Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Эпоха “Великого перелома” в истории культуры»'

Международная научная конференция «Эпоха “Великого перелома” в истории культуры» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Эпоха “Великого перелома” в истории культуры»»

Хроника

хроника

международная научная конференция

«эпоха "великого перелома" в истории культуры»

14-16 октября 2015 г. в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского прошла Международная научная конференция «Эпоха "Великого перелома" в истории культуры». Ее организаторами выступили Институт филологии и журналистики СГУ и Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН.

Эта конференция, как и две предыдущие - «Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность» (сентябрь 2008 г.)1 и «НЭП в истории культуры: от центра к периферии» (сентябрь 2010 г.)2 - часть единого проекта, посвященного комплексному междисциплинарному исследованию культурных феноменов на фоне динамичных процессов в общественно-политической жизни России.

Целью этого большого проекта была консолидация научных усилий литературоведов, лингвистов, искусствоведов, социологов, историков, философов, музейных работников для осмысления общих закономерностей развития отечественной культуры в переломные ее моменты, на крутых виражах истории. Пристальное внимание уделялось протеканию социокультурных процессов как в центре, так и на периферии, в культурном поле Саратова, где многие закономерности проступали с большей наглядностью. Это позволило выявить типологию исследуемых феноменов, проследить их повторяемость в истории страны и культуры. Поставленные задачи объединили вокруг себя устойчивую в своем ядре группу ученых из разных городов России и некоторых зарубежных стран.

Междисциплинарная концепция проекта обусловила сотрудничество с музеями и библиотеками города. К началу конференции «Эпоха "Великого перелома" в истории культуры» были подготовлены три выставки, воссоздающие зримый портрет эпохи: «"Великий перелом" на Нижней Волге» в Саратовском областном музее краеведения; «Литературная коллективизация: первый удар» в государственном музее К. А. Федина, «Литература эпохи "Великого перелома"» в Зональной научной библиотеке им. В. А. Артисевич. Это партнерство позволило существенно расширить диапазон явлений, попавших в поле научного внимания участников конференции.

В конференции 2015 г. приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Иванова, Воронежа, Ставрополя, Харбина, Тайбея, Гринвилля. За три дня прозвучало более 40 докладов, 14 участников представили стендовые сообщения.

На пленарном заседании были намечены основные векторы рассмотрения эпохи: литературный процесс рубежа 1920-1930-х гг.; литературная критика и общественное сознание конца 1920-х - начала 1930-х гг.; основные литературно-художественные дискуссии рубежа 1920-1930-х гг.; творческая индивидуальность в эпоху «Великого перелома»; советский лексикон в произведениях художественной литературы.

В докладе В. В. Прозорова «Статья И. В. Сталина "Головокружение от успехов" в свете "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина», обращенном к одному из знаковых документов эпохи «Великого перелома», было показано, как лукавое переиначивание классического текста приводит к его использованию в оправдательно-политических целях.

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2016. Т. 16, вып. 1

Доклады члена-корреспондента РАН Н. В. Корниенко «Массовый музыкальный быт и литература» и профессора Саратовского государственного университета Е. Г. Елиной «Мотивы противостояния в литературно-общественной ситуации на рубеже десятилетий» были посвящены деятельности двух крупнейших творческих объединений - Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). В своем выступлении Е. Г. Елина показала, что после 1929 г. началась незримая подготовка к структурной перегруппировке литературных сил. С каждым годом - вплоть до 1932 - эмоциональная стилистика и тональность статей и литературных выступлений менялась в сторону некоего, пока еще не выраженного, согласия. В докладе Н. В. Корниенко была поставлена задача реконструкции исторического, культурного и литературного контекста, т. е. той «суммы контекстов», которую «запомнил» и на которую ответил текст художественного произведения, актуализирована необходимость комплексного социокультурного подхода к эстетическому объекту.

В докладе старшего научного сотрудника ИМЛИ РАН Н. И. Дужиной «Лексикон "года великого перелома" в повести А. Платонова "Котлован"» было продемонстрировано, как документы времени - изречения Сталина, партийные и профсоюзные лозунги, газетные штампы - представлены на страницах повести, написанной в 1930 г., и как манера их цитирования помогает выражению авторской позиции.

Доклад профессора РГПУ им. А. И. Герцена А. А. Кобринского «Даниил Хармс в 1929 году: от формализма до Древнего Египта» был посвящен творчеству поэта, избравшего демонстративно «атемпоральную» индивидуальную авторскую стратегию в ситуации нарастающего политического и идеологического давления. А. А. Кобринский обратился к отражению в текстах Д. Хармса его увлечения Древним Египтом, а также интертекстуальным связям с «египетскими» текстами В. Хлебникова.

В первый день конференции работали две секции: «Литературный процесс рубежа 1920-1930-х годов» и «Дискурсивные практики 1920-1930-х годов». Доклады первой секции носили историко-литературный характер; их авторы вписывали изучаемые произведения и судьбы писателей в контекст общественно-политической ситуации рубежа 1920-1930-х гг. Предметом анализа стали: две редакции романа Вс. Иванова «У» (1931-1934), рассмотренные как отклик писателя на новую генеральную тему пролетарской литературы - показ героев и ударников производства (Е. А. Папкова); история публикации третьей книги романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» в связи с общественно-политической ситуацией рубежа 1920-1930-х гг. (Г. Н. Воронцова); повесть А. Платонова «Котлован» в ее философском, идеологическом, бытовом и бытийном

аспектах (А. И. Ванюков); критические оценки «турецких» рассказов П. А. Павленко, определившие вектор идейно-творческого становления молодого писателя (Г. М. Алтынбаева). В докладе И. Ю. Иванюшиной были проанализированы причины запрета на рубеже 1920-1930-х гг. детских сказок К. Чуковского, его педагогические и эстетические взгляды, оказавшиеся неприемлемыми для власти на новом историческом этапе. В совместном докладе нижегородских исследователей М. А. Александровой и Л. Ю. Большухина были выявлены связи «Стихов о советском паспорте» (1929) В. Маяковского с ранней лирикой поэта и ключевыми произведениями советского периода. С. В. Кекова и Р. Р. Измайлов высказали гипотезу, согласно которой мир, изображенный Н. Заболоцким в «Столбцах» (1929), представляет собой «ад всесмехливый», который является ретранслятором катастрофического мироощущения поэта. В докладе Б. А. Минц было показано, как в «Четвёртой прозе» О. Мандельштама пересекаются реалии эпохи «Великого перелома» и архе-типические модели противостояния художника и системы. Предметом исследования Н. В. Мокиной стали две художественные версии популярной в 1920-х гг. идеи «преображения человека», составившие основу замысла романа А. Белого «Москва» (1926-1932) и повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Во второй секции были рассмотрены различные дискурсивные практики 1920-1930-х гг., отраженные в текстах разной природы (художественных, публицистических, кинематографических, театральных). Политический дискурс был представлен в докладе В. Н. Яшина, выявившего ключевые слова текущего момента, архетипи-ческие ключевые слова и идеологемы в статьях И. В. Сталина. Перекличке художественного и политического дискурсов, их своеобразному «диалогу» был посвящен доклад З. С. Санджи-Гаряевой «"Диалог" А. Платонова со Сталиным (повести "Котлован" и "Впрок")». Агитационно-публицистический дискурс стал предметом рассмотрения в докладе И. А. Тарасовой «Массовая поэзия 1930 г.: семантика и риторика», подготовленном на материале саратовских газет 1930 г. Лексикографическая интерпретация поэтического дискурса 1920-1930-х гг. была представлена научными сотрудниками Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН А. С. Кулевой и Л. Л. Шестаковой - членами авторского коллектива многотомного «Словаря языка русской поэзии XX века». Доклад О. В. Шиндиной был посвящен влиянию на отечественный кинематограф 1920-1930-х гг. конструкта «вредитель», формирующегося в советском политико-идеологическом дискурсе с середины 1920-х гг. Зарождению жанра «школьного фильма» в эпоху «Великого перелома» посвятили свое выступление Г. А. Беляева и В. Ю. Михайлин. Комментарий к театральной рецепции текстов А. Платонова представил

Хроника

А. Н. Зорин (спектакли «14 Красных Избушек» Александра Дзекуна и «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса).

Второй день работы конференции проходил в Саратовском областном музее краеведения на фоне выставки «"Великий перелом" на Нижней Волге», представляющей собой богатое собрание материальных свидетельств истории края рубежа 1920-1930 гг.

Научная программа второго дня конференции включала заседания двух секций. В секции «Литературная критика рубежа 1920-1930 годов» прозвучали доклады А. В. Раевой, М. А. Ерохиной, М. М. Соловьевой, посвященные редакционной политике газет «Комсомольская правда», «Литературная газета», журнала «Огонек», отражению на их страницах социокультурной ситуации 1929 г. И. А. Книгин познакомил аудиторию с оригинальным творчеством полузабытого поэта М. Тарлов-ского и критическими откликами на его сборник стихотворений «Иронический сад» (1928).

В секции «Смена художественных парадигм в переломные эпохи» был заслушан доклад А. П. Романенко «"Великий перелом" - символ советского культурного слома», в котором известная дихотомия В. Паперного культура-1 / куль-тура-2 рассматривалась через ее преломление в языковой ситуации, в языковых стандартах, в литературе и теории языка. В докладе профессора Высшей школы экономики Я. С. Левченко была представлена эволюция взглядов и метода Б. Эйхенбаума в 1920-е гг., показана предложенная ученым ревизия инструментария и языка истории литературы. По мнению докладчика, книга «Мой временник» (1929) подтверждает, что «формализм» Эйхенбаума был, скорее, кратким увлечением, тогда как делом жизни осталась бесконечная контекстуализация большой литературы. В докладе Т. И. Дроновой «Историческая проза Ю. Тынянова на переломе эпох: "Восковая персона"» были выявлены особенности художественно-исторического метода писателя, обусловившие его расхождения с эпохой «Великого перелома» - с доминирующими в социокультурном пространстве начала 1930-х гг. требованиями к историческому жанру. Смене художественных парадигм в творчестве В. Шершеневича, В. Шишкова, И. Ильфа и Е. Петрова были посвящены доклады профессора Воронежского государственного университета Т. А. Терновой («От театра к цирку: рецепция эстетического "сдвига" в публицистике В. Шершене-вича 1920-х годов»), профессора Северо-Кавказского федерального университета И. Н. Ивановой («"Угрюм-река" В. Я. Шишкова как текст эпохи "Великого перелома": от модернизма к социалистическому реализму»), аспиранта кафедры русской и зарубежной литературы СГУ М. А. Ше-ленка («Творчество И. Ильфа и Е. Петрова начала 1930 годов: от прозы к драматургии»).

Заседания третьего дня прошли в Государственном музее К. А. Федина. К началу конфе-

ренции работниками музея была подготовлена выставка «Литературная коллективизация: первый удар», представляющая неопубликованные страницы переписки писателей с К. А. Фединым, который на рубеже 1920-1930-х гг. был членом правления Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей, а также фрагменты из дневника К. А. Федина этого периода.

В докладах секции «Социокультурная ситуация рубежа 1920-1930 годов» эпоха «Великого перелома» предстала в свидетельствах очевидцев, как отечественных, так и зарубежных. В докладе И. Э. Кабановой « "Великий перелом" в эго-до-кументах К. А. Федина конца 1920-х - начала 1930-х годов» было показано, что в дневниках и эпистолярии К. Федина нашли отражение важнейшие переломные процессы в области критики, издательского дела, цензуры, а также внутреннего самоощущения писателя, переживающего кризис творческой свободы. В докладе Л. Ю. Коноваловой анализировалась позиция Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей в известном «деле Б. Н. Пильняка и Е. И. Замятина»; особое внимание уделялось роли К. А. Федина как заместителя председателя правления в формировании официальной позиции регионального отделения СП. В докладе Е. Г. Трубецковой рассматривались особенности творческой авторефлексии С. Кржижановского в историко-литературном контексте эпохи «Великого перелома»

В докладе А. А. Гапоненкова «Насильственный социализм в "переломные" годы» на материалах рубрики «Дневник политика», которую регулярно вел в газете «Россия и Славянство» П. Б. Струве, было раскрыто отношение известного историка, философа и общественного деятеля к социалистическим преобразованиям в Советской России. И. В. Кабанова познакомила аудиторию с фигурой американского публициста, эксперта по России Мориса Хиндуса и проанализировала его документальную книгу о первой пятилетке «Великий перелом», сопоставив ее с другими высказываниями западных писателей о России 1920-1930-х гг.

Региональный аспект тематики конференции развивали докладчики, выступавшие в секции «Культурная жизнь Саратова 1920-1930 годов». Их доклады были посвящены истории саратовских книг и издателей (В. В. Голубинов, С. В. Клейменова); литературно-художественным журналам и альманахам 1920-х гг. (А. В. Зюзин); отдельным представителям культуры, существенно повлиявшим на художественную жизнь Саратова 1920-х гг. (И. С. Похазникова). В докладах сотрудников Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева Е. А. Дорогиной и Е. К. Савельевой рассматривался творческий путь Б. Миловидова как отражение судьбы Саратовской живописной школы в годы «Великого перелома» и история формальных и неформальных объ-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2016. Т. 16, вып. 1

единений художников Саратова, завершившаяся созданием Саратовского отделения Союза художников. Доклад Я. В. Конченко продемонстрировал, как освещалась культурная жизнь Саратова на страницах газеты «Поволжская правда» в годы «Великого перелома».

Конференция «Эпоха "Великого перелома" в истории культуры» стала заметным событием в культурной жизни города. Ее ход освещался на сайте Саратовского государственного университета (http://www.sgu.ru), на региональных информационных порталах (http://www.sarbc.ru; http://saratov.novostirf.ru), на сайте доверенных лиц Президента РФ ^йр://доверенныелица. рф/saratovskaya-oЫast/person/valerij-prozorov-vladimirovich/valeriy-prozorov-issledovaшya-ероЫ). Репортажи о конференции и открывшихся в ее рамках выставках были помещены на сайтах Саратовского областного музея краеведения (http://www.comk.ru/), Государственного музея К. А. Федина (http://fedinmuseum.ru), Министерства культуры Саратовской области (http://www. mincult.saratov.gov.ru/).

По результатам конференции издан сборник статей (Эпоха «Великого перелома» в истории культуры : сб. науч. ст. / под ред. И. Ю. Иваню-шиной, И. А. Тарасовой. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 496 с.).

Конференция проводилась при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-04-14013).

Примечания

1 См. об этом: Тарасова И. Международная научная конференция «Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции : история и современность» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 87-88.

2 См. об этом: Иванюшина И., Тарасова И. Международная научная конференция «НЭП в истории культуры : от центра к периферии» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2011. Т. 11, вып. 2. С. 90-93.

И. Ю. Иванюшина, И. А. Тарасова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.