Научная статья на тему 'Акафисты в современной богослужебной практике'

Акафисты в современной богослужебной практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1072
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акафисты в современной богослужебной практике»

Рубрика «Цветок сезона» окончательно перешла в руки студентов. Теперь в ней публикуются фрагменты лучших курсовых и дипломных работ студентов кафедры. Эго повысило интерес аудитории к изданию и расширило число создателей журнала. Для представления участников этой рубрики на титульном листе был введен специальный термин «приглашенный автор». Особая тема - оформление издания. В начале работы оно было продумано нами совместно со студентами. Были отобраны определенные шрифты, разработан дизайн титульного листа. В каждом выпуске были представлены цветные репродукции картин русских и зарубежных художников, соответствующие заявленной теме. Так в номере «Обещание. Март» были представлены репродукции картин К. Богаевского «Вечер у моря» и «Корабли Вечернее солнце», в номере «Сомнение. Май-июнь» репродукции картин художников-экспрессионистов. Репродукции не только украшали издание, но и углубляли, раскрывали тему номера, знакомили студентов с образцами мировой живописи. Сейчас оформлением журнала занимается профессиональный художник Т. Кузьмина. Она создает иллюстрации к материалам каждого нового номера, что не только придает изданию особую художественную ценность, но и делает его смыслово единым и визуально более выразитель ным.

В настоящее время мы можем утверждать, что проект «Профиль» не только состоялся как культурно-образовательный феномен, но и имеет перспективы дальнейшего развития. Например, мы планируем привлечь к сотрудничеству приморских писателей, чьи произведения студенты изучают и кого интервьюируют на нашем курсе «Современная литературная критика».

Гордеев Д.В.

АКАФИСТЫ2 В СОВРЕМЕННОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Акафист Пресвятой Богородицы — известное гимнографическое произведение, употребление, историю развития и структуру которого рассматривают Киприан (Керн), Гарднер И.А., протоиереи Константин Никольский и Максим Козлов и другие, но эти исследователи не рассматривают употребление акафистов, как отдельного жанра, появляющегося в XIII веке, в современной богослужебной практике. Этой проблеме будет посвящена данная статья. Употребление Акафиста по Уставу

По Уставу Акафист Пресвятой Богородице положено петь только раз в год, на утрене в субботу 5-ой недели Великого Поста [1, 884-885]. Этот день имеет несколько названий: «Похвала Пресвятой Богородицы», «Суббота акафиста» в простонародье еще называют «Акафистная суббота». Синаксарь субботнего дня и повесть о Неседальном, помещенная в конце Триоди, объясняют учреждение этого праздника в знак благодарности Божьей Матери за избавление Константинополя от нашествия персов и арабов. [2, 612]

Акафист Пресвятой Богородице, разделенный на 4 части, поется на утрене в четыре приема, каждая из 4 частей начинается и заканчивается пением проимия3 «ВЗБРАННОЕ! ВОЕВОДЕ », первая часть поется после шестнадцатой кафизмы и малой ектении вместо седальна, вторая часть по окончании семнадцатой кафизмы и малой ектении и снова вместо седальна. Третий отрывок распевается после 3-ей песни канона и малой ектении перед седальном, четвертый отрывок после 6-оЙ песни канона и малой ектении, последний 13 кондак «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ » исполняется трижды, после него вновь поются 1 -и икос «АНГЕЛ ПРЕДСТАТЕЛЬ » и проимий. На практике обычно проимий поется на различные гласы, или на подобен, что очень украшает службу [3, 223-225; 4, 3-57; 9, 32-34; 10, 106-107].

2 Акафист (греч и^аюс икай ют о с - 1 и\гн при пении которого не сидях, цсрковнслав «неседален») 1) Хвалебно-догмашческое песнопение ко Пресв Богородице 2) Жанр позднейших церковных песнопений, написанных по образцу и в подражание первоначалъному А Богородице и посвященных Господу, Богоматери, святым. Первоначально А был один -А ко Пресв Богородице, и только спусш сюлетия, когда появитесь другие подобные ему песнопения, их стали называть А „ что стало обозначать не конкрС1ный текст,, а жанр Это особое хвалебное пение состоит из 13-ти кондаков и 12-ти икосов

л Проимий - в греческой традиции это название первого песнопения акафисга, обычно он никак не надписывается. В русской традиции называется первый кондак, в 1екслах надписан Кондак 1

Из приведенных богослужебных особенностей этого дня видно, что две части акафиста поются вместо седальнов и поучений, которые обычно должны читаться после них (в современной практике не читаются), а Устав предлагает немного подольше постоять на службе ради памяти и хвалы в честь Богородицы. Третий отрывок вставляется на место отсутствующего второго или иного кондака, который всегда звучит после 3-ей песни канона, а четвертый отрывок логически заменяет кондак, так как Акафист - это видоизмененный некогда кондак в честь Божьей Матери, который был написан преподобным Романом Сладкопевцем.

Употребление акафистов в современной богослужебной практике

Акафист может читаться (пропеваться) на молебне (служба составленная по подобию утрени, может совершаться в любое время суток по желанию). Чинопоследование общего молебна в требнике предлагает вставить акафист в честь святого, Богородицы или Спасателя по 6-й песни канона и малой ектении перед чтением отрывка из Евангелия. В требнике отсутствует упоминание, что после 6-й песни канона нужно читать или петь кондак, но пишет «Таже, ащ^ хощет иерей (священник-автор), чтет акафист» в этом случае указания требника предлагают восполнить отсутствующий, по неизвестным причинам, кондак [5, 259].

В некоторых храмах или часовнях появилась традиция служить молебное пение в честь покровителя церкви, или в честь особо почитаемого святого или иконы раз в неделю или чаще. Очень часто это молебное пение имеет очень четкий порядок литургических действий (постоянное зафиксированное чинопоследование в местной традиции). Эта служба так же составляется по подобию утрени, но на ней читается канон в честь того, кому служат службу, часто берется из служебной минеи и по шестой песни канона и малой ектении поют акафист. Таким образом, получается ,что служба состоит из двух самых больших гимнографических произведений канона и акафиста. Иногда это чинопоследование (молебное пение) называют - Параклисис или Параклесис, что Означает моление. Такие моления совершаются в нашем городе по средам в Казанском храме на Эгершельде и в Покровском храме городского парка, а так же известно, что ежедневно служат в Москве подобное моление в Иверской часовне близ Воскресенских врат на Красной площади [6].

Употребление акафиста на утрене Акафист может весьма ощутимо воздействовать на чтение кафизм на утрене. Вместо положенных двух или трех кафизм читается одна «по псалму на славу», или иначе, иногда кафизмы не читаются вовсе, может читаться (петься) акафист в честь праздника, или после шестой песни канона (иногда существенно урезанного) шш же после первого часа. Употребление акафиста на вечерне в Великий Пост Четыре раза великим Постом служится особая служба Пассия (страсть, страдание). Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также, акафиста Страстям Господним или Кресту и поучений о значении искупительных страданий Иисуса Христа.

Константин Никольский отмечает, что традиция вставлять акафист, посвященный восхвалению Страстей Христовых, и другие тексты Страстной седмицы в конец великого или малого повечерия, после молитв «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владьцсо...», появляется в XIX веке [8, 585]. В современной практике акафист Страстям Христовым вставляется в конец вечерни пятницы или воскресенья вечера между стихирами на стиховне и «Ныне отпущаеши» [7, 5-9]. Акафист Страстям Христовым в период Великого Поста вставляется в некоторые службы суточного круга богослужения, о которых мы говорили, получается, что пассия расширяет стандартное чинопоследование, которое по Уставу не должно изменяться и нарушает ход служб суточного круга. Помещение страстного акафиста в вечерню изменяет название службы, вечерню не называют вечерней или вечерней с пением акафиста Страстям Христовым, а она получает свое новое название - Пассия.

Подводя итоги можно сказать, что акафист по Уставу (Типикону) поется только раз в год, на субботней утрени 5-й недели Великого Поста. В современной богослужебной традиции, как мы видели, акафист может заменить собой кафизмы на утрени, гармонично войти в службу, расширить ее или входит в особые молебные последования где является главными гимиографическим текстом, в домашней молитве многие христиане предпочитают акафист канону. Можно предположить, что популярность акафиста будет возрастать, вокруг него будут образовываться новые службы, он будет входить в состав традиционных служб как обязательный элемент и рано или поздно те замены и вставки, которые мы рассмотрели, будут зафиксированы Уставом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Типикон. Т.2.-СП6.: Общество Святителя Василия Великого, 1997,- 595 с.

2. Триодь Постная,- М.: «Правило веры», 2000,- 1110 с.

3. Богослужебные указания на 2009 год для священно—церковнослужителей.- М: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.- 848 с.

4. Похвала Богородице.- М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 1999,- 72 с.

5. Требник,- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.- 608 с.

6. Последование молебного пения, благочестно совершаемаго в часовне иконы Божия Матерее Иверския близ Воскресенских врат в Богоспасаемом граде Москве.- М.: Святитель Киприан, 1999.- 52 с.

7. Пассия или чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым.- М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999.- 176 с.

8. Никольский, К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви.-Псков: Паломник, Правило Веры, 1995,- 878 с.

9. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и Эортология.- М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.- 151 с.

10. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т.1.- Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1998.- 592 с.

11. Козлов, М., прот. Акафист в истории православной гимнографии // Журнал Московской Патриархии,- 2000.-№6,- С. 70-78.

Борисова О. Н.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРАКОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ

Коллекция китайских изделий из металла Приморского I осударственного объединенного музея им.В.К.Арсеньева датируется концом XIX - началом XX века. В ней представлены предметы из бронзы, серебра, а также выполненные в технике перегородчатые эмали. В Китае в отличие от Европы, где декоративное искусство называют «малым», оно ценится наравне с теми видами искусства, которые принято считать главными. Основные характерные черты китайского декоративного искусства — это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы природы над темой человека, тщательность исполнения. Китай, как многие государства, имеет свою, восточную символику, которая несет в себе определенное значение. Смысл китайского орнамента основан на принципе двойного прочтения: изображение созвучно ключевым благожелательным понятиям - долголетия, исполнения желаний, продвижения в карьере, счастья и т.д. Обширна благожелательная символика изображения дракона на предметах декоративно-прикладного искусства.

Декоративные мотивы в китайском искусстве, разнообразны, это пришедшие в разное время изображения растительного и зооморфного характера, пейзажи, жанровые сцены, композиции из цветов, насекомых и птиц, разного рода орнаменты, иероглифы. Для китайской художественной символики важны многие параметры, начиная от сочетания цвета, и заканчивая количеством деталей. В данной статье будет рассмотрено изображение дракона - традиционного декора Китая. Как мотив в искусстве дракон пришел из Западной Азии, где он произошел от культа змеи. В китайском искусстве это наиболее распространенная декоративная тема с самых ранних времен, на бронзовых вазах весом 600 - 650 кг., относящихся ко II тысячелетию до н. э., встречается изображение дракона и других мифических животных. На протяжении веков дракон был символом императора. Китайский император имел титул «Сын Неба», императорский трон - «троном дракона», лицо императора имело «выражение дракона» - эти термины употреблялись как знаки высшего уважения и достоинства. Когда нужно было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Дракон — символ духа, хранитель сокровищ и тайн, существо могущественное и непобедимое, воплощающее в себе энергию магии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.