Научная статья на тему 'Лишение специального права как вид административного наказания'

Лишение специального права как вид административного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9619
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАВО / SPECIAL LAW / ВИДЫ ПРАВ / TYPES OF THE RIGHT / ЛИШЕНИЕ ПРАВА / DEPRIVATION OF RIGHT / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баев К.В.

В статье дается определение специального права. Рассматриваются виды специальных прав, сущность лишения специального права как вида административного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deprivation of special right as the kind of administrative punishment

The article gives the definition of special right. Author reviews the types of special right and the essence of the deprivation of special right as the type of administrative punishment.

Текст научной работы на тему «Лишение специального права как вид административного наказания»

УДК 342.924

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

К.В. Баев

Аннотация. В статье дается определение специального права. Рассматриваются виды специальных прав, сущность лишения специального права как вида административного наказания.

ключевые слова: специальное право, виды прав, лишение права, административное правонарушение.

Abstract. The article gives the definition of special right. Author reviews the types of special right and the essence of the deprivation of special right as the type of administrative punishment.

Keywords: special law, types of the right, deprivation of right, administrative offence.

Личность в юридической науке рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей. Права и обязанности личности устанавливают общие рамки социально активной деятельности человека, и одновременно эти права и обязанности являются способом поощрения той деятельности, которая выгодна обществу.

Субъективные права физических и юридических лиц по правовому источнику их возникновения можно разделить на две группы:

■ права, возникающие непосредственно на основе нормативного акта, в частности, конституционные права граждан (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на жилище, на образование, на охрану здоровья и т.д.);

■ права, основанные на индивидуальном юридическом акте. Другими словами, для возникновения субъективного права необходим специальный индивидуальный акт управления, который предопределяет предоставление такого права.

Таким образом, специальное право можно определить как право субъекта административно-правовых отношений заниматься определенной деятельностью, предоставленное ему индивидуальным юридическим актом управления. В то же время законодатель прямо указывает

на то, что понятие лишение специального права применимо только в отношении физических лиц (статья 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Далее будут рассмотрены следующие виды специальных прав:

1. Право на охоту.

2. Право на управление транспортными средствами.

3. Право на участие в обороте гражданского оружия.

Под оборотом оружия в данном случае понимаются действия с гражданским оружием (приобретение, хранение, хранение и ношение, транспортировка, коллекционирование и т.д.), осуществляемые в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе негосударственных охранных структур.

1. Право на охоту - право на осуществление деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Указанное право предоставляется гражданину, признанному охотником, при выполнении требований Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Статус охотника подтверждается выдачей гражданину в порядке статьи 21 указанного закона охотничьего билета органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент по охране объектов животного мира субъекта РФ).

Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер.

2. Право на управление транспортным средством. Порядок оформления указанного права зависит от вида транспорта.

2.1. Право на управление транспортным средством (авто- и мототранспорт).

Водители являются распространенной категорией среди субъектов административной ответственности. Согласно п. 1.2. Правил дорожного

движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Порядок получения гражданином специального права на управление транспортным средством определен Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» [2]. Согласно пункту 1 статьи 27 данного Федерального закона, право на управление транспортными средствами (устройствами, предназначенными для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них) предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, и при соблюдении условий о возрасте и состоянии здоровья, определенных статьей 25 этого же Федерального закона. В силу пункта 2 статьи 27 право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением установленного образца, выдаваемым в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 (ред. от 01.06.2013), Госавтоинспекцией.

2.2. Право на управление самоходными машинами (трактор, снегоход и т.д.).

Специальное право гражданина на управление самоходной машиной (допуск к управлению самоходными машинами) гражданин получает в порядке, определенном в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 №796 (ред. от 05.06.2011), и Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 №807 (ред. от 03.04.2013).

2.3. Право на управление воздушным судном.

Как следует из пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ [3], условием допуска к деятельности по управлению воздушным судном является наличие соответствующего свидетельства. Выдача свидетельств специалистам гражданской авиации осуществляется в соответствии с

Положением о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.1988 №44/И.

Основанием для выдачи свидетельств является решение соответствующей квалификационной комиссии - Высшей квалификационной комиссии ФАС России, региональных квалификационных комиссий и местных квалификационных комиссий.

2.4. Право управления судном морского и внутреннего водного транспорта.

Согласно части первой статьи 54 Кодекса торгового мореплавания РФ [4], к занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Порядок выдачи таковых определен в Положении о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62.

2.5. Право на управление маломерными судами.

Право на управление маломерными судами предоставляется в ходе процедур, предусмотренных Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502 и Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №498 (ред. от 21.07.2009).

3. Право на участие в обороте гражданского оружия.

В настоящее время к гражданам РФ, имеющим право на владение оружием, относятся не только охотники. Указанное право предоставлено Федеральным законом «Об оружии» [5] владельцам оружия самообороны, спортсменам, коллекционерам оружия. Статья 13 указанного закона определяет права граждан на приобретение оружия при соблюдении определенных условий - возраст, состояние здоровья, отсутствие судимости за совершение умышленного преступления, наличие постоянного места жительства и т.д.

Постановлением Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» [6] право выдачи разрешительных документов предоставлено органам внутренних дел.

Процедура оформления и выдачи гражданам разрешительных документов на совершение определенных действий с оружием (лицензий на приобретение оружия, разрешений на: хранение оружия, хранение и ношение оружия, транспортировку оружия и т.д.) закреплена в инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. №814, а также «Административными регламентами» МВД РФ.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе негосударственных охранных структур.

В соответствии с действующим законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [7] лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается только юридическим лицам, специально созданным для осуществления данной деятельности. Гражданин может оказывать охранные услуги только в составе негосударственного охранного предприятия. При этом он должен обладать определенной квалификацией и правовым статусом, подтвержденным удостоверением частного охранника. «Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника...» - статья 11.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника определен Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (ред. 27.12.2012).

Как можно видеть, все рассмотренные виды специальных прав соответствуют данному в начале статьи определению.

Лишение специального права занимает особое место среди административных взысканий и играет значительную роль в борьбе с административными правонарушениями. Гражданин может быть лишен ранее предоставленного ему специального права за совершенные административные проступки. Часть 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое

или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего кодекса. Лишение специального права назначается судьей.

Суть этого административного взыскания состоит в лишении правонарушителя ранее официально предоставленного ему специального права заниматься определенной деятельностью за нарушение порядка осуществления данного права. Обычно такое нарушение создает угрозу жизни и здоровью самого нарушителя, окружающих лиц, объектам собственности, природе. Применение указанной санкции связано с ограничением правовой сферы виновного лица, с лишением его на время определенного субъективного права, и отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

ЛИТЕРАТУРА

1. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №30. Ст. 3735.

2. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №50. Ст. 4873.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ // Собрание законодательства РФ-1997. №12. Ст. 1383.

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1999. №18. Ст. 2207.

5. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст. 5681.

6. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 21.07.1998 №814 // Собрание законодательства РФ. 1998. №32. Ст. 3878.

7. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11.03.1992 №2487-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. №17. Ст. 888.

К.В. Баев, магистрант,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: bkv2711@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.