Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ "ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ" В ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ "ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ" В ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЖЕНСКАЯ ПРОЗА" / БЛОГ / СЕТЕРАТУРА / ИНТЕРНЕТ / ТЕКСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Субхонкулова Сурайё Акбаралиевна

Статья рассматривает исследование феномена сетевая литература, что изначально находится в оппозиции по отношению к традиционной бумажной и все больше укрепляет свои позиции. Автор утверждает, что в последние годы интернет - проза стала служить новой формой существования таджикской литературы. Также одним из самых ярких показателей эпохи в литературе являются форма и способ подачи произведения. Зачастую поэты используют формат блога, для того чтобы выкладывать свои произведения. На данный момент самыми популярными площадками становятся социальные сети, такие как Facebook, Контакт. Среди авторов - женщин, которые активно используют такую форму коммуникации с читателем, можно выделить Гулрухсор Сафиеву, Зулфию Атои, Зебунисо Расулзаде и др. Важно подчеркнуть, что развитию женской прозы в современной таджикской литературе способствовали в первую очередь писательские блоги. Обобщая наше исследование в области роли блогосферы в развитии «женской прозы» в таджикской литературе, можно выделить его основные свойства - это интерактивность, гипертекстуальность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY BLOG AS THE MAIN MEANS OF THE DEVELOPMENT OF "WOMEN'S PROSE" IN TAJIK LITERATURE

The article considers the study of the phenomenon of network literature, which is initially in opposition to traditional paper literature and is increasingly strengthening its position. The author argues that in recent years, Internet prose has begun to serve as a new form of existence for Tajik literature. Also, one of the most striking indicators of the era in literature is the form and method of presenting the work. Often poets use the blog format to post their works. At the moment, the most popular platforms are social networks such as Facebook, Contact. Among the authors - women who actively use this form of communication with the reader, one can single out Gulrukhsor Safiyeva, Zulfiya Atoi, Zebuniso Rasulzade and others. It is important to emphasize that the development of women's prose in modern Tajik literature was facilitated primarily by writers» blogs. Summarizing our research on the role of the blogosphere in the development of «women's prose» in Tajik literature, we can single out its main properties - interactivity, hypertextuality,

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ "ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ" В ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

11. Х,амрох,, Равшан. Падидах,ои ^унарй дар шеъри Гулназар.-Душанбе:Ирфон, 2018.-192 с.

12. Шафеии Кадканй, Мухдммадризо. Бо чарог ва оина.-Тех,рон:Сухан, 1390.-768 с.

13. Шамисо, Сирус. Куллиёти сабкшиносй.-Душанбе:ДДОТ, 2017.-259 с.

ОТОБРАЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ СТИЛЕЙ В ГАЗЕЛЯХ АБДУДЖАББОРА СУРУША

В статье речь идет об отображении литературных стилей в газелях поэта, вступившего в литературу в 90-х годах ХХ века - Абдуджаббора Суруша, который благодаря таланту и постоянному творческому поиску достиг значительных успехов на данном поприще. Отмечается, что до настоящего времени изданы 10 сборников его стихотворений, созданных в своеобразной стилевой манере. В творчестве поэта видное место занимает газель - традиционный жанр персидско-таджикской классической литературы.

Автор статьи, на основе рассмотрения и анализа четырех газелей Абдуджаббора Суруша, написанных в хорасанском, иракском, индийском и индивидуальном стиле, рассуждает об особенностях применения поэтом слов, словосочетаний, выражений, поэтических фигур и средств художественного изображения, обеспечивающих своеобразие его стиля изложения.

Ключевые слова: Абдуджаббор Суруш, отображение, литература, литературные стили, хорасанский, иракский, индийский, индивидуальный, традиции, слово, словосочетание, выражения

REFLECTION OF LITERARY STYLES IN SURUSHS GHAZALS

The article under consideration dwells on reflection of literary styles in Abdujabbor Surush s ghazals those ones entered in the literature referring to the 90-ies of the XX-th century. It is underscored that due to constantly study creative efforts and talent have enabled him to achieve significant success in the relevant complicated and unbearable path, on the whole. Namely, it is asserted that Surush has contributed into the literature his own creative style and quickly settled in fans' and readers' hearts. Surush is considered to be one of the most powerful poets who has published more than 10 collections of poetry and made them available to fans of literature. The poet Abdujabbor Surush possessed strong spirit aimed at the creation of a traditional genre of classical Tajik-Persian literature - ghazal and was interested in singing ghazals and has a unique style in intelligent readers' hearts.

Hereby, the author of the article decides to comment on the styles resorting to in Surush s ghazals. In her article the author selects only four ghazals out of the poets ghazals which are sung in the most common literary styles, as follows: khorasan, iraqi, Hindian (or Bedili) and individual ones. It is worth mentioning that the style means to grind or melt gold in the dictionary. However, the style refers to method, taste, approach and variety of expressions in literary criticism. The styles in question differ in usage of phrases, parables, art of speech, value of the national language, difficulty while speaking and describing, and so on.

Key-words: reflection, literature, literary styles, khorasan, iraqi, Hindian, individual, ghazals, Surush, tradition, word, composition, phrase.

Сведения об автора:

Умарова Угулой Турсунбоевна - старший преподаватель общеуниверситетской кафедры таджикского языка ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова».

About the author:

Umarova Ughuloy Tursunboevna, senior lecturer of the all-University department of the Tajik language under the SEI «KhSU named after acad. B. Gafurov» (Tajikistan, Khujand)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ» В ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Субхонкулова С.А.

Таджикский государственный педагогический университет им.Садриддина Айни

Небывалый расцвет женской прозы в таджикской литературе за последние годы свидетельствует о небезнадежных перспективах художественной литературы.

Женская проза как категория литературоведения в таджикской литературе еще не сформировалась, однако начинается активный процесс ее освоения в контексте интернет - прозы.

В современном обществе большое влияние на культуру людей оказывает такой феномен как интернет — поистине одно из величайших изобретений 20 и 21 века. Интернет проник практически во все сферы жизни человека: общение, науку, развлечения. За многие годы пользования интернетом человечеством можно говорить о том, что доступность информации, быстрота ее поиска, возможность моментального общения влияют на психологию человека.

И литература не осталась в стороне от такого явления как интернет и по-своему использует его. До появления интернета литература существовала в одном виде — печатном, сейчас же автор может совсем не использовать эту форму донесения своего текста до читателя. Интерактивность также позволяет поэту ориентироваться не только на мнение критика-филолога, но и простого незаинтересованного читателя. В последние годы интернет - проза стала служить новой формой существования таджикской литературы. Также одним из самых ярких показателей эпохи в литературе являются форма и способ подачи произведения. Следует отметить, что сетевая литература изначально находится в оппозиции по отношению к традиционной бумажной и все больше укрепляет свои позиции. Связано это с теми техническими возможностями, которые предоставляет писателю интернет. Сегодня Интернет служит для литератора в качестве инструмента для создания новой мультимедийной, интерактивной литературы. В режиме онлайн пишутся тексты, имеющие художественную ценность - книги, романы. Книги, рожденные в блоге, соединяют противоборствующие поля - цифровое и бумажное в общее пространство.

Одним из важных преимуществ, которое приобрела литература, и поэзия в целом при появлении интернета стало удобство и быстрота поиска. Тиражи журналов и книг не сопоставимы с многомиллионной аудиторией интернета, которая интересуется поэзией. Нужное стихотворение и еще сотню похожих на него по автору или тематике читатель может найти практически мгновенно. Это становится главным фактором выбора читателем такого носителя информации как интернет.

Еще одним немаловажным фактором выбора читателем интернетресурсов при поиске литературных произведений является обратная связь.

Зачастую поэты используют формат блога, для того чтобы выкладывать свои произведения. На данный момент самыми популярными площадками становятся социальные сети, такие как Facebook, Контакт. Среди авторов - женщин, которые активно используют такую форму коммуникации с читателем, можно выделить Гулрухсор Сафиеву, Зулфию Атои, Зебунисо Расулзаде и др.

Блог для таджикских поэтесс ХХ века становится удобным не только для них, как авторов, но и для читателя: ему открыта возможность комментирования стихотворения, любой пользователь может послать свой отклик на прочитанное, написать отзыв, выразить свои эмоции и даже уточнить у самого автора нужную информацию по содержанию текста.

В этом плане выигрывает не только читатель, но и поэт. Обращая внимание на мгновенные отзывы читателя, автор понимает, чего именно ждёт от него публика, и может соединять в своей поэзии творческую индивидуальность и актуальные для общества темы. По данному критерию дорогостоящие книжные издания, которые имеют проблемы с организацией, хранением и весьма неудобны в использовании с точки зрения современного человека, несравнимо отстают от такого конкурента, как интернет.

Популярность в Интернете того или иного автора никаким образом не может иметь отношение к его ценности для культуры. Большой объем информации, и полная свобода выбора может запутывать, дезориентировать читателя.

Несмотря на это, интернет-поэзия в современном обществе находится на пике популярности, так как каждый из участников творческого процесса от такого способа передачи информации получает свою выгоду. Поэты могут получить широкое признание, читатели — мгновенно найти любимое произведение, критики — найти лучшие образцы творчества, государство — создать базовые элементы системы ценности граждан, культуру, которые позволят развивать общество в целом.

Стихиру — настоящий феномен «рунета», так как обладает огромной популярностью среди поэтов со всего мира, среди которых немало таджикских молодых поэтесс. Одна из них - Джанон Шер-хан, молодой блогер, которая посвящает свои стихи любви, женской гордости и т.д. Лирическая героиня Джанон Шер-Хан создается только из тех чувств и эмоций, которые описывает сама поэтесса. Это отсутствие предметности, детальности не даёт нам конкретных примет лирической героини этого автора, мы не можем сказать, насколько поэзия Джанон Шер-Хан автобиографична, так как в ней поэтесса не делает отсылки на факты своей биографии и реальной жизни. Большое внимание она уделяет философским размышлениям и жизни и любви:

«Я помогу тебе меня возненавидеть...

а потом спокойно уйду далеко...

а когда ты захочешь меня увидеть.

это будет совсем не легко»

В отношениях с мужчиной лирическая героиня Джанон Шер-Хан, так же, как и у Зебунисо Расулзаде, испытывает несчастье и одиночество: «Я изберу себе молчание, В ответ на происки врагов, В ответ на боль и на отчаянье, Что разбивали сердце вновь. Я изберу себе молчание, В ответ на шум и гам толпы, В ответ на колкость не случайную, Спасенье в нём от суеты. Я изберу себе молчание, В ответ на сплетни за спиной, И улыбнусь с очарованием, Ведь Бог мой рядом, он со мной. ©Зебунисо Расулзаде» [8]

Изучая образ лирической героини Зебунисо Расулзаде, Зульфии Атои, мы не можем не обратить внимания на оформления, которые создают поэтессы на свои стихотворения. В них они визуализируют настроение стихотворения, подбирают к ним цветовое оформление, декорации, создают для себя определенный образ. Чаще всего в таких видеороликах мы видим Зулфию Атои в образе «романтичной женщины», что и является прямым воплощением её лирической героини: «Оши; бишав

«Оши; бишав» гуфто махин Як субхи зебо ёсуман» [2] «Влюбись»

«Влюбись», - нежно молвил жасмин В одно прекрасное утро.

Произведения, принадлежащая женскому перу очень часто для своих детищ выбирают названия, прямолинейно определяет ведущую тему текста (Гульсифат Шахиди «Ахриман - властитель тьмы», «Защити меня»; Дилором Атабаева «Мужчина мечты», «Спасительная любовь», «Волчица», «Бестия»; Нигина Мамаджанова «Нидо», «Сюзане судеб», «Фабрика грёз» и др.).

Несмотря на активное развитие женской прозы в сети Интернет, таджикской литературе, литературоведческих работ по исследованию именно таджикских писательских блогов, где блог бы рассматривался в ряду других проблем бытования словесности в Сети, на сегодняшний день отсутствует. В русском литературоведении термин сетература уже можно считать устоявшимся как среди пользователей сети, так и среди академических исследователей. В частности, мы можем указать на работы Д. Горчева «Сетература» [3] и М. Наседкиной «Сетература, или Neterature» [6], в которых этот термин используется как уже апробированный и подтвердивший свою жизнеспособность; при этом первые из двух указанных авторов (Д. Горчев, С. Корнев) принадлежат к поколению сетевых авторов и теоретиков, которые, собственно, и ввели в обиход само понятие «сетература», а работа М. Наседкиной представляет собой пример использования термина в академическом исследовании.

Под сетературой понимают либо художественные произведения, использующие возможности электронных коммуникаций, либо весь массив публикуемой в сети современной литературы.

Возникнув в конце 1990-х годов, за последнее десятилетие сетература получила стремительное распространение и в определенном смысле даже «потеснила» традиционную «бумажную» литературу. Оговоримся, что под современной литературой мы понимаем литературу XXI века -литературу, возникшую в современную политическую и социокультурную эпоху и характеризующуюся стилевым разнообразием и обновлением жанровой системы, слиянием художественного, публицистического, документального начал в повествовании, влиянием массовой культуры, диалогом с русской литературой и культурой, поисками новых типажей и героев времени, новых форм взаимодействия с читателями. Эти же свойства присущи и современной таджикской литературе в сети. Произведения таджикских литераторов в сетературе - это продукт нового тысячелетия.

Подчеркнем, что подавляющее большинство сетевых авторов публикуют в Интернете достаточно традиционную прозу, поэзию, публицистику и т.п., в большинстве своем не отличающуюся от печатной литературы, кроме как каналами распространения.

Современная таджикская литература в сети представляет собой огромный по количеству текстов и важный для развития литературного процесса, но фактически не исследованный культурный феномен, нуждающийся в научной рецепции. Новые сетевые формы бытования литературы ставят перед исследователями вопрос о филологической интерпретации качественных изменений

художественного сознания, о новых свойствах литературы, приобретаемых ею в современную технологическую эпоху, в условиях изменения особенностей коммуникации и профессионального статуса автора и читателя. Возникает необходимость в разработке филологической методологии, направленной на исследование современных способов создания художественного текста, ориентированных как на традиционные, так и на электронные каналы тиражирования (сетевые «писательские стратегии»).

Так, блог может выступать аналогом классической записной книжки писателя, как это происходит у таджикской писательницы Нигины Мамаджановой, начавшая свою писательскую деятельность в начале 2018 года с публикации своих заметок: «Чему я научилась в Америке?» в социальной сети Facebook. За короткое время ее заметки приобрели популярность среди читателей в Таджикистане и других странах Центральной Азии. Ее заметки стали своего рода путеводителем для тех, кто намерен или планирует переезд в США. Нигина Мамаджанова приобрела известность как онлайн-писательница после написания своей первой повести «Нидо», где главная героиня, преодолев все жизненные трудности, призывает женщин - жертв домашнего насилия не молчать. После публикации «Нидо» в социальных сетях, появились ряд других повестей: «Лунные желания», «Проклятие», «Живой дневник», «Замужем», «Хадиджа», написанных на основе реальных событий, о которых впервые заговорили жертвы разного рода насилия. Через свою исповедь женщины Таджикистана попытались донести свою боль до тех, кто считает, что в любых ситуациях женщина, унижения и обман во имя сохранения семьи или ради своих детей. Так называется автобиографическая повесть Нигины Мамаджоновой, в которой через судьбу своей героини Нидо, она рассказывает о своей жизни. Иными словами, сама автор - жертва домашнего насилия и устаревших предрассудков. Такие проблемы как влияние местных предрассудков на жизни людей, семейные конфликты, разводы, проблемы, связанные с воспитанием детей также, как и проблемы домашнего насилия уже давно не оставляют психолога равнодушной. «Женщины все еще являются уязвимым звеном таджикского общества. И если закон даёт им полное равноправие, то общество еще к этому не совсем готово, особенно, если говорить о женщинах, которые живут в районах и сельских местностях республики. Им необходима психологическая помощь», - уверяет Нигина Мамаджанова

Автор повестей о таджикских женщинах, включившая тексты, опубликованные ранее в ее блогах, подтверждает тенденцию к слиянию блога и собственно литературы. Взаимоотношения литературы и Интернета все более усложняются, ведение писателями собственных блогов оказывает влияние на их творчество: характерные для блога черты становится приметами текстов бумажных.

Важно также отметить, что как показал анализ книжной серии Н. Мамаджановой, созданная на основе блогов писательницы, вбирает в себя атрибуты Сети: мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность. Издав бумажные книги, Мамаджанова не оставляет ведения блога, так как блог необходим ей для того, чтобы осуществлять полноценную коммуникацию в современной культуре: для расширения творческого общения и продвижения своего творчества. Следует отметить, что язык эпохи, своеобразие современной языковой личности, особо выразительно отразились в названиях сетевой прозы, и именно в женской.

Нас в первую очередь интересуют истории таджикских блогеров-литераторов, а точнее, роль блога в их писательском творчестве. Для Г. Шахиди, Д. Атабаевой, Н. Мамаджановой и др. - это онлайновое хранилище записок, где каждый пост является отдельной темой, и, благодаря комментариям, способом сбора человеческого материала. Для примера можно привести тысяча читательских комментарий, где каждый из них стремится поделиться с автором произведения своим мнением, оценкой, собственной историей, опытом, наблюдением.

Для таджикских писательниц - блогеров сетевая литература стала способом творческого продвижения, значительно сокративший путь к популярности. Блог стал для них удобной возможностью получить от читателя мгновенную обратную реакцию на высказывание, говорить на различные темы, актуальные в современном обществе. В этих блогах современные писательницы держат своего читателя «всегда рядом». Пример один из таких постов Нигины Мамаджановой: «Милые женщины, иногда мы преувеличиваем свои достижения и идеализируем материнство, принимая это чуть ли не за героизм. Да, мы мамы, порой нам не легко, НО и мужчинам не легко! Особенно сейчас, когда нет рабочих мест, хорошего заработка (большинство) и на них лежит огромная ответственность как кормильца семьи. По сути, это стереотип, который достался нам в наследство от наших предков. Времена меняются, сейчас уже почти нет ни мужского, ни женского труда благодаря развитию технологии. Единственное, что должно поменяться в нашем обществе - это такое же равномерное распределение домашнего труда. Если муж и жена одинаково работают и зарабатывают, то необходимо, чтобы и домашние заботы они делили поровну, тогда и не будет конфликтов на бытовом уровне. Если же дома кормилец один, то другой берет на себя обязанности по дому. И за это медаль не ждут... Так, о чем я? О том, что мы должны уважать друг друга, не потому что я родила тебе детей, а ты меня кормишь, а потому что мы люди! Если бы даже у нас не было мужа

и детей, мы бы по любому убирались бы дома, готовили бы обед, ухаживали бы за собой и зарабатывали бы деньги, правда? Все, что мы делаем, мы делаем, прежде всего, для себя, для своего выживания!

Мы просим мужчин быть благодарными за все. А что мы делаем сами? Как часто мы хвалим мужчин/мужей? Как часто мы их благодарим? Как часто мы им улыбаемся и говорим ласковые слова? Как часто мы их обнимаем? Как часто мы им говорим - не переживай, все будет хорошо!» (пост от 07 июня 2021 года в группе «Нидо» в ФБ).

Писательница старается выдерживать внутреннюю ритмику, стилистику в своих постах, что наталкивает мысль о том, что блог и художественное произведение альтернативны для писательницы.

Писатели - блогеры изживают свою боль через посты и признаются в этом открыто: «Уважаемые мои читатели, да и просто прохожие, среди вас есть те, которые не знакомы с моим творчеством или активностью, что я веду последние три года. Были разного рода реакции: оскорбления, угрозы и прочие глупости. С первых дней своей деятельности я выбрала свой путь и не сверну с него, потому как считаю это своим гражданским долгом и личным вкладом в борьбе против предрассудков, которые не отвечают ни нормам светского государства, ни канонам религии. Предрассудки, за которые зубами ухватились те, кто сам не знал счастья и не дает другим быть счастливыми. Предрассудки, которые стали орудием унижения и подчинение тех, кто слабее, кто находится в уязвимом положении.

С первых дней я предупреждала Вас, что все, что я пишу, и о чем я пишу, основаны на реальных событиях и прежде, чем писать я перепроверяю информацию, чтобы не вводить людей в заблуждение. Для чего? Для информирования, для того, чтобы знали, что творится у вас под носом, для того чтобы брать на вооружение и соответственно воспитывать своих детей. В мире технологии вы не сможете оградить их от источников информации, но вы сможете привить им способность отличать информационный хлам от нужной и полезной информации, и чтобы знали, как отвечать на вопросы, как маленьких, так и взрослых детей.

Я принципиально работаю одна, без финансовой поддержки доноров, без привлечения других лиц, только так я имею возможность не плясать под чужую дудку и независимо высказывать свое личное мнение. Повторюсь, я строго придерживаюсь позиции невмешательства в политику и в религию!

Я очень хорошо воспринимаю конструктивную критику, которая позволяет мне работать над недостатками и улучшить какие-то моменты. Я понимаю и поддерживаю ваше негодование относительно случаев и тем, которые порой не воспринимает ваша психика. Все темы, о которых я пишу всегда были, есть и остаются и думаю никуда не денутся по причине того, что люди не хотят это знать, не хотят слышать, а значит ничего не делать, чтобы остановить это безобразие или хотя бы защитить своих детей, которые не готовы принять и переварить тот объём информации, который обрушивается через интернет на их неподготовленную психику. Понимаю и поддерживаю, НО оскорблений и обвинений в пропаганде я не приемлю, и просто буду блокировать тех, кто любит заглядывать на страницу и оставлять свой вонючий след! С первых дней я с вами честна и уважаю каждого из вас! Будьте любезны соблюдать правила этой группы и уважать мнения друг друга. А напоследок повторюсь: ЗДЕСЬ НЕТ ЗАПРЕТНЫХ ТЕМ! Желаю всем доброго вечера!» (из поста, написанного блогером 10 июня 2021 г. в группе «Нидо», созданном Н. Мамаджановой).

Писательские блоги формируют сегодня новые направления и течения в литературе - это своего рода виртуальные дневники о том, как появляются целое течение новой социальной литературы.

Проблема взаимодействия литературы и Интернета - одна из ключевых в современных литературоведческих исследованиях, ведь сам объект изучения развивается чрезвычайно быстро. Постепенно в критике и литературоведении появляются такие гибридные термины, как «книга-блог» или синонимичные «роман-блог» и «блог-роман».

По мнению Абашевой М.П., блог влияет на природу традиционных литературных жанров и в этом контексте она цитирует С. Оробия: «блогопись существенно меняет формулу ключевого жанра литературы -романа» [1,с.105]. Сравнивая современный роман, родившийся «из музыки блога», с романом в понимании Белинского («эпос частной жизни»), литературовед пишет: «собственная, частная жизнь сегодня кардинально переосмыслена. «Своё», «личное» плотно встроено в коллективное бессознательное Сети. Квазианонимность, что царит на её просторах, деформирует идентичность» [1,с105].

Ряд современных исследователей связывают специфику блог-литературы с технологическими особенностями создания и бытования текста. Понятием «блоглитература» сегодня обозначают «художественные произведения, которые пишутся в формате блога» [9,с.274] и, что важно, написанные «с использованием технологий блог-сервисов».

О.А. Шульга относит к блог-литературе и писательское творчество в традиционном понимании, когда автор публикует свое произведение по главам, не адаптированным к дневниковому формату, «при написании которых никак не использовался движок блога», но «процесс написания такого произведения является интерактивным и дальнейшее развитие сюжета может зависеть от комментариев» [9,с 276]. В этом определении ключевым свойством блог-литературы оказывается интерактивность, возможность читательского сотворчества.

Блог становится органичной современности формой высказывания, близкой по природе письма многим современным писателям. Исследователи литературы не могут не учитывать новой реальности - существования блогосферы и писательского сегмента в ней - и должны вырабатывать адекватные способы изучения.

Очевидно, что развитию женской прозы в современной таджикской литературе способствовали в первую очередь писательские блоги. Обобщая наше исследование в области роли блогосферы в развитии «женской прозы» в таджикской литературе, можно выделить его основные свойства - это интерактивность, гипертекстуальность, направляющая читательское внимание: переходя от ссылки к ссылке, пользователь строит собственную стратегию чтения и конечный текст складывается в читательском сознании, бессюжетность, фрагментарность, лаконичность, монтажность, полифоничность (многоголосие читательских комментариев), жанровое разнообразие.

Безусловно, отмеченные особенности не различают любой блог и блог как литературную форму, но именно в писательских блогах они реализуются и проявляются достаточно ярко.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: блог литератора не отличается от любого другого блога в основных параметрах, но обладает большей текстоцентричностью и жанровым разнообразием, а также специфическими функциями: черновика, записной книжки, творческой лаборатории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашева М.П., Максимова Т.О. Блог-литература как феномен: опыты Евгения Гришковца// Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология.2017.Т.9.вып.4.С.103-112

2. Атои Зулфия. Весенняя птица: Стихи. Пер.Т.Смертина.Душанбе. «Деваштич», 2004.-174с.

1. Горчев Д. Сетература // Терабайт. - 2000. - N2. http://www.netslova.ru/gorchev/seteratura.html), С. Корнева «Теория сетературы» (Корнев С. Теория сетературы // Новое Литературное обозрение. 1998. - №4(32). - С. 29-47]

2. Гулрухсор. Занони Сабзбахор (марзи номус). Чопи дуввум. - Душанбе: «Эр-граф», 2018. - 432 с.

3. Мамаджанова H.A. Нидо. Голос Нидо. (две повести). - Душанбе: Адиб, 2019. - 256 с.

4. Наседкина М. Сетература, или Neterature // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика. - 2001. - № 5. - C. 35-38

5. Оробий С. Рождение романа из музыки блога? // Homo Legens. 2012. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/homo_legens/2012/1/rozhdenie-romana-iz-muzyki-bloga-pr.html (дата обращения: 07.11.2021).

6. Расулзаде Зебунисо. Панднаме - Худжанд, 2019. -114с.

10. Шульга О.А. Основные жанровые разновидности интернет-текстов //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия:Филология, история, востоковедение. 2009. № 3. С. 274-276.

Интернет источники

7. .https://www.theguardian.com/technology/2006/apr/03/news.newmedia1/

8. .https://medium.com/@asiaplustj/садои-нидо-таджикская-онлайн-писательница-призывает-женщин-не-молчать-о-насилии-cf60dc3b 17a5

9. .https ://mir-knig. com/read_330583-2

10. https://stihi.ru/2018/02/11/3474

11. .https://www.facebook.com/zinaida.rasulova.9

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ««ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ» В ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья рассматривает исследование феномена сетевая литература, что изначально находится в оппозиции по отношению к традиционной бумажной и все больше укрепляет свои позиции. Автор утверждает, что в последние годы интернет - проза стала служить новой формой существования таджикской литературы. Также одним из самых ярких показателей эпохи в литературе являются форма и способ подачи произведения. Зачастую поэты используют формат блога, для того чтобы выкладывать свои произведения. На данный момент самыми популярными площадками становятся социальные сети, такие как Facebook, Контакт. Среди авторов - женщин, которые активно используют такую форму коммуникации с читателем, можно выделить Гулрухсор Сафиеву, Зулфию Атои, Зебунисо Расулзаде и др.

Важно подчеркнуть, что развитию женской прозы в современной таджикской литературе способствовали в первую очередь писательские блоги. Обобщая наше исследование в области роли блогосферы в развитии «женской прозы» в таджикской литературе, можно выделить его основные свойства - это интерактивность, гипертекстуальность,

Ключевые слова: «женская проза», блог, сетература, интернет, текстоцентричность, таджикская литература, гипертекстуальность, интерактивность.

LITERARY BLOG AS THE MAIN MEANS OF THE DEVELOPMENT OF «WOMEN'S PROSE» IN TAJIK LITERATURE

The article considers the study of the phenomenon of network literature, which is initially in opposition to traditional paper literature and is increasingly strengthening its position. The author argues that in recent years, Internet prose has begun to serve as a new form of existence for Tajik literature. Also, one of the most striking indicators of the era in literature is the form and method of presenting the work. Often poets use the blog format to post their works. At the moment, the most popular platforms are social networks such as Facebook, Contact. Among the authors - women who actively use this form of communication with the reader, one can single out Gulrukhsor Safiyeva, Zulfiya Atoi, Zebuniso Rasulzade and others.

It is important to emphasize that the development of women's prose in modern Tajik literature was facilitated primarily by writers» blogs. Summarizing our research on the role of the blogosphere in the development of «women's prose» in Tajik literature, we can single out its main properties - interactivity, hypertextuality,

Key words: «women's prose», blog, literature, Internet, text-centricity, Tajik literature, hypertextuality, interactivity.

Сведения об авторе:

Субхонкулова Сурайё Акбаралиевна, Таджикский государственный педагогический университета им. С. Айни, старший преподаватель кафедры русской и мировой литературы адрес:734003,Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки121.Телефон: (+992)935080805; E-mail: subhonsura@gmail.com, Тел.: (+992)935080805

About the author:

Subkhonkulova Surayo Akbaralievna,- Tajik State Pedagogic University named after S. Aini, Senior Lecturer at the Department of Russian and World Literature.Address: 734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue121. Tel.: (+992)935080805

МАТНШИНОСИИ ГАЗАЛИЁТИ АМИР ХУСРАВИ ДЕ^ЛАВЙ

Шарофова Ш.

Донишгощ давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Fафуров

Амир Хусрави Дехлавй аз пуркортарин шоирони форсизабони Хрнд ба шумор рафта, бо эчодиёти гуногунпахлуяш, чун маснавихои дилнишин, достонхои таърихй, рисолаву асархои пурмазмун дар таърихи адабиёти форсу точик чойгохи хосро дарёфт намудааст. Дар баробари ин эчоди газащои устодона як бахши мухими фаъолияти шоирро фарогир аст, ки метавон гуфт яке аз омилхои аслии шухрати вай ба хамин бахши мухими эчодаш пайванд дорад.

Мероси адабии Амир Хусрав борхо дар кишвархои Хиндустон, Покистон, Эрон ва Точикистон ба гунахои «куллиёт», «девон» ва «мунтахабот» нашр шудааст, ки бегумон ин осори интишорёфта барои муаррифии шоистаи ин «тутии шаккархои Хиндустон» накши муассир гузоштаанд. Аммо нуктаи дигари добили таъкид он аст, ки ин нашрхои зиёд омили воридшавии як катор галагхо дар ашъори у (хусусан газалиёташ) низ гардидаанд, ки масъалаи мехварии тадкики моро дар ин макола хамин бахс фарохам овардааст.

Харчанд ки оиди макоми Амир Хусрав ва пахлухои гуногуни осори у тахкикотхои фаровон анчом ёфтаанд, аммо масъалаи матншиносии газалиёташ ба истиснои чанд макола [7;8;10;) хануз ба таври шоиста мавриди баррасй карор нагирифтааст. Аз ин ру, дар маколаи мавриди назар мо мукоисаи чандин нашрхои девони газалиёти шоирро [1; 2; 3; 4; 5] ба рох монда, галагхои мавчударо ошкор, гунаи сахехи абёт ва бартарии онхоро зикр намудем, зеро «тахкики матн тахкурсиест, ки тадкикотхои дигар бар пояи он карор мегирад» [6, 9].

Нусхахои мукоисашуда шартан бо харфхои зерин ишорат шудаанд: Н. (ч.с) - нусхаи чопи сангии Покистон; Д(К) - «Девони комили Амир Хусрав» бо тасхехи М. Дарвеш ва мукаддимаи С. Нафисй; Д(М.Р) «Девони газалиёти Амир Хусрав» бо тасхехи Икболи Салохиддин ва мукаддимаи М. Рушан; Т - нусхахои точикистонй. Т(М) - «Мунтахабот» - и Амир Хусрав бо кушиш М. Бакоев; T(F) -«F азалиёт» - и Амир Хусрав (силсилаи «Ахтарони адаб»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тафовути нашрхои мазкурро метавон чунин дастабандй намуд:

A) Микдори абёт;

Б) Ивазшавии чойи абёт;

B) Дигаргунии калима, таркиб, ибора, мисраъ ва байтхо;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.