ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИБЛЕЙСКИЕ АЛЛЮЗИИ КАК СПОСОБ МОТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АЛЬБОМЕ OXXXYMIRON^ «ГОРГОРОД» Летохо Е.В. Email: [email protected]
Летохо Елена Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской литературы XX-XXI веков, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье проанализированы библейские мотивы и аллюзии в творчестве одного из самых ярких представителей отечественного рэпа Oxxxymiron 'а (на примере альбома «Горгород). Представлен краткий анализ смыслообразующих мотивов «Горгорода» выявлена взаимосвязь между аллюзивным библейским пластом текстов автора и мотивной структурой альбома. В процессе анализа выявлена ориентированность на ветхозаветный текст в «Горгороде»; доказана взаимосвязь между семантикой названия альбома и уровнем его содержания.
Ключевые слова: рэп-поэзия, рэп-альбом, рэп-субкультура, библейские мотивы, аллюзии, «еврейский текст», эсхатология, интертекстуальность.
BIBLICAL ALLUSIONS AS A WAY OF MOTIVIC ORGANIZATION IN THE OXXXYMIRON'S ALBUM "GORGOROD" Letokho E.V.
Letokho Elena Vasilievna - PhD in Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF RUSSIAN LITERATURE OF XX-XXI CENTURIES, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the biblical motifs and allusions in the work of one of the brightest representatives of Russian rap Oxxxymiron (on the example of the album "Gorgorod"). A brief analysis of the meaning-forming motives of "Gorgorod" is presented. The relationship between the allusive biblical layer of the author's texts and the motivational structure of the album is revealed. The analysis identified a focus on old Testament text of" Gorgorod "; a proven correlation between the semantics of the title and level of its content.
Keywords: rap poetry, rap album, rap subculture, biblical motifs, allusions, "Jewish text", eschatology, intertextuality.
УДК 82-192
DOI: 10.24411/2304-2338-2019-11104
Отечественный рэп все чаще начинает становиться полноценным предметом филологических исследований1. Примечательно в этом плане творчество одного из самых заметных его представителей Охххуткоп'а. Несмотря на то, что тексты рэпера применяются в качестве иллюстративного материала в научных работах лингвистов2 и культурологов3, на современном этапе возникает ряд вопросов, требующих комплексного рассмотрения.
1 Клочан А.Н. («Переплетено»: идея панкогерентности мира в одноименной композиции Охххуштоп'а) // Развитие общественных наук российскими студентами Краснодар: ООО «Ассоциация молодых ученых», 2017 - С. 43-46
2 Степанов В.Н., Болотова С.К., Леонова А.Р. Жанрово-стилистические признаки рэп-батла // Верхневолжский филологический вестник, 2018 № 3. С. 204-210; Лассан Э. Рэп-батлы как культурный и лингвокультурный феномен // Коммуникативные исследования. 2018, N° 3 (17) - С. 129-143; Дивеева А. А. О некоторых синтаксических особенностях рэп-текстов// Вестник Череповецкого государственного университета, 2018, № 3 - С. 67-72; Бабенко Н.Г., Новоженова З.Л. Рунет как пространство мониторинга и дискурс-анализа модных слов // Мир русского слова 2018; № 4. С. 33-37 и др.
3 Доманский Ю.В. Субъект в художественных мирах актуальных направлений аудиальной словесности: стендап и рэп // Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018;(2-2):302-312. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-2-302-312; Семенова Е. А. Уличный театр в современном медиапространстве как редуцированная форма карнавальной площади // Наука телевидения 2018, № 14.2. С. 59-76 и др.
Речь, в частности, идет об интертекстуальности как особенности поэтики данного Master of Ceremonies (далее - МС1) направлении, в котором его творчество пока не исследовано. Представляется актуальным начать с аллюзивного пласта его текстов. Целью статьи является анализ библейских аллюзий и мотивов в альбоме «Горгород».
Параллели с Вечной книгой довольно часто встречаются в альбоме Оксимирона, что не свойственно большинству рэп-текстов других МС. Традиционно используют привычные для рэп-субкультуры образы уличных реалий. Все художественно-выразительные средства базируются на быте социальных низов и маргинальных элементов общества (поношенная/дорогая одежда, оружие, наркотики, девушки лёгкого поведения и т. п.). Аллюзии и отсылки МС традиционно делают к известным персоналиям, городскому фольклору и ярким событиям прошлого и настоящего. Учитывая данную специфику рэпа, можно предположить, что ориентированность на ветхозаветный текст в альбоме была не целенаправленной тактикой, а скорее, подспудным результатом. Творчество Оксимирона соединяет в себе как «уличную» субкультуру, в рамках которой сформировался рэп, так и традиции европейской культуры в целом и литературы в частности. Истоки такого синтеза - жизненный опыт Мирона Фёдорова, родившегося в еврейской семье интеллигентов и получившего классическое филологическое образование в Оксфорде [4]. Филологическое образование и воспитание в еврейской семье преломились в творчестве Оксимирона насыщенным аллюзивным материалом. По этой же причине текст альбома «Горгород» - единственный текст в русском рэпе, который можно рассматривать в религиозно-философском смысле как «еврейский текст»2. Большинство героев «Горгорода» - это обитатели фавел, необразованные люди, забитые суровыми реалиями, при этом в их речи постоянно звучат библейские аллюзии - признак культурного просвещения.
Первую отсылку к Вечной книге можно заметить ещё до начала прослушивания. На обложке альбома помещена картина Питера Брейгеля старшего «Вавилонская башня» (Роттердам).
В основу картины положен сюжет из Ветхого Завета о сооружении Вавилонской башни3 [3:11:1-9]. У художника известны две картины на этот ветхозаветный сюжет. В отличие от первой, «Большой Вавилонской башни», вторая картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной. Именно второй вариант рэпер выбирает для обложки своего альбома, настраивая слушателя на соответствующий минорный лад. Кроме настроения с помощью библейского сюжета на обложке альбома предугадываются темы композиций: разобщенность, одиночество и непонимание. При прослушивании мы знакомимся с топосом «Горгород» через монологи его жителей сродни чеховским «диалогам глухих»: каждый персонаж задаёт другому множество вопросов, которые практически всегда остаются без ответа. Как и ветхозаветные строители Вавилонской башни, персонажи «Горгорода» не понимают друг друга, будто говорят на разных языках. Таким образом показана взаимосвязь между семантикой названия альбома и уровнем его содержания.
Большинство библейских аллюзий в альбоме сконцентрировалось в мотивах, связанных с главным героем альбома - писателем Марком. Библейское имя персонажа придаёт особый, сакральный смысл его творчеству. Но данное имя не говорящее: это скорее пародийное искажение образа библейского героя. Как и библейский Марк-евангелист, персонаж неоднократно выступает в роли ученика. Однако апостол Марк учился у Иисуса Христа и апостола Петра: в Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» [3:1-е Петра:5:13]. Главный же герой альбома попадает под влияние псевдо-учителей: Алисы и Гуру.
В треке «Кем ты стал?» фанат, обвиняя Марка в продажности и предательстве идеалов свободы ради благосклонности власти, говорит следующее: «Но через тебя Бог не вызволит нас из лап египтян, подпалив кусты» [1]. Мы встречаем еще одну библейскую аллюзию к ветхозаветному явлению Бога Моисею в виде горящего, но неопалимого тернового куста и ЕГО призыву освободить евреев [3:Исход 3:1-12]. Очевидно, писатель сравнивается с Моисеем -освободителем иудеев из египетского рабства [3: Исход 14:30-31]. Но на сравнении с Моисеем
1 Традиционно Masters of Ceremonies (далее - MC — в хип-хоп культуре — исполнитель рэпа) [7]
2 Понятие «еврейский текст» появилось в литературоведении по аналогии с понятием «петербургский текст», которое, в свою очередь, ввёл В.Н.Топоров в 2003-м году. Такой текст имеет характерные особенности и связывает внутри себя целый комплекс произведений с единой семантикой и мифологической природой.
3Вавилонская башня строилась с целью подняться до небес, чтобы люди встретились с Богом: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить людскую гордыню, Бог смешал языки строителей. Люди перестали понимать друг друга и разбрелись по всей земле, оставив строительство незавершенным.
фанат не останавливается: «Ты был лев для телят!»1. Главный герой альбома на глазах слушателя становится христоподобной фигурой. Сам Марк не согласен с предлагаемой фанатом ролью спасителя. Он говорит в треке «Всего лишь писатель»: «Я несу итак едва крест, я тебе не Иса! Кого и куда я поведу? Я потерян сам!» [1].
В участии Марка в заговоре против действующей власти также прослеживается библейский мотив. Как Иисуса в Риме предаёт один из самых близких апостолов - Иуда [3: Евангелие от Матфея 26:48-50], так и Марка выдаёт накануне переворота его самый близкий человек в Горгороде - Алиса. Как и Иисус Христос, Марк предвидит предательство. Встретив Алису, писатель говорит: «Я пока тебя то знаю пару часов, но усёк одно: ты мой крест. Хотя понимаю, ты однажды уйдёшь» [1].
Помилование Мэра равносильно воскрешению из мёртвых: Марк отрекается от прежнего мироощущения: «Мой город не верит им: его правление внутри, но не под горой и не в мэрии» [1], то есть наш герой «не от мира сего». К этому выводу мы приходим в ходе монолога трека «Башня из слоновой кости». Эта метафора была впервые использована в библейской Песне песней: «Шея твоя — как столп из слоновой кости»2. Данная интерпретация библейского текста особенно интересна тем, что, в отличие от романтиков, сопоставляющих «башню из слоновой кости» с оазисом творческого уединения, автор наделяет эту метафору еще и политически-гражданским аспектом. Для Марка Башня из слоновой кости в первую очередь не творческое уединение, а побег от тоталитарного устройства государства, в котором ему приходится жить. Это гражданская позиция, которую герой противопоставляет двум моделям мироустройства, которые ему были предложены Гуру и Мэром: «Правление внутри, но ни под горою, ни в мэрии» [1].
Итак, библейские аллюзии присутствуют в «Горгороде» как на вербальном уровне (текст), так и на невербальном (обложка). Все библейские мотивы переплетаются с образом главного героя альбома. Ветхозаветные аллюзии чередуются с новозаветными. Ключевые мотивы имеют четкую взаимосвязь, дополняют друг друга и усиливают вариативность трактовок открытого финала произведения. Все аллюзии к Библии у рэпера трансформированы, наполнены помимо основной дополнительной смысловой нагрузкой или вовсе получают антонимичную трактовку. Интерпретации библейского текста в альбоме носят скорее деструктивный характер: образы героев не обогащаются при сравнении с ветхозаветными персонажами, а начинают двоиться, становятся почти амбивалентными. Тем сильнее оказывается «эсхатологический» эффект от смерти главного героя - христоподобной фигуры. Наличие библейских мотивов и аллюзий по сути обозначает преемственность альбома Оксимирона «Горгород» русской литературной традиции и позволяет говорить о глубокой интертекстуальности произведения.
Список литературы / References
1. Oxxxymiron «Горгород», 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://music.yandex.ru/album/3087311/ (дата обращения: 11.11.2019).
2. Библия Онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bible.kievchurch.org.ua/ (дата обращения: 11.11.2019).
3. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Журнал «Вопросы литературы» № 1, 2003. С. 176-208.
4. Биография Оксимирона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oxxxymiron.com/bio/
5. История хип-хоп культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://diletant.media/articles/26272646/ (дата обращения: 11.11.2019).
1 В Откровении Иоанна Христос назван «львом от колена Иудина».
Библия Онлайн; Откровение 5:5 URL: http://bible.kievchurch.org.ua/?b=1&bk=revelation&c=5&v=5 дата обращения: 21.01.2019
Также библейский образ - крылатый лев - стал символом святого Марка Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М.: ACT; Э68 СПб.: Сова, 2008. С. 494
2 Так царь Соломон воспевал красоту своей возлюбленной Суламифи. Однако в альбоме этот фразеологизм наделён смыслом, который метафора обрела в эпоху романтизма: она стала обозначением ухода в мир творчества от проблем современности, самоизоляцию, замыкание в духовных исканиях, «оторванных» от повседневной суеты. Крылатой фразой метафора стала благодаря стихотворению из сборника «Августовские мысли» (1837) французского критика и поэта Шарля Сент-Бёва: характеризуя творчество Альфреда де Виньи, поэт пишет следующее: «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Et Vigny, plus secret, Comme en sa tour d'ivoire, avant midi rentrait).