Научная статья на тему 'ЛИТОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В ПЕРИОД ВОЗГЛАВЛЕНИЯ ВЯЧЕСЛАВОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ БОГДАНОВИЧЕМ (ОКТЯБРЬ 1919 - ОКТЯБРЬ 1922 ГГ.)'

ЛИТОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В ПЕРИОД ВОЗГЛАВЛЕНИЯ ВЯЧЕСЛАВОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ БОГДАНОВИЧЕМ (ОКТЯБРЬ 1919 - ОКТЯБРЬ 1922 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП ЕЛЕВФЕРИЙ (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) / ВИЛЬНО / ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВИЧ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИТОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ARCHBISHOP ELEUTHERIUS (BOGOYAVLENSKI) / VYACHESLAV VASILIEVICH BOGDANOVICH / THEOLOGICAL EDUCATION / LITHUANIAN ORTHODOX THEOLOGICAL SEMINARY IN VILNIUS / ORTHODOX CHURCH IN POLAND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гиндренас Андрюс Валдасович

В 1919 г. произошло восстановление деятельности Литовской духовной семинарии в г. Вильно, вынужденно пребывавшей в эвакуации на протяжении 1915-1918 гг. по причине развития военных действий Первой мировой войны. Статья посвящена рассмотрению положения Литовской духовной семинарии в период ее возглавления Вячеславом Васильевичем Богдановичем, исполнявшего обязанности ректора с октября 1919 г. по октябрь 1922 г. Описываются сложные обстоятельства деятельности возрожденной духовной школы: эвакуация семинарии в глубь России, первые трудности возрождения на прежнем месте, реформирование по стандартам средней гуманитарной школы, конфликт ректора семинарии и управляющего Литовской епархией с главой Варшавской митрополии, увольнение В. В. Богдановича и последовавшее за этим обновление состава педагогической корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LITHUANIAN THEOLOGICAL SEMINARY IN VILNIUS DURING THE MANAGEMENT OF VYACHESLAV VASILIEVICH BOGDANOVICH (OCTOBER 1919 - OCTOBER 1922)

After being 87 years (1828-1915) in the Russian Empire and after experience evacuation in wartime (1915-1918), the Orthodox Theological Seminary in Vilnius was reopened in its former place in 1919. However, the state-political and general church circumstances in which the Seminary existed completely changed. The article is devoted to an overview of functioning of the Theological Seminary in Vilnius during the management of Rector Vyacheslav Vasilievich Bogdanovich (October 1919- October 1922). Article is aimed to describe the historical episodes and challenges faced by the revived theological school: evacuation of the seminary into the depth of Russia, the first difficulties after its opening in the former place, reforming along the lines of the secondary humanitarian school, the conflict between the rector and the Archbishop Eleutherius (Bogoyavlenski) with the Metropolitan of Warsaw George (Yaroshevsky), dismissal V.V. Bogdanovich and change of pedagogical corporation.

Текст научной работы на тему «ЛИТОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В ПЕРИОД ВОЗГЛАВЛЕНИЯ ВЯЧЕСЛАВОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ БОГДАНОВИЧЕМ (ОКТЯБРЬ 1919 - ОКТЯБРЬ 1922 ГГ.)»

X Р О N О £

Церковно-исторический альманах

Под общей редакцией доцента А. В. Слесарева Основан в 2013 году

№ 7-8

о

о

МИНСК

2020

УДК 27-9 (059) ББК 86.372 Х94

Рекомендовано к изданию кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии (Протокол № 3 от 22.10.2020)

Альманах включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) (договор № 39-01/2017 от 25.01.2017 г.)

Альманах включен в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия. 09.03.2017г.

Редакционная коллегия

Слесарев А. В. (гл. ред.), Веремеев С. Ф., Горный А. С., Гронский А. Д., протоиерей Федор Кривонос, Микульский Ю. Н., Стренковский С. П., иерей Гордей Щеглов

XPONOE. Церковно-исторический альманах. 2019-2020. № 7-8 / Х94 Гл. ред. А. В. Слесарев. - Минск : Изд-во Минской духовной академии, 2020. - 277 с. : ил.

ISSN 2519-8122

Церковно-исторический альманах «XPONOZ» ориентирован на публикацию научных работ и источников, отражающих широкий спектр проблем в области истории Православия и Христианской Церкви в целом.

Издание адресовано историкам, краеведам, преподавателям духовных и светских учебных заведений, студентам, учащимся, а также всем, интересующимся вопросами конфессиональной истории.

УДК 27-9 (059) ББК 86.372

ISSN 2519-8122

© Коллектив авторов, 2020 © Оформление. Издательство

Минской духовной академии, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

9 А. В. Данилов

Понятие «йлёр ауврюя»^» в раннехристианской антропологии Александрийской школы

26 В.С. Евтуховский

Миропомазание византийских императоров в XIII в.

58 Протодиакон Павел Бубнов

История изучения биографии святой праведной Софии, княгини Слуцкой

110 Иеромонах Агафангел (Будишин)

Записка К. С. Сербиновича «О древних памятниках, в Западных губерниях открываемых»: историко-источниковедческий анализ

121 А. В. Гиндренас

Литовская духовная семинария в период возглавления Вячеславом Васильевичем Богдановичем (октябрь 1919 - октябрь 1922 гг.)

ПУБЛИКАЦИИ

143 Воспоминания гомельского протоиерея Петра Рылло (1884-1937). Часть 3

Вступительная статья И.А. Грищенко, публикация и примечания протоиерея Александра Лопушанского

178 Звароты Мгграпал^а Варшаускага Дзiянiсiя на беларускай мове у мiжваенны перыяд

Уступны артикул, публ1кацыя i заувагг П. Ю. Булатага i А.С. Горнага

213 Дневник архимандрита Антония (Мельникова) за 1961 г.

Вступительная статья, публикация и комментарии иерея Никодима Пашкова

244 Редакционная коллегия

245 Editorial Board

246 Contents

А. В. Гиндренас

Литовская духовная семинария в период возглав-ления Вячеславом Васильевичем Богдановичем (октябрь 1919 - октябрь 1922 гг.)

В 1919 г. произошло восстановление деятельности Литовской духовной семинарии в г. Вильно, вынужденно пребывавшей в эвакуации на протяжении 1915-1918 гг. по причине развития военных действий Первой мировой войны. Статья посвящена рассмотрению положения Литовской духовной семинарии в период ее возглавления Вячеславом Васильевичем Богдановичем, исполнявшего обязанности ректора с октября 1919 г. по октябрь 1922 г. Описываются сложные обстоятельства деятельности возрожденной духовной школы: эвакуация семинарии в глубь России, первые трудности возрождения на прежнем месте, реформирование по стандартам средней гуманитарной школы, конфликт ректора семинарии и управляющего Литовской епархией с главой Варшавской митрополии, увольнение В. В. Богдановича и последовавшее за этим обновление состава педагогической корпорации.

Ключевые слова: архиепископ Елевферий (Богоявленский), Вильно, Вячеслав Васильевич Богданович, духовное образование, Литовская духовная семинария, Православная Церковь в Польше, православие.

Образец цитирования: Гиндренас, А. В. Литовская духовная семинария в период возглавления Вячеславом Васильевичем Богдановичем (октябрь 1919 - октябрь 1922 гг.) / А. В. Гиндренас // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. - 2020. -№ 7. - С. 121-139.

Автор:

Андрюс Валдасович Гиндренас - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии.

E-mail: gindrenas.andrius@gmail.com ORCID: 0000-0002-8515-1582

A. V. Gindrenas

The Lithuanian Theological Seminary in Vilnius during the management of Vyacheslav Vasilievich Bogdanovich (October 1919 - October 1922)

In 1919, the activity of the Lithuanian Theological Seminary in Vilna was restored, which was forced to stay in evacuation during 1915-1918. due to the development of hostilities in the First World War.. The article is devoted to an overview of functioning of the Theological Seminary in Vilnius during the management of Rector Vyacheslav Vasilievich Bogdanovich (October 1919 - October 1922). The difficult circumstances of the revived theological school's activity are described: the evacuation of the seminary deep into Russia, the first difficulties of rebirth in the same place, reforming according to the standards of the secondary humanitarian school, the conflict between the rector of the seminary and the governor of the Lithuanian diocese with the head of the Warsaw Metropolitanate, the dismissal of V. V. Bogdanovich renewal of the staff of the pedagogical corporation.

Keywords: archbishop Eleutherius (Bogoyavlenski), Vilno, Vyacheslav Vasilievich Bogdanovich, theological Education, Lithuanian Orthodox Theological Seminary in Vilnius, Orthodox Church in Poland, Orthodoxy.

For citation: Gindrenas A. V. The Lithuanian Theological Seminary in Vilnius during the management of Vyacheslav Vasilievich Bogdanovich (October 1919 - October 1922). XPONOS. Church-historical almanac, 2020, no. 7, pp. 121-139.

Author:

GindrenasAndrius Valdasovich - Graduate student of the Minsk Theological Academy;

Master of Theology.

E-mail: gindrenas.andrius@gmail.com

ORCID: 0000-0002-8515-1582

2020, № 7-8, ^pKoeno-ucmopmecKuu anbManax «XPONOZ»

Литовская духовная семинария (далее - ЛДС)1 была основана в местечке Жировичи в 1828 г. трудами греко-католического прелата Иосифа Семашко (1798-1868). Последующая деятельность семинарии сыграла ключевую роль не только в развитии духовного образования на белорусско-литовских землях, но и в процессе подготовки воссоединения литовских униатов с Православной Церковью. В 1845 г. состоялся переезд семинарии в столицу губернии - г. Вильну, где она осуществляла свою деятельность вплоть до Первой мировой войны. Стремительное приближение немецкой армии к Виленскому краю летом 1915 г. повлекло за собой принятие военным командованием приказа об эвакуации государственных учреждений вглубь России. По этой причине произошла эвакуация Литовской духовной семинарии вместе с персоналом и частью имущества сперва в г. Витебск, а затем в г. Рязань. На новом месте духовная школа осуществляла свою деятельность на протяжении трех последующих лет. Последний выпуск Литовской духовной семинарии в Рязани состоялся в 1918 г.2

В этот трудный для учебного заведения период выделяется яркая фигура Вячеслава Васильевича Богдановича (1878-1939), инспектора семинарии, который приложил много сил для сохранения любимой им духовной школы. В. В. Богданович родился 26 сентября 1878 г. в г. Дисна Виленской губернии в православной семье. Окончил Витебскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1903) с присуждением степени кандидата богословия. После завершения образования получил назначение на должность преподавателя Витебской духовной семинарии. Впоследствии преподавал в частной женской гимназии А. А. Варвариной в Витебске, а с 1905 г. в Витебской государственной гимназии. В 1907 г. Вячеслав Васильевич получил направление в Литовскую духовную семинарию для занятия должности инспектора3. С 1917 г. он являлся фактическим руководителем семинарии, поскольку ректор архимандрит Лаврентий (Князев) (1877-1918) принял архиерейское

1 Официальное наименование «Литовская» духовная семинария носила с 1828 г. по октябрь 1922 г., после чего произошло ее официальное переименование в Ви-ленскую духовную семинарию.

2 Об этом свидетельствует прошение одного из бывших воспитанников, прислать ему свидетельство об окончании трех классов Литовской духовной семинарии в 1918 г. // ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1380. - Л. 78 об.

3 Адамковiч, А.Э. Беларусы у Ливе: учора i сёння / А.Э. Адамковiч. - Вильнюс : Аса-цыяцыя «Кгууца», 2010. - Кн. 1. - С. 60; ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 2. - Д. 216. - Л. 11.

рукоположение и более не участвовал в управлении учебным заведением.

В период пребывания Литовской духовной семинарии в эвакуации политическая ситуация в пределах Литовской епархии кардинально изменилась. После заключения Брестского мирного договора 3 марта 1918 г. на бывшей территории Северо-Западного края Российской империи начали образовываться независимые государства: Польская, Литовская и Белорусская республики, которые непродолжительное время находились в сложных взаимоотношениях между собой, взаимно оспаривая линии государственных границ. В результате польским войскам удалось захватить Виленский край, который некоторое время имел неопределенное юридическое отношение к Польше. Впоследствии на этой территории было образовано отдельное государство «Средняя (или Срединная) Литва», первоначально являвшаяся марионеточным владением Польской Республики. После состоявшегося в апреле 1922 г. официального присоединения Срединной Литвы к Польской республике территория Виленско-Литовской епархии оказалась разделена между двумя государствами: Польской Республикой и Литовской Республикой. После состоявшегося в 1917 г. избрания архиепископа Виленского и Литовского Тихона (Беллавина) митрополитом (затем патриархом) Московским Святейший Синод принял решение о назначении управляющим Виленско-Литовской епархией епископа Ковенского Елевферия (Богоявленского) с возведением его в сан архиепископа4. Переезд нового управляющего епархией в г. Вильно состоялся 18 ноября 1918 г.5 Приблизительно в это же время в город вернулся его ближайший сподвижник - инспектор Литовской духовной семинарии В. В. Богданович. В скором времени из эвакуации прибыли и другие сотрудники Литовской духовной семинарии Владимир Климентович Недельский и Василий Предтечевский6. Все они вместе с В. В. Богдановичем принимали участие во Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг., представляя мирян Литовской епархии,

4 Епархиальное управление в результате военных действий было перенесено из Вильно в г. Дисну.

5 ЛГИА. - Фонд 607. - Оп. 1. - Д. 55. - Л. 13.

6 Василия Предтечевского принято считать одним из бывших сотрудников семинарии. Например, в 1927 г. об этом писал современник событий В. В. Богданович (под псевдонимом «В. Василевич») (Васшев1ч, В. Вшенская праваслауная сэмшарыя / В. Васшев1ч (В.В. Богданович) // Праваслауная Беларусь. - 1927. - 15 лктапада. -№ 4. - С. 9.). Однако в документах семинарии периода 1914-1917 гг. его имя среди

Вячеслав Васильевич БОГДАНОВИЧ (1878-1939?), в 1919-1922 гг. исполняющий обязанности ректора Литовской духовной семинарии в г. Вильно

Фото 1920-х гг.

а в Вильно составили ядро Литовского епархиального совета, учрежденного вместо бывшей духовной консистории, и начали работать над восстановлением церковной жизни.

Одной из приоритетных задач при возрождении церковной жизни в регионе являлось восстановление деятельности Литовской духовной семинарии. По этому вопросу в сентябре 1919 г. архиепископ Елевферий имел частное совещание с бывшими преподавателями, после чего состоялось принятие решения относительно ходатайства перед польскими властями об открытии двух старших классов семинарии. Вскоре школьный инспектор г. Вильно ответил согласием на поступившее предложение7.

Решение открыть только пятый и шестой (так называемые старшие или богословские) классы семинарии объясняется несколькими причинами. Во-первых, большинство преподавателей и студентов еще не успели вернуться из эвакуации и продолжали оставаться в России. Во-вторых, во время Первой мировой войны на территории Северо-Западного края осталось не более десяти священников: многие покинули свои приходы, так и не вернувшись обратно8. Когда началось массовое возвращение беженцев, появился крайний недостаток духовенства, храмы пустовали и даже закрывались польскими властями. Учрежденные двухгодичные пастырско-богословские курсы были призваны в кратчайшее время восполнить недостаток в подготовленных кандидатах на священническое служение. В-третьих, как отметили в журнале педагогического совета сами основатели пастырских курсов, «об открытии всех классов ходатайство было

других сотрудников не встречается. Можно предположить, что В. Предтечевский мог быть преподавателем одной из упраздненных духовных семинарий в России и трудоустроиться в ЛДС уже в конце периода эвакуации.

7 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. - Л. 1-2.Нельзя согласиться с утверждением некоторых современных польских исследователей о том, что пастырские курсы были открыты без разрешения государственных властей (например, Tofiluk, J. Prawoslawne szkolnictwo w okresie mi^dzywojenny / Jerzy Tofiluk // Elpis. - 2006. -№ 8/13/14. - С. 77; Pawluczuk, U. A. Seminaria duchowne w Krzemiencu i w Wilnie / U. A. Pawluczuk // Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej. - Zaklad Historii Kultur Pogranicza Instytutu Socjologii Uniwersytetu w Bialymstoku : Bialystok, 2007. - S. 168.

8 Микуленок, А. А. Положение Русской Православной Церкви в Польше в 19201930-е гг. / А. А. Микуленок // ASPECTUS. - 2016. - № 1. - С. 55; Свитич, А. К. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия / А. К. Свитич // Православная церковь на Украине и в Польше. - Материалы по истории Церкви. Кн. 14 / редкол. : протоиерей Валентин Чаплин [и др.] - Москва : Крутицкое патриаршее подворье, 1997. - С. 92.

бы безнадежно, так как не разрешались и другие школы с преподаванием на русском языке»9. Последнее обстоятельство указывает на то, что со времени возрождения ЛДС в пределах Польской Республики сразу обозначились новые обстоятельства существования данного учебного заведения, обусловленные особенностями государственно-политического характера.

19 октября 1919 г. состоялось первое педагогическое собрание, на котором постановили начать учебный процесс с 19 ноября 1919 г. (по новому стилю) «в связи с назревшей необходимостью и по просьбам различных лиц епархии из-за недостатка богословского образования»10. Архиепископ Елевферий возглавил педагогический совет семинарии в качестве председателя, бывший инспектор В. В. Богданович получил назначение на должность исполняющего обязанности ректора, В. К. Недельский стал исполняющим обязанности инспектора, а В. А. Предтечевский трудился в должности преподавателя. К первому кругу лиц, участвовавших в возрождении семинарии, примкнул член епархиального совета священник Михаил Кушнев, которому поручили обязанности секретаря.

Формулировки «исполняющий обязанность ректора/инспектора» или «временно исполняющий обязанность ректора/инспектора» использовались по причине ожидания реэвакуации из России штатного ректора семинарии архимандрита Анатолия (Соколова). Однако бывший руководитель семинарии так и не вернулся. В. В. Богданович подписывался как временный ректор вплоть до октября 1922 г., когда на эту должность митрополит Варшавский и Холмский Георгий (Ярошевский) назначил архимандрита Филиппа (Морозова).

Вышеозначенная рабочая группа, состоявшая из пяти человек, разделила между собой преподавание девяти предметов и вполне успешно работала в течение 1919/1920 и 1920/1921 уч. гг. Небольшой административно-преподавательский коллектив координировал множество вопросов финансового, юридического, хозяйственного и учебного характера.

В дореволюционный период объявление о принятии новых воспитанников в ЛДС размещалось в «Литовских епархиальных ведомостях», официальном печатном органе епархии. Однако данное издание прекратило свое существование летом 1915 г. и после войны возобновило свою работу только в 1921 г. Первоначально ин-

9 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. - Л. 1.

10 Там же. Л. 3-4.

формацию о наборе кандидатов на пастырско-богословские курсы поручалось доводить до сведения общественности всем благочинным епархии. В октябре состоялся первый набор воспитанников. Несмотря на немногочисленность набора (12-20 воспитанников)11 -поток желающих поступить не прекращался на протяжении всего учебного года.

Состоявшееся 19 ноября 1919 г. возобновление деятельности семинарии предварялось совершением Божественной Литургии и молебна в Виленском Свято-Духовом монастыре. Начинались занятия в пять часов вечера, что объяснялось занятостью учебных аудиторий в первой половине дня Виленской белорусской гимназией12.

В первое время после восстановления ЛДС пришлось работать в очень нестабильной политической обстановке. Учреждение испытывало серьезные финансовые и хозяйственные трудности. В организационной части семинарии по причине продолжающихся военных действий также царил своеобразный беспорядок: после захвата железнодорожных путей военными, учащиеся не имели возможности приехать на учебу13; текущие вопросы приходилось принимать спонтанно; часто прием учеников осуществлялся без предоставления необходимых документов и на основании лишь устной договоренности; не имелось четко выработанного дисциплинарного плана, что приводило к неоднократным эпизодам своеволия студентов, большинство из которых проживало на частных квартирах14.

С другой стороны, в архивных документах явно прослеживается оптимизм сотрудников и отсутствует информация о возможном закрытии пастырских курсов. Следует отдать должное талантливой администрации семинарии, в особенности ее ректору В. В. Богдановичу, личность которого в историографии находит самые положительные оценки. Также необходимо отметить и дипломатические таланты В. В. Богдановича, который сумел наладить и поддерживать добрые отношения с Виленской белорусской гимназией, с Ви-

11 В документах периода 1919-1921 гг. отсутствует статистика по этому вопросу. Определить примерное количество учащихся удалось только методом суммирования фамилий воспитанников, которые в фрагментарном порядке встречаются в журнале педагогического совета.

12 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. - Л. 2-4.

13 Там же. Л. 10.

14 ЛГИА. - Фонд 605. - Оп. 8. - Д. 1432. - Л. 5-6.

ленским русским и другими обществами, участвовал в заседаниях с местными представителями польской власти15.

Важным показателем успешной деятельности ЛДС являлся постепенно увеличивавшийся поток прошений с просьбами о зачислении в учебное заведение. При этом с 1920 г. стали подаваться обращения о принятии не только в богословские, но и в другие классы семинарии. В том время администрация решила условно принять молодых людей в пятый класс в декабре 1920 г.16, но количество прошений росло так стремительно, что в феврале 1921 г. группа бывших воспитанников ЛДС заявила о готовности самостоятельно платить преподавателям в случае открытия четвертого класса. Правление пошло навстречу таким настойчивым просьбам. Вместе с этим пришло осознание необходимости расширения учреждения и выхода из формата только пастырско-богословских курсов. После открытия четвертого класса, на том же педагогическом собрании обсуждался вопрос реорганизации учреждения. В это время рассматривались вариант перехода в формат гуманитарной школы и вариант сохранения семинарии дореволюционного типа. После обстоятельного изучения ситуации участники педагогического собрания постановили сделать выбор в пользу второго варианта, поскольку «учреждение имеет своей воспитательной целью подготовить достойных будущих пастырей, а преобразование в гуманитарную школу все равно не даст права выпускникам школы поступать в университеты»17. Одновременно с этим было решено внести корректировки в жизнь духовной школы, согласно с теми положениями, которые обсуждались на Поместном Соборе РПЦ. В этой связи предполагалось пополнить учебную программу предметами, отражающими региональную специфику, в данном случае - белору-соведение18.

Следует отметить, что принятое решение на первый взгляд является несколько противоречивым, поскольку с начала нового 1921/1922 уч. г. учреждение приняло вид современной гуманитарной школы и мало походило на дореволюционные семинарии. Однако руководство учебного заведения под «гуманитарной школой» понимало не столько количество классов, сколько специфику

15 ЛГИА. - Фонд 1004. - Оп. 1. - Д. 31. - Л. 44.

16 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. - Л. 16-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. - Л. 20.

18 Там же.

учреждения. В данном случае она не имела бы привычного семинарского порядка с литургической жизнью, особенностей в воспитательной работы и т. д. Также нужно подчеркнуть, что опасения администрации о невозможности выпускников поступать в высшие школы впоследствии не оправдались. Некоторые выпускники, выдержав дополнительный экзамен для получения аттестата зрелости, продолжили свое образование в польских университетах. После государственной аккредитации в 1925 г. такая возможность стала доступна всем выпускникам семинарии.

Преобразованная духовная школа соединила в себе четыре класса бывших духовных училищ и шесть классов духовной семинарии в структуру одного учебного заведения, оставив прежнее наименование - «духовная семинария». Другими словами, администрация решила объединить в одном учреждении начальное и среднее духовное образование. В итоге из десяти классов первые восемь постановили считать общеобразовательными, а последние два - специальными или богословскими19. Необходимо подчеркнуть, что при этом ЛДС не взяла на себя задачу обучать начальной грамоте, то есть функцию подготовительных классов, которые существовали при бывших духовных училищах. Абитуриенты, поступавшие в первый класс семинарии, сдавали письменный экзамен и показывали навыки начальной грамоты. Такое требование исходило из того, что Польская Республика, со времени ее возрождения, старалась решить проблему неграмотности путем учреждения широкой сети начальных «повшехных школ» и достигла в этом определенных успехов. Кроме формирования государственных начальных школ, также русскими эмигрантскими обществами открывались начальные русские школы, куда принимались желающие обучаться грамоте20.

Для выяснения причин объединения начального и среднего духовного образования в одной десятиклассной духовной семинарии, необходимо отметить сопутствовавшие тому обстоятельства. Нужды православного духовного образования на территории Польской Республики обеспечивались до Первой мировой войны

19 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. - Л. 29.

20 В 1922 г. в г. Вильно числилось четыре начальные русские школы, где обучалось 255 детей. Такие школы существовали на частные пожертвования и имели крайнюю нужду во всем. Русская народная школа // Виленское Утро. - 1922. - 3 апреля. -№ 173. - С. 3.

множеством духовных училищ и четырьмя семинариями: в Холме, Минске, Вильне и Житомире. Во время войны почти все духовные училища были уничтожены или ликвидированы21. Остались функционировать лишь два - женское и мужское в г. Кременце, которые митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) переместил в село Дермань, где при местном монастыре имелись удобные помещения22. Впоследствии означенные училища польское правительство преобразовало в государственные гимназии. В Виленской и Гродненской епархии до войны существовало два духовных училища -Виленское и Жировичское, из которых приходил основной контингент учащихся в ЛДС23. В сложившихся обстоятельствах семинария взяла на себя функции начальной духовной школы. Вследствие этого, с одной стороны, учебное заведение стало широко известно, привлекало многих молодых людей, желавших получить не только духовное, но и общее образование. С другой стороны, восемь общеобразовательных классов, существенно отличавшихся от двух богословских по изучаемым предметам, попали в поле зрения польских школьных властей, которые впоследствии стремились превратить их в обычную гуманитарную гимназию и максимально удалить от богословских классов.

Вместе с объявлением об открытии полноценной общеобразовательной духовной школы распространялась информация о принятии в семинарию всех детей, независимо от их сословия24. В результате к сентябрю 1921 г. было собрано 259 прошений о зачислении25 и они продолжали поступать в течение всего учебного года.

Необходимо отметить, что ЛДС в ранний период послевоенного времени все-таки не могла справиться с задачей по подготовке достаточного количества священнослужителей. По этой причине ар-

21 Рар1еггуЙ8ка-Тигек, М. М^с^у 1гас1ус)^ а ггесгук^овс^. РаЙ81шо шоЬес ргашо-81а"гоа 1918-1939 / МитеЬша Рар1еггуЙ8ка-Тигек. - Шагегаша : РаЙ81шошу 1ш1у1:Ш: ШуСаштсгу, 1989. - 8. 281.

22 Организация православного духовного образования в Польше // Слово. - 1933. -

23 апреля. - № 32 (139). - С. 8.

23 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 2. - Д. 349. - Л. 1; Шлевис, Г. П. Виленская и Литовская епархия / Г. П. Шлевис / Православная Энциклопедия. - Москва : Церковно-науч-ный центр РПЦ, 2004. - Т. VIII. - С. 467.

24 Баслык, Е., священник. Записки священника Евстафия / священник Евстафий Баслык; под ред. священника Феодора Кривоноса. - Минск : Лучи Софии, 2005. -С. 41.

25 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. - Л. 35-39. Церковно-исторический альманах «ХРОЫО£», № 7-8, 2020

хиереи поспешно рукополагали лиц без духовного образования для служения в пустующих храмах26, отступая от правил.

Преобразованная ЛДС скорректировала свой юридический статус. В октябре 1921 г. «частные семинарские курсы» стали «частной русской гуманитарной школой», после чего семинария успешно продолжила свою деятельность. В связи с этим невозможно согласиться с утверждением польской исследовательницы, на которую ссылаются некоторые издания, что ЛДС в 1919-1921 гг. работала с перерывами27, поскольку этому явно противоречат журналы педагогических советов 1919-1921 гг.

К новому 1922/1923 уч. г. ситуация в ЛДС кардинально изменилась. Первостепенное значение здесь имело то обстоятельство, что в этот период началось конфликтное противостояние управляющего Виленской епархией архиепископа Елевферия (Богоявленского) и ближайшего его помощника В. В. Богдановича с митрополитом Варшавским Георгием (Ярошевским) по вопросу автокефалии Польской митрополии. В контексте решительного нежелания архиепископа Елевферия идти на компромисс с польским правительством в вопросе разрыва церковного единства с Московским Патриархатом митрополит Георгий опирался на возможности своего административного ресурса. В частности, он решил нейтрализовать деятельность идейного соратника Виленского архиерея. Архиепископу Елевферию был поставлен в вину тот факт, что обязанности ректора исполняет мирянин, а не лицо духовного звания. Как известно, в ХУИ-Х1Х вв. сложилась традиция назначения на должности ректоров духовных семинарий лиц из среды образованного монашества, облеченного саном. Литовская духовная семинария в этом отношении не являлась исключением. Поскольку семинария располагалась на территории Свято-Троицкого монастыря, то со времени перенесения духовной школы в г. Вильно сложилась традиция совмещения настоятелями монастыря полномочий ректора семинарии28. Тем не менее, архиепископ Елевферий назначил на эту должность миря-

26 Ю. р-ий. Будущее средней духовной школы в Польше / Ю. р-ий // Воскресное чтение. - 1924. - 1 июня. - № 18. - С. 280.

27 Разумеется, если не считать зимние и летние каникулы за такие перерывы. Рар1еггуЙ8ка-Тигек, М. М1^гу 1гас1ус)^ а ггесгук^овс^. РаЙ81шо шоЬес рга'й^Ь'та. С. 279.

28 См. подробнее: Извеков, Н., священник. История Литовской духовной семинарии / священник Николай Извеков. - Вильна : Типография И. Блюмовича, 1892. -566 с.

нина В. В. Богдановича в качестве временного управляющего, что видится вполне легитимным исключением, учитывая недостаток кадров послевоенного времени, а также высокую образованность и положительные качества этого выдающегося человека.

Получив указ Священного Синода Варшавской митрополии назначить на должность ректора ЛДС лицо в священном сане, архиепископ Елевферий ответил отказом на том основании, что ректором является архимандрит Анатолий (Соколов), приезд которого правление семинарии «ожидает с прибытием каждого эшелона»29. Разумеется, очередной случай противодействия виленского архиерея еще больше усилил конфронтацию. На этот раз указом Священного Синода от 31 августа 1922 г. В. В. Богданович увольнялся с занимаемой должности ректора, а новым ректором семинарии определялось быть игумену Филиппу (Морозову) с возведением в сан архиман-дрита30. Данный указ первоначально получил только игумен Филипп, предложив его на рассмотрение педагогическому совету. Эти обстоятельства стали полной неожиданностью для архиепископа Елевферия и привели его в смятение - как управляющий епархией он полностью контролировал назначения в духовной школе и указ со стороны варшавских церковных властей вызывал ряд недоумений. Виленский архиерей полагал, что подобные вопросы должны решатся Священным Синодом Православной Российской Церкви. Вместе с тем игумен Филипп, являвшийся инспектором семинарии с ноября 1921 г., заявил о принятии назначения на должность ректора31. Архиепископ Елевферий временно принял компромиссное решение - во время отсутствия в семинарии В. В. Богдановича обязанности ректора поручил исполнять архимандриту Филиппу32.

В это время, 6 сентября 1922 г. Священный Синод Православной Митрополии в Польше, составив обвинительный документ в адрес архиепископа Елевферия, лишил его кафедры и передал данное дело государственным судебным органам. Девятый пункт означенного документа инкриминировал иерарху «удерживание мирянина в должности ректора Литовской духовной семинарии». 13 октября, в канун праздника Покрова Божией Матери, после всенощного бдения, архиепископа Виленского арестовали полицейские и отправи-

29 ЛЦГА. - Фонд 220. - Оп. 1. - Д. 279. - Л. 3.

30 ЛЦГА. - Фонд 220. - Оп. 1. - Д. 279. - Л. 7.

31 ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407.- Л. 98-105.

32 ЛГИА. - Фонд 605. - Оп. 8. - Д. 1432. - Л. 1-5.

ли в католический монастырь в г. Краков33. Вместе с архиепископом Елевферием арестовали и ближайшего его помощника В. В. Богдановича, которого в скором времени отпустили34.

На второй день после ареста архиепископа Елевферия приехал командированный из Варшавы архимандрит Антоний (Марценко), который распустил Литовский епархиальный совет, состоящий из педагогического ядра ЛДС, и по распоряжению митрополита Георгия учредил консисторию в новом составе35. Преподаватели семинарии возмутились такими административными мерами церковного руководства и отказались сотрудничать с ним36.

Пользуясь отсутствием В. В. Богдановича в Вильно, архимандрит Филипп поспешил захватить важнейшую документацию. Кроме того, 16 октября 1922 г. перед началом занятий он собрал всех воспитанников и зачитал им указ Священного Синода о своем вступлении в должность ректора. Как сообщал архимандрит Филипп в рапорте митрополиту Георгию, «воспитанники с радостью приветствовали мое вступление»37. Однако важно отметить, выпускник семинарии священник Евстафий Баслык в своих воспоминаниях отмечал, что воспитанники, напротив, с бурным протестом приняли нового ректора: «Когда архимандрит Филипп первый раз появился в семинарии в мантии и клобуке, накал страстей был такой большой, что, казалось, побоище неминуемо»38. Как отмечал далее автор воспоминаний, новый ректор принял идеальное решение - распустить на две недели всех учащихся по домам для разрядки накалившейся ситуации39.

33 Серапинас, В., иерей. Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.) : дипл. работа / иерей Виталий Серапинас. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2010. - С. 63-64.

34 Вшенская праваслауная сэмшарыя // Праваслауная Беларусь. - 1927. - 15 лкта-пада. - № 4. - С. 10.

35 Новый состав консистории включал в себя следующих лиц: архимандрит Антоний (Марценко), протоиерей Александр Сосновский, протоиерей Михаил Плис, преподаватель Виленской белорусской гимназии Симеон Рак-Михайловский. Должность секретаря поручалась инспектору той же гимназии Николаю Красин-скому.

36 Свитич, А. К. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. С. 119-120.

37 ЛГИА. - Фонд 605. - Оп. 8. - Д. 1432. - Л. 6.

38 Баслык, Е., священник. Записки священника Евстафия / священник Евстафий Баслык; под редакцией священника Феодора Кривоноса. - Минск. : Лучи Софии, 2005. - С. 45.

39 Там же.

17 октября 1922 г. в г. Вильно вернулся В. В. Богданович и сразу отправился к представителю польского правительства для выражения своего протеста. Последний приказал подчиниться Священному Синоду Православной Митрополии в Польше и передать должность ректора семинарии. Лишенный возможной опоры в лице архиепископа Елевферия и государственной власти, В. В. Богданович решил более не препятствовать выполнению синодального распоряжения. В переписке с новым ректором В. В. Богданович получил от архимандрита Филиппа предложение остаться на преподавательской должности с условием не проводить агитации против митрополита Георгия среди преподавателей и воспитанников. Со своей стороны бывший исполняющий обязанности ректора ответил отказом, назвав архимандрита Филиппа «агентом неканонической церковной власти в Польше» и заявив о желании быть «как можно дальше от семинарии»40.

В период с 18 по 23 октября 1922 г. практически все преподаватели Литовской духовной семинарии подали заявления об увольнении. Одновременно с этим они собирались с бывшим ректором на «секретные заседания бывших педагогов». Скорее всего, подобными действиями они пытались вынудить нового ректора семинарии архимандрита Филиппа согласиться на условия сотрудников или заставить уволиться его самого. Действительно, семинарию постиг кадровый кризис - из 24 преподавателей41, осталось лишь пять: ректор архимандрит Филипп, инспектор Иосиф Дзичковский и три контрактных лица. Администрация в ускоренном порядке пригласила педагогов Николая Шероцкого и Александра Свитича, но недостаток преподавателей продолжал ощущаться очень остро. В этих условиях новый ректор продемонстрировал решительность и энергичность в упрочении своих позиций. По прошествии непродолжительного времени он восстановил необходимую численность преподавателей, пригласив их из других учебных заведений в качестве контрактных сотрудников. Проведение учебных занятий в ЛДС в вечернее время значительно облегчило задачу, так как приглашенные педагоги являлись внешними совместителями. В ответ на вышеизложенные действия бывшего ректора, 23 октября 1922 г.

40 ЛГИА. - Фонд 605. - Оп. 8. - Д. 1432. - Л. 6-9.

41 Цифра может не отображать полной точности, так как получена уже упомянутым методом суммирования фамилий, в силу отсутствия статистической ведомости и фрагментарности информации.

митрополит Георгий постановил лишить В. В. Богдановича возможности занимать любую должность в православных духовно-учебных заведениях Православной Церкви в Польше42. Впоследствии восемь из ушедших преподавателей смирились с новыми реалиями, выразили намеренность вернуться в ЛДС и были восстановлены в своих должностях. Итогом активной деятельности архимандрита Филиппа и руководства Варшавской митрополии стала стабилизация ситуации в Литовской духовной семинарии.

Выражая благодарность новой администрации семинарии, митрополит Георгий в ноябре 1922 г. перечислил в распоряжение учебного заведения один миллион польских марок43. В свою очередь, Министерство религиозных исповеданий и народного просве-щения44 также выделило семинарии 800 тысяч марок45. Поощрения затронули и конкретных представителей администрации. Новоназ-наченный ректор представил к наградам инспектора семинарии священника Иосифа Дзичковского, нового эконома иеромонаха Варнаву46 и других сотрудников. В письме митрополиту Георгию архимандрит Филипп отметил, что поощрения выдавались «за ревностную работу в переходный момент жизни семинарии <...> по пути послушания Вашему Преосвященству, как каноническому Первосвятителю Православной Церкви в Польше»47.

Подводя итог обзору истории Литовской духовной семинарии в период управления В. В. Богдановичем, следует отметить, что вышеописанный конфликт крайне негативно отразился на авторитете духовной школы в Польской Республике. Резкие административные указы митрополита Георгия спровоцировали открытое противостояние сотрудников семинарии высшим церковным властям, что расценивалось как враждебные действия по отношению к государственной власти. После ареста архиепископа Елевферия в Министерстве религиозных исповеданий и народного просвещения стоял вопрос о закрытии ЛДС. Однако семинарию уберегла рассудительность отдельных польских чиновников, которые отмечали следующее: «Закрытие семинарии было бы политически некорректным дейст-

42 ЛГИА. - Фонд 605. - Оп. 8. - Д. 1432. - Л. 2 об.

43 Хроника // Виленские епархиальные ведомости. - 1922. - 1 декабря. - №. 2. - С. 1.

44 М1ш81ег81^'о Шугпап Яе%1)пусЬ 1 Оятесета РиЬИсгпедо (польск.).

45 ЛЦГА. - Фонд220. - Оп. 1. - Д. 278. - Л. 12.

46 Фамилию не удалось выявить.

47 ЛЦГА. - Фонд 220. - Оп. 2. - Д. 567.

вием, которое может привести к еще худшим последствиям, чем депортация архиепископа Елевферия, это может быть расценено как акт религиозного преследования и потом использоваться определенными элементами внутри страны и на международной арене»48. Вместе с этим, анализ документов семинарского архива позволяет утверждать, что изначально администрация семинарии во главе с В. В. Богдановичем выстраивала конструктивные отношения с правительственными властями. Будучи «частной русской школой», семинария получала финансовую помощь, которую местные школьные власти не были обязаны оказывать подобным учебным заведениям. Данные выводы и сам В. В. Богданович подтверждал следующим образом: «Трэба аддаць справядлiвасьць, што у рад польсю аднос^-ся тагды зусiм прыхiльна да сэмшарьп. Без усялякix прозьбау з боку архiеп. Елеуферыя i выпаняушага у тыя часы абавязкi рэктара сэмь нарыi В. Багдановiча ён адпусьщу на сэмiнарыю запамогу, якая памагла яе адмшютрацып браць самую дзяшовую плату за навуку i зрабiць пры ёй iнтэрнат. У самае унутранае жыцьщ сэмiнарыi урад ня умешывауся.. ,»49.

Можно предположить, что дальнейшая история Литовской духовной семинарии в Польской Республике была бы существенно иной, если бы не разгоревшийся внутрицерковный конфликт по вопросу автокефалии Православной Церкви в Польше.

48 Раш1исгик, и. А. 2ус1е шопа81усгпе ш II ЯгесгуроБроШе; / и. А. Раш1исгик. -Б1а1у81ок : ШуСашп1йшо итшеге^еШ ш Б1а1уш81оки, 2007. - 8. 280; Опасения государственных чиновников действительно не были пустыми, к примеру 23 января 1923 г. на заседании Сейма депутат от белорусского меньшинства Б. Тарашкевич сказал речь о религиозных преследованиях белорусского народа и напомнил о заключении архиепископа Елевферия в католическом монастыре. Речь лидера белорусов // За Свободу! - 1923. - 23 января. - № 18 (759). - С. 3.

49 Васшев1ч, В. Вшенская праваслауная сэмшарыя / В. Васшев1ч (В.В. Богданович) // Праваслауная Беларусь. - 1927. - 15 лктапада. - № 4. - С. 9.

Источники И ЛИТЕРАТУРА

1. Адамковiч, А. Э. Беларусы у Лггве: учора i сёння / А. Э. Адам-ковiч. - Вильнюс : Асацыяцыя «Кгууг)а», 2010. - Кн. 1. - 200 с.

2. Баслык, Е., священник. Записки священника Евстафия / священник Евстафий Баслык; под ред. священника Феодора Кривоноса. - Минск : Лучи Софии, 2005. - 245 с.

3. Васiлевiч, В. Вшенская праваслауная сэмшарыя / В. Васiлевiч (В. В. Богданович) // Праваслауная Беларусь. - 1927. - 15 лютапада. -№ 4. - С. 9-10.

4. Извеков, Н., священник. История Литовской духовной семинарии / священник Николай Извеков. - Вильна : Типография И. Блю-мовича, 1892. - 566 с.

5. ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 1. - Д. 1407. Журналы Заседаний Педагогического и Распорядительного советов б[ывшей] Литовской Духовной Семинарии 1919-1922 гг.

6. ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 2. - Д. 216. Дело о переменах в личном составе семинарской корпорации. 1907 г.

7. ЛГИА. - Фонд 572. - Оп. 2. - Д. 349. Со сведениями для составления отчета по учебной и воспитательной частям по Вилен-скому и Жировицкому дух[овным] училищам за 1911/1912 уч. г.

8. ЛГИА. - Фонд 605. - Оп. 8. - Д. 1432. Журнал заседаний педагогического совета Виленской духовной семинарии. 1922-1924 гг.

9. ЛГИА. - Фонд 607. - Оп. 1. - Д. 55. Переписка с разными лицами по вопросу об утверждении членов Литовского епархиального совета, о расхищении имущества Виленского женского духовного училища и по другим вопросам. 1918 г.

10. ЛГИА. - Фонд 1004. - Оп. 1. - Д. 31. Протоколы заседаний Литовского епархиального совета за 1919 г.

11. ЛЦГА. - Фонд 220. - Оп. 1. - Д. 278. ОкоЫЫ, гс^рогс^еша i regulamin w sprawach ро dzialu mater)alu naukowego, орЫу i zaj?c szkolnych. Rok 1922.

12. ЛЦГА. - Фонд 220. - Оп. 1. - Д. 279. Ака spraw osobistych Ьу1уЛ nauczycieli seminarjum. Lata1922-1923.

13. ЛЦГА. - Фонд 220. - Оп. 2. - Д. 567. Дело о службе инспектора семинарии священника Иосифа Дзичковского.

14. Микуленок, А. А. Положение Русской Православной Церкви в Польше в 1920-1930-е гг. / А. А. Микуленок // ASPECTUS. -2016. - № 1. - С. 55.

15. Организация православного духовного образования в Польше // Слово. - 1933. - 23 апреля. - № 32 (139). - С. 8.

16. Речь лидера белорусов // За Свободу! - 1923. - 23 января. -№ 18 (759). - С. 3.

17. Русская народная школа // Виленское Утро. - 1922. - 3 апреля. - № 173. - С. 3.

18. Свитич, А. К. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия / А. К. Свитич // Православная церковь на Украине и в Польше. - Материалы по истории Церкви. Книга 14 / редкол. : протоиерей Валентин Чаплин [и др.] - Москва : Крутицкое патриаршее подворье, 1997. - 295 с.

19. Серапинас, В., иерей. Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.) : дипл. работа / иерей Виталий Серапинас. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2010. - 163 с.

20. Хроника // Виленские епархиальные ведомости. - 1922. - 1 декабря. - №. 2. - С. 1.

21. Шлевис, Г. П. Виленская и Литовская епархия / Г. П. Шлевис / Православная Энциклопедия. - Москва : Церковно-научный центр РПЦ, 2004. - Т. VIII. - C. 467.

22. Ю.р-ий. Будущее средней духовной школы в Польше / Ю. р-ий // Воскресное чтение. - 1924. - 1 июня. - № 18. - С. 280.

23. Papierzynska-Turek, M. Mi^dzy tradyj a rzeczywistosci^. Panstwo wobec prawoslawia 1918-1939 / Miroslawa Papierzynska-Turek. - Warszawa : Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1989. - 481 s.

24. Pawluczuk, U. A. Seminaria duchowne w Krzemiencu i w Wilnie / U. A. Pawluczuk // Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej / Zaklad Historii Kultur Pogranicza Instytutu Socjologii Uniwersytetu w Bialymstoku ; pod redakj naukow^ Antoniego Mironowicza [i inne]. -Bialystok, 2007. - 256 s.

25. Pawluczuk, U. A. Zycie monastyczne w II Rzeczypospolitej / U. A. Pawluczuk. - Bialystok : Wydawnictwo Uniwersytetu w Bialymstoku, 2007. - 356 s.

26. Tofiluk, J. Prawoslawne szkolnictwo w okresie mi^dzywojenny / Jerzy Tofiluk // Elpis. - 2006. - № 8/13/14. - С. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.