УДК 37.033
Школьное краеведение в Якутии - прошлое и настоящее*
Г1.Р. Ноговицын, М.А. Юмшанов, Ар.П. Исаев
В нашей республике в организации работ школьников по изучению родного края накоплен довольно большой опыт. У истоков школьного краеведения Якутии стояч П.Х. Староватое, интересные работы проводились в Сунтарском, Нюрбинском и Таттинском районах учителями Г.Е. Бессоновым, Б.Н. Андреевым, B.J1. Сенькиным. В настоящее время перед школьным краеведением встают новые задачи, вызванные возрастанием его значения в формировании всесторонне развитой личности, в приобщении масс к достижениям науки, ценностям культуры, в развитии творческих начал. Одной из эффективных форм экологического образования и воспитания являются летние школьные экспедиции. С 1995 г. на базе Ойской средней школы были организованы летние лагеря - экспедиции «Эллэйада». В Верхоянском районе с 2006 г. организована экспедиция школьников «Верхоянье - Полюс холода». Многогранная комплексная деятельность экспедиции дает школьникам возможность пройти профильную подготовку, обеспечивает профориентационное обучение. Главное в воспитательной работе экспедиции — воспитание патриотов своего родного края.
In our republic in pupils work organization on studying native country a wide experience is stored enough. P.H. Starovatov began the Yakutian school regional ethnography studying, an interesting works were carried out by teachers G.E. Bessonov, B.N. Andreev, V.L. Senkin in Suntar, Nurba and Tatta regions. Nowadays the new tasks arise before school regional ethnography caused by increase of its value in comprehensive advanced person formation, in masses attaching to the science achievements and culture values, in development of creative initiative of person. One of the effective forms of ecological education and breeding are summer school expeditions. Summer camps were organized on the basis of Oy high school since 1995 - "Elleyada” expeditions. “Verkhoyanje - the pole of cold" school expedition urn organized in 2006 in Verkhoyansk region. Many-sided, complex expedition activity enables pupils to pass profile preparation, provides vocational guidance training. The main thing in expedition educational work is education and breeding of native country patriots.
Конец XX - начало XXI столетия войдут в историю как период крупнейших природных, экологических и социальных катаклизмов. Современное постиндустриальное общество характеризуется кроме всего прочего потерей многих духовных и нравственных ценностей. В связи с этим вопросы духовного возрождения в современном мире перестали быть академическими, а встали перед человечеством как насущная потребность, как первостепенная задача. Это относится и к нашей России, и к Республике Саха (Якутия). В свете вышесказанного особую значимость приобретает работа с детьми и молодс-
НОГОВИЦЫН Прокопий Романович - зам. директора но научной работе со школьниками Ойской средней школы им. А.В.Дмитриева; ЮМШАНОВ Мир Афанасьевич - начальник управления образованием МУ Верхоянский район; ИСАЕВ Аркадий Петрович -к.б.н., с.н.с. ИБПК СО РАН.
* Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.
жью. Заметное место при этом отводится школьному краеведению, являющемуся наиболее массовой и эффективной формой учебно-воспитательной работы. В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория в целом, определяемая понятием «родной край». В современных краеведческих исследованиях наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края,
выявление его природных ресурсов, изучение истории, культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, крас-
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №4 15.Заказ Nel2
ведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев. Школьное краеведение - это не только познание края, но и учебный предмет, который формирует нравственные ценности личности воспитуемого, помог ающие ему осознать себя субъектом конкретной социокультурной среды и полноправным гражданином своего Отечества. (3 этой связи краеведение прочно стало понятием педагогическим, значимость которого определяется присущими ему ценностями для образования, воспитания, развития учащихся.
В России в середине XX века школьное краеведение объединяло большие научные и культурные силы. В этот период были организованы многочисленные походы по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве, массовым стало патриотическое воспитание молодежи (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «красных следопытов», походы по местам боевой и трудовой славы советского народа). В советское время в нашей республике в организации работ но изучению родного края также был накоплен значительный опыт. У истоков краеведения Якутии стоял II.X. Староватов, который провел большую гео-лого-краеведческую работу по изучению природных ресурсов Вилюйского бассейна, много лег вел гидрометеорологические наблюдения. Он является автором свыше 50 работ. Далее интересные работы проводились в Сунтарском, Нюр-бинском и Таттинском районах учителями Г.Е. Бессоновым, Б.Н. Андреевым, В.Л. Ссньки-ным. Заслуженный учитель РСФСР Б.Н. Андреев проводил ежегодные школьные туристические походы и экспедиции, во время которых вместе с учащимися собирал материал по фауне родного края, в первую очередь, по фауне и экологии птиц бассейна Среднего Вилюя. В 1953 г. в Якутском книжном издательстве он опубликовал «Птицы Среднего Вилюя», которая получила высокую оценку ведущих зоологов страны Н.Л. Гладкова и К.А. Воробьева. Во введении к книге Б.Н. Андреев писал, что он представляет итог совместной работы учителя и учащихся. В процессе работы над книгой и, особенно в связи с подготовкой следующих, значительно дополненных изданий, автор уже вместе с новыми поколениями учащихся собрал очень интересный коллекционный материал по орнитофауне мало изученного тогда региона, создал уникальный,
признанный в масштабе СССР Эльгяйский музей природы, сыгравший исключительную роль в экологическом образовании и воспитании не только школьников, но и всего населения группы вилюйских регионов.
В первый послевоенный 1946 г. учитель Ытык-Ксльской средней школы В.Л. Сенькин вместе с учащимися совершил поход на Мамонтову гору, расположенную в низовьях р. Алдан, в 300 км от устья, и собрал там интересную палеозоологическую и палеоботаническую коллекцию, которая была частично изучена кандидатом биологических наук М.Н. Караваевым. Мамонтова гора оказалась выдающимся памятником среднемиоценовой эпохи и всего четвертичного периода. На ней как бы записана летопись земной коры за последние 16 миллионов лег. В 1912 г. коллектор экспедиции геолога В.Н. Зверева В. Панкратов нашел на этом месте плоды серого американского ореха. Однако после этого до середины 40-х гг. XX века специалисты не посещали Мамонтову гору и находки школьной экспедиции В.Л. Сснькина стали побудительным моментом в возрождении интереса к этому геологическому памятнику. В настоящее время Мамонтова гора стала своего рода Меккой геологов и палеонтологов мира. С 1973 г. по настоящее время там работает летний экспедиционный лагерь «Бивень» под руководством его инициатора учителя Г1.Д. Максимова. За это время собран весьма интересный палеонтологический материал, найдены и описаны скопления костных остатков мамонтовой фауны. Результаты исследований ребят получили всероссийское и международное признание. Опыт тех лет получил дальнейшее развитие в краеведческом движении республики.
Одной из эффективных форм экологического образования и воспитания в Республике Саха (Якутия) являются летние школьные экспедиции. С 1995 г. на базе Ойской средней школы были организованы летние лагеря - экспедиции «Эл-лэйада». Силами ученых, студентов и школьников проводились работы по изучению и инвентаризации биологических ресурсов Национального природного парка «Ленские Столбы». С 2002 г. в экспедиции принимают участие учащиеся из школ района, ведется комплексное изучение территории Средней Лены по разным направлениям исследовательской деятельности: биологии, палеонтологии, истории, археологии, этнографии.
114
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. Х»4
Экспедиция работает но теме: «Памятники природы и истории Ханталасского улуса». Куратором этих работ и научным руководителем является член-корр. РАН, академик АН РС (Я), д.б.н. Н.Г. Соломонов. Помощь в организации работ и определении собранного материала оказывают сотрудники Института биологических проблем криолитозоны СО РАН. Музея археологии и этнографии. Музея мамонта ЯГУ. Так каждый сезон ведут лекционные занятия и руководят полевыми работами к.б.н. В.В. Кардашевская, к.б.н.
B.И. Захарова, к.б.н. И.М. Охлопков, к.б.н. К.К. Кривошапкин, к.б.н. Ал.П. Исаев, д. б. н. Г.Г. Боескоров, сотрудник МДиЭ Д.А. Пестерсв. Руководителем экспедиции является заместитель директора по научной работе Ойской СОШ П.Р. Ноговицын, организаторы - А.Д. Адамова,
C.П. Иванова, Н.Н. Титова, учителя Ойской
школы и учитель ПУМГ Л.В. Григорьева. Финансовую поддержку и сотрудничество оказывают Национальный фонд возрождения «Бар5арыы» (А.К. Павлова), Хангаласское МУО (А.К. Петров). С самого начала своей деятельности экспедиция тесно сотрудничает с руководством Национального природного парка «Ленские Столбы» (ЛД. Киприянова). В состав экспедиции входят учащиеся 6-11-х классов из разных школ района. Основная работа экспедиции ведется на территории Хангалаеского района по маршруту: Куллаты-Ой-Малтаны-Самартай-
Буотама-Лабыдьа-Куруннаах-Туойдаах-Сиинэ-Кытыл-Дьура-Батамай-Бланка -Улахан-Ан-Бул-гунняхтах-Эргис-Эркээни. В конце каждого сезона проводятся заключительные конференции, на которой подводятся краткие предварительные итоги экспедиции. Каждый участник по выбранной, в зависимости от своей специализации, теме, пишет доклад. Поскольку методика написания разная, некоторые доклады разрабатываются в течение нескольких лет. За годы деятельности экспедиции собран уникальный материал по истории и природе района, на основе этого материала написано около 50 докладов, представленных на краеведческих и научно-практических конференциях. 15 школьников приняли участие во Всероссийской конференции «Шаг в будущее» в г. Москве, 9 из них стали дипломантами, среди них два лауреата.
В Верхоянье школьное краеведение начало развиваться с 70-х гг., когда традиционными стали походы по родному краю, организованные
мастером спорта СССР А.А. Поляковым. Далее с 1977 г. под руководством В.З. Кириллиной проведены комплексные краеведческие экспедиции по маршрутам: Верхоянск-Саккырыр-Верхоянск (1977 г.), Верхоянск-Сартанг-Арылах-Верхо-янск (1979 г.), Верхоянск-Лазо (1982 г.) и др. В период экспедиций ребята проводили вечера встреч с ветеранами труда и войны, совершали походы по историческим местам, по изучению родного края, выявляли памятники истории, природные ресурсы, собирали этнографический материал, документы, фотографии, производили фото- и киносъемку. Так во время экспедиции по маршруту «Трасса мужества» было собрано около 300 экспонатов, документов, фотографий, в том числе интереснейшие предметы и находки, как якутский лук, старинный металлический ящик (1910 г.), черепа древнего барана, бизона, зубы древней лошади, носорога, отдельные кости мамонта. Выявлены памятники истории, этнографии: арангас. ураса, место древнего заселения якутов, следы экспедиции Эдуарда Толля, велось изучение местной флоры, фауны, исследование геологического обнажения. С 1973 г. в Верхоянье работала палеонтологическая экспедиция под руководством Х.Е. Слепцова по долине р. Адыча, в окрестностях г. Верхоянска. Данной экспедицией сделано много весьма интересных палеонтологических находок. Среди них такие уникальные экспонаты, как отпечаток морской звезды, остаток черепа древнего овцебыка, верхняя челюсть древнего бобра и др.
В Верхоянском районе в период с 6 июля по 20 августа 2006 г. под руководством начальника управления образования МУ Верхоянский р-н М.А. Юмшанова, академика АН РС (Я), д.ф.-м.н. Ю.М. Григорьева и с.н.с. ИБПК СО РАН, к.б.н. Ар.П. Исаева была организована экспедиция школьников «Верхоянье - Полюс холода». Инициатором и куратором этой экспедиции является член-корр. РАН, академик АН РС(Я), д.б.н. Н.Г. Соломонов. В работе экспедиции участвовало более ИХ) человек, в том числе 17 научных работников, 20 руководителей-педагогов, 68 учащихся из 10 школ (Верхоянская, Батагайская, Адычинская, Табалахская, Борулахская, Эльгет-ская, Эгинская, Арылахская, Боронукская, Сар-танская), учреждения дополнительного образования детей («Центр детско-юношеского туризма и экскурсий», п. Батагай, «Станция юных натуралистов», г. Верхоянск) и общест-
венники. которые были привлечены как проводники. мотористы, водители, повара. В работе комплексной экспедиции участвовали научные работники НИИ, преподаватели высших учебных заведений не только нашей республики, но и зарубежных стран - Финляндии (проф. Хельсинского университета Тсуво Ахти) и Польши (научный сотрудник Института истории науки Ми-хал Псндрацки), а также различные предприятия и учреждения с целью формирования научно-исследовательского движения, объединяющего школьников Верхоянья. педагогов, научных работников в комплексном изучении северного края - Полюса холода населенной части Земли.
В период работы группы физико-техии-чсского направления юные исследователи провели визуальные наблюдения 1розовых разрядов, овладели методикой калибровки г розопеленгато-ра, записи на специальную компьютерную аппаратуру радиоимпульсов грозовых разрядов, освоили основы работы с мультиметрами. Палеонтологические и мерзлотоведчсские работы проведены в местности Сууллар-хайа. Ребята провели замеры температуры горных пород и изучили криогенный рельеф террасы реки. Были найдены и изучены останки млекопитающих, населявших территорию бассейна р. Адыча в эпоху плейстоцена. Биологические исследования были проведены во время посещения уникальных памятников природы «Мать-гора», Кисилэх-ские горы, ресурсный резерват «Туостаах». Проведены флористические и геоботаническис маршрутные исследования, практические занятия, посвященные высотному распределению флоры и растительности в горах Верхоянья. Большой научный интерес представляет изучение лихенофлоры территории Верхоянского района. Были выявлены новые для Яно-Индигирского флористического района и Якутии виды лишайников. Орнитологический отряд обследовал участок Магылла и оз. Тала, являющимися водно-болотными угодьями и имеющими исключительное значение для гнездования многих видов водоплавающих и водно-болотных птиц, в том числе редкого вида - клоктуна. В декабре 2006 г. экспедиция продолжила работы по следующим направлениям: зоология, орнитология и этнография. Были проведены зимние маршрутные учеты охотничье-промысловых видов животных. Начаты мониторинговые исследования на территории ресурсного резервата «Туо-
стаах» и экспериментальные работы по изучению терморегуляции тела крупного рогатого скота и лошадей.
Из опыта работы экспедиций «Эллэйада» и «Всрхоянье-Полюс холода» можно выделить такие моменты, которые являются основополагающими при организации школьных краеведческих экспедиций:
- темы, направления работы экспедиций за зимний период подготовки специально подобраны из особенностей истории, географии изучаемого края научными специалистами, которые не могут позволить изучение ранее известного факта, а если предполагается изучение ранее изученной темы, то план работы составляется по продолжению темы в новом времени, по мониторингу заданной темы;
- экспедиции научного направления обязательно имеют научных руководителей из числа сотрудников вузов и научных институтов, что дает больше эффекта для научного изучения края;
- организация комплексной экспедиции, такая организация работы помогает всесторонне изучить один объект, в нашем случае фауну, флору, историю, географию Средней Лены;
- преемственность одна из главных традиций экспедиции, старшие свою тему оставляют младшим членам экспедиции, таким образом, накапливается научный полевой материал в течение нескольких лет, что очень важно для науки;
- главное в воспитательной работе экспедиции - воспитание патриотов своего родного края. Каждый человек должен знать историю, географию, культуру своего родного края и быть экологически образованным, чтобы защищать и сохранять природу родного края. Выбранная профессия не имеет значения, главное, чтобы этот специалист был в первую очередь патриотом и экологом. Это основополагающее правило организации экспедиции, которое поставил перед организаторами инициатор этого движения Н.Г. Соломонов.
В экспедициях сложились свои традиции, например, преемственности. Старшие участники помогают младшим постигать азы исследовательской деятельности, делятся наблюдениями, передают накопленный опыт. Одним из самых любимых и ожидаемых праздников стало посвящение в полевики. Ребята сами готовят сцена-
рий, придумывают испытания для новичков. Помимо всего, экспедиция дарит много ярких встреч с интересными людьми, по-настоящему увлеченными своим делом - с учеными, фотографами, писателями, художниками, краеведами-энтузиастами. Многогранная, комплексная деятельность экспедиции даст школьникам возможность пройти профильную подготовку, обеспечивает профориентационное обучение. Экспедиция школьников - это не просто развлекательная прогулка, это и закалка, укрепление здоровья, воспитание выносливости, умения преодолевать трудности, умения наблюдать, здесь же приобретаются нервоначальные навыки научных исследований. Кроме этого работа в экспедиции тесно сплачивает и детей, и взрослых - учащихся, учителей, ученых, родителей. Участники экспедиции работают непосредственно в полевых условиях под руководством ученых и специалистов, получая, таким образом, практические навыки в полевой и научной работе. Некоторые родители, поддерживая начинания своих детей, так сами увлекаются исследованиями, что иногда принимают непосредственное участие в работе экспедиции. Этот принцип взаимодействия. когда происходят обмен опытом, передача традиций, осуществляется социальным сотрудничеством школы, семьи, науки. Трудно переоценить полезный коэффициент и потенциал такого партнерства, прежде всего, в воспитании детей. Помимо того, что экспедиция создает условия для занятости и организации самостоятельной исследовательской деятельности школьников, реализуется такая первостепенная воспитательная задача, как развитие духовнонравственных качеств подрастающего поколения. Потому что только через любовь к своей малой родине, к своим истокам можно воспитать человека, способного чувствовать ответственность за судьбу своей страны - настоящего патриота и гражданина.
Значительная роль в развитии школьного краеведения принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров. В РС (Я) к таким можно отнести Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ярославского (г. Якутск), Нижнеколымский музей истории и культуры народов Севера Якутии
(п. Черский), Аллаихский музей природы тундры и охотпромысла (п. Чокурдах), краеведческий музей им. Г.Ф. Ксснофонтова (г. Покровск), музей природы имени Б. Н. Андреева (с.Эльгяй. Сунтарский район) и др. У истоков создания первых краеведческих музеев Якутии стоял И.В. Попов, он инициатор и активный участник формирования этнографических коллекций. Благодаря собранным им материалам, создавались богатые якутские коллекции петербургских и зарубежных музеев (Берлин, Гамбург, Лейпциг).
На примере организации краеведческого музея «Полюс холода» (г. Верхоянск) можно проследить историю развития школьной краеведческой работы в Верхоянье. Ныне этот музей уникален богатым гсолого-палсонтологичсским и археологическим материалом, историческими сведениями открытия Полюса холода в Северном полушарии, историей развития аэрогидро-мстеорологической станции «Верхоянск». Богато представлена этнография народов, заселяющих северо-восток Якутии - якутов, эвенов, русских. Началом организации музея следует считать, когда в 1957 г. под руководством директора Верхоянской школы И. В Рожина был создан краеведческий уголок. С 1963 г. под началом В.З. Кириллиной (ныне директор музея) работает здесь краеведческий кружок. Основной задачей кружка являлся сбор материалов по этнографии и культуре местного населения, истории г. Верхоянска, изучение родной природы. С этой целью ребята вместе с руководителем совершали походы, производили сбор экспонатов у жителей города, поселков. В 1970 г. краеведческий уголок переорганизован в музей с тремя отделами: дореволюционное прошлое, современная история, природа. В последующие годы работали объединения юннатов, юных историков, географов-туристов, якутского фольклора, факультатив литературного краеведения, которыми руководили учителя В.З.Кириллина, В.А. Старостина,
А.С. Слепцова, О.П. Терентьева, Т.В. Габышева, Л.И. Рожина. В 1979 г. музею был присвоен статус «Школьный краеведческий музей». В 1980 г. отдельные кружки объединились в клуб юных краеведов «Яна», так как их работа приняла научно-исследовательский характер. В 1981 г. краеведческий клуб «Яна» переорганизован в научное общество краеведов, включающее секции: музейная работа, юннаты, юные историки, юные географы-туристы, юные палеонтологи. В
1988 с. в честь 350-летия г. Верхоянска дирекцией и педколлективом Верхоянской СОШ школьный музей был передан району.
В настоящее время перед школьным краеведением встают новые задачи, вызванные возрастанием его значения в формировании всесторонне развитой личности, в приобщении масс к достижениями науки, ценностям культуры, в развитии творческих начал.
Эго обусловливается, на наш взгляд, несколькими факторами:
- растущим пониманием в нашем обществе значения истории Родины для патриотического воспитания школьников;
- стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;
- поиском новых форм, методов, целей воспитания. основанных на этнонсдагогикс. на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.
УДК 374.1; 502.753
Опыт изучения школьными экспедициями редких и исчезающих растений Хангаласского района*
А.Д. Адамова, В.И. Захарова
Рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности школьников на территории НПП «Ленские Столбы» за 1995-2005 гг. Совместные экспедиции школьников и специалистов научных учреждений и Якутского госуниверситета способствуют формированию у школьников ответственного отношения к природе, а также пониманию tatu неразрывной связи человека и природы.
The issues of organization of research activity in school students carried out within the limits of Nature Park l^enskie Stolby in 1995-2005 are considered. Summer school expeditions jointly with the scientists of research institutions affiliated to the YaSC SD RAS and the Yakutian State University promote serious attitude of school students to the wildlife and insight of indissoluble ties of man and nature.
Для развития творческих и мыслительных способностей детей обучение должно основываться на их личной заинтересованности и стремлении к открытиям. Летние школьные экспедиции предоставляют широкую возможность активному творчеству детей.
С 1995 г. на базе первого в Якутии Национального природного парка «Ленские Столбы» был создан экологический лагерь школьников Ойской СОШ Хангаласского района. Куратором и научным консультантом по сей день является член-корр. РАН, д.б.н., профессор ЯГУ Н.Г. Со-
АДАМОВА Александра Дмитриевна - учитель биологии Ойской средней школы им. А.В.Дмитрисва; ЗАХАРОВА Вера Иннокентьевна - к.б.н., с.н.с. ИБПК СО РАН.
* Статья принята к печати 27 декабря 2006 г.
ломонов. В проведении научных исследований на территории парка активное участие принимает директор НПП «Ленские Столбы», заслуженный эколог Российской Федерации Л.Д. Киприя-нова. Это единственный природный парк республики, где с первых дней его организации ведутся планомерные научные исследования, объединяя весь потенциал научных организаций и Якутского госуниверситета. Учеными сотрудниками Института биологических проблем крио-литозоны СО РАН проводилась инвентаризация биологических ресурсов Природного парка «Ленские Столбы». Проведение исследований с участием и под руководством ученых подняло процесс обучения и творчества на качественно более высокий уровень. Школьники, тесно общаясь с природой, непосредственно наблюдая, изучая природные объекты в их естественной