Научная статья на тему 'Лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде: нравственно ли отношение в обществе к ним?'

Лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде: нравственно ли отношение в обществе к ним? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1465
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / PERSONS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF THE HEALTH / THE INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амиридзе Светлана Петровна

В статье рассматриваются содержание и уровни формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности с позиций реализации индивидуального интеллекта. Охарактеризованы уровни компетентности и мастерства применительно к теоретическому и практическому мышлению. В рамках компетентностного уровня реализации индивидуального интеллекта в профессиональной деятельности, представлены процессуальные и содержательные аспекты.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the maintenance and levels of formation of readiness of the expert to professional work from positions of realization of individual intelligence are considered. Competence and skill levels with reference to theoretical and practical thinking are characterized. In frameworks competences level of realization of individual intelligence in professional work, remedial and substantial aspects are presented.

Текст научной работы на тему «Лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде: нравственно ли отношение в обществе к ним?»

ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: НРАВСТВЕННО ЛИ ОТНОШЕНИЕ

В ОБЩЕСТВЕ К НИМ?

АМИРИДЗЕ С.П.

In article the maintenance and levels of formation of readiness of the expert to professional work from positions of realization of individual intelligence are considered. Competence and skill levels with reference to theoretical and practical thinking are characterized. In frameworks competences level of realization of individual intelligence in professional work, remedial and substantial aspects are presented.

В статье рассматриваются содержание и уровни формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности с позиций реализации индивидуального интеллекта.

Охарактеризованы уровни компетентности и мастерства применительно к теоретическому и практическому мышлению. В рамках компетентностного уровня реализации индивидуального интеллекта в

профессиональной деятельности,

представлены процессуальные и

содержательные аспекты.

Интеграция в общество, включая инклюзивное обучение в учреждениях профессионального образования и подготовку к трудовой деятельности человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат представления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

По данным Департамента социальной защиты населения только в Москве проживает 27,6 тыс. детей-инвалидов. Тем не менее, лишь 3279 человек с ОВЗ, из них 1487 (31%) детей-инвалидов обучаются в столичных колледжах (данные 2009-2010 учебный год). Поэтому проблемы создания условий для обучения инвалидов и других лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования, а также подготовки из их числа рабочих кадров для города являются крайне актуальными.

Рациональное использование трудовых ресурсов и включение в производственную деятельность лиц с ОВЗ представляет экономический и социальный интерес для государства, поскольку позволяет формировать у данной группы населения новые позитивные, социальнонаправленные жизненные ориентации и ценности в противовес имеющимся, к сожалению, у определённой части установку социального иждивенчества. Интеграционные процессы начались в России в 90-х годах XX века благодаря её вхождению в мировое информационное и образовательное пространство (Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов).

В истории развития цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере обращения с ними и в характере тех социальных «ниш», которые им отводились. Краткое описание таких «ниш» или моделей приведено Вольфенсбергером ^о^епэЬе^ег, 1969) [1].

Модель «Больной человек».

В соответствии с этой моделью, лица с ОВЗ - больные люди. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения. Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих людей, следует видеть, что в контексте образовательного поля природа ограниченных возможностей связана с затруднениями в обучении и социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только уход и лечение, сколько обучение и развитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями- это больной,

может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из образовательного процесса. Однако, в современных условиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Модель «Недочеловек».

Согласно этой модели, человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное существо. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применении негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных ограничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.

Модель «Угроза обществу»

Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (умственно-отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Вследствие этого, общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой «потенциальной угрозы», создавая закрытые учреждения призрения, чтобы в удалённых местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае отсутствовало, либо было недостаточным.

Модель «Объект жалости»

Эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремление к самореализации. В рамках этой модели к человеку подходят как к маленькому ребёнку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особенно эта точка зрения распространяется на лиц с нарушением интеллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности»

Сложные экономические условия в ряде стран не позволяют придерживаться неизменной благотворительной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Брать их на содержание рассматривается как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие».

Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели общество ответственно за более полное развитие ребёнка с ограниченными возможностями; обществу вменяется обязанность создания условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Они имеют те же права и привилегии, что и все остальные члены общества: право жить, право учиться, право работать в своей местности, жить в своём доме, выбирать друзей, право быть такими же, как все.

Острота проблемы профессионального образования лиц с ОВЗ усугубляется низкой культурой их общественного восприятия, негативной оценкой их социальной роли и трудового вклада, отсутствием элементарных представлений об их особенностях, а также их будущей профессиональной деятельности.

В «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве до 2020 года », разработанной Департаментом Социальной защиты населения столицы и одобренной Правительством г. Москвы отмечена неготовность московского общества в целом к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, признавать равенство их прав на образование, труд, досуг, занятие физкультурой и спортом, на общественную и политическую деятельность, в силу чего

вовлечённость инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательные процессы, общественно полезный труд, общественную жизнь пока остаётся низкие.

Одной из целей Стратегии является формирование толерантного отношения общества и их проблемам.

Здесь уместно остановиться на понятии толерантности.

Понятие толерантности в различных культурах имеет различные оттенки смысла и зависит от исторического опыта народа. Термин «толерантность» восходит к латинскому глаголу «tolero» -«терпеть».

Так в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие по отношению к другим». В арабском толерантность-«прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим», в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке более знакомое и привычное слово «терпимость» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

Здесь «толерантность» рассматривается, как умение жить в гармонии с собой и окружающим миром.

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказа от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладании какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Таким образом, толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для взаимопонимания между этносами, социальными группами во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Необходимо понимать, что толерантность не оправдывает и не терпит дискриминацию как прямое ущемление прав, ставящих одних граждан в худшее положение по сравнению с другими, как унижающее и оскорбляющее поведение, физическое и моральное насилие.

Принятая ООН в 1948 году Всеобщая декларация прав человека запретила все формы расовой и другой дискриминации. [2]

Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Опорными принципами по отношению к инвалидам являются:

— уважение, присущее человеку достоинство, его личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор и независимость;

— недискриминация;

— полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

— уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

— равенство возможностей;

— доступность;

— уважение, развивающихся способностей детей-инвалидов, лиц с ОВЗ и уважение их права сохранять свою индивидуальность.

Колледжам предстоит внедрять эти принципы в жизнь нашего города. В колледжах должны быть введены занятия по пониманию инвалидности, построенные таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на своём личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими обучающимися.

В ходе этой работы у ребят будет сформировано адекватное отношение к людям с ОВЗ, понимание, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все

люди, только иногда другими способами.

Требуются специальные мероприятия не для детей с ОВЗ, а для обычных обучаемых, направленные на формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ, правильного понимания проблем (в НИИРПО разработана 36-ти часовая программа по толерантности).

Необходимо привлечение СМИ к освещению этой проблемы, ибо недостаточное информирование общества и стереотипное отношение к лицам с ОВЗ лишают возможностей совместного обучения или просто общения со сверстниками, ограничивая, тем самым, круг общения детей с ОВЗ и развивая в них комплексы.

Для дальнейшей социализации, приобретения трудовых навыков, участия в продуктивной деятельности подростков с нарушениями развития необходима помощь специалистов в сочетании с толерантным отношением общества.

Библиографический список

1. Wolfensberger, W. (1969a). The origin and nature of our institutional models. In: Kugel, R. and Wlfensberger, W. (Eds.). Changing Patterns in Residential Service sfor the Mentally Retarded. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 59-171.

2. Всеобщая декларация прав человека // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. A/RES/217(III). http://daccess-ods.un.org/TMP/4797200.26254654.html

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, интегрированная образовательная среда, толерантность.

Keywords: persons with the limited possibilities of the health, the integrated educational

environment, tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.