Section 2. Literature
Vasilevich Elena, Ph D., assistant of the Taras Shevchenko Kiev State University the Russian Philology Department of The Philology Institute E-mail: [email protected]
SUNG-POETRY: EVOLUTION WITHIN GENERATIONS
Abstract: This articles describes the phenomenon of the sung-poetry evolution within generations in the contemporary Russian literature.
Keywords: sung-poetry, autoreflexion, generation, hip-hop, subculture, underground, pock-poetry, rap-poetry.
Василевич Елена Александровна, к.филол.н, ассистент кафедры русской филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко E-mail: [email protected]
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: ДИНАМИКА В ПОКОЛЕНИЯХ
Аннотация: В статье рассматривается феномен эволюции авторской песни в контексте сменяемости поколений в современной русской литературе.
Ключевые слова: авторская песня, авторефлексия, поколение, андеграунд, хип-хоп, субкультура, рок-поэзия, рэп-поэзия.
Обострение социальных, культурных про- и в литературоведении идут активные дискуссии
тиворечий современной эпохи привлекло к из- о феномене поколений в современной литературе. учению проблемы поколения ученых разных Исследователи говорят о нескольких поколениях
областей знания - социологов, культурологов, в современной литературе. М. Черняк выделяет
демографов, а также литературоведов, поскольку тех, кто существовал в недрах советской литера-
культурная идентичность поколения фиксирует- туры, тех, кто работал в андеграунде литературы,
ся, становится легитимной и влиятельной именно и тех, кто начал писать совсем недавно. Указывая
в художественных текстах. на то, «что у представителей поколений принци-
Пространство современной литературы пред- пиально различное отношение к слову, к его функ-
ставляет собой весьма пеструю и неоднородную ционированию в тексте» [1], исследовательница
картину. В настоящее время литературной критике выделяет писателей-шестидесятников, поколение
70-х (называвших себя «поколением отставших»), поколение, ворвавшееся в литературный процесс на излете перестройки, а также выделяет поколение, вошедшее в литературу в конце 90-х. Тех, о которых В. Ерофеев сказал: «Молодые писатели - первое за всю историю России поколение свободных людей, без государственной и внутренней цензуры, распевающих себе под нос случайные рекламные песенки. Новая литература не верит в «счастливые социальные изменения и моральный пафос, в отличие от либеральной литературы 60-х годов. Ей надоели бесконечные разочарования в человеке и мире, анализ зла (литература андеграунда 70-80х гг.). Вместо концептуальных пародий на социалистический реализм она балдеет от «большого стиля» [2].
Независимо от того, насколько дискуссионными остаются общетеоретические вопросы динамики литературных поколений, исследователи планомерно изучают новое явление - творчество «поколения 1990-х». Знаменательно, что его появление и оформление как самостоятельного явления отмечают исследователи разных литератур, в чем видится глобальность данного феномена, его связь не только с этапами развития конкретной литературы, но и с общим культурным кризисом. Эту связь подчеркивает А. Мережинская, постоянно подмечая, что творческие поиски нового поколения драматизируются общим кризисным контекстом и одновременно открывают новые возможности в рамках смены культурных парадигм. Творчество молодых ассоциируется с общим процессом «формирования нового мировосприятия, языков культуры, способных описать сложную динамичную реальность. Фиксируется географический размах явления <...> Отмечается и его глобальность: возникновение новых видов искусства и модификации старых, актуализация видео-арта, reality-shows, дизайна, электронной музыки, субкультуры Интернета и др. Причем эти новации, ассоциирующиеся именно с творчеством молодых, затрагивают всех <...>» [3].
Каждое из поколений ярко заявило о себе не только в прозе, но и в поэзии.
Ситуация в современной поэзии мало отличается от ситуации в современной культуре, она представляет собой весьма пеструю и неоднородную картину. Показательно, что во время вхождения старшего поколения в русскую литературу, во второй половине пятидесятых -начале шестидесятых годов ХХ века, у русской поэзии появилось новое, параллельное русло - авторская песня, которая станет неотъем-лимой частью русской поэзии второй половины ХХ века. В основе авторской песни лежит синтез трех начал: музыкального, поэтического и драматического. Именно синтез выразительных средств каждого из них образует единое целое в восприятии зрителя.
Главной проблемой для исследователя этого феномена русской поэзии становится возможность изучения составной части - вербального компонента в отрыве от целого. В литературоведении уже сложился опыт исследования отдельных составляющих синтетических искусств, когда изучается исключительно словесный компонент. Существуют многочисленные работы по изучению драматических текстов, фольклорных текстов, поэзии В. Высоцкого, Ю. Визбора, в 90-е объектом активного изучения станут тексты рок-поэзии.
«Авторскую песню создавали «поющие поэты» - одновременно авторы стихов и музыки собственных песен, являвшиеся одновременно и их исполнителями (как правило, под аккомпанемент гитары). В одних случаях это были профессиональные поэты, сочетавшие песенное творчество с созданием непесенных стихотворений (Булат Окуджава, Александр Городницкий, Новелла Матвеева). В других случаях это были авторы песен, именно в этом жанре реализовавшие свой поэтический талант (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие)» [4].
Авторская песня появилась в годы «оттепели», как альтернатива тоталитарному искусству, она возникла в противовес массовому «безличному песенному производству», песня, где один человек сочетает в себе и автора музыки и текста, исполнителя, аккомпаниатора и, конечно, исполнителя. Главным для авторской песни будет являться именно текст. «Авторская же песня в первую очередь с самого начала воспринималась и оценивалась в зависимости от качества стихотворного текста - качества и формального, и содержательного» [4].
Для следующего поколения 70х - 80х авторская песня не прекратила свое существование, а продолжила свой эволюционный путь развития, часто во взаимодействии с другими системами. Одной из таких систем для поколения 70х-80х станет рок-поэзия. В современном литературоведении нет четких критериев дифференциации этих двух явлений в русской культуре. «В некоторых исследованиях русские рок-поэты максимально сближаются с бардовской традицией, чему есть основания ведь рокеры унаследовали многое от бардов» [5]. Таким образом, авторская песня проходит определенный путь эволюции от бардовской песни к рок-поэзии, но главным в ее восприятии остается вербальный компонент. Рок-поэзия, как и бардовская песня, уже давно стала литературным фактом. «Слово рока», становится в 70-е - 80-е явлением сначала молодежной субкультуры, а потом и культуры в целом. В настоящее время многие тексты рок-стихов изданы в печатном виде, выпущена энциклопедия русского рока, издаются антологии русского рока, сборники научных трудов, посвященные проблеме изучения русского рока, в литературоведении систематизированы различные литературоведческие подходы к изучению рок-поэзии, устанавливающие связь с литературными традициями Золотого и Серебряного века русской литературы, законами построения и существования рок-поэзии, а также его эволюции в литера-
туре. Кроме того, исследователи говорят о том, что рок-поэзия становится важным культурным явлением, отражающим мировоззрение и ценностные ориентиры своего поколения. «Рамки 60-90-х гг., период между странными, суматошными всплесками российского демократизма,-время медленного 30-летнего раздумья, трагического осмысления, великой иллюзии или великого обмана. Духовное движение было скрытым, глубинным, но более мощным, чем поверхностная митинговая подвижка умов. В недрах этого тягостного времени выплавились замечательные образы в литературе и искусстве: у И. Бродского, А. Тарковского, Э. Неизвестного, В. Шукшина, Ю. Любимова, В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др. В его глубинах возник огонек русского рока с его повышенным вниманием к социально-нравственным проблемам. Рок-культура (как духовный отзвук на революцию в науке и технике) отразила судьбу поколения 70-80 гг» [6]. Ю. Доманский конечную цель своего исследования тоже определяет «как попытку осмыслить мироощущения того поколения, которое, с одной стороны, воспитывалось только на роке, то есть впитало в себя те ценностные ориентиры, которые предлагались в текстах рок-исполнителей, с другой же - служило своеобразным «прототипом» для создания в роке этих ценностных ориентиров» [7]. На фоне падения интереса к поэзии в 80-х из-за утраты поэзией своего важного общественного статуса, именно рок-поэзия станет главным выразителем ценностных ориентиров поколения 70-80х. «В наше время роль традиционно принадлежавшая литературе, узурпировала видео и телевидение, на смену поэту приходит киноактер, в случае молодежной культуры - рок-музыкант» отмечает исследовательница феномена русского рока в культуре О. Сурова [9].
90-е годы станут для русской литературы периодом тотального обновления эстетических, идеологических, нравственных парадигм - периодом тотальной свободы в культуре и литера-
туре, которая тоже, как ни странно, станет для нее своеобразным вызовом. Рок-поэзия, которая была такой востребованной в условиях тоталитарной системы как форма проявления социального протеста, а также, как форма изъявления вольномыслия художников слова, окажется не столь востребованной в новых условиях. Многие исследователи заговорят о конце истории авторской песни. Другие будут настаивать, что развитие бардовской песни и рок-музыки в 90-е годы забуксует, но не прекратится. В рок-поэзии 90-х заявят о себе музыканты нового поколения: Земфира Рамаданова, Диана Арбенина, Илья Ла-гутенко, Юлия Чичерина и др., но это явление не будет носить столь яркого и масштабного характера, а главное, протестного характера как в 70-80е. Весьма показательно, что Ю. Доманский -исследователь русской рок-поэзии, характеризуя состояние рок-музыки на рубеже ХХ-ХХ1 веков, тоже прибегает к принципу поколений: «старые исполнители со сложившейся репутацией живых легенд русского рока - Вячеслав Бутусов и «Аквариум» (заметим, что в проекте не приняли участие такие живые легенды, как Кинчев, Егор Летов и Шевчук); рокеры старшего поколения, не ставшие культовыми фигурами, - Рикошет, «Пикник», Чиж, Александр Ф. Скляр, Дюша Романов, в какой-то степени - «Текила»; молодые исполнители, ставшие уже культовыми фигурами уровня живых легенд - «Мумий Тролль», Земфира, «Король и шут»; наконец, молодые исполнители с культовыми потенциалом или со всем малоизвестные - сюда следует отнести большинство участников проекта от активно раскручиваемых в то время «Би-2» и «Воплей Видоплясова» до «Колыбели» и «Танцев минус» [8].
Владимир Новиков также обращается к по-коленческому принципу, характеризуя ситуацию в рок-поэзии в 90-е годы, «культура авторской песни складывается из двух слоев. Один из них -это творческая деятельность новых бардов, гораздо менее политизированных, чем знаменитые
мастера 60-80-х годов, по-своему интересных, но не имеющих, конечно, общественного резонанса, сколько-либо соотносимого со значением их предшественников. Нет у нового поколения и ошеломляющих открытий в области песенной поэтики, хотя средний уровень мастерства и культуры здесь достаточно высок» [4].
Для поколения двадцатилетних главным выразителем их мироощущения в современной культуре становится хип-хоп. Еще одно культурное направление, наряду с рок-музыкой, пришедшее с отставанием в двадцать лет в русскую культуру с Запада. Хип-хоп - "уличная культура", возникшая в бедных "цветных" кварталах Гарлема и Бронкса в середине 70-х годов в США. Затем получила широкое распространение как молодежная субкультурная форма "освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений - брейк-данс, рэп, граффити и диджеинг." [10]. "Rap was created and continues to exist primarily as a young, African American (predominantly male) rhetoric of resistance primarily to issues of race. Though rap artists' approaches differ to these issues, as an art form rap music uniformly draws on and expands the Black rhetorical tradition" [13]. Хотя многие западные исследователи рэпа утверждают, что рэп, как культурное явление, возникает намного раньше хип-хопа, своими корнями уходя в культурные традиции африканских поэтов-проповедников (Griots), а также традиции быстрого проговаривания текстов молитв и проповедей в черных протестантских общинах. В 60-е годы его стали применять на черных радиостанциях в США диджеи. Постепенно рэп становится все более массовым явлением, а возможность использовать его на улицах из-за отсутствия необходимости в дорогом музыкальном оборудовании, приводит к стремительному росту популярности этого явления среди молодежной субкультуры.
Как правило, рэп читается в сопровождении бита (beat) - электронной музыки, создаваемой диджеем, но возможно исполнение и без музыкального сопровождения (а-капелла). В середине 70-х возник альтернативный термин для обозначения рэп-исполнителя - Эмси "Emcee" или MC (M.C): ведущий церемонии или человек с микрофоном, то есть не тот, кто поет, а кто говорит. Сегодня этот акроним все еще активно используется, но роль и функции эмси в современной хип-хоп музыки культуре значительно расширились, и, чаще всего, используются как синоним рэп-исполнителя, а не просто ведущего мероприятий, говорящего рифморванным текстом.
Первые хип-хоп ласточки появляются еще в СССР в середине 80-х, но это явление носило единичный характер, более массовым оно стало только в середине 90-х. Появляются первые рэп-исполнители, рэп-группы, начинают организовываться первые рэп-фестивали. Однако рэп-культура оставалась в рамках молодежной субкультуры, ее явление не носило массового характера и не имело большого влияния на культурный процесс, а, тем более, на литературный процесс. Тексты рэпа никогда не имели самостоятельного значения и о феномене рэп-поэзии в 90-е даже не говорили. Молодежная хип-хоп субкультура на своем начальном пути развития отличалась очень низким уровнем вербализации. Алгоритм эволюции в русской культуре этого "западного" явления схож на путь, пройденный рок-музыкой, который описывают И. Кормильцев и О. Сурова: первоначальное заимствование готовых музыкальных форм с последующей адаптацией к языку; совмещение готовых заимствованных форм с национальной поэтической традицией; осознание и освоение рэп-поэзии, адаптация ее к русскому социокультурному контексту. Помимо низкого уровня вербализации на начальном этапе ее развития, можно отметить возникновение и активного использование молодежного сленга с большим количеством пиджини-
зированного английского. Это первый этап активного копирования англоязычного музыкального и культурного явления.
И только с началом нулевых и появлением новой генерации рэп-исполнителей ситуация начинает меняться, можно говорить о начале стремительной экспансии этого культурного движения, о попытке выработки молодой генерацией собственной эстетической платформы. Русский рэп все еще находится в поисках собственной идентичности, однако после этапа прямого копирования англоязычного рэпа, можем говорить о попытках новой генерации вписать его в русский культурный контекст, выработать собственные пути развития, с учетом национальных культурных традиций: от фольклора до культуры начала ХХ века. Прежде всего, обращения к культуре русского авангарда. Безусловно, в русском рэпе также присутствует синтез трех начал: музыки, текста и исполнения. Владимир Новиков считает, что именно союз стихов и музыки наделяет авторскую песню статусом высшего жанра в современной русской поэзии.
Новое поколение рэперов: Охххушпоп, Ха-ски, Криптонит, АТЬ, Луперкаль, Кровосток - делают акцент в своем творчестве именно на текст. И также, как и для авторской песни, главным свойством будет "коммуникативность" и "демократичность", так как "язык, божественный у классиков жанра", с легкостью подчинялся всем, кто умел не только рифмовать, но и худо-бедно бренчать на гитаре. Отсюда - бурный расцвет (разгул) непрофессиональной, самодеятельной песни <...> И отсюда же - такие такие родовые черты поэтики авторской песни, как постулированная искренность, отчетливый месседж, разогретая эмоциональность, граничащая то с ораторством, то с сентиментальностью, и ставка прежде всего на разговорную речь, на общедоступный фольклор городской интеллигенции" [11]. Если поменять целевую аудиторию, то характеристика Чупри-нина, данная авторской песне, очень применима
и к ее обновленной версии XXI века, отражающая задачи и эстетику уже своего времени.
Хип-хоп культура становится все более массовым явлением, все больше выходя за рамки исключительно молодежной субкультуры. О феномене культурного ренессанса русского рэпа, о быстром превращении из субкультурного движения в мощную культуру мейнстрима, пишут и западные медийные платформы: "It's now a fact - the great renaissance of Russian rap is upon us. What started a couple of years ago as an online-powered subculture, is now a massive cultural force dictating its rules to the mainstream. Russian rap and hip-hop today is a movement of great variety and depth, ruling the minds of millions across the country" [14].
В своем интересе к этому феномену признаются люди по возрасту и роду деятельности совершенно далекие от нее. Мирон Федоров (рэпер Оксимирона) за свой альбом "Горгород" впервые в истории русской литературы вошел в лонг-лист литературной премии имени Александра Пятигорского. Осенью на канале "Культура" вышло ток-шоу, посвященное рэпу, как новому виду литературы. По сути, происходит легитимизация это явления в литературном процессе. Дмитрий Быков неоднократно признавался в своем интересе к этому культурному явлению: «Рэп при всей своей грубости никак не блатная культура и тем более не шансон. Рэп - современная, наиболее живая и успешная форма существования русской поэзии, которая раньше точно также преобразила
русский рок, отодвинув музыку на задний план» [12]. Сами рэп-исполнители в интервью тоже говорят о себе как о поэтах, а, рефлексируя о причинах небывалой популярности рэпа, называют генетическую связь рэпа с авторской песней, имеющей в русской литературе культовое значение. По сути, мы можем наблюдать новое поколение «поющих поэтов", которые являются одновременно авторами своих текстов стихов, а также являющиеся одновременно и исполнителями. А небывалый интерес взрослой публики к этому явлению можно объяснить генетической тягой к литературному процессу и тоской по утрате поэзией и поэтом своего статуса в русской литературе. И, если рок-культура стала главным выразителем духа поколения 70-80 гг, то, возможно, именно рэп-поэзия сможет занять это нишу для поколения нулевых.
В последнее десятилетие филологи открыли новое явление в современной культуре, активно ведутся дискуссии о новом языке, о новом жанре литературы. Безусловно, место этого нового феномена в русской культуре, связь с литературными традициями, степень осознания и освоения культурой еще предстоит выяснить, но уже можно с уверенностью отменить, что рэп-поэзия - ярчайшее явление современного культурного процесса. И дальнейшее изучение этого культурного пласта позволит в значительной степени дополнить наше представление о мироощущении, нравственных, идеологических ориентирах нового поколения нулевых.
Список литературы:
1. Черняк М. А. Современная русская литература: учебное пособие / М. А. Черняк.- 2-е изд.- М.: Форум: Сага,- 2010.- 9 с.
2. Ерофеев В. Время рожать. Предисловие к антологии современной прозы.- М.,- 2000.- 4 с.
3. Мережинская А. Ю. «Поколение 90-х» и «двадцатилетние». Типологические черты литературного направления. Статья первая // Русская литература. Исследования: Сб. научных трудов / Киев. нац. ун-т им. Тараса Шевченко: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко. Редкол.: А. Ю. Мережинская и др. - К.: «СПД Карпук С. В.» - 2009.- Вып. 13.- 262 с.
4. Новиков В. И. Авторская песня как поэзия сопротивления. Электронный доступ: URL: http://www. vestnik.com/issues/2002/0228/koi/novikov.htm
5. Петрова Н. А. От бардов к року // Эстетические доминанты культуры ХХ века. Пермь.- 1997.Ч 1.- С. 90-91.
6. Нежданова Н. К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80х // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник науных трудов. Выпуск 1 / Тверской государственный университет.- Тверь,- 1998.
7. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения / режим электронного доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/v/russkaya-rok-poeziya-problemy-i-puti-izucheniya
8. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия.: текст и контекст / Intrada- Издательство Кулагиной. / -Москва,- 2010 / режим электронного доступа: URL: fi.rsuh.ru/domansky_books/rock_2010.pdf
9. Сурова О. «Самовитое слово» Дмитрия Ревякина. / НЛО.- 1997.- № 28.- 320 c.
10. Вал. А. Луков Хип-хоп культура / Энциклопедия гумантарных наук.- № 1.- 2005. URL: http://zpu-j ournal.ru/zpu/2005_1/Lukov_Val/21.pdf
11. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям.- М.: Время,- 2007.- 31 c.
12. Быков Д. Пареная рэпа. "Собеседник" от 22.08.2017 / режим электронного доступа: URL: https://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20170822-parenaya-repa-dmitriy-bykov-o-battle-oxxxymiron-vs-gnoynyy
13. Kopano Baruti N. Rap Music as an Extension of the Black Rhetorical Tradition: Keepin' It Real / The Western Journal of Black Studies электронный доступ: URL: https://www.questia.com/library/ j ournal/1G1-101173271/rap-music-as-an-extension-of-the-black-rhetorical
14. Anastasiia Fedorova. Highsnobiety from 11.2017 / 8 Emerging Russian Rappers You Need To Know // режим электронного доступа: URL: https://www.highsnobiety.com/2017/11/07/8-russian-rappers-to-know/?format=amp