Научная статья на тему 'Лирический этнографизм в трактовке высокогорного пейзажа Б. Н. Тамбиева'

Лирический этнографизм в трактовке высокогорного пейзажа Б. Н. Тамбиева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
233
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ВЫСТАВКА АКВАРЕЛЬНЫХ РАБОТ / EXHIBITION OF WATER COLOR WORKS / ХУДОЖНИК / ARTIST / ПЕДАГОГ / TEACHER / ВЫСОКОГОРНЫЙ ЛИРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / MOUNTAIN LYRICAL LANDSCAPE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL GRAPHIC TRADITIONS / ЭТНОГРАФИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Койчуева Зульфа Казбековна

В статье рассказано о персональной выставке акварельных работ Б.Н. Тамбиева. Его творчество это новое направление в изобразительном искусстве Карачаево-Черкесской Республики. Это направление можно назвать лирическим этнографизмом в трактовке темы высокогорного пейзажа Северного Кавказа. Проведённое комплексное исследование творчества художника позволяет установить уникальное образное восприятие природы высокогорья как некоего фактора этнической близости и национального самоопределения автора, создающего на фоне многочастного мозаичного пространства самобытное и целостное состояние неразрывной связи художника со средой изображения. Автор статьи развивает предложенную ранее концепцию контекстной связи между спецификой восприятия, передачи, личного отношения к объекту изображения и качеством, глубиной проникновения в процесс изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LYRICAL ETHNIC STYLE IN DRAWING OF A MOUNTAIN LANDSCAPE OF B. N. TAMBIEV

Article about opening of a personal exhibition of water color works of B. N. Tambiev, creativity of the new direction defining a vector in arts of the republic. The direction about which it is possible to speak as, about developed ethnic lyrical the relation in the image of a mountain landscape North Caucasus. Conducted difficult research of creativity of the artist, allows to establish unique figurative perception of the nature of the mountain area, as a certain factor of ethnic proximity and national self-determination of the author. Creation against a multiprivate mosaic does intervals between an original and full condition of inseparable communication of the artist with image environment. The author of article develops the concept of contextual communication offered them earlier between certain features of perception, transfer, the personal relation to object of the image and quality, depth of penetration into process of graphic activity.

Текст научной работы на тему «Лирический этнографизм в трактовке высокогорного пейзажа Б. Н. Тамбиева»

2. Man'kovskaia N. B. «Parizh so zmeiami» (Vvedenie v estetiku postmoderniz-ma) ["Paris with snakes" (Introduction to a postmodernism esthetics)]. Moscow, Publishing house of Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 1994. 25 p.

3. Sharoev I. G. Rezhissura ehstrady i massovykh predstavlenii [Direction of a platform and mass representations]. 2th edition. Moscow, Publishing house of The Russian University of Theatre Arts (GITIS), 1992. 432 p.

4. Shibaeva M. M. Russkaia ehstetika: opyt iskanii i obretenii [Russian aesthetics: the experience of search and find]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 115 p.

ИРИЧЕСКИй ЭТНОГРАФИЗМ В ТРАКТОВКЕ ВЫСОКОГОРНОГО ПЕЙЗАЖА Б. Н. ТАМБИЕВА

З. К. Койчуева (Топалова)

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева

В статье рассказано о персональной выставке акварельных работ Б. Н. Тамбиева. Его творчество — это новое направление в изобразительном искусстве Карачаево-Черкесской Республики. Это направление можно назвать лирическим этнографизмом в трактовке темы высокогорного пейзажа Северного Кавказа.

Проведённое комплексное исследование творчества художника позволяет установить уникальное образное восприятие природы высокогорья как некоего фактора этнической близости и национального самоопределения автора, создающего на фоне многочастного мозаичного пространства самобытное и целостное состояние неразрывной связи художника со средой изображения.

Автор статьи развивает предложенную ранее концепцию контекстной связи между спецификой восприятия, передачи, личного отношения к объекту изображения и качеством, глубиной проникновения в процесс изобразительной деятельности.

Ключевые слова: изобразительное искусство, выставка акварельных работ, художник, педагог, высокогорный лирический пейзаж, национальные изобразительные традиции, этнографизм.

Z. K. Koichueva (Topalova)

Federal State Educational Government-financed Institution of Higher Professional Education «Karachay-Cherkessia state University named U. D. Aliyev», The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Lenina str., 29, Karachayevsk, Karachai-Circassian Republic, Russian Federation, 369202

LYRICAL ETHNIC STYLE IN DRAWING OF A MOUNTAIN LANDSCAPE OF B. N. TAMBIEV

Article about opening of a personal exhibition of water color works of B. N. Tambiev, creativity of the new direction defining a vector in arts of the republic. The direction about which it is possible to speak as, about developed ethnic lyrical the relation in the image of a mountain landscape North Caucasus.

Conducted difficult research of creativity of the artist, allows to establish unique figurative perception of the nature of the mountain area, as a certain factor of ethnic proximity and national self-determination of the author. Creation against a multiprivate mosaic does intervals between an original and full condition of inseparable communication of the artist with image

КОЙЧУЕВА (ТОПАЛОВА) ЗУЛЬФА КАЗБЕКОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета имени У. Д. Алиева

236 KOICHUEVA (TOPALOVA) ZULFA KAZBEKOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of

Department of decorative and applied art and design, Institute of culture and arts, Karachay-Cherkessia state University named U. D. Aliyev

e-mail: [email protected] © Койчуева (Топалова) З. К., 2015

^ Искусствознание 1

environment. The author of article develops the concept of contextual communication offered them earlier between certain features of perception, transfer, the personal relation to object of the image and quality, depth of penetration into process of graphic activity. Keywords: fine arts, exhibition of water color works, artist, teacher, mountain lyrical landscape, national graphic traditions, national graphic traditions.

В Карачаево-Черкесском государственном университете состоялось открытие персональной выставки акварельных работ Бурха-на Нюрчуковича Тамбиева «В краю снежных вершин и горных рек». Автор, в прошлом выпускник художественно-графического факультета этого же вуза, а ныне его ректор, открытием персональной выставки продемонстрировал, что по своему призванию является не только умелым, грамотным руководителем, но и талантливым, активно пишущим художником. Как подлинный акварелист, в самом широком смысле этого определения, он пронёс верность однажды выбранной технике письма через всю свою насыщенную событиями и впечатлениями творческую жизнь. При существующем богатстве и разнообразии видов и техник изобразительного искусства он отдал предпочтение академическому акварельному пейзажу.

Долгое время письмо акварельными красками считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. но благодаря лёгкости, доступности и красочности, акварель получила широкое распространение и применение, легла в основу многих монументальных живописных шедевров. Живопись акварелью в современном её представлении возникла сравнительно недавно и стала одной из самых сложных техник рисования, не прощающей ошибок, не терпящей правок и направленной на точность исполнения. От стихийности и непредсказуемости воды, соединённой с красками, от умения мастера управлять влажностью живописного пространства происходят все возможные варианты понимания акварели и способы владения ею. Акварелист, начиная работу над своим произведением, должен точно знать, как оно будет выглядеть к концу работы.

Акварельные произведения Б. Н. Тамбиева

воспевают любовь к малой родине, к её целительной природе со скалистыми безграничными хребтами, ущельями, лесами, высокогорными лугами, бурными реками и удивительной красоты озёрами. Как оставаться равнодушным к замечательной красоте родной природы и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить её в искусстве? Б. Н. Тамбиев, выбрав однажды материал по душе, создав свою собственную технику письма, не увлекается модными течениями. определив свой почерк ведения кисти по бумаге в бесконечном разнообразии характера мазка, даже при сдержанности колористической гаммы, создающего ощущение богатства живописной фактуры, Б. Н. Тамбиев плодотворно и целеустремлённо трудится, изучает возможности акварели в передаче глубины пространства, воздуха и света. Его работы, выполненные на излюбленном акварелистами торшоне, подчёркнуто реалистически и этнографически точны. Эта фотографическая точность, конечно, продиктована стремлением автора передать трепетное состояние внезапно открывшегося момента, озарения, прочувство-ванности.

В природе ищущий, внимательный художник встречается не только с разнообразием «цветистых объединений», но и с богатством пластических форм. Такое изобилие даёт лирическому живописцу неисчерпаемый материал для изобразительных поисков, находящих отражение в творчестве. В акварельных листах «Сельское подворье», «Отголоски старины», «Шоанинский храм», «Сентинский храм», «Дыхание весны» обращают на себя внимание воздушность и акварельность при передаче пространства, влажности воздуха, рассеянного утреннего света. Графический лист «Парящий в облаках», при всей скромности мотива, обладает притягательной силой

тонового и цветового единства. В этом произведении автор обращается к теме исторического прошлого своего народа и изображает величественный храм, возведённый в X веке византийскими монахами в окружении высоких гор и склонов, поросших густой растительностью.

Каждый миллиметр произведения Б. Н. Тамбиева прописан до мельчайших деталей, нет непрописанных, просто отмеченных кистью участков. Художник необыкновенно повествователен. Он насыщает свои произведения большим количеством деталей: подробно и панорамно прописывает среду, предельно точно и безукоризненно материально передаёт этническую атмосферу знакомых с детства мотивов. В пейзажах «Дворик», «Старинный Учкулан», «Устала» художник выражает не только своё личное настроение, но и создаёт картины большого художественного обобщения, отображающие социальное мировоззрение народа, его взгляды и отношение к действительности. Замеченная тенденция к текстурности и материальности в акварелях «Бурный нрав», «Каменная крепость», «Пробуждение», «Осеннее настроение», «Медовая осень», «Тени отступают» не утрачивает глубинности, а наоборот, является характерным стремлением автора быть точным во всем, даже в прозаическом на первый взгляд мотиве. В небольшом по размеру графическом листе «Тени отступают», по мнению друга и соратника — члена Союза художников России Мустафы Биляловича Кипкеева, техника передачи так искусна, что краски переходят из цветности в материальность, выявляя высочайшее мастерство художника, а зритель перестаёт замечать цвет и манеру письма, а видит зелёные, покрытые мхом холмы, слышит тишину, чувствует свежесть воздуха и запах трав.

Картины, именно картины, а не графические листы «Одиночество», «Морщины земли», «Тёплый день», «Мелодии осени» академически тщательно прописаны и так проработаны красками, что, обладая большой цветностью, они сохраняют подчёркнутое единство

колорита и тона, ему подчинены все цветовые градации с эффектными размывками и детальными прорисовками. При этом картины не утратили акварельной лёгкости, цельности, состояния глубины психологического воздействия.

Преподаватель кафедры академической живописи Рабигат Султановна Алиева, принимавшая активное участие в организации выставки, особое внимание уделяет небольшому по размеру акварельному листу «Одиночество». По её словам, несмотря на простой сюжет — одиноко стоящее дерево, картина притягивает установленными контрастами и вызывает очень сильное эмоциональное состояние. Основное и выразительное содержание в композиционном подходе этого произведения имеет цвет, сам по себе, в силу психологических факторов воздействия и восприятия являющийся носителем идеи полного отчуждения и одиночества. Охристый колорит всего окружения, необычайно кропотливая прописка переднего плана, характерное разнообразие мазка, «выбирающего» красочный слой, интересные акварельные решения и словно совершенно «провалившийся», оборвавшийся в пропасть задний план — всё это аллегорически подчёркивает идейную трактовку образа полной пустоты и одиночества.

Постоянно выезжая на высокогорные пле-нэры, Б. Н. Тамбиев с друзьями-художниками и коллегами по работе в поисках «замечательного момента для письма» забираются так далеко и высоко, что дальше, как говорится, только небо. Эта любовь к родному краю и острое желание общения с природой берут начало в далёком детстве, в лирической привязанности к малой родине, к прекрасным воспоминаниям об умиротворении, бесхитростном крестьянском быте, когда природа и кормила, и лечила, и вдохновляла. Бескрайние просторы родного высокогорья наполняют его обновлённой жизненной энергией. Свежий ветер, грозная стихия, буйство красок, загадочные ущелья, бурные потоки воодушевляют распахнутую навстречу необузданной красоте душу Бурхана Нюрчуковича, питают

и поддерживают его энергетическими силами.

По мнению Юсуфа Магомедовича Алиева — мастера акварельной живописи, безукоризненная элегантность и особое изящество стиля Б. Н. Тамбиева наблюдаются в чистых по звучанию, прозрачных акварелях «А по камушкам вода бежит», «Бурный нрав», «Уллу-кёль». Многослойный цветистый пласт остался тонким и прозрачным, пропуская через себя отображённый свет. путём тонких лессировочных градаций художнику удалось создать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов, а также, мастерски используя свойства акварели, передать глубину и подчеркнуть преломление во влажной среде солнечного света, игру воздуха, градации перспективы, сохранить яркие световые акценты, блики, брызги.

Выставленные акварели настолько гармоничны, что не нуждаются даже в названиях. В едином монолитном и панорамном контексте экспозиция смотрится как этнографическое и географическое описание региональных красот и природных достопримечательностей республики. Работы создают впечатление о том, что автор наблюдает за своими сюжетами с высоты птичьего полёта, как бы с позиции альпиниста, покорившего главную, самую высокую вершину в своей жизни. И вот с этой покорённой высоты счастливыми глазами он легко и светло делится со зрителями тем, ради чего многие и пытаются покорить самые высокие вершины мира. Автор испытывает явную гордость за те прекрасные виды, которые ему удалось запечатлеть и продемонстрировать в своих произведениях. Любование пейзажиста-лирика, великолепно владеющего техникой акварельного письма, проявляющего виртуозность в изображении наполненного разреженным воздухом пространства, оправданно и потенциально закономерно. Мастеру удалось передать зрителю состояние физического присутствия в высокогорной среде, сопричастности творческому процессу природы, создавшей свои шедевры, передать состояние эйфории от проникновения в тайну их происхождения.

Характерная черта Б. Н. Тамбиева — безупречное владение цветом — в полной мере проявляется в замечательных пейзажах «Зимой в Домбае», «Величие гор», прописанных в холодных пронзительно синих, ультрамариновых тонах, оставляющих прохладное, разряженное пространство между зрителем и самими произведениями. Резко очерченные вершины усиливают акцентированную близость подачи рельефных склонов, создавая оптическую иллюзию пространства, развёрнутого и смотрящего на зрителя. Как если бы не мы любовались пейзажем, а он взирал на нас, застывший в безмолвии только что выпавшего на склонах снега, без звука, без движения, буквально в каком-то космическом, астральном вакууме. Передать такое состояние очень сложно. Тысячи художников стремятся воспроизвести эту разряженную и пронзительную чистоту звучания высокогорных красот, когда цвет определённо ярок, насыщен, контрастен и в то же время очень сильно интонирует со средой. Не запутаться, разобраться и не «запачкать» чистоты этого симфонического звучания удаётся далеко не каждому художнику. Только обладание настоящим видением, знаниями, безусловно, талантом и мудростью мастера позволяет передать это состояние свежести и чистоты высокогорья.

В «дышащем» и быстром по выполнению акварельном листе, производящем абсолютное впечатление «картины маслом», — «Янтарные стволы» — белоснежный передний план, изначально не предполагавший многократных прописок, подан этюдно, с тонким чувством валёра тональных вибраций света, подчёркивающих переменчивое состояние природы и лёгкой романтической грусти. Проявляя тенденцию к наброску с натуры, Б. Н. Тамбиев все же исполняет его академически, демонстрируя крепкий фундамент акварельного мастерства. Созданная автором композиция, связывающая основные планы ведущей к центру дорогой, уравновешенная изображением вертикалей деревьев, приглашает зрителя войти в реально существующий пленэр. Художник работает широкими смелы-

ми мазками. При этом многочисленными тонкими оттенками белого, жёлтого и коричневого, сочетающимися с мерцающими акцентами серого, голубого и зелёного, он подчёркивает детали, которые, по его замыслу, способствуют созданию художественного образа. Так на холсте рождается зимнее Махарское ущелье с прорубленной в непроходимом лесу просекой на родник. Часто встречающийся в произведениях Б. Н. Тамбиева мотив дороги, тропинки или реки олицетворяет путь человека-художника, пытающегося вызвать на особую откровенность, на поиск своего предназначения.

По мнению прекрасного пейзажиста, работающего в технике масляной живописи, заслуженного художника Карачаево-Черкесской Республики Владимира Ибрагимовича Эркенова, автора великолепных работ «Осенний мотив», «Пасека», «Бели-Ала къая», «Зимушка» и других, Бурхан Нюрчукович создал замечательные произведения, покоряющие лёгкостью, общей тональной целостностью и цветовой гармонией. «Просто играючи», многопланово, сохранив свежесть и сочность цветовых звучаний, с передачей среды, простора выполнен акварельный лист «Мелодии осени».

История искусства знает примеры, когда произведение художника-пейзажиста оставляло яркий след в душе своих современников, определяло пути и направления дальнейшего развития искусства пейзажа. Таким произведением в нынешней экспозиции явилась картина «Позади перевал Клухори». Яркая, эмоциональная, свежая, она воспевает красоту природы родного края, её грандиозную и вместе с тем лирическую хрупкость. В ней нашли отражение характерные этнические сочетания цветов и глубоко национальные черты, присущие народному искусству Северного Кавказа. Прописанная яркими, цветистыми по звучанию красками, передающими ощущение ранней, необузданной весенней свежести, молодой зелени, эта картина волнует и покоряет зрителя своей поэтичностью, искренностью и торжественностью.

Раздольная, глубокая, насыщенная воздуш-

ными и световыми коллизиями техника письма позволила художнику создать целую серию работ, которые можно определить как «зелёные пейзажи»: «Дорога в облака», «Окрестности Джылы-суу», «Кёкле-Баши», «Каменная крепость», «Гоначхир», «Холодное лето». Они прописаны акварельными красками, имеющими большую цветовую насыщенность. Пространство звучит, тревожно и напряжённо вибрирует, живёт в этих произведениях самостоятельной жизнью, но не отстра-нённо, а гармонически, созвучно, перетекая вслед за направлениями взмаха кисти художника то вверх, то вниз по ущелью, вихрем закручиваясь на склонах, плавно и мягко обтекая равнины, холмы и зыбкой поволокой касаясь водной глади. В технике ведения письма Бурхана Нюрчуковича, несмотря на явное мажорное состояние, нет разобщённости, порывистости, отвлечения на отдельные цветовые нюансы. Акварельные произведения «держатся» в общем гармоничном сочетании, «перекликаясь» друг с другом во временном и пространственном звучании.

Контрастные, несколько выходящие за рамки излюбленной палитры художника акварельные листы «Сиреневые дали», «Сумерки в горах», «Первые лучи», «Бабье лето на Бий-чесыне», «Кубанское ущелье» написаны по-рериховски — темперно и напряжённо. В отличие от механического смешивания, в этих работах преобладает изменение цвета путём наложения неожиданно насыщенных ярких по силе зелёных, оранжевых и фиолетовых тонов, базирующихся на законе оптического составления цветов. Глубина и их общая сила достигается путём последовательного перекрытия слоёв по преимуществу корпусными, укрывистыми красками в строгом согласовании с формой и рисунком.

увлечённый мотивом, автор исполнил акварельные листы «Царство камней, снега и льда», «Вечность в камне». В них бумага, отвечая своему графическому назначению, буквально, исчерчена геометрическим рисунком, напоминающим иссушающее безмолвие пустыни, где, кроме камней, ничего нет.

Заострив внимание на огромных валунах, художник тщательным образом исследует их пластические свойства, используя при этом разнообразные выразительные средства. Удивительно, но настрой произведения производит впечатление явной связанности с решением сложной жизненной задачи. Буквально ощущая цвет и понимая форму, Бурхан Нюр-чукович составляет форму цветом, работая над частным, видит общее, представляет себе задачу и конечную цель.

Экспозиция графических листов, выставленная в стенах родного университета, — это своего рода мастер-класс, данный замечательным художником студентам, обучающимся на факультете культуры и искусств и получающим навыки владения акварельной живописью. Очень важно увидеть достижения выдающихся художников в этом виде изобразительного искусства. А наглядный пример графических листов опытного мастера учит не только профессиональным навыкам, но и, что главное, неразрывной связи художника со средой изображения, образному восприятию природы родного края, этнической близости, что

становится фактором национального самоопределения подрастающего поколения.

Следуя великим традициям изобразительного искусства, Б. Н. Тамбиев привнёс в современную республиканскую живопись собственное понимание времени и пространства, личную интонацию в восприятии и трактовке лирического пейзажа. Своим творчеством он определил вектор нового направления в изобразительном искусстве Карачаево-Черкесской Республики, который можно назвать лирическим этнографизмом в трактовке темы высокогорного пейзажа. Выставленные в экспозиции акварели производят монументальное впечатление. Хотя сам автор и не проявляет явного стремления к увеличению формата своего творчества, в нём заложен талант именно монументального акварелиста-пейзажиста, основанный на панорамном восприятии и передаче ландшафтного видения. Б. Н. Тамбиеву присуща этнографическая лирика в трактовке высокогорного пейзажа Северного Кавказа, отражающая безграничную любовь автора к природе своей родной земли, её красоте, величию и, одновременно, хрупкости.

^Древнее и средневековое изобразительное

ИСКУССТВО ИРАНА: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УДК 75.03

Монирех Шабанпур

Московский государственный институт культуры

В статье показывается, что отсутствие интереса у иранских художников к реализму обусловлено мировоззрением древних иранцев, которое сформировалось в культуре Персии задолго до распространения в Иране ислама. Стилистическими особенностями персидской живописи являются символичность и явный отказ от реалистичности изображений. Некоторые исследователи видят истоки этой особенности в том, что персидская живопись является порождением и воплощением исламской культуры. Во многих трудах, посвящён-ных персидской живописи, отсутствие реализма объясняется тем, что здесь воплощаются культурные нормы ислама. Однако анализ показывает, что реализм отсутствовал в персидском изобразительном искусстве уже в эпоху Ахеменидской империи (VI—IV века до н.э.).

Ключевые слова: культура, персидская художественная культура, символичность, персидской культуры, мировоззрение, преемственность, национальная культура.

ШАБАНПУР МОНИРЕХ — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

SHABANPUR MÜNIREKH — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail:[email protected] © Шабанпур Монирех, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.