541 с.
3. Чистякова М. Г. Стрит-арт в контексте вызовов современности // Изв. Алт. гос. ун-та. 2011. - № 2-1. - С. 210-213.
4. EdBartlett: Стрит-арт. За свободным искусством по миру / Пер. М.А. Крузе. М.: Эксмо, 2017.- 224 с.
УДК 792,01
Кузьмина А.А. студент 4 курса специальность «Режиссура театрализованных
представлений и праздников» ОГБОУВО «Смоленский государственный институт искусств»
научный руководитель: Бутеев Д.В., к.филол.н.
доцент Россия, г. Смоленск ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР КАК КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ РОССИИ Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию взаимодействия литературы и театра в современной России. Особое внимание акцентируется на способах вовзаимосвязи данных понятий и корреляция их в театральной среде. Такой взгляд будет интересен специалистам не только в области театроведческих наук, но и также филологических.
Ключевые слова: театр, литература, культурный код, культура, искусство.
Kuzmina A. А. Student
4 course, direction "Directing theatrical performances and festivals"
Smolensk State Institute of Arts Supervisor: Buteev D. V. candidate of philological Sciences, associate Professor
Russia, Smolensk LITERATURE AND THEATRE AS CULTURAL CODES OF
RUSSIA
Annotation: The article is devoted to a comprehensive study of the interaction of literature and theater in modern Russia. Particular attention is paid to the ways of these concepts and their correlation in the theatrical environment. This view will be of interest not only to specialists in the field of theater Sciences, but also Philology.
Keywords: theatre, literature, cultural code, culture, art.
В искусстве мне близко, когда увиденное или прочитанное не отпускает и ты продолжаешь
жить теми загадками, разгадку
которым так и не дал автор.
Кама Миронович Гинкас.
Предпринятое нами исследование представляет собой анализ с точки зрения взаимодействия своеобразных и очень важных пластов современного искусства — Литературы и Театра, которое пока ещё не становилось полноценным объектом научного осмысления.
Литература и Театр в совокупности — это та часть культурного кода России, которая живёт и развивается в среде людей, так или иначе связанных с театральной жизнью. Искусство занимает очень важное место в жизни каждого человека и общества в целом. Благодаря представителям театральной среды весь мир может наслаждаться огромным количеством театральных постановок. Режиссёры умеют правильно воздействовать на человека, вкладывая в свои работы понятия о добре и зле, о прекрасном и чудовищном, о правде и лжи.
Многие современные жители России считают, что театр — это здание, где ставятся спектакли. Но, читая современные рецензии на спектакли можно выявить такую особенность: «Театр — это особый мир, который живёт, дышит и развивается». Именно поэтому важно уделять особое внимание именно этому виду творчества. Потому что с ростом и развитием его, растёт культурный уровень России. Театральные постановки — это великое достояние нашей страны.
Представляемая работа является оригинальным и актуальным исследованием, объектом которого является, ещё не получивший должной культурологической и общественной оценки, взаимодействие Литературы и Театра в создании культурного кода России.
Основной целью исследования было выявление путей образования взаимосвязи между Литературой и Театром с целью создания культурного кода России. Достижение этой цели было осуществлено посредством решения следующих задач:
18. сбор лексического материала;
19. систематизация собранных данных;
20. их анализ с точки зрения классических канонов театральной культуры России;
21. анализ современного состояния театрального дела России;
22. обобщение результатов исследования и формулировка выводов.
Театр — одна из немногих сфер настоящего, неподдельного
человеческого общения, не опосредованного какими-либо техническими средствами. И именно это искусство обладает великой силой — силой воздействия на зрителя. Театр имеет особую миссию — доносить до сознания людей мысли, идеи и ценности, побуждая их к творчеству, активной деятельности во всех сферах жизни.
Российский театр пользуется авторитетным положением во всём мире. Но за последние 20 лет театр России внёс кардинальные изменения в свою
сферу деятельности, коснувшиеся практически всех аспектов его существования — от принципов управления до организации творческого процесса. Несмотря на то, что российский театр за этот период смог расширить свою сферу деятельности, он всё равно не достиг высокого уровня, должен адаптироваться к новым условиям.
Тем самым культура России (особенно театральная) на сегодняшний день переживает не лучшие времена. Если в столице спектакли хорошие ставятся, и грамотные режиссёры выпускаются. То что же в провинции? Там театр опустился до общества потребителей, теряя при этом свою индивидуальность и своё назначение. Спектакли там ставят. Но какие спектакли?! В них явно и отчётливо видно, как "деградирует" наш театр! Разве можно предлагать на суд публике современные алогичные пьесы, которые полны пошлости и насилия, аморальных ценностей и преступлений?
Театр — это очень тонкое, трудное и интересное занятие. И главная его задача сродни медицинской — поставить верный диагноз, указать на то место, где болит. Вылечить же искусство, к сожалению, не может, в его силах — указать на существующие политические, социальные, психические, этические и религиозные проблемы общества. А для того, чтобы диагностировать, приходиться делать больно. «Если ты делаешь больно для того, чтобы было больно, то ты мерзавец, пользуешься доверием публики, твоих пациентов. А если ты можешь найти то место, которое болит, и прописать лекарство, то тогда ты делаешь всё правильно». Так сказал Кама Миронович Гинкас, театральный режиссёр МТЮЗа.
Так почему сегодняшний театр должен ориентироваться на публику, потакать ей? Конечно, проще поставить «тупой спектакль», который будет собирать кассу. Чем поставить «классический спектакль», который будет учить и лечить души людей. Но тогда почему грамотный и интеллигентный зритель должен страдать от таких постановок? Над чем они заставляют его задуматься? Над чем поразмыслить? Какие выводы сделать для себя? Что изменить в жизни?
Код культуры — это ключ к пониманию данного типа Культуры страны, культурные особенности, уникальное наследие людей, предков; это закодировано в той или иной форме информации для идентификации культуры. Культурный код связан с набором стереотипов данной страны. Что позволяет понять поведение и реакции, определение народной психологии нации.
"Нерешенные проблемы ХХ века — это то, что мы по-прежнему стоит остро, в этом заключено следующее: Япония — страна только для японцев, США для американцев, Франция для французов, а для русских — Россия, отсутствия этого сознания тормозит страны в понимании друг друга." Такую фразу сказал Владимир Владимирович Путин на одном из своих выступлений. Большинство даже образованных людей не совсем понимают смысл фразы "код культуры".
Словарь В. И. Даля говорит, что это "код тайны, секрет, тайна, секретный код." Американский психолог Клотер в своей книге "Код культуры" пишет: "Культура — это бессознательное. Она содержит набор изображений, связанных с понятием культуры в наших умах. Это не то, что мы говорим, это скрыто даже от нашего собственного понимания, но активно показывает себя в наших действиях. Смысл образов в одной и другой культуре, не совпадают".
Изучение кода культуры является еще одним из главных ключей к пониманию сущности как отдельного человека, так и государства в целом. Это культурное наследие наших предков, как часть национальной системы, которая имеет большое влияние на формирование человека и создание базовой деятельности любого сообщества. Разрушение культуры, и есть разрушение страны.
Традиции могут передаваться по воздуху, как птичий грипп, но их надо хранить и соблюдать. Например, это ярко отражается в Еврейской традиции. Евреи разбросаны по всему миру, они сближаются друг с другом из-за синагоги, она создана для защиты их личности, их этнической и культурной составляющей.
В США давно поняли, что государство и нация - это понятия взаимосвязанные, они едины на основе Духа, на единстве культурных кодов. К счастью, в последнее время наше правительство начало понимать, что разрушив национальный культурный код, мы будем терять Россию, как потеряли Советский Союз.
Владимир Путин в статье "Россия: Национальный вопрос" впервые напоминает о национальном культурном коде страны, который пережил в последние годы серьезные проблемы, его пытались и пытаются сломать. Тем не менее, он действительно пережил эти проблемы. Однако, это не значит, что можно вздохнуть спокойно и опустить руки, нет, его надо накапливать, укреплять и защищать.
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательных программ, образование в разносторонних областях — это несомненный успех. Это должно быть основано на непоколебимой веры ценностей страны, фундаментальных знаний и понимания мира. Цели образования и систем просвещения - дать каждому необходимое количество знания культуры, которая основано на собственном опыте народа и страны в целом. Акцент должен быть сделан на совершенствование образовательного процесса, усиления роли таких предметов, как русский язык, русская литература, история России, конечно, в контексте всего богатства национальных традиций и культуры страны.
Требования должны быть определены и национальной политики в области Культуры. Это относится к телевидению, кино, интернету, и театральной культуре, как к форме общественного сознания.
Сегодня мы говорим о необходимости мобилизовать коллективно наш Патриотический дух, духовный потенциал России, русской культуры, без
которой невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность государства и общества.
Литература и театр - два вида искусства, общим для которых является СЛОВО.
Театр — одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров. Театр - это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры - миссионеры. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена.
Театр и литература теснейшим образом связаны. Создавая драматическое произведение, автор адресует его в первую очередь театральному зрителю. «Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. Пьеса живёт только на сцене...», - утверждал Гоголь.
Каждый образованный человек не раз был в театре, и должен был заметить, что на сцене ставятся не только драматические произведения, но и лирические. С одинаковой вероятностью человек может увидеть на сцене как "Мастера и Маргариту" Булгакова, так "Горе от ума" Грибоедова. В наши дни в театрах ставятся самые разные литературные произведения, начиная от "Гамлета" и "Собаки на сене" и заканчивая сказками "Золушка" и "Аленький цветочек".
Театр является вторичным искусством, так как опирается в основном на материал драматургии. В данном случае такое искусство, как Литература — вот та сила, в которой можно найти поистине великие, правдивые, нравоучительные и понятные зрителю произведения. Театр должен брать свою основу — свой текстовый материал, из Литературы (да, именно с большой буквы, потому что в неё не входят бульварные романы, детективчики и "пошлые" современные пьески). Таковой только являются признанные классическими произведения зарубежных и отечественных авторов (причём эта классика может быть и античной и современной).
Также режиссёры должны заниматься театральной адаптацией. Одно дело — просто поставить пьесу, и совсем другое — переработать произведение, которое изначально для сцены не было предназначено. Такая работа высекает из практически ничего, подобно талантливому скульптуру, новые театральные идеи, вынуждает искать какой-то новый театральный язык для того, чтобы выразить это литературное произведение, не приспособленное для театра. Этим режиссёры должны сами себя стимулировать, ища сложные материалы.
Как показало исследование, наиболее частым для творчества режиссёров оказывается взаимодействие литературы и кино. Именно этот вид искусства становится для писателей неисчерпаемым источником образов, сюжетов, приемов.
Таким образом, можно выделить, что основной прием
композиционной организации текстов - это монтаж, пришедший в театр как раз из кинематографии. Так, именно монтажная композиция позволяет актуализировать элементы текста и произвести более сильное воздействие как на читателя, так и зрителя.
Театральный код под воздействием различных драматических аллюзий, мотивов, образов приобретает знаковый характер (что важно для мировосприятия героев). Вместе с тем роли режиссера и персонажей усложняются, их усилия направлены на себя, на изменение собственной жизни.
Как правило, чтение книг и посещение театра является своего рода периодом реабилитации. Человек, погружаясь в мир литературы, изменяется, повседневные заботы отходят на второй план, и читатель или зритель становятся участником описываемых событий.
У Цветаевой писала: «Поэт не благоприятен для театра, а театр не благоприятен для поэта». Достоверно и то, что многие поэты «большой» литературы не симпатизировали театру. Происходит это, наверное, потому, что как говорил Бродский «поэт в большей степени частный предприниматель и ведёт глубоко интимный разговор с читателем, литература обращается к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников отношения».
Театр же, как известно, «коллективное творчество» или «сотворчество», диалог или «союз» нескольких сторон: искусства режиссуры, актёрского мастерства, музыки, света, изобразительного искусства, танца, и так далее, в котором зачастую утопает «одинокий голос человека». Феномен публичного одиночества так или иначе разбивается или аплодисментами, либо свистом, то есть театр зависим от непосредственной оценки «здесь и сейчас», он не может не учитывать реакцию публики.
Если подразумевать под литературой свидетельства гениев, посетивших этот мир, то для искусства театра это большой подарок, точка опоры и как бы фора. Но если театру удаётся создать нечто неуловимое, не поддающееся описанию, то он как бы освобождается от рамок текста литературного и сам становится текстом, который может поражать и вдохновлять гениев литературы.
Главное — содержание. Главное — то, о чём говорить. Так и в отношениях сегодняшнего театра и сегодняшней литературы: театр может (и, по-нашему мнению, должен) брать у литературы то главное, ради чего всё и делается.
В постдраматическом театральном пространстве Литература является неким маяком, который обозначает направление, куда иногда мы должны двигаться, чтобы не потеряться и не заблудиться в безумном количестве режиссёрских решений и придумок. Литература — это всегда глубинное постижение человеческого бытия и всегда попытка диалога с автором.
Когда речь идёт о большой литературе, то имеется в виду классика. А этим авторам абсолютно безразлично, что мы с ними вытворяем. Они как
существовали до нас в печатном вид, так и будут существовать после нас, независимо от всяких театральных эквилибров. Зачем нужен театр, например, «Евгению Онегину»? Наверное, как напоминание о том, что главные герои русской литературы — это герои несостоявшиеся, ищущие героизма перед лицом смерти, но никак его не находящие. Русская литература об этом напоминает, но, чтобы услышать, надо напомнить в тысячный раз. Публика, как и сто, и двести лет назад, скорее услышит слова артиста со сцены, чем вчитается в написанный текст. Театр нужен Литературе.
Литература, что бы под этим словом ни понималось, всегда сильный вызов — читателю, зрителю, режиссёру. Она мощный импульс развития театр, поиска новых форм, если такие поиски, конечно, сейчас возможны.
Всякое большое искусство старается открывать новую оптику, новые горизонты и ценности. Литература делает это по-своему, театр — тоже по-своему. Принципиально важно, чтобы эти два вида искусства учились друг у друга, чтоб театр находил возможным переводить на свой язык то, что открывает литература, а литература усваивала технику и поиски театра.
Когда переносишь на сцену роман или новеллу, переживаешь рождение пьесы вместе с рождением спектакля. Это чувство сильнее, богаче и «больше», чем просто работа над текстом пьесы. Какая литература «большая», а какая «маленькая», поди разберись. Надо искать своё «большое». Да и «просто текста» не бывает: слово мертво, пока оно не звучит в душе, — чем больше душевный резонанс, тем «больше» это слово.
Таким образом, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Хороший, качественный, насыщенный, интересный, интригующий репертуар. Без Литературы театр мёртв!
Подводя итоги исследования, отметим, что основным порождающим мотивом взаимодействия Театра и Литературы, на наш взгляд, является творческий подход к созданию Великих спектаклей. Это взаимодействие подобно его носителям — оно разнообразно, неповторимо, играет неожиданными оттенками, а главное, помогает сохранить и восполнить пробелы в культурном коде страны.
Нас очень волнует тема Театра. Современный театр на данный этап развития явно находится не на вершине данного процесса. Потому что глубины нераскрытой русской и зарубежной классики остаются пылиться на полках в юиюлиотеках. Сценическое искусство требует развития, причём развития актуального, художественного, полноценного, драматического. Театр не может обойтись без произведений классического цикла. Зритель должен иметь возможность видеть на сцене драматические коллизии и конфликты.
На рынке артистического труда театр в настоящее время оказывается не конкурентоспособен по сравнению с телевидением и кино. Театральное дело должно развиваться с максимальной скоростью с целью сохранения
богатого культурно-театрального наследия предков. Одним из таких путей является восстановление и создание с целью сохранения классической актёрской школы игры классической драматургии Театра, в котором будут ставится исключительно произведения русских и зарубежных классиков.
Постановки, берущие свой материал из Литературы, должны перевернуть, всколыхнуть театральный мир. Должны заставить зрителей задуматься не только над действием, происходящем на сцене, но и путём сопоставления себя с героями, действительно подумать о своей жизни: а вдруг я делал что-то не так? как исправить нынешнею ситуацию? можно ли ещё что-то изменить?
Зритель после просмотра каждого спектакля должен «изменить свою жизнь». Наполнить её новыми впечатлениями, внести в неё яркие краски; возможно даже, задуматься над смыслом жизни. Спросить себя: «Хочу ли я, чтобы моя судьба сложилась так же, как и у данного героя?». Если да, то что мне для этого сделать? А если нет, то что я не должен делать, чтобы не очутиться в такой ситуации?
И только если зритель задаёт себе эти вопросы и отвечает на них, только тогда можно сказать, что спектакль удался, так как в размышлениях зрителей разрешилась его сверхзадача. Формулировки сверхзадач могут быть совершенно различными: «помочь зрителю научиться...», «заставить зрителя задуматься о...», «показать зрителю истинные...». И только благодаря тем спектаклям, после которых зритель выходит с неким чувством катарсиса — очищения (психологического, морального или даже физического), и должно жить театральное искусство. Оно будет развиваться, а вместе с ним и развиваться наша общая культура. Культура нашей великой страны — России.
Использованные источники:
1. Вишневская И. Трудовые будни в свете рампы. Спектакли и пьесы. -Москва: Искусство, 2001. - 192 с.
2. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - Москва: Высшая школа, 1999. - 208 с.
3. Савина А. Театр. Актёр. Режиссер. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2018. - 352 с.
4. Сац Н. Дети приходят в театр. - Москва: Искусство, 1997. - 312 с.
5. Табуркин Н. М. Парадокс театра / Н. М. Табуркин, Л. В. Филатов. -Москва: Государственный институт языкознания, 1998. - 112 с.