Научная статья на тему 'Художники-педагоги Карачаево-Черкесии'

Художники-педагоги Карачаево-Черкесии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1014
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖНИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ / ХУДОЖНИКИ-ПЕДАГОГИ / THE ARTIST OF KARACHAY-CHERKESSIA / ARTISTS AND TEACHERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Койчуева З. К.

В статье изложен краткий искусствоведческий материал, посвященный отражению ряда характеристик традиционных форм изобразительного искусства Карачаево-Черкесии. Обращается внимание на работы передовых художников-педагогов республики, чье творчество имеет глубокие национальные корни и при этом современно и индивидуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the short ethnographic material devoted to reflection of all-round characteristics of traditional forms of art creativity of the people, occupying multinational republic. The attention is paid to works of the advanced artists of Karachay-Cherkessia, whose creativity has deep national roots and is thus very modern and individual

Текст научной работы на тему «Художники-педагоги Карачаево-Черкесии»

УДК 75.03 ББК 85.03

ХУДОЖНИКИ-ПЕДАГОГИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Н З.К. Койчуева

Аннотация. В статье изложен краткий искусствоведческий материал, посвященный отражению ряда характеристик традиционных форм изобразительного искусства Карачаево-Черкесии. Обращается внимание на работы передовых художников-педагогов республики, чье творчество имеет глубокие национальные корни и при этом современно и индивидуально.

Ключевые слова: художники Карачаево-Черкессии, художники-педагоги.

Summary. The article describes the short ethnographic material devoted to reflection of all-round characteristics of traditional forms of art creativity of the people, occupying multinational republic. The attention is paid to works of the advanced artists of Karachay-Cherkessia, whose creativity has deep national roots and is thus very modern and individual.

Keywords: the artist of Karachay-Cherkessia, artists and teachers.

176

Художественно-графический факультет, открывшийся на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического института в сентябре 1967 г., внес весомый вклад в становление и развитие общего научно-творческого потенциала не только внутри вуза, но и республики в целом. Реорганизованный в 2013 г. в Институт культуры и искусств, он поддерживает постоянные плодотворные научные и творческие связи с работниками просвещения, культуры и искусства. Его сотрудники участвуют в различных семинарах, конференциях, художественных выставках, биеннале, концертах, которые проводятся и освещаются не только в КЧР, других регионах Северного Кавказа, но и во

всей России. Сотрудники Института культуры и искусств, обобщая передовой опыт, используют его на занятиях, передают в средние общеобразовательные, специализированные художественные и музыкальные школы, училища, дошкольные учреждения, кружки и центры дополнительного детского творчества, принимают активное участие в культурной жизни Карачаево-Черкесии. Многие его выпускники вошли в образованный в 1971 г. и активно участвующий в выставочной деятельности Союз профессиональных художников Карачаево-Черкесии. Более сорока из них приняты преподавателями на факультеты связанные с изобразительной деятельностью — все они представители много-

Преподаватель XX

1 / 2014

национального, различного по стилям и направлениям творческого потенциала республики.

В Карачаево-Черкесии возрастает интерес к изобразительному, декоративно-прикладному искусству и дизайну не только как к средству эстетического украшения, но и функционального формирования традиционной жилой среды. мир, созданный на такой основе, становится предметом культуры и через овладение этим миром развивается и само общество. Определяя положительные качества окружающему предметному миру, создаются позитивные условия, организуя тем самым позитивные качества личности: бережения, сохранение предметного мира, отношения к прекрасному, выработанное в региональной культуре. Предметно-пространственная среда без слов и назиданий формиру-

Рис. 1. М.-З. Гаджиев Предметный

ет вкус, ценностные ориентации, представ -ление о красоте на базе этнических, нравственных и изобразительных традиций региона, обогащая при этом и профессиональные навыки. Культурная среда приобретает важное значение и для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в процессе созидания. Силами выпускников Института культуры и искусств регулярно проводятся оформительские работы по проведению различных межвузовских, городских, региональных, всероссийских мероприятий.

В выставочном зале музея изобразительного искусства ИКИ прошла традиционная отчетная выставка художника, педагога, председателя Союза художников Карачаево-Черкесии Магомед-Зерифа Гад-жиева, представляющая своего рода изобразительный рассказ художника

111

Рис. 2. М.-З. Гаджиев. Пурпурная осень (холст, масло)

178

о поездке во Францию, в котором он стремится поделиться со зрителями впечатлениями об увиденном. Здесь и серия городских пейзажей, отражающих пребывание М.-З. Гаджиева в Париже, навеянная атмосферой романтического города, вибрирующая от тысячи голосов, накладывающая определенный отпечаток на манеру письма художника. Специфика приготовления цвета, техника нанесения красочного слоя, короткие мазки мастихином, отсутствие детальной проработки предоставляют зрителю возможность прочувствовать осеннее, насыщенное яркими оттенками парижское небо, увидеть осыпанные рефлексами собор и Сену. Свежая и стремительная живопись мастера подчеркивает скоротечность мгновений, запечатленных в произведении. Главная задача в творчестве М.-З. Гаджиева — передача света, а наблюдаемая во всех полотнах кажущаяся незаконченность — один из художественных приемов, перекликающийся с приемами письма современных французских мастеров с которыми наблюдается некая схожесть, родственность видения цвета.

Тема Родины, родного края занимает доминирующее место в творчестве М.-З. Гаджиева. Умело, используя красочное разнообразие цветов, художнику удается передать состояние осеннего напряжения в полотнах «Золотая осень», «Пурпурная осень», «Куруш-Дагестан». Технику письма М.-З. Гаджиева здесь можно было бы определить как «А-ля гобелен» созданной за счет колоритной,

Рис. 3. В.Б. Аджиева

мозаичной фактуры, «сотканной» из цветных лоскутков, вплетенных в ткань ритмического рисунка. Характерное процарапывание поверхности красочного слоя мастихином придает неповторимое, этническое своеобразие этим картинам. Жизнеутверждающая живопись М.-З. Гаджиева вызывает восторг, каждое произведение художника насыщено колоритом, пронизано магическим светом. Зритель подолгу задерживается у его картин, невольно ловит себя на странном представлении о том, что заглянул в окно, выходящее в другой романтически прекрасный мир без боли и печали, без суеты, где всегда светит солнце и «где хранятся воспоминания о былом присутствии человека в подобающей неизменности...» [1, с. 3].

В рамках искусствоведческого материала, отражая всесторонние характеристики традиционных форм изобразительного творчества народов, населяющих многонациональную республику, нами рассматривается творчество еще одного молодого, глубоко национального, но совершенно отличающегося от динамичного и экспрессивного М.-З. Гаджиева художника, а именно, лиричной и гармоничной преподавательницы кафедры живописи Института культуры и искусств — Ад-жиевой Валентины Борисовны.

С детских лет ее характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей высокогорной Тебердинской природы. С нею были связаны детство и юность, с приро-

Преподаватель

1 / 2014

дой всего Северного Кавказа тесно связана и вся ее дальнейшая творческая жизнь. С самых первых самостоятельных шагов творчества В.Б. Ад-жиева определилась как пейзажист, и уже по первым пленэрным работам молодой художницы было заметно, что в ней крепнет талант незаурядного художника-пейзажиста, не вызывающего сомнений в своей высокой одаренности. Затем последовало приглашение принять участие в выставке, посвященной дню возрождения карачаевского народа (Москва, 2004), где картина «Зимний пейзаж» вошла в каталог. Картина «Закат», выставлявшаяся на Всероссийской выставке «Образ родины» (Вологда) также вошла в каталог. В 2004—2006 гг. В.Б. Аджиева провела персональные выставки в городах Черкесске и Карачаевске, на которых большое внимание привлекли многочисленные пейзажи родного края, написанные с большим чувством и возросшим мастерством. Творческие работы «Старый город», «Горный пейзаж», приобретены краеведческим музеем г. Черкесска. Дальнейшее активное участие Валентины Борисовны привело к принятию ее в члены республиканского Союза художников.

Обращает на себя внимание колористическая составляющая ее работ, при которой формальные моменты начинают играть в картинах самодовлеющую роль. Открытые, яркие и при этом очень гармоничные сочетания, редкая для республиканской живописи техника работы масти-

хином, вызывает восторженность и непроизвольное желание потрогать, так сказать, «попробовать на вкус» произведения автора. Созданные В.Б. Аджиевой полотна «Осень», «Солнце в лесу» оставляют впечатление невероятной легкости и эмоциональной раскрепощенности. Сиюминутность запечатленных Валентиной Борисовной моментов настолько искренна и искрометна, что не оставляет зрителям возможности вернуться к только что возникшим эмоционально-визуальным переживаниям. Мир красок художницы невероятно ярок и жизнерадостен. Легкость, с которой порхает в руке мастера мастихин, конечно же, обусловлена творческой неудержимостью, большим опытом и необыкновенной чувствительностью автора к цветовым коллизиям масляных красок. Художница с легкостью предвидит результат использования тех или иных направлений в движении свей кисти. От того, в каком направлении ложатся краски на холсте, меняется движение воздушной среды относи-

119

Рис. 4. В.Б. Аджиева. Горный пейзаж (холст, масло)

180

тельно полотен, то сгущаясь, то рассеиваясь, становясь как бы перспективным продолжением ее произведения. Вспоминаются слова замечательного просветителя и художника И.П. Крымшамхалова, стоявшего с Н.А. Ярошенко и К. Л. Хетагуровым у истоков зарождения изобразительной культуры Карачаево-Черкесии: «Я думаю о талантливости, одаренности своего народа. Сколько веков молчали художники! Молчали, ждали своего часа. Представляю, что будет, когда вырвется наружу все, что силой сдерживалось! Это будет подобно водной стихии, прорвавшей плотину» [2].

Валентина Аджиева — настоящий, глубоко национальный и очень современный художник. Концепция ее творчества заключается в стремлении запечатлеть и поделиться со зрителями красотой и своеобразием природы родного края, всего окружающего мира в целом, независимо от избранных ландшафтных мотивов. Завершить обзор творчества В.Б. Аджиевой хочется замечательными идущими от сердца словами заслуженного художника В.В. Секлюцкого, обращенными к П.М. Гречишкину, продолжателем и носителем изобразительных традиций которого с полным правом можно назвать Валентину Борисовну: «Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих малиновым цветом альпийских лугов, манящих голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и студеной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам спасибо» [3].

Образ, составляющий палитру нынешнего стилевого и жанрового раз-

Рис. 5. Х.М. Атаев

нообразия изобразительного представительства республики, был бы неполон без включения в него еще одного замечательного художника, педагога Атаева Халиса Магомедовича.

Х.М. Атаев — зрелый, сложившийся мастер, один из ведущих профессиональных художников республики, лидер многих начинаний художественной жизни Карачая, председатель Карачаево-Черкесской организации всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1996 по 2003 г. За время председательства Х.М. Атаев оказал большую помощь в продвижении и становлении в изобразительном творчестве целого ряда художников, его усилиями число членов Союза художников-педагогов Карачаево-Черкесии увеличилось вдвое. С 2003 г. работает преподавателем академической живописи в КЧГТА.

Это человек особенной кротости, избегающий споров и сердитых разговоров, с застенчивой и прерывистой речью, добрыми и умными глазами. На окружающих производит немалое впечатление своей эрудированно-

Преподаватель

1 / 2014

стью, глубокой преданностью призванию, знанием тонкостей изобразительного мастерства, настойчивостью в достижении поставленной цели. Требования его к студентам высоки, но и уровень подготовки у ребят, прошедших школу Х. М. Атаева, заметно повышается. Он учит их преодолевать робость по отношению к цвету, не бояться ярких декоративных сочетаний в передаче определенного настроения в работах, находить компромисс с академической сдержанностью и композиционным традиционализмом в пейзажной живописи. Беззаветно влюбленный в природу, родную землю, свободу и творчество, Х.М. Ата-ев часто выезжает с друзьями-художниками и группой студентов на пле-нэры. Сейчас, впрочем, как и всегда, натурные изображения природы Северного Кавказа — одна из самых популярных тем для художников не только Карачаево-Черкесии, но и специально приезжающих на организующиеся уже много лет Р.И. Маршан-куловым на базе регионального Союза художников и при поддержке Карачаево-Черкесского государствен-

Рис. 6. Х.М. Атаев. После дождя (холст, масло)

ного университета пленэры для всех художников нашей страны.

Халис Атаев — неравнодушный, ищущий, изучающий художник, стремящийся охватить в своем творчестве все интересующие его виды и жанры изобразительного искусства, подчиняет воплощению своих творческих замыслов все материалы, способные оставлять след на бумаге, холсте. Помимо изобразительного творчества, Х. Атаев занимается фотографией, собирает материалы по этнографии и истории народов Карачаево-Черкесии. Совместно с краеведческим республиканским музеем выпустил два альбома: «Аланский мир 1» и «Аланский мир 2». Работает над картинами: «Велик, богат аул Джа-магат» по одноименному произведению М.Ю. Лермонтова, «Посвящение Шагалу», «Скульптор» и др. Х.М. Ата-ев уверен, что самая главная работа его жизни еще не создана.

Для творчества Х.М. Атаева характерны пленэрные, натурные этюды, написанные за 3-4 часа. Яркая эмоциональность, экспрессивная этюдная манера живописи отличает н пейзаж «Там, где ночуют облака» — многоплановость и дистанционирование в произведении определяет глубокое знание художника, умеющего передавать перспективные и воздушные изменения среды, доступные только мастеру, пишущему с натуры. Живописные работы периода 1998-1999 гг. «После дождя», «Закат», «Тучи после дождя» написаны открыто, ярко, под непосредственным впечатлением от уви-

181

182

денного. Воздушная среда прозрачна, легкое испарение исходит от земли, поднимается по горным склонам белесой дымкой. Многолетний опыт пейзажиста-натуралиста позволяет автору передать характерное состояние природы Северного Кавказа. Разреженный воздух окутывает зрителя, входящего в мир величественной, тысячелетиями не тронутой спокойной природы высокогорья. Серия этюдов к этим картинам позволяет внимательно изучить живописные приемы автора, его творческий почерк. Х.М. Атаев любит сочные, яркие сочетания, не боится смелых, порой даже неожиданных цветовых контрастов. Предпочитает широкие, пастозные мазки, редко прибегая к тонкому лессировочному письму. Его живопись энергична, с хорошим чувством материальности. Свободно владея широкой живописной манерой, обладая незаурядным композиционным мышлением, автор доказывает своими работами, что он крепкий, уверенный рисовальщик. Рядом с его пейзажами вспоминаются слова П.М. Третьякова: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения... Дайте мне хоть лужу грязную, да чтоб в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Выполненные Х.М. Атаевым акварельные работы привлекают к себе прочувствованностью, подкупающей искренностью, своеобразием, темпераментом, интенсивностью эстетического переживания мотива. Графические листы, периода 1990-1995 гг., экспонировавшиеся в Москве на выставке «Всероссийская группа акварелистов», проникнуты трогательным

Рис. 7. У.К.-Г. Мижев

отношением автора к рядовым событиям в жизни народа. Художник изобразил окрестности хорошо ему знакомого аула Ташкепюр (в переводе с карачаевского — Каменный мост). Он насыщает графический лист множеством деталей: старинный аул, окутанные утренним туманом садовые деревья, чисто выбеленные одноэтажные домики, потеррасно карабкающиеся в горы. Захватывающее чувство радости от весеннего цветения яблоневого сада, свежести молодой зелени наполняют мажорный по звучанию пейзаж. Работа уравновешенна и гармонична. Вспоминаются слова, которые любил повторять художник, философ и романтик. А.К. Саврасов: «Земля ведь рай - и жизнь тайна. Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам... Романтика бессмертна. Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна.» [4; 5, с. 96].

В 1995 г. Х. Атаев был назначен директором фонда художников Ка-

Преподаватель ^

1 / 2014

рачаево-Черкесии, организовал свою молодежную группу и основное внимание, как председатель, уделяет молодым талантливым художникам. За организацию и проведение творческих пленэров Халису Магометовичу была выражена благодарность Ставропольской краевой организацией ВТОО «Союз художников России». Министерством культуры РФ и Союзом художников России ему была назначена стипендия за творческие успехи в работе.

Ярким представителем неудержимого творческого духа является Мижев Умар Крым-Гиреевич. «Сколько себя помню, всегда рисовал увлеченно и много, мечтал стать художником», — говорит он о себе. Подарком судьбы стало открытие художественно-графического факультета при Карачаево-Черкесском государ -ственном педагогическом институте, учебу в котором можно назвать стартом в профессию. Отработав по направлению учителем средней школы аула Эркин-Юрт три года, поступил на работу во Дворец пионеров и школьников в городе Черкесске. С 1992 г. и по сей день работает художником-постановщиком республиканского Карачаевского драматического театра, занимает должность главного художника.

Уже в юные годы сформировалась основная черта характера У.К.-Г. Мижева — целеустремлен -ность, помноженная на поразительную работоспособность. «Зная, что только упорным трудом можно достичь профессионализма в искусстве художника, все мои мысли и действия были направлены на это». Начиная с 1977 г., У.К.-Г. Мижев — регулярный участник городских, об-

ластных, краевых, Всероссийских выставок. В родном городе Черкесске с успехом проходят его персональные выставки, на которых художником подводятся промежуточные итоги творческой деятельности. По признанию художника, заметную роль в его профессиональном развитии сыграло общение с ведущими художниками страны в Домах творчества Союза художников РФ: «Горячий ключ», «Челюскинская», «Академическая дача им. Репина»; во Всероссийском творческом потоке графиков 1980 г. и Всесоюзном творческом потоке акварелистов 1990 г. В 1987 г. У.К.-Г. Мижев стал членом Союза художников СССР. В 1989-1991 гг. работал заместителем председателя правления Ставропольской краевой организации Союза художников РФ. Он выступил одним из инициаторов создания Карачаево-Черкесской организации Союза художников РФ, председателем правления которой был в 1991-1992 гг. Высокой оценкой творческой, педагогической и общественной деятельности художника стало присвоение ему в 1996 г. звания «Заслуженный художник РФ». В этом же году проект герба Карачаево-Черкесии, представленный У.К.-Г. Мижевым, победил на объявленном правительством конкурсе, и теперь художник является автором герба республики Карачаево-Черкесии.

Умар Мижев — художник «рисующий», он убежден, что настоящий художник должен, прежде всего, хорошо рисовать. «Я по природе своей реалист, жизнь вижу такой, какая она есть. В свое время я "отдал дань" многим направлениям, о чем теперь, конечно, сожалею. Ведь "найди себя" раньше, я бы успел сделать гораздо больше... Ри-

183

184

Рис. 8. У.К.-Г. Мижев. Дебет (холст, масло)

сую везде и всем чем угодно. Здесь карандаш и мелки, сангина и акварель, соус и тушь, уголь, пастель, сепия. И всегда выбранный материал помогает мне выразить задуманное и отразить собственное отношение к изображаемому. Параллельно много занимаюсь. Изучил технику работы старых мастеров, пастозную и лессировочную живопись, так интересно анализировать плотность мазка, способы передачи среды... и воздушность, цвет, колорит, композицию.». Творческое кредо У.К.-Г. Мижева — профессионализм во всем. Находясь в постоянном поиске, У.К.-Г. Мижев овладел разными техниками офорта: травленым штрихом, акватинтой, резерважем, лависом, мягким лаком, сухой иглой, меццо-тинто, цветным офортом. Не обошел он своим вниманием и литографию, о чем свидетельствует серия работ: «У подножия Эльбруса» и линогравюр «В краю Нартов». Его жанровые офорты разнообразны и интересны, при-

влекают своим лиризмом и незатейливыми сюжетами, взятыми из жизни.

Больших успехов У. Мижев достиг в книжной графике, где им оформлено более 30 книг республиканских авторов: У. Алиев «Карачай», В. А. Нежинский «Звезды над болотом», К.Т. Лайпанов, И. Мизиев «О происхождении тюркских народов», К. Чо-маев «Наказанный народ», букварь на карачаевском языке и многие другие. Навеянные знаменитым героическим Нартским эпосом Северного Кавказа, появились на свет и воплотились в графических листах образы: Дебета — созданного богом Тейри из кусочка своего сердца и сброшенного на землю помочь людям в кузнечных делах, ковавшего мечи, которые резали камень, словно масло. Сосуркъа — рожденного из камня, закаленного в огне, обладающего даром сверхъестественного проведения, способного к магии и облаченного в волчью шубу. Ёрюзмека — старейшины Нартского рода, поседевшего в боях богатыря в доспехах с мечем-самобоем и сырпы-ном, всегда идущего во главе войска.

В театрально-декорационном творчестве, искусстве создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения им оформлен первый карачаевский балет «Айтуган — дочь Карчи», в котором У.К.-Г. Мижев является и художником декораций и художником-постановщиком и более двадцати спектаклей. Диапазон творчества У.К.-Г. Мижева широк и многообразен, но главное — огромная любовь к родной земле и ее народу переданная с этнографической точностью. Бывают такие людские судьбы, в которых профессиональное занятие искусством и повседневная жизнь

Преподаватель век

1 / 2014

счастливо переплелись. Творчество становится формой существования, а жизнь во всех ее проявлениях — темой и содержанием искусства. Именно такая судьба выпала художнику Умару Мижеву, вернее такую судьбу он выбрал сам.

Есть художники, значение которых не исчерпывается абсолютной ценностью их произведений. Вокруг них возникает своего рода «напряжение», притягивающее порой даже далеких по взглядам и устремлениям людей. Они создают такую эстетическую и этическую атмосферу предметного мира, что становятся для других мерой и нормой высокой взыскательности к себе, к своему творчеству, к искусству. Мир, созданный с их участием, определяется предметом культуры, через овладение которым развивается и общество [6]. Желание региональных художников-педагогов опираться на всю полноту своей национальной художественной культуры, в том числе и на народное изобразительное искусство, естественно и закономерно. Сохранение и упрочение художественных традиций, обычаев и нравов, природой данного и созданного предметного мира, что можно назвать национально-особенным, специфическим, и есть накапливаемая веками качественная определенность духовной жизни народа. Художественная культура национальна и общечеловечна одновременно. Национальное есть специфическая форма проявления общечеловеческого, а общечеловеческое не может, когда существуют нации, не

выступать в национальной форме. Произведения, воспевающие бережное отношение к красоте окружающей природы, доброту, глубоко национальное, нравственное отношение к жизни могут быть использованы в дальнейшей работе по развитию способностей студентов к изобразительной деятельности путем создания обоснованной модели и целостной методической системы развития художественно-творческих способностей студентов в сфере изобразительного искусства.

За пределами нашего исследования осталось еще много интересных и талантливых художников, чей вклад в общее развитие изобразительной культуры региона и страны в целом, конечно, еще будет описан в нашей дальнейшей деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Койчуева, З.К. Окно в Париж [Текст] / З.К. Койчуева // Университетский вестник. - Карачаевск, 2007.

2. Крымшамхалов, И.П. Последние письма

из Ялты [Текст] / И.П. Крымшамхалов. - 185 Черкесск, 1986.

3. Авдеева, Т. Вернисаж Павла Гречишкина / Т. Авдеева [Электронный ресурс]. -URL: http://www.stapravda.ru/projects/verni sazh/grechishkin/avtor.shtml (дата обращения: 11.02. 2014).

4. Смирнова, Анна. Иван Крамской [Текст] / Анна Смирнова // Крестьянка - М., 1996.

- № 7.

5. Смирнова, Анна. А.К. Саврасов [Текст] / Анна Смирнова // Крестьянка - М., 1996.

- № 6.

6. Червонная, З. По материалам, собранным и исследованным в экспедиции [Текст] / З. Червонная. - М., 1998. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.