Научная статья на тему 'СХИИГУМЕНИЯ ГАВРИИЛА,НАСТОЯТЕЛЬНИЦА БЫВШЕГО ГРОДНЕНСКОГО РОЖДЕСТВА-БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ'

СХИИГУМЕНИЯ ГАВРИИЛА,НАСТОЯТЕЛЬНИЦА БЫВШЕГО ГРОДНЕНСКОГО РОЖДЕСТВА-БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРОДНЕНСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ / ЖИРОВИЧСКИЙ МОНАСТЫРЬ / СХИИГУМЕНИЯ ГАВРИИЛА (РИСИЦКАЯ) / МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МОНАШЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

В публикации представлен текст машинописи, переданной в церковно-исторический музей Минской духовной семинарии жительницей агрогородка Жировичи Н. В. Боровской в 2019 г. Неизвестный автор текста делится воспоминаниями о настоятельнице Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря схиигумении Гаврииле (Рисицкой) (1894-1976). В 1922-1943 гг. будущая игумения несла послушание при архиепископе (затем митрополите) Алексие (Громадском). В 1954-1976 гг. возглавляла монашескую общину Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря (с 1960 г. вынужденно проживавшую в Жировичах). Пользовалась глубоким уважением со стороны духовенства, монахинь и простых верующих. Воспоминания написаны в г. Минске и датированы годом смерти игумении. Публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHEIGUMENIA GABRIELA, ABBESS OF THE FORMER NATIVITY OF THE THEOTOKOS MONASTERY IN GRODNO

The publication presents the text of a typescript donated to the Church History Museum of the Minsk Theological Seminary by a resident of the agro-town of Zhirovichi N. V. Borovskaya in 2019. An unknown author of the text shares his memories of the abbess of the Grodno Nativity of the Theotokos Monastery, Sheikhumenia Gabriela (Risitskaya) (1894-1976). In 1922-1943 the future abbess carried her obedience under Archbishop(later Metropolitan) Alexy (Gromadsky). In 1954-1976 she headed the monastic community of the Grodno Nativity of the Theotokos Monastery(since 1960 this community was forced to live in Zhirovichi). Enjoyed deep respect from the clergy, nuns and believers. The memoirs were written in Minsk and dated to the year of the death of the abbess. Published for the first time.

Текст научной работы на тему «СХИИГУМЕНИЯ ГАВРИИЛА,НАСТОЯТЕЛЬНИЦА БЫВШЕГО ГРОДНЕНСКОГО РОЖДЕСТВА-БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ»

«Схиигумения Гавриила, настоятельница бывшего Гродненского Рождества-Богородицкого монастыря»

В публикации представлен текст машинописи, переданной в церковно-исторический музей Минской духовной семинарии жительницей агрогородка Жировичи Н. В. Боровской в 2019 г. Неизвестный автор текста делится воспоминаниями о настоятельнице Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря схиигумении Гаврииле (Рисицкой) (1894-1976). В 1922-1943 гг. будущая игумения несла послушание при архиепископе (затем митрополите) Алексие (Громадском). В 1954-1976 гг. возглавляла монашескую общину Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря (с 1960 г. вынужденно проживавшую в Жировичах). Пользовалась глубоким уважением со стороны духовенства, монахинь и простых верующих. Воспоминания написаны в г. Минске и датированы годом смерти игуме-нии. Публикуются впервые.

Ключевые слова: Гродненский Рождество-Богородичный монастырь, Жировичский монастырь, схиигумения Гавриила (Рисицкая), митрополит Алексий (Громадский), Русская Православная Церковь, монашество.

Образец цитирования: «Схиигумения Гавриила, настоятельница бывшего Гродненского Рождества-Богородицкого монастыря» / публ. и коммент. А. В. Слесарев // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. - 2021. - № 9. - С. 141-164.

Публикация, комментарии:

Слесарев Александр Валерьевич - кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе Минской духовной академии и Минской духовной семинарии. E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4892-999X

Sheigumenia Gabriela, abbess of the former Nativity of the Theotokos Monastery in Grodno

The publication presents the text of a typescript donated to the Church History Museum of the Minsk Theological Seminary by a resident of the agro-town of Zhirovichi N. V. Borovskaya in 2019. An unknown author of the text shares his memories of the abbess of the Grodno Nativity of the Theotokos Monastery, Sheikhumenia Gabriela (Risitskaya) (1894-1976). In 1922-1943 the future abbess carried her obedience under Archbishop (later Metropolitan) Alexy (Gromadsky). In 1954-1976 she headed the monastic community of the Grodno Nativity of the Theotokos Monastery (since 1960 this community was forced to live in Zhirovichi). Enjoyed deep respect from the clergy, nuns and believers. The memoirs were written in Minsk and dated to the year of the death of the abbess. Published for the first time.

Keywords: Grodno Nativity of the Theotokos Monastery, Zhirovichi Monastery, Sheigumenia Gabriela (Risitskaya), Metropolitan Alexy (Gromadsky), Russian Orthodox Church, monasticism.

For citation: Sheigumenia Gabriela, abbess of the former Nativity of the Theotokos Monastery in Grodno / publication and notes by A. V. Slesarev. XPONOS. Church-historical almanac, 2021, no. 9, pp. 141-164.

Author:

Slesarev Alexander Valerievich - Vice-Rector of the Minsk Theological Academy and the Minsk Theological Seminary, Associate Professor, Candidate of Theology. E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4892-999X

Минск 1976

12 июня отошла ко Господу настоятельница женского Рождест-во-Богородицкого монастыря (б[ывшего] Гродненского) схиигумения Гавриила (Мария Митрофановна Рисицкая). Матушка игумения была оплакана сестрами и скорбь сестер была настоящая, т[ак] к[ак] матушку все любили, ценили и имели в ее лице мудрую наставницу, строгую начальницу, ласковую мать. Вместе с сестрами потерю матушки ощутили многие, кто когда-либо хотя однажды встречался с ней.

Люди интеллигентные удивлялись ее начитанности и ясности ума. Молодые, в беседе с ней, чувствовали себя понятыми, а престарелые, после общения с матушкой, молодели. Несмотря на свой преклонный возраст (матушка умерла на восемьдесят втором году жизни) она сохранила великолепную память, слух и зрение. Болезни были давними спутниками матушки, но она имела такую силу воли, что умела властвовать над своими страшными недугами, никому не жаловалась на многочисленные болезни, не показывалась тяжело больной. Более десяти лет матушка пролежала в постели, вернее просидела в кроватке, т[ак] к[ак] даже лежать она в последнее время не могла. Имея от рождения живой энергичный характер, матушка была всегда жизнерадостна и любила пошутить. О своём здоровье в последние годы она говорила, что единственно здоровым органом у нее остался только язык, чтобы можно было разговаривать с людьми.

Удивительно одаренной была матушка. Главный дар Божий -эта была вера в Бога, постоянное памятование о Нем, смирение перед Его волей, искренняя любовь к Нему, горячность молитвы. От этой добродетели проистекали и все прочие. Матушку любили все знаемые потому, что ощущали ее любовь, участие и помощь. Любя человека, она любила и весь мир Божий, с заботой относилась к животным и птицам, выращивала прекрасные цветы, созерцала природу как Божественное откровение.

Матушка была образованным человеком, музыкально грамотной, прекрасно знавшей богатство церковной музыки. Она была регентом монастырского хора и сама пела. Владела она и играла на музыкальных инструментах на скрипке и фортепиано. Она была ру-

кодельницей, вышивала золотом и нитками. И все, к чему она прикасалась, обретало изысканность и красоту.

Кто же мог так воспитать матушку, в какой среде она научилась любить Бога и человека, научилась ценить каждый вздох жизни и украшать жизнь?

Матушка родилась 19 января ст. ст. 1894 года в Петербурге, в семье мелкого чиновника, который вскоре умер, оставив без средств молодую мать с малыми детьми. Девочку Марию поспешили отдать в сиротский приют при женском Рождество-Богородицком монастыре в Красностоке, недалеко от Гродно. Это было в 1900 году. В этом монастыре жила среди монахинь тетка по отцу мать Илария, казначея обители и начальница местного Красностокского православного братства. Настоятельницей монастыря была игумения Елена Коновалова. Эти два лица сыграли основную роль в жизни матушки.

Сам Красностокский монастырь, связанный своим направлением с Леснинским монастырем, отличался от других обителей и принадлежал к новому типу русских женских монастырей, которые должны были играть роль культурных центров в западном крае России, где они должны были конкурировать с католическими женскими монастырями. Это была территория Царства Польского...

В Красностокском монастыре в то время было около 200 насель-ниц, среди них было много лиц с высшим, средним и специальным образованием. При монастыре были: сиротский приют, начальная школа для девочек, образцовая второклассная школа, которая давала право быть учителем в деревне. Девочки могли завершить свое образование в монастырском сельскохозяйственном училище. Это училище давало диплом агронома.

При монастыре имелись художественные мастерские по изготовлению парчи. При монастыре имелась больница и амбулатория для нужд окрестного населения. Мы уже говорили о братстве, которое вело значительную православно-патриотическую работу.

Возглавляла этот монастырь энергичная, образованная игуме-ния Елена Коновалова, окончившая в Петербурге Высшие женские курсы. Она поступила в Лесницкий монастырь, где настоятельницей была известная графиня Ефимова - игумения Екатерина. Там, в Лесне, появился новый тип русского женского монастыря. Гражданские высшие сферы сочувствовали новому направлению и поддер-

Игумения Гавриила (Рисицкая) (в центре) с монахинями Гродненского монастыря

Фото из архива игумении Гавриилы (Глуховой)

живали эти монастыри. Обер-прокурор Синода Саблер1 был частым гостем и лишь война 1914 года сорвала план «высочайшего посещения Красностока».

Воспитательницами, учителями, преподавателями, медицинским персоналом были сестры с соответствующим средним или же с высшим образованием.

Хотя существует специальная история по Красностокскому монастырю, мы скажем кратко о нем.

Красностокский монастырь просуществовал не долго с 1900 по 1914 год. Красностокский монастырь перешел в небольшое польское селение Красносток на Гродно, где оставалось подворье или филиал. Кроме этого, были подворья в Петербурге и в Дрогичине, где тоже имелась второклассная школа для девочек. В Красносток монастырь был перемещен по воле гражданских властей, в помещение упраздненного католического мужского монастыря, монахи которого поддерживали польских повстанцев в 1827 году. В этом монастыре хранилась святыня - древний список Ченстоховской иконы Божией Матери: причем одна икона была небольшого размера, а вторая - значительно больше. Обе эти иконы очень чтились окрестными жителями католического и православного исповедания.

Гродненский женский монастырь был очень древний, но история его известна очень скудно, только с униатского периода в XVII веке можно найти о нем исторические сведения. В половине XIX века, в 1843 году после воссоединения униатов, Гродненский монастырь стал вновь православным. По рекомендации Могилевского архиепископа из Орши в Гродно прибыли десять монахинь во главе с Афанасией, которая стала игуменией. Монастырь располагался в тихой части Гродно, недалеко от берега Немана, где находился когда-то знаменитый Каложанский монастырь с Каложанской чудотворной иконой. Этот храм на Каложе частично сохранился до нашего времени. Он был построен в XII веке.

Там же на Каложе находился мужской Борисо-Глебский монастырь, настоятель которого архимандрит Игнатий Железовский2

1 Саблер Владимир Карлович (1845-1929) - обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода в 1911-1915 гг.

2 Архимандрит Игнатий (Железовский) (1802-1872) - являлся настоятелем Гродненского Коложского Борисо-Глебского монастыря в 1839-1848 гг. В 1848-1870 гг. епископ Брестский, викарий Литовской епархии.

имел особое попечение о новоустроенном женском монастыре. Жизнь в этом монастыре проходила согласно обычаям и традициям русских монастырей - уставные богослужения, приют для сирот и рукоделие. В этот монастырь поступила тетка матушки - Наталия Рисицкая. Мать же не хотела отпускать свою дочь в монастырь и отпустила ее только после чудесного сна. Ей во сне было сказано: «Отпусти Меня с твоей дочерью в монастырь!» Тот же голос сказал: «На чердаке твоего дома лежит Моя икона, благослови ей Наталью и отпусти нас в монастырь!» К изумлению, икона действительно оказалась среди рухляди на чердаке, ею благословила мать свою Наталию и проводила в Гродненский монастырь. 7 октября 1877 года на этой иконе произошло чудесное истечение мира. Несколько дней истекало миро, оно было собрано во флакончик, а позже помещено в специальный реликварий в виде креста и подвешено к иконе. От этой мироточивой Владимирской иконы совершались исцеления. Икона стала главной святыней монастыря и когда в 1901 году произошло перенесение главной части монастыря в Красносток, тогда же с крестным ходом была перенесена и Владимирская икона.

Наталия Рисицкая была пострижена в мантию с именем Илария и являлась вторым лицом после игумении.

Мать Илария была молитвенницей, примерной монахиней, она располагала всех своей сердечностью и добротою. К ней для беседы постоянно приходили мирские люди. Тянулись к ней поляки-католики и евреи. Конечно, приходили и православные, но всех удивляло, что именно неправославные получали утешение в своих бедах у монахини Иларии, которая не тяготилась, не пренебрегала этими людьми, а принимала их с радостью, с полным участием в их судьбах и горе.

Игумения Елена была другим человеком. Она была способным администратором, рачительной хозяйкой и великолепным педагогом. Ее наставница игумения Екатерина научила ее воспитательскому и школьному делу. Мать Елена умела заботиться о своих сиротках, окружала их материнской заботой и умела быть строгой, когда это требовалось для блага воспитанниц.

Красностокский монастырь в годы ее правления превратился в настоящий культурный рассадник. Сестры любили свою обитель за строгость устава, сироты любили свой монастырь за то, что он

заменил им дом, окрестное население любило монастырь за оплот православия среди моря католичества, за заботу о здоровье.

Мать Илария научила матушку Гавриилу молиться, быть благоговейной в храме и любить людей, всех людей за то, что они люди и мы обязаны их искренно любить и быть им полезными. Матушка Елена научила тому, что начальник обязан заботиться о каждом подчинённом, о старом и молодом, о плохом больше, чем о хорошем, заботиться о процветании монастыря во всём, во внутреннем и внешнем преуспеянии.

Правящий Гродненский архиепископ Владыка Михаил Ермаков (он умер митрополитом Киевским)3 был очень добрым и мудрым, он как отец заботливо вникал во все стороны монастырской жизни. С таким же вниманием относился к этой обители викарный епископ Владимир Тихоницкий (умер в сане митрополита в Париже)4.

Вот среди таких людей пришлось нашей матушке провести своё детство.

Матушка рассказывала, что сначала она сильно тосковала по матери и по родному дому. Каждый гудок паровоза напоминал ей о разлуке с домом. Потом постепенно девочка привыкла к новой обстановке, подружилась с подругами и полюбила чтение. Эта дружба с книгой прошла через всю жизнь. Прочитав многие книги духовного содержания и не переставая читать их до последних своих дней, матушка любила историческую и художественную литературу и даже при переездах с места на место книги переезжали вместе с владелицей.

Матушка училась успешно и переходила из начального во второклассное училище, а потом и в сельскохозяйственное училище. Близкое общение с монахинями Красностока расположило матушку навсегда связать свою жизнь с этим монастырём и трудиться для девочек-сироток.

3 Митрополит Михаил (Ермаков) (1862-1929) - являлся управляющим Гродненской епархией в 1905-1921 гг. Патриаршим Экзархом всея Украины назначен 19 мая 1921 г.

4 Митрополит Владимир (Тихоницкий) (1873-1959) - в 1907 г. рукоположен во епископа Белостокского, викария Гродненской епархии. С 1918 гг. управлял Гродненской епархией. В 1922 г. отстранен от служения за противодействие провозглашению автокефалии Православной Церкви в Польше, а в 1924 г. депортирован в Чехословакию. В 1946-1959 гг. управляющий Западноевропейским Экзархатом русских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1947 г. возведен в сан митрополита.

В праздник Благовещения матушка поступила в монастырь. Это был 1914 год. Вскоре разразилась Первая мировая война. Немецкие войска продвигались на восток, а русское население уходило в беженство, увозя от врага имущество и памятники старины. Эвакуировался и Красностокский монастырь. Владимирская икона была оставлена в Гродненском монастыре, который должен был остаться на оккупированной территории и вручался он покровительству и заступничеству Божией Матери. Ченстоховская икона (Малая) была переправлена в Петроград на подворье, а другая икона (Большая) ушла с сёстрами в беженство в Москву.

Это беженство продолжалось целых семь лет, а для многих сестёр было на всю их жизнь.

Сначала сёстры поместились в Филаретовском епархиальном училище, потом с 1914 по 1915 год они жили в Новодевичьем монастыре. С 1916 по 1918 год они занимали Нескучный дворец.

Совершившаяся Октябрьская революция внесла свои существенные коррективы. Церковь была отделена от государства. Гродненский монастырь оказался за границей, на территории Польской Республики. Для монахинь из Красностока был передан б[ывший] мужской монастырь под Москвой - Екатерининская пустынь.

В церковной жизни начались нестроения и расколы. Те, кто до революции считался начальствующим, теперь оказались «лишними или враждебными элементами». Игумения Елена была близка к высшим сферам и в светском и в духовном обществе, теперь эти покровители сами нуждались в её покровительстве, в её материнской заботе, в её куске хлеба.

Матушка Елена относилась к молодой инокине Марии Рисиц-кой как к ближайшей помощнице и исполнительнице сложных поручений. Наша матушка имела дела с советскими органами власти, пробивала получение карточек, продуктов, топлива. Она по поручению матушки Елены бывала у патриарха Тихона5, смело вела разговоры с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким

5 Тихон (Беллавин) (1865-1925) - в 1917-1925 гг. патриарх Московский и всея Рос-сии, Предстоятель Русской Православной Церкви. В 1989 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как исповедник.

Петром6, с митрополитом Сергием7, она заботилась о других лицах, которые потеряли голову в суете революционных преобразований.

Тем временем из Польши писали гродненские монахини, они просили матушку Елену возвратиться в свой монастырь. Посольство Польши в Москве согласилось выдать въездные визы только тем сестрам, родина которых находится на польской территории. Большинство сестёр осталось в Екатерининской пустыни, которая была преобразована в сельскохозяйственную артель, храмы были закрыты, а Ченстоховская икона перенесена в ближайшую приходскую церковь в Бирюлёво. Те сёстры, которые сумели получить польские паспорта, отправились в Гродно. Игумения Елена также получила возможность выехать в Польшу. После широкого размаха в Крас-ностоке Гродненский монастырь, затёртый в большом городе, показался ей слишком мрачным. Она пыталась воевать за возвращение в Красносток, но польские власти поселили там католических монахов. Игумения Елена сделала ещё один шаг для повторения крас-ностокского эксперимента - получить в своё ведение Жировицкий монастырь (мужской). Эта обитель во многом напоминала Красно-сток - деревня, леса, прекрасная земля для огородов, большие просторные храмы.

В Гродно в то время был уже новый архиерей - епископ Алексий Громадский8. Он не согласился с планами матушки Елены. Матушка Елена решила возвратиться в Россию, к своим сестрам в Екатерининскую пустынь. Так разошлись пути нашей матушки со своей настоятельницей.

В 1921 году в праздник великомученицы Екатерины матушка была пострижена в рясофор и назначена казначеей монастыря. Епископ Алексий оценил способности сестры Марии и решил назна-

6 Митрополит Петр (Полянский) (1862-1937) - Патриарший Местоблюститель Русской Православной Церкви в 1925-1937 гг.

7 Митрополит Сергий (Страгородский) (1867-1944) - в декабре 1925 - ноябре 1926 г., затем в марте 1927 - декабре 1936 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Русской Православной Церкви. С декабря 1936 г. - Патриарший Местоблюститель. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 8 сентября 1943 г. избран патриархом Московским и всея Руси.

8 Епископ Алексий (Громадский) (1882-1943 гг.) - управляющий Гродненской епархией в 1922-1934 гг. (с 1928 г. в сане архиепископа). В 1941-1943 гг. предстоятель Украинской Автономной Православной Церкви юрисдикции Московского Патриархата, Экзарх Украины.

чить её настоятельницей Гродненского монастыря. Матушка не сочла себя способной принять это место и смиренно просила оставить её на прежнем послушании. Владыка Алексий тогда поручил сестре Марии заботу об огромном доме архиерея, о его хозяйстве и служащих дома. Матушка показала себя прекрасной хозяйкой с пользой не только для архиерейского дома, но и для своего монастыря.

Владыка Алексий заменил для матушки игумению Елену и все вопросы матушка привыкла разрешать при совете внимательного и доброго епископа. Так продолжалось до 1935 года.

В 1935 году владыка Гродненский Алексий был перемещён на новую кафедру в Кременец на Украину.

Русская Православная Церковь в Польше отделилась от Московской Патриархии. Покойный патриарх Тихон прекрасно понимал, что полная зависимость от Московского Патриарха невозможна из-за новых политических условий в Польше. Буржуазное польское правительство проводило полонизацию непольского населения, особенно белорусов, украинцы стали проповедовать на своей мове и бороться за свою национальную культуру. Эта борьба потом выродилась в шовинистическую и националистическую борьбу. Этот нарыв полностью вскрылся во время Отечественной войны 19411945 годов. Русское население Польши было малочисленным и поляки не рассчитывали на его полонизацию. Белорусы же оказались полностью в центре полонизации. Среди нового духовенства православного появились «православные поляки», задумана была целая система полонизации, для этого были посвящены епископы Мате-уш9 и Тимотеуш10. В Гродно была произведена в торжественной обстановке закладка нового храма, богослужения в котором должны были совершаться только на польском языке, при чём по западному и восточному обряду. Новая уния наступала. Католическая Церковь шла за спиной польских властей. Полонизация сама несла католиче-

9 Епископ Матфей (Семашко) (1894-1985) - иерарх Православной Церкви в Польше, активно сотрудничавший с Обществом православных поляков им. Ю. Пил-судского. Активно проводил политику полонизации церковной жизни. В 1938 г. рукоположен во епископа Браславского, викария Литовской епархии. С 1939 г. в эмиграции. В 1944 г. вошел в восстав Польской Православной Церкви Заграницей юрисдикции Константинопольского Патриархата.

10 Епископ Тимофей (Шретер) (1901-1962) - иерарх Православной Церкви в Польше. В 1938 г. рукоположен во епископа Люблинского, викария Варшавско-

ство и вслед за ополячиванием православного населения насаждались миссии «Восточных отцов иезуитов».

Как же реагировала высшая православная иерархия в Польше?

Самообъявленную Польскую автокефальную церковь сначала возглавил б[ывший] архиепископ Минский Георгий Ярошевский11. От патриарха Тихона он получил сан митрополита. Польские власти неотступно требовали независимости от «безбожной России». Вселенский патриарх поддержал это требование и Польская Православная Церковь стала «независимой». Зависимость от польских властей повела к полонизации православного населения. Однако Польская Православная Церковь призывала верующих бороться с наступающей унией. Польское правительство находило нужных ему людей и те становились «Матеушами и Тимошеушами». Тот, кто не способствовал полонизации убирался.

После митрополита Георгия, который был убит православным архимандритом Смарагдом12 за ориентацию против Московской Патриархии, во главе церкви стал митрополит Дионисий Валедин-ский13 - украинец, человек образованный, смиренный. Эта кандидатура более всего соответствовала интересам польской политики. Он «возражая со смирением», а поляки действовали без оного. При митрополите был Синод, управляющим Синодом был епископ, а позже архиепископ Алексий Громадский. Он тоже был украинцем, образованным человеком, помнившим все польские замыслы и стремящимся воспротивиться наступлению униатских сетей. Он был тонким политиком и дипломатом. По теперешней терминологии он именовался бы Председателем Внешнецерковных Сноше-

Холмской епархии. В 1945 г. перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В 1961-1962 гг. митрополит Варшавский и всея Польши, предстоятель Польской Православной Церкви.

11 Митрополит Георгий (Ярошевский) (1872-1923) - в 1921-1923 гг. временный управляющий Варшавской епархией, Патриарший Экзарх в Польше

12 Архимандрит Смарагд (Латышенко) (1885 - после 1935) - клирик Варшавской митрополии Русской Православной Церкви. В 1923 г. патриархом Московским и всея России Тихоном рекомендован к рукоположению во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. По политическим соображениям митрополитом Георгием (Ярошевским) не был допущен к архиерейской хиротонии и запрещен в священнослужении. После убийства митрополита лишен священного сана и приговорен к 12 годам тюремного заключения.

13 Митрополит Дионисий (Валединский) (1876-1960) - в 1923-1948 гг. митрополит Варшавский и Волынский и всея Православныя Церкви в Польше.

ний. Он налаживал связи с заграничными церквами, посещал церкви Востока...

При всем этом он не сочувствовал той степени полонизации, которая широким фронтом наступила на православных.

В 1935 году он оказался в Кременце на Украине.

Поляки освобождали Гродно для новых церковных деятелей, от которых ожидали получить большие плоды на поле унии и полонизации. В Кременце же украинцы получали своего украинца, образованного человека.

Владыка Алексей за четырнадцать лет имел возможность полностью оценить способности и душевные качества нашей матушки. Она не только помогла игумении наладить хозяйственную жизнь Гродненского монастыря, но она вела огромную работу в канцелярии Гродненской консистории.

Владыка Алексий предложил матушке с несколькими сестрами Гродненского монастыря переехать вместе с ним в Кременец. Матушка с десятью другими сестрами переехала в Кременецкий монастырь, при котором находилась резиденция архиепископа и духовная семинария.

Кременец был центром церковной жизни Западной Украины. Архиепископ был священноархимандритом Почаевской Лавры, которая находилась недалеко от Кременца. Множество монастырей, среди которых было большинство женских, стали особой заботой попечения матушки. Забота о монашествующих, о юношах-семинаристах и хозяйственные заботы были послушанием матушки.

Матушка была противницей украинизации церковно-славянско-го языка, она всегда была человеком русским в самом благородном значении этого слова. Она жаждала возвращения в Россию.

Россия сама пришла на помощь западным братьям в 1940 году14.

Началась новая страница жизни. Архиепископ Алексий был репрессирован, новые несчастья несла начавшаяся война, развязанная фашистской Германией.

Владыка Алексий вернулся к исполнению своих архипастырских полномочий. Матушка хорошо понимала, что ни немцы, ни украинские националисты не будут властвовать долго. Террор банды Бендеры, незаконная «Украинская церковная Автокефалия»

14 Здесь ошибка. Присоединение Западной Украины к СССР произошло в 1939 г. Церковно-исторический альманах «ХРОЫО£», № 9, 2021

возглавленная бывшим викарным епископом Поликарпом Сикор-ским15 никогда не могли быть приняты ни умным архиепископом Алексием, ни другими честными украинцами и русскими. Часть православных епископов, чтобы противостоять украинским авто-кефалистам, объединилась в «Украинскую автономную церковь», признающей своей главой Патриаршего Местоблюстителя Московского митрополита Сергия. Это был смелый и решительный акт. На других оккупированных территориях России ни в Прибалтике, ни в Белоруссии на такое решение боялись идти даже те архиереи, которые в душе своей были за Москву.

Несомненно, и в этом вопросе мнение матушки сыграло не последнюю роль. Собор епископов Украины, объявивший автономию, избрал своим первоиерархом Преосвященного Алексия Громадско-го, присвоив ему титул митрополита.

Украинские националисты осудили это решение украинских епископов и митрополит Алексий был зверски убит ими в 1944 г.

Война, убийство митрополита Алексия, расстрелы немцами духовенства и знакомых людей, зверства над евреями - все это было тяжело пережито матушкой. Эти переживания не изменили ее характера, не сломили ее воли: она по-прежнему работала для Церкви, утешала людей, помогала всем, чем могла. Еврейские дети, сироты православных верующих или католиков не имели различия в глазах матушки.

Интересен один рассказ ее. Немцы расстреляли группу евреев. Перед расстрелом евреи в панике прятали свои вещи, надеясь вернуться живыми домой. Кто-то из них зарыл в землю коробочку с драгоценностями. Евреи не вернулись. Однажды матушка заметила через окно как соседский ребёнок, играя в земле, нашел коробочку и, не понимая, что в ней находится, играет сверкающими камушками. Матушка знала этого ребенка, знала его мать, вдову убитого солдата советской армии, знала великую нужду этой женщины, которая с утра до ночи ходила по стиркам, чтобы прокормить нескольких

15 Поликарп (Сикорский) (1875-1953) - иерарх Православной Церкви в Польше. В 1932 г. рукоположен во епископа Луцкого, викария Волынско-Ровенской епархии. В декабре 1941 г. усвоил должность «Временного администратора Православной автокефальной церкви на освобождённых землях Украины». В феврале 1942 г. возглавил процесс возрождения неканоничной Украинской автокефальной православной церкви. С 1944 г. в эмиграции.

своих сирот. Матушка тут же послала свою келейницу чтобы она взяла у ребенка найденную «игрушку». Ребенок не обратил на это никакого внимания. Поздно вечером, когда усталая мать вернулась домой, матушка позвала ее к себе, передала ей найденные драгоценности и научила ее, как нужно распорядиться ими. Эта женщина по совету матушки вырастила своих сирот и дала им образование и специальность.

Подобных дел матушка имела много, за это и любили ее люди, она никогда не проходила мимо чужой беды, чтобы как-либо не облегчить чужого горя.

Окончилась война. Мирная жизнь понемногу налаживала прежние связи. Из Гродненского монастыря стали писать, что сестры ждут возвращения матушки в свой монастырь.

В 1946 году на общем собрании сестры Гродненского монастыря матушку избрали быть настоятельницей. Все сестры подписали свое решение, одобренное Минским архиепископом Питиримом16 и утвержденное патриархом Алексием17.

К сожалению матушка, приехав в Гродно, не получила прописки и должна была возвратиться в Кременец.

Только в 1954 году все формальности были исполнены и матушка приняла игуменство в своем монастыре в Гродно. Много дел легло на ее плечи. За несколько лет монастырь отстроил игуменский дом, в котором были и покои для приезжающих архиереев (к тому времени Гродненская епископская кафедра была объединена с Минской). Новая трапеза стала светлой и удобной. Скудное содержание монастыря было расширено за счет дотации, получаемой от Минского митрополита. Дача минского епархиального управления, находящаяся в Друскениках, была передана под хозяйственный надзор матушки. Митрополит Питирим оценил способности и ум матушки и часто приглашал ее в Минск для помощи и совета. Матушка часто ездила в Москву к патриарху Алексию, не стесняясь сказать правду.

Однажды матушка явилась к патриарху Алексию во время Великого Поста, где-то на Крестопоклонной неделе. Войдя в кабинет к

16 Архиепископ Питирим (Свиридов) (1887-1963) - управляющий Минско-Бело-русской епархией в 1947-1959 гг. (с 1955 г. в сане митрополита).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) (1877-1970) - предстоятель Русской Православной Церкви в 1945-1970 гг.

патриарху, она услышала строгий выговор Святейшего: «Что это вы ездите на Крестопоклонной, прежние игумении в своих монастырях поклоны били.». Матушка тут же, от порога ответствовала Святейшему: «Точно так, Ваше Святейшество, но прежние патриархи, после Пасхи не ездили на курорт, как вы собираетесь.». Патриарх сразу же подобрел и разрешил все матушкины вопросы.

У матушки было много хлопот. Она заботилась не только о Гродненских сестрах, часть сестер проживала при Жировицком монастыре и она навещала их и опекала. Много сестер проживало в Москве или около столицы, это те, кто остался после закрытия Екатерининской пустыни. Они тоже оказались в сфере матушкиных хлопот и забот. Большинство из них состарились и требовали особого внимания. Матушка сумела значительное число из них возвратить в Гродненский монастырь. Сколько было радости для престарелых сестер, столько лет проживших в миру, вновь почувствовать монастырскую обстановку и строгий устав, никогда не закрывавшего свои двери православного монастыря.

Матушка нашла и возвратила древнюю святыню Красносток-ского монастыря икону Ченстоховскую-Красностокскую (Малую) в Гродненский монастырь. Эта икона хранилась у одной бедной священнической вдовы в Пскове. Матушка потом заботилась о ней до ее кончины.

Болезни все более и более мешали матушке в ее деятельности, но характер побеждал. Только тогда, когда болезнь свалила ее в постель, матушка усмирила себя.

Наступил 1960 год. По постановлению Гродненского облисполкома Гродненский монастырь закрывался. Матушка по совету своего духовника добилась разрешения патриарха Алексия - переместить монастырь в один из корпусов Жировичского монастыря. Наместник монастыря, получив одобрение братии, выделил лучшие помещения на втором этаже братского корпуса для Гродненского монастыря и 30 июня 1960 года целая колонна машин перевезла сестер и имущество в Жировицы. Всем сестрам Гродненской обители местные власти обещали городскую прописку и помощь в трудоустройстве, но почти все сестры на вопрос: «Остаетесь ли вы в Гродно?», отвечали: - «Мы будем только с нашей матушкой, куда она, туда и мы».

Схиигумения Гавриила (Рисицкая) в своей келье

Фото из собрания церковно-археологического музея Минской духовной семинарии

Шестнадцать долгих лет прожили сестры с матушкой в Жиро-вицах, ежегодно 30 июня служа благодарственный молебен перед Жировичской иконой Богоматери. Сестры сохранили свой устав и, можно сказать, поддерживали умирающую Жировицкую обитель. Малочисленная братия по своему преклонному возрасту уже не была в состоянии обрабатывать свои огороды, содержать помещения в чистоте и ежедневно нести клиросное послушание. Сестры привели все храмы в образец чистоты и порядка. Через день они стали петь группами на клиросе, огороды стали такими образцовыми, что из соседнего сельскохозяйственного техникума постоянно приходят студенты и преподаватели, чтобы посмотреть на монастырский порядок.

Сестры оценили благодатную тишину Жировиц, после шума большого города здесь оказался монастырь в пустыни.

Через два года после переселения в Жировицы матушка приняла схиму. Всю свою жизнь она горячо молилась Богу, но приучила себя молиться не на показ людям. Перед ее взором всегда стояли примеры прежних сестер, которые совершали особое молитвенное правило среди ночи. Большинство сестер Гродненского монастыря сохраняли этот порядок до сих пор. Они ложатся спать в подряснич-ках и в апостольничке и среди ночи встают и совершают молитвенное правило.

Матушка боялась, что схима выделит ее среди других сестер и будет привлекать к ней людей «ради схимы».

По благословению патриарха Алексия матушка приняла тайную схиму и четырнадцать лет никто из сестер, кроме ее келейницы, не знал об особом молитвенном подвиге своей игумении.

Последние десять лет матушка совсем занемогла. Казалось, все болезни решили сломить дух подвижницы. Аритмия сердца, тахикардия, язва двенадцатиперстной кишки, гигантская грыжа, хронический пиелонефрит, хронический полиартрит и это еще не полный перечень недугов, воевавших с матушкой и не сломивших ее силу воли, не изменивших ее характера. Сидя в кровати, она трудилась до последнего издыхания, сохраняя память, слух и доброту своего сердца. Она продолжала править и сестры слушались ее. Она по-прежнему заботилась о других, так же переживала горе других, как свое горе. Даже природа не потеряла своей значимости для нее. Через

бинокль в открытое окно она рассматривала и любовалась небом, облаками, пролетающими птицами и далеким, стоящим у горизонта, очертанием леса.

Не имея возможности быть в храме, матушка вычитывала все положенные службы. Сестры приходили в ее келию, чтобы поздравить ее с праздником и пели ей «избранные песнопения».

Сестры все делали, только по благословению матушки и когда приближался смертный час, то посылали благословиться у матушки умереть...

Наступил этот день и у самой матушки, которой шел восемьдесят второй год. Дней за десять до смерти матушка ощутила приближающуюся смерть. Она попросила совершить над ней соборование, попросила прощения у всех сестер, простилась с ними и стала ожидать конца. Она более не пожелала принимать никакой пищи и даже воды, ежедневно причащалась Святых Тайн. Сознание, речь и слух она сохранила до конца. Накануне смерти она просила своего духовника благословить ее умереть и после этого ни с кем не разговаривала, а как бы погружалась в забытье.

12 июня в Родительскую субботу (Троицкую) матушка отошла к Богу. Это был день памяти преподобного Исаакия.

Матушка часто вспоминала его житие и особенно то, что он учил не осуждать людей. В память этого назидания у матушки в келье висела картина, изображающего преподобного Исаакия, которому ангел напоминает о неосуждении брата своего.

Сестры оплакивали кончину матушки. Только в гробу матушка предстала пред всеми в схиме.

14 июня в Духов день митрополит Минский Антоний18 совершил чин монашеского отпевания. Сестры с момента кончины не отходили от гроба матушки и даже ночью не покидали ее. В обители Жировицкой есть среди храмов захоронения и когда-то раньше наместник думал похоронить матушку за Крестовоздвиженским храмом. Этот разговор стал известным матушке и она воспротивилась наместнику, сказав: «Я должна быть среди своих сестер и поэтому не хороните меня отдельно, а только там, где мои сестры».

18 Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986) - управляющий Минско-Бело-русской епархией в 1965-1978 гг.

Погребение схиигумении Гавриилы (Рисицкой). Жировичи, 14 июня 1976 г.

Фото из собрания церковно-археологического музея Минской духовной семинарии

Желание матушки было исполнено - она погребена на общем кладбище среди своих сестер.

После кончины матушки многие ее знающие приезжают к ней на могилку, чтобы поблагодарить ее за ту любовь, которую она являла людям.

Мы окончили краткий очерк о жизненном пути матушки. Можно было и закончить его, но есть возможность и восполнить его другими краткими рассказами о ней.

Что матушка вспоминала о своем детстве?

Сестры монастыря очень ласково относились к сироткам.

Матушка была живым и шаловливым ребенком, однако ее шалости никогда не вызывали окриков, тем более побоев, но монахини ласково и добро указывали ребенку на добрые примеры. Матушка очень любила своих сверстниц-подруг, эту дружбу она долго хранила и с некоторыми, дожившими до старости, она встречалась до самой смерти, заботясь о них.

Келейница мать Илария научила матушку, когда она только научилась читать, ежедневно прочитывать канон Ангелу-Хранителю. Монахиня сказала: «Много книжечек ты будешь читать в жизни, но постарайся жить так, чтобы твой Ангел хранил тебя всегда и молился бы за спасение твоё, а для этого нужно каждый день читать ему канон.».

Матушка научилась читать по-славянски с детства и этот канон всегда прочитывался ею до самой кончины.

Рядом с монастырём протекала большая, глубокая речка. Девочкам запрещали воспитательницы ходить к реке, боясь за их жизнь, но матушка организовала группу своих подруг и они, обойдя зоркий страх воспитательниц, уходили в мир, к речке. Здесь был паром, на котором молодой еврей Янкель охотно катал девочек, перевозя на другой берег. На том берегу была земля неизведанная, с покинутыми во время бунта строениями, заросшими буйной растительностью неухоженного парка. Матушка вела туда подруг, они осматривали заброшенную усадьбу польского помещика, потом снова к реке, купались и резвились. Однажды матушка стала тонуть в глубоком месте. Она отчётливо сознавала, что идёт ко дну, что у неё нет сил выбраться наверх и последняя мысль мелькнула в мозгу: «Ну, вот и смерть, а где же ты Ангел-Хранитель и святитель Николай, которым я каждый день молилась?» В этот момент её кто-то сильно схва-

тил за ноги и она оказалась в руках случайно проходившего мужчины, вовремя подоспевшего с помощью. А матушка на всю жизнь запомнила, что молитва Ангелу-Хранителю и святителю Николаю никогда не бывает тщетной. Потом пошли годы жизни в монастыре. Это были годы самоистязания и печали. Это была мрачная жизнь, но вопросы души, радование духа становились на первое место, в отличие от радования тела в мирской жизни.

Земные радости были присущи и матушке в монастыре. Она любила вспоминать, как радостно проходил каждый церковный праздник, чем он отличался не только в храме, но и в быту. Как радостно проходило Рождество, Пасха и именины игумении Елены, которая праздновала день ангела в память св. Ольги. Посреди большой игуменской гостиной сёстры ставили огромную деревянную балею (таз для стирки белья), в неё ставилось бесчисленное множество незабудок. Комната сразу же преображалась благодаря свежей, роскошной клумбе незабудок.

Всё это делалось пока игумения находилась в храме и лишь когда она в сопровождении сестёр и гостей переступала порог гостиной, тогда сюрприз приносил свой эффект. Наша матушка всю свою жизнь любила приносить людям радость и делать для них сюрпризы. Делала она это всегда красиво и с пользой для того, кому предназначался подарок.

Иногда она многие года держала попавшую к ней вещь, но приходило время и матушка находила человека, которому была нужна эта вещь и матушка торжественно её вручала.

В монастыре матушка научилась вести хозяйство образцово. Всюду соблюдалась чистота, букеты живых цветов непременно украшали помещения. Букеты составлялись по определённым не-писанным законам эстетики. Всего лишь несколько цветков, но помещение в определённой цветовой гамме и помещённые в той или иной вазе выглядели очень красиво и торжественно.

Матушка умела угостить гостей - просто, но в соответствии с постным или же скромным днём и всегда чем-то особым, красиво поданным блюдом.

Матушка очень ценила хорошее церковное пение. В Красносто-ке хор был прекрасный и не только монашеский, но и воспитанниц. Способных девочек учили музицировать на разных инструментах.

Матушка очень высоко ценила великолепное и строгое церковное пение хора в Кременце под управлением регента Капитонца. У себя в обители Матушка требовала строгого репертуара, чтобы не только хранить традицию, но приучать новых сестёр к древней музыкальной культуре.

Матушка любила изобразительное искусство. Она посещала музеи, выставки. Она собирала иллюстрации и репродукции знаменитых мастеров.

Сама она умела рисовать, но главное занятие в этой области она посвящала вышиванию. Шитьё золотом требовало большого мастерства, напряжения, вкуса, т[ак] к[ак] оттенки кладутся иногда той же нитью, но только положенной в другом направлении, или же требуется положить блески, умело закрепить их узелком. Шитьё золотом это не только вышивание, это и ювелирная работа. Матушка имела контакты с ювелиром. По её рисункам ювелир Соловейчик из Гродно делал кресты и панагии.

Матушка великолепно вышивала. Всё было подвластно её таланту. Митры, омофоры, пояса, салфетки, скатерти - без рукоделия матушка не бывала ни дома, ни в дороге.

В её распоряжении было большое архиерейское хозяйство в Гродно, потом в Кременце, потом монастырское хозяйство снова в Гродно и Жировицах. И всегда всё было продумано, опытные люди назначались на огород, на птичник, на пасеку в цветник. С животными матушка очень быстро находила общий язык и они понимали её, а она ещё лучше понимала их. Книги о природе, о жизни растений и животных всю жизнь сопровождали матушку и были самыми приятными для неё подарком. Она имела специальные граммофонные записи с голосами живой природы и любила вслушиваться в голоса птиц и всегда поражалась великолепию Божия мира.

Как же проходил обычный день матушки? Она вставала очень рано и любила в Кременце первой прийти в храм, чтобы самой зажечь свечи и затеплить лампады. Изображение святого, чья выпадала память или же празднуемого события матушка ставила в своём углу святом и теплила лампаду. Были у неё все акафисты и каждому святому она в келье читала акафист. Когда она имела здоровье, то непременно посещала все богослужения, активно участвуя в пении и в управлении хором. Когда же находилась в постели, то все служ-

бы прочитывались ею с включением чтения Евангелия и Апостола и Псалтири. Помянники разделялись на несколько дней, чтобы читать их с вниманием и не только дома, но и за Проскомидией. Так проходили дни в молитве и в трудах, но в постоянном сознании, что каждый день - есть новая милость Божия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.