Edited by Foxit PDF Editor
Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1
Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: сборник статей участников международной научной конференции (Саратов 9-11 октября 2008 г.) / Отв. ред. И.Ю. Иванюшина. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. - 478 с. - 978-5-91272-673-6
9-11 октября 2008 г. в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского состоялась международная научная конференция «Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность». К началу конференциибыл издан сборник статей участников конференции, посвященный многоаспектному осмыслению общих закономерностей авангардного творчества и их специфических проявлений в культурной жизни провинции. В качестве главных задач кураторы проекта видели разработку методологической базы изучения литературно-художественного авангарда как стилистического единства, теоретическое обоснование возможности комплексного исследования авангарда как социокультурного феномена. Эти проблемы определили структуру представляемого издания.
Сборник состоит из шести разделов: «Литературнохудожественный авангард 1910-1920 гг. в культурном поле эпохи», «Авангардные стратегии в журналистике», «Язык авангарда: код и интерпретация», «Провинциальный текст российского авангарда», «Эхо авангардного взрыва», «Авангардный проект», - включающих 45 статей участников конференции.
Статьи первого раздела носят историколитературный характер. В них рассматриваются вопросы самоопределения русского футуризма, его взаимодействия с другими литературными направлениями (авторы Л.Л. Шестакова, В.И. Хазан, О.А. Лек-манов, М.И. Свердлов), преемственности связей между футуристической и обэриутской поэзией (И.Ю. Иванюшина), поэтики авангардного творчества (А.А. Ко-бринский, С.В. Кекова, Е.Г. Трубецкова, Н.Г. Юрасова,
Л.Ю. Большухин). Статьи Ю.Я. Герчука и Т.И. Дроновой затрагивают различные аспекты взаимодействия литературного и художественного авангарда.
Универсальные механизмы интерпретации авангардных произведений, принадлежащих различным кодовым системам, описаны в исследованиях Л.П. Прокофьевой, Е.А. Елиной, С.Я. Вартанова, И.А. Тарасовой, представленные в разделе «Язык авангарда: код и интерпретация». Рефлексия и саморефлексия над языком авангардного творчества явилась предметом изучения в работах В.В. Фещенко, А.П. Романенко, Т.В. Казариной, Л.В. Червяковой, Ю.Р. Попоновой.
Отдельный раздел сборника посвящен авангардным стратегиям в отечественной (статья Е.Г. Елиной) и западной (статья И.В. Кабановой) журналистике.
Следующий раздел сборника сформировали статьи, осмысляющие роль литературно-художественного авангарда в культурной жизни саратовской провинции в диахронном и синхронном аспекте (статьи А.В. Зюзина, Е.И. Водоноса, Е.К. Савельевой, О.В. Шинди-ной, А.В. Раевой, О.А. Фандеева, А.Ю. Кашанина, Е.А. Дорогиной, А.И. Демченко, А.Н. Зорина). Следы «авангардного взрыва» в культурном поле российской провинции обнаруживают в своих исследованиях И.Е. Лощилов, С.Е. Бирюков, Е.В. Борода. Провинциальным истокам творчества О. Розановой посвящена публикация В.Н. Терехиной.
«Эхо авангардного взрыва» в поэтических системах современности стало предметом анализа в статьях А. Маймескуловой, Е.А. Ивановой, Е.В. Степанова, Н.М. Азаровой.
Завершает сборник раздел «Авангардный проект», в котором представлены авангардные практики в музейном деле и архитектуре.
Носящее междисциплинарный характер издание будет интересно литературоведам, лингвистам, искусствоведам, культурологам, всем интересующимся проблемами авангардного творчества и его влиянием на современную культуру.
ИА Тарасова
82
Критика и библиография