X Р О N О £
Церковно-исторический альманах
Под общей редакцией доцента А. В. Слесарева Основан в 2013 году
№ 7-8
о
о
МИНСК
2020
УДК 27-9 (059) ББК 86.372 Х94
Рекомендовано к изданию кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии (Протокол № 3 от 22.10.2020)
Альманах включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) (договор № 39-01/2017 от 25.01.2017 г.)
Альманах включен в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия. 09.03.2017г.
Редакционная коллегия
Слесарев А. В. (гл. ред.), Веремеев С. Ф., Горный А. С., Гронский А. Д., протоиерей Федор Кривонос, Микульский Ю. Н., Стренковский С. П., иерей Гордей Щеглов
XPONOE. Церковно-исторический альманах. 2019-2020. № 7-8 / Х94 Гл. ред. А. В. Слесарев. - Минск : Изд-во Минской духовной академии, 2020. - 277 с. : ил.
ISSN 2519-8122
Церковно-исторический альманах «XPONOZ» ориентирован на публикацию научных работ и источников, отражающих широкий спектр проблем в области истории Православия и Христианской Церкви в целом.
Издание адресовано историкам, краеведам, преподавателям духовных и светских учебных заведений, студентам, учащимся, а также всем, интересующимся вопросами конфессиональной истории.
УДК 27-9 (059) ББК 86.372
ISSN 2519-8122
© Коллектив авторов, 2020 © Оформление. Издательство
Минской духовной академии, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
9 А. В. Данилов
Понятие «йлёр ауврюя»^» в раннехристианской антропологии Александрийской школы
26 В.С. Евтуховский
Миропомазание византийских императоров в XIII в.
58 Протодиакон Павел Бубнов
История изучения биографии святой праведной Софии, княгини Слуцкой
110 Иеромонах Агафангел (Будишин)
Записка К. С. Сербиновича «О древних памятниках, в Западных губерниях открываемых»: историко-источниковедческий анализ
121 А. В. Гиндренас
Литовская духовная семинария в период возглавления Вячеславом Васильевичем Богдановичем (октябрь 1919 - октябрь 1922 гг.)
ПУБЛИКАЦИИ
143 Воспоминания гомельского протоиерея Петра Рылло (1884-1937). Часть 3
Вступительная статья И.А. Грищенко, публикация и примечания протоиерея Александра Лопушанского
178 Звароты Мгграпал^а Варшаускага Дзiяшtiя на беларускай мове у мiжваенны перыяд
Уступны артикул, публ1кацыя i заувагг П. Ю. Булатага i А.С. Горнага
213 Дневник архимандрита Антония (Мельникова) за 1961 г.
Вступительная статья, публикация и комментарии иерея Никодима Пашкова
244 Редакционная коллегия
245 Editorial Board
246 Contents
Дневник архимандрита Антония (Мельникова)
за 1961 г.
Нижепубликуется фрагментличного дневника наместника Жировичского монастыря и ректора Минской духовной семинарии архимандрита (впоследствии митрополитаМинского и Белорусского) Антония (Мельникова) за 1961 г. Автор описывает свою личную встречу с патриархом Московским и всея Руси Алексием I, начало управления Минско-Белорусской епархией митрополитом Антонием (Кротевичем), процесс подготовки к закрытию Минской духовной семинарии и другие события церковной жизни означенного периода. Оригинал рукописи дневника находится на хранении в архиве Санкт-Петербургской митрополии (фонд «Митрополит Антоний Мельников»).
Ключевые слова: Беларусь, Белорусская Православная Церковь, Жировичский монастырь, Минская духовная семинария, патриарх Алексий (Симанский), митрополит Антоний (Кротевич), митрополит Антоний (Мельников), православие, Русская Православная Церковь.
Образец цитирования:
Дневник архимандрита Антония (Мельникова) за 1961 г. / вст. статья, публикация и коммент. иерей Никодим Пашков // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. -2020. - № 7-8. - С. 213-243.
Автор:
Иерей Никодим Олегович Пашков - старший преподаватель кафедры международных отношений. факультета международных отношений Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-4311-7917
Diary of Archimandrite Anthony (Melnikov)
for 1961
A fragment of the personal diary of the governor of the Zhirovichi monastery and the rector of the Minsk Theological Seminary, Archimandrite (later Metropolitan of Minsk and Belarus) Anthony (Melnikov) for 1961 is published. The author describes his personal meeting with the Patriarch of Moscow and All Russia Alexy I, the beginning of the administration of the Minsk-Belarusian Diocese by Metropolitan Anthony (Krotevich), the process of preparing for the closure of the Minsk Theological Seminary and other events of the church life of this period. The original manuscript of the diary is deposited in the archives of the St. Petersburg Metropolitanate (Metropolitan Anthony Melnikov Foundation).
Ключевые слова: Belarus, Belarusian Orthodox Church, Zhirovichi Monastery, Minsk Theological Seminary, Patriarch Alexy (Simansky), Metropolitan Anthony (Krotevich), Metropolitan Anthony (Melnikov), Orthodoxy, Russian Orthodox Church.
For citation:
Diary of Archimandrite Anthony (Melnikov) for 1961 / The introductory article, publication and comments by priest Nikodim Pashkov. XPONOS. Church-historical almanac, 2020, no. 7-8, pp. 213-243.
The introductory article, publication and comments by:
Priest Nikodim Olegovych Pashkov - Senior Lecturer at the Department of International Relations. of the Faculty of International Relations of the Belarusian State University; Candidate of Sciences in History. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-4311-7917
Советская эпоха в жизни Русской Православной Церкви - один из самых сложных и трагических периодов. Более семи десятилетий Московская Патриархия существовала в условиях гонений, антирелигиозной пропаганды и тотального контроля со стороны власти. На протяжении 1958-1964 гг. в советском государстве наблюдался очередной виток ужесточения антирелигиозной политики, связанный с личной позицией по данному вопросу первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Конечной целью проводимой кампании виделось окончательное уничтожение организованных форм религиозной жизни. Именно в этот сложный период наместником Жировичского Успенского монастыря и ректором Минской духовной семинарии являлся архимандрит Антоний (Мельников) (1924-1986), будущий митрополит Минский и Белорусский. Несмотря на непростые обстоятельства времени, ему удалось многое сделать для обители и духовной школы: упорядочить монастырский устав, посвятить новых послушников в иноческий чин, произвести ремонт монастырских храмов и зданий, усовершенствовать образовательный процесс в семинарии, сформировать богатый библиотечный фонд учебного заведения и многое другое.
В истории Православной Церкви на белорусских землях 1961 г. ознаменовался рядом негативных событий: закрытием Полоцкого женского монастыря, сменой трех управляющих Минской епархии, прекращением деятельности целого ряда приходов, началом процесса по ликвидации духовной семинарии. Будучи свидетелем и современником этих событий, архимандрит Антоний (Мельников) отразил их на страницах своего личного дневника, рукопись которого в настоящее время хранится в архиве Санкт-Петербургской митрополии (фонд «Митрополит Антоний Мельников»).
При подготовке к печати были сохранены особенности авторской стилистики, оформления текста и орфографии.
Вступительная статья, публикация и комментарии подготовил иерей Никодим Пашков
Архимандрит Антоний (Мельников)
Фото кон. 1950 - нач. 1960-х гг. (из архива Жировичского монастыря)
1961 г.
Январь
3 вторник
Бегут дни Нового года. В семинарии каникулы.
На 1 января в Семинарии осталось всего лишь пятьдесят воспитанников. С начала Нового года началась зима, но пока она мягкая, снежная, «сиротская».
11 среда
Рождественская служба совершалась в полночь. Богомольцев было много, богослужения прошли чинно и торжественно.
Сегодня скончался протопресвитер Н. Ф. Колчицкий1.
22 воскресенье
Снова возобновились занятия в Семинарии.
Март
12 воскресенье
Третье воскресение Великого Поста. Много событий прошло за последние три недели. Еще на Первой неделе, в среду перед тем, как идти в храм я получил телеграмму из Москвы от управляющего делами Патриархии Архиепископа Пимена2: «С получением сего немедленно прибудьте для доклада по служебным делам в Патриархию. Архиепископ Пимен».
1 Колчицкий Николай Федорович (1890-1961), протопресвитер, настоятель московского Богоявленского патриаршего собора в Елохове. В 1941-1960 гг. управляющий делами Московской Патриархии. В 1956 г. назначен председателем Учебного Комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви. Скончался 11 января 1961 г. Похоронен на Патриаршем подворье в Переделкино.
2 Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) (1910-1990), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. 17 ноября 1957 г. рукоположен во епископа Балтийского, викария Херсонской епархии. В 1957-1960 гг. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. В 1960-1961 гг. управляющий делами Московской Патриархии. 23 ноября 1960 г. возведен в сан архиепископа. С 16 марта 1961 г. архиепископ Тульский и Белевский. В 1961-1963 гг. митрополит Ленинградский и Ладожский. В 1963-1964 гг. митрополит Крутицкий и Коломенский. С 25 февраля по 22 декабря 1964 г. управляющий делами Московской Патриархии. 2 июня 1971 г. избран Патриархом Московским и всея Руси.
На следующее утро в шесть часов мы с Валентином Васильевичем Радугиным3 уже ехали в Минск, так как Епископ Леонтий4 в тот же день сообщил телеграммой, что по дороге в Москву мы должны заехать в Минск.
Зачем вызывают меня?
В настоящее время так много неприятностей, что никто не удивился вызову, но зачем? - никто и я не мог знать и предполагать.
Минск. Знакомая и родная квартира Епископа Леонтия. Забота его мамы мне всегда напоминает нежность родительницы. Владыка сам не знает, зачем Вас зовут.
Я еду к республиканскому Уполномоченному. Который уже несколько раз желал видеть меня. Я знаю, что кроме неприятностей и, может быть, грубости, я ничего иного не встречу там, но я должен ехать и еду. Секретарь доложила о моем прибытии и вот я на приеме. Нужно отдать справедливость. Что на сей раз уполномоченный был корректен и выдержан. У него на столе было приготовлено много дел и он сказал, что множество вопросов имеет ко мне, но я, отговорился спешностью вызова, обещал заехать к нему на обратном пути.
Снова дорога... Смоленск. Удивленные возгласы и вопросы «Что случилось?» Епископа Иннокентия5 и его сына Анатолия Ивановича.
Утром мы едим далее и часов в пять прибываем в Москву.
Пятница, вечер, канун всенощного бдения в память Святителя Алексия. Я еду в собор. Волнуюсь, ибо по времени мне придется прибыть как раз к началу и, если приеду после прибытия Святейшего Патриарха, я не смогу ни сослужить, ни знать причину моего прибытия.
3 Валентин Васильевич Радугин (1928-2019) - преподаватель Минской духовной семинарии, впоследствии митрофорный протоиерей. В 1951 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1954 г. Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1954-1963 гг. преподавал в Минской духовной семинарии. В 1971 г. рукоположен в сан диакона и пресвитера. На протяжении ряда лет совершал служение в храмах г. Москвы. С 1999 г. преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии.
4 Леонтий (Бондарь) (1913-1999), митрополит Оренбургский и Бузулукский. В 1956-1961 гг. епископ Бобруйский, викарий Минской епархии. В 1961-1963 гг. епископ Новосибирский и Барнаульский. С 14 мая 1963 г. епископ (затем архиепископ и митрополит) Оренбургский и Бузулукский.
5 Иннокентий (Сокаль) (1883-1965), епископ Смоленский и Дорогобужский. Окончил Холмскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
По милости Божией все обошлось как нельзя лучше: я прибыл за пять минут до приезда Патриарха и уже знал, что мне можно сослужить со Святейшим и цель моего вызова - детальный доклад Патриарху о положении Семинарии и монастыря.
Сколько радости доставила мне эта вечерняя служба. Мне давно не приходилось служить в соборе. У мощей Святителя Алексия вместе со всеми я молился помощи Божией нашему Первосвятителю и о своих нуждах и горе.
Святейший Патриарх был очень добр ко мне. Он в алтаре спросил:
- Ну как? Вас там еще не съели?
- По милости Божией, еще нет.
- Бог даст и не съедят.
Даниил Андреевич6 был так же очень добр и внимателен ко мне.
Многие знакомые были в соборе и с удивлением, не веря своим глазам, рассматривали меня.
Хор под управлением Комарова прекрасно пел, богомольцы до отказа заполнили собор. Они благоговейно стояли и сосредоточено молились.
После бдения меня пригласили к себе Николай Павлович Поня-товский и я в его семье провел два дня.
После Литургии и молебна у раки Святителя, Патриарх пригласил к себе сослужащих архиереев, двух представителей восточных патриархов, архимандрита Питирима и меня.
Святейший был доволен подарком и сердечно благодарил за внимание.
За столом у Патриарха было очень красиво, нарядно, по-семейному и по-великопостному. Не было ничего скоромного и даже рыбного. Отварной картофель, квашенная капуста, маринованные грибы, маслины, грибная каша, картофельные котлеты с грибным соусом, ананас и черный кофе - такой именинный обед у Святейшего Патриарха.
За столом Святейший много говорил о Чудовом монастыре7 и вспоминал служения дореволюционных архиереев в этот день.
6 Даниил Андреевич Остапов (1894-1975) - личный секретарь патриарха Московского и всея Руси Алексия I, заместитель председателя хозяйственного управления Московской патриархии.
7 Чудов монастырь - кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Основан в 1365 г. митрополитом Алексием. Соборный монастырский храм посвящен чуду святого Архистратига Михаила в Хонех. В послереволюционное время прекратил свое существование.
Неожиданно Святейший обратился ко мне с вопросом:
- Ну как у Вас дела? Сколько осталось воспитанников в Семинарии?
- Всего лишь около пятидесяти, Ваше Святейшество.
- А почему у Вас нет первого класса?
- У нас были желающие, но мы не имели возможности принять их, так как местные власти не допустили их до занятий.
- Что же местные власти, может быть, вообще желают таким образом прикрыть Семинарию?
В разговор включился Митрополит Питирим8 и архиепископ Гермоген, которые стали высказывать свою точку зрения по данному вопросу. Святейший сказал:
- Вот уже нет Ставропольской, Киевской и, можно сказать, Саратовской семинарий, а мы за границей распинались и всем говорили, что у нас в России восемь семинарий.
После обеда Святейший очень тепло попрощался и сказал, что завтра мы снова увидимся.
На следующий день, в неделю Православия, я имел честь снова служить в соборе.
Божественную Литургию совершал Архиепископ Пимен, а мы с отцом Питиримом9 сослужили ему в первой паре. Прекрасно пел хор, снова глубоко и сосредоточенно молились миряне.
После литургии Святейший и прибывшие архиереи облачились и приняли участие в чине «Торжество Православия».
8 Питирим (Свиридов) (1887-1963), митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1941-1942 гг. епископ Куйбышевский, в 1942-1943 гг. епископ Калужский, в 1943-1947 гг. епископ Курский и Белгородский. В 1947-1959 гг. архиепископ (затем митрополит) Минский и Белорусский. В 1959-1960 гг. митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1960 г. митрополит Крутицкий и Коломенский, постоянный член Священного Синода.
9 Питирим (Нечаев) (1926-2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. В 1951 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего оставлен профессорским стипендиатом. С 1951 г. преподавал историю и разбор западных вероисповеданий. В 1952 г. рукоположен в сан диакона, 4 декабря 1954 г. рукоположен в сан иерея. В 1959 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московских духовных школ. В 1962 г. назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии». 23 мая 1963 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В том же году назначен председателем Издательского отдела Московской Патриархии. В 1971 г. возведен в сан архиепископа, в 1986 г. в сан митрополита.
Новый протодиакон Прокиминов прекрасно читал положенный чин. Величественно, ясно раскрывался пред всеми Промысел Божий, руководящий Церковь и ведущий ее через все испытания.
Сколько надежды в этом и нам в наше трудное время.
Несомненно и теперь Господь все так же премудро ведет Свой церковный корабль к вечной пристани, Царству Небесному.
После богослужения Святейший снова пригласил сослужащих ему архиереев и нас отцом Питиримом к себе в Патриархию.
За столом Святейший был внимателен ко мне и подробно расспрашивал о наших делах.
Прощаясь, Святейший назначил в понедельник мне аудиенцию.
Навестив нашего старенького духовника архимандрита Зосиму, мы простились с отцом Питиримом до вторника и я поспешил навестить свой дом.
В понедельник к одиннадцати часам я прибыл на прием в Патриархию. Сначала в течение целого часа со мной беседовал Архиепископ Пимен, потом меня принял Святейший Патриарх.
Очень внимательно он расспросил меня еще раз о всех наших горестях и треволнениях. Он по-прежнему желает взять меня к себе и на ближайшей сессии постарается свой план претворить в жизнь, но на все воля Божия и от Него будет ждать своего устроения.
После Святейшего со мной беседовал Даниил Андреевич, который был внимателен и добр к нам.
Был я на приеме у секретаря Учебного комитета протоирея Стаднюка10 и на приеме у начальника Отдела Внешних Сношений епископа Никодима11.
Какие же мои мысли после всех этих визитов и разговоров?
10 Матфей Стаднюк (1925-2020), протопресвитер. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1955). В 1973 г. назначен секретарем патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и заместителем председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии. В 1978 г. назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове (г. Москва) с возведением в сан протопресвитера.
11 Никодим (Ротов) (1929-1978), митрополит Ленинградский и Новгородский, Патриарший Экзарх Западной Европы. Окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1955). В 1956-1959 гг. сотрудник, затем начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1959 г. назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии, затем заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. 10 июля 1960 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Серги-евой лавры рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии,
Святейший Патриарх не имеет власти что либо сделать, но он имеет власть перед Богом и усердно молится о том, чтобы Сам Господь вступился за свою Святую Церковь.
Святейшему известно все положение на местах и он скорбит о неустройстве церковном.
Вторник
Поездка в Загорск. Лавра в зимнем убранстве. Тишина. Величие веков. Встреча с близкими и дорогими людьми. Разговоры по душам и по делам, богослужения, святыни.
Среда
Прием у ректора Академии протоиерея Ружицкого12. Деловая беседа продолжалась около часа.
Встреча с профессорами и общий завтрак в профессорской. Обед с братией в монастырской трапезной. Встреча и беседа с некоторыми знакомыми монахами. Посещение о[тца] Алексия Остапова и знакомство с его семьей. Отъезд из Лавры.
Пятница
Неожиданный вызов в Иностранный отдел Патриархии. Беседа с Епископом Никодимом и протоиереем Михаилом Зерновым13 о работе в Иностранном отделе. В течение целого дня с Радугиным пришлось ездить из Иностранного отдела в Совет и обратно. В результате всего меня по состоянию здоровья отстранили, а Радугина обещали использовать для работы в Отделе.
с назначением на должность председателя Отдела внешних церковных сношений. В 1960-1963 гг. епископ Ярославский и Ростовский (с 1961 г. архиепископ, с 1963 г. митрополит). В 1960-1972 гг. председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 4 августа по 9 октября 1963 г. митрополит Минский и Белорусский. В 1963-1978 гг. митрополит Ленинградский и Ладожский (Новгородский). В 1974-1978 гг. Патриарший Экзарх Западной Европы.
12 Ружицкий Константин (1888-1964), протоиерей, профессор. В 1951-1964 гг. ректор Московской духовной академии. В 1906 г. окончил Мелецкое духовное училище, в 1912 г. Волынскую духовную семинарию, в 1916 г. Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
13 Архиепископ Киприан (Зернов) (1911-1987) архиепископ Берлинский и Среднеевропейский. В 1944 г. рукоположен во диакона и священника. В 1950-1951 гг. исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, затем являлся настоятелем кафедрального собора г. Берлина. В 1955-1956 гг. исполняющий обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1956 г. на-
Суббота
В этот день я навестил маму и провел с ней некоторое время. Она только что вернулась из больницы после тяжелой болезни.
Воскресенье второе Великого поста
Утром мы отправились из Москвы.
Вечером снова остановились в Смоленске. Понедельник мы провели в Смоленске, так как нашему шоферу нужно было осмотреть машину.
Днем мы в сопровождении Анатолия Ивановича побывали в соборе. Он почти реставрирован и стал величественным и прекрасен. В соборе хранится чудотворная икона Одигитрия. После собора мы побывали в картинной галерее и в Краеведческом музее.
Вторник
Переезд в Минск. Визит к Уполномоченному. Неприятный разговор. Требование последнего об увольнении нашего делопроизводителя Б. и др. подобные дела.
Поздно вечером мы вернулись в Жировицы. Здесь была настоящая весна. От снега и следа нигде не осталось. В воздухе чувствуется настоящая весна. На столе у меня уже стоял маленький, но настоящий букетик перелесок.
Жаворонок и скворцы напевают свои весенние песенки. Земля просохла и синь небес сияет весенней, теплой улыбкой.
11 суббота
Неожиданный приезд республиканского уполномоченного Ковалева. В течение трех часов он был у нас. Кроме неприятного он ничего не сказал. Интересно то, что он официально объявил о законе Правительства. По которому, запрещается паломничества по святым местам. Уполномоченный как-то неопределенно говорил о том, что «нужно прекратить источник»; «нужно прекратить разрешать участие духовенства на праздник в честь явления чудотворной иконы»; он же говорил, чтобы мы не удивлялись, если весной воен-
значен членом Хозяйственного управления Московской Патриархии. С 1958 г. благочинный Германской епархии. В 1961 г. назначен благочинным Патриарших приходов в Финляндии и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 6 августа 1961 г. рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии. 14 ноября 1961 г. назначен епископом Дмитровским, управляющим делами Московской Патриархии. С 1964 г. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы.
комат заберет у нас семинаристов, которые раньше имели отсрочку или не прошли полного срока военной службы. Он предупредил, что сельсовет намерен забрать у нас один корпус, а скоро в другой прибудут монахини Полоцкого монастыря.
14 вторник
Вчера весь день бушевал сильный ветер. Барометр показывал почти «буря». Ветер повалил наши заборы, вырвал в старом учебном корпусе раму и раскрыл кровлю кладбищенской Георгиевской церкви.
Вечером при сильном ветре пошел снег и сегодня, хотя день ясный, но снег лежит кругом.
Птички пока живы и даже не унывают. Помахивая крылышками, скворцы по-прежнему насвистывают свою песенку, а жаворонки и чаек не слышно.
Наш монастырский эконом иеродиакон Евфимий заметил, что вода в источнике под собором иссякла. Это впервые за много, много лет. Прежде каждую весну нам приходилось выбирать воду из источника, т. к. она выходила через край и заливала погреб.
18 суббота
Вчера Инспектор ездил в Минск. Целью поездки было желание информировать Еп[ископа] Леонтия о нашем положении.
Вот уже несколько дней мы начали ощущать «Некие планы».
Вчера почти за полночь Инспектор возвратился из Минска.
Он привез много новостей, но главной из них является назначение Правящего Митрополита Минского и Белорусского и Священ-ноархимандрита Свято-Успенского Жировицкого монастыря Высо-копреосвященнейшего Антония (Кротевича)14. В настоящее время он архипастырствует в Туле.
Я мало знаю Его Высокопреосвященство, но вокруг его имени почему-то ходит нелестная слава.
14 Антоний (Кротевич) (1889-1973), митрополит Тамбовский и Мичуринский.
14 августа 1944 г. рукоположен во епископа Житомирского и Овручского. В 1946 г. назначен управляющим Костромской епархии. В 1952 г. возведен в сан архиепископа. В 1954-1961 гг. архиепископ Тульский и Белевский. 16 марта 1961 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским. 5 июля 1961 г. уволен на покой. В 1962-1963 гг. митрополит Орловский и Брянский. В 1964-1966 гг. митрополит Ивановский и Кинешемский. В 1966 г. назначен митрополитом Тульским и Белевским. В 1968-1970 гг. митрополит Тамбовский и Мичуринский.
Дай Бог, чтобы он был нам архипастырем мудрым, честным, справедливым, право правящим Слово Божественной Истины.
Викарий Еп[ископ] Леонтий оставлен на своем месте.
Апрель
8 Великая суббота
На пятой неделе в пятницу, когда утром Я пел в храме, чтобы присутствовать за Литургией Преждеосвященных даров, мне подали телеграмму: «Благоволите [в] субботу прибыть в Тулу. Митрополит Антоний».
От Жировиц до Москвы почти тысяча километров, да еще до Тулы от Москвы 200...
Вечером мы были в Минске. Там узнали, что Епископ Леонтий тоже вызван в Тулу и утром того же дня отбыл с секретарем Бека-ревичем.
Заправив машину, мы снова двинулись в путь с намерением ночью добраться до Смоленска.
Выезжая из Жировиц, мы насладились весной приезжая в Минск, застали зиму, которая провожала нас и еще далеко за Минском.
Среди ночи мы прибыли в Смоленск. Пользуясь самыми теплыми и добрым расположением к нам Епископа Смоленского Иннокентия, побеспокоили его в столь неурочное время.
Его сын, всегда бесконечно добрый и заботливый к нам, приготовил нам ужин и мы после разговоров отдохнули несколько часов, а на рассвете снова двинулись в путь.
Благодаря окружной дороге, мы в половине пятого вечера въезжали в Тулу.
Впервые мне пришлось быть в Туле. Еще на подступах к ней чувствовался большой город: сновали машины, люди. Попадались большие селения, но вот, наконец, и сама Тула.
Город большой, промышленный, с большим населением. В городе было много храмов, из которых теперь действует только четыре.
Храмы старинные - красивые и величественные.
Самое неприятное впечатление производят улицы, которые только в самом центре сравнительно чистые, а остальные утопают в грязи.
Мы с трудом добрались по указанному адресу и нам казалось, что кроме нашей машины, другие автомобили не пытались нарушить целины.
На небольшой уличке среди сереньких домиков мы увидели приличный чистенький дом. Окрашенный в цвет какао с молоком -это и был архиерейский дом.
Митрополит Антоний принял меня ласково. Он давно знает меня и весьма добр и внимателен ко мне. О нем мне пришлось много слышать и слухи были не в пользу Владыки, но писать о нем суждение можно только после значительного времени, так как он человек очень сложный и многогранный. На первых же порах мне пришлось заметить резкие крайности в его характере и разговорах.
В его доме мне пришлось впервые в жизни увидеть прекрасную и богатую коллекцию картин. Более двадцати картин первоклассных мастеров украшают стены его покоев.
Все убранство архиерейских комнат говорит о хозяйственной руке и хорошем вкусе.
Владыка вызвал нас, представителей Минской Епархии, для того, чтобы на месте из первоисточников узнать о положении дел и выяснить очень важный вопрос о доме, в котором будет жить Митрополит в Минске.
У Владыки в гостях был специально приглашенный для прощальной службы Епископ Курский Леонид.
В положенное время в соборе состоялось торжественное всенощное бдение. Собор поразил меня своим величием и убранством. Честь и слава Владыке Антонию за его труды по ремонту собора.
Там все горело позолотой и чистотой. Говорят, что все храмы не только Тулы, но и Епархии столь же прекрасны и благолепии.
Мне немного не понравилось пение хора, вернее репертуар, но он был составлен самим Владыкой.
Поздно вечером, после обильного ужина, я отдыхал в маленьком доме владыкиного секретаря протоиерея Сагана, с которым мы знакомы еще с 1947 года.
Особенно приятно было видеть в Туле множество дорогих и знакомых лиц - это бывшие воспитанники Одесской, Саратовской и Московской семинарий, с которыми я сам связан кровными узами учебы или преподавал.
На следующий день в воскресение совершалась Божественная Литургия. На меня произвел прекрасное впечатление народ. Который горячо молился и во время общего пения выливал всю горячность и искренность своей души.
В конце службы после речей, в которых духовенство хвалило Владыку. Митрополит в последний раз благословил всех присутствующих и ласково простился с народом.
Обед был в архиерейских покоях. Рука русского хозяина-хлебосола щедро угощала всем самым вкусным.
Поздно вечером Епископ Леонтий и секретарь были отпущены в Минск, а я еще задержался для беседы с Митрополитом.
Владыка долго разговаривал со мной и делился переживаниями ввиду назначения его на Минскую кафедру. Он не выражал радости от нового назначения ввиду того, что ему стало известно о неустройстве и многочисленности приходов Белоруссии. Меня он просил помочь ему и первое время побыть около него.
Я обещал приложить все силы свои, чтобы помочь новому Владыке в его первых шагах по белорусской земле.
Владыка возложил на меня перламутровый крест в знак своего благословения и любви и, тепло распрощавшись, мы в одиннадцать часов ночи отбыли в Минск.
Ночью дорога показалась нам во много раз длиннее, и лишь на рассвете мы выехали на нашу прямую дорогу - Москва-Минск.
Было четыре часа утра и для небольшого отдыха мы заехали в милое и дорогое Акулово, и здесь в течении пяти часов насладились беседой с Батюшкой и даже немного поспали.
Снова дорога, снова Смоленск и, наконец, Минск.
В Минске вместе с Владыкой Леонтием и секретарем мы стремились найти квартиру для Митрополита, но не найдя ничего подходящего, решили просить Еп[ископа] Леонтия предоставить половину его квартиры для Митрополита. Вл[адыка] Леонтий сейчас же принялся готовить помещение для нового хозяина и мы все принимали активное участие в этом устройстве.
В среду на аэродроме Еп[ископ] Леонтий секретарь и я встречали Митрополита. Он сразу же по прибытии высказал решение многое изменить в управлении. Планы его были богатые, но как Бог поможет Владыке осуществить их?
В пятницу Митрополит был на приеме у Республиканского Уполномоченного.
После приема Владыка понял всю трудность управления епархией и ту особую активность, с которой в Белоруссии проводится борьба с Церковью.
Вернувшись домой, Владыка сказал мне: «Послушайте моего совета: уходите из семинарии! Вам нужно уйти совсем из Белоруссии и теперь же. Вот я буду у Святейшего и скажу это ему».
Тяжело мне было слышать это, но я и сам несколько раз чувствовал, что атмосфера вокруг меня так накалилась, что лучше всего было бы дать ей остыть и это возможно только, если меня куда-либо переведет Святейший.
Поэтому я сказал Митрополиту: «Благословите!»
Владыка отпустил меня с миром в монастырь и я провел всю Страстную седмицу в своем милом, теперь особенно дорогом и родном монастыре.
Владыка должен был вернуться из Москвы на Страстной в среду и вызвать меня, но вызова пока не последовало. Означает ли это, что он вызовет меня на Светлой или, может быть, Митрополит не вернулся в Минск [далее неразб.].
Страстная седмица у нас в обители прошла очень торжественно: народа было очень много и все прошло хорошо и чинно.
Бог помог мне безболезненно присутствовать за всеми богослужениями и насладиться их красотой и величием.
Сегодня Суббота Великая. Ожидаем Заутрени.
Вот уже третий день на улице настоящее лето. Сегодня пасмурно, но термометр не опускается ниже пятнадцати. Вчера же в [неразб.] термометр показывал +30.
16 Апреля. Фомино Воскресенье
Прошла Светлая неделя. Быстро пробежали деньки. Для меня они были особенно быстротечны, т.к. я со вторника до субботы находился в Минске.
Светлая Заутреня прошла хорошо. Двор нашего монастыря был недоступен для посторонних, которые стучали в ворота, и за стеной смеялись и свистели, но мы, благодаря этой изоляции, чинно совершили крестный ход.
Часов с восьми вечера начался дождь и я боялся, что он помешает верующим придти в храм из окрестных деревень. Но, несмотря на ненастье, храм был полон и, как и в прошлом году, все присутствующие благоговейно стояли всю службу до конца.
В понедельник было снова много народа, а во вторник, рано утром, я поехал в Минск, чтобы, во-первых, приветствовать Митро-
полита, который является нашим Настоятелем; а во-вторых, узнать от него о своем положении.
Через четыре часа я был в Минске. По распоряжению Вл[адыки] Антония со вторника епархиальная канцелярия работала как обычно и Митрополит оказался в Управлении.
По возвращении он благожелательно принял меня и передал свое решение, вынесенное на основании совета Патриарха: оставить меня до окончания учебного года.
Я хотел было возвратиться в нашу обитель, но Митрополит задержал меня до субботы и только в пятницу вечером я смог вернуться в наши тихие, благодатные Жировицы, которые после серого, суетного Минска, показались мне райским уголком.
Впечатление от моего минского пребывания осталось самое тяжелое.
Владыка Митрополит был добр ко мне, но его вспыльчивость, невоздержанность, беспредельный гнев и подозрительность - неприятны.
Работает он в полном контакте с уполномоченными, и едва ли этот обоюдный союз может быть в пользу Церкви Христовой.
Что же происходит сейчас в Епархии:
• Плановая ликвидация храмов и монастырей.
• Финансовый пресс, все возрастающий и прогрессирующий.
• Полная зависимость (по всем вопросам) от уполномоченных.
• Существует проект, по которому в самое ближайшее время будет запрещено детей крестить, исповедовать и причащать.
• Появилось добавление к Уголовному кодексу БССР о руководителях религиозных организаций, отвлекающих молодежь от общественной жизни, которых будут наказывать тюремными заключениями.
• Самое сильное враждебное отношение проявляется к Семинарии.
Все воспитанники сейчас проходят [неразб.], т.е. самый строгий, безжалостный напор, пред лицом которого устоят ли все?
Несмотря на то, что по плану Семинарии [неразб.] Ликвидировать в 1962 году. Придется ли нам кончить нормально учебный год?! Вероятно, он (конец учебного года) будет концом нашей Семинарии. Если Бог велит закончить мне учебный год, что будет дальше?!
Когда я возвратился из Минска в Жировицы, когда в субботу утром увидел изумрудную травяную попону, фиалочки, мне стало
грустно - нигде, никогда не увижу я этой дивной природы, где все чудесно и прекрасно и так всегда ощущается невидимый, незримый покров Царицы Небесной.
Среди поздравительной пасхальной почты были интересные сообщения о покушении на Патриарха Алексия, которое имело место за всенощным бдением в Елоховском соборе во время елеопомаза-ния под Вербное Воскресенье.
В настоящее время Патриарх жив и здоров, но случившееся грустным эхом летит по русской земле.
В четверг на Светлой неделе скончался мой духовник - архимандрит Зосима (Иджилов) чудесный старец из Чудова монастыря. Царство ему небесное и вечный покой.
18 вторник
16-е было Воскресенье
Вечером на небе скопились тучи и поздно, перед ночью гроза очистила воздух.
В середине апреля - гроза редкое явление.
С понедельника в Семинарии начались занятия: раздался телефонный звонок и Республиканский Уполномоченный Ковалев заявил секретарю Правления Семинарии: «Ваш Митрополит дал санкцию на закрытие вашей конторы».
В течение того же часа позвонили к нам из военкомата и почти всех воспитанников потребовали на комиссию.
Сегодня во вторник зачеты были сорваны из-за вызова военкомата.
Все семинаристы были освидетельствованы областной комиссией и все были признаны «годными».
В связи с этой мерой можно завтра ожидать второго шага - призыва почти всех воспитанников, а этим действием будет положен конец Семинарии.
25 апреля вторник
Прошедшая неделя прошла спокойно, но мы томились ожиданием приезда Митрополита Антония, но приезд пока не совершился и мы по-прежнему пребываем в томлении и ожидании.
Наши «парламентарии» возвратились из Москвы с надеждой, что Министерство обороны СССР разъяснит Слонимскому Военкомату неправильность их действий.
Воспитанники пока повеселели и стали усерднее заниматься, но что-то будет впереди?!
27 четверг
Сегодня утром из Минского Епархиального Управления нам сообщили по телефону, что Митрополит Антоний находится в Москве, но указал своему секретарю передать в Семинарию следующие распоряжения:
а) Митрополит прибудет в Минск в субботу, возможно, сразу или в ближайшие дни прибудет в Жировицы;
б) на 1 мая в монастыре указано совершить торжественное богослужение - Литургию и молебен с многолетием и прочитать Архипастырское послание Мит[рополита] Антония, посвященное 1 мая.
в) Семинарские и монастырские суммы немедленно перевести в банк.
Май
3 среда
Вчера 2-го мая согласно вызову М. А. [митрополита Антония -свящ. Н. П.] я ездил в Минск. Всю дорогу я думал о Владыке, волновался от ожиданий всяких неприятных сообщений.
В Минске М. А. не оказалось. Как он предполагал, не получилось. В минувшую субботу в Минске была получена телеграмма: «Мит[рополит] Антоний попал в аварию. Лежит в больнице в Туле».
В разговоре с Еп[ископом] Леонтием выяснилось, что М. А., выезжал в Москву, предполагая вскоре вернуться в Минск. В надежде скорого возвращения М. А. не облек Еп[ископа] Леонтия никакими правами и вот уже третью неделю все епархиальные дела находятся в полном застое.
Сегодня 3 мая секретарь М. А. прот[оиерей] В[иктор] Бекаре-вич15 вылетел самолетом в Тулу, чтобы там выяснить состояние здоровья Владыки.
В Минске узнал печальную весть об опасном и тяжелом болезненном состоянии Мит[рополита] Гурия.
15 Виктор Васильевич Бекаревич (1915-2002), протоиерей. В 1936 г. окончил Ви-ленскую духовную семинарию и рукоположен во священника. В 1959 г. назначен настоятелем Александро-Невской церкви на Военном кладбище г. Минска и секретарем Минского епархиального управления. В 1970 г. назначен настоятелем Николаевского собора в г. Вена (Австрия). В 1979 г. вернулся к служению в Александро-Невском храме белорусской столицы.
В нашей обители за Бож[ественной] Литургией молятся о здравии и спасении двух болящих Митрополитов.
На дворе стоит раскрасавица - весна.
Зеленоватой дымкой оделись деревья, яблони [неразб.] бутоны, в полном цвете сливы и вишни. Среди густозеленой травы с утра и до полудня золотятся бесчисленные толпы рыжих одуванчиков; на клумбах красуются нарциссы и тюльпаны; из леса приносят пахучую черемуху, а по ночам поет соловей. Природа ожила. Прилетела кукушка, приумолкли скворцы, озабоченные кормлением подрастающих птенцов.
Ярко светит солнце, обжигая лицо...
8 понедельник
Буйно цветет май. Буйно развивается война с нами. Сегодня ушли в Армию преподаватели нашей Семинарии: Радугин, Сахнен-ко и Галенко. Одновременно взяли и воспитанника 3 класса.
Предполагают к 15 мая забрать и оставшихся воспитанников.
В такую форму перешла «гуманная» борьба с религией: «научно-атеистическая пропаганда».
10 среда
Сегодня я разговаривал по телефону с Минским Секретарем Епархиального Управления. Прот[оиерей] В[иктор] Бекаревич рассказал о состоянии здоровья Митр[ополита] Антония.
Его рассказ удивил меня.
Митр[ополит] Антоний попал в автомобильную аварию. Сейчас у него сломана нога и челюсть, а из лица извлечены куски переднего стекла автомашины. Но, несмотря на столь серьезные увечья, он преисполнен энергией и уже готов возвратиться с ближайшие дни в Минск и продолжать прерванную катастрофой свою кипучую деятельность.
Чем руководствуется при этом Митр[ополит] Антоний? Ему 72 года, он перенес семь операций, теперь попал в аварию и получил увечья. У него есть прекрасная дача и деньги, но его не манит стариковский покой», а он мятежный ищет бури, как будто в бури есть покой».
12 пятница
Вчера после полудня в наш монастырь прибыл Епископ Леонтий.
Он назначен управляющим Новосибирской Епархией и приезжал, чтобы проститься с нами. Сегодня утром он отбыл из монастыря.
Наш секретарь возвратился из Минска от Республиканского Уполномоченного Ковалева, к которому нужно было явиться, чтобы оформить подписи для банковских операций с церковными суммами.
Уполномоченный спешил на атеистические лекции, которые он читает, и поэтому уделил нашему секретарю всего лишь полчаса времени.
Однако и за эти полчаса он успел наговорить кучу «приятных» вестей.
1. Уполномоченный потребовал немедленного увольнения воспитанника 3 класса, мотивируя это тем, что тот является государственным преступником.
2. Велено было мне передать, «чтобы на 20 мая не было бы ни одного попа» (буквальные слова секретаря).
3. Приезжавшая настоятельница Полоцкого монастыря в разговоре с Уполномоченным сказала, что будто бы я, во время ее приезда в Жировицы, показывая приготовленное для полоцких монахинь помещение, сказал: «Видите, какая теснота! Не приезжайте сюда, а езжайте в Москву жаловаться».
Все это совершенно не соответствует действительности. Помещение показывала м[онахиня] Варвара, а я наоборот говорил, что комнаты просторные и монахини будут себя чувствовать в Жирови-цах лучше, чем в Полоцке.
Уполномоченный, возмущенный «моими словами», задумал отомстить мне и сказал, что «заставит меня ехать в Полоцк и самому перевозить в Жировицы монахинь».
Ковалев очень лестно отзывался о Митр[ополите] Антонии. Ему особенно мудрыми показались планы Владыки: «Мне не нужно 640 белорусских приходов, я оставлю шестьдесят, но каждый будет с миллионным доходом.
14 воскресенье
Вчерашний день был посвящен поездке к Виленским мученикам.
Чувствуя, что приближаются дни моего исхода из Жировиц, я поехал в Вильно.
Нравится мне этот город. Узкие улицы, храмы, костелы, - все это делает Вильно дорогим и близким нашему сердцу.
Помолившись у мощей св. мучеников, мы прошли в покои Архиепископа Романа16, где были и встречены по-отечески с радушием и любовью.
Владыка Роман произвел на меня самое светлое впечатление. Он простой, умный, духовный и любвеобильный.
Владыка приглашает нас к завтраку. На обеденном столе, кроме творога и сметаны, ничего не было. Владыка извинился, что не приготовился к нашей встрече [неразб.], но в буфете «более [неразб.]», угощений, кроме детских подушечек и самого простого печенья, ничего не прибавилось к завтраку Архиепископа.
Нас очень умилило это постническое житие.
Он - под особой милостью Божией и дважды Господь чудом спасал его от неминуемой смерти.
После завтрака и оживленной, увлекательной беседы Владыка пригласил нас осмотреть окрестности Вильно. Мы с радостью согласились и скоро на архиерейской автомашине вместе с Архиепископом Романом прибыли в Троки. Тракай (Троки) это первая столица Литовского княжества. Среди огромного, глубоководного озера разбросаны острова, покрытые буйной растительностью. На этих островах расположены здания, а на одном из них высится замок Литовского Князя. Это один из древнейших замков. Он был построен в 13 веке и теперь отреставрированный стоит как маяк среди моря воды и зелени. Окружающий замок ров с подъемным мостом, внутренний двор замка, решетчатые проходы, галереи, связывающие помещения, (внутри здания нет лестниц, они в башне, и из башни вокруг стен устроены деревянные из морского дуба переходы - балконы).
Огромные залы, сводчатые потолки, пол из кирпича - все это переносит нас полностью в 13 век.
Огромное впечатление произвел на нас Гедиминов замок в Тра-кай. В течение целого часа мы дышали средневековьем, а добрейший Владыка Роман терпеливо ожидал нас в автомашине, довольный тем, что доставил нам такое удовольствие.
16 Роман (Танг) (1893-1963) архиепископ Виленский и Литовский. 16 апреля 1950 г. хиротонисан во епископа Таллинского, викария Ленинградской епархии. В 19551956 гг. епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. В 1956-1958 гг. епископ Ивановский и Кинешемский. В 1958-1959 гг. епископ Курский и Белгородский. С 21 мая 1959 г. архиепископ Виленский и Литовский.
Возвратившись в Вильно, мы были приглашены к обеду, который был праздничный - обильный и очень вкусный.
После обеда мы еще раз побеседовали и, возблагодарив дорогого хозяина, возвратились в Жировицы, но перед отъездом посетили Игумению Нину и Архимандрита Стефана.
15 понедельник
Сегодня нашу обитель посетил Архиепископ Роман. Его сопровождал наместник Виленского Свято-Духова монастыря Архимандрит Сергий.
Владыка пробыл у нас целый день. Он осмотрел все наши храмы, молился перед чудотворной Жировицкой иконой, обошел всю территория, обедал и вечером отбыл в Вильно.
Архиепископ Роман сообщил нам о полученном им постановлении Синода, которое вопреки решению Поместного Собора, изменяет все положения об управлении Русской Православной Церкви:
1) Приходы будут возглавляться Исполнительным органом, состоящим из трех лиц.
2) Священник принимается и увольняется этим Правлением.
3) Правление избирается, утверждается и руководится Райисполкомом.
4) Правление является распорядителем кредитов.
5) Ежемесячно Райисполком будет проверять ведение кассовой книги и др[угих] документов.
16 вторник
Близится наш Жировицкий праздник, через три дня мы будем прославлять Матерь Божию. Ради Ея Чудотворного Жировицкого образа.
Гражданские власти заявили, что ими будут приняты различные меры, чтобы не допустить богомольцев в монастырь.
Пока еще трудно предвидеть, но уже известно, что за два дня прибудут в Слоним уполномоченные, чтобы организовать «контрмеры».
Из Минского Епархиального Управления по всем приходам разослан циркуляр, суть которого сводится к тому, что Митрополит не разрешает духовенству стекаться на богомолье в Жировицы и эту же цель пастыри должны внушить своим прихожанам.
Вероятно, по примеру прошлых лет, снова отменят транспорт из Слонима и Бытеня в Жировицы.
Пока богомольцы идут, бедно одетые, измученные женщины с корзиночкой за плечами постепенно наполняют монастырский двор. На их лицах выражено удовольствие, что они пришли к Матери Божией, пришли пешком.
Сегодня Архимандр[итом] Афанасием17 была получена из Одессы интересная телеграмма от проживающего там, в монастыре на покое Архиепископа Ермогена18. Сегодня день ангела архим[андрита] Афанасия и архиепископ Ермоген, приветствуя его с именинами, сообщает что скоро, этими днями он приедет в Жировицы. Что это означает?!
Архиепископ Ермоген - умный, интересный, самобытный святитель нашей Церкви.
Военкомат понемногу потягивает наших оставшихся семинаристов: на 21 мая призван в Армию (на переобучение) воспитанник 3 класса Леонид Роценко.
Май преполовился. Зацвели каштаны. Нарциссы увядают, а на смену расцветает сирень во всем своем величии и славе.
Каждый день выпадают обильные дожди и особого тепла пока нет, но весна красуется пышной зеленью, ароматом, цветами и ночными соловьями.
17 Афанасий (Кудюк) (1927-2002), архиепископ Пермский и Соликамский. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1952). В 1950 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1952-1955 гг. заведующий академической библиотекой и преподаватель церковного устава Московской духовной семинарии. В 1955-1956 гг. секретарь Ташкентского епископа. С 1956 г. насельник Жировичского монастыря, преподаватель Минской духовной семинарии. В 1958 г. возведен в сан архимандрита и переведен в клир Алма-Атинской епархии. С 1961 г. клирик Минской епархии. С 1978 г. являлся благочинный Жировичского монастыря. 31 августа 1980 г. рукоположен во епископа Пинского, викария Минской епархии. В 1984 г. назначен епископом Пермским и Соликамским. В 1995 г. возведен в сан архиепископа.
18 Ермоген (Голубев) (1896-1978), архиепископ Калужский и Боровский. Окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия (1919). В 1921 г. рукоположен в сан иеромонаха и определен членом духовного собора Киево-Пе-черской лавры. В 1926 г. назначен настоятелем Киево-Печерской лавры. 1 марта 1953 г. рукоположен во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В 1962-1963 гг. архиепископ Омский и Тюменский. В 1963-1965 гг. архиепископ Калужский и Боровский. 25 ноября 1965 г. почислен на покой в Жировицкий монастырь.
17 среда
Отдание Пасхи. За Бож[ественной] Литургией было много народа. Почти все присутствующие были пришедшие богомольцы.
За всенощным бдением в соборе чувствовался большой праздник: когда народ двинулся к иконе праздника для елеопомазания, тогда середина собора почти заполнилась присутствующими.
Ко дню празднования Жировицкой иконы съезжаются и наши воспитанники. Уже прибыли студенты Ленинградской Духовной Академии и из Москвы должны прибыть завтра.
Вечером мы получили телеграмму о кончине бывшего преподавателя нашей Семинарии протоиерея о[тца] Лавра Кляевского. О нем сохранилось самое доброе воспоминание у всех, кто трудился вместе с ним. Дай Бог ему Царство Небесное!
Прибывший из Луцка К.П. сообщил, что в тамошней Семинарии официально объявлено о налоговом обложении преподавателей по 19 статье. Вероятно, скоро это будет и у нас.
Погода пока не знает печалей. Дни хмурые, но весенние, весьма теплые, цветущий май: обилие цветов и пышной зелени.
19 пятница
Канун празднования в честь Жировицкой чудотворной иконы.
В первой половине дня в монастырь прибыл заместитель республиканского уполномоченного Крайко, который заявил, что в день праздника, т. е. в субботу все богослужение должно закончиться до 11 часов утра и более никакого служения до вечера нельзя совершать. Он сказал, что крестный ход нельзя делать, а также и водосвятие.
В 4 часа в соборе совершался молебен с акафистом перед чудотворной иконой. Вскоре началось всенощное бдение. Собор был переполнен. Богомольцев значительно больше прошлогоднего.
Сейчас полчаса двенадцатого, а в соборе все еще продолжают елеопомазывать у чудотворной иконы.
Несмотря на строгое запрещение паломничать в Жировицкий монастырь, более двадцати священников присутствовали за богослужением.
20 суббота
Празднование в честь Жировицкой иконы Богоматери.
Праздник прошел хорошо, несмотря на все старания властей придержащих.
Архиминадрит Антоний (Мельников) возглавляет крестный ход в Жировичском монастыре. Нач. 1960-х гг.
Фото из личного архива иерея Никодима Пашкова
1. Транспорт был ограничен - люди шли пешком.
2. В Слониме на автобусной станции специально объявляли людям, что в Жировицах сегодня службы нет, но верующие не верили и все равно шли и ехали.
3. Самые сильные рупоры, которые окружили собор, не смогли заглушить пение семинарского хора.
4. Показ кинофильма на открытом воздухе, недалеко от собора не привлек туда пришедших на богомолье.
5. Запрещение служить позднюю Литургию и совершать традиционный крестный ход во дворе монастыря сугубо подчеркнуло верующим приемы «научно-атеистической» пропаганды.
6. Где-то в лесу, в окрестности монастыря, есть какой-то колодец. Чтобы богомольцы не брали из него воды, накануне его засыпали хлорированной известью.
Несмотря на все это праздник прошел хорошо.
Прекрасному, праздничному дню предшествовала теплая ночь. Это было милостью Божией, т. е. во дворе, на земле ночевали усталые богомольцы.
В соборе всю ночь читались акафисты перед чудотворной иконой, а в 5 часов началась ранняя Литургия.
Вторая Литургия началась в 8 часов в собор, с трудом вмещая молящихся.
Ровно в одиннадцать часов утра мы окончили Литургию с молебном, как и было нам строго указано.
Весь день богомольцы гуляли по монастырю и вечером снова наполнили собор во время всенощного бдения в память ап[остола] Иоанна Богослова.
По случаю праздника мы получили несколько поздравительных телеграмм, в числе которых было приветствие от нашего Митрополита Антония.
Кроме поздравления Митрополит просит рапортом доложить ему о положении в семинарии и монастыре.
Последняя задача весьма сложна и замысловата (бумага все терпит, но я не хочу доверять ей всего, да и у Митрополита иной взгляд на вещи, чем у других).
Почти ночь. Лягушки поют во всю ночь, где-то в кустах посвистывает соловей. Тепло, открыты окна и двери на балкон. Из моей комнаты через окно красиво вырисовывается силуэт купола нашего
собора и многовековые липы на фоне синеватого неба, слегка теплящегося отблеском потухшего заката.
25 четверг
«Из дальних странствий возвратясь»... 23 утром я прибыл в Минск в Епархиальное Управление по телеграфному вызову по указанию Митрополита Антония.
Владыка распорядился, чтобы я незамедлительно отправился в Полоцкий женский монастырь и объявил сестрам печальную весть о закрытии их монастыря и о перемещении желающих в Жировиц-кий монастырь.
Республиканский Уполномоченный Ковалев указал пункты, на которые мне нужно было обратить внимание желающих монахинь при беседе с ними:
• Монастырь ликвидируется;
• Желающие переезжают в Жировицы (на счет Епархии);
• Желающие остаются в Полоцке или в других местах и беспрепятственно получают прописку и единовременное пособие от Епархии в сумме 50 р.;
• Храм и мощи остаются на месте приход сохраняется;
Мне не хотелось быть столь грустным вестником, но пришлось исполнить это поручение. Добрейшая Матушка Гавриила, чтобы поддержать меня, добровольно решилась быть спутницей в этой поездке.
На Епархиальной машине мы в тот же день отправились в Полоцк.
После семи часов быстрой езды мы прибыли в монастырь. В этот приезд обитель показалась мне особенно печальной и пустынной. Обшарпанные ворота, разваливающийся огромный собор, руины трапезной церкви, куча детворы на велосипедах и единственно живое место - это чудесный, малюсенький стройный собор Спаса, построенный в 12 веке, в котором почивают нетленные мощи преподобной Евфросинии княжны Полоцкой.
Отброшенный монашеский корпус жил своей муравьиной жизнью: сновали старушки, что-то носили, хлопотали.
«Каков поп, таков и приход», - гласит мудрая русская пословица. Я вспомнил ее, когда стал разговаривать с сестрами. Они все напоминают свою настоятельницу монахиню Евлампию. Она весьма бестолкова и сестры подобны ей. Рассуждения их нелепы, они лишены мудрости, а их грубость отталкивает от них.
Они не понимают настоящего тяжелого положения Церкви, не знают о судьбе монастырей, несравненно, более лучших (по устройству и общежительной жизни), и они уверены, что своей силой, упорством сумеют отстоять свое право.
«Мы никуда не уйдем! В Жировицы?! В болото?! В мужской монастырь?! Не пойдем никуда отсюда!».
Утром я совершил Бож[ественную] Литургию. Мне хотелось в последний раз помолиться в этом дивном храме.
К стыду монахинь нужно сказать, что храм неопрятен, бумажные цветы, иконы-литографии, безобразный семисвечник (грубой деревянной работы) - все это портит вид древнейшего храма русской земли.
После молебна я отделил частицу мощей св[ятой] Евфрасинии. Мощи нетленные, тело сохранилось, ему почти тысяча лет.
Секретарь протоиерей В[иктор] Бекаревич по секрету поведал мне, что после закрытия обители мощи передадут в Витебский музей.
После храма я передал сестрам печальную весть и советовал подчиниться воле Божией, но сестры не думают о воле Божией, а хотят творить Свою волю.
Вечером того же дня мы возвратились в Минск в дом Еп[ископа] Леонтия, а сегодня после доклада о поездке Уполномоченному, мы возвратились домой.
27 суббота
Сегодня родительская Троицкая суббота. Утром совершали Бож[ественную] Литургию в сослужении преподавателей - священников Семинарии. После панихиды мы отслужили молебен и направились в Актовый зал.
Здесь состоялся 13 выпуск Минской Духовной Семинарии. 12 человек наполнили ряды тружеников на ниве Христовой.
Все выглядело скромно: речи были короткие, обед без вина, но торжественный и вкусный, без многолетий.
С Божией помощью мы окончили этот учебный год. Он был очень трудный. Много раз чья-то рука казалось, готова была оборвать волосок, на котором держалось наша школа, но Бог судил иначе и мы окончили год. Слава Богу!
За прощальным обедом все сидели молча, почти не разговаривали. Казалось, что это не выпускной обед, а заупокойный после отпевания дорогого покойника.
Очень возможно, что мы действительно присутствовали на погребении нашей Семинарии. 14 июня 1944 года Бог привел меня видеть начало воссоздания духовного просвещения и теперь не хочется поверить, что мне приходится видеть конец его.
Вернувшийся из Москвы Игумен Максим, которого мы командировали туда для разъяснения нового налога с монастырей и преподавателей Семинарии, привез нам самые недобрые сведения: преподаватели облагаются по 19 ст., т. е. 45 % от всего дохода, в который включают квартиру, свет, отопление и коммунальные удобства; но самое странное - это налог с монастыря. Здесь может быть полный произвол, помимо келий, питания и пособия нам грозят новым налогом за доход от продажи свечей.
Сейчас пойду на Духовный Собор и там разрешим эту проблему со свечами.
.. .Духовный Собор не смог разрешить сей мудреной задачи.
Со вчерашнего вечера до сегодняшнего вечера мною получено три телеграммы от Митрополита Антония из Малаховки, где он лечится на своей даче.
Владыка Митрополит срочно просит меня прибыть в Малаховку (за тысячу верст!); в последней телеграмме он пишет, что ожидает меня с нетерпением.
День приезда назначен - понедельник, т. е. день Св[ятого] Духа. Мне печально, что я должен на праздник Св[ятой] Троицы выезжать из Жировиц, но послушание выше поста и молитвы.
Что побуждает Митрополита торопить меня с приездом в Малаховку?
Мне кажется, что две причины:
1) отстранить меня с должности ректора Семинарии, как об этом мы уже говорили с Владыкой раньше;
2) поручить мне самые неприятные дела по ремонту митрополичьего дома, собора и насильного переселения полоцких монахинь.
Завтра - праздник Св. Троицы и я после вечерни, днем поеду в Минск, где буду надеяться взять у епархиального секретаря. и тогда быстрее доеду до Москвы.
28 воскресенье
День Святой Троицы.
За Божественной Литургией и Вечерней народа было не очень много.
Свежие березки, букеты цветов, проникновенные слова молитв, -все это умиляет и радует. Но я волновался от сознания, что сразу же после богослужения нужно спешить и отправляться в дорогу через Минск в Москву по вызову Митрополита Антония.
В самый последний момент, когда машина была подана, мне принесли две телеграммы: в одной Митрополит Антоний еще раз поторапливал меня и поручал по дороге осмотреть ремонт его дома на Долгиновском тракте, а во второй - Святейший Патриарх Алексий вызывал меня в Одессу для доклада о Семинарии и монастыре.
Слава Богу за все! Путь изменился и я могу сегодня вечером и завтра утром служить здесь в монастыре, а днем поеду в Минск, оттуда самолетом направлюсь в Одессу.