Научная статья на тему 'Литературное “поколение интернета” и рэп-культура: векторы научной и критической рецепции'

Литературное “поколение интернета” и рэп-культура: векторы научной и критической рецепции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
583
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное поколение / “поколение 90-х” / “поколение интернета” / переходное мышление / герой поколения / рэп-поэзия / рэп-баттл. / cultural generation / “generation of the 1990 s” / transitional thinking / hero of the time / “generation of the Internet” / rap-poetry / rap-battle.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Василевич Елена

Данная статья посвящена определению векторов научного и общественного обсуждения феномена “поколения интернета” и рэп-культуре, как одной из ее презентаций. Определению базовых знаков рефлексии, определения, описания этого культурного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LITERARY “GENERATION OF THE INTERNET” AND THE RAP CULTURE: VECTORS OF THE SCIENTIFIC AND THE CRITICAL RECEPTION

This article is devoted to the definition of the vectors of scientific and public discussion of the phenomenon of the “Internet generation” and rap culture, as one of its presentations. The definition of the basic signs of reflection, definition, description of this cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Литературное “поколение интернета” и рэп-культура: векторы научной и критической рецепции»

https://doi.org/10.29013/EJLL-19-4-37-41

Vasilevich Elena,

PhD, the assistant of the Taras Shevchenko Kiev State University the Philology Institute the Russian Philology Department E-mail: [email protected]

THE LITERARY "GENERATION OF THE INTERNET" AND THE RAP CULTURE: VECTORS OF THE SCIENTIFIC AND THE CRITICAL RECEPTION

Abstract. This article is devoted to the definition of the vectors of scientific and public discussion of the phenomenon of the "Internet generation" and rap culture, as one of its presentations. The definition of the basic signs of reflection, definition, description of this cultural phenomenon.

Keywords: cultural generation, "generation of the 1990 s", transitional thinking, hero of the time, "generation of the Internet", rap-poetry, rap-battle.

Василевич Елена, к.филол.н., ассистент кафедры русской филологии Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко E-mail: [email protected]

ЛИТЕРАТУРНОЕ "ПОКОЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТА" И РЭП-КУЛЬТУРА: ВЕКТОРЫ НАУЧНОЙ И КРИТИЧЕСКОЙ РЕЦЕПЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена определению векторов научного и общественного обсуждения феномена "поколения интернета" и рэп-культуре, как одной из ее презентаций. Определению базовых знаков рефлексии, определения, описания этого культурного явления.

Ключевые слова: культурное поколение, "поколение 90-х", "поколение интернета", переходное мышление, герой поколения, рэп-поэзия, рэп-баттл.

Начало XXI века ставит перед исследователя- дая литература подтвердила влияние мировоспри-

ми современного литературного процесса новые ятия поколения на поиски современной литера-

задачи. В настоящее время планомерно изучает- туры, укрепила позиции такого аспекта изучения

ся новое явление - творчество двадцатилетних художественной словесности, как «поколенче-

наряду со все еще недостаточно изученным яв- ский». В настоящее время, ученые спорят о том,

лением - творчеством «поколения 1990-х". Хотя насколько вообще корректно говорить о новом

"Генерация 1990-х" все еще продолжает активно поколении, устоявшегося названия которому

изучаться на материале немецкой, французской, пока не существует: "поколение двадцатилетних",

украинской, русской литератур в работах О. Па- "миллениалы", "поколение нулевых", "поколение

новой [1], Н. Пахсарьян [2], Е. Соколовой [3], Z", "поколение X". Возможно ли выделить типоло-

А. Мережинской [4], Е. Василевич [4] и др. Моло- гические черты и описать новаторство феномена.

Знаменательно, что появление новой культурной генерации и оформление ее как самостоятельного явления отмечают исследователи разных литератур. В этом видится глобальность данного феномена, его связь не только с этапами развития конкретной литературы, но и с общим культурным кризисом. Эту связь подчеркивает А. Мере-жинская, отмечая, что творческие поиски нового поколения драматизируются общим кризисным контекстом и одновременно открывают новые возможности в рамках смены культурных парадигм. Творчество молодых ассоциируется с общим процессом «формирования нового мировосприятия, языков культуры, способных описать сложную динамичную реальность. Фиксируется географический размах явления <...> Отмечается и его глобальность: возникновение новых видов искусства и модификации старых, актуализация видео-арта, reality-shows, дизайна, электронной музыки, субкультуры Интернета и др. Причем эти новации, ассоциирующиеся именно с творчеством молодых, затрагивают всех <...> « [5]. Главным объединяющим фактором для этой молодой генерации исследовательница называет попытку формулирования своей сверхзадачи, а в связи с этим и повышенную авторефлексию. А. Мережинская выделяет следующие особенности художественной парадигмы новой генерации в русской литературе: 1) стремление к выработке глобальной идеи, которая концентрировала бы картину мира, организовывала бы мир-хаос переходного времени; 2) обращение к философскому и художественному коду русской литературы, восточных и западных культур, отталкиваясь от ближайшего опыта (традиции "новой волны", постмодернизма); 3) смена пессимистического модуса оптимистическим; 4) создание новых моделей героя, переосмысление традиционных; 5) акцент на рассказывании "простых историй" (в противовес постмодернистскому экспериментированию) [6].

И. Кукулин также отмечает существенные сдвиги в русской поэзии на протяжении 1990-

2000-х годов, причем, не только эстетического, но и антропологического характера: изменилось само представление о фигуре поэта и его отношениях с окружающим миром [7]. Куклин говорит о начале нового этапа в развитии русской поэзии, который после короткого периода инерционной динамики наступил во второй половине 2000-х годов. Также речь идет о появлении во второй половине 2000-х новой поэтической парадигмы. При этом, исследователь подчеркивает, что поколенче-ская проблематика, как она виделась в 90-е годы, в 2000-е резко усложняется, и традиционные по-коленческие деления в настоящее время «работают» хуже. Однако дискуссии о новом поколении, идущем вослед «Поколению 90-х», о «воспринявших и переосмысливших опыт своих предшественников» [6, C. 208] продолжаются, как и традиции рассматривать современный литературный процесс в контексте сменяемости поколений.

Об изменениях антропологического характера в культуре говорит и Михаил Эпштейн. Новое поколение он именует "поколением интернета (ПИ)". "Интеллектуальная инициатива стала переходить к новому поколению - первопроходчикам виртуальных миров ... ПИ предоставило

и п

"мертвецам хоронить своих мертвецов", устремившись к тем новым, фантастическим, постреальным, точнее, прото-виртуальным объектам, которые оно само могло конструировать. Мир, где, казалось, не могло быть уже ничего нового, вдруг ворвалась конструктивная новизна, пафос бурного заселения новых территорий психореальности, инфореальности, биореальности" [8]. Начало XXI века Эпштейн определяет как начало новой, виртуальной эры, пока еще нам неизвестной цивилизации, строить которую будет новое поколение - поколение интернета - generation ПИ (невозможно обойтись без Пелевина в современной культуре). Эта ситуация, как нам представляется, недалекого, но все же будущего, однако интернет уже в значительной степени влияет на нашу картину мира и условия существования в нем. Для

молодого поколения интернет давно стал общей средой существования. Больше не нужны толстые журналы, радиостанции, телеканалы, поскольку интернет предоставляет совершенно иные возможности моментального включения в глобальное медийное пространство. Некоторые исследователи даже связывают постепенное углубление интереса к литературе с расширением возможностей у начинающих авторов для публикации.

Целью настоящей статьи является определение векторов научного и общественного обсуждения феномена поколения интернета и определение базовых знаков его рефлексии, определения, описания.

Показательно, что "в 2017 году Оксфордский словарь выбрал словом года Youthquake, что можно перевести как «юнотрясение» или « младов-стряска» (как производная от Youth =молодежь и earthquake =землятрясение)" [9]. Оно означает культурные, политические и социальные сдвиги, которые произошли под влиянием молодежи. Хотя впервые слово было предложено еще в 1965 году Дианой Вриланд - главным редактором американского журнала Vogue, в материале о переменах в музыке и моде. И вот спустя 50 лет, после первого употребления, оно выигрывает статус -слово года. У редакции есть два объяснения этому: во-первых, его использовали в 5 раз чаще, чем в 2016, а, во-вторых, во многих англоязычных странах молодежь в этом году стала более политически активной. Все это знаменует признание достижений именно молодого поколения и его влияния на современный культурный, политический, социальный контекст, а также представляет глобальный характер явления в современной культуре.

Не только оксфордский словарь, но многие интернет-ресурсы подводят своеобразные итоги года, выбирая по статистическим поисковым показателям топовые позиции среди культурных явлений, персоналий и понятий. Эта статистика является определенным источником информации, позволяющей делать выводы о тех или иных

тенденциях в обществе, все они могут рассматриваться, как штрихи к культурному портрету того периода времени, к которому относятся.

В 2017 году в десятку финалистов явлений года вошло понятие «Рэп-баттл» [10] - словесная дуэль-поединок, что представляется нам вполне закономерным, поскольку популярность этого феномена стала поразительной. В интересе к рэп-баттлам признаются люди, казалось бы, совершенно далекие от этой молодежной субкультуры. О причинах популярности поединков между рэпперами рассуждают литераторы и журналисты: речь идет о происхождении жанра поэтической дуэли, о связях "баттла" с культурными традициями античности и средневековья и т.д. Да и сам формат баттлов стал очень модным. Рэп-баттл между рэперами Оксимироном и Гнойным (он же Вячеслав Машнов), который состоялся в августе 2017 года, стал самым рейтинговым за всю историю проведения в России рэп-баттлов: 29 млн. просмотров, а имена Гнойного и Оксимирона вышли на пик популярности по числу запросов поисковой системы Google среди российских пользователей. На канале "Культура" осенью 2017 года вышло ток-шоу под названием "Рэп-новый вид литературы". Альбом Оксимирона "Горгород" стал самым популярным и обсуждаемым музыкальным альбомом за последние годы. Кроме того, впервые рэп-альбом был выдвинут на соискание литературной премии. Альбом "Горгород" вошел в лонг-лист литературной премии имени философа Александра Пятигорского. Интервью Мирона Федорова русской версии журнала "Interview" стало самым рейтинговым за всю историю журнала, по признанию его главного редактора Алены Долецкой.

Оксимирона практически единогласно признают лидером рэп-субкультуры - в значительной степени повлиявшим на становление и развитие русского рэпа. "If you pick only one name from today's Russian rap, it's got to be Oxxxymiron" [11],- говорится в материале, посвященном русскому рэпу на

молодежной европейской новостной платформе. При этом, Оксимирон остается независимым артистом, не связанным контрактами с крупными звукозаписывающими компаниями, все свои треки и альбомы он выкладывает в сети в свободном доступе, и сам занимается организацией своих концертов, доказывая своим примером, что для современного поколения интернет рождает невероятные возможности. Можно говорить о том, что личности такого масштаба популярности давно не было в русской молодежной культуре. Показательно, что тексты Оксимирона вызвали резонанс и среди аудитории далекой от этой молодежной субкультуры. Антон Долин, известный кинокритик, говорит о том, что "был практически шокирован качеством текста. <.. .> Там действительно настолько плотный, метафоричный, ритмически здорово организованный текст, что человек, недостаточно внимательно в это вслушивающийся, способен перепутать их с каким-то хрестоматийным стихотворением" [12].

Коллега по поэтическому цеху Вера Полозкова отмечает, "Мирона обожают те, кто не знает больше ни одного имени в русском рэпе, по довольно простой причине: он настоящий русский поэт и масштаб его личности начисто сносит рамки гетто, в котором он произрос. Ты оказываешься застигнут врасплох, когда татуированный, наголо бритый парень с тяжелым взглядом вперемешку с крепким матом поминает в текстах Лотреамона, Гелиогабала, Черубину де Габриак и «Некрономикон» Лавкраф-та, но, шагнув чуть дальше этого первого изумления, обнаруживаешь, что дело даже не в эрудиции: это просто рефлексирующий, точный, невероятно одаренный технически, беспощадный к себе и лицемерным социальным конвенциям поэт - в том смысле, в каком поэтами являлись Высоцкий, Башлачев, Науменко и другие. Первый за долгие годы призванный объединить на своих концертах поколения 40-летних и 17-летних, богему и рэп-тусовку, молодую сердитую контркультуру и седую начитанную элиту, внезапно обретшую в «мальчике с улиц» блестящего собеседника" [12].

Дмитрий Быков, тоже неоднократно высказывавшийся на тему популярности в современной культуре такого формата словесных поединков, говорит о том, что "Оксимирона часто и не без оснований называют серьезным поэтом" [13].

С одной стороны, многие исследователи современного культурного процесса отмечают стремление синтезу в искусстве - к созданию многомерной культуры. С другой, некоторой дилеммой для исследователя феномена синтетического искусства все еще остается корректность вычленения именно вербального компонента из общего сплава: музыкального, литературного и драматического, однако, в литературоведении подобный опыт уже имеется. Существуют многочисленные работы по изучению драматических текстов, фольклорных текстов, поэзии Высоцкого, Визбора, в 90-е объектом активного изучения станут тексты рок-поэзии, в 2016 году Нобелевскую премию по литературе получит американский автор и исполнитель Боб Дилан, да и номинация на литературную премию в 2017 году Мирона Федорова тоже подтверждает возможность подобного научного рассмотрения именно словесного компонента.

Выводы. Научная и критическая рефлексия фиксирует факт формирования новой культурной общности "поколения интернета", признает его связь с "поколением 90-х", но и фиксирует новаторские черты.

Феномен оценивается как глобальный, присущий многим западным культурам. Кодовыми словами для его обозначения избираются Уои1^иаке, "рэп-баттл".

Яркой репрезентативной составляющей явления признается рэп-культура. Ученые полагают возможное отдельное изучение и оценивание этого синтетического явления. В характеристиках поэтической части феномена подчеркивается интертекстуальность, интермедиальность, диалог культур, новая искренность, игровой компонент, авторефлексия.

Фиксируется повышенное внимание обще- языку. Вырабатывается своеобразная шкала ав-

ства в разных западных странах к феномену торитетов, современных знаковых фигур фено-

рэп-культуры и его своеобразной стилистике, мена.

References:

1. Панова О. Ю. Пути современной прозы Великобритании и США // Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже XX - XXI вв.): Сб. науч. трудов.- М.: ИНИОН РАН, 2006.- С. 142-177.

2. Пахсарьян Н. Т. Современный французский роман на путях преодоления кризиса // Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже XX - XXI вв.): Сб. науч. трудов.- М.: ИНИОН РАН, 2006.- С. 8-43.

3. Соколова Е. В. Современная литература Германии: Поиски выхода из постмодернизма // Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже XX - XXI вв.): Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН.- М., 2006.

4. Василевич Е. А., Мережинская А. Ю. Литература «поколения 90-х». Учебн. пособие. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко.- Киев: Логос, 2018.

5. Мережинская А. Ю. «Поколение 90-х» и «двадцатилетние». Типологические черты литературного направления. Статья первая // Русская литература. Исследования: Сб. научных трудов / Киев. нац. ун-т им. Тараса Шевченко: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко. Редкол.: А. Ю. Мережинская и др.- К.: «СПД Карпук С. В.», 2009.- Вып. 13.- 262 c.

6. Мережинская А. Ю. Современные тенденции развития литературы: учебное пособие / А. Ю. Мережинская.- Киев: Логос, 2016.- 208 с.

7. Кукулин И. Создать человека, пока ты не человек. Электронный доступ: URL:http://magazines. russ.ru/novyi_mi/2010/1/ku11.htmlhttp

8. Михаил Эпштейн De'but de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века. Режим электронного доступа: URL:http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/epsh.html

9. URL:https://meduza.io/news/2017/12/15/oksfordskiy-slovar-vybral-slovom-goda-youthquake-znachimoe-izmenenie-vyzvannoe-molodezhyu

10. URL:https://www.rbc.ru/society/26/12/2017/5a41825c9a7947a16649dd66

11. Anastasiia Fedorava 8 Emerging Russian Rappers You Need To Know режим электронного доступа: URL:https://www.highsnobiety.com/2017/11/07/8-russian-rappers-to-know

12. URL:https: //daily.afisha.ru/music/2089-moskovskie-intellektualy-otkryvayut-dlya-sebya-oksimirona/

13. URL:https://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20170822-parenaya-repa-dmitriy-bykov-o-bat-tle-oxxxymiron-vs-gnoynyy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.