Научная статья на тему 'Лиризация и драматизация прозы как проявление внутрилитературного синтеза в романе Валерия Медведева «Свадебный марш»'

Лиризация и драматизация прозы как проявление внутрилитературного синтеза в романе Валерия Медведева «Свадебный марш» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЛЕГОРИЯ / АЛЛЮЗИЯ / ВНУТРИЛИТЕРАТУРНЫЙ СИНТЕЗ / ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРОЗЫ / ЛИРИЗАЦИЯ ПРОЗЫ / МЕТАФОРА / РЕМИНИСЦЕНЦИЯ / СИМВОЛ / ALLEGORY / ALLUSION / VNUTRILITERATURNY SYNTHESIS / THE DRAMATIZATION OF PROSE / LIRIZATSIYA PROSE / METAPHOR / REMINISCENCE / THE SYMBOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Челюканова О. М.

Статья посвящена анализу романа «Свадебный марш» как сложного жанрового образования, в художественной ткани которого явно прослеживаются две линии лирическая и драматическая, а также ярко проявился художественный синтез. Автор рассматривает черты драматического и лирического в романе. В нем несложно усмотреть черты драматического рода литературы: сосредоточенность прежде всего на действии, внешнем и внутренне-духовном, и как следствие некую сценарность происходящего. В то же время роман как жанр прозаического рода литературы приобретает черты, характерные для поэзии как семантического единства: ассоциативность, укрупнение детали, преобладание чувственного и медиативного ряда над событийным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIRIZATSIYA AND DRAMATIZATION OF PROSE AS A MANIFESTATION OF VNUTRILITERATURNOGO SYNTHESIS THE NOVEL VALERY MEDVEDEV "WEDDING MARCH"

The paper analyzes the novel "Wedding March" as a complex genre of education in the art fabric is clearly seen in two lines lyrical and dramatic, and clearly manifest the artistic synthesis. The author examines the features of the dramatic and lyrical in the novel. It is easy to discern the features of a dramatic kind of writing: focus primarily on the action of the outer and inner, spiritual, and as a result a kind of scenario happening. At the same time, the novel as a genre of prose form of literature acquires the features, characteristic of poetry as a semantic unity: associativity, bigger parts, the predominance of sensory and mediativnogo series of event over.

Текст научной работы на тему «Лиризация и драматизация прозы как проявление внутрилитературного синтеза в романе Валерия Медведева «Свадебный марш»»

течение всей истории человечества неизменно привлекал авторов всех когда-либо существовавших социальных доктрин. Особенно эта проблема актуальна для современного российского общества, культура которого подвергается интенсивному воздействию западных идеалов.

Большую роль в разрушении сложившихся традиций, утрате современным российским обществом традиционных духовных ориентиров сыграло, на наш взгляд, именно неадекватное понимание вопроса о соотношении индивидуального и коллективного, воспринятое от западнических либеральных учений.

Утрата фундаментальных ценностей русской культуры и искаженное понимание западного либерализма вызвали непредсказуемые последствия, прежде всего - в сознании россиян. Идея единства в многообразии под влиянием официальной марксистской доктрины в начале ХХ в. полностью лишилась индивидуалистического начала. А после распада СССР сознание россиян захлестнул неправильно понятый индивидуализм, проявляющий себя в крайне нецивилизованных эгоцентричных формах. Результатом такого ментального мутаге-

неза стала социальная дисгармония, жертвой которой стал в первую очередь человек. С одной стороны, общество зачастую игнорирует интересы отдельных лиц, считая интересы большинства высшей ценностью и даже не пытаясь при этом найти хоть какой-нибудь компромисс. С другой стороны, отдельные индивиды при достижении своих целей пренебрегают правами и законными интересами своих сограждан. Кроме того, заметны крайности индивидуализма в идеологической сфере: плюрализм хоть и предполагает многообразие мировоззрений, но это многообразие напоминает пауков в банке - налицо взаимная крайняя нетерпимость к идеологическим оппонентам. Со стороны общества сохраняется негативное отношение к людям с «нестандартным» мышлением, поведением, внешним видом или образом жизни. Но все же стоит отметить, что с течением времени российские граждане становятся терпимее друг к другу, постепенно привыкая к адаптирующимся на российской почве западным институтам и ценностям, при этом сердцем стремясь вернуть не до конца потерянную еще Гармонию.

Библиографический список

1. Железняк, Н.Н. К истории либерализма в России // Вестник Моск. ун-та. - М.: Соц.-полит. исслед. - 1994. - №5. - Сер. 12.

2. Казбан, Е.П. Либерализм как политическое течение и альтернатива радикализму: тенденции развития в современной России: дис. ... канд. полит. наук. - М., 1996.

3. Медушевский, А.Н. Либерализм как проблема западной современной историографии // Вопросы истории. - 1992. - №8-9.

4. Нарский, И.В. К вопросу о социально-моральной среде российского либерализма в начале ХХ века // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. - М., 1999.

5. История либерализма в России. - М., 1995.

6. Пустарнаков, В.Ф. Университетская философия в России. - СПб., 2003.

7. Шамшурин, В.И. Идея права в социальной теории П.И. Новгородцева // СоцИс : Соц. исслед. - 1993. - №4.

8. Осипов, И.Д. Философские основания русского либерализма (Х1Х - начало ХХ в.): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 1999.

9. Франк, С.Л. Пушкин как политический мыслитель // Рус. зарубежье. - М. - 1993. - Вып. 1.

10. Харусь, О.А. Либерализм в Сибири начала ХХ века: идеология, политика, организация (1905 - февраль 1917 г.) // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. - М. - 1999.

11. Бродский, А.И. Тайна диалектической логики // Русская и европейская философия: пути схождения. - СПб. - 2004.

12. Евлампиев, И.И. Рец. на кн.: Артемьева Т.В. Идея истории в России XVIII века // Философский век. - СПб. - 1998. - Вып. 4. ; // Вопросы философии. - 1999. - №8; Шелохаев, В.В. Либеральная модель переустройства России: монография. - М., 1996.

13. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

14. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - М., 1993.

15. Тойнби, А. Постижение истории. - М., 1991.

16. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003.

17. Семеникова, Л. И. Цивилизации в истории человечества. - М., 1994.

18. Яннарас, Х. Вера Церкви. - М., 1992.

Статья отправлена в редакцию 04.05.10

УДК 882.09-93(09)

О.Н. Челюканова канд. филол. наук, доц., ГОУВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.

Гайдара», г. Арзамас, Email: [email protected]

ЛИРИЗАЦИЯ И ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРОЗЫ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИЛИТЕРАТУРНОГО СИНТЕЗА В РОМАНЕ ВАЛЕРИЯ МЕДВЕДЕВА «СВАДЕБНЫЙ МАРШ»

Статья посвящена анализу романа «Свадебный марш» как сложного жанрового образования, в художественной ткани которого явно прослеживаются две линии - лирическая и драматическая, а также ярко проявился художественный синтез. Автор рассматривает черты драматического и лирического в романе. В нем несложно усмотреть черты драматического рода литературы: сосредоточенность прежде всего на действии, внешнем и внутренне-духовном, и как следствие - некую сценарность происходящего. В то же время роман как жанр прозаического рода литературы приобретает черты, характерные для поэзии как семантического единства: ассоциативность, укрупнение детали, преобладание чувственного и медиативного ряда над событийным.

Ключевые слова: аллегория, аллюзия, внутрилитературный синтез, драматизация прозы, лиризация прозы, метафора, реминисценция, символ.

В 1974 году Валерий Медведев опубликовал роман е-80-е гг. ХХ в. В докладе С. Михалкова на IV съезде совет-

"Свадебный марш", который представляет собой сложное ских писателей подчеркивалось: «...Сегодняшняя детская и

жанровое образование, в его художественной ткани явно про- юношеская проза, как никогда прежде, внимательна к внут-

слеживаются две линии - лирическая и драматическая. Внут- реннему миру героя, к тем сложным и бесконечно многооб-

рилитературный синтез, характерный как для детской литера- разным человеческим связям и отношениям, которые, в сущ-

туры 50-70 гг. в целом, так и для творчества Валерия Медве- ности, и образуют в совокупности внутренний мир личности.

дева, особенно ярко проявился в названном произведении. Особенно массированному критическому "обстрелу" подвер-

Внимание к духовно-нравственной составляющей подро- гаются сегодня душевная черствость, нравственное невеже-

стка доминантно литературе названной эпохи. Духовно-нрав- ство и глухота» [1, с. 2]. Литература о подростке и для подро-

ственная проблематика оказалась в числе приоритетных в 50- стка содержит лирико-психологическую доминанту.

Жанровое своеобразие романа "Свадебный марш" самим названием вызвало неоднозначную оценку критики. На страницах журнала «Детская литература» в 1976 году развернулась оживленная дискуссия, участники которой обсуждали форму произведения [2; 3; 4; 5]. Так, Н. Денисова, отнеся произведение к «условно-романтическому жанру» [3, с. 16], отмечает своеобразие его индивидуального стиля: герой, как казалось критику, чересчур оторван от реального мира (надо понимать - от обыденной действительности, бытовых подробностей), он больше рассуждает, анализирует, высказывается, чем действует, что в художественной структуре произведения слишком много условностей (притчеобразных вне-сюжетных элементов, ассоциаций, иносказаний, в т.ч. вводится второй план повествования, образуемый рисунками, которыми как бы изъясняется герой), что речь героя-рассказ-чика и действующих лиц слишком перегружена афоризмами, подтекстом, книжными реминисценциями и т.п. Такая оценка связана с тем, что в романе явно присутствуют два плана содержания: бытовой, или, скорее, психологический, связанный с жизненной драмой героя, обусловленный типичным конфликтом, и второй - обобщенно-философский, общечеловеческий, касающийся высших мировоззренческих понятий. В свете последнего совершенно органично воспринимаются те композиционные и стилевые черты - двуплановость повествования, интеллектуальная нагруженность, научно-книжные реминисценции и т.д., - которые в совокупности составляют стержневой жанрообразующий компонент.

Жизнь главного героя Валентина драматична, насыщена событиями, действием, и динамизм их вытесняет описательную сторону: автор пренебрегает описаниями и авторскими отступлениями, и читатель даже знает, как выглядит главный герой. Жизненная драма героя вызвана не только изменой любимой девушки, но и столкновениями с пороками, низменностью и безнравственностью, с тем, что унижает человеческое достоинство.

Как замечает И.Г. Минералова, «театральное, игровое в широком смысле, карнавальное - следствие все тех же исканий в области синтеза» [6, с. 6]. Таким образом, в романе несложно усмотреть черты драматического рода литературы: сосредоточенность прежде всего на действии, внешнем и внутренне-духовном, и как следствие - некую сценарность происходящего, которая находит свое отражение и в быстрой смене сцен-действий, а также в том, что в произведении присутствует второй, параллельный сюжет, созданный героем в форме шаржей, карикатур.

Завязка «рисуночного» сюжета, в соответствии с классическими законами композиции художественного произведения, дана в первой главе романа. Она открывается картиной, которая приснилась герою - «Осенний день» Левитана. Экскурсовод рассказывает историю появления на этой картине фигуры женщины в черном платье. «Ее вписал в картину брат Антона Павловича Чехова Николай, который, как известно был художником» [7, с. 53]. Эта картина, как и многие другие картины и рисунки в романе, отличается от своего прецедентного текста - реальной картины Левитана. Вместо молодой женщины в черном по дороге идет любимая девушка героя - Юла. Такая подмена чужого персонажа образом любимого человека указывает на то, что в душе героя идет серьезная внутренняя работа. Алик сам озвучивает центральный конфликт как «рисуночного», так и традиционного сюжета: «Я помню, что никак не мог понять во сне, откуда Николай Чехов мог знать Юлку и почему она не сказала мне, что она ему позировала» [7, с. 54]. На уровне традиционного сюжета этот вопрос (или центральная проблема произведения) связан с изменой Юлы и заключается в том, что же произошло с ней во время разлуки, почему она изменила герою, почему жестоко оскорбила его чувства. Сама история создания картины дает ответ на этот вопрос: женский персонаж написан не самим художником, а его другом; перенося этот мотив на личные отношения героя с девушкой, мы понимаем, что Юла в его жизни - случайный человек, и уход ее закономерен. Сам Алик, полностью поглощенный своей любовью, в начале кни-

ги еще не готов принять это, - но сюжет сна намекает на то, что в его подсознании уже живет эта мысль. По сути дела, весь роман представляет собой анализ постепенного пути героя к осознанию и принятию этой мысли - вплоть до последних страниц, когда развязка этого конфликта случается в несколько мгновений: герой осознает, что, несмотря на свою любовь к Юле, не может быть с ней.

Так присутствие параллельного, «нарисованного» сюжета позволяет автору вскрыть глубинные подсознательные движения души своего героя и показать читателю эволюцию его мироотношения. Алик Левашов - талантливый художник, человек с ярким образно-предметным мышлением, и с помощью своих рисунков он осмысливает те или иные события своей жизни, прогнозирует и анализирует, страдает и радуется.

Событий в романе немного, в них рельефно отразился драматизм происходящего. Однако не столько в самих этих событиях, нарисованных с точностью и художественной выразительностью, сколько в спорах, размышлениях и рассуждениях героев раскрывается авторский замысел. Они затрагивают вопросы человеческой нравственности, моральной ответственности за свое поведение, поступки. История любви главного героя - Алика Левашова раскрывается автором не только в соотношении с происходящими событиями, но и в контексте философских размышлений о человеке. В раздумьях Алика немало тревожных вопросов, волнующих современность. Эти элементы составляют «внутреннее» течение сюжета, и формируют значимую составляющую жанровой структуры произведения - лирическую. Роман как жанр прозаического рода литературы приобретает «черты, характерные для поэзии как семантического единства: ассоциативность, укрупнение детали, ... примат чувственного и медиативного ряда над событийным» [6, с. 4].

Роль любовной интриги в романе ослаблена. Это не осталось не замеченным критикой: «Весь роман - это реакция героя на письмо. А мы, читатели, даже не знаем, почему оно появилось!» [4, с. 14]. Писателю интересно, важно другое - те размышления и чувства которые вызваны той или иной любовной коллизией. В романе мы имеем дело не столько с временным процессом, событийностью, сколько с длительной ситуацией, кризисной, переломной, в которой герой «переживает сгущенный процесс познания». Нам не так важны подробности всего, что произошло на рижском взморье, кто же на самом деле жених Юлы. Ситуация, в которой оказался Алик Левашов, заставляет его, мыслящего молодого человека, задуматься над такими вопросами, ответы на которые человечество ищет уже не одно столетие: что такое любовь? можно ли простить измену? Попутно возникают и другие субстанциональные проблемы (правды и лжи, смысла жизни, реализации таланта и т.п.), созвучные рефлектирующему сознанию чита-теля-юноши. Один из персонажей романа, клоун Бон-Иван поясняет: «Для меня хорошее кино - если я ощущаю, что за тем, что происходит на экране, где-то стоит мой цирк, где я работаю. Смотрю Чаплина, действие происходит в Нью-Йорке, далеко от моего цирка, но я чувствую, что где-то за Нью-Йорком стоит мой цирк... А другую картину смотришь и думаешь, нет, не стоит за ней там где-то мой цирк и не может стоять...» [7, с. 9]. То же можно сказать и о произведениях для детей: хорошие книги - те, которые находят отголосок в душе ребенка, отвечают на злободневные вопросы, в которых он видит частичку себя, «свой цирк», свою жизнь. Читатель «Свадебного марша» - представитель той возрастной категории, для которой не характерно принятие истин на веру.

Борьба идей, позиций персонажей способствует разрешению противоречий в сознании главного героя. Произведение Медведева «живет контраверсой» [8, с. 7]. Роман пронизывают диспуты, главного героя захватывает борьба противоречивых чувств и мыслей - это одно из проявлений философского жанра, в котором больше чем в других типах романов будет занимать место такой принцип, как «полемика, спор, диалог» [8, с. 20]. В споры втянуты представители разных

поколений. Некоторые представители старшего не только делятся своим опытом, но и выступают двойниками главного героя, реализуя ту или иную возможность, перспективу главного героя.

Лирически раскрывается автором и центральная поэтическая тема - тема любви, предательства - не только в соотношении с конкретной жизненной ситуацией (измена Юлы), но и в контексте размышлений героя о любви. Каждый персонаж романа так или иначе втянут в спор о смысле любви. Наличие нескольких точек зрения и образующееся между ними художественное напряжение позволяет читателю увидеть проблему многосторонне.

Так мужчина, случайно встреченный Аликом в электричке, объяснил: «...любовь - это букет живых роз в хрустальной вазе, налитой прозрачной ключевой водой!.. А какой аромат!.. А какие краски!.. А через три-четыре дня... вода мутнеет, лепестки облетают... А аромат испаряется... И вся любовь. И все можно в мусоропровод... Все... Кроме вазы... А в вазу можно... второй букет... поставить... из хризантем...» [7, с. 41].

Философия мужчины из электрички перекликается с позицией другого, более молодого, персонажа (недруга Алика) -Геннадия Умпы, такого же циника, мизантропа и женоненавистника. Не зря Алик называет своего случайного собеседника «умпопомрачительным мужчиной», совмещая в этом определении-каламбуре и фразу «помраченный умом» и схожесть с Умпой. Такая метафорика, игра со словом, оригинальная образность роднит роман с лирическим произведением. В момент душевного кризиса, отчаяния Алик начинает исповедовать «умпопомрачительную» философию. В диалогические отношения с персонажами-циниками вступают своего рода идеологи - следователь Мужчина Как Все, отец и сын Шуб-кины.

Попав в милицию, Алик знакомится со следователем, которого наделяет любопытным прозвищем - Мужчина Как Все. Это не просто среднестатистический мужчина, а Человек с заглавной буквы. Особенно нужно отметить местоимение «Все». Алик имеет в виду не всех людей, а лишь таких, которые «с большой буквы», которых можно назвать настоящим Человеком. Мужчина Как Все вступает в спор с Умпой, который цинично заявляет, что любви нет. Алик, разочаровавшийся и поддавшийся соблазну нигилизма и мнимой свободы, компромисса, становится на сторону Умпы: «Я в энциклопедии смотрел, там нет слова "любовь"... Нет такого понятия. А раз в энциклопедии нет, значит... В научном словаре все

Библиографический список

понятия есть и доказательства этих понятий... Если нет доказательства чего-то, значит, этого чего-то нет... Надо о чем-то на свидании говорить, вот люди и говорят о любви...» [7, с. 127].

Мужчина Как Все опровергает эту мысль, ссылаясь на свой опыт следователя: «Слова может такого и нет, а любовь есть... Вот если, скажем... человек убил по злобе - ему вышка... Расстрел... А если из ревности... Из любви, одним словом, - не выше десяти лет. Видишь, какая разница... Значит, есть она, любовь... Не было бы - не сажали... Если нет, за что же снижать? Значит, она есть! Понимаешь, есть! Материалистически существует!» [7, с. 128].

Мужчина Как Все расширяет понятие «любовь», акцентируя внимание на проблеме, которая намечалась в предыдущих главах - любви к родителям. Он рассказывает Алику о том, что у него недавно умерла мать, а он так и не успел признаться ей в любви: «жене тысячу раз объяснялся, а матери ни разу...» [7, с. 44] - с горечью признается следователь. Эту мысль предвосхитил Бон-Иван: «Я ведь детдомовский. И жалею об этом... И еще жалею этих родных. Они почему-то наносят друг другу самые болезненные удары в смертельно больные места!» [7, с. 23]. Эта тема очень близка самому автору, рано лишившемуся родителей. Его детдомовское детство дает право обратиться к юному читателю с призывом быть внимательным, чутким к близким, в этом - залог формирования настоящего Человека.

В финале произведения напряженные поиски истины приводят Алика к мысли о созидательной силе любви, о любви как «формуле жизни» [7, с. 196], без которой невозможно существование человечества. Роман «Свадебный марш» рассчитан на читателя, которому не нужны готовые формулы и рецепты. «Афоризм - это могила мысли» [7, с. 94], «Истина не в самой истине, а в том, чтобы до нее докопаться» [7, с. 54], - говорит главный герой романа. Автор вовлекает читателя в своеобразную игру - поиск завуалированного подтекста, ключ к которому заложен в одной из первых фраз романа.

Таким образом, на фоне напряженного драматизма повествования, динамичной сценарности рисунков и пунктирного «вербального» сюжета, авторское многозначное слово, осложненное аллегориями, символами, метафорами, аллюзиями различного свойства и пр., переводит само содержание произведения из бытового в бытийный план, побуждает читателя к размышлениям, микширует морализаторское, акцентируя собственно художественное.

1. Михалков, С. Речь на VI съезде писателей СССР // Детская литература. - 1976. - № 11.

2. Воронов, Вл. И труд наш молод // Детская литература. - 1976. — № 7.

3. Денисова, П. К вопросу о том, кого считать купидонами, или что такое романтика // Детская литература. - 1976. - № 6.

4. Ковалева, Л. Роман-размышление // Детская литература. - 1976. - № 6.

5. Мотяшов, И. Валентин Левашов, Юла и другие // Детская литература. - 1976. - № 6.

6. Минералова, И. Художественный синтез в теории и практике русской словесности рубежа 19-20 веков // Синтез в русской и мировой художественной культуре: тезисы научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. - М.: МПГУ, 2001.

7. Медведев, В. Свадебный марш: Избранное / вступ. ст. С. Михалкова. - М.: Мол. гвардия, 1983.

8. Агеносов, В. Советский философский роман. - М.: МПГУ, 1989.

Статья поступила в редакцию 27.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.