ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПУГАЧЕВ А.С.
В статье определяются цели и задачи работы профессионального педагога в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
In the article the purposes and problems of work of the professional teacher in the course of social rehabilitation of children with the limited possibilities of health are defined.
В России и в целом мире с каждым годом возрастает количество людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Среди этой части населения можно выделить категорию «инвалидов», лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Важное место в современной государственной системе социальной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным, прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программ: «Дети -инвалиды» и «Социальная защита детей - инвалидов».
Целью программы «Социальная защита детей - инвалидов» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов, создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.
Программа «Дети - инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ОВЗ. Создание равных возможностей для детей - инвалидов получения медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество.
В нашей стране в 2007 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 823 тысяч детей - инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) их должно насчитываться около 900 тыс. - 3-4 % детской популяции.
Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 60 - 65 % являются инвалидами.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональным навыкам. Освоение детьми - инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка - инвалида и всей его семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист - куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка - инвалида и его семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка - инвалида, так и возможности и потребности семьи.
Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка - инвалида. В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность
рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выжить, заметим - не жить, а именно выжить.
Одной из главных проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Государство призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Значительное место в жизни детей - инвалидов и их семей, в которых они воспитываются, занимают проблемы получения информации. Инвалиды затруднены в получении информации, как общего плана, так и имеющие непосредственное значение для них исчерпывающие средства о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах и т.д. Это вызвано и экономическими причинами. Например, если родители детей - инвалидов не могут купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, испытывают дефицит специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых), а также имеет место неразвитость современных глобальных информационных систем (типа Интернет). Задача создания и ведения банка данных по проблемам детей - инвалидов не решена в полной мере, хотя первые шаги в этой сфере предпринимаются.
Дети - инвалиды имеют трудности с получением образования. В Российской Федерации принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальное образование». В законе сказано, что специальное образование - это система условий, которую создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения их равными возможностями в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключает или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивили-зирующих методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического или психического недостатка. Специальное образование помогает детям - инвалидам развивать свои психические и физические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни.
Из-за своей патологии лица с ОВЗ имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще. В условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обуславливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна примерно 2/3 всех инвалидов, работают же не более 11 % из них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда.
К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае, она выплачивается более регулярно.
В ряде случаев лица с ограниченными возможностями здоровья абсолютно не способны к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам предоставля-
ются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающий монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. То есть при таких условиях ребенок - инвалид практически не имеет возможности самостоятельно выйти во взрослую жизнь.
В жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и в их семьях возникает очень много трудностей и проблем. Это и экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок - инвалид и его семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог, социальный педагог - сотрудник специального учреждения. Социальный педагог взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми.
Главная цель социально - педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка - инвалида. Способствовать семье оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска. Воздействовать на ребенка - инвалида и его семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка - инвалида.
Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находится в состоянии эмоционального стресса. И в таком состоянии многие родители хотят отказаться от ребенка - инвалида. И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представления о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития.
Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавления и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в общество. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото - и видеоматериалами, сообщает возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь и т.д.
Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка - инвалида и его семьи. В своей деятельности он использует такие методы как консультирование, различные тренинги (образовательные, психологические и другие).
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
2. Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти на встречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Исходя из выше сказанного, целью работы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются - содействие в улучшении качеств жизни ребенка, имеющему инвалидность. Защита и предоставление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.