УДК 75(470.631)
ББК 85.103(2Рос.Као) К 59
Койчуева(Топалова)З.К.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, e-mail: zuzakarach@mail. ru
Творческие изыскания в различных жанрах художников Карачаево-Черкесии
Аннотация:
В рамках исследования изложен краткий искусствоведческий материал, посвященный отражению ряда характеристик изобразительного искусства художников Карачаево-Черкесии. Отмечается, что творчество художников, имея глубокие национальные корни, -современно, индивидуально и разнообразно. Установлено, что в творчестве региональных художников формируются уникальные этнические, лирико-романтические образные структуры, позволяющие проследить эволюцию материальной и духовной культуры через призму преемственности изобразительных традиций в различных жанрах.
Ключевые слова:
Художник, картины, жанровое разнообразие, национальное самосознание, преемственность.
Koychueva (Topalova) Z.K.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Arts, Crafts and Design Department, the U.D. Aliev Karachaevo-Circassian State University, e-mail: [email protected]
Creative researches of Karachay-Cherkesian artists in various genres
Abstract:
This study deals with the short art criticism material reflecting a number of characteristics of the fine arts of the Karachay-Cherkesian artists. Creativity of artists, having deep national roots is shown to be modern, individual and various. It is established that the unique ethnic and lyrical-romantic image structures are formed in creativity of regional artists, allowing us to trace the evolution of material and spiritual culture through a prism of continuity of fine art traditions in different genres.
Keywords:
The artist, pictures, a genre variety, national consciousness, continuity.
Творчество республиканских художников отмечено своей активностью и современной направленностью, благодаря чему возрастает интерес к изобразительному искусству,
включающему в себя живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн и фотоискусство, не только как к средству эстетического украшения, но и формирования традиционной жилой среды, предметного окружения. В республике регулярно открываются творческие, персональные, юбилейные выставки и биеннале, выставляются пленэрные работы, ведется культурно-просветительская, научноисследовательская работа. В целях положительного позиционирования изобразительного искусства как средства эстетического развития региона в выставочном зале музея прошла одна из уже ставших традиционными отчетных выставок выпускника художественнографического факультета КЧГУ, замечательного художника, председателя Союза художников Карачаево-Черкесии Магомед-Зерифа Гаджиева. Выставка представляла своего рода рассказ художника о поездке во Францию, в котором автор стремился поделиться со зрителями впечатлениями об увиденном. Эта потребность в самовыражении раскрывается не только в жанровом разнообразии его произведений - пейзажи, портреты, натюрморты, но и в обращении к различным видам и техникам изобразительно искусства.
Все произведения художника можно условно сгруппировать по циклам. Экспозиция работ знакомит зрителей с серией городских пейзажей, отражающих пребывание Магомед-Зерифа Гаджиева в Париже. Безусловно, сама атмосфера романтического города накладывает определенный отпечаток на манеру письма художника. Техника нанесения красочного слоя передает отношение автора в картине «Нотр-Дам вечером». Короткие мазки мастихином, отсутствие детальной проработки предоставляют зрителю возможность прочувствовать осеннее, насыщенное яркими оттенками парижское небо, увидеть обогащенные рефлексами собор и Сену. Художник, буквально, расставляет акценты на часто присутствующей в полотнах воде, увлекаясь игрой света и переменой состояний, что хорошо заметно в таких работах, как «Эйфелева башня», «Париж», «GRAN - PALE», «Александровский мост» и многих других. Главная задача в творчестве М.-З. Гаджиева - передача света, а наблюдаемая во всех полотнах кажущаяся незаконченность - один из его художественных приемов.
Автор не скрывает отношения к определенным направлениям, приемам письма современных французских мастеров - наблюдается некая схожесть, родственность видения цвета. Живописное решение, фактурная выразительность в картине «Полдень у храма» передает одновременно и колоритную, и зыбкую атмосферу раскаленных под ярким осенним солнцем, омытых дождем парижских улиц. В картине «Собор Святого сердца Иисуса Христа» живописный слой, за счет определенной свободы нанесения, стремится играть самостоятельную роль. Яркие сочетания бело-желтых тонов как бы акцентируют свет, исходящий из святого места. Композиция полотна задумана так, что потоки людей, устремленных к храму, являются одновременно и направляющими взгляд зрителя к центральной части картины - золотым куполам, олицетворяющим собой чистоту авторского восприятия [1: 66].
Тема Родины, родного края занимает доминирующее место в творчестве М.-З. Гаджиева. Умело используя красочное разнообразие цветов, художник передает состояние осеннего напряжения, характерное для написанного времени года, в полотнах «Золотая осень» и «Пурпурная осень». Технику письма М.-З. Гаджиева здесь можно было бы определить как «а-ля гобелен», созданной за счет колоритной, мозаичной фактуры, «сотканной» из цветных лоскутков, вплетенных в ткань ритмического рисунка. Характерное процарапывание поверхности красочного слоя мастихином придает неповторимое
своеобразие картине «Куруш - Дагестан». Не уступает по напряженности работа «Ирисы-Теберда», где художник, используя палитру ярких цветов, передает безудержное буйство бело-желтых и фиолетовых высокогорных цветов.
Глубоко национальны не только пейзажи, но и портреты художника - «Автопортрет», «Портрет друга», и натюрморты - «Натюрморт со старинной утварью», «Кумгъаны» и другие. Художнику не чуждо стилевое и жанровое разнообразие. Импрессионистические тенденции прослеживаются в работах «Двое», «Жажда», «На нас смотрят», «Бег». Фиксированное впечатление на игре света, желание передать на холсте общее впечатление не случайны: они выражают духовное жизнеутверждающее раскрепощение художника, стремящегося к задушевному контакту со зрителем.
В рамках искусствоведческого материала, отражая всесторонние характеристики традиционных форм изобразительного творчества народов, населяющих многонациональную республику, нами рассматривается творчество еще одного молодого, глубоко национального, но совершенно отличающегося от динамичного и экспрессивного М.-З. Гаджиева художника -лиричной и гармоничной преподавательницы кафедры живописи Аджиевой Валентины Борисовны, определившейся как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества. Уже по первым пленэрным работам - «Зимний пейзаж», «Осень», «Закат», «Старый город», «Горный пейзаж» - было заметно, что это талант незаурядного художника-пейзажиста, не вызывающий сомнений.
Обращает на себя внимание колористическая составляющая ее работ, при которой формальные моменты начинают играть в картинах самостоятельную роль. Открытые яркие и при этом очень гармоничные сочетания, редкая для республиканской живописи техника работы мастихином, вызывают восторженность и непроизвольное желание потрогать произведения автора. Созданные В. Аджиевой полотна «Осень», «Зимний пейзаж», «Солнце в лесу» оставляют впечатление невероятной легкости и эмоциональной раскрепощенности. Мир красок художницы невероятно ярок и жизнерадостен. На первый взгляд, композиция очень экспрессивных работ «Настроение», «Забытое» кажется несколько дробной как в отношении рисунка, так и в отношении светового построения. Внимание зрителя рассеивается по всей поверхности полотна, но при определенном опыте и внимательном рассмотрении проясняется сложность цветовой мозаики, подобранной художницей, глубокой сбалансированности направляющих движений красочного потока. Стиль изобразительного мастерства, концепция ее творчества заключаются в стремлении запечатлеть и поделиться со зрителями красотой и своеобразием природы родного края, всего окружающего мира в целом, независимо от избранных ландшафтных мотивов.
Пейзажи В. Б. Аджиевой, такие как «Дождь в лесу», «Горный пейзаж», несмотря на обыденность сюжета, обладают редким качеством - неотразимой притягательностью. Творческой лабораторией В. Аджиевой становятся опушка леса или тихая талая низина, излучина бурной реки или берег высокогорного озера, заснеженная горная вершина или прохладное скалистое ущелье. Многочисленные этюды В. Аджиевой к картине «Первый снег» являются не только свидетельством «неустанных творческих поисков, постоянного, непрекращающегося изучения родной природы», но и серьезной творческой заявкой на будущие картины [1: 67].
Родной край исхожен вдоль и поперек, но художницу влекут заманчивые и загадочно красивые просторы жанровой композиции: «Ноябрь 1943», «Долгий путь», «Легенды гор»,
где она раскрывается как зрелый, сложившийся мастер академической композиции. Валентина Аджиева - настоящий, глубоко национальный и современный художник, опирающийся на творческое наследие художников старшего поколения и активно влияющий на трактовку этнографизма в лирике высокогорного пейзажа [1: 67].
Образ, составляющий палитру нынешнего стилевого и жанрового разнообразия изобразительного представительства республики, был бы не полон без включения в него еще одного замечательного художника - Атаева Халиса Магомедовича. Х. М. Атаев зрелый, сложившийся мастер, один из ведущих художников-педагогов республики, лидер многих начинаний художественной жизни Карачая. Часто выезжает Х. М. Атаев на пленэры в знаменитые своей грандиозной красотой высокогорного ландшафта и озер: Архыз, Теберду, Домбай, Махар. Халис Атаев неравнодушный, ищущий художник, стремящийся охватить в своем творчестве все интересующие его виды изобразительного искусства, подчиняющий воплощению своих творческих замыслов все материалы, способные оставлять след на бумаге, холсте.
Помимо живописи и графики, Х. Атаев занимается фотографией, собирает материалы по этнографии и истории народов Карачаево-Черкесии. Совместно с краеведческим республиканским музеем выпустил два альбома: «Аланский мир 1» и «Аланский мир 2». Работает над картинами «Велик, богат аул Джамагат» по одноименному произведению М. Ю. Лермонтова, «Посвящение Шагалу», «Скульптор» и др. Он уверен, что самая главная работа его жизни еще не создана.
Для творчества Халиса Магомедовича характерны пленэрные, натурные этюды, написанные за 3 - 4 часа. Яркая эмоциональность, экспрессивная, этюдная манера письма отличает его пейзаж «Там, где ночуют облака». Многоплановость и дистанционирование в произведении определяет глубокое знание художника, умеющего передавать перспективные и воздушные изменения среды, доступные мастеру, пишущему с натуры. Живописные работы периода 1998 - 1999 годов («После дождя», «Закат») написаны открыто, ярко, воздушная среда прозрачна, легкое испарение исходит от земли, поднимается по горным склонам белесой дымкой. Многолетний опыт пейзажиста-реалиста позволяет автору передать характерное состояние природы Северного Кавказа. Разряженный высокогорный воздух окутывает зрителя, входящего в мир величественной, тысячелетиями не тронутой спокойной природы высокогорья. Серия этюдов к этим картинам позволяет внимательно изучить живописные приемы автора, его творческий почерк. Х. М. Атаев любит сочные, яркие сочетания, не боится смелых цветовых контрастов, предпочитает широкие, пастозные мазки, редко прибегая к тонкому лессировочному письму. Его живопись энергична, с хорошим чувством материальности.
Свободно владея широкой живописной манерой, обладая незаурядным композиционным мышлением, автор доказывает своими работами, что он крепкий, уверенный рисовальщик. Картина «Вековые сосны» решена мастером в суровом, сумрачном колорите. Контрасты светотени, резко очерченные формы, напряженность цвета характерны не только для этого произведения, но и для других его работ. Небольшая по размерам картина «Тучи после дождя» лаконично и выразительно передает особенности высокогорного пейзажа -яркую, насыщенную по цвету зелень альпийских лугов, холодный прозрачный воздух, окутанные облаками горы.
Тематические произведения Х. Атаева заслуживают особого внимания. Серия работ
2000-2002 годов: «Шелковый путь», «Маски», «Посвящение чилийскому музыканту», «Весна», «Война в Грозном», «Скорбь» пронизаны переосмыслением проблем бытия во всех его проявлениях. Тема несправедливой депортации карачаевского народа передается художником остро и драматично. Основным мотивом произведения «Скорбь» стала великая печаль о потере в изгнании близкого человека. Композиция картины четко разделена на два плана. На переднем плане, написанном плотным, насыщенным цветом, выдержанном преимущественно в теплых, охристо-коричневатых тонах, изображены две мужские фигуры. Задний план, бескрайнее темное пространство, символизирующее неопределенность будущего, акцентирован темными холодноватыми фиолетовыми тонами. Содержание картины и ее живописное решение убедительно подчеркивают остро драматическую ситуацию. Художник сознательно сосредоточивает главное внимание на передаче цельной, монолитной группы скорбящих. Образы людей приобрели монументальные черты, и художник уверенно пошел по пути их усиления, отдавая предпочтение «обобщенности форм, широкой живописности» [1: 66].
Обращается Халис Магомедович и к теме исторического культурного наследия средневековой архитектуры Северного Кавказа: «Город в горах», «Разрушенные города». Картина «Каменные города. Алания» выдержана автором в сочетании трепетного фиолетоворозового колорита. Композиция произведения выхватывает из общего храмового комплекса отдельный фрагмент, в котором как бы изолированно, собственной жизнью живут древние стены. Интересный технический прием применен Атаевым: цвета небесной дали и башенной кладки интонируют и растворяются друг в друге, аллегорично подчеркивая глубокую древность и бренность сооружения.
Акварельные произведения Атаева привлекают к себе прочувствованностью, подкупающей искренностью, своеобразием, темпераментом, интенсивностью эстетического переживания мотива. Его работы, неоднократно экспонировавшиеся в Москве на выставке «Всероссийской группы акварелистов» «Верхний Каменомост», «Учкулан», «Сушка шерсти» проникнуты трогательным отношением автора к рядовым событиям в жизни народа. Изобразительный «рассказ» художника необычайно конкретен. Он насыщает картину «Верхний Каменомост» множеством деталей: старинный аул, окутанные утренним туманом садовые деревья, чисто выбеленные одноэтажные домики, потеррасно карабкающиеся в горы. Захватывающее чувство радости от весеннего цветения яблоневого сада, свежести молодой зелени наполняют этот мажорный по звучанию пейзаж. Работа уравновешенна и гармонична. Графические листы радуют смелой композицией, сочной, пластически выразительной живописностью. Все произведений автора умело скомпонованы, профессионально исполнены, при этом глубоко энтичны и национальны.
Профессиональное изобразительное искусство республиканских художников достигло сегодня той степени своего развития, когда требуется не только его дальнейшая «историческая систематизация, но и теоретическое осмысление особенностей, одной из которых является осознанное целеполагание в опредмечивании этнического начала в произведениях искусства. По мнению Л.Н. Тараненко, этническое начало в них вовсе не лежит на поверхности, но обязательно присутствует и требует для своего измерения культурных единиц» [2: 1]. В произведениях М-З. Гаджиева для выявления этнического начала следует искать не однородность, но структурированную целостность. При выявлении доминантной версии его трактовки темы Родины, родного края случается, что в контексте восприятия произведения на
его этническое свойство накладывается этническое значение. Хорошо это или плохо, но подобные превращения переживают многие произведения регионального искусства. Например, тема лирического высокогорного пейзажа, нашедшая в творчестве В. Аджиевой свое полное отражение и обладающая редким качеством - захватывающей притягательностью, почти полностью утратила свой первоначальный смысл. Но все считают, что свойственная ей возвышенная, ликующая гармония национального колорита показательна и символична именно для высокогорного лирического пейзажа.
Этнический стиль Х. М. Атаева фактически являет собой многостилие, возникающее в результате различных, казалось бы, порой случайных эклектических сочетаний. Преобразование устойчивой художественной формы в стилевое разнообразие обусловлено диалектикой принципов художественного обобщения и совмещения «идеализирующих и типизирующих ракурсов отражения мира» [2: 2]. На основе того же лирико-этнического стиля, различных жанров в творчестве региональных художников формируются уникальные образные структуры, позволяющие проследить эволюцию материальной и духовной культуры через «призму преемственности изобразительных традиций» [3: 1]. Каждое последующее поколение художников застает созданное предыдущими поколениями наследие, включается в него, вбирает в себя, опирается на его достижения, активно влияя на создание нового. И эта преемственность, прослеживающаяся через творчество целого ряда художников закономерна для региональной изобразительной культуры, опирающейся на свою этническую сущность.
За пределами нашего исследования осталось еще много интересных и талантливых художников, чей вклад в общее развитие изобразительной культуры региона и страны в целом, конечно, еще будет описан в нашей дальнейшей деятельности.
Примечания:
1. Койчуева З.К. Художники-педагоги Карачаево-Черкесии: Гаджиев Магомед-Зериф и Аджиева Валентина Борисовна // Поиск Истины. Дагестан: науч.-худож. журнал (искусство, религия, история) / Дагестанское отделение Международной Лиги Защиты Культуры. Махачкала, 2011. № 29.
2. Тараненко Л.Н. Этногенез карачаевцев и балкарцев. Материалы «Круглого стола». Карачаевск. 1994. Сентябрь.
3. Куек М.Г. Художественный металл Северо-Западного Кавказа: преемственность изобразительной традиции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 1 (114). С. 185-190.
References:
Koichueva Z.K. Teaching artists of Karachai-Cherkessia: Gadzhiyev Mahomed-Zerif and Adzhiyeva Valentina Borisovna // Search for the truth: scientific and art journal (art, religion, history). Dagestan: Dagestan department of the International League of Culture Protection. Makhachkala, No. 29, 2011. 70 pp.
Taranenko L.N. Ethnogenesis of the Karachays and the Balkars // Materials of «The Round table».
Karachayevsk. September 1994. 32 pp.
Kuyek M.G. The art metal of the North-west Caucasus: continuity of graphic tradition // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2013. No.1 (114). P. 185-190.