Хомич Елена Геннадьевна
АКВАРЕЛЬНАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ К. А. СОМОВА
В статье рассматриваются акварельные пейзажи К. А. Сомова разных периодов его творчества. Акцентируется внимание на определении художником колористического мотива произведения, который способствует созданию правдивого выразительного изображения состояния окружающей среды. Работы мастера, выполненные в технике акварели, благодаря живописным качествам (чуткость в передаче колорита природы) определяются автором статьи как самостоятельный вид искусства.
Адрес статьи: От^.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/7-2/53.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 2. C. 199-201. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 75.047 Искусствоведение
В статье рассматриваются акварельные пейзажи К. А. Сомова разных периодов его творчества. Акцентируется внимание на определении художником колористического мотива произведения, который способствует созданию правдивого выразительного изображения состояния окружающей среды. Работы мастера, выполненные в технике акварели, благодаря живописным качествам (чуткость в передаче колорита природы) определяются автором статьи как самостоятельный вид искусства.
Ключевые слова и фразы: К. А. Сомов; пейзаж; акварель; колорит природы; акварельная живопись.
Хомич Елена Геннадьевна
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств khomichelena@yandex. т
АКВАРЕЛЬНАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ К. А. СОМОВА
Одним из излюбленных жанров в творчестве Константина Андреевича Сомова (1869-1939), активного представителя объединения «Мир искусства», являлся пейзаж. Художник работал в различных техниках (масляная живопись, темпера, пастель, гуашь), но особое предпочтение отдавал акварели, свойства которой способствовали воплощению его новаторских идей. Сомова привлекала тайна этой сложной и непредсказуемой техники, магическая сила акварели, делающая работы лёгкими и живыми.
С ранних лет источником вдохновения для мастера служила природа, меняющаяся красота которой удачно передавалась наносимыми на бумагу прозрачными красками. Специфика акварели подсказывала новые способы изобразительности в передаче атмосферных явлений. Искусство художника развивалось под воздействием различных стилистических направлений (реализм, символизм, импрессионизм, модерн, неоклассицизм), произведения, выполненные им в технике акварели, демонстрировали беспрепятственность неодинаковых подходов к изображению природных мотивов. Существует ряд искусствоведческих работ, посвящённых творчеству Сомова [2; 3; 6], но акварельной пейзажной живописи художника не уделено должного внимания. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
История русской акварельной живописи неразрывно связана с именами мастеров, входивших в группу «Мир искусства» (наряду с К. А. Сомовым: А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, А. П. Остроумова-Лебедева, М. В. Добужинский, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев, М. В. Якунчикова и др.), оставивших обширное наследие в области пейзажного жанра. Стилистическое разнообразие, живописная тематика, характер произведений отличали художников друг от друга, но объединяющим фактором являлось внимательное отношение к акварели и любовь к природе.
Сомов, прежде всего, создавал этюды и зарисовки в окрестностях Петербурга, изучая природные ландшафты знакомой местности. Своеобразный климат с белыми ночами, утренними туманами диктовал темы и мотивы, призывал к реализации творческих замыслов. Акварель выигрышно подходила для передачи первого непосредственного впечатления от увиденного, требовала умения быстрой фиксации изображения на листе. Художник в работе задействовал одно из примечательных её качеств - «максимальную светоотражающую силу несущей поверхности» [8, с. 15] (бумаги), нижележащая окраска которой является фоном, участвующим в колористическом звучании целого. Акварель «всегда строится по принципу лессировки, а не корпусного, т.е. плотного, непрозрачного письма» [Там же]. За счёт этого увеличиваются её живописные преимущества.
Одна из ранних работ Сомова «В августе» (1885 г.) выполнена в реалистической манере, проникнута тонким поэтическим чувством автора, стремящегося отобразить настроение уходящего лета. Приглушённый колорит пейзажа, состоящий из бледно сиреневых, светло-серебристых, оливково-охристых, темно-зелёных тонов, передаёт естественную красоту природы. Композиция акварели соответствует классическим канонам (кулисное построение, трёхплановое распределение пространства). Написана она была Сомовым во время учёбы в гимназии К. Мая, период знакомства с А. Н. Бенуа, одним из представителей художественной династии. В доме Бенуа акварель была «чем-то вроде семейной профессии» [4, с. 483], и в области пейзажной живописи водяными красками особым мастерством отличался Альберт Николаевич Бенуа, учредитель и первый председатель «Общества русских акварелистов» [7, с. 3]. Цель Общества, просуществовавшего с 1880 по 1918 гг., ставшего заметным явлением в художественной жизни России конца XIX - начала XX века, заключалась в популяризации акварельной живописи посредством регулярных выставок, тем самым содействию её успеху и развитию в родной стране и за пределами. Сомов впервые участвовал в показах Общества в 1894 г. [1, с. 116; 4, с. 599], выполняя поставленную перед ним и единомышленниками задачу возрождения традиций акварели как самостоятельной области изобразительного искусства.
Становление Сомова как живописца в значительной мере происходило благодаря многочасовым занятиям на пленэре. Усердствуя над какой-либо деталью, ему «удавалось беспримерным образом передать тот
200
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
или иной эффект неба, тот или иной тон листвы, травы...» [4, с. 483]. Результатом усилий являлись: «Дорога на даче» 1896 г., «Бенуа и Бакст. Наброски с натуры» 1896 г., «Прогулки после дождя» 1896 г., «Белая ночь. Сергиево» 1897 г. и др. Работа на открытом воздухе позволяла выявить изменчивость реальности и обнаружить подлинную значимость света. На основе наблюдений природы в разное время суток в воображении Сомова рождался цветовой облик предметов или явлений, зависимый от изменения освещения и воздушной среды. Разрабатывая колорит для будущего произведения, опираясь на идейный замысел, он определял живописную тему изображения («основной колористический мотив, с помощью которого художник создаёт правдивую картину живописного состояния изображаемого» [5, с. 48]).
Сдержанный характер акварелям Сомова («Весенний пейзаж» 1910 г., «Маркиза» 1919, «Весна» 1927 г.) придаёт ровное освещение и одноцветная светотень предметов, впечатление спокойной, уютной домашней обстановки оставляет изображённый монотонно разлитый из окна в комнату солнечный свет («В детской» 1898 г.). Иной живописной темой, выражающей ощущение оживленности, праздничности, является цветовой мотив в передаче световоздушной среды с разнообразными рефлексами, затемнёнными местами, яркими бликами («Девушка на солнце» 1930 г., «Купальщицы на солнце» 1930 г.). Опираясь на принципы импрессионизма, Сомов показывает в акварелях тончайшие нюансы соотношения света и тени, фиксирует точечное распределение солнечных лучей по земной поверхности.
Особой выразительностью, в период творческой зрелости художника, отличается его работа «В ночном» (1918 г.), в которой эффект от тёмного времени суток со слабым лунным освещением переданный тёмным колоритом усиливается за счёт изображения костра. Благодаря свободному рисунку, нанесённому на синий картон, гамме цветов с активным использованием жёлтого автор посредством интонаций в духе символизма выражает своё миропонимание.
Рационально выстроена композиция в миниатюре «Радуга» (1929 г.). Из всех природных явлений Сомов выделял эту «семицветную красавицу» и посвящал ей не одно произведение. Колорит переднего плана листа ярче, сочнее, чем средний и дальний, где тонкое сочетание близких друг другу оранжевых, серых, зелёных тонов производит впечатление прозрачности далей. Мягкая трактовка пространства вызывает чувство особенности момента. В небе рассеивается, едва показавшись, семицветная лента. Декоративность видения натуры определяет причастность Сомова к модерну.
Из числа акварелей, созданных мастером в период эмиграции, следует отметить «Интерьер с туалетным столиком» (1932 г.), в которой художником затрагивается проблема соотношения пейзажа и интерьера. В вопросе взаимодействия жанров позиция пейзажа определяется как олицетворение двух миров - видимого и скрытого, что отвечает концепции символизма, в то же время цветовая гармония, пластическая ясность форм изображённых предметов указывают на стремление автора к неоклассике. Представленная на листе замкнутая площадь комнаты пронизывается ветром через узкое отверстие оконного проёма, раскрывая пространство в глубину, где видна зелень, создавая эффект отдалённости. Колорит природы передан в нежной цветовой гамме. Акварель отличается мягкостью тональных переходов и лёгкостью движения кисти.
Редкой по воспроизведению зимнего периода года в наследии Сомова является работа «Прогулка зимой» (1927 г.), в которой показано соответствие природного окружения настроению людей. Небо в пейзаже покрыто бледно-розовыми облаками, узор из ветвей деревьев создаёт декоративный эффект тонкого кружева. Предметы чётко вырисовываются на фоне белого с голубоватым оттенком снега.
В акварели «Дафнис и Хлоя» (1931 г.), навеянной античной мифологией, посвящённой героям одноимённого романа Лонга, вид природы сочинённый. Композиция выстроена художником так, что резкие светотеневые контрасты на переднем плане постепенно смягчаются и вдали сливаются в один большой тон. Работа отличается свежестью и звучностью красок.
Пейзажи Сомова, выполненные акварелью, передающие живописное состояние природы, являются, по мнению автора статьи, самостоятельными произведениями искусства. Изначально некоторые рисунки водяными красками носили подготовительный характер и в качестве этюда могли быть использованы для написания картин в технике масляной живописи. Окружающая воздушная среда воспроизводится Сомовым на бумажном листе за счёт градации, светлоты, насыщенности цвета, чередования «тёплых» и «холодных» тонов, построения колоритом формы и пространства. Созерцая природу, следуя своему вдохновению, художник искренне стремился передать акварельными красками её гармонию, совершенство и изящество.
Список литературы
1. Андреева Е. Ю. Из истории Общества русских акварелистов (1880-1918 годы) // Искусство рисунка: сб. статей и публикаций / сост. Г. В. Ельшевская. М.: Советский художник, 1990. С. 108-124.
2. Гусарова А. П. К. А. Сомов. М.: Искусство, 1973. 32 с.
3. Журавлёва Е. В. Константин Андреевич Сомов. М.: Искусство, 1980. 230 с.
4. Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / сост., вступ. статья и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. 624 с.
5. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи. М.: Госиздатстройлит, 1959. 224 с.
6. Русакова А. А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. 451 с.
7. Устав Общества русских акварелистов. СПб.: Типография А. Ф. Маркса, 1887. 8 с.
8. Фармаковский М. В. Акварель. Её техника, реставрация и консервация. М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. 296 с.
WATERCOLOUR LANDSCAPE PAINTING BY K A. SOMOV
Khomich Elena Gennad'evna
I. Repin Saint Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture
khomichelena@yandex. ru
The article examines K. A. Somov's watercolour landscapes of different periods of his creative work. The paper emphasizes how the painter establishes a colour motive, which encourages creating a true expressive image of a state of nature. According to the author, Somov's pictures executed in the watercolour technique can be considered as an autonomous art genre due to their picturesque qualities (sensitiveness while transferring the colour of nature).
Key words and phrases: K. A. Somov; landscape; watercolour; colour of nature; watercolour painting.
УДК 94(47)
Исторические науки и археология
В статье на основе документов Государственного архива новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания (ГАНИ РСО-А) и материалов периодики рассматривается эволюция социально-профессиональных характеристик партийных руководителей Северной Осетии в 1924-1953 гг. Авторы анализируют ключевые подходы Центра к ротации ответственных/первых секретарей Северо-Осетинского обкома партии.
Ключевые слова и фразы: партийный руководитель; первый секретарь; ротация; титульная национальность; обком.
Царикаев Алан Тахирович, к.и.н., доцент
Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания Tsarikaev.A. [email protected]
Дзотцоева Залина Ермаковна, к.и.н.
Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова dzotzoeva.zalina@mail. т
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПАРТИЙНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ В 1924-1953 ГГ.
Одной из актуальных задач новейшей историографии политической истории Северной Осетии 1920-1950-х гг. является изучение корпуса партийных и советских руководителей.
Необходимость комплексного исследования представителей региональной и субрегиональной политической элиты продиктована как объективными потребностями исторической науки, так и возрастающим общественным интересом к биографиям и деятельности лидеров Северо-Осетинской автономии.
За последние 20 лет созданы благоприятные условия для разработки всех аспектов данной темы: рассекречен большой массив делопроизводственной документации Северо-Осетинского обкома КПСС, Владикавказского окружного комитета ВКП(б) и райкомов партии, расширился доступ к документам представителей региональной партийно-государственной номенклатуры, наконец, опубликован биографический справочник, в который вошли сведения о 240 руководящих работниках [5].
К политической элите Северной Осетии сталинского периода, на наш взгляд, следует отнести группу руководителей в составе секретарей Северо-Осетинского обкома ВКП(б), Владикавказского (с 1931 г. - Ор-джоникидзевского) окружкома/горкома и окружкомов/райкомов партии, а также председателей исполкомов различных уровней: от областного до районного. Представители именно данного корпуса управленцев несли перед Центром прямую ответственность за происходившее на подведомственной им территории, обеспечивая выполнение хозяйственных и политических кампаний государства.
Ключевой фигурой в политической элите региона на протяжении всего рассматриваемого нами периода являлся ответственный/первый секретарь областного комитета партии. Согласно принципу демократического централизма, именно на нем замыкалась деятельность всей областной парторганизации [4, с. 141]. С 1924 по 1953 гг. Северо-Осетинскую партийную организацию последовательно возглавляли С. А. Такоев (1924-1927 гг.), К. К. Борукаев (1927-1928 гг.), М. Ф. Питковский (1928-1930 гг.), М. Л. Белоц-кий (1930-1931 гг.), Д. В. Демиховский (1931-1934 гг.), К. С. Бутаев (1934-1936 гг.), Г. В. Маурер (1936-1937 гг.), Ф. Г. Коков (1937 г.), В. П. Лемаев (1937-1938 гг.), Н. П. Иванов (1938-1940 гг.), Н. П. Мазин (1940-1944 гг.) и К. Д. Кулов (1944-1953 гг.). Таким образом, в обозначенный период сменилось 12 партийных лидеров.
Анализ документов, отложившихся в фондах ГАНИ РСО-А, свидетельствует, что процессы ротации партийных руководителей Северной Осетии инициировались Северо-Кавказским крайкомом и ЦК ВКП(б). Характерной их особенностью было назначение на высшую партийную должность в основном уроженцев других регионов. Из 12 секретарей Северо-Осетинской партийной организации лишь 5 (С. А. Такоев, К. К. Борукаев, К. С. Бутаев, Ф. Г. Коков, К. Д. Кулов) являлись местными уроженцами и представителями титульной