Научная статья на тему 'БИБЛЕЙСКИЕ АЛЛЮЗИИ КАК СПОСОБ МОТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АЛЬБОМЕ OXXXYMIRON’А «ГОРГОРОД»'

БИБЛЕЙСКИЕ АЛЛЮЗИИ КАК СПОСОБ МОТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АЛЬБОМЕ OXXXYMIRON’А «ГОРГОРОД» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1961
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЭП-ПОЭЗИЯ / РЭП-АЛЬБОМ / РЭП-СУБКУЛЬТУРА / БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ / АЛЛЮЗИИ / «ЕВРЕЙСКИЙ ТЕКСТ» / ЭСХАТОЛОГИЯ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / RAP POETRY / RAP ALBUM / RAP SUBCULTURE / BIBLICAL MOTIFS / ALLUSIONS / "JEWISH TEXT" / ESCHATOLOGY / INTERTEXTUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Летохо Елена Васильевна

В статье проанализированы библейские мотивы и аллюзии в творчестве одного из самых ярких представителей отечественного рэпа Oxxxymiron’а (на примере альбома «Горгород). Представлен краткий анализ смыслообразующих мотивов «Горгорода» выявлена взаимосвязь между аллюзивным библейским пластом текстов автора и мотивной структурой альбома. В процессе анализа выявлена ориентированность на ветхозаветный текст в «Горгороде»; доказана взаимосвязь между семантикой названия альбома и уровнем его содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLICAL ALLUSIONS AS A WAY OF MOTIVIC ORGANIZATION IN THE OXXXYMIRON’S ALBUM "GORGOROD"

The article analyzes the biblical motifs and allusions in the work of one of the brightest representatives of Russian rap Oxxxymiron (on the example of the album "Gorgorod"). A brief analysis of the meaning-forming motives of "Gorgorod" is presented. The relationship between the allusive biblical layer of the author's texts and the motivational structure of the album is revealed. The analysis identified a focus on old Testament text of" Gorgorod "; a proven correlation between the semantics of the title and level of its content.

Текст научной работы на тему «БИБЛЕЙСКИЕ АЛЛЮЗИИ КАК СПОСОБ МОТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АЛЬБОМЕ OXXXYMIRON’А «ГОРГОРОД»»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИБЛЕЙСКИЕ АЛЛЮЗИИ КАК СПОСОБ МОТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АЛЬБОМЕ OXXXYMIRON^ «ГОРГОРОД» Летохо Е.В. Email: [email protected]

Летохо Елена Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской литературы XX-XXI веков, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в статье проанализированы библейские мотивы и аллюзии в творчестве одного из самых ярких представителей отечественного рэпа Oxxxymiron 'а (на примере альбома «Горгород). Представлен краткий анализ смыслообразующих мотивов «Горгорода» выявлена взаимосвязь между аллюзивным библейским пластом текстов автора и мотивной структурой альбома. В процессе анализа выявлена ориентированность на ветхозаветный текст в «Горгороде»; доказана взаимосвязь между семантикой названия альбома и уровнем его содержания.

Ключевые слова: рэп-поэзия, рэп-альбом, рэп-субкультура, библейские мотивы, аллюзии, «еврейский текст», эсхатология, интертекстуальность.

BIBLICAL ALLUSIONS AS A WAY OF MOTIVIC ORGANIZATION IN THE OXXXYMIRON'S ALBUM "GORGOROD" Letokho E.V.

Letokho Elena Vasilievna - PhD in Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF RUSSIAN LITERATURE OF XX-XXI CENTURIES, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the biblical motifs and allusions in the work of one of the brightest representatives of Russian rap Oxxxymiron (on the example of the album "Gorgorod"). A brief analysis of the meaning-forming motives of "Gorgorod" is presented. The relationship between the allusive biblical layer of the author's texts and the motivational structure of the album is revealed. The analysis identified a focus on old Testament text of" Gorgorod "; a proven correlation between the semantics of the title and level of its content.

Keywords: rap poetry, rap album, rap subculture, biblical motifs, allusions, "Jewish text", eschatology, intertextuality.

УДК 82-192

DOI: 10.24411/2304-2338-2019-11104

Отечественный рэп все чаще начинает становиться полноценным предметом филологических исследований1. Примечательно в этом плане творчество одного из самых заметных его представителей Охххуткоп'а. Несмотря на то, что тексты рэпера применяются в качестве иллюстративного материала в научных работах лингвистов2 и культурологов3, на современном этапе возникает ряд вопросов, требующих комплексного рассмотрения.

1 Клочан А.Н. («Переплетено»: идея панкогерентности мира в одноименной композиции Охххуштоп'а) // Развитие общественных наук российскими студентами Краснодар: ООО «Ассоциация молодых ученых», 2017 - С. 43-46

2 Степанов В.Н., Болотова С.К., Леонова А.Р. Жанрово-стилистические признаки рэп-батла // Верхневолжский филологический вестник, 2018 № 3. С. 204-210; Лассан Э. Рэп-батлы как культурный и лингвокультурный феномен // Коммуникативные исследования. 2018, N° 3 (17) - С. 129-143; Дивеева А. А. О некоторых синтаксических особенностях рэп-текстов// Вестник Череповецкого государственного университета, 2018, № 3 - С. 67-72; Бабенко Н.Г., Новоженова З.Л. Рунет как пространство мониторинга и дискурс-анализа модных слов // Мир русского слова 2018; № 4. С. 33-37 и др.

3 Доманский Ю.В. Субъект в художественных мирах актуальных направлений аудиальной словесности: стендап и рэп // Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018;(2-2):302-312. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-2-302-312; Семенова Е. А. Уличный театр в современном медиапространстве как редуцированная форма карнавальной площади // Наука телевидения 2018, № 14.2. С. 59-76 и др.

Речь, в частности, идет об интертекстуальности как особенности поэтики данного Master of Ceremonies (далее - МС1) направлении, в котором его творчество пока не исследовано. Представляется актуальным начать с аллюзивного пласта его текстов. Целью статьи является анализ библейских аллюзий и мотивов в альбоме «Горгород».

Параллели с Вечной книгой довольно часто встречаются в альбоме Оксимирона, что не свойственно большинству рэп-текстов других МС. Традиционно используют привычные для рэп-субкультуры образы уличных реалий. Все художественно-выразительные средства базируются на быте социальных низов и маргинальных элементов общества (поношенная/дорогая одежда, оружие, наркотики, девушки лёгкого поведения и т. п.). Аллюзии и отсылки МС традиционно делают к известным персоналиям, городскому фольклору и ярким событиям прошлого и настоящего. Учитывая данную специфику рэпа, можно предположить, что ориентированность на ветхозаветный текст в альбоме была не целенаправленной тактикой, а скорее, подспудным результатом. Творчество Оксимирона соединяет в себе как «уличную» субкультуру, в рамках которой сформировался рэп, так и традиции европейской культуры в целом и литературы в частности. Истоки такого синтеза - жизненный опыт Мирона Фёдорова, родившегося в еврейской семье интеллигентов и получившего классическое филологическое образование в Оксфорде [4]. Филологическое образование и воспитание в еврейской семье преломились в творчестве Оксимирона насыщенным аллюзивным материалом. По этой же причине текст альбома «Горгород» - единственный текст в русском рэпе, который можно рассматривать в религиозно-философском смысле как «еврейский текст»2. Большинство героев «Горгорода» - это обитатели фавел, необразованные люди, забитые суровыми реалиями, при этом в их речи постоянно звучат библейские аллюзии - признак культурного просвещения.

Первую отсылку к Вечной книге можно заметить ещё до начала прослушивания. На обложке альбома помещена картина Питера Брейгеля старшего «Вавилонская башня» (Роттердам).

В основу картины положен сюжет из Ветхого Завета о сооружении Вавилонской башни3 [3:11:1-9]. У художника известны две картины на этот ветхозаветный сюжет. В отличие от первой, «Большой Вавилонской башни», вторая картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной. Именно второй вариант рэпер выбирает для обложки своего альбома, настраивая слушателя на соответствующий минорный лад. Кроме настроения с помощью библейского сюжета на обложке альбома предугадываются темы композиций: разобщенность, одиночество и непонимание. При прослушивании мы знакомимся с топосом «Горгород» через монологи его жителей сродни чеховским «диалогам глухих»: каждый персонаж задаёт другому множество вопросов, которые практически всегда остаются без ответа. Как и ветхозаветные строители Вавилонской башни, персонажи «Горгорода» не понимают друг друга, будто говорят на разных языках. Таким образом показана взаимосвязь между семантикой названия альбома и уровнем его содержания.

Большинство библейских аллюзий в альбоме сконцентрировалось в мотивах, связанных с главным героем альбома - писателем Марком. Библейское имя персонажа придаёт особый, сакральный смысл его творчеству. Но данное имя не говорящее: это скорее пародийное искажение образа библейского героя. Как и библейский Марк-евангелист, персонаж неоднократно выступает в роли ученика. Однако апостол Марк учился у Иисуса Христа и апостола Петра: в Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» [3:1-е Петра:5:13]. Главный же герой альбома попадает под влияние псевдо-учителей: Алисы и Гуру.

В треке «Кем ты стал?» фанат, обвиняя Марка в продажности и предательстве идеалов свободы ради благосклонности власти, говорит следующее: «Но через тебя Бог не вызволит нас из лап египтян, подпалив кусты» [1]. Мы встречаем еще одну библейскую аллюзию к ветхозаветному явлению Бога Моисею в виде горящего, но неопалимого тернового куста и ЕГО призыву освободить евреев [3:Исход 3:1-12]. Очевидно, писатель сравнивается с Моисеем -освободителем иудеев из египетского рабства [3: Исход 14:30-31]. Но на сравнении с Моисеем

1 Традиционно Masters of Ceremonies (далее - MC — в хип-хоп культуре — исполнитель рэпа) [7]

2 Понятие «еврейский текст» появилось в литературоведении по аналогии с понятием «петербургский текст», которое, в свою очередь, ввёл В.Н.Топоров в 2003-м году. Такой текст имеет характерные особенности и связывает внутри себя целый комплекс произведений с единой семантикой и мифологической природой.

3Вавилонская башня строилась с целью подняться до небес, чтобы люди встретились с Богом: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить людскую гордыню, Бог смешал языки строителей. Люди перестали понимать друг друга и разбрелись по всей земле, оставив строительство незавершенным.

фанат не останавливается: «Ты был лев для телят!»1. Главный герой альбома на глазах слушателя становится христоподобной фигурой. Сам Марк не согласен с предлагаемой фанатом ролью спасителя. Он говорит в треке «Всего лишь писатель»: «Я несу итак едва крест, я тебе не Иса! Кого и куда я поведу? Я потерян сам!» [1].

В участии Марка в заговоре против действующей власти также прослеживается библейский мотив. Как Иисуса в Риме предаёт один из самых близких апостолов - Иуда [3: Евангелие от Матфея 26:48-50], так и Марка выдаёт накануне переворота его самый близкий человек в Горгороде - Алиса. Как и Иисус Христос, Марк предвидит предательство. Встретив Алису, писатель говорит: «Я пока тебя то знаю пару часов, но усёк одно: ты мой крест. Хотя понимаю, ты однажды уйдёшь» [1].

Помилование Мэра равносильно воскрешению из мёртвых: Марк отрекается от прежнего мироощущения: «Мой город не верит им: его правление внутри, но не под горой и не в мэрии» [1], то есть наш герой «не от мира сего». К этому выводу мы приходим в ходе монолога трека «Башня из слоновой кости». Эта метафора была впервые использована в библейской Песне песней: «Шея твоя — как столп из слоновой кости»2. Данная интерпретация библейского текста особенно интересна тем, что, в отличие от романтиков, сопоставляющих «башню из слоновой кости» с оазисом творческого уединения, автор наделяет эту метафору еще и политически-гражданским аспектом. Для Марка Башня из слоновой кости в первую очередь не творческое уединение, а побег от тоталитарного устройства государства, в котором ему приходится жить. Это гражданская позиция, которую герой противопоставляет двум моделям мироустройства, которые ему были предложены Гуру и Мэром: «Правление внутри, но ни под горою, ни в мэрии» [1].

Итак, библейские аллюзии присутствуют в «Горгороде» как на вербальном уровне (текст), так и на невербальном (обложка). Все библейские мотивы переплетаются с образом главного героя альбома. Ветхозаветные аллюзии чередуются с новозаветными. Ключевые мотивы имеют четкую взаимосвязь, дополняют друг друга и усиливают вариативность трактовок открытого финала произведения. Все аллюзии к Библии у рэпера трансформированы, наполнены помимо основной дополнительной смысловой нагрузкой или вовсе получают антонимичную трактовку. Интерпретации библейского текста в альбоме носят скорее деструктивный характер: образы героев не обогащаются при сравнении с ветхозаветными персонажами, а начинают двоиться, становятся почти амбивалентными. Тем сильнее оказывается «эсхатологический» эффект от смерти главного героя - христоподобной фигуры. Наличие библейских мотивов и аллюзий по сути обозначает преемственность альбома Оксимирона «Горгород» русской литературной традиции и позволяет говорить о глубокой интертекстуальности произведения.

Список литературы / References

1. Oxxxymiron «Горгород», 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://music.yandex.ru/album/3087311/ (дата обращения: 11.11.2019).

2. Библия Онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bible.kievchurch.org.ua/ (дата обращения: 11.11.2019).

3. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Журнал «Вопросы литературы» № 1, 2003. С. 176-208.

4. Биография Оксимирона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oxxxymiron.com/bio/

5. История хип-хоп культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://diletant.media/articles/26272646/ (дата обращения: 11.11.2019).

1 В Откровении Иоанна Христос назван «львом от колена Иудина».

Библия Онлайн; Откровение 5:5 URL: http://bible.kievchurch.org.ua/?b=1&bk=revelation&c=5&v=5 дата обращения: 21.01.2019

Также библейский образ - крылатый лев - стал символом святого Марка Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М.: ACT; Э68 СПб.: Сова, 2008. С. 494

2 Так царь Соломон воспевал красоту своей возлюбленной Суламифи. Однако в альбоме этот фразеологизм наделён смыслом, который метафора обрела в эпоху романтизма: она стала обозначением ухода в мир творчества от проблем современности, самоизоляцию, замыкание в духовных исканиях, «оторванных» от повседневной суеты. Крылатой фразой метафора стала благодаря стихотворению из сборника «Августовские мысли» (1837) французского критика и поэта Шарля Сент-Бёва: характеризуя творчество Альфреда де Виньи, поэт пишет следующее: «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Et Vigny, plus secret, Comme en sa tour d'ivoire, avant midi rentrait).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.