Труды БГТУ, 2018, серия 4, № 2, с. 75-79
75
УДК 655.254.22:78
В. Д. Шпаков, Л. И. Петрова
Белорусский государственный технологический университет
ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО АЛЬБОМА
Статья посвящена особенностям построения текста концептуального музыкального альбома. Литературная часть концептуального альбома требует особой оценки. В публикации рассмотрены механизмы, определяющие восприятие текстовой части целостных музыкально -литературных произведений на примере альбома Мирона Федорова «Горгород». «Горгород» — музыкальное литературное произведение в жанре антиутопии и форме речетативного стиха. На сегодняшний момент тексты, написанные для исполнения речетативом в жанре «рэп», практически не подвергаются серьезному анализу в силу субьективного восприятия рэп-культуры как культуры социального дна. Но, в силу специфики авторского слога, актуальности поднятых проблем и общей концепции, такие работы безусловно заслуживают внимания. Одной из главных целей статьи является обращение внимания филологов и литературоведов на произведения подобной формы как на возможные обьекты филологического и литературоведческого анализа. Актуальность этого вопроса подтверждается тем, что альбом «Горгород» стал номинантом премии имени Александра Пятигорского, которая вручается автору «лучшего философского сочинения». Философ Анна Елашкина, выступившая в качестве номинатора, отметила: «Мирон Федоров в своем формате сделал то же самое, что Марсель Пруст в своем: разобрал себя, свои непримиримые и одновременно сосуществующие фигуры сознания — на части и положил их как отдельные — но в единое и завершённое литературное произведение».
Ключевые слова: музыкальный альбом, речитативный стих, М. Федоров, текст, литературное произведение, целостность, концептуальность, литературоведческий анализ, рэп.
V. D. Shpakov, L. I. Petrova
Belarusian State Technological University
FEATURES OF EDITING THE CONCEPTUAL MUSICAL ALBUM
The article is devoted to the peculiarities of constructing the text of a conceptual music album. The literary part of the concept album requires special evaluation. The article deals with the mechanisms that determine the perception of the textual part of integral musical and literary works on the example of the album by M. Fyodorov "Gorgorod". "Gorgorod" is a musical literary work in the genre of anti-utopia and the form of a recitative verse. At the moment, the texts written for execution by the rap phrase in the genre "rap" are practically not subjected to serious analysis due to the cognitive perception of rap culture as a culture of the social bottom. But, due to the specifics of the author's style, the urgency of the problems raised and the general concept such works are certainly worthy of attention. One of the main goals of the work is to draw the attention of philologists and literary critics to works of this form as possible objects of philological and literary analysis. The relevance of this issue was confirmed by the fact that the album "Gorgorod" became the nominee of the Alexander Pyatigorsky Prize, which is awarded to the author of the "best philosophical composition". The philosopher Anna Elashkina, who acted as a nominator, noted: "Miron Fedorov in his format did the same thing that Marcel Proust in his: dismantled himself, his irreconcilable and simultaneously co-existing figures of consciousness — into parts and put them as separate — but in a completed literary work".
Key words: musical album, recitative verse, M. Fedorov, text, literary work, integrity, conceptuality, literary analysis, rap.
Введение. В рок-музыке с 60-х годов прошлого века чрезвычайно распространенным явлением стал концептуальный альбом, с тех пор существует не одно определение данного явления. Самые распространенные варианты определения концептуального альбома: 1) это альбом, все песни (композиции) которого связаны одной центральной темой или идеей [1], идея эта очевидна и вполне ясно выражена му-
зыкантами, 2) своеобразный тип крупной формы в музыке, которая отличается художественно-выразительными средствами и драматургией [2]. Оба определения подчеркивают важные черты концептуального альбома: наличие идеи и целостность. Но среди любителей музыки существуют и такие определения: «полуконцептуальный», «не совсем концептуальный» альбом, которые подводят нас к мысли,
что концепт альбома может быть не явно выражен, а имплицитно «спрятан». Следовательно, цель данной статьи — уточнить определение концептуального альбома, проанализировав способы его внутренней организации и подачи материала, общую смысловую направленность текстов, минимально затрагивая музыкальную составляющую, полагая, что она обязательно включена в общий концепт. Сделано это будет на примере альбома «Горгород» Охххушпоп'а (Мирона Федорова).
Прежде всего, уже по своему именованию концептуальный альбом сопоставим с концептуальным искусством и мы можем говорить не столько о том, что альбом является носителем некой идеи, сколько о том, что сама идея-концепт доказывается, проявляется музыкальными и немузыкальными средствами самого альбома. Альбом — способ донесения до слушателя какой-либо идеи, это начало диалога, в котором слушатель как интерпретатор не менее активен, чем музыканты. Дадим определение понятию «концепт». Под концептом мы будем понимать культурное формообразование, опирающееся на базис, «закрепленный в значении какого-либо знака»: термина, слова (словосочетания), невербального предметного образа или предметного действия и т. п. [3, с. 18] Кон-цептепт — это «деконструкт», его еще предстоит «собрать», мысленно сконструировать из разнородных элементов [4, с. 616-617]. Именно он поддается интерпретации, т. к. многомерен и не имеет четко очерченных границ.
Основная часть. Мы будем рассматривать музыкальный альбом как текст [5], который структурирован и организован, но открыт для интерпретаций. Своеобразным введением, преамбулой к нему можно считать обложку альбома, в которой визуально представлена идея-концепт. На обложке альбома использован второй вариант известной картины нидерландского художника Питера Брейгеля «Вавилонская башня». На картине изображена Вавилонская башня, описанная в Книге Бытия. Люди задумали башню-город высотой до небес, но Бог усмирил их гордыню, смешав их языки и расселив по всему миру, башня так и не была достроена. Так называемая «Малая Вавилонская башня», которая меньше «большой» и выполнена в более темной цветовой гамме. Эта версия и попала на обложку альбома. Еще один важный момент для музыкального альбома — его название. Название концептуального альбома является концентрированным выражением объема смыслов всего поля его текста. Название альбома, «Горгород», созвучно с толкиновским покрытым вулканическим пеплом плато Горгоротом в Мордоре из романа «Властелин колец». Ранее Охххушпоп
уже обращался к легендариуму Средиземья: в альбоме «Вечный жид» есть песня «Восточный Мордор». Также в песнях альбома несколько раз упоминается наркотик гор, получаемый из отходов добычи руды, отсюда появляется другая трактовка названия.
Единицей текста можно считать высказывание, для музыкального альбома — это композиция, которая тематически обозначена названием. На альбоме 11 композиций, связанных цельным сюжетом.
0. Не с начала. Излюбленная техника многих кинематографистов - начинать фильмы «не с начала». Главный герой говорит о том, что он в постели с девушкой, которая перевернула его мир. Но история начинается не с этого, что помогает исправить последующий флэшбэк. А к этому эпизоду нам еще предстоит вернуться в скором времени.
1. Кем ты стал. Марку, популярному писателю, звонит недовольный поклонник. Он упрекает своего некогда любимого писателя в том, что от него ждут нечто яростное и злобное, как в старые времена, когда Марка распирал потенциал. Однако сейчас у него нет ни капли вдохновения (о чем говорит его литературный агент Кира, подгоняющая Марка в создании рукописи). Фанаты, которые гадают, «струсил или просто сдулся», не просто перестают верить в своего кумира — разочарование превращается в настоящую ненависть, которая и выливается на Марка в этом монологе.
2. Всего лишь писатель. Марк идет на вечеринку в честь переизбрания мэра Горгорода. Как намекает его агент Кира в своем сообщении, Марк не очень хорошо относится к власти, однако воздерживается от публичных комментариев в ее адрес. Ясно видя ужасы режима нынешнего мэра, он все равно не намеревается ничего предпринимать, оставаясь «вне игры» — даже в своих произведениях Марк не затрагивает политические темы. Он придерживается следующего мнения: «если власть — это цирк, борьба с ней — белиберда». Но в один момент все меняется.
3-4. Девочка П***ец, Переплетено. Толчком к изменениям становится Алиса и, вероятнее всего, влечение к ней. Марк полностью отдается новым чувствам, что придает ему вдохновение. Он начинает писать и, ослепленный влюбленностью, тут же меняет свои взгляды на резко радикальные, о чем и говорится в следующем треке «Переплетено».
5. Колыбельная. Кира просит Марка посидеть с ее ребенком. Он поет малышу колыбельную, говоря о том, что народ живет в неведении, тогда как на улицах их города творятся произвол властей и безнаказанные преступления.
В. Д. Шпаков, Л. И. Петрова
77
Уложив спать сына своей подруги, он садится писать рассказ «Полигон» (именно поэтому его название в кавычках — это название рассказа Марка, как и «Где нас нет»).
6. «Полигон». Первое произведение Марка, в котором он критикует власть и безвольную толпу рабов. Своеобразный призыв к революции, к тому, чтобы жители города открыли глаза и увидели, что они находятся в капкане.
Кира замечает, что творчество Марка вдруг преобразилось, однако подобную резкость она не одобряет: «Тебе не кажется, что ты за два дня слишком политизировался?»
7. Накануне. Последняя ночь накануне революции. Опьяненный и вдохновленный грядущим мятежом, Марк рассуждает о светлом и беспечном будущем после «взятия гарнизона», а также пишет свое новое произведение «Где нас нет».
8. Слово мэра. Мятеж подавлен без лишнего шума, мэр обращается к одному из членов восстания — Марку. Мэр говорит о том, что Горгород и его люди нуждаются в таком правителе. Он признает свою жестокость, но не видит других возможных вариантов управления городом. В писателе он разглядел потенциал, истинный талант, отчего дает Марку возможность исправиться, не переставая упрекать в том, что он пошел против него и что второго шанса нет. Здесь же выясняется, что Алиса — дочь мэра.
9. Башня из слоновой кости. Марк говорит о том, как ему повезло. Он вновь приходит к мысли, что он стоик, что никакой он не боец и не воин, а простой мученик. И стоило писателю лишь перейти к рассуждению о роли творца в таком мире, как слышен выстрел. Марк погибает.
В этом треке звучит главная мысль всего альбома «Горгород»: «Может ли творец жить в башне из слоновой кости?» — т. е. жить и творить отдельно от политических проблем.
10. «Где нас нет». Вновь сообщение от Киры с автоответчика: не зная о смерти Марка, она говорит о том, что приступает к чтению его последнего творения «Где нас нет».
В треке рассказывается о становлении двух главных героев этого объемного произведения «Горгород». «Где нас нет» — история детства, воспитания и становления как личностей Марка - индивидуалиста и фантазера, и Алисы - отстранившейся от отца и спустившейся в подполье.
Текст может существовать только в дискурсе, «он ощущается только в процессе работы» [5, с. 415]. Слушатель должен «пройти» сквозь текст, чтобы увидеть «отправные точки смыс-лообразования» [6, с. 428] и сконструировать
скрытый концепт. Текст ищет выходы в другие тексты, коды, знаки. Роль ключевых точек образования смыслов выполняют в песне многочисленные культурные и музыкальные аллюзии.
Текст имеет топическую организацию, и мы можем обнаружить топос Горгорода. Характеристики топоса составлены на основании всех текстов композиций альбома, но мы подробнее остановимся на характеристике топоса в треке «Башня из слоновой кости». Марк говорит, что его город бессмертен, и сравнивает Горгород с Троей, Римом и Помпеями. Выходит, что бессмертен он лишь в виде памяти и урока потомкам. На деле же писатель предрекает этому городу падание, разрушение. Также Марк сравнивает Горгород с мороком и эпидемией, что видит Бедуин. Иными словами, Горгород — это проклятие в пустыне, долине вечных скитаний. Тут сравнение наводит нас на мысль о самом первом городе — Енохе, построенном Каином и названным в честь сына. Как мы помним из завещания Христова: Каин был проклят за убийство собственного брата, и так называемое «проклятие Каина» лежит на всех творениях рук его, в том числе и на первом в истории городе. Расположен был Енох на какой-то проклятой земле, местоположение его точно не называется. Тут же следует и другая ассоциация — Горгород словно равнина призраков близ Мордора. Все это места великие, значимые, но они не несли блага своим существованием и пали [7].
Особое внимание уделим произведению внутри произведения, треку-роману «Где нас нет», написанному перед смертью лирическим героем писателем Марком и подводящему неутешительной итог рассказанной в альбоме истории. Перед нами проносятся жизни главный героев — Марка и Алисы. Говорят, что в момент перед смертью мы видим всю свою жизнь перед глазами. Так и Марк, предполагая свою скорую смерть еще «накануне», написал роман «Где нас нет».
В первом куплете речь идет о жизни Марка. Что интересно, повествование ни разу не ведется от его собственного лица (как и в следующем куплете про Алису). Все, что мы слышим, — это чьи-то цитаты и высказывания в его адрес. С самого детства жизнь у мальчика была незавидной. Он был, что называется, ребенком с тонкой душевной организацией, а в мире, где приходится выживать, от него требовалось проявлять не чувства, а силу и лидерские качества. Маленького Марка постоянно в чем-то упрекают. Сначала ставят в пример других детей, а потом и вовсе говорят, что он весь в отца и из него ничего не выйдет. Весьма расхожая
фраза, которую можно услышать от матерей, которых мужья бросили с маленькими детьми. Далее перед нами — этапы его взросления. Первую девочку, которая ему понравилась, все называют «девушкой легкого поведения». В школе он проявляет себе как социопат, неспособный вписаться в круг «дружных» лицемеров. Первые драки, упреки матери, а что еще страшнее — убийство в ребенке веры в лучшее: ты ничем не лучше других, чудес не бывает. Марк умен, но непопулярен. С самого детства он словно не нужен социуму, и наш герой уходит в другой, вымышленный мир с помощью наркотиков. Жизнь его ломается: тюрьма, судимость, его не берут на работу, он начинает пить. Последующий этап его жизни мы с вами познавали на протяжении всего альбома. Теперь же настал конец. Последними словами в куплете о Марке являются слова его матери о том, что он сломал ей жизнь. Она просит выбить эпитафию на могильной плите сына «как-нибудь пошикарней», даже после смерти не простив его всего лишь за то, что он был. Мы видим, как общество, люди, в том числе самые близкие, попросту сломали человека, не дав ему раскрыться, все время пиная и унижая его, хотя тот сопротивлялся изо всех сил. Безусловно, крайне печальная концовка, сопровождающаяся не менее печальной жизнью.
У Алисы тоже все ненамного лучше. Хоть она и родилась в богатой семье, но жизнь ее была весьма безрадостной. Она никогда не была любимым ребенком, младшая дочь всегда была для родителей в приоритете. Бедную старшую Алису всю жизнь пытались загнать в рамки, как и Марка, а она, как могла, сопротивлялась. В семье случались скандалы, отец занимался карьерой, семью особо не любил и открыто изменял жене. Частный пансионат, приставания со стороны священника — все это приходилось терпеть несчастной девочке. Отец, как видим, нещадно наказывал Алису, оправдываясь тем, что это не он тиран и деспот, а ей надо знать свое место. Ее избранник
отцу тоже пришелся не по душе (возможно, речь о Марке, возможно, о ком-то другом). Алису «сажают» на наркотики, а затем отвозят в реабилитационный центр. Ее сломала система. Она избавилась от зависимости в клинике и ждет выписки. В противопоставление с «шикарными» похоронами Марка — ее выписка проходит «поскромнее». Судьба этой девушки крайне несчастливая.
Особая роль в повествовании выделена Кире — литературному агенту Марка. Каждый трек начинается с записей автоответчика от Киры, которые связывают повествование. На первый взгляд может показаться, что Кира — это резонер, т. е. персонаж, выражающий позицию автора; они часто выделяются в произведениях особым образом, но очень скоро мы понимаем, что это не так. Кира говорит простыми словами, потому что она сама проста как дважды два. Все ее заботы — это семья и работа. Ее не волнует происходящее в Горгороде. Все эти движения за правду и справедливость лишь пугают ее. Кира выражает позицию самого обычного обывателя. Она дана для того, чтобы мы могли сравнить узость ее взглядов с масштабом мыслей таких людей, как Марк или Гуру. Особенно хорошо это подчеркивается последними словами Киры по поводу романа «Где нас нет»: «Название — г**но». Она даже не пытается вдуматься в смысл этих слов, которые отсылают нас к известному выражению: там лучше, где нас нет.
Заключение. Можно подвести некоторые итоги. Рассмотренный альбом является ярчайшим примером современного русскоязычного концептуального музыкального произведения: текст представляет собой единый сюжет, сочетающий в себе аллюзии на жизнь автора, его политическую и жизненную позицию. При этом произведение насыщенно обилием художественных приемов, характерных для классических жанров литературы. Все элементы альбома выражаются целостной системой музыкальных и немузыкальных средств и приемов.
Литература
1. Oxford Dictionaries. Available at: http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/concept-album (accessed 07.12.2017).
2. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С.193-230.
3. Музыкальная энциклопедия, статья «Концептуальный альбом». URL: http://www.gromko.ru/ done/showbook/article6283.html (дата обращения: 19.12.2017).
4. Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центр-концепта. Архангельск, 1997. Вып. 1. С. 11-35.
5. Демьянков В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: сб. ст. в честь акад. Н. Ю. Шведовой. - М.: Изд. центр «Азбуковник», 2007. С.606-622.
В. Ä. Шпаков, Л. И. Петрова
79
6. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. C.413-423.
7. Дистопия, статья «Горгород в руках литературоведа». URL: http://dystopia.me/gorgorod/ (дата обращения: 07.12.2017).
References
1. Oxford Dictionaries. Available at: http://www.oxforddictionaries.com/definition/ english/concept-album Accessed 07.12.2017).
2. Yacobson R. O. Linguistics and poetics. Structuralism: "za" i "protiv" [Strukturalizm: "for" and "against"]. Moscow, Progress Publ., 1975, pp. 193-230.
3. Muzykalnaya entsyklopediya, stat'ya "Kontseptualny al'bom" [Music encyclodedia, article "Concept album"]. Available at: http://www.gromko.ru/ done/showbook/article6283.html (accesssed 19.12.2017).
4. Lyapin S. Kh. Conceptology: to the development of the approach. Kontsepty. Nauchnyye trudy Tsentrkontsepta [Concepts. Scientific works of CenterConcept]. Arkhangelsk, 1997, issue 1, p. 11-35 (In Russian).
5. Dem'yankov V. Z. The term "concept" as an element of terminological culture. Yazyk kak materiya smysla: sbornik statey v chest' akademika N. Y. Shvedova [Language as the Matter of Meaning: Collection of articles in honor of Academician N. Yu. Shvedova]. Moscow, Izd. tsenter "Azbukovnik" Publ., 2007, pp.606-622.
6. Bart R. From work to the text. Izbrannyye raboty. Semiotika. Poetika [Selected works. Semiotics. Poetics]. Moscow, Progress Publ., 1989, pp. 413-423.
7. Distopiya, stat'ya "Gorgorodv rukakh literaturoveda" [Dystopia, article "Gorgorod in the hands of a literary critic"]. Available at: http://dystopia.me/gorgorod/ Accessed 07.12.2017).
Информация об авторах
Шпаков Виктор Доментиянович — магистрант кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13a, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Петрова Людмила Ивановна — кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13a, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Shpakov Viktor Domentiyanovich — Master's degree student, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Petrova Lyudmila Ivanovna — PhD (Philology), Professor, Professor, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 02.02.2018