Научная статья на тему 'Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблема сроков'

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблема сроков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2084
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ ПРАВА / ДОЛЖНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРОК / НАКАЗАНИЕ / НАЗНАЧЕНИЕ / СУДИМОСТЬ / DEPRIVATION OF RIGHT / POSITION / ACTIVITY / TERM / PUNISHMENT / APPOINTMENT / PREVIOUS CONVICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кафиатулина Алла Владимировна

В настоящее время проблема регламентации уголовных наказаний находится на острие внимания ученых-специалистов по уголовному праву. Значимость и актуальность данной проблемы заключается в ее непосредственной связи с эффективностью уголовного наказания и в целом уголовно-правового запрета. Изучение норм Общей и Особенной части Уголовного кодекса РФ показало, что многие насущные вопросы, связанные со сроками наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью требуют надлежащего законодательного регулирования. Автором проанализированы имеющиеся в законодательстве и предлагаемые в науке меры увеличения сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, нацеленные на повышение эффективности этого вида наказания. В результате исследования выявлены коллизии, предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кафиатулина Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities: the problem of timing

At present, the problem of the regulation of criminal penalties is at the forefront of the attention of scholars in criminal law. The significance and topicality of this problem lies in its direct connection with the effectiveness of criminal punishment and, in general, the criminal-legal prohibition. The study of the norms of the General and Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation showed that many pressing issues related to the terms of punishment in the form of deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities require proper legislative regulation. The author analyses the existing measures in the legislation and the measures proposed in science to increase the terms of deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities aimed at increasing the effectiveness of this type of punishment. As a result of the research collisions are revealed, ways of their elimination are offered.

Текст научной работы на тему «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблема сроков»

УДК 342.3

Кафиатулина Алла Владимировна

Ивановский государственный университет [email protected]

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ПРОБЛЕМА СРОКОВ

В настоящее время проблема регламентации уголовных наказаний находится на острие внимания ученых-специалистов по уголовному праву. Значимость и актуальность данной проблемы заключается в ее непосредственной связи с эффективностью уголовного наказания и в целом уголовно-правового запрета. Изучение норм Общей и Особенной части Уголовного кодекса РФ показало, что многие насущные вопросы, связанные со сроками наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью требуют надлежащего законодательного регулирования. Автором проанализированы имеющиеся в законодательстве и предлагаемые в науке меры увеличения сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, нацеленные на повышение эффективности этого вида наказания. В результате исследования выявлены коллизии, предложены пути их устранения.

Ключевые слова: лишение права, должность, деятельность, срок, наказание, назначение, судимость.

Великий русский ученый С.В. Познышев отмечал: «Когда современный законодатель или судья назначает наказание на известный срок, этот срок принимается ими в значительной мере гадательно. Почему три года, а не два или не два с половиной, почему восемь, а не пять лет и т.д.?» [2, с. 260]. Этот тезис особо актуализируется в связи с наличием в современном уголовном праве широких дискреционных полномочий суда, когда в рамках одной статьи Особенной части УК РФ мы видим широкий диапазон сроков наказания, среди которых правоприменителю необходимо выбрать необходимый и достаточный для достижения поставленных перед наказанием целей.

Вопрос о сроках вообще и сроках наказаний в частности занимает одно из ведущих мест во многих отраслях права.

Срок ограничений конституционных прав и свобод граждан РФ, к которым следует отнести лишения вследствие назначенного судом уголовного наказания, должен быть ограничен четкими временными рамками или пределами.

Преобладающее большинство наказаний, перечисленных в ст. 44 УК РФ, имеют свое количественное исчисление, каждое из них определяется конкретным сроком или размером. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью также относится к срочным видам наказания. Однако анализ Особенной части УК РФ показывает, что законодатель проявил крайнюю непоследовательность при конструировании санкций, предусматривающих рассматриваемый вид наказания, с учетом того, что абсолютное большинство таких санкций являются альтернативными. Для наглядности приведем следующий пример. Санкция ч. 3 ст. 137 УК РФ среди возможных видов наказаний предусматривает в качестве основного лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от двух до пяти лет или лишение свободы с дополнительным наказанием в виде ли-

шения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до шести лет. Логику законодателя в данном случае понять невозможно.

Ретроспективный анализ уголовного законодательства показывает, что продолжительность пра-воограничений, предусмотренных анализируемым видом наказания, не была статичной на всем протяжении развития русского уголовного права. В период действия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. поражение отдельных прав назначалось на срок или навсегда. УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. ограничивали предельный срок данного наказания пятью годами.

С введением в действие Уголовного кодекса РФ 1996 г. сроки наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью были дифференцированы. В качестве основного наказания оно назначается на срок от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного - от шести месяцев до трёх лет.

Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» срок дополнительного наказания в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, увеличен до 20 лет. Размер же основного наказания не претерпел никаких корректировок. Целью таких изменений было усиление уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и за ряд иных деяний (организация деятельности экстремисткой организации, организация занятия проституцией, склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и т.д.).

В результате указанных выше нововведений ревизии подверглась в основном гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности». Все эти преступления относятся к категории тяжких или особо тяжких. Сроки наказаний за указанные виды преступлений

268

Вестник КГУ Ji № 3. 2017

© Кафиатулина А.В., 2017

находятся в пределах от пяти лет до пожизненного лишения свободы. Общий же срок ограничений, связанных с данным дополнительным наказанием, учитывая специфику его исполнения, может колебаться в пределах от 20 до 40 лет, а в иных случаях быть пожизненным.

Данное законоположение вызвало в юридических кругах обоснованную критику [1, с. 36; 3, с. 24-28].

Представляется, что законодатель проявил непоследовательность в определении срока этого наказания. Так, в ч. 4 ст. 47 УК РФ содержится правило о том, что при назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам и лишению свободы оно распространяется на время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия. Получается, что при назначении этого вида наказания в качестве дополнительного с перечисленными видами основного наказания, оно будет длиться значительно большее время, чем предусмотрено приговором.

Приведем следующий пример из судебной практики. Приговором Фрунзенского районного суда г. Иваново З. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с дополнительным наказанием в виде лишения права заниматься определенной деятельностью сроком на 14 лет. При этом на момент вынесения приговора осужденному исполнилось 48 лет, и находиться под контролем органов исполнения наказания он будет в течение 17,5 лет (3 года 6 месяцев основного наказания в исправительной колонии и 14 лет - дополнительного под контролем уголовно-исполнительной инспекции), т.е. в общей сложности до достижения им возраста 65 лет, после чего еще в течение восьми лет будет длиться такое правовое последствие как судимость. Это значит, что продолжительность общего срока лишений и ограничений, связанных с осуждением, составит 25 лет 6 месяцев. С учетом возраста осужденного на момент постановления приговора - до достижения им возраста 73 лет.

Нам представляется, что разрыв между максимумом и минимумом наказания, установленного в статье, должен зависеть, прежде всего, от степени общественной опасности преступления. Такого рода различия необходимо учитывать при построении санкции.

На наш взгляд, установленные в законе пределы сроков наказания не реализовываются в судебной

практике, что, в конце концов, может подорвать авторитет уголовного закона и будет свидетельствовать о его недостаточной эффективности.

Практика показывает свои пределы назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, они значительно ниже, чем те, которые в настоящее время установлены законом. Сказанное свидетельствует о том, что именно судебная практика выполняет функцию индивидуализации и дифференциации ответственности и наказаний. Законодателю следует ориентироваться на правоприменителя и внести соответствующие коррективы в уголовный закон.

В качестве предварительного вывода можно утверждать, что дополнительное наказание на столь длительные сроки не имеет практического значения. Во-первых, для лишения права занимать определенные должности имеет смысл ориентировать максимальный срок наказания на возрастной предел, которым ограничивается соответствующий вид государственной службы или службы в органах местного самоуправления (например, 65 лет -предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе»). За пределами такого возраста утратил бы смысл и сам запрет, и деятельность государственных органов по исполнению наказания. Во-вторых, в настоящее время делаются попытки разгрузить пенитенциарные учреждения, оптимизировать процесс исполнения того или иного вида наказания. Имеет ли смысл столь долго держать на учете уголовно-исполнительной инспекции осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью? Полагаем, ответ может быть только отрицательным.

Кроме того, при всей очевидности срочности рассматриваемого наказания, для некоторых осужденных запрет на занятие определенных должностей оказывается бессрочным в связи с наличием самого факта осуждения, даже при снятой или погашенной судимости. Данное ограничение, возникающее в силу факта признания гражданина виновным в совершении преступления, носит бессрочный запрет на замещение должностей государственной гражданской службы. Из этого следует, что таким гражданам никогда не удастся занять вышеперечисленные должности, даже если за совершенное ими преступление наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью будет назначено на минимальные сроки.

Ограничения, не имеющие предельных сроков действия, ставит таких граждан при реализации ими закрепленных Конституцией РФ прав на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32)

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

269

и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37) в худшее положение по сравнению с гражданами, которым назначены срочные виды наказаний.

Таким образом, до тех пор, пока в российском законодательстве существует институт судимости, утрата прав осужденного занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью будет происходить автоматически, и во многих случаях - пожизненно.

Не имеет практического смысла, на наш взгляд, и слишком низкий предел анализируемого нами вида наказания. Например, в ч. 1 ст. 143 УК РФ предусмотрен срок дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - до одного года. Полагаем необходимым внести изменения в ч. 1 ст. 143 УК РФ, увеличив срок дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трёх лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет.

Анализ Особенной части УК РФ показывает, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в санкциях статей Особенной части УК РФ встречается в качестве основного наказания -36 раз (см. табл. 1).

Таким образом, лишь в 67% санкций статей УК РФ максимальный срок наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью равен пяти годам, во всех остальных случаях он меньше. Сроки же аналогичного дополнительного наказания в разы выше, о чем было указано ранее.

Для того чтобы определить роль данного основного наказания в альтернативной санкции, мы рассмотрели соотношение максимальных сроков лишения свободы и основного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, отразив это сравнение в таблице 2.

Как мы видим, законодатель в большинстве случаев совершенно справедливо предлагает правоприменителю избрать либо более длительный срок более мягкого вида наказания - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо более короткий - более строгого - лишение свободы. Хотя нельзя не подвергнуть критике статьи, санкции которых предусматривают более длительные сроки лишения свободы по сравнению со сроками наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое может быть применено в качестве альтернативного вида основного наказания.

В Общей части УК РФ законодатель определил исходную меру основного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 1 год, и предельную - 5 лет. Далее сам этим правилом пренебрегая, в ч. 1 ст. 145.1 УК РФ в качестве основного наказания предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 1 года, то есть налицо противоречие норм Общей и Особенной части УК РФ. В связи с этим необходимо привести указанную статью в соответствие с нормами Общей части УК РФ, увеличив в санкции ч. 1 ст. 145.1 УК РФ срок наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трёх лет.

Далее переведем тему нашего размышления в плоскость конституционного права на личную неприко сновенно сть.

По общему правилу, время содержания под стражей до судебного разбирательства засчитыва-ется в сроки лишения свободы.

На этот счет в части 5 ст. 72 УК РФ содержится правило, согласно которому при назначении осужденному, содержащемуся до судебного разбирательства под стражей, в качестве основного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания. Аналогичной позиции придерживается высшая судебная инстанция в постановлении

Таблица 1

Количество статей Особенной части УК РФ, содержащих лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания

Максимальный срок ЛПЗД или ЗОД — основное наказание (в годах) Количество статей (их частей) в УК РФ

5 24

3 11

1 1

270

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

Таблица 2

Соотношение максимальных сроков основного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

и лишения свободы

Статья УК РФ Максимальный срок ЛПЗД или ЗОД -основное наказание (в годах) Максимальный срок лишения свободы (в годах)

ст. 136 5 5

ч. 2 ст. 137 5 4

ч. 3 ст. 137 5 5

ч. 2 ст. 138 5 4

ч. 3 ст. 139 5 3

ч. 2 ст. 141.1 5 2

ч. 2 ст. 142 5 3

ч. 3 ст. 142 5 3

ч. 1 ст. 145.1 1 1

ч. 3 ст. 160 5 6

ч. 2 ст. 169 5 3

ч. 1 ст. 189 5 3

ч. 3 ст. 243.2 5 6

ч. 1 ст. 243.3 5 3

ч. 2 ст. 243.3 5 6

ч. 1 ст. 285 5 4

ч. 1 ст. 285.3 5 4

ч. 1 ст. 286 5 4

ч. 1 ст. 287 5 3

ст. 289 5 2

ч. 1 ст. 292.1 3 5

ст. 315 5 2

от 15 ноября 2016 г. №48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». Исходя из буквального толкования ч. 5 ст. 72 УК, в тех случаях, когда это же наказание назначено в качестве дополнительного, указанное правило применению не подлежит.

При этом судебная практика показывает, что законоположение ч. 5 ст. 72 УК РФ распространяется чаще всего на осужденных, которым лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного вида. Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Ивановский областной суд, руководствуясь ч. 3 ст. 69 УК РФ, назначил Р. наказание в виде штрафа в размере 1 650 000 рублей с лишением права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением организационно-распорядительных функций в государственных и муниципальных учреждениях образования сроком на 2 года 6 месяцев, назначая окончательное наказание, руководствуясь ч. 5 ст. 72 УК РФ, в связи с содержанием осужденного под стражей до судебного разбирательства с 19 по 20 апреля 2012 г. и в дальнейшем под домашним арестом с 6 июня 2012 г., который в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 109 УПК

РФ засчитывается в срок содержания под стражей, смягчил Р. назначенное по совокупности преступлений наказание и окончательно определил ему наказание в виде штрафа в размере 1 500 000 рублей с лишением права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях образования на 2 года. Действительно, время, в течение которого осужденный был лишен возможности осуществления своих прав и свобод, должно быть засчитано в срок наказания. То есть, такое решение правоприменителя совершенно оправданно, хотя и спорно с точки зрения законности.

Наше предложение по совершенствованию сводится к тому, чтобы предусмотреть в уголовном законе право и обязанность суда включать в срок дополнительного наказания время фактического отстранения от должности или фактического прекращения занятия определенной деятельностью (когда обвиняемый утратил реальную возможность трудиться) на досудебных и судебных стадиях.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что многие насущные вопросы, связанные со сроками наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

271

деятельностью требуют надлежащего законодательного регулирования.

Библиографический список

1. Лопашенко Н. Изменения уголовного законодательства: оценка летних реформ // Уголовное право. - 2009. - № 5. - С. 35-41.

2. Познышев С.В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследова-

нии личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. - М.: Инфра-М, 2007. - 317 с.

3. Феоктистов М.В. Уголовно-правовая политика: проблемы ее стратегии и практики // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XII Международной научно-практической конференции (29-30 января 2015 г.). - М.: РГ-Пресс, 2015. - 584 с.

272

Вестник КГУ Ji № 3. 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.