УДК 94(3)
В. А. Дмитриев
АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ OXXXYMIRON'A: «РуССКАЯ античность» В РЭП-ФОРМАТЕ?1
В статье анализируются античные сюжеты, содержащиеся в произведениях современного российского рэпера Охххутигоп'а (Мирона Фёдорова). Сделан вывод о том, что активное использование Охххутигоп'ом античных сюжетов и образов может свидетельствовать о новой форме рецепции русской культурой античного культурно-исторического наследия и, таким образом, представлять собой современный вариант феномена «русской античности».
Ключевые слова: Oxxxymiron, Мирон Фёдоров, рэп-музыка, античность, русская культура, «русская античность», рецепция античности.
Oxxxymiron является одним из наиболее популярных современных российских рэп-исполнителей, работающих в стиле хип-хоп. Достаточно сказать, что его последний альбом «Горгород» (2015) стал самым продаваемым российским хип-хоп-альбомом в iTunes в 2015 г.2 Учитывая это, а также общую популярность Охххушлгоп'а, неудивительно, что с недавних пор его фигура все чаще привлекает внимание исследователей3. При этом, однако, следует заметить, что вплоть до на-
1 В основу настоящей статьи положен текст доклада, прочитанного мной на Всероссийской научной конференции «Жебелёвские чтения — XX» (СПбГУ, 2018). Я благодарен студентам-заочникам Псков-ГУ, натолкнувшим меня на данную тему в ходе изучения спецкурса «Античные традиции в российской художественной культуре», а также участникам заседания секции «Историография и рецепция античной истории», проходившего в рамках «Жебелёвских чтений», и своей супруге, доценту кафедры отечественной истории ПсковГУ Людмиле Владимировне Алиевой, проявившим к выступлению по столь необычной для меня теме самый неподдельный интерес и высказавшим ряд ценных замечаний.
2 Долуханян А. Рэп-баттл года: почему все говорят про Oxxxymiron и Гнойного // РИА Новости. [Электронный ресурс]: URL: https://ria. ru/society/20170814/1500322495.html (дата обращения: 16.06.2018).
3 Иванова Е. В. Творчество Мирона Федорова: поэтика и контексты (альбом «Горгород») // Студенческая наука и XXI век. Йошкар-Ола,
96
стоящего времени интерес к творчеству Охххушлгоп'а проявляли специалисты из самых разных областей гуманитарного знания (музыковеды, филологи, лингвисты, культурологи и т. д.), но не историки, что отчасти удивительно, ибо тексты Охххушлгоп'а изобилуют историческими и историко-культурными сюжетами и реминисценциями. Анализу тех из них, что относятся к античной истории, и посвящена данная статья.
Рис. 1. Охххуш1гоп
Настоящее имя Охххуткоп'а — Мирон Янович Фёдоров. Он родился в Ленинграде в 1985 г., в интеллигентской семье (отец — доктор физико-математических наук, мать — библиотекарь). В 1994 г. Мирон вместе с родителями переехал в Германию, затем (2000 г.) — в Великобританию.
Музыкальная карьера Охххут1гоп'а началась в 2001 г., когда он записал свою первую композицию. И буквально сразу одной из ярко выраженных особенностей творчества исполнителя сталоя активное использование малоизвестных
2017. С. 132-134; Мутагаджиев И. С. Традиции гротеска Салтыкова-Щедрина в творчестве Оксимирона // Филологический аспект. 2017. № 11 (31). С. 185-190; Дементьев И. О. Оксимирон и Пушкин: опыт интертекстуального анализа альбома «Горгород» // Literatйra. 2018. Т. 60 (2). Р. 107-121; Лазуткин И. А. Использование интертекстуальности и стилистического приема аллюзии в творчестве рэпера Оксимирона (на примере трека «Цифры и цвета») // Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Омск, 2018. С. 86-93.
97
массовому слушателю (на которого, в первую очередь, ориентирована такого рода музыка) образов, мотивов, сюжетов и т. д., заимствованных из самых разных областей культуры. Среди них весьма заметное место принадлежит античности.
Рис. 2. Логотип Охххутигоп'а
Пожалуй, главная роль, которую античные мотивы призваны играть в текстах Охххуттгоп'а, заключается в том, что они являются одним из художественных средств, с помощью которых автор противопоставляет своих героев, а также самого себя окружающему миру. При этом Охххушггоп не скрывает чувства отчужденности и даже некой враждебности по отношению к окружающей реальности. В связи с этим и мир, в котором вынуждены жить герои композиций Охххуттгоп'а, представляется как чуждый и враждебный. Используя античные персонажи (как исторические, так и мифические), рэпер, кроме того, явно демонстрирует индивидуальность и в каком-то смысле исключительность своего героя (или себя самого?) по сравнению с окружающими людьми, в связи с чем последние выступают в облике серой массы, толпы и даже черни. Так, в песне «Восточный Мордор» (2011) Охххушкоп заявляет:
Я не просто баламут, хам.
Я — свой собственный Плутарх.
Это — летопись,
указывая тем самым на то, что он — не один из многих «баламутов» и «хамов», а осознанно и самостоятельно строит свою судьбу, «пишет» ее, подобно тому, как Плутарх создавал свои «Парные биографии».
Еще более важное место в творчестве Охххутггоп'а занимает демонстрация отношения автора к окружающему миру, выдержанного в отмеченном выше ключе, т. е. как к чуждой и лишенной всякого смысла реальности. Так, в композиции «Переплетено» (альбом «Горгород», 2015) это достигается через уподобление происходящего вокруг сценам из петрониев-ского «Сатирикона»:
Мой город устает чинить за деспотами власть, В разрезе предстает причинно-следственная связь, Там все переплетено, везде сатирикон, Бездействие закона при содействии икон.
В песне «Слово мэра», входящей в тот же альбом, социум вообще позиционируется как безликая и ни на что не способная толпа, которую автор сравнивает с «многоголовыми» Цербером и Гидрой, чьи образы, вероятно, навеяны циклом мифов о Геракле:
Толпа многоголова, как Гидра и Цербер, Но она не делает погоду, как Гидрометцентр.
Однако еще более негативную, граничащую с пренебрежением и даже ненавистью, оценку современного общества можно обнаружить в композиции «Ящик фокусника» (2009):
Я гляжу вниз, там все гаже Содома, жарче Гоморры, Вы не знали, что ящик фокусника — ларчик Пандоры?
Данный отрывок интересен еще и тем, что он демонстрирует одну особенность, свойственную античным реминисценциям Охххутггоп'а: он довольно часто использует греко-римские образы не изолированно, а в тесной связи с библейскими (а именно — ветхозаветными) сюжетами. Здесь, как мы видим, «ларчик Пандоры» фигурирует наряду с Содомом и Гомор-рой, городами, жители которых были уничтожены Богом за свои грехи (Быт. 18:16-33; 19:1-29). В данном случае такое сопоставление, безусловно, неслучайно: и ящик Пандоры (на самом деле, как известно, не ящик, а пифос, и не Пандоры, а Эпитемея, ее супруга (Hes. Op. 60-105)), и Содом и Гоморра в европейской культуре прочно ассоциируются с идеей божественного возмездия, а потому такого рода параллелизм здесь вполне логичен.
Подобное восприятие окружающего мира неизбежно порождает чувство одиночества и неудовлетворенности, которое Oxxxymiron пытается передать, привлекая персонажи гомеровских поэм («Tabasco», 2018):
Видимо, переболел этим вечным бегом в колесе.
Я недо-Одиссей: вернулся домой на небо глядеть,
У берега сел, но Пенелопы нет с Телемахом. Где все?
Здесь Oxxxymiron вносит в соответствующий сюжет «Одиссеи» определенные авторские коррективы: высадившись на Итаке, Одиссей, как мы помним, был озабочен не отсутствием Пенелопы и Телемаха, а тем, что не понял, где он вообще оказался (ср.: Hom. Od. XIII.187-235). Однако в целом состояние Одиссея, оказавшегося на Итаке (чувство растерянности) музыкант передает верно.
К гомеровской теме Oxxxymiron обращается и в композиции «Лондон против всех. Ч. 2» (2009), где уподобляет образ жизни своего героя путешествию Одиссея:
Годы — словно одиссея По окраинам. Город Лондон против всех, Часть вторая, ман.
Схожие коннотации звучат в композиции «Кем ты стал?» (альбом «Горгород», 2015), где цель, достижение которой не приносит удовлетворения, обозначена через образ Олимпа:
Глаза у нимф пусты, все бухают.
Эго набухает,
Как лимфоузлы.
Вот за этим ты шел к Олимпу? Стыд!
Но через тебя Бог не вызволит
Нас из лап египтян, подпалив кусты.
Как нетрудно заметить, здесь классические образы вновь оказываются тесно переплетенными с ветхозаветными: представление об Олимпе как месте пребывания богов увязано с сюжетом о неопалимой купине, в которой Бог явился Моисею и призвал его вывести народ Израиля из Египта (Исх. 3:1-10).
На таком фоне неудивительно, что отразившееся в текстах Oxxxymiron'а отношение к жизни сам автор характеризует как стоическое («Башня из слоновой кости», 2015):
Ведь в этом цирке лишь два пути: Суицид или стоицизм. И если выбрал не суицид, тогда — терпи, Хватит ныть, дай во всю идти.
<...>
Я — стоик, будто Луций Сенека. Спускаюсь от палаццо элиты к улицам гетто. Раз уцелел, то надо жить и глубже дышать.
Как мы видим, здесь достаточно точно отражена одна из основных черт этики стоицизма, которую хорошо передает известное выражение философа-стоика Клеанфа, цитируемое Сенекой: «Покорных рок ведет, влечет строптивого» (Ducunt volentem Fata, nolentem trahunt) (Sen. Ad. Luc. CVII.11).
В то же время ощущение глубокой пропасти, лежащей между миром и поэтом (выражаясь словами Г. Гейне, «раско-лотости» мира»), у Охххуштгоп'а нельзя назвать окончательно и безнадежно безысходным (кстати, это отчасти проявляется и в процитированном выше «стоическом» пассаже, содержащемся в «Башне из слоновой кости»). Периодически рэпер дает понять, что он не собирается принимать сложившуюся ситуацию как данность и мириться с ней, и тогда в его произведениях начинают звучать бунтарские мотивы. Так, в композиции «Сага об орлах и канарейках» (2010; ft. Schokk) современный российский рэп автор уподобляет храму Артемиды Эфесской, а себя — Герострату (ср.: Strabo. XIV.1.22; Plut. Alex. 3.3; Val. Max. VIII.14. Ext. 5):
Не следуй за мной по стопам, я — вечный аутсайдер.
Моя цель — спалить Космос дотла, а не речка да усадьба.
<...>
Не до сна: мне шлют куплеты в Скайп — метаспам.
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм — Герострат.
Иначе говоря, герой композиции намерен в корне изменить («спалить») если не весь окружающий мир, то, по крайней мере, ту субкультуру, к которой он принадлежит, т. е. рэп. Отсюда вытекает, что Oxxxymiron — не только критик существующего порядка вещей, как можно было бы подумать, исходя из рассмотренных выше пассажей, но и человек, готовый к активным действиям. Можно ли в данном случае считать подобный подход конструктивным — вопрос весьма спорный
(образ Герострата и продекларированная цель («спалить Космос дотла») заставляют в этом усомниться), однако, как бы там ни было, обвинить Охххутггоп'а в безразличии к происходящему вокруг, а тем более в конформизме, конечно же, нельзя.
Несколько особняком среди произведений Охххуттгоп'а, заключающих в себе античные мотивы и образы, стоит композиция под названием "Imperium" (2017), написанная для видеоклипа, выпуск которого предварял начало одноименного концертного тура. В ней рэпер ставит вопрос: «Что такое империя?», и в качестве вступления использует то, что в дидактике называется «остаточными знаниями по предмету»:
Что такое «империя»? <...>
Тот забытый школьный урок истории Древнего мира,
Чей-то лавровый венок; более-менее — все...
А, нет, еще: все громче слово «империя» слышно,
Когда идут разговоры, споры и прения,
Бой за территорию, войны, ссоры и трения.
В слове так много пафоса, понта, крови и тления,
Но у меня с латынью еще со школы не клеилось.
Вроде как слово значило власть.
Берия, Тиберий, Марк Аврелий...
Кто-нибудь — что такое «империя»?
Пожалуй, это единственный случай, когда Охххутггоп использует сведения, относящиеся к греко-римской истории, в их прямом, а не метафорическом значении. Правда, в итоге автор приходит к выводу, что империя — это не держава типа Рима, наполеоновской Франции или Третьего Рейха, а
То, во что мечтатель, предприниматель верит, растит.
И она растет из идеи,
Корень и стебель накрыт бетонной плитой,
Но цветок на волю из тени ползет.
И сколько подобных историй — столько империй.
<...>
Важно строить империю, но свою,
Иначе за вас построят империю.
Завершается композиция призывом: «Плюй и начинай свою собственную империю!»
Справедливости ради следует отметить, что в произведениях Охххутггоп'а присутствуют не только отмеченные
выше (социально-психологические, протестные, философские, исторические и т. д.), но и лирические мотивы, которые в ряде случаев выражаются посредством использования автором античных образов. В песне «Накануне» (2015), играющей одну из ключевых ролей в альбоме «Горгород» с точки зрения его общей композиции, одной из сюжетных линий являются отношения между главным героем и его возлюбленной. Для характеристики взаимоотношений двух молодых людей Oxxxymiron использует аллюзию, отсылающую нас к мифу об Афродите:
Незаметно поправь ее одеяло,
За это себя предавая анафеме.
Она вышла из пены, худой отпечаток
Плеча оставляя на кафеле.
Однако наиболее концентрированно античные образы и сюжеты представлены в сингле 2012 г. "Ultima Thule". Само название песни указывает на то, что в ее основе лежит образ загадочного острова Туле (Фуле), как известно, впервые описанного Пифеем в IV в. до н. э. и в римской литературе часто именовавшегося также, как называется данная композиция, — Ultima Thule, т. е. «Крайняя Туле». Сведения самого Пифея до нас не дошли и сохранились лишь в передаче более поздних авторов. Так, по словам Страбона, «Пифей из Массалии говорит, что Фула, самый северный из Бреттансккх островов, является наиболее отдаленной страной, расположенной там, где будто бы не было уже земли в отдельном существовании, не было ни моря, ни воздуха, но была какая-то смесь из всего этого, похожая на "морское легкое"4; по его словам, в этой смеси земля, море и вся совокупность предметов находились в висячем положении, что эта смесь есть как бы связь всего мира, не переходимая ни посуху, ни по воде» (Strabo. II.4.1). При этом Страбон называл Пифея «отъявленным лгуном», поскольку «люди, видавшие Бреттанию5 и Иерну6, не упоминают о Фуле» (Strabo. I.4.3), и полагал, что «все рассказы Пифея о Фуле... являются измышлениями» (Strabo. IV.5.5).
4 Желеобразная субстанция.
5 Совр. Британские острова.
6 Совр. Ирландия.
Какой географический объект скрывается за названием «Туле», до сих пор точно не установлено. Не было это известно и в античности, в связи с чем Туле выступал в античной литературной традиции, как правило, не в качестве какого-то конкретного острова, а как условное обозначение «края света», т. е. территории, наиболее удаленной от центров цивилизации и совершенно неисследованной. Так, Аммиан Марцеллин (IV в. н. э.) пишет о том, что даже «будь Урсицин [римский полководец. — В. Д.] где-нибудь на острове Фуле, его, ввиду серьезности положения, следовало бы вызвать как старого боевого командира, который лучше других... был знаком с военным искусством персов» (Amm. Marc. XVIII.6.1).
Именно в таком, символическом значении образ Ultima Thule и был использован Охххутггоп'ом при создании указанного произведения. Наиболее ярко это проявляется в заключительных фразах композиции, где Туле предстает перед нами как далекая и манящая автора страна («неуловимая [курсив мой. — В. Д.] Ultima Thule»), достичь которой он пытается во что бы то ни стало, но уверенности в успехе своего предприятия у него нет:
Ведь курс лежит туда, на край материков, за горы, Где море, выгибая горб, шлет моряков к Дагону7. Кляня погоду, средь останков каравелл торговых Меня встретит та, с лицом Мадонны и взглядом Горгоны. На плоту, на плаву, на борту, но я путь к ней найду ли?
Ultima Thule!
Я плыву, как в бреду, я тону и бреду на ходулях к
Ultima Thule!
Через судьбы и бури, но я путь с ней найду ли
К своей неуловимой
Ultima Thule?
В таком же качестве остров Туле фигурирует и в уже упоминавшейся композиции 2015 г. «Башня из слоновой кости», вышедшей через три года после "Ultima Thule":
7 Дагон — древнесемитское божество, изображавшееся в виде мужчины с рыбьим хвостом вместо ног. В современной западной культуре Дагон (прежде всего, благодаря американскому писателю Г. Ф. Лавкрафту (1890-1937), опубликовавшему в 1919 г. одноименный фантастический рассказ) ассоциируется с морской стихией и выступает в качестве морского демона, пожирающего людей.
104
Я живой, спасибо Фортуне, И балансирую через пропасти на ходулях. Иду, сутулясь, и подпрыгиваю, как дурень, Сквозь судьбы и бури к неуловимой Ultima Thule.
Говоря об "Ultima Thule", нельзя не заметить, что здесь мы в первый и единственный раз встречаемся с приемом, когда Oxxxymiron использует образы и сюжеты классической древности непосредственно для характеристики эмоционально-психологических состояний своего героя. Так, трагический жизненный финал, на который обречен главный персонаж этой композиции («Нас на крюки нанижет фатум, перемкнет нейроны»), описывается с помощью фразы: «Сердце сгорит, как Рим Нерона», а чувство страха (судя по всему, панического), которое этот человек периодически испытывает на пути к Ultima Thule, Oxxxymiron уподобляет удушающему оружию — гарроте, сдавливающей горло «холодом Стикса с Хароном».
Каковы же причины столь широкого (особенно на фоне остальных представителей рэп-культуры) использования Oxxxymiron'ом античного культурно-исторического наследия? Одной из них следует считать уровень и профиль образования, полученный в свое время будущим рэпером. Как известно, в 2008 г. он получил диплом выпускника факультета английского языка и литературы Оксфордского университета по специальности «История английской литературы». Это обстоятельство, в свою очередь, предопределило и весьма критическое отношение Oxxxymiron'a к другим российским рэперам, работающим, по его мнению, «на потребу толпе» («В стране женщин», 2009):
В России все наоборот. Хотя еще тяжелей
Живется, но рэп беззубый, будто вы жуете желе
И льете елей...
<...>
Будто в вериги и петли,
Вас заковали в интриги и сплетни.
Женская логика, так что в итоге ваш рэп безликий и средний.
Еще более жесткие оценки русского рэпа содержатся в композиции «Лондон против всех. Ч. 2» (2009):
Я несу свет в массы, разнесу всех вас
И детсад русрэпа, моя crew — спецназ.
Ты нелепо бэттлишь, я уничтожаю фейков,
Непроизвольным движением левого мизинца.
Ваши лица — слишком даже для картины Босха,
Флоу — малокалорийный, как диета Новодворской.
Русский рэп — это горстка геев, фейков и подростков,
С за*ротской смесью flow и французского с нижегородским.
Об этом прямо говорит и сам Oxxxymiron в одном из своих больших интервью: «Что касается русского рэпа, то тут я как раз свое место знаю предельно четко: я один из главных его "андердогов"... и новаторов, и если это для кого-то звучит нескромно, то это их проблемы... Я познакомился с Schokk'ом8, у которого был такой же неустроенный быт, такая же ненависть к тому, во что превратили русский рэп»9. В песне «Лондон против всех. Ч. 1» (2008) Oxxxymiron заявляет, что без него «русский рэп загнется, как усы Дали», и называет других российских рэперов «ПТУ-поэтами с этой псевдоглубиною».
Вероятно, именно стремлением наполнить русский рэп более глубоким содержанием, поднять его, насколько это возможно, на высоту настоящего искусства и объясняется обилие античных (как и вообще исторических, а также литературных, мифологических, кинематографических и т. д.) мотивов в песнях Oxxxymiron'а. В композиции «Дежавю» (2015) он так характеризует свою задачу:
Я буду первый, кто лично смог делать книжный хоп, Но не череду лишних слов.
На наш взгляд, эти строки в значительной степени выражают весь смысл творчества Oxxxymiron'а.
Не менее сильное влияние на частое обращение Oxxxymiron'а к историческим, в том числе античным сюжетам сыграли его миро- и самоощущение; та же «Дежавю» начинается со следующих строк:
Я потерян в пространстве и времени.
Трансфер из канувшего царства и племени.
8 Русскоязычный рэпер из ФРГ, с которым в 2010-2011 гг. сотрудничал Охххутпюп.
9 Михеев А. Охххутигоп: «Год провел, глядя из окна на перекресток». [Электронный ресурс]: URL: http://archive.li/Q8wXr (дата обращения: 16.06.2018).
Очевидно, что такие мысли могут родиться только в сознании человека, остро чувствующего свою культурную отчужденность по отношению к окружающему его миру. И дело здесь не только в том, что Oxxxymiron явно выделяется на фоне остальных рэперов своим образовательным уровнем и большой эрудицией. Не меньшую роль в ощущении им своей «потерянности в пространстве и времени» сыграла, несомненно, его этническая принадлежность, о чем он неоднократно упоминает в своих композициях (в том числе с использованием, опять же, исторических, но уже не античных, а ветхозаветных и иных сюжетов). Oxxxymiron четко и определенно идентифицирует себя как представителя еврейского народа, и именно евреи и их древнее государство (Израильское царство) подразумеваются в приведенной выше цитате под «канувшим царством и племенем». Культурно-исторические реминисценции, призванные подчеркнуть еврейское происхождение автора, вообще довольно часто встречаются в композициях OxxxymironV.
Как же следует оценивать наличие в творчестве Oxxxymiron'a столь явного и заметного античного культурно-исторического пласта? Что это: просто очередной постмодернистский «стёб», к которому сознательно прибегает Oxxxymiron, дабы подчеркнуть свою индивидуальность в мире рэп-культуры и тем самым завоевать новых фанатов, или явление, которое может быть отнесено к феномену «русской античности», т. е. «тем сторонам античного наследия, что были усвоены национальной культурой в соответствии с внутренними ее потребностями и стали ее органической составной частью»11?
Представляется, что на этот вопрос трудно дать какой-то однозначный ответ, но мы все же склоняемся ко второй точке зрения. Дело в том, что среди поклонников Oxxxymiron'a не так много людей, знающих, кто такие Плутарх и Сенека,
10 См. также: Шевченко М. Великий русский еврей Oxxxymiron // Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс]: URL: https://vz.ru/ columns/2017/10/25/892432.htmI (дата обращения: 02.01.2019); Ок-симирон: «Молодых все сложнее заставлять ненавидеть» // Русская Служба BBC. [Электронный ресурс]: URL: https://www.bbc.com/rus-sian/features-43023140 (дата обращения: 02.01.2019).
11 Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., 2000. С. 9.
чем Туле отличается от Атлантиды или каким холодом веет от Стикса и Харона. Следовательно, соответствующие пассажи или отдельные фразы, содержащиеся в текстах Охххушттоп'а, скорее всего, не могут быть адекватно восприняты основной массой слушателей и вызвать у них какие-то осознанные ассоциации. Конечно же, непонятные широкой аудитории слова способны усилить интерес к фигуре произносящего их исполнителя, вызывая то, что в психологии именуется ориентировочным рефлексом и тем самым повысить его узнаваемость и популярность, однако здесь они вряд ли преследуют именно эту цель. Т. е. о каком-то прагматическом, корыстном мотиве использования Охххушггоп'ом тех или иных образов, отсылающих нас к классической древности, говорить вряд ли возможно. В то же время необычайная популярность Охххушггоп'а и его творчества, включая те песни, которые во многом построены на использовании античных сюжетов, персонажей и т. д., свидетельствует о том, что, нравится нам это или нет, но в данном случае мы имеем дело как раз с «усвоением национальной культурой» (пусть и в ее массовом варианте) вместе с творчеством Охххушггоп'а и содержащихся в нем античных мотивов и сюжетов, с превращением всего этого в «органическую составную часть» культурной жизни (какова она, современная культурная жизнь, — это отдельная проблема) современного российского общества. Таким образом, на вопрос, сформулированный в названии данной статьи, следует, вероятно, дать положительный ответ12. Р. S.
22 ноября 2018 г. в Краснодаре было отменено выступление рэпера Хаски, а сам певец был арестован. В ответ на это 26 ноября в Москве состоялся концерт под названием «Я буду петь свою музыку» с участием рэперов Басты, Охххушггоп'а и Noize МС. Эти события вызвали широкий общественный
12 Впрочем, нужно иметь в виду, что феномен «русской античности» Г. С. Кнабе разрабатывал лишь применительно к русской культуре XIV — первой половины XIX вв., и сам он в связи с этим отмечал, что хотя «с середины прошлого [XIX. — В. Д.] века и по сей день античные реминисценции обнаруживаются в русской культуре», тем не менее, весь последующий период можно назвать лишь «своеобразным эпилогом "русской античности"» (Кнабе Г. С. Указ. соч. С. 201). Иначе говоря, само понятие «русской античности» на современном историческом этапе требует уточнения и дальнейшей проработки.
резонанс, и вскоре последовала реакция на произошедшие события со стороны федеральных органов исполнительной власти и некоторых официальных лиц: Министерства культуры Российской Федерации, главы Службы внешней разведки, а по совместительству — председателя организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации С. Е. Нарышкина, спецпредставителя Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М. Е. Швыдкого и др. В своих заявлениях высокопоставленные чиновники признали, что «рэп-музыка — это значительная часть субкультуры, а субкультура — это тоже часть нашей общей культуры», запрещать которую — «не самое умное решение»13, и обещали «подумать о поддержке такой современной формы поэтической и музыкальной культуры»14.
Все это еще раз свидетельствует об актуальности затронутой нами темы и необходимости ее дальнейшего изучения.
Литература
В Минкульте осудили массовые запреты рэп-концертов // Говорит Москва. [Электронный ресурс]: URL: https:// govoritmoskva.ru/news/181397 (дата обращения: 29.11.2018). Дегтярев А. У русского рэпа появились высокопоставленные защитники // Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс]: URL: https://vz.ru/news/2018/11/29/952914.htmI (дата обращения: 03.01.2019). Дементьев И. О. Оксимирон и Пушкин: опыт интертекстуального анализа альбома «Горгород» // Literatüra. 2018. T. 60 (2). P. 107-121.
Долуханян А. Рэп-баттл года: почему все говорят про Oxxxymiron и Гнойного // РИА Новости. [Электронный
13 В Минкульте осудили массовые запреты рэп-концертов // Говорит Москва. [Электронный ресурс]: URL: https://govoritmoskva.ru/ news/181397 (дата обращения: 29.11.2018).
14 Дегтярев А. У русского рэпа появились высокопоставленные защитники // Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс]: URL: https://vz.ru/news/2018/11/29/952914.htmI (дата обращения: 03.01.2019); Трубина М. Швыдкой назвал государственные гранты формой диалога власти с рэперами // Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс]: URL: https://vz.ru/news/2018/11/29/953037.htmI (дата обращения: 03.01.2019).
ресурс]: URL: https://ria.ru/society/20170814/1500322495. html (дата обращения: 16.06.2018). Иванова Е. В. Творчество Мирона Фёдорова: поэтика и контексты (альбом «Горгород») // Студенческая наука и XXI век. Йошкар-Ола, 2017. С. 132-134. Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., 2000. Лазуткин И. А. Использование интертекстуальности и стилистического приема аллюзии в творчестве рэпера Оксими-рона (на примере трека «Цифры и цвета») // Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Омск, 2018. С. 86-93. Михеев А. Oxxxymiron: «Год провел, глядя из окна на перекресток». [Электронный ресурс]: URL: http://archive.li/Q8wXr (дата обращения: 16.06.2018). Мутагаджиев И. С. Традиции гротеска Салтыкова-Щедрина в творчестве Оксимирона // Филологический аспект. 2017. № 11 (31). С. 185-190. Оксимирон: «Молодых все сложнее заставлять ненавидеть» // Русская Служба BBC. [Электронный ресурс]: URL: https:// www.bbc.com/russian/features-43023140 (дата обращения: 02.01.2019).
Трубина М. Швыдкой назвал государственные гранты формой диалога власти с рэперами // Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс]: URL: https://vz.ru/ news/2018/11/29/953037.html (дата обращения: 03.01.2019). Шевченко М. Великий русский еврей Oxxxymiron // Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс]: URL: https:// vz.ru/columns/2017/10/25/892432.html (дата обращения: 02.01.2019).
Дмитриев Владимир Алексеевич, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: [email protected].
Classical Motives in Oxxxymiron's Songs: "Russian Antiquity" in the Rap Format?
The article analyzes Classical plots and images contained in the compositions of the famous modern Russian rapper Oxxxymiron (real name is Miron Fedorov; born in 1985).
The Classical images most often used by Oxxxymiron are metaphors. In some cases, they are in close connection with the biblical (namely, the Old Testament) plots. Their main role is that they are one of the stylistic means by which the author sets his heroes, as well as himself, against the outside world, and Oxxxymiron does not hide the feelings of estrangement and even some hostility towards the surrounding reality. However, the rapper makes it clear that he is not going to take the current situation for granted and to put up with it. He aims to change if not the whole world, then at least the subculture to which he belongs, viz. Russian rap. Somewhat apart from other Oxxxymiron's works is the composition called "Imperium" (2017). In it the rapper is trying to answer the question: "What is an Empire?" This is the only case where Oxxxymiron uses some information related to Greco-Roman history in its direct, not metaphorical sense. At the same time, Oxxxymiron's songs demonstrate not only socio-psychological protest, philosophical, historical and other moods, but also some lyrical motifs, which in some cases are expressed by the singer through the Classical images. The Classical reminiscences are highly concentrated in the 2012 single "Ultima Thule". Here the Classical geographers' mysterious island Ultima Thule serves as an image of the distant and beckoning country.
It can be concluded that the active use of the Classical images by Oxxxymiron is likely to demonstrate a new form of reception of the Greco-Roman cultural and historical heritage by the Russian culture and could be interpreted as a modern version of the "Russian antiquity" phenomenon.
Key words: Oxxxymiron, Miron Federov, Antiquity, Russian culture, rap music, reception.
Vladimir Dmitriev, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].
References
V Minkul'te osudili massovye zaprety rep-kontsertov // Govorit Moskva. [Elektronnyi resurs]: URL: https://govoritmoskva.ru/news/181397 (data obrashcheniia: 29.11.2018).
Degtiarev A. U russkogo repa poiavilis' vysokopostavlennye zashchitniki // Vzgliad. Delovaia gazeta. [Elektronnyi resurs]: URL: https://vz.ru/ news/2018/11/29/952914.htmI (data obrashcheniia: 03.01.2019).
Dement'ev I. O. Oksimiron i Pushkin: opyt intertekstual'nogo analiza al'boma "Gorgorod" // Literatüra. 2018. T. 60 (2). P. 107-121.
Dolukhanian A. Rep-battl goda: pochemu vse govoriat pro Oxxxymiron i Gnoinogo // RIA Novosti. [Elektronnyi resurs]: URL: https://ria.ru/ society/20170814/1500322495.htmI (data obrashcheniia: 16.06.2018).
Ivanova E. V. Tvorchestvo Mirona Fedorova: poetika i konteksty (al'bom "Gorgorod") // Studencheskaia nauka i XXI vek. Ioshkar-Ola, 2017. S. 132-134.
Knabe G. S. Russkaia antichnost'. Soderzhanie, rol' i sud'ba antichnogo naslediia v kul'ture Rossii [Russian Antiquity. Content, role and fate of the Classical heritage in the culture of Russia]. Moscow, 2000.
Lazutkin I. A. Ispol'zovanie intertekstual'nosti i stilisticheskogo priema alliuzii v tvorchestve repera Oksimirona (na primere treka "Tsifry i tsveta") // Aktual'nye voprosy sovremennosti glazami molodykh issledovatelei. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii. Omsk, 2018. S. 86-93.
Mikheev A. Oxxxymiron: "God provel, gliadia iz okna na perekrestok". [Elektronnyi resurs]: URL: http://archive.li/Q8wXr (data obrashche-niia: 16.06.2018).
Mutagadzhiev I. S. Traditsii groteska Saltykova-Shchedrina v tvorchestve Oksimirona // Filologicheskii aspekt. 2017. № 11 (31). S. 185-190.
Oksimiron: "Molodykh vse slozhnee zastavliat' nenavidet" // Russkaia Sluzhba BBC. [Elektronnyi resurs]: URL: https://www.bbc.com/rus-sian/features-43023140 (data obrashcheniia: 02.01.2019).
Trubina M. Shvydkoi nazval gosudarstvennye granty formoi dialoga vlas-ti s reperami // Vzgliad. Delovaia gazeta. [Elektronnyi resurs]: URL: https://vz.ru/news/2018/11/29/953037.html (data obrashcheniia: 03.01.2019).
Shevchenko M. Velikii russkii evrei Oxxxymiron // Vzgliad. Delovaia gazeta. [Elektronnyi resurs]: URL: https://vz.ru/col-umns/2017/10/25/892432.html (data obrashcheniia: 02.01.2019).