Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МЕТОД ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / INTEGRATED METHOD OF TEACHING / WORD DRAWING / ART SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сат Надесса Дарымаевна

Для успешного литературного развития дошкольнику необходимо овладеть навыками художественной речи. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск технологий, необходимых для развития художественной речи у дошкольников, является актуальной проблемой, требующей своего решения. Во время прохождения педагогической практики студенты Кызылского педагогического института, обучающиеся по направлению «Дошкольное образование», провели ряд интегрированных занятий в рамках литературного проекта «Цветочная феерия», взяв за основу один из проектов на подобную тему [5]. С целью развития художественной речи у старших дошкольников студенты-практиканты использовали метод интегрированного обучения: творческая активность детей проявлялась в словесном рисовании волшебных цветов из литературных сказок, чьи образы предварительно были воплощены ими в продуктах изобразительной деятельности - аппликациях, оригами, коллажах, иллюстрациях. Практика подтвердила, что союз искусства слова и изобразительного искусства наиболее полно раскрывает творческий потенциал старших дошкольников и содействует их речевому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ARTISTIC SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN: PEDAGOGICAL EXPERIENCE

For a successful literary development in the preschool child needs to master the skills of artistic speech. In this regard, the study of pedagogical conditions and the search for technologies necessary for the development of artistic speech in preschool children is an urgent problem that needs to be solved. During the pedagogical practice, students of the Kyzyl pedagogical Institute, studying in the direction of «Preschool education», conducted a number of integrated classes within the framework of the literary project «Flower extravaganza», taking as a basis one of the projects on a similar topic [5]. In order to develop artistic speech in older preschoolers, students-interns used the method of integrated learning: children's creative activity was manifested in verbal drawing of magic flowers from literary fairy tales, whose images were previously embodied by them in products of visual activity-applications, origami, collages, illustrations. Practice has confirmed that the Union of the art of words and fine arts most fully reveals the creative potential of older preschoolers and promotes the development of figurative speech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ»

Развитие художественной речи дошкольников: педагогический опыт

Сат Надесса Дарымаевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университета E-mail: satnd@mail.ru

Для успешного литературного развития дошкольнику необходимо овладеть навыками художественной речи. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск технологий, необходимых для развития художественной речи у дошкольников, является актуальной проблемой, требующей своего решения. Во время прохождения педагогической практики студенты Кызылского педагогического института, обучающиеся по направлению «Дошкольное образование», провели ряд интегрированных занятий в рамках литературного проекта «Цветочная феерия», взяв за основу один из проектов на подобную тему [5]. С целью развития художественной речи у старших дошкольников студенты-практиканты использовали метод интегрированного обучения: творческая активность детей проявлялась в словесном рисовании волшебных цветов из литературных сказок, чьи образы предварительно были воплощены ими в продуктах изобразительной деятельности - аппликациях, оригами, коллажах, иллюстрациях. Практика подтвердила, что союз искусства слова и изобразительного искусства наиболее полно раскрывает творческий потенциал старших дошкольников и содействует их речевому развитию.

Ключевые слова: межпредметные связи, метод интегрированного обучения, словесное рисование, художественная речь.

В ходе педагогической практики студенты организовали литературный проект «Цветочная феерия», состоявший из четырёх интегрированных занятий.

По количеству участников проект являлся коллективным, по виду - творческим, по длительности - краткосрочным, так как реализовывался в течение 5 дней.

Цель литературного проекта: развитие художественной речи дошкольников. Задачи: правильное восприятие детьми образа сказочного цветка; воплощение образа сказочного цветка в аппликациях, оригами, ах, иллюстрациях; словесное рисование дошкольников.

Дни литературного проекта «Цветочная феерия»

1 день. Занятие «Цветик-семицветик».

2 день. Занятие «Аленький цветочек».

3 день. Занятие «Цветы маленькой Иды».

4 день. Занятие «Каменный цветок».

5 день. Итоговое занятие. Выставка творческих работ детей «Цветочная феерия».

Занятие 1

«Цветик-семицветик»

Цель: ознакомить детей с жизнью и творчеством В.П. Катаева; посредством словесного рисования приобщить детей к поэтическому слову.

Задачи: составить аппликацию по сказке В.П. Катаева; привить навык словесного рисования; способствовать духовно-эстетическому развитию дошкольников.

Материалы: портрет, книжная выставка, бумага цветная, клей, кисточки, салфетки, ножницы.

Ход занятия

I. Организационный момент

В: Жил на свете волшебник Валентин Катаев. Он для детей писал книжки, сочинял сказки и снимал для ребят мультфильмы. Сегодня мы познакомимся с детским писателем Валентином Катаевым (показ портрета В. Катаева). Посмотрите ребята на портрет - это детский писатель В. Катаев (дети рассматривают портрет писателя).

Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик», «Цветик - семицветик», «Жемчужина», «Пень», «Голубок».

Вот такое большое наследие оставил для детей и взрослых замечательный писатель - Валентин Петрович Катаев.

II. Чтение и беседа по содержанию сказки «Цветик-семицветик»

В: Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?

В: Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?

В: Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В: Как вы оцениваете поступок Жени?

В: Какое последнее желание загадали бы вы?

III. Аппликация к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

В: А теперь давайте проверим, как вы представляете себе Цветик-семицветик из сказки; составьте аппликацию с образом Цветика-семицветика.

(Изобразительное творчество детей: воплощение образа Цветика-семицветика в аппликациях).

IV. Словесное рисование

В: Поэты и писатели умеют очень красиво рассказывать об окружающем нас мире. Давайте и мы попробуем красиво рассказать о вашем Цветике-семицветике.

Пример словесного рисования Цветика-семицветика

«Цветик-семицветик очень красив своими лепестками. Жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый, голубой и фиолетовый цвета переливаются как радуга и печально падают на землю, когда их отрывают. Они никогда больше не станут цветком» (Артём).

V. Итог занятия

В: Чьё описание Цветика-семицветика вам больше всего понравилось?

В: Дети все вы справились с творческим заданием, вы большие молодцы, я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда любили цветы и узнавали новое о них.

Занятие 2

«Аленький цветочек»

Цель: ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова; посредством словесного рисования приобщить детей к поэтическому слову.

Задачи: составить оригами по сказке С.Т. Аксакова; привить навык словесного рисования; способствовать духовно-эстетическому развитию дошкольников.

Материалы: портрет, бумага цветная, клей, кисточки, салфетки, ножницы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Сегодня наше занятие будет посвящёно творчеству одного очень необычного человека - писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Посмотрите на его портрет (показ детям портрета С.Т. Аксакова).

Маленький Серёжа любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии он обработал в известную сказку «Аленький цветочек».

Эта сказка о волшебном цветке и встрече красавицы и Чудища.

II. Чтение и беседа по содержанию сказки «Аленький цветочек»

В: Почему Настенька выбрала в подарок Аленький цветочек? ° В: Каким был Аленький цветочек? Опишите £ его?

g В: Имел ли Аленький цветочек волшебную силу?

В: Почему Чудище не был счастлив, ведь у него Ü было огромное богатство?

III. Оригами к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

В: А теперь давайте проверим, как вы представляете себе Аленький цветочек из сказки; составьте оригами с образом Аленького цветочка.

(Изобразительное творчество детей: воплощение образа Аленького цветочка в оригами).

IV. Словесное рисование

В: Поэты и писатели умеют очень красиво рассказывать об окружающем нас мире. Давайте и мы попробуем красиво рассказать о вашем Аленьком цветочке.

Пример словесного рисования Аленького цветочка

«<Аленький цветочек имеет только один цвет -алый. Все его лепесточки красивого нежного алого цвета. Это волшебный цветок, поэтому он никогда не увянет; он всегда будет дарить людям вечную красоту» (Ника).

IV. Итог занятия

В: Чьё описание Аленького цветочка вам больше всего понравилось?

В: Дети все вы справились с творческим заданием, вы большие молодцы, я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда бережно относились к цветам.

Занятие 3

«Цветы маленькой Иды»

Цель: ознакомить детей с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена; посредством словесного рисования приобщить детей к поэтическому слову.

Задачи: составить картину-коллаж к сказке Г.-Х. Андерсена; привить навык словесного рисования; способствовать духовно-эстетическому развитию дошкольников.

Материалы: портрет, книжная выставка, элементы разрезной картины.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети и воспитатель рассматривают выставку книг Ганса-Христиана Андерсена.

В: Посмотрите, все эти книги написал Ганс-Христиан Андерсен, великий датский писатель. Его произведения читают во многих странах мира. Посмотрите на обложки книг, какие вам знакомы? (Ответы детей.) Обложка книги рассказывает нам о каком-то эпизоде из произведения. О чем рассказывает писатель в своих книгах? (Ответы детей).

(Дети и воспитатель подходят к стенду «Ганс-Христиан Андерсен», рассматривают портрет писателя. Рассказ воспитателя о творческом пути писателя).

II. Чтение и беседа по содержанию сказки «Цветы маленькой Иды»

В: Как вы думаете, кто главные герои этой сказки?

В: Что было необычного в этой сказке?

В: Какие Цветы там были?

В: Ребята, какие Цветы были музыкантами?

В: Как повела себя Ида после того как увидела, что Цветы совсем завяли? Почему она повела себя именно так?

II. Коллаж из разрезной картины к сказке Г.-Х.Андерсена «Цветы маленькой Иды»

В: А теперь давайте проверим, как вы представляете себе Цветы маленькой Иды из сказки; составьте из разрезных элементов картину-коллаж с образами Цветов маленькой Иды.

(Изобразительное творчество детей: воплощение образов сказочных Цветов в коллажах).

IV. Словесное рисование

В: Поэты и писатели умеют очень красиво рассказывать об окружающем нас мире. Давайте и мы попробуем красиво рассказать о Цветах маленькой Иды.

Пример словесного рисования Цветов маленькой Иды

«Цветов у маленькой Иды много: лилии и крокусы, левкои и гвоздики, голубые фиалки и красные ноготки, маргаритки и ландыши. Они были необычными, они умели даже танцевать. Однако пришло время, и они завяли. Красота и время -недруги» (Чинчи).

V. Итог занятия

В: Чьё описание Цветов маленькой Иды вам больше всего понравилось?

В: Дети все вы справились с творческим заданием, вы большие молодцы, я хочу вам пожелать, чтобы вы знали как можно больше цветов и их названия.

Занятие 4

«Каменный цветок»

Цель: ознакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова; посредством словесного рисования приобщить детей к поэтическому слову.

Задачи: составить иллюстрации к сказу П.П. Бажова; привить навык словесного рисования; способствовать духовно-эстетическому развитию дошкольников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы: портрет, книжная выставка, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки.

Ход занятия

I. Организационный момент

В: Сегодня я хочу вас познакомить с писателем Павлом Петровичем Бажовым. (Показ портрета писателя).

П.П. Бажов написал много сказов. С детства нравились ему легенды, сказы и песни родного Урала. Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. В своих сказах он писал о мастерах всего Урала: о камнерезах, рабочих рудников, шахт, заводов.

В: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одному уральскому мастеру - камнерезу.

II. Чтение и беседа по содержанию сказа «Каменный цветок»

В: О чем рассказывает «Каменный цветок»?

В: Как раскрывается в сказе талант мастера?

В: Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика?

В: Благодаря кому и чему удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика?

III. Иллюстрации к сказу П.П. Бажова «Каменный цветок»

В: А теперь давайте проверим, как вы представляете себе Каменный цветок из сказа; нарисуйте Каменный цветок.

(Изобразительное творчество детей: воплощение образа Каменного цветка в иллюстрациях).

IV. Словесное рисование

В: Поэты и писатели умеют очень красиво рассказывать об окружающем нас мире. Давайте и мы попробуем красиво рассказать о Каменном цветке.

Пример словесного рисования Каменного цветка

«<Каменный цветок изваян из камня, он холодный и мёртвый. Но это только на первый взгляд. Присмотревшись к нему, можно почувствовать, что он как будто дышит. Лепестки из камня ожили. Это мастер вдохнул в них жизнь. Красота и мастерство - друзья» (Чинчи).

V. Итог занятия

В: Чьё описание Каменного цветка вам больше всего понравилось?

В: Дети все вы справились с творческим заданием, вы большие молодцы, я хочу вам пожелать, чтобы вы не только видели, но и чувствовали красоту цветов и других растений.

Занятие 5 (Итоговое занятие)

Выставка творческих работ детей «Цветочная феерия»

Цель: подвести итоги проекта «Цветочная феерия».

Задачи: нравственное и эстетическое развитие дошкольников.

Материалы: портреты писателей, книжная выставка, выставка творческих работ детей.

Ход занятия

I. Выставка творческих работ детей

В: Посмотрите, дети, все эти аппликации, оригами, коллажи, иллюстрации к сказкам о волшебных цветах вы смастерили сами. Теперь ваши поделки могут участвовать и в городских конкурсах, вот какие вы молодцы! Посмотрите на эти работы, они вам знакомы? Правильно, они созданы вашими руками. Вас уже можно назвать маленькими творцами.

(Дети, воспитатель и родители рассматривают выставку творческих работ).

(Далее, дети и воспитатель подходят к стенду «Детские писатели и их сказки»; рассматривают портреты писателей-сказочников и их книги. Воспитатель рассказывает истории создания сказок о волшебных цветах).

II. Беседа о волшебных цветах

В: Как рассказывают писатели в своих книгах о волшебных цветах?

Д: В этих цветах воплощён образ красоты природы; эти цветы всегда живые, даже если они каменные, даже если цветы увядают, то потом обязательно всегда оживают, значит, они вечные, т.е. это вечная красота, которая помогает всем добрым людям.

III. Итог занятия. Награждение победителей

В: А теперь давайте оценим работы каждого

из вас и определим лучшие. Победителя и призё-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ров мы наградим грамотами; всем участникам я выражаю огромную благодарность за ваше терпение и труд, которые, как вы помните из пословицы, «всё перетрут», и всех вас я приглашаю на чаепитие с большим-пребольшим тортом.

Результаты литературного проекта «Цветочная феерия»

Сформированы навыки:

- восприятия и литературного образа

- воплощения литературного а в изобразительном творчестве;

- литературного образа на материале продуктов изобразительного творчества;

Именно такой алгоритм проектной деятельности: анализ литературного произведения - изобразительное творчество по мотивам литературного произведения - словесное рисование литературного образа, воплощённого в продуктах изо-деятельности - активизирует употребление дошкольниками образных слов - эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений - и содействует развитию художественной речи у детей.

Литература

1. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 441 с. - ISBN 978-5-22211688-3. - Текст: непосредственный.

2. Демидова, Е.Б. Языковые особенности художественного текста: учебное пособие / Е.Б. Демидова, Ю.Б. Мартыненко. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. - 200 c. - ISBN 978-5-4263-08152 // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop. ru/94697.html (дата обращения: 12.05.2020). -Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст: электронный.

3. Ушакова, О.С., Гавриш, Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты заня-

тий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - Москва: ТЦ Сфера, 2003. - 224 с. - ISBN 5-89144-015-6. -Текст: непосредственный. 4. Чусовлянкина Е.Т. Творческий проект в старшей группе детского сада «Волшебные цветы в детских сказках». - URL: http://vospitatel.com. ua/zaniatia/proekty/volshebnye-cvety.html (дата обращения: 10.11.2020). - Текст: электронный.

DEVELOPMENT OF ARTISTIC SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN: PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Sat N.D.

Tuvan State University

For a successful literary development in the preschool child needs to master the skills of artistic speech. In this regard, the study of pedagogical conditions and the search for technologies necessary for the development of artistic speech in preschool children is an urgent problem that needs to be solved. During the pedagogical practice, students of the Kyzyl pedagogical Institute, studying in the direction of «Preschool education», conducted a number of integrated classes within the framework of the literary project «Flower extravaganza», taking as a basis one of the projects on a similar topic [5]. In order to develop artistic speech in older preschoolers, students-interns used the method of integrated learning: children's creative activity was manifested in verbal drawing of magic flowers from literary fairy tales, whose images were previously embodied by them in products of visual activity-applications, origami, collages, illustrations. Practice has confirmed that the Union of the art of words and fine arts most fully reveals the creative potential of older preschoolers and promotes the development of figurative speech.

Keywords: interdisciplinary connections, integrated method of teaching, word drawing, art speech.

References

1. Volynkin, V.I. Artistic and aesthetic education and development of preschoolers: textbook. Rostov-on-Don: «Phoenix» Publ., 2007. 441 p.

2. Demidova, E.B. Linguistic features of literary text: textbook. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., 2019. 200 p.

3. Ushakova, O.S., Gavrish, N.V. We acquaint preschoolers with literature: class notes. Moscow: TC Sphere Publ., 2003. 224 p.

4. Chusovlyankina E.T. Creative project in the senior group of the kindergarten «Magic flowers in children's fairy tales». - URL: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/proekty/volshebnye-cvety.html (date of request: 10.11.2020). - Text: electronic.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.