими документами, подтверждающими соответствие лицензиата требованиям по охране помещений, являются:

— акт обследования МВД России, в котором должно найти отражение соблюдение соискателем лицензии требований приказа Минфина России № 14н и руководящих документов МВД России по режиму охраны помещений. Составляется такой акт на основании заявления соискателя лицензии в соответствии с руководящим документом МВД России «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств РД 78.36.003-2002», утвержденным МВД России 06.11.2002;

— договор с организацией, осуществляющей вневедомственную охрану помещений, схемы охранной и пожарной сигнализации, схемы расположения постов охраны с их описанием, утвержденных руководителем соискателя лицензии.

Четвертое. Установление единого порядка изготовления, применяемого ко всем видам защищенной полиграфической продукции, включая выбор формата документов и детализацию печати (Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции», утвержденные приказом Минфина России № 14н).

Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции установлены с учетом назначения, срока обращения, условий применения, уровня ущербав случае фальсификации и привлекательности подделки защищенной полиграфической продукции данного вида.

Например, для надежного обеспечения защиты от подделки защищенной полиграфической продукции бумага и печатное изображение, а также краски должны нести в себе элементы защиты. Каждый вид защищенной полиграфической продукции должен быть отпечатан не менее чем двумя видами печати. Номер и серия выполняются высоким способом печати. Установлены также критерии отнесения продукции к уровням «А», «Б» и «В», технические требования к их изготовлению.

Пятое. Наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области полиграфического производства (дизайн, графический дизайн, технология полиграфического производства, полиграфическое производство) и стаж работы по специальности не менее 5 лет, что должно подтверждаться следующими документами: трудовыми договорами; должностными инструкциями сотрудников, отражающими обязанности сотрудников в области выполнения защищенного полиграфического производства, составленными в соответствии с действующим законодательством; трудовыми книжками в подтверждение стажа работы; документами,

подтверждающими соответствующее образование, выданными организациями, имеющими право осуществлять образовательную деятельность.

Следует заметить, что имеется судебная практика, свидетельствующая об отказе в предоставлении лицензии в связи с неправильным составлением либо отсутствием в пакете документов на получение лицензии документов, подтверждающих соответствие лицензиата данным требованиям (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 11.09.2006, 18.09.2006 № 09АП-8827/2006-АК).

Для получения лицензии лицензиат предоставляет заверенные им копии перечисленных документов. Также письмом Минфина России от 17.03.2003 № 05-05-09/04 (далее — письмо Минфина России № 05-05-09/04), установлена рекомендуемая форма, в соответствии с которой предоставляются сведения о наличии в штате организации соответствующих требованиям сотрудников.

Шестое. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического оборудования, а также технической и технологической документации, позволяющих производить защищенную полиграфическую продукцию (подп. «г» п. 4 постановления Правительства РФ № 15).

На территории лицензиата не разрешается размещение жилых помещений и различных служб, не имеющих отношения к изготовлению защищенной от подделки полиграфической продукции. Уборка производственных помещений, где установлено полиграфическое оборудование, используемое д ля изготовления защищенной полиграфической продукции, производится в рабочее время в присутствии работающего там персонала. Также лицензиатом должны соблюдаться общие требования к производственным помещениям, установленные действующими ГОСТами и СНИПами (например, лимит нахождения на определенной площади одной единицы оборудования (одного рабочего места). Подтверждающими документами будут являться: договор арендах; договор, подтверждающий право собственности на здания, помещения; поэтажный план с экспликацией; свидетельство о государственной регистрации права. В лицензирующий орган можно предоставить заверенную соискателем копию соответствующего договора, атакже сведения в свободной форме, содержащие номер и дату заключения договоров (письмо Минфина России № 05-05-09/04).

Сведения о наличии технологического оборудования могут быть предоставлены по форме, утвержденной письмом Минфина России № 05-05-09/04.

Косвенным подтверждением технических возможностей оборудования будет являться обязательное предоставление лицензиатом образцов бланков защищенной полиграфической продукции (по каждому виду изготавливаемой продукции), которые должны изготовить сотрудники соискателя лицензии на принадлежащем соискателю оборудовании.

Расположение такого оборудования должно обеспечивать законченный цикл изготовления соискателем лицензии (лицензиатом) защищенной полиграфической продукции. Оборудование должно находиться в помещении, территориально обособленном отпомещений, в которых изготавливается иная полиграфическая продукция. Сведения о расположении оборудования предоставляются посредством предоставления планировки помещений каждого территориально обособленного подразделения с указанием его места нахождения.

Технологический документ согласно ГОСТу 3.1109 — это графический или текстовый документ, который отдельно или в совокупности с другими документами определяет технологический процесс или операцию изготовления изделия Такими документами могут быть: инструкции по эксплуатации оборудования, паспорта на оборудование, технические условия и т. д.

Седьмое. Использование соискателем лицензии (лицензиатом) автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством РФ. Средствами защиты являются, например, криптозащита программа ЭВМ, защищенный режим использования электронной почты и т. д. К подтверждающим документам относятся договоры на приобретения соответствующих программ, документы, подтверждающие исполнение договоров, документы, подтверждающие прохождение автоматизированными системами, обрабатывающими конфиденциальную информацию, и системами защиты такой информации, процедуры оценки соответствия (сертификаты, аттестаты) в соответствии с действующим законодательством РФ (ГОСТ Р ИСО/МЭК15408-2-2002 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерий оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные требования безопасности»; ГОСТ Р 52069.0-2003 «Защита информации. Система стандартов. Основные положения»; ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения.»; ГОСТ Р 51275-2006

«Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения»).

Восьмое. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) авторских прав на программы д ля электронных вычислительных машин и базы данных, используемых для изготовления защищенной полиграфической продукции, либо договоров о передаче (полной или частичной) исключительных (имущественных) прав на такие программы. Подтверждающими документами в данном случае будут: договор, подтверждающий право использования таких программ, с условием перехода на определенный период авторских прав на программы соискателю лицензии, документы, подтверждающие исполнение договора.

Девятое. Наличие у лицензиата документов, подтверждающих полномочие заказчика на приобретение защищенной полиграфической продукции определенного вида и количества, если таковые имеются (письмо Минфина России № 05-05-09/04).

Следует отметить, что установлен перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган:

1) документы, указанные в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 128-ФЗ;

2) документы, указанные в п. 6 постановления Правительства РФ №15:

а) копии документов (дипломы, аттестаты, удостоверения), подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;

б) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, которые подтверждают стаж работы по специальности не менее 5 лет;

в) инструкция по режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления лицензируемой деятельности, и учету защищенной полиграфической продукции с приложением форм по учету указанной продукции, схем охранной и пожарной сигнализаций, схем расположения постов охраны с их описанием, утвержденных руководителем соискателя лицензии;

г) образцы защищенной полиграфической продукции с описанием элементов защиты и указанием уровня защищенности, изготовленные соискателем лицензии и предполагаемые к использованию при изготовлении указанной продукции (шесть экземпляров каждого образца);

д) копии документов, подтверждающих прохождение автоматизированными системами, обрабатывающими конфиденциальную информацию, процедуры оценки соответствия в соответствии с законодательством РФ;

е) копии документов, подтверждающих право на используемые для осуществления лицензируемой деятельности программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;

ж) копии документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности, либо копии договоров аренды указанных помещений или безвозмездного пользования ими, атакже перечень имеющегося оборудования, обеспечивающего законченный цикл изготовления защищенной полиграфической продукции, и схема его расположения.

Данного перечня документов будет достаточно для приема лицензирующим органом заявления на получение лицензии. Но следует иметь в виду, что приказом Минфина России № 14н утвержден Регламент работы экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в соответствии с которым лицензирующий орган после проведения проверки полноты сведений, содержащихся в представленных документах, передает их в Экспертную комиссию, которая, в свою очередь, может провести фактическую проверку соискателя лицензии по месту его нахождения на предмет достоверности представленных им сведений и соответствия лицензионным требованиям. Соответственно, в ходе проверки соискатель лицензии должен будет обеспечить допуск экспертам комиссии в соответствующие производственные помещения, показать оборудование, предоставить по их запросудля ознакомления документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям (подробный порядок проведения такой проверки на законодательном уровне не урегулирован). По результатам проверки составляется акт о соответствии либо несоответствии соискателя лицензионным требованиям, который впоследствии послужит, наряду с другими материалами, представленными соискателем, основанием для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче лицензии.

Таким образом, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, желающим заниматься деятельностью по изготовлению и продаже защищенной полиграфической продукции, необходимо соблюсти все перечисленные требования при подготовке соответствующей материальной базы (помещений, оборудования, обеспечения их охраны), создать штат из квалифицированных сотрудников,

подготовить все необходимые документы в соответствии с соблюдением гражданского, трудового и другого законодательства. А также нужно будет соответствовать всем этим условиям и после получения лицензии, на протяжении всего периода осуществления такого рода деятельности. В противном случае орган, выдавший лицензию, вправе приостановить ее действие или аннулировать ее в соответствии со ст. 13 Федерального закона№ 128-ФЗ, п. 5 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства РФ №15.

Действующим законодательством установлена административная и уголовная ответственность за осуществление такого рода деятельности без лицензии (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП), ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ») и административная и уголовная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт (ст. 19.23 КоАП, ст. 233, 327 УК РФ (незаконная выдача либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; подделка, изготовление или сбытподдельныхдокументов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

Требования для соискателей лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной полиграфической лицензии достаточно строги, сложен порядок получения такой лицензии, но, на взгляд автора, эти меры являются обоснованными, так как они направлены на защиту большого спектра прав государства, всех организаций и граждан.

Согласно п. 16 Положения о лицензировании за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, атакже за ее предоставление или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.

Подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием (выдача лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукции соответствует требованиям данного пункта), предусмотрена государственная пошлина в следующих размерах:

• рассмотрение заявления о предоставлении

лицензии — 300 руб.;

• предоставление лицензии — 1 ООО руб.;

• переоформление документа, подтверждающего

наличие лицензии, — 100 руб.

Согласно п. 1ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либодокументами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом каких-либо исключений или ограничений для лицензионных платежей действующим налоговым законодательством не предусмотрено. В данном случае экономическая обоснованность расходов на лицензирование не должна вызывать у налоговых органов сомнений, ведь получение лицензии необходимо для осуществления предпринимательской деятельности, т. е. для получения дохода. Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 20.07.2007 № СК - 9-02/110.

В отношении порядка признания затрат на получение лицензии в составе расходов при методе начислений в настоящее временя нет однозначного мнения, так как НК РФ не регламентирует порядка учета лицензионных сборов.

Официальная позиция заключается в том, что расходы по уплате госпошлины за выдачу лицензии, равно как и по уплате госпошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления, распределяются на срок действия лицензии (письмо Минфина России от 16.08.2007 № 03-03-06/1/569). Данную позицию поддерживают и некоторые судебные решения: постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 по делу № А65-9200/2007.

Однако такую позицию Минфина России можно попытаться оспорить. Как отмечалось ранее, за выдачу лицензии уплачивается государственная пошлина, которая согласно п. 10 ст. 13 НК РФ является федеральным сбором. Подпунктом 1 п. 7 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что датой осуществления прочих расходов, в частности расходов по налогам (сборам), является дата начисления налогов (сборов). Аналогичную позицию высказывают и некоторые судебные инстанции: поста-

новление ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 № А49-7142/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А28-3289/2006-109/21). Ранее и финансовое ведомство придерживалось такой же позиции: письмо Минфина России от 30.11.2005 № 03-03-04/1/399).

При кассовом методе признания доходов и расходов затраты на получение лицензии в налоговом учете будут признаны единовременно в момент оплаты (ст. 273 НК РФ).

Порядок учета расходов на получение лицензии в бухгалтерском учете также не регламентирован. К решению этого вопроса можно подойти двояко.

С одной стороны, Положением о лицензировании предусмотрено, что лицензия на изготовление и продажу защищенной полиграфической продукции может выдаваться на срок до 5 лет, следовательно, произведенные расходы относятся ко всему сроку действия лицензии. Расходы, признанные в бухгалтерском учете в соответствии с установленным порядком, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся. Для отражения информации о подобного рода расходах Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов». По дебету счета 97 будут учтены государственные пошлины, уплаченные за получение лицензии, а по кредиту в течение срока действия лицензии расходы будутравномерно списы-

ваться на затратные счета. При этом в бухгалтерском учете будут произведены следующие операции:

Д-т сч. 97 К-т сч. 68 — учтена госпошлина на оформление лицензии;

Д-т сч. 20, 26 К-т сч. 97 — расходы, связанные с получением лицензии, учтены в стоимости выпускаемой продукции.

С другой стороны, при оформлении лицензии взимается госпошлина (сбор), которая может быть учтена единовременно в составе прочих расходов на основании Положения по бухгалтерском учету «Расходы организации» ПБУ10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн.

В сложившейся ситуации целесообразно организовать бухгалтерский учет расходов на оформление лицензии таким образом, чтобы выбранный метод совпадал с методом, применяемым в налоговом учете (либо единовременно, либо равномерно в течение срока действия лицензии). Это поможет избежать образования в бухгалтерском учете налогооблагаемых временных разниц.

Литература

1. О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией: постановление Правительства РФ от 16.01.2007 № 15.

2. О реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 817: приказ Минфина России от 11.08.2005 № 14н.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.