DOI 10.24411/2499-9679-2018-10146 УДК 81'42; 801.7
B. Н. Степанов
https://orcid.org/0000-0001-81-98-2517
C. К. Болотова
https://orcid.org/ 0000-0002-6632-9402 А. Р. Леонова
https://orcid.org/0000-0001-7280-791X
Жанрово-стилистические признаки рэп-батла
В данной статье на материале отечественного рэпа рассматриваются жанрообразующие и жанроопределяющие признаки рэп-батла как жанра в рамках медийного атонального дискурса. К жанрообразующим признаками рэп-батла относятся следующие: атональный характер коммуникации, акцентирующий позиционное противостояние участников общения; поликодовость, равноправие вербальных и невербальных (паравербальных, музыкальных) единиц коммуникации при формировании смысла высказывания; «экспансия деконструкции» смысла на всех уровнях его порождения - вербальном и невербальном (паравербальном) и культивация «эстетики текстового удовольствия» в общении (Ролан Барт); эмоциогенный характер коммуникации и провокативные стратегии признания и заботы с характерными провокативными жанрами признания, представления, демонстратива, сентенции, нотации, провокативного вопроса. Жанрообразующие признаки рэп-батла, по мнению авторов, относятся к видовым характеристикам этого жанра как наднационального явления и имеют кросс-культурный характер. К жанроопределяющим признакам рэп-батла относятся следующие: сниженная лексика (сленг, арго, инвективы) на лексическом уровне; выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, паремические единицы -пословицы, поговорки, афоризмы, аллюзии); эллипсис (неполные и бессоюзные конструкции) на синтаксическом уровне. Жанроопределяющие признаки рэп-батла, как считают авторы, в большей степени определяются национальным языком. Жанр рэп-батла в отечественной культуре авторы предлагают рассматривать в качестве аналога жанра политических дебатов, существующего в западной традиции, и, соответственно, разновидностью агонального дискурса. В отечественном контексте в рэп-батлах, как показывают наблюдения авторов, преодолевается так называемая «сублимация концептов», выражающих идеи состязательности и враждебности. Свобода от академических канонов и ориентация на звуковую (паравербальную) сторону речи помогает акторам отечественных рэп-батлов создавать тексты за рамками эпистемологической неуверенности.
Ключевые слова: Рэп, батл, жанр, жанрообразующие признаки, жанроопределяющие признаки, дискурс, воздействие, провоцирование, стратегия
V. N. Stepanov, S. K. Bolotova, A. R. Leonova
Genre and Stylistic Signs of Rap-Battle
In this article on the material of the domestic rap genre-forming and genre-determining signs of the rap-battle as a genre within a media agonal discourse are considered. To genre-forming signs of the rap-battle the following ones belong to: agonal nature of communication accenting position opposition of participants of communication; a policodeness, equality of verbal and nonverbal (paraverbal, musical) units of communication when forming the sense of a statement; «expansion of deconstraction» of the sense at all levels of its generation - verbal and nonverbal (paraverbal) and cultivation of «aesthetics of text pleasure» in communication (Rolan Bart); the emotiogenic nature of communication and the provocative strategies of recognition and care with characteristic provocative genres of recognition, representation, demonstrative, maxims, notations, of the provocative question. Genre-forming signs of the rap-battle, according to the authors, belong to specific characteristics of this genre as a supranational phenomenon and have a cross-cultural character. The following signs belong to genre-determining signs of the rap-battle: lowered lexicon (slang, argo, invectives) at the lexical level; language means of expression (tropes, figures of speech, paroemia units - proverbs, sayings, aphorisms, allusions); ellipsis (incomplete and conjunctionless constructions) at the syntactic level. Genre-determining signs of the rap-battle, as the authors consider, are more defined by the national language. The authors suggest that the rap-battle genre in the domestic culture should be considered as an analogue of the genre of political debates existing in the western tradition, and, respectively, a kind of the agonal discourse. In the domestic context in rap-battles, as the authors' observations show, so-called «sublimation of the concepts» is overcome, which expresses the ideas of competitiveness and hostility. Freedom from the academic
© Степанов В. Н., Болотова С. К., Леонова А. Р., 2018
canons and orientation to the sound (paraverbal) part of the speech helps authors of domestic rap-battles to create texts beyond the scope of epistemological uncertainty.
Keywords: rap, battle, genre, genre-forming signs, genre-determining signs, discourse, influence, provoking, strategy.
В 2017 году рэп-батлы перестали быть андеграундом и превратились в предмет обсуждения и пародирования в академическом и медиадискурсе. На канале «LifeNews» вышел репортаж об итогах батла Оксимирона и ST в 2016 году, а на телеканале «ТНТ» в шоу «Stand Up» Иван Усович использовал для шутки агрессивный и диалогичный язык рэп-батла:
«Я что-т, не помню, чтоб выходила Аллегрова и говорила: „Я- шальная императрица, а ты, Долина, уже не та. И попробуй решить эту проблему с помощью зонта!" А в следующем треке Долина такая: „Слышь ты, Аллегрова, я тебя паяльником доведу до экстаза анального, а когда приедут менты, скажу, что же тут криминального?"» [11].
В 2017 году Иван Ургант и Сергей Шнуров «батлили» на плошадке «Версуса» [XXIV], при этом известный ведущий копировал образ победителя самого просматриваемого российского батла на «Ютубе». 10-минутный сюжет о прецедентном батле между Оксимироном и Гнойным был показан по «Первому каналу» в программе «Воскресное время» [VIII]. Сентябрь начался с комплементарного батла Максима Галкина с Бастой в программе первого канала «Сегодня вечером» [V], а закончился батлом между Иваном Ургантом и Ксенией Собчак на премии GQ [XXIII]. В рамках электоральных коммуникаций состоялся политический рэп-батл между депутатами ЗакСа Санкт-Петербурга Максимом Резником и Андреем Анохиным [VII], а вот Виталий Милонов после выхода батла Оксимирона и Гнойного предложил расстрелять выступивших, назвав произошедшее «музыкой помоек» [VI].
Причины растущей популярности рэп-батла кроются в его истории. Общение, в котором выступающий унижает оппонента и превозносит собственную персону, берет свое начало еще в Древней Греции, перебранки являются частью речевой культуры в арабской традиции, в азербайджанской мейхане, в жанре эпиграммы [12].
Экспансия рэпа как музыкального направления заложена в его афроамериканских корнях, исторически в нем сложились канон, традиция и миф. Внимание к афроамериканской музыкальной культуре объясняется с точки зрения категории Другого, на которого можно проецировать свои страхи и удовольствия [5].
Тексты батлов экономичны и строятся на минимизации затрат (принцип экономии) на внешний облик, аранжировку, запись и воспроизведение музыки. В результате действия принципа экономии возникает эффект смысловой деконструкции и порождения новых смыслов - «экспансия деконструкции» в семиотике рэп-батлов.
Битбокс и флоу, создающие ритмический и фонетический рисунок рэпа, служат паравербальным эквивалентом музыкального сопровождения. Флоу играет важнейшую роль в батле: «музыка» и слова производятся одним исполнителем. Под «музыкой» в данном случае следует понимать ритмизированные звуки, когда рэп «качает», вызывая телесный отклик, а в целом жанр рэп-батла приближается к звуковому письму, который Ролан Барт называл «эстетикой текстового удовольствия», удовольствия от текста [1].
Поток флоу и техника фристайла, в которых возникают соположение фонетически похожих слов и эксплицируется своеобразная семантическая связь, обладает изрядной долей спонтанности, а более успешным получается такое выступление, в котором присутствуют хорошие панчи (шутки, уколы оппонента), происходит мена тем и планов их презентации:
«Ты Валерия Грайм Германика? Ты Валерия Гей Гармоника» [XXII].
Современные исследователи отмечают, что рэп-батл как вид словесного творчества близок к творческим поискам поэтов XX в. В программе «Воскресное время» в сюжете под названием «Рок-н-ролл мертв» батл сравнили с поединком Евгения Евтушенко с Андреем Вознесенским, а Дмитрий Новиков в программе на радио «Эхо Москвы» обозначил в батлах продолжающийся конфликт акмеистической и футуристической культур [IX].
Жанр рэп-батла в отечественной культуре можно рассматривать в качестве аналога жанра политических дебатов в западной традиции и разновидностью атонального дискурса. В отечественном контексте в рэп-батлах преодолевается так называемая «сублимация концептов», выражающих идеи состязательности и враждебности. Свобода от академических канонов и ориентация на звуковую (паравербальную) сторону речи помогает авторам рэп-батлов создавать тексты за рамками эпистемологической неуверенности.
Язык рэпа как общественный феномен традиционно рассматривается в политическом ракурсе, например, в статье Е. С. Гриценко и Л. Г. Дуняшевой «Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации» песенные контексты представлены как индикаторы классово-этнической солидарности, в основе которой лежит идея схожести жизненных ситуаций и проблем молодых людей в глобализирующемся мире [4, c. 146].
Как преодоление «сублимации концептов» можно рассматривать и большой объем ругательств и острот, что является косвенным признаком гендерной детерминации рэп-батлов и позволяет квалифицировать их как так называемую «мужскую» речь, по-видимому, именно этим объясняется низкий процент участия женщин.
Дискурс рэп-батла относится к мультимедийному виду. В тексте рэп-батлов равноценны смыслы, выраженные вербально и невербально (пара-вербально). Мультимедийностью и поликодово-стью обусловлено вовлечение в коммуникацию чувственных и иррациональных компонентов сознания и обращение к манипулятивным стратегиям эмоциогенной коммуникации [6]. Одной из причин популярности рэпа считается его субьект-ность как необходимое условие агональности [2]: в рэпе невозможно спрятаться за «артистическую мишуру», на первый план выходит личность рэпера, а батл превращается в поединок воли и противостояние на личностном уровне.
В англоязычной литературе язык рэп-батлов получил название «HHNL» (Hip Hop nation language), это язык рэпа, развивающийся на основе языка афроамериканцев, имеющий отличительные характеристики на уровне синтаксиса и дискурса в целом [13]. На уровне лексики его отличает особый подход к использованию языковых средств для идентификации и демонстрации отношения к оппоненту.
Язык рэп-батла сложен для восприятия, он далек от литературной речи. Обилие сленгизмов, тюремного арго, синтаксический эллипсис, представленный неполными и бессоюзными конструкциями, относятся к отличительным языковым характеристикам языка рэп-батла:
«Леха как-то еб*л 2 телок, думал че так тихо, давайте уже крики. А они все это время думали: „Что за пид*р, давайте уже к Rickey". И съ*бались. А ты пошел в магаз купить пивчика, закусон. На кассе спросил: „Карты принимаете? А то с наличкой вообще облом". Тебе ответили: „Да". И ты расплатился своим тузом» [XXI].
Наличие арго в HHNL на лексическом уровне исторически объясняется прагматическими условиями и обусловлено необходимостью говорить на непонятном для полиции языке. Арготизиро-ванная лексика быстро проникает в рэп и начинает использоваться в композициях, как отмечают некоторые исследователи, даже когда в этом нет необходимости [14, c. 22].
Элементы тюремного жаргона тесно связаны с интересом молодежи к неформальному объединению банд «А. У. Е.» («арестантский уклад един» -прим. авт.). По-видимому, отражение данного явления в языке рэпа следует воспринимать как естественное желание молодежи казаться более статусной и взрослой, примером аналогичного явления в поведении подростков являются фотографии автомобилей или фраз из «Пацанского цитатника» в социальных сетях.
Процессы компрессии и контаминации свойственны языку, тесно связаны с языковой игрой и остроумием, в рэп-текстах эти языковые явления используются утрированно - в виде разного рода варваризмов («Finish him», я сделаю «лещалити»), графической трансформации слова («Во все ляж-кие»), паронимической созвучности слов («обоим в обойме»), компрессии номинации («светит только контрольный»):
«Мне Ресторатор скажет: „Finish him", я сделаю лещалити. А Леха любит сериальчики: „Доктор Кторт", „Икра престолов", „Во все ляжкие". Иным, обоим в обойме, светит только контрольный. Хоть и миролюбив, но когда мерили биф, Готов разнести таких, забив на мирный мотив!» [X].
Языковая игра предопределяет деконструкцию смысла, язык рэпа позволяет продуцировать смысловые контексты. Рэп-батлы ориентированы на звучащую речь и восприятие на слух, для выразительности в речи используется сдвиг ударения при обозначения омонимии:
«Я RapInfo, я шел вперед, пока ты пИсал в стол» [XIX].
Языковая игра, которая опознается на слух, использует полисемию, в представленном ниже примере слова с корнем -кос- используются в разных значениях («косо» в значении «криво», «косить» в значении «подражать»):
«Я сейчас рифмую косо, лишь бы не косить под себя» [III].
Речевое воздействие осуществляется при помощи провокативных стратегий эмоциогенной коммуникации - признания и заботы [9]. Наиболее частотна провокативная стратегия признания,
которая культивирует эмоциогенность общения и рассчитана на эмоциональное заражение с помощью авторских признаний, когда демонстрация состояния «Я» говорящего провоцирует эмоциональное состояние адресата, в результате происходят типизация и генерализация психологического состояния, когда говорящий использует широкую инклюзивную референцию местоимения «мы» - «всем нам», «и тебе, и мне» - и высокую степень обобщения смысла («Ведь собаки лают, быстро едет караван»):
«Россия, 21 век! Пешей прогулкой, налегке, мы идем нах*й дружно все. А кто обратное сказал, то пизд*бол! И это все давно понятно и тебе, и мне! Те, кто наверху, давно съели твои права. Ведь собаки громко лают, быстро едет караван» [IV].
Участники и включенная в общение публика оценивают рифму, содержательность и наличие панчлайнов (шуток), подачу, или флоу - темп произнесения текста, интонирование (паравербаль-ные знаки) и личную харизму.
В текстах рэп-батлов используются самообличающие интенции-признания и обвинения оппонента («батл по фактам») [7]:
«В этой войне я охочусь на рэперов, мне подавай генералов а-ля Eminem, Gucci Mane, но ты не маршал, а если Жуков, то руки вверх» [IV].
Демонстрация маскулинности является строевым элементом провокативной стратегии признания в рэп-батлах и возникающей в результате смысловой деконструкции, что соответствует общей тенденции трансгрессивности медиадискурса [10]:
«А я. Я не боюсь человека, который изучает десять тысяч различных ударов. Я боюсь, что меня снова отп*здят Black Star. Раунд» [XV].
«Я разоружаю себя. Да, я такой же, как ты: пью и разрушаю себя. Я инфантилен, сколько б не платили, жаль я синяк» [XVIII].
Запугивание, демонстрация силы характеризует хип-хоп культуру в целом, в настоящее время этот прием можно рассматривать как дань истории, так как «градус опасности» конфликтов между реперами стал заметно ниже. Для запугивания используются архетипические образы эроса и та-натоса:
«Трахну нарика, я Валерия Грайм-Германика» [I];
«Для эго любых размеров есть гробик в моем Некрополе» [II];
«Но Бульба в здании я тебя породил, я тебя и убью» [XV];
«Но знай, на каждого Драго Малфоя найдется свой Гарри Поттер» [XI];
«Сейчас будут реальные травмы, глубокие раны, Это курбан-байрам и я буду резать барана» [XVII];
«Я как тромб кровеносный: убью твоих родителей, чтоб пить на поминках вино, Да, я тот еще халявщик, убил Grime как жанр, чтоб пить на поминках Redo!» [I].
Речь должна подчеркивать умение говорящего «читать» рэп и представлять выступающего как компетентного рэпера, для этих целей используется провокативный жанр представления («Я независимый артист», «Якак Кападона»):
«Я независимый артист, St, Сто из Ста»
[XIX];
«Я как Кападона, КПД как у Патрона» [XIV].
Метафоры и метонимии делают высказывания, содержащие провокативные жанры [8], более выразительными и образными, способствуют аутои-дентификации:
«Я белая ворона, хоть и красный барон» [XIV];
«Я настолько высоко, что Олимп мечтает забраться на меня» [II].
Метонимии, метафоры, разного рода аллюзии относятся к категории индивидуально-авторских, что усложняет их референцию:
«Я Underground, Я Мейнстрим, я и есть Versus» [XIX];
«И чтобы выиграть меня тебе придется поставить своего судью и сдвинуть ворота» [XI].
В качестве экспрессивного средства используется провокативный жанр сентенции, представленный паремическими единицами - пословицами, афоризмами, аллюзиями:
«Что сеял, то и пожал, тебя сгубят неурожаи. Меня уважают не любя, тебя любят не уважая» [XVIII];
«Если рэп игра - самый крупный стэк - у меня!» [I].
На англоязычном батле с Дизастером Оксими-рон начинает первый раунд афористичным высказыванием, указывающим на интермедиальную связь с культовым кинофильмом «Брат»:
«Вот скажи мне, американец, в чем сила?»
[XX].
Для акцентирования противостояния используются провокативные вопросы («Рэпчик твой -полигон? Здрасьте»), провокативный жанр де-монстратива («Это мой коридор власти», «Тут другой коленкор»), нотации («Ты крутой, но Мирон - мастер»):
«Рэпчик твой - полигон? Здрасьте. Это мой коридор власти. Тут другой коленкор, к счастью. Ты крутой, но Мирон - мастер» [III];
«Чтоб ты там ни кудахтал, Слав, недосягаема моя игровая лингвистика. В плоскостях всех и ракурсах, интересней тебя я намного витийствую» [XVI].
К распространенным приемам «работы» с оппонентом в рамках провокативной стратегии заботы относится инграциация - использование лести, комплиментов :
«Но, Вань, тебе не нужна победа и ты не уйдешь с опущенным вниз лицом. Ведь твое счастье в другом - в двух маленьких детях, которые уже гордятся своим отцом» [XII].
В заключение представим систему жанрообра-зующих и жанроопределяющих признаков рэп-батла как жанра в рамках медийного агонального дискурса современной массовой культуры.
К жанрообразующим признаками рэп-батла относятся следующие:
— агональный характер коммуникации, акцентирующий позиционное противостояние участников общения и преодолевающий «сублимацию концептов» состязательности в отечественной культуре;
— поликодовость, равноправие вербальных и невербальных (паравербальных, музыкальных) единиц коммуникации при формировании смысла высказывания;
— «экспансия деконструкции» смысла на всех уровнях его порождения - вербальном и невербальном (паравербальном) и культивация «эстетики текстового удовольствия» в общении (Ролан Барт);
— эмоциогенная коммуникация и провокатив-ные стратегии признания и заботы с характерными провокативными жанрами признания, представления, демонстратива, сентенции, нотации, провокативного вопроса.
Жанрообразующие признаки рэп-батла, как нам представляется, относятся к видовым характеристикам этого жанра как наднационального явления и имеют кросс-культурный характер.
К жанроопределяющим признакам рэп-батла относятся следующие:
— сниженная лексика (сленг, арго) на лексическом уровне;
— выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, паремические единицы - пословицы, поговорки, афоризмы, аллюзии);
— эллипсис (неполные и бессоюзные конструкции) на синтаксическом уровне.
Жанроопределяющие признаки рэп-батла, по-видимому, в большей степени определяются национальным языком.
Библиографический список
1. Барт, Р. Удовольствие от текста [Текст] // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М. : Прогресс. Универсал, 1994. - 616 с.
2. Болотова, С. К. Теледискуссия: речевые приемы кооперации с оппонентом [Текст] / С. К. Болотова, Л. А. Гусева // Медиалингвистика. Вып. 6. Язык в координатах массмедиа : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. (2-6 июля 2017 г., Санкт-Петербург, Россия) [Текст] / отв. ред. А. А. Малышев. - СПб. : С-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017. - С. 255-257.
3. Волков, П. А. Особенности наименования процесса творчества в жаргоне субкультуры хип-хоп [Текст] / П. А. Волков, А. Р. Леонова // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Кишинев : Мир науки, 2017. -С. 148-152.
4. Гриценко, Е. С. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации [Текст] / Е. С. Гриценко, Л. Г. Дуняшева // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2013. - № 2. - С. 141-147.
5. Рондарев, А. Хип-хоп - это петиция [Электронный ресурс] // YouTube: видеохостинг. - Режим доступа: https://www.youtube.com/
6. Степанов, В. Н. К вопросу об эмоциогенной коммуникации [Текст] / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. - Вып. 1 (20). - Рязань, 2012. - С. 12-34.
7. Степанов, В. Н. Номинация речевой интенции говорящего и прагматические способы ее локализации в спонтанной речи [Текст] / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. - Вып. 1 (20). - Рязань, 2013. - С. 45-59.
8. Степанов, В. Н. Провокативные речевые жанры как инструменты непрямой коммуникации: лингвистические признаки и анализ [Текст] / В Н. Степанов // Теория и практика судебной экспертизы. - № 4 (36). - 2014. - С. 26-34.
9. Степанов, В. Н. Провокативные стратегии в текстах массовой коммуникации [Текст] / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. - Вып. 1 (16). - Рязань, 2011. - С. 20-24.
10. Степанов, В. Н. Трансгрессия и трансгрессив-ность в медиапространстве и медиатексте [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. - Вып. 1 (36). -2016. - С. 23-33.
11. Усович, И. О своей популярности, актерах и прибедняющихся людях [Электронный ресурс] // Стендап: онлайн журнал. - 2016. - Режим доступа: http://standap.ru/ivan-usovich-o-svoej-populyarnosti-akterah-i-pribednyayushhihsya-lyudyah/
12. Ezhikov, A. Русский батл-рэп как зеркало культурной эволюции / Alexey Ezhikov // Medium Russian. - Режим доступа: https://medium.com/russian/
13. Finegan, E., Rickrord, J. Language in the USA. Themes for the Twenty-first Century / Edward Fi-
negan, John Rickrord. - USA: Cambridge University Press, 2004. - 502 c.
14. Mataruga, J. Some aspects of hip hop nation language (HHNL) from a linguistic point of view / Jana Mataruga. - Bakalarska prace. - Praha, Srpen, 2011. - 47 c.
Reference List
1. Bart, R. Udovol'stvie ot teksta = Pleasure from the text [Tekst] // Izbrannye raboty. Semiotika. Pojetika = Selected works. Semiotics. Poetics - M. : Progress. Universal, 1994. -616 s.
2. Bolotova, S. K. Telediskussija: rechevye priemy kooperacii s opponentom = Telediscussion: speech methods of cooperation with the opponent [Tekst] / S. K. Bolotova, L. A. Guseva // Medialingvistika. Vyp. 6. Jazyk v koordina-tah massmedia : mater. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (26 ijulja 2017 g., Sankt-Peterburg, Rossija) = Media linguistics. Issue 6. Language in coordinates of mass media: materials of the II International scientific practical conference (on July 2-6, 2017, St. Petersburg, Russia) [Tekst] / otv. red. A. A. Malyshev. - SPb. : S.-Peterb. gos. un-t, In-t «\fyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikacij», 2017. - S. 255-257.
3. Volkov, P. A. Osobennosti naimenovanija processa tvorchestva v zhargone subkul'tury hip-hop = Features of the name of creativity process in a hip-hop subculture slang [Tekst] / P. A. Volkov, A. R. Leonova // Sovremennye nauch-nye issledovanija: aktual'nye voprosy, dostizhenija i inno-vacii = Modern scientific research: topical issues, achievements and innovations. - Kishinev : Mir nauki, 2017. -S. 148-152.
4. Gricenko, E. S. Jazykovye osobennosti rjepa v aspekte globalizacii = Language features of rap in the aspect of globalization [Tekst] / E. S. Gricenko, L. G. Dunjasheva // Politicheskaja lingvistika. Ekaterinburg = Political linguistics. Ekaterinburg, 2013. - № 2. - S. 141-147.
5. Rondarev, A. Hip-hop - jeto peticija = Hip-hop is a petition [Jelektronnyj resurs] // YouTube: videohosting. -Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/
6. Stepanov, V N. K voprosu ob jemociogennoj kom-munikacii = To a question of emotiogenic communication [Tekst] / V N. Stepanov // Inostrannye jazyki v vysshej shkole = Foreign languages at higher school. - Vyp. 1 (20). -Rjazan', 2012. - S. 12-34.
7. Stepanov, V N. Nominacija rechevoj intencii go-vorjashhego i pragmaticheskie sposoby ee lokalizacii v spon-tannoj rechi = The nomination of speech intension of the speaking person and pragmatical ways of its localization in the spontaneous speech [Tekst] / V N. Stepanov // Inostrannye jazyki v vysshej shkole = Foreign languages at higher school. - Vyp. 1 (20). - Rjazan', 2013. - S. 45-59.
8. Stepanov, V. N. Provokativnye rechevye zhanry kak instrumenty neprjamoj kommunikacii: lingvisticheskie priznaki i analiz = Provocative speech genres as instruments of indirect communication: linguistic signs and analysis [Tekst] / V N. Stepanov // Teorija i praktika sudebnoj jek-spertizy = Theory and practice of judicial examination. - №4 (36). - 2014. - S. 26-34.
9. Stepanov, V N. Provokativnye strategii v tekstah massovoj kommunikacii = Provocative strategy in texts of mass communication [Tekst] / V N. Stepanov // Inostrannye jazyki v vysshej shkole = Foreign languages at higher school. - Vyp. 1 (16). - Rjazan', 2011. - S. 20-24.
10. Stepanov, V N. Transgressija i transgressivnost' v mediaprostranstve i mediatekste = Transgression and trans-gressivity in media space and media text [Tekst] // Inostrannye jazyki v vysshej shkole = Foreign languages at higher school. - Vyp. 1 (36). - 2016. - S. 23-33.
11. Usovich, I. O svoej populjarnosti, aktjorah i pribednjajushhihsja ljudjah = About popularity, actors and people showing false modesty [Jelektronnyj resurs] // Stendap: onlajn zhurnal = Stand-up: online magazine. -2016. - Rezhim dostupa: http://standap.ru/ivan-usovich-o-svoej-populyarnosti-akterah-i-pribednyayushhihsya-lyudyah/
12. Ezhikov, A. Russkij batl-rjep kak zerkalo kul'turnoj jevoljucii = Russian battle-rap as mirror of cultural evolution / Alexey Ezhikov // Medium Russian. - Rezhim dostupa: https://medium.com/russian/
13. Finegan, E., Rickrord, J. Language in the USA. Themes for the Twenty-first Century / Edward Finegan, John Rickrord. - USA: Cambridge University Press, 2004. -502 s.
14. Mataruga, J. Some aspects of hip hop nation language (HHNL) from a linguistic point of view / Jana Mataruga. - Bakalárská práce. - Praha, Srpen, 2011. - 47 s.
Список источников
I. 07/07/16: Edik_Kingsta vs. Соня Мармеладова [Электронный ресурс] // Genius Media Group Inc. -Режим доступа: https://genius.com/140-bpm-battle-07-07-16-edik-kingsta-vs-lyrics/
II. 12/04/15: Oxxxymiron vs. Johnyboy [Электронный ресурс] // Genius Media Group Inc. -Режим доступа: https://genius.com/Versus-battle-12-04-15-oxxxymiron-vs-johnyboy-lyrics/
III. 15/04/14: Oxxxymiron VS Дуня [Электронный ресурс] // Genius Media Group Inc. - Режим доступа: https://genius.com/Versus-battle-15-04-14-oxxxymiron-vs-annotated/
IV. 20/11/2016: Замай vs. СД [Электронный ресурс] // Genius Media Group Inc. - Режим доступа: https://genius.com/Versus-battle-20-11-2016-vs-lyrics/
V. Баста vs Галкин рэп батл [Электронный ресурс] // YouTube: видеохостинг. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Jkhvs2QQybk/
VI. Милонов предложил расстрелять Оксимирона и Гнойного [Электронный ресурс] // Lenta.ru - Новости, статьи, фотографии, видео. - Режим доступа: https ://lenta.ru/news/2017/09/17/milonov/
VII. Политический рэп-баттл Резник - Анохин, 5 октября 2017г. [Электронный ресурс] // YouTube: видеохостинг. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6RTziwZcTE4/
VIII.Рэп-баттл Oxxxymiron vs Гнойный стал одним из самых обсуждаемых событий августа [Электронный ресурс] // Первый канал. - Режим доступа:
https://www. 1tv.ru/news/2017-09-03/331922-
rep_battl_oxxxymiron_vs_gnoynyy_stal_odnim_iz_samy
h_obsuzhdaemyh_sobytiy_avgusta/
IX. Рэп-баттлы и новая языковая (суб)культура [Электронный ресурс] // Радиостанция «Эхо Москвы» - Режим доступа: https://echo.msk.ru/programs/speakrus/2043524-echo/
X. Текст (слова) РВАТЬ НА БИТАХ - DEF JOINT Х UNDERWHAT? (КАЖЭ / КРИП-А-КРИП Х СД / ДУНЯ [Электронный ресурс] // GL5.RU - Тексты песен (слова песен). - Режим доступа: https://www.gl5.ru/r/rvat-na-bitah/rvat-na-bitah-def-x-
j oint-underwhat. html/
XI. Текст Басоты против Drago (VERSUS BETTLE СЕЗОН 2) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/text-basoti-na-versuse-battle-vs-drago/
XII. Текст Гарри Топора против Noiza MC (VERSUS BATTLE СЕЗОН 1) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/tekst-garri-topora-protiv-noiza-mc-versus-battle-sezon-1/
XIII. Текст Крип-А-Крип против Oxxxymiron (VERSUS BATTLE СЕЗОН 1) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/text-krip-akrip-vs-oxxxymiron-versus-battle-sezon-1/
XIV. Текст Соня Мармеладова aka Гнойный против Rickey F (VERSUS BPM) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/tekst-sonya-marmeladova-aka-gnojnyj-protiv-rickey-f-versus-bpm/
XV. Текст Хованского против Ларина (VERSUS BATTLE СЕЗОН 3) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/tekst-khovanskogo-protiv-larina-versus-battle-sezon-3/
XVI. Текст Эрнесто Заткнитесь против Гнойного (SLOVOSPB VS VERSUS) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-
versusa/tekst-ernesto-zatknites-protiv-gnojnogo-slovospb-vs-versus/
XVII. Текст Noiza MC против Гарри Топора (VERSUS BATTLE СЕЗОН 1) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/tekst-noiza-mc-protiv-garri-topora-versus-battle-sezon-1/
XVIII. Текст Oxxxymiron'a против Крип-А-Крип (VERSUS BATTLE СЕЗОН 1) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/text-oxxxymiron-vs-kripa-krip-vaersus-battle-sezon-1/
XIX. Текст ST против Oxxxymirona (VERSUS BATTLE СЕЗОН 3) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/tekst-st-protiv-oxxxymirona-versus-battle-sezon-3/
XX. Oxxxymiron VS Dizaster [Электронный ресурс] // Тексты песен, перевод. - Режим доступа: https://text-lyrics.ru/o/oxxxymiron/8829-oxxxymiron-dizaster-perevod-battle.html/
XXI. Rickey F против Лехи Медь (VERSUS FRESH BLOOD 2) [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/tekst-rickey-f-protiv-lekhi-med-versus-fresh-blood-2/
XXII. Rickey F против Соня Мармеладова aka Гнойный [Электронный ресурс] // WebRap.Info - Новости русского рэпа. - Режим доступа: https://webrap.info/versus/text-uchastnikov-versusa/tekst-rickey-f-protiv-gnojnogo-aka-sonya-marmeladova-versus-bpm/
XXIII. VERSUS GQ: Ургант VS Собчак [Электронный ресурс] // GQ - мужской журнал о стиле, девушках, развлечениях и культуре. - Режим доступа: https ://www. gq. ru/video/versus-gq-urgant-vs-sobchak/
XXIV. VERSUS: Иван Ургант VS Сергей Шнуров. Вечерний Ургант (23.06.2017) [Электронный ресурс] // YouTube: видеохостинг. - Режим доступа: https ://www.youtube.com/watch?v=g2hGpj mgXGE/
Дата поступления статьи в редакцию: 11.05.2018 Дата принятия статьи к печати: 28.06.2018