Научная статья на тему '«Литературные чтения» в контексте изменяющегося мира'

«Литературные чтения» в контексте изменяющегося мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Литературные чтения» в контексте изменяющегося мира»

Е. И. Анненкова

«Литературные чтения» в контексте изменяющегося мира

156-й том «Трудов» Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств создан педагогами кафедры литературы при участии ученых Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и др. Название сборника, «Литературные чтения», на наш взгляд, точно отразило принципиальное желание его авторов освободиться от жесткой регламентации тематики, учесть многообразие научных интересов современных литературоведов.

Вышедшая осенью 2003 г. книга - логическое продолжение сборника «Время. Личность. Культура», подготовленного тем же коллективом пять лет назад. Обе книги привлекают внимание не только подбором авторов и предметами их исследований, но, прежде всего, нестандартным взглядом на общий процесс развития современного литературоведения. Статьи «Литературных чтений» посвящены изучению творчества русских и зарубежных писателей в культурологическом и историко-функциональном контексте эпох, исследованиям в области теории и истории литературы, театра, анализу современного литературного процесса в России и за рубежом. Сборник интересен именно многообразием путей, ведущих современных филологов к художественному тексту. Особенно ярко это проявляется тогда, когда рядом оказываются работы, посвященные одному и тому же писателю.

В центре внимания исследователей - ключевые фигуры историко-литературного процесса. Но тем важнее неожиданный ракурс, найденный в анализе великого наследия. Особенно интересным это становится тогда, когда работы посвящены одному и тому же писателю, например, И. Бунину или Л. Андрееву.

Статья В. Я. Гречнева «О поэзии Бунина» едва ли не впервые вводит лирическое наследие писателя в контекст его философских, этических и эстетических исканий. В другом ракурсе мировоззренческие искания И. А. Бунина раскрываются в статье О. В. Сливицкой «Память как тема и память как оптика: Эстетика Бунина». В яркой статье Л. А. Иезуитовой проза Л. Н. Андреева прочтена в контексте библейских мотивов и аллюзий. И в той же книге в статьях Л. Н. Кен и О. В. Вологиной однолинейные, казалось бы, элементы творчества писателя тоже говорят о путях художественного постижения бытийных законов жизни, их преломления в кризисном состоянии эпохи.

Многие материалы «Литературных чтений» дискуссионны, провоцируют спор. И в этом - плодотворность разговора о состоянии современного литературного процесса в статье В. М. Акимова. Но сборник выстроен так, что идея распада «литературоцентристской» модели русской культуры в конце XX в., высказанная исследователем, предваряется всесторонним и полноценным анализом формирования собственно этой модели в веке XIX и первой половине века XX (статьи О. Н. Кулишкиной, Г. А. Романовой, М. К. Лопачевой, Л. С. Пушкаревой и др.).

В кругу исследований такие значительные писатели, как Н. В. Гоголь и А. Платонов, поэзия Г. Иванова, мистификации под псевдонимом Козьма Прутков, так и целая когорта «драмоделов» 1920-х гг. (статья Г. А. Романовой), логика и приемы которых окажутся характерными впоследствии для всего XX в., станут своего рода шагом к распаду эстетики русской культуры, речь о которой шла в разговоре о современности. Однако в статьях Г. А. Романовой, Л. С. Пушкаревой становится очевидной и незатухающая

168 Вестник СПбГУКИ - декабрь- 2004

традиция духовного самостояния русской литературы даже на трагических изломах истории.

Нечто подобное можно увидеть и в аналитическом обзоре творческих аспектов деятельности различных зарубежных писателей. В этом смысле очень плодотворным оказался диалог специалистов в области русской и зарубежной литературы, ведь достаточно редко их труды оказываются под одной обложкой. Он безмятежной игривости «сокровенного языка» И.-В. Гете (К. И. Шарафадина) возникает переход к личности мятущейся, разрушающей канонизированную чопорность немецкой прозы (Д. Л. Чавчанидзе), обретающей свободу ценой потери тихого мещанского мира, «игры в жизнь» (А. А. Чамеев)... Органическое слияние христианских и мифологических мотивов в осмыслении Эдмундом Спенсером земной и загробной судьбы в работе И. И. Буровой предшествует взрыву имморализма, вызванного денежными отношениями героев русской и французской литературы (от де Сада до Достоевского) в статье Н. В. Тимофеевой. Казалось, абсолютно современное творчество Кундеры В. Д. Алташина убедительно связывает с традициями, идущими от Дидро.

Мифологизированна гармония литературы прошлых лет, в чем-то идеализированная с позиции «всеохватности», всеядности богатства мировой проблематики вступает в нынешний век в шуме разговоров о подмене ее визуальными ценностями и виртуальным началом. Сборник СПбГУКИ убедительно и ярко доказывает: прошлое и настоящее - не два противостоящих друг другу лагеря, но две крайние позиции, вытекающие из одного источника, истории мировой литературы, с ее духовными исканиями, обретениями и поражениями.

Конечно, как в любом сборнике, тут есть статьи «получше» и «похуже», есть те, что убеждают абсолютно, есть те, с которыми можно спорить. Но отдельные просчеты не замечаются в контексте общей обеспокоенности авторского коллектива за судьбы времени и его главного достижения -высокой культуры, направленной на служение гуманизму, а не разрушительности. Быть может поэтому, начиная чтение «выборочно», в соответствии с профессиональными интересами, читатель все равно приходит к необходимости познакомиться со статьями сборника в том порядке, в каком его разместила редакционная коллегия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.