Научная статья на тему 'Опыт организации школьных краеведческих экспедиций в Хангаласском улусе'

Опыт организации школьных краеведческих экспедиций в Хангаласском улусе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ноговицын Прокопий Романович, Иванова Саргылана Павловна, Адамова Александра Дмитриевна

С 1995 г. на базе Ойской средней школы были организованы летние лагеря под руководством член-корреспондента РАН, академика АН РС(Я) Н.Г. Соломонова. Исследовательская и творческая деятельность ведется по 12 направлениям: ботаника, зоология, палеонтология, археология, история, этнография, прикладное искусство, мода и дизайн, фото, кино, фольклор, литература. В цели и задачи экспедиции входит стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, создание условий для их занятости, привитие первоначальных практических навыков полевой и научной работы, обеспечение специализированной подготовки выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ноговицын Прокопий Романович, Иванова Саргылана Павловна, Адамова Александра Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации школьных краеведческих экспедиций в Хангаласском улусе»

рования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных ситуациях меняющегося мира;

- экономически выгодно внедрять многопрофильное обучение в малокомплсктной школе по ИУП.

Литература

Габышева Ф.В. Профильное обучение: стратегия и тактика // Народное образование Якутии. - 2003. -№4. -С. 10-16.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы. - 1996. - Сентябрь. - 112 с.

Немова Н.В. Новый учебный план профильного обучения старшеклассников // Директор школы. -2005.-№1.

Епишева О. Б. Основные параметры педагогической технологии II Педагогические технологии. -2004,-№2.-С. 15-21.

Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-обоснованная монофафия / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

УДК 504.4 (571.56)

Опыт организации школьных краеведческих экспедиций в Хангаласском улусе*

П.Р. Ноговицын, С.П. Иванова, А.Д. Адамова

С 1995 г. на базе Ойской средней школы были организованы летние лагеря под руководством член-корреспондента РАН, академика АН РС(Я) Н.Г. Соломонова. Исследовательская и творческая деятельность ведется по 12 направлениям: ботаника, зоология, палеонтология, археология, история, этнография, прикладное искусство, мода и дизайн, фото, кино, фольклор, литература. В цели и задачи экспедиции входит стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, создание условий для их занятости, привитие первоначальных практических навыков полевой и научной работы, обеспечение специализированной подготовки выпускников.

Since 1995 on a basis of the Oya secondary school summer camping out have been arranged. It has been guided by N.G. Solomonov, Academician of the RS(Ya) Academy of Sciences, RAS Associate Member. Research and creative activities comprise 12 trends: botany, zoology, paleontology, archeology, history, ethnography, applied art, fashion and design, photography, cinema making, folklore, literature. The expeditions aim at inspiration of independent research activities in school students, arrangement of conditions for their activities, acquiring initial skills offield and research work, ensuring a special-purpose training of school leavers.

Одной из эффективных форм экологического образования и воспитания в РС(Я) являются летние школьные экспедиции. В 3()-40-е годы XX века в школах Якутии проводились летние

НОГОВИЦЫН Прокопий Романович - зам. директора Ойской С0111 Хангаласского улуса; ИВАНОВА Сар-гылана Павловна - учитель истории Ойской СОШ Хангаласского улуса; АДАМОВА Александра Дмитриевна - учитель биологии Ойской СОШ Хангаласского улуса.

"Статья принята к печати 19 декабря 2006 г. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №2

экспедиционные работы по биологии и географии. Особенно интересные работы проводились в Сунтарском. Нюрбинском и Таттинском улусах учителями Г.Е. Бессоновым. Б.Н. Андреевым, В.Л. Сснькиным 11]. Герой Социалистического Труда, заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР Г.Е. Бессонов с 30-х годов прошлого века стал активным организатором юннатского движения в Тойбохойской средней школе Сунтарского улуса. Для организации первого в республике школьного ботанического сада и живого уголка в школе он совершал вместе с учениками школь-

ныс экспедиции по родному краю, давал учащимся посильные темы исследовательской работы. Многие его ученики были участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и отмечены се наградами.

Заслуженный учитель РСФСР Б.Н. Андреев проводил ежегодные школьные туристические походы и экспедиции, во время которых вместе с учащимися собирал материал по фауне родного края, в первую очередь, по фауне и экологии птиц бассейна Среднего Вилюя. В 1953 г. в Якутском книжном издательстве он опубликовал «Птицы Среднего Вилюя» [2], которая получила высокую оценку ведущих зоологов страны H.A. Гладкова и К.А. Воробьева. Во введении к книге Б.Н. Андреев писал, что она представляет итог совместной работы учителя и учащихся. В процессе работы над книгой и особенно в связи с подготовкой следующих, значительно дополненных изданий [3], автор уже вместе с новыми поколениями учащихся собрал очень интересный коллекционный материал по орнитофауне весьма интересного и мало изученного тогда региона, создал уникальный, признанный в масштабе СССР Эльгяйский музей природы, сыгравший исключительную роль в экологическом образовании и воспитании не только школьников, но и всего населения группы вилюйских регионов.

В первый послевоенный год учитель Ытык-Кельской средней школы В.Л.Сснькин вместе с учащимися совершил поход на Мамонтову гору, расположенную в низовьях р. Алдан, в 3(Х) км от устья, и собрал там интересную палеозоологическую и палеоботаническую коллекцию, которая была частично изучена кандидатом биологических наук М.Н. Караваевым.

Мамонтова гора оказалась выдающимся памятником среднемиоцсновой эпохи и всего четвертичного периода. На ней как бы записана летопись земной коры за последние 16 миллионов лет. В 1912 г. коллектор экспедиции геолога В.Н.Зверева В.Панкратов нашел на этом месте плоды серого американского ореха. Однако после этого до середины 40-х гг. XX века специалисты не посещали Мамонтову гору и находки школьной экспедиции В.Л.Сенькина стали побудительным моментом в возрождении интереса к этому геологическому памятнику. В настоящее время Мамон това гора стала своего рода Меккой геологов и палеонтологов мира. С 1973 г. по настоящее время там работает летний экспедиционный лагерь «Бивень» под руководством его инициатора учителя П.Д.Максимова. За это время собран весьма интересный палеонтологи-

ческий материал, найдены и описаны скопления костных остатков мамонтовой фауны. Результаты исследований ребят получили всероссийское и международное признание [4].

Опыт тех лет получил дальнейшее развитие в краеведческом движении республики. С 1995 г. на базе Ойской средней школы были организованы летние лагеря под руководством член-корреспондента РАН, академика АН РС(Я) Н.Г. Соломонова. Силами ученых, студентов и школьников проводились работы по изучению и инвентаризации биологических ресурсов природного парка «Ленские Столбы». С 2002 г. в экспедиции принимают участие учащиеся 6-11-х классов из других школ улуса. Исследовательская и творческая деятельность ведется по 12 направлениям: ботаника, зоология, палеонтология, археология, история, этнография, прикладное искусство, мода и дизайн, фото, кино, фольклор, литература. В цели и задачи экспедиции входит стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, создание условий для их занятости, привитие первоначальных практических навыков полевой и научной работы, обеспечение специализированной подготовки выпускников.

Участники экспедиции работают непосредственно в полевых условиях под руководством ученых и учителей по маршруту от с.Кытыл-Дьура до археологического памятника Куллаты.

За годы деятельности экспедиции собран уникальный материал по истории и природе улуса, на основе которого написано около 70 докладов, представленных на республиканских краеведческих и научно-практических конференциях. Пятнадцать школьников приняли участие во Всероссийской конференции «Шаг в будущее» в Москве, девять из них стали дипломантами, один ученик стал лауреатом и был включен в состав Российской международной команды.

В 2002 г. велось изучение южной части Хан-галасского улуса от Синска до с. Кытыл-Дьура и природных памятников на правом берегу р. Лены, относящихся к Природному парку «Ленские Столбы».

В 2003-2004 гг. экспедиция школьников «Эллэйада» посвящена памяти экспедиции Г.В. Ксенофонгова. работавшей в 1921-1923 гг. на территории Хангапасского улуса и далее по маршруту до г. Красноярска. Собранный им тогда этнографический материал составил основу для написания «Эллэйады». В частности, именно той первой экспедицией были открыты стоянка Куллаты и Тойон-Арынская писаница,

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №2

впоследствии изученные Ленской историко-археологической экспедицией под руководством А. Окладникова и Приленской археологической экспедицией Ю. Мочанова.

Впервые проведена работа по картированию памятников природы и истории Хангаласского улуса. Памятники истории представлены археологическими объектами. Всего участники экспедиции посетили и исследовали 36 археологических объектов по обоим берегам р. Лены: 18 писаниц и 18 стоянок. Участвовали в открытии 8 ранее неизвестных стоянок и 2 писаниц.

На всех стоянках был собран подъемный материал - орудия каменного века и фрагменты керамики от раннего неолита до якутской эпохи.

В ходе экспедиции также собран уникальный этнографический материал и проделана исследовательская работа по истории и краеведению. Изучены некоторые не опубликованные, находящиеся в архивах труды известного ученого-фольклориста Г.У. Гермогенова-Эргис. Так, описана родословная эргисцсв, история 1-го Эргис-ского наслега Западно-Кангаласского улуса. Написаны работы по истории земельных отношений в Немюгюнском наслеге, даны жизнеописания известных людей Хангаласского улуса.

В 2005 г. было начато комплексное изучение долины Эркээни по теме «Природа, люди, хозяйство», работает отдельный маршрут «Литературная Эркээни». Группа ботаников, исследовав долину Эркээни, обнаружила новые местонахождения терсскена ленского на южном склоне к северо-западу от с.Ой. Изучен геологический разрез кембрийского периода с окаменевшими остатками первых скелетных животных, обитавших в кембрийском море более 500 миллионов лет назад. Собраны несколько десятков экземпляров археоциатов и трилобитов. В результате анализа геологического разреза определены местонахождения кембрийских скелетных животных на территории улуса.

В ходе экспедиции 2003-2005 гг. орнитологами велось изучение экологии дневного хищника - пустельги, было найдено несколько мест гнездования в дуплах сухостоев и на скалах. В этом году начато составление кадастра мест обитаний и гнездований беркута.

В течение нескольких лет проводилась инвентаризация местонахождения остатков мамонтовой фауны на территории Хангаласского улуса. Одним из интересных местонахождений костей крупных млекопитающих мамонтовой фауны является долина р. Куранах, в 14 км выше по течению р. Лены от базы НП11 «Ленские Стол-

НЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. №2

бы» на устье р. Лабыдьа. Дно пересыхающей летом речки и левый, коренной берег состоит из 50-мстрового структурного плато аллювиальных террас. В этой местности найдено большое число костей животных, обитавших 24-65 тысяч лет назад. Кроме р.Куранаха, найдены и описаны по опросным данным еще 11 местонахождений в Хангаласском улусе, где были обнаружены остатки мамонтовой фауны.

Систематизированы сведения немногочисленных, единичных находок из коллекции школ, частных лиц улуса. По собранным сведениям составлен кадастр местонахождений мамонтовой фауны на территории Хангаласского улуса. Также участники экспедиции исследовали такие уникальные памятники природы, как Лабыдьа, Буотама, Булуус, водопад Курулуур, Турук Хайа, Тукулан, Куранах, находящиеся на правом берегу р. Лены, «Хрустальную гору», речку Сиинэ и Оймуранский рифовый массив на левобережье.

Летом 2006 г. экспедиция продолжила свою работу по выбранному маршруту, в который были добавлены кратковременные поездки в долину Энсиэли, где ребята искали места произрастания тересксна ленского и гнездовья орла -беркута.

Результаты исследований памятников природы участниками экспедиции использованы при подготовке проекта включения Ленских Столбов в Список Всемирного природного наследия, представленного в ЮНЕСКО.

Каждый участник ведет исследования по выбранной теме. Если объем работы обширный, некоторые темы разрабатываются в течение нескольких лет. По окончании каждого сезона проводятся заключительные конференции, на которых подводятся краткие предварительные итоги экспедиции, ребята публикуют статьи в улусных и республиканских газетах, участвуют в передачах НВК «Саха». По видеоматериалам экспедиции сняты научно-популярные фильмы «Путешествие по Средней Лене», «Хомпоруун хотой суолунан» («По следам беркута»), «Живое сокровище человечества», подготовлена фотовыставка «Ленский край».

Куратором и научным руководителем экспедиции является член-корр. РАН, советник РАН, академик АН РС(Я), д.б.н. Соломонов Н.Г. Помощь в организации работ и определении собранного материала оказывают сотрудники Института биологических проблем криолитозоны СО РАН. Музея археологии и этнографии. Музея мамонта ЯГУ. В разные годы руководили полевыми работами и вели лекционные занятия д.б.н.

Винокуров H.H.. д.б.н. Боескоров Г.Г., к.б.н. Борисов 3.3., к.б.н. Кардашевская В.Е., к.б.н. Захарова В.И., к.б.н. Охлопков И.М., к.б.н. Кри-вошапкин К.К., к.б.н. Исаев А.П., к.б.н. Авсрин-ский А.И., к.б.н. Потапова Н.К., к.б.н. Соломонова Т.Н., к.б.н. Борисов Б.З., к.б.н. Егорова A.A., к.б.н. Давыдова Н.Г.. сотрудник Музея археологии и этнографии ЯГУ Нестеров Д.А. Начальником экспедиции является заместитель директора по научной работе Ойской СОШ Ноговицын II.Р., организаторами работ учителя Ойской школы Адамова А.Д.. Иванова С П.. Титова H.H., учитель Покровской улусной многопрофильной гимназии Григорьева JI.B. Финансовую поддержку экспедиции оказывают фонд национального возрождения «Бар5арыы» (Павлова А.К.), Хангаласскос МУО (Петров А.К.).

С самого начала своей деятельности экспедиция получает всестороннюю помощь и поддержку директора Природного парка «Ленские Столбы» Куприяновой Л.Д.

Нужно отметить, что экспедиция в своей деятельности тесно сплачивает и детей, и взрослых - учащихся, учителей, ученых, родителей. Некоторые родители, поддерживая начинания своих детей, сами увлекаются исследованиями и иногда принимают непосредственное участие в работе экспедиции. Этот принцип взаимодействия, когда происходят обмен опытом, передача традиций, осуществляется социальное сотрудничество школы, семьи, науки. Трудно переоценить полезный коэффициент и потенциал такого партнерства, прежде всего, в воспитании детей.

Помимо того, что экспедиция создает условия для занятости и организации самостоятельной исследовательской деятельности школьников, реализуется такая первостепенная воспитательная задача, как развитие духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Потому что только через любовь к своей малой родине, к своим истокам можно воспитать человека, способного чувствовать ответственность за судьбу своей страны - настоящего патриота и гражданина. В экспедиции сложились свои традиции. Старшие участники помогают младшим постигать азы исследовательской деятельности, делятся наблюдениями, передают накопленный опыт. Одним из самых любимых и ожидаемых праздников стало посвящение в полевики. Ребята сами готовят сценарий, придумывают испытания для новичков. Помимо всего, экспедиция дарит много ярких встреч с интересными людьми, по-настоящему увлеченными своим делом - с учеными. фотографами, писателями, художниками.

краеведами-энтузиастами. Многогранная, комплексная деятельность экспедиции даст школьникам возможность пройти профильную подготовку, обеспечивает профориентационное обучение.

Участники и дипломанты Всероссийских научно-практических конференций:

«Шаг в будущее» в 1997-2005 гг.:

1997 год: Никифорова Ньургуйана - «Содержание черношапочного сурка в неволе», диплом II степени;

1998 год: Ноговицына Марина - «Растительность НПП «Ленские Столбы», Семенова Лена -«Чешуекрылые НПП «Ленские Столбы», дипломы III степени;

1999 год: Яковлев Максим - «Тукулан-Самыс Кумача - генезис и эволюция», лауреат; Игнатьева Индира - «Мохообразные НПП «Ленские Столбы», стипендиат фонда национального возрождения «Барэарыы»;

2000 год: Жирков Стае - «Фауна кровососущих комаров устья реки Буотама», диплом III степени;

2001 год: Олссова Марина - «Массовая вспышка сибирского шелкопряда в Хангалас-ском улусе», диплом II степени;

2003 год: Кононов Ваня, II МСШ - «Летний экологический лагерь», диплом I степени; Гав-рильев Олег, ПУМГ - «Ломкоколосниковые ассоциации на территории Средней Лены», участие; Алексеев Ньургун, БСШ - «Шелкопряд в окрестностях с. Булгунняхтах», участие; Осипо-ва Мира, ПСШ - «Сказ о Ленских Столбах» (мода), диплом I степени;

2004 год: Нестерова Айта, ОСШ - «Тсрсске-новые ассоциации левобережья р. Лена», диплом II степени; Скрябина Саргы, ОСШ - «Экспозиционный дизайн», участие;

2005 год: Скрябина Айта, ОСОШ - «Уникальные находки экспедиции Эллэйада», участие; Константинов Ваня, ОСОШ - «Изобретение самодельного штангового опрыскивате-ля»,участие.

Основными научными результатами исследований с 1995 по 2006 г., представленными на различных конференциях и подготовленными к публикации, являются:

❖ участие в открытии местонахождений костных остатков мамонтовой фауны на Ленских Столбах и устье р. Буотама. большое число костей древних животных сдано в Музей мамонта АН РС(Я), передано в музей парка «Ленские Столбы» и пополнило коллекцию школьного музея ОСШ;

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №2

❖ изучение флоры сосудистых растений Национального парка, установление списков произрастающих в нем лекарственных и исчезающих видов растений, начало подробных исследований флоры, водорослей Ленских Столбов;

❖ исследование локальных эндемиков - ре-довскии двоякопсристой, тсрссксна ленского, полыни Мартьянова, произрастающих только на Средней Лене;

❖ изучение биологии сибирского шелкопряда;

❖ изучение генезиса тукуланов;

❖ фенологические наблюдения за гнездовой жизнью и питанием редких видов птиц;

❖ изучение экологии массовых видов растений и животных;

❖ сборы гербариев и коллекций насекомых;

❖ выделение и описание экологических троп для туристов;

❖ начало исследований окаменелостей кембрийского периода;

❖ исследование 36 археологических объектов на левобережье, из них 8 ранее неизвестных стоянок, участие в открытии 2 писаниц, собранный подъемный материал сдан в МАиЭ ЯГУ, составление типологической таблицы по неолитической керамике Средней Лены;

❖ проведение исследований по истории Хан-галасского улуса; работа с ранее не опубликованными архивными материалами;

❖ сбор этнографического материала;

❖ выставка фотографий «Ленский край»;

❖ создание научно-популярных фильмов.

Экспедиции бывают разные, и каждая экспедиция вносит свой вклад в науку. Наша экспедиция особенная, потому что в ней основными участниками являются дети. Опыт экспедиции «Эллэйада» показывает, что школьные экспедиции действительно являются эффективными в экологическом и патриотическом воспитании школьников. В одной из статей в газету участники экспедиции написали: «Пусть мы не всс станем профессиональными биологами и историками, но мы научились по-другому смотреть на мир - более открыто и внимательно - и бережно к нему относиться». Говоря о роли экспедиции в экологическом воспитании школьников, не нужно забывать, что также есть и такое понятие, может, самое главное - экология души.

Подводя итоги работы экспедиции, можно сделать следующие выводы:

• Выбор маршрута и организация экспедиции оказались удачными, поставленные задачи по изучению памятников природы и истории посильными.

• Участие в экспедиции формирует у школьников патриотическое сознание, повышает экологическую культуру, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

• Школьники приобретают навыки комплексной полевой и научной работы, учатся работать в коллективе, развивают коммуникативные качества.

• Стимулируется интерес к исследовательской деятельности, обеспечивается достаточно высокий уровень специализированной подготовки выпускников.

• Походные условия экспедиции, позволяющие детям находиться на свежем воздухе, физическая нагрузка выполняют оздоровительную функцию.

• Устанавливаются связи школы с родителями, школьников с научной интеллигенцией, создаются условия для передачи опыта и традиций, осуществляется социальное сотрудничество школы, ссмьи, науки.

• Участниками экспедиции проделана большая работа по изучению природных и исторических памятников Хангаласского улуса, имеющая научное и практическое значение.

• Маршрут экспедиции, включающий уникальные памятники природы и истории среднего Приленья, может стать основой для организации очень интересного экологического тура для российского и международного научно-познавательного туризма.

Литература

1. Соломонов Н.Г. Эколого-биологическое образование в школах РС(Я) (история и современность) // Состояние и перспективы развития химико-биологического образования в Республике Саха (Якутия). - Якутск. 2001. - С. 39-43.

2. Андреев Б.Н. Птицы Среднего Вилюя. - Якутск: Книжное издательство, 1953. - 126 с.

3. Андреев Б.Н. Птицы Вшпойского бассейна. -Якутск: Книжное издательство. 1974.

4. Максимов П.Д. Тайны царства «вечной мерзлоты». - Якутск: Офсет, 2006. - 88 с.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.