Научная статья на тему 'Литературное краеведение в воспитательной системе школы В.А. Караковского'

Литературное краеведение в воспитательной системе школы В.А. Караковского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная система / школа В.А. Караковского / краеведение / литературно-краеведческая экспедиция / The article describes the experience of preparation and conducting child-adult expeditions on literature through local history.The author focuses at the expedition to Ulyanovsk city in October 2016.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Ю. В.

В статье описывается опыт проведения детско-взрослых литературно-краеведческих экспедиций в школе В.А. Караковского. Подробно рассматривается экспедиция в город Ульяновск в октябре 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literature through local history in educational system in author’s school of V. A. Karakovskiy.

The article describes the experience of preparation and conducting child-adult expeditions on literature through local history.The author focuses at the expedition to Ulyanovsk city in October 2016.

Текст научной работы на тему «Литературное краеведение в воспитательной системе школы В.А. Караковского»

ДИАЛОГ с В.А.КАРАКОВСКИМ: МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ В.А.КАРАКОВСКОГО

В статье описывается опыт проведения дет-ско-взрослых литературно-краеведческих экспедиций в школе В.А. Караковского. Подробно рассматривается экспедиция в город Ульяновск в октябре 2016 года.

Ключевые слова: воспитательная система, школа В.А. Караковского, краеведение, литературно-краеведческая экспедиция.

Под «литературным краеведением» понимается включение природно-исторической среды в учебно-познавательный процесс. Литературное краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставить реальные факты с их отражением в художественном творчестве, ярче представить себе процесс создания литературного произведения, зримее ощутить «первоэлемент» литературы - слово.

Краеведческие занятия воспитывают интерес к познанию, интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. В. Бианки писал, что краевед, «прежде всего, исследователь, маленький Колумб»[1].

Литературное краеведение представляется одной из наиболее удачных форм изучения литературы, т.к. даёт возможность выбрать «свою» тему из очень обширного материала.

Литературное краеведение - область науки,

Ю.В. Уварова

Учитель русского языка и литературы, председатель методического объединения, ГБОУ «Школа №825», г.Москва E-mail: uvarova2004@ yandex.ru

Как цитировать статью: Уварова Ю.В. Литературное краеведение в воспитательной системе школы В.А. Караковского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №1 (36). С. 155-164.

которая находится на пересечении интересов специалистов по истории литературы, историческому краеведению, этнографии, фольклору и лингвистике. Но всё же ближе всего литературное краеведение к истории литературы с учётом использования совокупности сведений из всех упомянутых дисциплин.

Академик Д.С. Лихачёв говорил, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена» [2].Литературное краеведение способствует формированию поэтического, художественного познания жизни и творчества того или иного писателя.

Литературное краеведение имеет большие воспитательные возможности. Оно всегда связано с путешествиями, а применительно к школьникам - это коллективная форма работы. В процессе занятий литературным краеведением формируется и воспитывается коллектив единомышленников - знатоков литературы и смежных с ней гуманитарных областей. Во время путешествий, больших и малых, краеведы знакомятся с реальной жизнью обитателей края, особенностями их культуры, даже языка. В ходе литературно-краеведческих исследований формируется российская идентификация школьников, чувство сопричастности своей земле, чувство патриотизма.

Формы литературно - краеведческой работы разнообразны, это - и экскурсия, и поход, и заочные формы работы, и тематический кружок. Традиционно выделяют три этапа проведения краеведческой работы: подготовка к проведению экскурсии или похода с краеведческими целями, работа непосредственно во время такой экскурсии или похода и обработка полученных материалов, использование их в учебно-воспитательном процессе. По такой схеме работает краеведческий кружок. Однако элементы литературного краеведения могут быть составной частью программы литературного образования всех учащихся, независимо от их интересов и избранного профиля обучения.

Большое место в воспитательной системе ГБОУ «Школа № 825» занимают турпоходы, поездки и экскурсии разного содержания, в том числе литературное краеведение. Захарово и Большие Вяземы, Остафьево (А.С. Пушкин), Дунино (М.М. Пришвин), Бородино (М.Ю.Лермонтов, Л.Н. Толстой), Александров (М.И.Цветаева и «Князь Серебряный» А.К.Толстого), Ясная Поляна (Л.Н.Толстой), Мураново (Е.А. Баратынский и Ф.И. Тютчев), Шахматово (А.А.Блок) - вот далеко не полный перечень

мест, куда мы с ребятами ходили походами или ездили. Маршруты многодневных поездок более протяженные. Это - Владимир и Ярославль, Тарханы и Пушкинские Горы, Санкт-Петербург и Полтава.

Именно в поездках ребята знакомятся с жизнью страны, имеют возможность сравнить условия жизни столицы и провинции, возможность общения с жителями разных регионов. С другой стороны, поездки по стране помогают сплотить коллектив единомышленников, получить практические знания и умения, в том числе навыки организации походного быта и т.п.

Большое воспитательное значение имеют литературно-краеведческие экспедиции. Эта масштабная форма работы объединяет большое количество методов и технологий, среди которых особое место занимают коммунарские методики.

В опыте работы нашей школы - экспедиции на родину М.В.Ломоносова (1985), в Ярославль (1987), где было найдено «Слово о полку Игореве» и в музей-усадьбу М.Ю. Лермонтова «Тарханы» (1989). Но они проводились много лет назад.

Накануне 200-летия Н.В.Гоголя в школе возникла идея возрождения формы литературной экспедиции как эффективной формы обучения и воспитания школьников. Имя Н.В.Гоголя неразрывно связано с родной и дорогой сердцу писателя Украиной. В результате в 2008 -2009 учебном году в школе была проведена литературно-краеведческая экспедиция по гоголевским местам Украины. Эта экспедиция по гоголевским местам Украины не только достигла цели и выполнила поставленные перед ней задачи, но и имела большое значение для дальнейшей литературно-краеведческой работы в школе. Сформировался коллектив, который был хорошо обучен и получил опыт работы, пригодившийся в следующем учебном году, году 150-летия А.П.Чехова.

Сегодня литературно-краеведческая экспедиция стала почти ежегодным делом, органично вписавшимся в воспитательную систему школы.

В 2010 году провели большую подготовку к экспедиции в Таганрог -на родину А.П.Чехова. Дальняя поездка не состоялась по не зависящим от нас причинам. Пришлось ограничиться несколькими поездками в музей - усадьбу А.П. Чехова «Мелихово» под Москвой и московскими адресами писателя. Но результаты были хорошие.

В 2012 году литературно-краеведческая экспедиция как форма ра-

боты становится более масштабной: в город Орел, третий по значимости литературный центр России после Москвы и Санкт-Петербурга, выезжает группа, в составе которой все учителя литературы, ребята от 6-го класса, а не только старшеклассники. Расширение возрастных границ было связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, состав учащихся в средней школе на год повзрослел с введением 4-классно-го начального образования. Во-вторых, старшеклассники стали более озабочены курсами, репетиторами и менее свободны для путей-дорог, «куда влечет.. .свободный ум» [3]. Наше нововведение оправдало себя, и поныне мы придерживаемся этих установок. ( В составе отдельных экспедиций были даже пятиклассники.) Литературно-краеведческая экспедиция стала детско-взрослой формой работы.

Отчет о проведенной литературно - краеведческой экспедиции в город Орел был представлен на площадке Всероссийской научно-практической конференции «Изменяющееся воспитание в изменяющейся России», которая проходила в нашей школе в октябре 2012 года.

2014-й год - год 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова, и готовиться к нему мы начали заранее. Осенью 2013 года мы совершили путешествие в усадьбу Середниково, вновь ставшую музеем. В Середникове, на даче у родственников, Лермонтов гостил три года подряд во время обучения в Московском университете. Участниками поездки были все учителя литературы школы и ребята с 5-го по 11-й класс. По результатам поездки были сделаны презентации, фотоотчеты.

Осенью 2014 года мы провели две экспедиции: в сентябре посетили Тарханы, в октябре - Санкт-Петербург. На первый взгляд, может показаться, что поездка в Петербург сегодня обычное дело в московских школах. Но у нас была не просто экскурсия, а экспедиция. Все объекты, которые мы посетили, были тщательно отобраны и подобраны заранее. Особый интерес вызвали у нас экскурсия по выставке, посвященной 200-летию поэта, в Пушкинском Доме и автобусная экскурсия «Лермонтов в Петербурге», а также «Лермонтов в Царском Селе». Мы получили редкую возможность увидеть лермонтовские места Санкт-Петербурга и услышать различные, иногда противоречивые, концепции жизни и творчества поэта.В ходе работы в этом направлении распределились постоянные роли и обязанности учителей-участников экспедиции. Так, Наталья Борисовна Русанова - неизменный автор презентаций и видеофильмов о наших поездках. Среди них есть при-

зовые работы на нескольких тематических конкурсах.

Результаты работы двух лермонтовских экспедиций нашли отражение в юбилейном вечере старшеклассников, который готовили и проводили участники экспедиций. Кроме привычных выступлений чтецов и вокала, а также инсценировок, на вечере прозвучали фрагменты исследований, были показаны видеофильмы и презентации, выполненные в качестве отчета об экспедициях.

2016-й год отмечается как год 250-летия Н.М.Карамзина. Карамзин - значительная фигура русской культуры, поэт и писатель, основоположник русского сентиментализма, публицист и переводчик, журналист и издатель, выдающийся историограф, автор знаменитой «Истории государства Российского». Он родился и вырос в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область, областной центр - Ульяновск). Его земляками были поэт Н.М.Языков, писатель И.А.Гончаров, политик В.И.Ульянов-Ленин. Среди многочисленных музеев Ульяновска более 30 посвящены бразованию и воспитанию. В течение ряда лет Ульяновская область прочно входит в число самых читающих регионов России. В 2015 году Ульяновск получил статус литературного города ЮНЕСКО.

Поэтому местом проведения литературно-краеведческой экспеди-ции2016 года мы избрали город Ульяновск.

Цель экспедиции - формирование интеллектуального потенциала школьников, развитие литературного актива школы. В рамках экспедиции в литературно-исторический Ульяновск были поставлены следующие задачи:

• Знакомство с областным центром, городом на Волге Ульяновском.

• Знакомство с литературными музеями Ульяновска.

• Знакомство с общественной библиотекой имени Карамзина как учреждением культуры и хранилищем литературных раритетов и памятников.

• Расширение представлений о жизни и творчестве И.А.Гончарова, его биографических истоках.

• Подготовка «банка» материалов для проведения школьной конференции, посвященной Н.М.Карамзину.

• Знакомство с делом образования и воспитания в российской провинции на примере Симбирской классической гимназии и семьи Ульяновых.

• Развитие навыков поисковой исследовательской работы.

• Развитие творческих способностей школьников и учителей.

• Развитие эстетического вкуса.

• Развитие детско-взрослого коллектива единомышленников-интеллектуалов в сфере гуманитарных наук.

• Развитие литературного актива школы.

Чтобы осуществить поездку в Ульяновск, мы тщательно рассмотрели все возможности. Предложений готовых туров от московских туроператоров не было: Ульяновск не самый популярный туристический маршрут. Не воспользовались мы и личными связями, которых оказалось немало. Зато на наш телефонный звонок сразу же отозвались сотрудники ульяновских музеев. Сначала нам предложили готовую программу. Не все в ней нас устраивало, и в процессе переговоров быстро нашли оптимальный вариант, который в ходе поездки тоже оперативно изменяли. В результате получилась следующая программа.

5 октября

10.20. Встреча туристов на вокзале. Трансфер в хостел «Апрель».

11.00. Размещение в хостеле.

12.00. Обед в кафе хостела.

12.30 Выезд из хостела. Проезд по Президентскому мосту (путевая информация).

13.00. Экскурсия в музей «Классическая губернская гимназия».

14.00. Автобусно-пешеходная экскурсия «Карамзин на все времена» с посещением храмового комплекса и экскурсией по выставке «Карамзин на все времена». 17.30. Свободное время. 19.00. Трансфер в хостел.Ужин.

6 октября

10.00. Завтрак.

10.30. Трансфер.

11.00. Автобусно-пешеходная экскурсия «Ульяновск - родина двух Ильичей» и экскурсия в Дом-музей И.А.Гончарова и Дом-музей В.И. Ленина.

15.00. Обед.

16.00. Квест «Тайна сиреневого сквера» с экскурсией в Дом-музей Языковых.

17.30. Ужин.

18.30. Свободное время.

19.30. Трансфер на вокзал.

В состав экспедиции вошли все учителя-словесники школы. Учителя рекомендовали заинтересованным школьникам принять участие в краеведческой работе заранее, т.к. подготовка поездки началась задолго до её осуществления. Оптимальный состав такой экспедиции - 10-15 человек. В нашей группе были ребята с 6-го по 11-й класс. Несколько участников оказались опытными краеведами, побывавшими с нами в Орле, Тарханах, Санкт-Петербурге - во всех литературно-краеведческих экспедициях, которые пришлись на время их обучения в средних и старших классах.

«Оформляя» участника экспедиции, руководители вручали ему памятки и рекомендательные списки, в которых было указано, какие книги необходимо прочитать, что посмотреть, куда сходить. Перед поездкой в Ульяновск всем участникам был предложен следующий список литературы.

Произведения Н.М. Карамзина

• Карамзин Н.М. Бедная Лиза.

• Карамзин Н.М. Наталья, боярская дочь.

• Карамзин Н.М. Марфа - посадница, или Покорение Новагорода.

• Карамзин Н.М. Стихи.

• Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.

• Карамзин Н.М. Рыцарь нашего века.

• Карамзин Н.М. История государства Российского.

Книги о Н.М. Карамзине

• Заболотских Б.В. Н.М. Карамзин. Российский Тацит.

• Муравьев В.Б. Карамзин (Серия ЖЗЛ).

• Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина.

• Эйдельман Н. Последний летописец.

• Карамзин: pro et contra. Антология.

Кроме того, учителя подбирали для учащихся тему или проблему для будущего исследования. Так, например, Н.Б. Русанова предполагала заниматься со своими ученицами-восьмиклассницами проблемой

роли Н.М. Карамзина в реформе русского языка, М.А. Дремов предложил одиннадцатиклассникам рассмотреть проблему Карамзина - историка, И.Г. Иванова с учениками начали собирать материал о местах, где бывал Карамзин, Л.Р. Готлиб планировала рассмотреть сентиментальные повести Н.М. Карамзина, Ю.В. Уварова заинтересовала десятиклассников портретами Карамзина.

Практически все участники экспедиции побывали в музее-усадьбе «Остафьево», где Н.М. Карамзин написал первые тома «Истории государства Российского» и где все хранит память о писателе и историке. Кто-то посмотрел спектакль «Бедная Лиза» в театре «У Никитских ворот», кто-то сходил в музей А.С.Пушкина на выставку «Лиза и ландыши», посвященную 225-летию повести «Бедная Лиза» и приуроченную к юбилею писателя. А некоторые побывали на экскурсиях по Москве, рассказывающих о Симоновой слободе и усадьбе Свиблово, где жил Карамзин и находил материалы для творчества.

Завершением этого этапа - подготовки - обязательно должен быть общий разговор, на котором происходит обобщение, систематизация полученных знаний и впечатлений и начинается выдвижение проблем, определение «белых пятен». Часто такой разговор происходит уже в поезде. Так получилось и на этот раз.

В Ульяновске мы провели два дня. Содержание нашей познавательной деятельности составили условно три пласта: общие сведения о городе и впечатления о нем; литературные знаменитости Ульяновска (и прежде всего - Н.М.Карамзин); воспитание в российской провинции. (Думается, сюда уместно отнести и посещение Дома-музея В.И. Ленина, поскольку отец Владимира Ильича - И.Н. Ульянов, директор и инспектор народных училищ - посвятил жизнь народному образованию, а экспозиция музея рассказывает в основном о воспитании в семье детей, которые, безусловно, выросли яркими, всесторонне развитыми личностями).

Наше знакомство с городом началось с Императорского моста, который тянется через Волгу почти три километра. Интересно, что именно в день нашего приезда ульяновскому мосту исполнилось ровно 100 лет! Потом мы ездили по новому, Президентскому мосту, еще более протяженному. А слева и справа простиралась необъятная красавица Волга. И именно Волга, великая русская река, произвела самое сильное впечатление на наших ребят. Вечером, подводя итоги дня и вспоминая Волгу, ребя-

та даже становились немного поэтами. Владимир Абрамович всегда просил называть имена ребят в любом отчете или анализе. С удовольствием вспоминаю, как рассказывал про свое впечатление о Волге семиклассник Дмитрий Громов: «Волга завораживает. Уже проехали, а закроешь глаза -и видишь красоту широких просторов». Вечером мы гуляли по набережной, любовались рекой с высокого правого берега, поросшего деревьями и кустами, покрытыми осенней листвой, представляли себя жителями Симбирска, знакомыми с вдовой Гончаровой, у которой младший сын живет в Петербурге , а старший учительствует в гимназии.

Посещение музея «Симбирская классическая гимназия» произвело особенно яркое впечатление на всю нашу группу. Вечером долго обсуждали устав гимназии, ее порядки, успехи известных выпускников. Не все мнения были однозначны. А на следующий день нам рассказывали о деятельности педагога И.Н. Ульянова, глубокоуважаемого в Симбирске. Его ухоженную могилу мы видели на монастырском кладбище в первый день.

Особенно пристальное внимание мы уделяли Н.М.Карамзину, его личности, биографии, творчеству и деятельности. Нам удалось посетить всероссийскую выставку «Карамзин на все времена», открытую в залах Дома-музея И.А.Гончарова. В создании выставки участвовало 9 солидных учреждений России: музеев, институтов, архивов. Выставка рассказывает о жизни и творчестве Карамзина от его предков до потомков, и для нас провели содержательную экскурсию. Мы побывали в зале Карамзина в Доме Языковых. Слушали про Карамзина во время прогулки по городу, смотрели замечательный памятник «российскому Тациту» и памятник букве Ё. Нас пригласили в библиотеку, хранящую книги Карамзина и память о нем. И все же нельзя сказать, что мы всё хорошо знаем об этом человеке. Как часто говорил Владимир Абрамович, «есть над чем работать».

Во время экскурсий, творческих встреч, осмотра достопримечательностей все участники экспедиции всегда работают с блокнотами, фотоаппаратами, видеокамерами, диктофонами (у кого что есть). Вечером каждого дня, даже если очень устали и уже поздно, подводятся итоги дня, обсуждаются открытия, выявляется, что непонятно, намечаются противоречия или проблемы. Слово даётся обязательно каждому участнику поездки. (Рефлексия - необходимый элемент ком-мунарской методики.) Если следующий день относительно предска-

зуем для руководителей поездки, можно поставить перед ребятами конкретные вопросы и проблемы, дать конкретные задания. В нашем случае мы лишь в общих чертах определяли области исследований, т.к. маршрут был новым не только для школьников, но и для взрослых.

Каждая новая экспедиция не похожа на другие, хотя и проводится по общему сценарию. Как уже было отмечено, программа уточнялась до поездки, но во время пребывания в Ульяновске пришлось вносить поправки, корректировать план. Так, изначально нам был предложен квест по карамзинским местам Ульяновска в конце программы (вторая половина второго дня). Но уже в середине первого дня стало ясно, что уровень подготовки нашей группы значительно выше, чем предполагалось изначально. Квест должен был начинаться с посещения музея «Дом Языковых», где после экскурсии и посещения зала Н.М. Карамзина участники квеста должны были получить задания для «поиска на местности». В итоге в «Доме Языковых» заканчивалась программа нашей поездки, а вместо поиска мы побывали в библиотеке Карамзина.

Были новации и в ежедневном подведении итогов. Еще до поездки ученики 11-го класса Михаил Кугач и Александр Полищук начали готовить сообщение о Н.М. Карамзине как историке. Это сообщение мы слушали в поездке вечером первого дня. Оно вызвало вопросы и обсуждения и, надеюсь, станет основой исследования, которое будет продолжено.

После поездки мы продолжаем литературно-краеведческую работу. Обработка материалов проводится в двух направлениях:

1) обработка фотоматериалов, подготовка презентации о поездке и стендовой фотогазеты-отчёта.

2) уточнение тем и разработка научных исследований, подготовка к выступлениям на школьной конференции.

Педагогические ценности литературно - краеведческой экспедиции в Ульяновск очевидны. Новый детско-взрослый коллектив филологов (а в методическом объединении половина учителей - новички) показал свою работоспособность.

Литература

1. Бианки В.В. Слово о краеведении // Юный краевед. - 2006. - №1. С.2 - 7.

2. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

3. Пушкин А.С. Поэту // Пушкин А.С. Собр. соч.. В 10-ти томах. М.:Худож. литература,1974. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.