Научная статья на тему 'ИГРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В СПЕКТАКЛЯХ КАМЫ МИРОНОВИЧА ГИНКАСА'

ИГРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В СПЕКТАКЛЯХ КАМЫ МИРОНОВИЧА ГИНКАСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИССЁР / ТЕАТР / СПЕКТАКЛЬ / СМЕРТЬ / ЭМОЦИИ / DIRECTOR / THEATER / PERFORMANCE / DEATH / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмина А.А.

Особое внимание в работе автор акцентирует на творчестве Камы Мироновича Гинкаса. Выделяются и описываются характерные особенности спектаклей данного режиссёра. Представлено обоснование того, почему тема смерти ярко читается в творчестве Гинкаса. Выявлен ряд эмоций, прослеживающийся в ходе просмотра его спектаклей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME RELATION TO DEATH IN THE PERFORMANCES OF KAMA MIRONOVICH GINKAS

The author pays special attention to the work of Kama Mironovich Ginkas. The characteristic features of the performances of this Director are distinguished and described. The substantiation of why the theme of death is clearly read in the works of Ginkas is presented. Revealed the range of emotions evident in the course of watching his performances.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В СПЕКТАКЛЯХ КАМЫ МИРОНОВИЧА ГИНКАСА»

избыток ТМЦ приводит или к простою производственного цикла, или к дефициту оборотных и финансовых средств, что в конечном итоге, становится причиной ухудшения финансово-экономических показателей коммерческой деятельности фирмы. В связи с этим, необходима оптимизация системы бухгалтерского учета и контроля над товарно-материальными ценностями предприятия, обеспечение их бесперебойного движения (прихода/ухода), а также максимально быстрый процесс превращения сырья в товары, а продукции в высоколиквидные денежные средства.

Использованные источники:

1. Алексеева Г.И., Богомолец С.Р., Сафонова И.В. Бухгалтерский учет. М.:,

2013. - 231 с.

2. Бердникова Л.Ф., Трушкина О.Ю. Развитие методики анализа материально-производственных запасов // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук,

2014. — С. 80-85.

3. Товарно-материальные ценности. URL: https://www.cfin.ru/ias/handbook-4-

04.shtml5 (дата обращения 17.03.2019).

УДК 792.075

Кузьмина А.А. студент 4 курса специальность «Режиссура театрализованных

представлений и праздников» ОГБОУВО «Смоленский государственный институт искусств»

научный руководитель: Франк К.С.

старший преподаватель Россия, г. Смоленск ИГРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В СПЕКТАКЛЯХ КАМЫ

МИРОНОВИЧА ГИНКАСА Аннотация. Особое внимание в работе автор акцентирует на творчестве Камы Мироновича Гинкаса. Выделяются и описываются характерные особенности спектаклей данного режиссёра. Представлено обоснование того, почему тема смерти ярко читается в творчестве Гинкаса. Выявлен ряд эмоций, прослеживающийся в ходе просмотра его спектаклей.

Ключевые слова: режиссёр, театр, спектакль, смерть, эмоции.

Kuzmina A. А. Student

4 course, direction "Directing theatrical performances and festivals"

Smolensk State Institute of Arts Supervisor: Frank K.S. senior lecturer Russia, Smolensk

Annotation. The author pays special attention to the work of Kama Mironovich Ginkas. The characteristic features of the performances of this Director are distinguished and described. The substantiation of why the theme of death is clearly read in the works of Ginkas is presented. Revealed the range of emotions evident in the course of watching his performances.

Keywords: director, theater, performance, death, emotions.

Жить, думая, что страдания, смерти и забвения не существует — обманывать себя. Или быть слабым. Я, вслед Чехову, уважаю стоиков, которые совершенно не пессимисты, а, напротив, сильные, мужественные, я бы сказал жизнелюбивые люди. Они способны любить жизнь, несмотря на то, что она из себя представляет.

Кама Миронович Гинкас

В общественной жизни одно из главнейших мест занимает театральное искусство. Режиссёры умеют правильно и грамотно воздействовать на зрительскую аудиторию. Искусство способно делать нас добрее, милосерднее. Во время просмотра театральной постановки мы сопереживаем героям, грустим и радуемся вместе с ними. Именно это объясняет важность режиссёрской работы для морального и духовного развития общества.

Современным режиссёрам не обойтись без креатива, мелкого и глубокомысленного. Именно он составляет основу полёта, умения глубоко проникнуться материалом, цельно драматургически выстроить его, держать «высокую температуру вдохновения» не только у себя, но и у всей команды, занимающейся работой над спектаклем. Данное исследование посвящено творчеству известного российского театрального деятеля и режиссёра — Каме Мироновичу Гинкасу.

Актуальность данной темы выражается в том, что мы должны знать известных режиссёров нашей страны, особенно тех, которые из своего театра создали особую школу игры, значительно отличную от других. Таковым и является Гинкас. Его творчество отличается резкой, экспрессивной манерой выражения мыслей и чувств, неким абсурдом. Но в то же время его спектакли всегда полны ожиданием, глубокими переживаниями. Несмотря на то, что тема смерти ярко выделяется в каждом из них, зрители, попав на его постановки, выходят из театра, зачастую, с чувством наивысшего катарсиса.

Кама Миронович Гинкас является одним из крупнейших режиссёров не только России, но и в странах Европы. Его спектакли много лет успешно идут в Германии, Литве, Латвии. Им можно дать следующие характеристики: ультрасовременные, провокационные, вызывающие. Московский театр юного зрителя не так популярен в обычные дни, но когда в репертуаре стоит спектакль Камы Мироновича, он берётся штурмом, билеты трудно достать и на его не премьерные спектакли. Откуда у этого светлого жизнелюбивого человека берётся мотив смерти? Рассмотрим подробнее важнейшие моменты его биографии.

Кама Миронович родился 7 мая 1941 года в городе Каунас (Литва). Он

и его родители чудом уцелели в вильнюсском гетто. Его фактически «вынесли из ада» на руках в годовалом возрасте. Некоторые исследователи его творчества утверждают, что именно это повлияло на то, что он ставит свои спектакли про смерть. Но он во многом делает это вопреки ей.

Когда Гинкасу было четырнадцать лет, от инфаркта умер его отец. Именно тогда к нему пришло осознание, что родителей может не быть, что человек смертен. Это очень серьёзные мысли для подростка, которые тоже повлияли на его режиссёрскую деятельность. Игровое отношение к смерти генетически вошло не только в его жизнь, но и в его искусство, что во многом определяет истоки и пафос его спектаклей.

У Камы была очень тяжёлая операция, после которой его спросили: «Что вам хочется больше всего?». И он ответил всего одно единственное слово: «ЖИТЬ». Это слово сопровождает его по всей жизни, это ЕГО слово — главное в его жизни. Он смог противостоять травле, когда стал заниматься искусством. А сколько раз его предавали? Сколько раз он ошибался в людях? Но, несмотря на всё это, он не «человек настроения», а это немаловажно для современного театра.

Ирина из пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры» говорит следующее: «Счастлив тот, кто не замечает, лето сейчас или зима». Несмотря на то, что Кама ставил этот спектакль ни один раз, его мнение полностью противоположно: «Не живёт тот, кто это не замечает».

Кама Миронович — одна из самых сложных персон современного театра. Его творчество трудно объяснимо, поэтому оно таинственно. Он — ученик Георгия Александровича Товстоногова. Мастер его горячо любил и уважал, несмотря на то, что у них часто случались споры, недопонимания и даже конфликты.

В МТЮЗе всегда царит гармония и взаимопонимание. Здесь никто никому никогда не крикнет «бездарь». Гинкас считает, что всё в театре зависит от режиссёра. Если он снимает актёра с роли, то это его проблема, и дело вовсе не в таланте артиста. «Ты не можешь сказать, что пьеса — плохая. Не нравится — не бери. Артист плохой? Ты сам его назначил. Ты или сними его с роли или спрячь его недостатки. Другого не дано. Это твоя работа. Твоя. Всё, что есть в спектакле, — это твои проблемы».

Его театр можно назвать метафорическим и монтажным. Чаще всего он адаптирует произведения к театру (ставит спектакль не по пьесе, а по рассказу, на первый взгляд вообще непригодного для театра), «воспламеняет текст, возвращает его к жизни». Этому процессу можно дать следующий термин: «театральная адаптация литературных произведений». Такая работа высекает новые театральные идеи, вынуждает искать оригинальный язык. Гинкас работает по своей, известной только ему, системе. Это не только особая система образов, а стихия, природа жизни и смерти, их взаимодействие и взаимопроникновение.

Его театр узнаваем не только потому, что в нём гармонично сочетаются два не сочетаемых понятия «жизнь» и «смерть». Но и ещё потому, что он

ставит спектакли на музыку, стихи, прозу. Он умеет накалять атмосферу, терзать зрительские чувства, провоцировать публику и будить в зрителях сострадание. О нём можно услышать следующие качества: чувство юмора, парадоксальная логика, метафоричность, острый интеллект. От его спектаклей не стоит ждать душевного комфорта и тем более радостных впечатлений. Он создал некую уникальность, художественную целостность, отражение и выражение собственной жизни в своих спектаклях, живое, изменяющееся во времени и пространстве.

О своей профессии он рассуждает так: «Театр — очень трудное, но интересное занятие. Его задача, сродни медицинской, — поставить верный диагноз. Указать на то место, где болит. Вылечить искусство не может. В его силах — указать на проблемы, происходящие в жизни общества. А для того, чтобы диагностировать, приходиться делать больно. Если ты делаешь больно для того, чтобы делать больно, то ты мерзавец, пользуешься доверием публики, твоих пациентов. А если ты можешь найти то место, которое болит, и прописать лекарство, то ты всё делаешь правильно». Как точно и верно сказано!

Для него смерть и жизнь существуют в нераздельности, они постоянно напоминают друг о друге, одно органично выходит из другого. Для него это две единственно важные темы. Два полюса человеческого бытия, между которыми заключается понятие «сегодня», жизнь — вчера, а смерть — завтра. Гинкас показывает не просто жизнь, а красочные «запечатлённые мгновенья», какие-то мелочи, подробности, из которых и состоит сама жизнь. Он играет «мелодию души человеческой». И вдруг резко в одно мгновенье всё меняется. Он напоминает зрителю о смерти, выводит её на сцену. Для зрителей — это удар: по глазам, по мозгам, по воображению, по душе.

Его интерес к живому человеку никогда не угаснет. Всё люди, независимо от нации и места жительства всегда беспокоятся о том, зачем человек существует и почему такой ограниченный срок жизни. Зачем я умираю? Что мне дала эта жизнь и как я её использую? Эти вопросы не столько философские, сколько чисто эмоциональные. Они существовали и будут существовать, несмотря ни на что всегда и везде, а особенно в театре, потому что именно в нём «для людей людьми через людей» раскрываются человеческие судьбы.

Анализируя его творчество, можно выделить следующие черты его режиссёрского стиля: мрачность, сверхнатурализм деталей, чувственность, определение темы смерти и судьбы, безжалостность, тяга к жанру трагифарса, чуткость к трагедии, любовь к русской классике, резкие и неожиданные эффекты, трагизм человеческих жизней.

Например, анализируя спектакль Камы Мироновича «К. И. из «Преступления», ярко ощущается не предчувствие близкой смерти, а, наоборот, безумное желание жить. Это монолог, в котором прокручена, как в мясорубке, вся жизнь главной героини. Катерина Ивановна знает, что ещё немножко и её жизнь закончится. Гинкас показывает публике это ощущение.

Нет, не смерти, а безумной радости жизни.

И все его спектакли такие. У него есть замечательная трилогия — «Жизнь прекрасна... по Чехову». Это общее название трёх спектаклей, которые символизируют утро, день и вечер человеческой жизни. Утро — «Дама с собачкой». Детство. Юность. Человек уверен в себе, талантлив, он знает, что вечер будет замечательным. Но герои уже не знают — смогут ли они вынести испытание, которое приготовила им судьба. День — «Чёрный монах». Зрелость. Середина жизни. Полный расцвет сил. То время, когда хочется испытать себя, прыгнуть выше головы. Но жизнь человека — лимитирована: и годами, и возможностями. Человек многое не успевает ни понять, ни познать. А ещё есть места, куда ему вообще соваться нельзя. Это — потусторонний мир. Герой попытался туда пробраться, в итоге уничтожил сам себя и всех вокруг себя. Но при всём при этом он тот человек, который попытался стать больше, чем он есть на самом деле. Вечер — «Скрипка Ротшильда». Это спектакль о человеке, который ненавидел другого только за то, что тот самую весёлую музыку умудрялся играть печально. Эта история о гробовщике, который расстраивался потому, что люди не мрут так часто, как ему хотелось бы. Он ещё при живой жене сделала ей гроб. Это — конец жизни, осознание того, что жизнь прожита никак, она прошла мимо главного героя.

А в спектакле «Нелепая поэмка» тема смерти имеет совсем иной оттенок. Люди мечтают о многом, но им нужно только одно — сбиться в стадо, в муравейник. Потому что по своей природе человек — раб. Гинкас здесь заставляет людей думать о том, о чём им совсем не хочется.

А в спектакле «Леди Макбет нашего уезда» каждый предмет на сцене, каждая нота в голосах актёров — не случайна. Оформление сцены — уходящая вдаль дорога, по которой идёт главная героиня от жизни к смерти, от размеренного, скучного существования с мужем до настоящей страсти, от веры и Бога до безумства и сумасшествия.

Спектакль «Медея» раскрывает иные особенности взаимодействия жизни и смерти. Страшно. Страшно любить, жить рядом. Всё кажется опасным. Героиня перебивает собственную боль ещё большей болью, которую она причиняет другим. Она легко убивает своих детей, тем самым освобождается, уходит в небытие. Никому до неё теперь не добраться.

Обновиться, очиститься, преобразиться — главные качества гинковского театра. Преображение не для героев, а, в первую очередь, для зрителей. Его театр — это не бегство от трагичности, от остроты, от реальности, а полное вовлечение во всё это. «Шок». Это то слово, которое употребляет каждый второй зритель после просмотра его спектаклей. Его постановки заставляют просто жить. Воспринимать жизнь такую, какая она есть.

«Я не уверен, что всё в жизни поддаётся объяснению. И нужно ли это пытаться делать в искусстве? Ведь жизнь нам ничего не разжёвывает и ты, взволнованный, всё думаешь: «А это что? А это почему?». В искусстве мне

близко, когда увиденное или прочитанное не отпускает и ты продолжаешь жить теми загадками, разгадку которым так и не дал автор», — сказал Кама Миронович Гинкас.

Использованные источники:

1. Агишива Н. Об учениках Камы Гинкаса // Московские новости — 2006.

2. Володина Е. Я приехал принимать роды // Общество Культура — 2013.

3. Воробьёва И. В театр — на работу души // Общество Культура — 2006.

4. Гинкас К. М. Дайте дышать // Новостная газета — 2017 — № 24.

5. Гинкас К. М. Через колючую проволоку // Независимая газета — 2015.

6. Гинкас К. М. Что это было / К. М. Гинкас, Г. Н. Яновская. - Москва: Артист, Режиссёр, Театр., 2018. - 695 с.

7. Гинкас К. М. Я редко обольщаюсь, редко радуюсь // Московские новости — 2008.

8. Жернакова О. В театре возможно всё, кроме пошлости и скуки // Независимая газета — 2016.

9. Кекелидзе Э. Зачем люди ходят в театр, когда есть телевидение и кино — 2017.

10. Трухлина И. Классик в пятом углу // Общество Культура — 2009.

11.Гинкас К. М. Provoking Theatre / К. М. Гинкас, Д. Фридман. - США, 2016. -245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.