Научная статья на тему 'Литературный проект «Профиль» как культурно-образовательный феномен'

Литературный проект «Профиль» как культурно-образовательный феномен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературный проект «Профиль» как культурно-образовательный феномен»

по весенним быстрым ручейка бумажные кораблики. Эти впечатления, пропущенные через сердце, воплощенные в выбранном материале в соединении с мастерством и особенным талантом позволили создать Г.Г. Добрыниной довольно самобытное произведение искусства. Ему присуща жизненная правдивость и повествовательное гь, очень внимательное отношение к деталям Добрыниной удалось без присутствия главных героев этой житейской драмы передать состояние души женщины — жены, матери.

Взятый из жизни сюжет благодаря таланту художника стал произведением искусства. Признание публики во время демонстрации на выставках послужило поводом для включения этого произведения в коллекцию декоративно-прикладного искусства Приморского государственного объединенного музея имени В.К Арсеньева.

ЛИТЕРА ГУРА

1. И.Я. Богуславска «Русское народное искусство» альбом «Советский художник» 1968г.

2. Т.А. Давыдова каталог «Вита Романова» Хабаровск, картинная галерея им. A.M. Фадеева 2007г.

3. М.А. Некрасова «Советское народное искусство» Ленинград «Художник РСФСР» 1980г.

4. Приморский государственный музей имени В.К.Арсеньева МГЖ 17460 декоративная композиция Г Г. Добрыниной «Письмо любимому»

Яроцкая Ю. А.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОФИЛЬ» КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ФЕНОМЕН

Проекту, о котором идет речь, скоро исполнится год. Первый номер этого рукописного журнала был представлен на суд читателей в начале 2 семестра 2008-2009 учебного года как стендовое издание. В гаком формате он продолжает издаваться и сейчас. Во втором семестре 2008-2009 учебного года вышли 4 номера журнала «Профиль». Практика показала, что это оптимальный темп работы для создателей проекта. Время сессии может быть использовано и преподавателем, и студентами только на учебный процесс.

Идея «Профиля» принадлежит автору этой статьи. К работе над проектом были привлечены аспиранты и студенты кафедры истории русской литературы XX в и теории литературы Дальневосточного государственного университета. Первоначальный замысел проекта был в большей мере инициирован стремлением дать возможность творчески ориентированным учащимся реализовать свои потенции в области научной и просветительской деятельности, важной также представлялась информационно-познавательная функция журнала для студенческой аудитории. Разработка концепции проекта осуществлялась автором идеи совместно с аспирантами кафедры. «Профиль» должен был стать журналом, который открывает студентам и аспирантам неизвестные страницы русской и мировой литературы и культуры, а также дает возможность учащимся открыть в себе творческую личность. Подзаголовок издания «Спонтанно-литературный проект» указывает на внезапность возникновения идеи издания, отсутствие заранее заданного ареала публикуемых материалов, определенного ограниченного числа создателей и стремления к лобовому воздействию на читателя

В название каждого номера входит тема и название месяца: «Предчувствие. Февраль». «Обещание. Март», «Радость. Апрель», «Сомнение. Май-июнь» и т.д. В соответствии с темой решается номер. Материал располагается по рубрикам.

Первая рубрика - «Распря редакторов». Эта часть журнала содержит 2 статьи двух авторов, один из которых высказывается за, а другой против какого-либо культурного, литературного явления. В таком формате были обсуждены вопросы для чего автор книги часто на первых же страницах приоткрывает внимательному читателю тайну судьбы своих героев; необходима ли современным читателям древнерусская литература; каково значение радости и грусти в художественном тексте и человеческой жизни; есть ли у постмодернизма самостоятельное художественное значение9 Авторы статей учатся находить аргументы в пользу той точки зрения, которая кажется им ближе, читатели имеют возможность познакомиться с двумя противоположными точками зрения, которые

подкреплены доказательствами. Это способствует развитию логического и самостоятельного мышления тех и других. Создатели избегают соблазна навязать своей аудитории определенную точку зрения. Немаловажно также, что в такой форме работы есть условие соревновательности, что способствует творческому росту авторов журнала.

Вторая рубрика — «Виражи воображения». Здесь представлены образцы русской и мировой поэзии разных эпох. Подбор материала осуществляется на основе сочетаемости, «диалогичности» текстов. Образовательная интенция рубрики также представляется весьма значимой. Здесь были представлены стихи А. Блока «Предчувствую тебя. Года проходят мимо...» и М. Лохвицкой «Предчувствие»; Д. Самойлова «Когда-нибудь я к вам приеду...» и Р. Фроста «Боль во сне»; Г. Державина «Заздравный орел» и М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»; М. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же», В. Хлебникова «Кузнечик» и В. Павловой «Русская песня» и др. Стихи соответствуют заявленной теме номера, каждое из стихотворений выражает эту тему по-своему. Выбор текстов для рубрики — процесс творческий и познавательный. Не только читатели, но и создатели журнала открывают для себя новое в русской и мировой поэзии.

Рубрика «Теоретические тернии» посвящена теории литературы и культуры, здесь помещаются теоретические статьи, составленные аспирантами кафедры. В рубрике были раскрыты понятия «символизм», «заглавие», «ода», «конфликт» и др. Для нас важно утвердить в умах аудитории важность теории, а также по мере возможности снять некоторый страх перед ней, который испытывают многие студенты.

Рубрика «Цветок сезона» содержит статьи, посвященные литературным текстам, первоначально все они были написаны автором (Ю.Я.), однако постепенно к этой работе подключились студенты. Так студенткой ИМК была написана статья о «Щепке» В.Я. Зазубрина. Об этом авторе студентка делала сообщение на занятиях по истории русской литературы, увлеченность материалом способствовала тому, что работа по теме была продолжена в формате статьи. Авторы статей, как правило, не только глубоко погружаются в материал, но и проявляют высокую степень самостоятельности при его интерпретации. Это помогает подготовке студентов к написанию курсовых и дипломных работ, дает читателям возможность расширить свои представления о форме и содержании студенческой письменной работы.

Завершает журнал рубрика «Сундук сокровищ от...». Здесь помещаются художественные тексты, предложенные нами, либо студентами. Студенты, как правило, предлагают тексты молодых современных авторов. Источником этих текстов обычно бывает Интернет. Это, например, стихи Али Кудряшовой «Ты идешь по городу, и за тобой летят бабочки...», Дмитрия Бушуева «Послание», Дарьи Улановой «Слово о Владивостокском трамвае» и др. Мы же предлагаем русскую классику, например, «Рим. Отрывок» Н.В. Геголя и др. В рубрике всегда указано, кто выбрал данный текст для публикации в журнале. Каждый может декларировать свои вкусовые предпочтения. Читатели знают, что редакция принимает к рассмотрению все поступающие предложения. Таким образом, каждый читатель может стать участником проекта. , .

В 1 семестре 2009-20)0 учебного года издание «Профиля» было продолжено, хотя несколько постоянных сотрудников покинули проект по объективным причинам. Для номеров этого семестра были выбраны следующие темы: «Детство. Сентябрь», «Отрочество. Октябрь», «Юность. Ноябрь», «Зрелость. Декабрь». Объем журнала был увеличен. Появилась новая рубрика «Минута: мйнущая: минешь!». В ней представлены старинные фотографии, соединенные с художественными текстами, соответствующими изображению. Вводя в издание эту рубрику, мы стремились дать студентам возможность увидеть, какими были жители нашего города, ровесники их прабабушек и прадедушек, 100 лет назад. Одновременно портретируемые становятся героями филологической «игры в драматизацию», т.к. рядом с фотографиями есть текст литературных произведений, как бы «комментирующий» снимок.

Претерпела изменение рубрика «Распря редакторов». Она изменила название на «Редакторское рондо», т.к. было решено, что целесообразно связывать спор редакторов с рубрикой «Сундук сокровищ от...», куда сейчас помещаются те произведения, о которых в «Редакторском рондо» идет речь. Таким образом, первая и последняя рубрики журнала дают возможность расценивать композицию издания как кольцеобразную. Это придает изданию смысловую завершенность.

Рубрика «Цветок сезона» окончательно перешла в руки студентов. Теперь в ней публикуются фрагменты лучших курсовых и дипломных работ студентов кафедры. Эго повысило интерес аудитории к изданию и расширило число создателей журнала. Для представления участников этой рубрики на титульном листе был введен специальный термин «приглашенный автор». Особая тема - оформление издания. В начале работы оно было продумано нами совместно со студентами. Были отобраны определенные шрифты, разработан дизайн титульного листа. В каждом выпуске были представлены цветные репродукции картин русских и зарубежных художников, соответствующие заявленной теме. Так в номере «Обещание. Март» были представлены репродукции картин К. Богаевского «Вечер у моря» и «Корабли Вечернее солнце», в номере «Сомнение. Май-июнь» репродукции картин художников-экспрессионистов. Репродукции не только украшали издание, но и углубляли, раскрывали тему номера, знакомили студентов с образцами мировой живописи. Сейчас оформлением журнала занимается профессиональный художник Т. Кузьмина. Она создает иллюстрации к материалам каждого нового номера, что не только придает изданию особую художественную ценность, но и делает его смыслово единым и визуально более выразитель ным.

В настоящее время мы можем утверждать, что проект «Профиль» не только состоялся как культурно-образовательный феномен, но и имеет перспективы дальнейшего развития. Например, мы планируем привлечь к сотрудничеству приморских писателей, чьи произведения студенты изучают и кого интервьюируют на нашем курсе «Современная литературная критика».

Гордеев Д.В.

АКАФИСТЫ2 В СОВРЕМЕННОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Акафист Пресвятой Богородицы — известное гимнографическое произведение, употребление, историю развития и структуру которого рассматривают Киприан (Керн), Гарднер И.А., протоиереи Константин Никольский и Максим Козлов и другие, но эти исследователи не рассматривают употребление акафистов, как отдельного жанра, появляющегося в XIII веке, в современной богослужебной практике. Этой проблеме будет посвящена данная статья. Употребление Акафиста по Уставу

По Уставу Акафист Пресвятой Богородице положено петь только раз в год, на утрене в субботу 5-ой недели Великого Поста [1, 884-885]. Этот день имеет несколько названий: «Похвала Пресвятой Богородицы», «Суббота акафиста» в простонародье еще называют «Акафистная суббота». Синаксарь субботнего дня и повесть о Неседальном, помещенная в конце Триоди, объясняют учреждение этого праздника в знак благодарности Божьей Матери за избавление Константинополя от нашествия персов и арабов. [2, 612]

Акафист Пресвятой Богородице, разделенный на 4 части, поется на утрене в четыре приема, каждая из 4 частей начинается и заканчивается пением проимия3 «ВЗБРАННОЕ! ВОЕВОДЕ », первая часть поется после шестнадцатой кафизмы и малой ектении вместо седальна, вторая часть по окончании семнадцатой кафизмы и малой ектении и снова вместо седальна. Третий отрывок распевается после 3-ей песни канона и малой ектении перед седальном, четвертый отрывок после 6-оЙ песни канона и малой ектении, последний 13 кондак «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ » исполняется трижды, после него вновь поются 1 -и икос «АНГЕЛ ПРЕДСТАТЕЛЬ » и проимий. На практике обычно проимий поется на различные гласы, или на подобен, что очень украшает службу [3, 223-225; 4, 3-57; 9, 32-34; 10, 106-107].

2 Акафист (греч и^аюс икай ют о с - 1 и\гн при пении которого не сидях, цсрковнслав «неседален») 1) Хвалебно-догмашческое песнопение ко Пресв Богородице 2) Жанр позднейших церковных песнопений, написанных по образцу и в подражание первоначалъному А Богородице и посвященных Господу, Богоматери, святым. Первоначально А был один -А ко Пресв Богородице, и только спусш сюлетия, когда появитесь другие подобные ему песнопения, их стали называть А „ что стало обозначать не конкрС1ный текст,, а жанр Это особое хвалебное пение состоит из 13-ти кондаков и 12-ти икосов

л Проимий - в греческой традиции это название первого песнопения акафисга, обычно он никак не надписывается. В русской традиции называется первый кондак, в 1екслах надписан Кондак 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.