Научная статья на тему 'ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В ВОСПРИЯТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В ВОСПРИЯТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпредметные связи / методика интегрированного обучения / словесное рисование на основе иллюстрации / interdisciplinary connections / integrated learning methodology / verbal drawing based on illustration

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сат Н. Д.

Проблема межпредметных связей в дошкольном образовании по-прежнему остаѐтся актуальной. Предлагаемая система интегрированных занятий была апробирована в рамках реализации литературного проекта во время прохождения педагогической практики студентами Кызылского педагогического института, обучающимися по направлению «Дошкольное образование». Для успешного литературного развития дошкольнику, помимо разговорной речи, необходимо овладеть навыками художественной речи. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск технологий, необходимых для развития художественной речи у старших дошкольников, является актуальной проблемой, требующей своего решения. С целью развития художественной речи у дошкольников студентыпрактиканты интегрировали материалы разных видов искусства: поэзии, музыки, живописи, добиваясь одновременного включения зрительных, слуховых и тактильно-двигательных анализаторов. Творческая активность детей проявилась в создании иллюстраций к лирическому стихотворению Ф.И.Тютчева и в словесном рисовании осеннего пейзажа на основе этих иллюстраций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сат Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LYRICS BY F.I. TYUTCHEV IN THE PERCEPTION OF PRESCHOOLERS

The problem of interdisciplinary connections in preschool education is still relevant. The proposed system of integrated lessons was tested in the process of the implementation of a literary project by students of the Kyzyl Pedagogical Institute during their teaching practice. For successful literary development, a preschooler, in addition to colloquial speech, needs to master the skills of artistic speech. In this regard, the study of pedagogical conditions and the search for technologies necessary for the development of artistic speech in older preschoolers is an urgent problem that requires its solution. In order to develop artistic speech among preschoolers, trainee students integrated materials from different types of art: poetry, music, painting, achieving the simultaneous inclusion of visual, auditory and tactile-motor analyzers. The creative activity of children was manifested in the creation of illustrations for the lyric poem by F.I. Tyutchev and in the verbal drawing of an autumn landscape based on these illustrations.

Текст научной работы на тему «ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В ВОСПРИЯТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.2:82

doi 10.24411/2221-0458-2020-10056

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА В ВОСПРИЯТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сат Н.Д.

Тувинский государственный университета, г. Кызыл, Россия

LYRICS BY F.I. TYUTCHEV IN THE PERCEPTION OF PRESCHOOLERS

N.D. Sat

Tuvan State University, Kyzyl, Russia

Проблема межпредметных связей в дошкольном образовании по-прежнему остаётся актуальной. Предлагаемая система интегрированных занятий была апробирована в рамках реализации литературного проекта во время прохождения педагогической практики студентами Кызылского педагогического института, обучающимися по направлению «Дошкольное образование». Для успешного литературного развития дошкольнику, помимо разговорной речи, необходимо овладеть навыками художественной речи. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск технологий, необходимых для развития художественной речи у старших дошкольников, является актуальной проблемой, требующей своего решения. С целью развития художественной речи у дошкольников студенты-практиканты интегрировали материалы разных видов искусства: поэзии, музыки, живописи, добиваясь одновременного включения зрительных, слуховых и тактильно-двигательных анализаторов. Творческая активность детей проявилась в создании иллюстраций к лирическому стихотворению Ф.И.Тютчева и в словесном рисовании осеннего пейзажа на основе этих иллюстраций.

Ключевые слова: межпредметные связи; методика интегрированного обучения; словесное рисование на основе иллюстрации

The problem of interdisciplinary connections in preschool education is still relevant. The proposed system of integrated lessons was tested in the process of the implementation of a literary project by students of the Kyzyl Pedagogical Institute during their teaching practice. For successful literary development, a preschooler, in addition to colloquial speech, needs to master the skills of artistic speech. In this regard, the study of pedagogical conditions and the search for technologies necessary for the development of artistic speech in older preschoolers is an urgent problem that requires its solution. In order to develop artistic speech among preschoolers, trainee students

integrated materials from different types of art: poetry, music, painting, achieving the simultaneous inclusion of visual, auditory and tactile-motor analyzers. The creative activity of children was manifested in the creation of illustrations for the lyric poem by F.I. Tyutchev and in the verbal drawing of an autumn landscape based on these illustrations.

Keywords: interdisciplinary connections; integrated learning methodology; verbal drawing based on illustration

Во время прохождения педагогической практики студенты организовали литературный проект «Осеннее настроение», состоявший из трёх интегрированных занятий: первое занятие «Поэтическая прогулка»; второе занятие «Содружество поэзии, живописи и музыки»; третье занятие «Осенняя палитра». По количеству участников проект являлся коллективным, по виду - творческим, по длительности -краткосрочным, так как реализовывался в течение 3 дней.

Целью данного литературного проекта было развитие художественной речи дошкольников. Были поставлены следующие задачи:

- выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени...» во время прогулки в осеннем парке;

- правильное восприятие детьми образа осенней природы в поэзии, в живописи и в музыке; иллюстрирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени.»;

- словесное рисование осеннего пейзажа на основе иллюстрации.

Содержание литературного проекта «Осеннее настроение»:

Занятие 1. «Поэтическая прогулка» Цель: наблюдение за осенними изменениями в природе.

Задачи: расширение и углубление знаний об осени как времени года; совершенствование навыка выразительного чтения; воспитание в детях эстетического чувства: формирование видения красоты окружающего мира.

Материалы: поэтический сборник со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной». Ход мероприятия:

Воспитатель готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.

Накануне прогулки по осеннему парку ребята знакомятся с приметами осени, разгадывают загадки, изучают пословицы и поговорки, учат стихи об осени.

Загадки Пришла пора -Опустели леса:

Листья опадают.

Птицы улетают (Осень).

Пословицы и поговорки

В сентябре лето кончается, осень начинается.

От осени к лету поворота нету.

Во время прогулки по осеннему парку им предлагается понаблюдать за погодой.

В: Какая сегодня погода? Какое небо? Какое солнце? Сравните сентябрьские дни с летними. Обратите внимание на листопад и пожухлую траву. Почему пропали насекомые? Куда улетели птицы.

(Воспитатель обращает внимание детей на краски осеннего парка и просит сравнить их с красками летнего парка. Дети наблюдают за погодой, небом, солнцем, листопадом, травой, насекомыми, птицами).

В: Давайте вспомним стихотворение об осени.

(Дети читают выученное

стихотворение об осени Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»).

После прогулки по осеннему парку дети делятся своими впечатлениями о том, какое настроение вызвала у них прогулка по осеннему парку; совпало ли их настроение с настроением поэта, описавшим образ осеннего пейзажа: лёгкая грусть, умиротворение и восхищение приметами осени.

Занятие 2 «Содружество поэзии, живописи и музыки»

Цель: формирование правильного восприятия и интерпретации образа осенней природы в поэзии, в живописи и в музыке.

Задачи: освоение поэтического словаря: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений; формирование

синхронного восприятия стихов, картин и музыки; воспитание в детях эстетического чувства: формирование видения красоты окружающего мира.

Материалы: 1) портрет Ф.И. Тютчева; 2) поэтический сборник со стихом Ф.И. Тютчева «Есть в осени...»; 3) аудиозаписи музыкальных композиций П.И.

Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень »; 4) репродукции картин И.И. Левитана, И.С. Остроухова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина; 4) аудиозапись с профессиональным чтением стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени.».

Ход занятия:

I. Организационный момент

В: Ребята, во время нашей прогулки по осеннему парку вы выразительно читали стихотворение об осени. Сегодня я хочу вас познакомить с поэтом, написавшим это прекрасное стихотворение.

(Показ портрета и краткий обзор биографии поэта Ф.И. Тютчева).

В: Поэт старался в своих стихах очень точно описать состояние осенней природы. Сегодня мы ещё глубже познакомимся со

стихотворением Ф.И. Тютчева, а помогут нам в этом живописные полотна известных художников и музыка прославленных композиторов.

II. Чтение и беседа по содержанию стихов

В: Поэт хотел, чтобы мы разделили с ним чувство восхищения красотой осенней природы. Осенний пейзаж воплощён благодаря образным словам.

(Проводится пословно-построчный анализ стихотворного текста. Воспитатель зачитывает отрывки стихов, обращая внимание детей на поэтические строки, в которых поэт образно и филигранно рисует картины осенней природы, и которые наполнены чувством восхищения прекрасным временем года, чувствами лёгкой грусти, покоя и умиротворения).

В: О какой «короткой», но «дивной» поре говорит автор?

В: Как вы поняли слова автора: «Весь день стоит как бы хрустальный»?

В: Почему поэт употребляет это слово «хрустальный» для описания осеннего дня?

В: Давайте постараемся истолковать такие образные слова:

- «лучезарны вечера» - сияющие, светлые;

- «бодрый серп» - быстро срезающий колосья;

- «на праздной борозде» - на вспаханном поле, на котором никто не работает;

- «паутины тонкий волос» - паутина сравнивается с тонким волосом;

- «чистая и тёплая лазурь» - сияющая синева неба;

- «на отдыхающее поле» - на поле закончены все работы.

III. Беседа по картинам и музыкальным композициям

В: Обратите внимание на картины И.И. Левитана «Золотая осень», И.С. Остроухова «Золотая осень», В. Д. Поленова «Золотая осень», И.И. Шишкина «Золотая осень» (Рассматривание картин детьми).

В: Как воплощает художник, в отличие от поэта и композитора, осеннюю природу?

В: Какие эмоции вы испытываете, рассматривая картины?

В: Послушайте музыкальные композиции П.И. Чайковского и А. Вивальди, посвящённые осенней природе (Прослушивание аудиозаписи детьми).

В: Как воплощает композитор, в отличие от поэта и художника, осеннюю природу?

В: Какие эмоции вы испытываете, слушая эту музыку?

В: Соответствует ли музыка П.И. Чайковского и А. Вивальди настроению картин и стихотворения?

В: Как вы думаете, чем похожи, и чем отличаются поэтический, живописный и музыкальный образ осенней природы?

Рис.1. Репродукции картин русских художников

В: Пейзажные картины помогают представить поэтический и музыкальный образы. В этом секрет содружества искусств, но, и поэт, и художник, и композитор, каждый по-своему создают образ осенней природы. И средства у них разные: у композитора - звуки, у художник а - краски, у поэта - слова. Тем не менее, и стих, и картина, и музыка передают одно и то же осеннее настроение: настроение лёгкой грусти, умиротворения и восхищения красотой осеннего пейзажа.

IV. Слайд-шоу картин с осенним пейзажем на фоне мелодекламации

(Дети синхронно воспринимают пейзажные картины, музыку и стихотворение (в аудиозаписи с профессиональным чтением стиха).

V. Итог занятия

В: Какие эмоции у вас вызвал просмотр слайд-шоу?

В: Согласитесь, что содружество искусств больше впечатляет, и, в этом случае, красота осеннего пейзажа раскрывается в большей мере. И мы до

глубины души проникаемся осенним настроением.

Занятие 3 «Осенняя палитра»

Цель: развитие художественной речи детей.

Задачи: иллюстрирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени...»; словесное рисование осеннего пейзажа на основе иллюстрации.

Материалы:

1) поэтический сборник со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в

Рис. 2. «Скучная картина»

Словесное рисование к рисунку 2. «Пришла золотая осень. Лёгкие облака плывут по прозрачному небу. Солнце греет слабо. На улице прохладно. Не забыла осень и про реку. Она бросила в воду все самые тёмные краски. Речка замёрзла и потемнела. И грустно, и радостно!» (Айжен).

осени первоначальной»; 2) альбомные листы, 3) разноцветные карандаши, фломастеры, кисточки, краски.

Ход занятия:

I. Организационный момент

В: Ребята, я ещё раз прочитаю вам стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени ...», а ваша задача изобразить в красках и словесно состояние осенней природы.

П.Иллюстрирование и словесное рисование осеннего пейзажа

Рис. 3. «Есть в осени.»

Словесное рисование к рисунку 3. «Деревья стоят нарядные в прекрасных желтых платьях. Золотая, красная и бордовая листва усыпала землю. Это осень постелила свой золотистый ковёр из листьев. Иногда с деревьев льётся настоящий золотистый дождь и ветерок подгоняет упавшие золистые монетки» (Мерген).

III. Итог занятия

В: Ребята, вы все молодцы, вы справились с творческой задачей: воплотили образ осени в своих рисунках и передалиосеннее настроение лёгкой грусти, умиротворения и восхищения красотой осеннего пейзажа. Ваши иллюстрации и словесное рисование доказывают то, что вы прониклись осенним настроением поэта Ф.М.Тютчева, почувствовали тональность его стихов, и это позволило вам правильно воплотить образ осеннего пейзажа.

Результаты литературного проекта

Сформированы навыки:

- правильного восприятия и интерпретации художественного образа в поэзии, в живописи и в музыке;

- синхронного восприятия мелодекламации и картин;

- использования эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений в контексте словесного рисования;

- иллюстрирования литературного произведения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- воплощения литературного образа в изобразительном творчестве;

- словесного рисования на основе иллюстраций;

- эстетического видения красоты окружающего мира.

С целью развития художественной речи у дошкольников студенты-практиканты интегрировали материалы разных видов искусства: поэзии, музыки, живописи, добиваясь одномоментного включения в работу зрительных, слуховых, тактильно-двигательных анализаторов. Творческая активность детей проявилась в создании иллюстраций к лирическому стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени.» и в словесном рисовании осеннего пейзажа на основе этих иллюстраций.

Таким образом, в целом, серия интегрированных занятий способствовала разностороннему развитию дошкольников

Библиографический список

1. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В. И. Волынкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 441 с. - ISBN 978-5-222-11688-3. - Текст : непосредственный.

2. Демидова, Е. Б. Языковые особенности художественного текста : учебное пособие / Е. Б. Демидова, Ю. Б. Мартыненко. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. - 200 c. - ISBN 978-5-42630815-2 // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http ://www.iprbookshop.ru/94697. html (дата обращения: 12.05.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный.

3. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий / О. С. Ушакова,

за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих задач разных видов искусств.

Н. В. Гавриш. - Москва : ТЦ Сфера, 2003. - 224 с. - ISBN 5-89144-015-6. - Текст : непосредственный. References

1. Volynkin V.I. Khudozhestvenno-esteticheskoye vospitaniye i razvitiye doshkol'nikov: uchebnoye posobiye [Artistic and aesthetic education and development of preschoolers: textbook]. Rostov-on-Don: «Phoenix» Publ., 2007. 441 p. (in Russian) 2 .Demidova E. B. Yazykovyye osobennosti khudozhestvennogo teksta: uchebnoye posobiye. [Linguistic features of literary text: textbook ]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., 2019. 200 p. (in Russian) 3. Ushakova O.S., Gavrish N.V. Znakomim doshkol'nikov s literaturoy: konspekty zanyatiy [We acquaint preschoolers with literature: class notes]. Moscow: TC Sphere Publ., 2003. 224 p. (in Russian)

Сат Надесса Дарымаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: satnd@mail.ru

Odessa D. Sat - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Methods of the Language Formation and Speech Therapy, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: satnd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.