Научная статья на тему 'Литературное наследие старообрядческого митрополита Иннокентия Усова'

Литературное наследие старообрядческого митрополита Иннокентия Усова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕМИКА / ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАЧЁТНИЧЕСТВО / STATE AND CHURCH / NATIONAL POLITICS / TRADITIONAL CULTURE / HISTORY OF RELIGIOUS MOVEMENTS / CHURCH HISTORY / OLD BELIEVERS / OLD ORTHODOXY / INTERFAITH POLEMIC / SPIRITUAL ENLIGHTENMENT / MISPRONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аторин Роман Юрьевич

В настоящей статье рассматривается биография епископа Иннокентия Усова, проводится краткий анализ его основных сочинений. Представлены результаты анализа канонических сочинений епископа Иннокентия, в которых раскрываются взгляды автора на природу церкви, её историческое развитие и взаимоотношения между различными религиозными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literary heritage of the Old Believer Metropolitan Innocent Usov

This article discusses the biography of Bishop Innocent Usov, and provides a brief analysis of his main writings. The results of the analysis of the canonical writings of Bishop Innocent are presented, which reveal the author’s views on the nature of the church, its historical development and the relationship between various religious organizations.

Текст научной работы на тему «Литературное наследие старообрядческого митрополита Иннокентия Усова»

УДК 271.22

DOI10.34823/SGZ.2020.1.51291

Р.Ю. АТОРИН кандидат философских наук, доцент кафедры

философии и истории Московского финансово-промышленного университета «Синергия»*

Литературное наследие старообрядческого митрополита Иннокентия Усова

В настоящей статье рассматривается биография епископа Иннокентия Усова, проводится краткий анализ его основных сочинений. Представлены результаты анализа канонических сочинений епископа Иннокентия, в которых раскрываются взгляды автора на природу церкви, её историческое развитие и взаимоотношения между различными религиозными организациями.

Ключевые слова: государство и церковь, национальная политика, традиционная культура, история религиозных течений; история церкви; старообрядчество; древлеправославие; межконфессиональная полемика, духовное просвещение, начётничество.

R.Yu. ATORIN Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and History, Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

Literary heritage of the Old Believer Metropolitan Innocent Usov

This article discusses the biography of Bishop Innocent Usov, and provides a brief analysis of his main writings. The results of the analysis of the canonical writings of Bishop Innocent are presented, which reveal the author's views on the nature of the church, its historical development and the relationship between various religious organizations.

Keywords: state and church, national politics, traditional culture, history of religious movements; church history; Old Believers; Old Orthodoxy; interfaith polemic, spiritual enlightenment, mispronomy.

* Аторин Роман Юрьевич, e-mail: atorin85@yandex.ru

Конец XX и начало XXI в. ознаменовали собою начало новой модели отношений государства с религиозными организациями. Основную конфессию нашей страны - православие перед государственной властью обычно представляет Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Однако руководство нашей страны, проводя консервативную культурную политику, в последнее время активизировало контакты со старообрядчеством в лице Русской Православной Старообрядческой Церкви и её предстоятеля - старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова).

Старообрядцы - это православные христиане, не принявшие церковную реформу патриарха Никона. Отличаются сохранением религиозности, традиционного быта и уклада времен позднесредневековой Руси.

24 ноября 2019 г. Президент Российской Федерации встретился с митрополитом Корнилием в Подмосковной резиденции Ново-Огарёве. В ходе встречи были затронуты темы возвращения старообрядцев из-за рубежа, возрождения Старообрядческого богословского института, проведение Второго Старообрядческого международного форума. Президент и митрополит не обошли вниманием грядущее празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума - идеолога старообрядчества. Кроме того, была подчёркнута важность сохранения старообрядцами исконной религиозной культуры и традиционного уклада, которые сейчас могут быть востребованы. Отметим, что это не первая встреча президента и митрополита. 31 мая 2017 г. президент посетил духовный центр РПСЦ - Рогожскую слободу г. Москвы, а двумя месяцами раньше глава государства и предстоятель РПСЦ имели

встречу в Москве, где также была поднята тема сохранения

1

культурного наследия в рамках национальной политики .

В настоящей статье рассматривается общественная деятельность и литературное наследие старообрядческого епископа Иннокентия Усова, митрополита Белокриницкого. Его труды в настоящее время вызывают живой интерес как в староверии, так и за его пределами, так как интеллектуальное наследие данного писателя является неотъемлемой частью русской религиозной философии и книжности.

1 По материалам официального сайта Русской Православной старообрядческой Церкви: rpsc.ru

Иван Григорьевич Усов, он же митрополит Белокриницкий Иннокентий, известный в старообрядчестве и за его пределами архиерей, историк-публицист, полемист и писатель.

Родился в селе Святск Брянской области1. После окончания училища и прохождения военной службы Иван Усов увлекается религиозными идеями старообрядчества и в 1895 г. переезжает на обучение к известному в то время старообрядческому епископу Арсению Уральскому и Оренбургскому2.

Молодой Усов оказался талантливым и способным учеником. Особые успехи он проявил в области догматического богословия и полемистики. Его всё чаще приглашают на публичные межконфессиональные диспуты, откуда он нередко выходил победителем. Таким образом, молодой проповедник быстро достиг авторитета в старообрядчестве и вне его, став известным миссионером и начётчиком. Данная заслуга была также отмечена представителями Синодальной церкви.

«Начётничество» - явление старообрядческой культуры. Начётчики - представители старообрядческой интеллектуальной элиты, чьи труды был направлены на защиту веры, выражение и обоснование исторической позиции старообрядцев, подчёркнутость их культурно-конфессиональной идентификации. Старообрядческое начётничество обретает свои самобытные уникальные черты к концу XIX - началу XX в.3.

В 1902 г. кафедра старообрядческого епископа в Новгороде оказалась вакантной. Вскоре Иван Усов становится епископом Иннокентием с титулом «Нижегородский и Костромской».

С обретением епископского сана Иннокентий Усов начинает трудиться на ниве религиозного просвещения. С одобрения Освященного Собора старообрядческой церкви он основывает духовно-просветительский центр - кадровую школу начётчиков и полемистов. Однако, учитывая духовные запросы общества, одной школы было явно недостаточно. Уже на I Съезде Союза старообрядческих начётчиков был предложен ряд инициатив, направленных на создание учебного заведе-

1 Апанасенок А.В. «Старая Вера» в Центральном Черноземье: XVII -начало XX в.: Монография. Курск, 2008, с. 18-22.

2 Зонтиков Н.А. // Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. Кострома: ДиАр, 2015, с. 47-61.

3 Кожурин К.Я. Культура русского старообрядчества (XVII-XX вв.). Часть вторая: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010, с. 76; Урушев Д.А. Русское старообрядчество: традиции, история, культура. М.: Эксмо, 2016, с. 224.

ния, где старообрядцы имели бы возможность получения фундаментального систематического образования. В Воззвании Союза говорится следующее: «Помимо объединения начётчиков, образовавшийся союз имеет целью развивать и расширять их деятельность, пополнять их знания, давать им все сведения, говорящие в защиту Старообрядческой Церкви,

1

поддерживать их нравственно и материально» .

Епископ Иннокентий Усов был завсегдатаем заседаний Петербургского религиозно-философского общества, поддерживал тёплые отношения с писателем Михаилом Пришвиным. После 1917 г., будучи уже за границей, нашел общий язык с основателем Русской Православной Церкви заграницей -известным митрополитом Антонием Храповицким.

Революция октября 1917 г. и последующая гражданская война определили политический выбор епископа Иннокентия. Поражение белого движения и окончательное закрепление государственной власти за большевиками вынудили Иннокентия Усова эмигрировать из России. За границей он поселился в Румынии. На территории этого государства проживало много старообрядцев - выходцев из Российской империи, находилась старообрядческая церковь и, более того, со стороны румынских властей отсутствовала политика преследования духовенства.

В 1920 г. старообрядческая церковь в Румынии поручает Иннокентию Усову управлять Кишинёвской епархией, а после смерти митрополита Белокриницкого Макария, на Освященном соборе в 1921 г. главою церкви избирают епископа Иннокентия.

Однако дело закончилось одним избранием. Само же возведение в митрополиты Иннокентия Усова не состоялось. Последний не имел румынского гражданства, а принципиальное поведение румынских властей не сдвинуло дело с мёртвой точки. Все просьбы и запросы были отклонены. Епископу Иннокентию ничего не оставалось, как в 1922 г. выехать в Югославию и вернуться обратно только через полтора года. Местом своего пребывания он выбирает село Кунича и оттуда управляет Кишинёвской епархией.

Епископ Иннокентий Усов становится митрополитом Бело-криницким только в мае 1941 г. Однако вскоре началась Ве-

1 Мельников Ф. Е. Что такое старообрядчество (Статьи). Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова...», 2007, с. 73.

ликая Отечественная война, правительство Румынии оказало поддержку нацистам, и митрополит Иннокентий, как выходец из России, был отправлен в ссылку в г. Яссы и оказался под постоянным надзором спецслужб. Ссылка ему далась тяжело, и психика митрополита не выдержала. В условиях постоянного нервного напряжения у Иннокентия Усова начала развиваться мания преследования.

Митрополит Белокриницкий Иннокентий Усов скончался 16 февраля 1942 г. в румынском селе Писк. Для старообрядцев это была тяжёлая утрата. В 2020 г. исполняется 150 лет со дня рождения этого старообрядческого иерарха.

Письменное наследие Иннокентия Усова огромно. Это догматические, исторические, полемические и публицистические сочинения. Первым серьёзным трудом, написанным Усовым можно назвать сочинение «Разбор ответов на 105 вопросов». В объёмном труде излагаются основные положения старообрядческого вероучения и принципиальное отличие этого вероучения от постреформенного, которого придерживается Синодальная церковь. Сочинение впервые вышло в свет в 1896 г., напечатанное на гектографе.

Поводом к составлению «Разбора» стала обличительнная книга, написанная синодальным миссионером Егором Антоновым «Ответы на 105 вопросов, сочинённых старообрядцами австрийского согласия». Книга И. Усова стала как бы ответом на сочинение Антонова. Данная книга принесла Ивану Усову известность среди миссионеров, а также в научной среде. На молодого автора обращает внимание профессор Московской Духовной академии Н. И. Субботин: «Разбор ответов на 105 вопросов» живое сочинение, написанное на потребу дня. В этом отличительная особенность всех сочинений Усова: «проповеди, «слова и речи» епископа Иннокентия читаются не как проповеди, а как интересная живая книга <...> епископ Иннокентий касается не отвлечённых понятий, а близких слушателям, касается не схолас-

1

тически, а живо, понятно, часто проникновенно» .

Ключевой для старообрядцев проблемой стала каноничность присоединения греческого митрополита Амвросия

1 Усов Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской. Собр. соч. Т. 1: Статьи из старообрядческой периодики 1905-1918 гг. Музейно-библиотечно-архивный отдел Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Сост. подгот. текстов к изд., вводн. статья, примеч., указат. В. В. Боченкова. М.: Криница, 2014, с. 38.

Паппа-Георгополи, восстановившего в старообрядческой церкви трёхчинную иерархию. Епископ Иннокентий в своих сочинениях не обходит данную проблему стороной. Послание Иннокентия Усова под названием «Пастырское обращение к старообрядцам, принимающим священство, переходящее от господствующей церкви», вышедшее в 1911 г., направлено в адрес старообрядцев, имеющих сомнения в законности перехода митрополита Амвросия в старообрядчество. Автор

даёт понять «старообрядцам, принимающим священство,

1

переходящее от господствующей церкви» , что они не есть раскольники, а считает их «братьями по вере, чадами единой, святой, соборной и апостольской Церкви»2, а возникшие разногласия расценивает не иначе, как «беспричинное разделение родных братьев по плоти между собою»3.

В данном сочинении Иннокентий Усов развенчивает имеющиеся у «беглопоповцев» аргументы, свидетельствующие в пользу неканоничности Амвросия.

Изначально автор послания опровергает утверждение о «командировке» митрополита Амвросия в Белую Криницу для совершения хиротонии епископа для старообрядцев. Обвинение больше чем надуманно. Епископ Иннокентий уточняет: «.митрополит Амвросий поставил Кирилла не в преемники себе, а епископом в г. Майнос; в митрополита же его произвели епископы после ссылки митрополита Амвросия, совершенно независимо от этого архипастыря»4. Следующим шагом автор даёт понять, что в случае обретения епископа беглопоповцами этот епископ поступит аналогично, как и митрополит Амвросий: хиротонисует следующего епископа. Митрополит Амвросий удалился из Белой Криницы исключительно под политическим нажимом Николая I на австро-венгерского государя, ибо Николай Павлович считал митрополита своим личным врагом.

Утверждение о «пятистах червонцах» (по тем временам 1500 руб.), ежегодной зарплате, полагавшейся митрополиту Амвросию, Иннокентий Усов комментирует следующим образом: «Ещё не приняв себе епископа, а лишь собираясь принять, вы на своих всероссийских съездах ассигновали

1 Усов Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской. Собр. соч., т. 1, с. 443.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же, с. 448.

на приобретение епископа и на плату ему жалования двадцать семь тысяч рублей, и для сбора этой суммы открыли

1

всероссийскую подписку» .

В старообрядческой среде много вопросов вызывала форма совершения таинства крещения самого митрополита Амвросия, так как существует мнение, что митрополит крещён обливанием, что с точки зрения староверов является неканоничным. В «Послании» епископ Иннокентий утверждает, что сами старообрядцы на практике проверили то, как совершается крещение в Греческой церкви. И оно исключительно трёхпогружательно. Далее Иннокентий Усов утверждает, что каноническая логика беспоповцев обращается против них самих: «Если вы примете себе епископа, то будет ли правильным и несомненным его крещение? Едва ли. Если вы его примете от Греческой церкви, то на него будут такие же нарекания относительно крещения, как и на митрополита Амвросия. Но, избегая этого, вы, вероятно, позаботитесь принять его откуда-нибудь, но не из Греции. Если вы примете его от Русской церкви, то нареканий на него будет больше, и они будут основательней, чем на митрополита Амвросия по вопросу о крещении. Ведь всем известно, что Русская церковь относится к обливательному крещению несравненно слабее и снисходительнее, чем Греческая. <...>. И господствующая церковь такое крещение оправдывает в своих книгах, как например, в книге «Оправдание поливательного крещения», изданного самим Синодом»2. Следовательно, с точки зрения «беспоповцев», канонического священства на земле не осталось. «И все теперешние епископы славянских земель -болгарской, сербской и проч. - своё рукоположение ведут преемственно от греческих патриархов и епископов, от которых ведёт преемство чрез митрополита Амвросия и наша иерархия. И если вы её признаёте незаконной и недействительной за то, что она имеет преемство от греческих иерархов, по-вашему, «обливанцев», то так же должны признать незаконными и недействительными иерархии Болгарской, Сербской, Черногорской и пр. церквей, потому что они ведут преемство своего рукоположения именно от той же Греческой церкви, от тех же греческих иерархов, как и

1 Усов Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской. Собр. соч., т. 1, с. 448.

2 Там же, с. 448-449.

митрополит Амвросий. Даже более, ибо они получили самостоятельность гораздо позже присоединения к нам митрополита Амвросия»1.

Ещё одно известное сочинений Ивана Усова - книга «Церковь Христова временно без епископа». В сравнительно небольшом по объёму труде автор рассматривает природу епископской власти в христианской церкви. В качестве методологической базы Усов использует Священное Писание, свод канонических правил. Проводится также анализ отдельных трудов христианских мыслителей, рассматриваются различные исторические прецеденты.

«Церковь Христова временно без епископа» - сочинение не абстрактного характера, и его появление было для своего времени актуальным. Иннокентий Усов создаёт настоящий труд для отражения претензий старообрядцев беспоповского толка и представителей синодальной церкви. В опровержение догмата о прекращении священства, распространявшегося у определённой части старообрядчества, Усов пишет: «Но, некоторые из старообрядцев <...> не стали руководствоваться святоцерковными правилами о принятии приходящих от ереси священных лиц в их сане, утверждая, что священники, якобы, и не нужны в церкви»2. Проблема, которую поднимает автор, весьма актуальна для старообрядцев. В 1666 г. все епископы тогдашней Русской церкви поставили свои подписи под деяниями Большого Московского собора3. Многие задавались вопросом: как с точки зрения православного вероучения о Церкви Христовой рассматривать положение старообрядцев, около 200 лет просуществовавших без полноценной трёхчинной церковной иерархии? Ответом был выход в свет данного сочинения: «Церковь Христова временно без епископа». На страницах этого труда митрополит Иннокентий Усов говорит о временном безыерархическом существовании Церкви как явлении, конечно же, неполноценном, ненормальном. Но не фатальном и не губительном. «Сто восемьдесят лет не было епископа, хотя это происшествие не составляет никакой погрешности и отнюдь не

1 Там же, с. 449.

2 Усов И. Церковь Христова временно без епископа. Новосибирск: ИИЦ «Слово», 2008, с. 7.

3 История России / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева; Под ред. А.В. Матюхина. 3-е изд. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2017, с. 50.

обвиняет ее, так как она не имела епископов единственно потому лишь, что они уклонились в заблуждение и пребывали в нем ». Таким образом, у автора складывается чёткая эккле-сиологическая концепция: старообрядцы, существовавшие почти два века без епископов, ни в чём не погрешали в деле искажения природы Православной Христианской Церкви.

1 Усов И. Церковь Христова временно без епископа, с. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.