Научная статья на тему 'Лишение специального права как вид наказания за нарушение правил охоты'

Лишение специального права как вид наказания за нарушение правил охоты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1364
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивакин В. И.

Предлагается дифференцированный подход в лишении специального права за нарушение правил охоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Depriviation of a specific right as a form of penalty for violation of game hunt rules

The differentiated approach in deprivation of the special right for violence of rules of hunting is offered.

Текст научной работы на тему «Лишение специального права как вид наказания за нарушение правил охоты»

Лишение специального права как вид наказания за нарушение правил охоты

В.И. Ивакин, к.ю.н., Оренбургский ГАУ

За административные экологические проступки в качестве основного наказания, кроме предупреждения и штрафа, применяется также и такая санкция, как лишение специального права. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права означает невозможность реализации этого права в течение определенного срока. Применить данный вид наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Так, для занятия охотой необходимо наличие специального права, которое должно быть подтверждено соответствующими документами. Перечень этих документов определен в нормативных актах. Так, постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 26 июля 1993 года №728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации»[1] определены документы, наличие которых свидетельствует о том, что лицу предоставлено право охоты. Удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, которые выдаются государственными органами управления охотничьим хозяйством. Удостоверением являются также членские охотничьи билеты, выдаваемые обществен-

ными охотничьими организациями. В билетах должна быть сделана отметка этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины. Кроме этого, лицо должно иметь путевку (лицензию), выданную в установленном порядке. Здесь нужно заметить, что лишение лицензии по действующему Кодексу не является административным наказанием. Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.

Охотничий билет выдается только после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим билетом. Билет выдается сроком на 5 лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным. Охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам РФ, достигшим, как правило, 18-летнего возраста. Все эти требования содержатся в Инструкции о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, которая утверждена приказом Минсельхозпрода России от 25 мая 1998 года №302[2].

Итак, лицо, а им может быть и иностранный

гражданин, которому предоставлено право охоты, т. е. только обладатель такого права, может быть лишено этого специального права. Но оно может быть лишено такого права только в том случае, если это право была у правонарушителя на момент совершения административного экологического проступка. Если такое право было предоставлено после его совершения, то лишение специального права, например, охоты, применять в качестве наказания нельзя.

Кроме этого, нельзя естественно применять данное наказание, как и любые другие виды административных санкций, к лицам в возрасте с

14 до 16 лет. Хотя эти субъекты, в соответствии с законодательством, также имеют право на осуществление охоты. В частности, указанным лицам разрешается промысловая охота, в случае за-ключения договора с заготовительными организациями, но при этом они могут не состоять членами охотничьих обществ[3]. В случае расторжения договора эти лица автоматически теряют право на охоту. Из последнего суждения вытекает, что не всегда лишение специального права охоты как наказание, предусмотренное КоАП РФ, может применяться исключительно в судебном порядке. В некоторых таких случаях, если не заключен подобный договор, лицо, не достигшее 18летнего возраста, также не может воспользоваться правом охоты. Но в этом случае право на охоты как бы приостановлено, хотя в то же время оно может быть никогда не возобновленным.

Лишение специального права предусмотрено за нарушения в области охраны окружающей среды только в части 1 статьи 8.37 и налагается исключительно за нарушение правил охоты. Самым распространенным административным нарушением правил охоты на территории, например, Оренбургской области, где официально зарегистрировано более 28 тысяч охотников, является несезонная охота. Суть такой охоты выражается, в частности, в следующем. Во время начала осеннего охотничьего сезона на пернатую дичь охотники любят погонять зайцев. В это время высокая степная трава высыхает, и эти животные перемещаются на сочные и сладкие озимые. В эту пору молодняк у них еще не подрос, и если раньше времени начать отстрел зайцев, народившееся потомство умрет без родительской заботы. Численность «косых» может резко сократиться. На озимых полях ярко-зеленого цвета белых зайчат найти не составляет труда[4].

Правила охоты предусмотрены в различных нормативных актах. Среди них можно назвать такие, как постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 года № 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации»[5], Положение об охоте и охотничьем хозяйстве в РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 года

№1548 с изм. и доп. В их число входит также постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1289 «О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» с изм. и доп. Сюда же следует отнести Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное приказом Мин-сельхоза РФ от 26 июня 2000 г. №569[6], а также иные документы. Так, в ст. 41 Закона о животном мире сказано, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе вышеназванного закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами. А также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъ-ектов Российской Федерации. Далее в этой же норме говорится, что перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 года №1289[7].

Охота применительно к местным условиям регулируется правилами охоты на территории республики, края или области, издаваемыми законодательным органом субъектов РФ в соответствии с Типовыми правилами охоты РСФСР с учетом местных условий. Так, на территории Московской области, согласно ст.16 Закона этого субъекта Федерации от 12 июля 2000 г. «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской облас-ти»[8], порядок осуществления охоты регулируется Правилами охоты на территории данного образования. Эти правила были приняты и утверждены решением исполкома Мособлсовета №540/ 10 еще 07.04.88 г. В приложении к этому документу среди перечня объектов охоты указаны воруны[9].

Однако эти птицы не фигурируют в качестве одного из элементов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных вышеназванным постановлением Правительства РФ. И в случае охоты на указанных представителей животного мира вряд ли лицо можно привлечь к административной ответственности по ч.1 ст. 8.37, т.е. за нарушение правил охоты.

Нарушением правил охоты признается охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом

на охоту либо не отвечающим иным, установленным законом требованиям. Объективная сторона указанной статьи выражается также в нахождении в охотничьих угодьях с охотничьим ружьем, собаками или ловчими птицами без разрешения, добыча большего, чем предусмотрено разрешением, количества животных либо нарушение иных условий лицензии и т.п.

Пределы лишения специального права ограничены. Так, лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Такая норма содержится в части 4 статьи 3.8 КоАП. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца. Максимальный срок - 2 года. Ранее срок лишения специального права был от

15 дней до 3 лет. Причем именно за грубое нарушение правил охоты лишение специального права могло быть применено на 3 года, т.е. максимальный срок. Отсюда видно, что, как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно определенный характер. Позиции законодателя по этому вопросу остались теми же, хотя сам срок существенно снижен. В то же время, если ранее такое наказание могло быть применено только за грубое нарушение правил охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, то сейчас такая санкция может быть применена фактически за любое нарушение правил охоты. Хотя, как сказа-

но в части 1 ст. 3.8 КоАП РФ, лишение специального права устанавливается только за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. На наш взгляд, налицо противоречие между ч. 1 ст. 3.8 и ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ. Вопрос в том, что, если лицо лишено права, например, на 2 месяца, когда охота невозможна. Лишение специального права сейчас назначается только судьей и применяется исключительно как основное наказание. Ранее это взыскание налагали органы, которые данное право предоставляли.

В целом лишение специального права за нарушение правил охоты - весьма эффективная санкция, способствующая охране окружающей природной среды административным путем.

Литература

1. Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993.

- №31. - Ст. 2991.

2. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1998. — №18.

3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Редакционная коллегия: И.И. Ве-ремеенко, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов. — М.: ООО «ТК Велби». - 2002. - С.279.

4. См.: Оренбургские губернские ведомости. — 2003. — 11 нояб.

5. Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993.

- №31. - Ст. 2991.

6. Бюллетень нормативных актов. — 2000. — №34.

7. СЗ РФ. - 1996. - №2. - Ст.120; 1998. - №32. - Ст.3904.

8. Подмосковные известия. — 2000. — 3 авг.

9. Цит. по кн.: Законодательство России об оружии: Сборник нормативных актов. — М.: Изд-во «Мир безопасности», 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.