Terra Humana
УДК 75.047 ББК 85.143 (2)
Е.Г. Хомич
ИМПРЕССИОНИЗМ в ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ К.А. СОМОВА
*
Рассматривается ряд произведений пейзажного жанра К.А. Сомова, в которых художник демонстрирует импрессионистическое видение окружающего мира.
Ключевые слова:
гармония цвета, зрительный и чувственный образ, импрессионизм, К.А. Сомов, мироощущение, пейзаж, поэзия света и воздуха.
Пейзаж, являющийся одним из основных жанров в живописи К.А. Сомова, привлекал художника разнообразием возможностей - от непосредственного этюда на пленэре до созданного в воображении и претворённого в картине художественного образа.
Развитие пейзажа К.А. Сомова зависело от познания автором внешнего окружающего мира и внутреннего - своего собственного. Меняющийся облик природной среды соответствовал диапазону восприятий художника, стремившегося наполнить новым содержанием свои произведения, в которых он передавал её тончайшие нюансы, растворяясь в любви к природе.
Характер творчества живописца обуславливался влиянием различных направлений в искусстве рубежа Х1Х-ХХ вв. и предыдущих времён. Искусству К.А. Сомова посвящено немало исследовательских работ, однако проблеме воздействия импрессионизма на эволюцию пейзажной живописи художника не было уделено должного внимания. Рассмотрение названной темы представляется важным не только с точки зрения выявления уникальности его художественной манеры, но и для характеристики ведущих тенденций изобразительного искусства к.Х1Х-ХХ вв.
Будучи представителем объединения «Мир искусства», К.А. Сомов проявлял неравнодушие к живописи импрессионистов, что выделяло его среди других членов сообщества. Интересуясь проблемами живописи на пленэре, опираясь на принципы импрессионизма, художник стремился передать в пейзаже индивидуальное видение натуры.
Свет, воздух, пространство приобретают особую значимость у художника уже в раннем творчестве, и присутствуют, как важные компоненты в его произведениях любого жанра.
В акварели «Белая ночь. Сергиево» (1897 г.) переданы мимолётные впечатле-
* См. иллюстрации на 4-й странице обложки.
ния, акцент сделан на состоянии природы, её изменчивости. Сочетание тёплых и холодных тонов (желтоватого неба и зеленовато-голубоватой листвы, розового дома и голубовато-сероватой крыши) Сомов использует для создания атмосферы загадочности. Мягкий лунный свет своим прозрачным покрывалом окутывает все предметы, объединяя в единое целое. Объёмные формы под кистью мастера словно растворяются в окружающей среде. Колористической и композиционной доминантой служит расположенное левее центра картины раскидистое стройное дерево. Привлекает внимание насыщенный зелёный цвет его листвы, множество оттенков. Повторяясь на различных планах полотна, зелёный взаимодействует с жёлтым цветом, серым, голубым, розовым, сиреневым, бледно охристым, устанавливая отношения. Результатом этого движения является связность картины. Художник умело изобразил воздушную дымку, зыбкость воздуха, превращая данную реальность в субъективное переживание, он не может смириться с неизбежностью исчезновения красоты бледного воздуха, призрачного блеска, томительного света, навечно фиксируя прелесть и очарование белой ночи.
Особенность живописно-пластического мышления художника выявляется в этюде «Женщины в саду» (1897 г.) Изображённые на полотне - перебирают ягоды на скамейке в саду. Естественно и непредвзято К.А. Сомов передаёт атмосферу дачной жизни, сохраняя с точностью на холсте меняющееся состояние природы.
Распределение звонких, светлых цветовых пятен, фактурная выразительность мазка, использование чистых несмешанных цветов, отсутствие чётких контуров в передаче мимолётного впечатления, фрагментарность композиции, неожиданность точки зрения (вид сверху): все эти композиционно-колористические особенности соответствуют традициям импрессионистической живописи. Цвет в
данном случае, получив абсолютную свободу и возможность, становится центром композиции, где он уже не является только средством передачи художественного замысла, а преобразуется в смысл изображения. Такое импрессионистическое понимание цвета, передающее реальный мир во всём его многообразии было присуще К.А. Сомову в начале творческого пути и сказывалось в дальнейшем в таких произведениях как: «Купальщицы» (1899 г.), «Две дамы в парке» (1919 г.), «Летнее утро» (1920 г.), «Спящая молодая женщина в парке» (1922 г.), «Девушка на солнце» (1930 г.), «Усталый путник» (1939 г.) и других.
Передать поэзию света и воздуха художнику удаётся и в замкнутом пространстве («Интерьер» Вторая половина 1890-х г., «Интерьер на даче Павловых» 1899 г.). В обеих работах автор показывает фрагмент просторной комнаты с пустыми стенами и большими светлыми окнами, за которыми виден пейзаж. Перед зрителем предстаёт часть помещения как случайно выхваченная деталь общего вида. Изображение комнаты, срезанное боковыми краями холста, усиливает впечатление ситуатив-ности. Смысловой и формальный центр композиции не соединён. Не стеснённый никакими преградами свет и воздух проникают в помещение, заполняя собою пространство. Пейзаж за окнами превалирует в произведении, и остаётся только догадываться, почему природные элементы в интерьере имели для автора большое значение. Художник смещает акцент с показа интерьера на эмоциональное воздействие природы, передавая субъективное переживание от неё.
Особенно возвышенным чувствованием окружающей действительности, удивительной лаконичностью, проникновенностью привлекает к себе внимание маленькая акварель «Весенний пейзаж» (1910 г.). Используя только нежно-зелёный и несколько оттенков серого цвета, мастер передаёт наступление весны. Поэзия движения высказана ритмом стволов молодых деревьев с редкими голыми ветками.
На ещё холодном белёсом небе едва заметны волнистые линии облаков. Тонкий пастельный колорит пейзажа создаёт атмосферу неустойчивости, хрупкости происходящего. Художник торопится запечатлеть взволновавший его момент в природе, словно он исчезнет, как внезапно возникший в пустыне мираж.
Ощущение сверкающего солнечного света, неограниченного богатства красок природы чувствуется в картине «Пейзаж
с радугой» (1919 г.). В эту работу художник вложил сильные эмоции, что, в свою очередь отразилось на колористическом строе холста. «Семицветная красавица» привлекла внимание мастера своей яркостью, исключительностью, и он посвятил ей очередное произведение. Останавливаясь на радуге, как основном мотиве, художник выбирает импрессионистический подход к написанию картины. Отмечая редкое и необычное явление в природе, стремясь уйти от серых будней, доверяя зрителю, живописец украшает свой «мир», отображая его на холсте, искренне выражая свои мысли.
Происходящее на картине отвлечено от конкретного места и времени. Природа, изображённая на полотне, соединяет в себе зрительный и чувственный образ. Силуэты берёз и кустарников, одетых в зелёный с золотым дождём наряд диагонально выделяют средний план. Полосы разноцветной дуги вторят движению солнечных лучей на земле, покрытой зелёным ковром. Динамика света создаёт зыбкость, неустойчивость восприятия мира.
Взяв на себя функцию главного персонажа, радуга, останавливается своей красочностью на каждом участке холста, образуя множественность оттенков. Фигуры двух женщин и ребёнка, вписанные в пейзаж, гармонично сочетаются с деревьями, цветами. Силуэты людей сливаются с растениями, образуя единое целое. Цветные тень и рефлексы усиливают декоративность композиции, порождая трепетную живопись.
Выраженная в картине тема движения наблюдается в линиях ветвей деревьев, бисере рассыпанных на них листьев. Розово-серые «шляпы» облаков не в силах закрыть голубое небо, дарящее наслаждение своей чистой и бесконечностью. Под воздействием струящегося воздуха, солнечного и небесного освещения, окутанный рефлексами натуральный цвет предметов подвергается изменению так же, как личность человека при определённых обстоятельствах раскрывает разные грани своего характера.
Интерес к повышенному звучанию красочных пятен, желание перенести на полотно как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни наблюдается в картине «Спящая молодая женщина в парке» (1922 г.). Художник стремится воссоздать единство человека и окружающей среды, используя мотив сна, сосредоточив внимание на внутреннем мире изображённой.
Общество
Terra Humana
Многоплановость отображения действительности осуществляется не без помощи пейзажа.
В картине природный мир так же изыскан, как и сама героиня. По-своему художник усиливает разлитую в картине атмосферу чувственной неги.
Сновидения молодой особы, скрытые от посторонних, судя по выражению её лица, созвучны радужной феерии. Незнакомка, находящаяся во «власти Морфея» - поэтическая метафора. Фигура девушки расположена у самого переднего края листа, параллельно его плоскости. Правая рука модели покоится на небольшой книге, нежный локоть левой руки выглядывает из рукава золотистого цвета платья. Ножки в белых чулках одеты в маленькие чёрные туфли кокетки.
Колорит построен на нюансах жёлтого и зелёного в сочетании бледно-розового с голубым цветом. Легкость дыхания спящей поддерживается свежестью летнего воздуха. Небольшая собачка не нарушает покой хозяйки. Вдалеке бьются на шпагах кавалеры. Кудрявые серебристо-розовые облака отражаются на зеркальной глади воды озера.
Богатство тона, многоцветная палитра красок, мягкая линия рисунка передают атмосферу праздника, чувственности, наслаждения.
Источником художественного творчества и основой понимания прекрасного всегда для К.А. Сомова являлась окружающая природная среда.
Непосредственное впечатление от природы, игравшее большую роль в поисках художником совершенной формы для выражения своих идей, отразилось в акварели «Девушка на солнце» (1930 г.) В этой работе К.А. Сомов небольшому жизненному эпизоду придаёт оригинальное поэтическое качество.
Босоногая девушка сидит под деревом в зелёном лесном уголке. Лицо её окаймляют рыжие кудри волос, вся фигура незнакомки в белой короткой рубашке на тонких лямках насквозь пронизана солнцем. Этому образу чистой здоровой юности вторит стройная белоствольная берёза, прикоснувшаяся ветвями к молодой особе.
Подвижный силуэт человека вписан в общую живописную среду пейзажа. Свет играет сильными бликами на листве, земле, траве, спине сидящей. На руках и ногах девушки следы рефлексов от кустарников, что делает тени прозрачными. Художник стремится добиться ощущения нежности её кожи, окружить фигуру воздухом.
Акварель запоминается светлым колоритом, где господствуют жёлтые, зелёные, белые тона и ясностью замысла, выраженного свежо, точно, просто. Скромный мотив под властью мастера превратился в нечто значительное, как обобщённый образ радостного бытия.
Взыскательный и безгранично требовательный к себе, художник всю жизнь стремился к совершенному мастерству и наиболее выразительной передачи своих внутренних переживаний, всё больше смещая тематику картин в чувственно-эмоциональную сторону.
Пейзаж в одной из последних картин К.А. Сомова «Усталый путник» (1939 г.) представлен как размышление о быстротечности человеческой жизни, смене времён, как обобщение философского характера. Мотив сожаления, уныния, высказанный в картине не подавляет желание радости, восторга перед исключительной красотой окружающего мира.
На полотне небольшого размера показан лес. На переднем плане изображён человек, отдыхающий под раскидистой кроной дерева. Поодаль от юноши расположилась любопытная собачка. Притягивает взгляд зелёный цвет травы, блестящий, как изумрудный бархат. Бледно серые сияющие своими розовыми краями облака нагоняют дремоту. Оттого так хочется прилечь на лесной ковёр, почувствовать под собой прохладную землю и смотреть на небо.
Этот небольшой будничный эпизод благодаря умелой кисти мастера превратился в цельный образ, окрашенный поэтической интонацией.
Пейзаж написан в светлой тональности, где активно выступают три основных цвета: зелёный, серый и розовый. Каждый из этих цветов отдельно повторяется в листве деревьев, в одежде юноши, шерсти животного, небесных просторах, объединяясь в единый колористический строй, где сильнее остальных привлекает внимание зелёный с многочисленными оттенками.
Выбранное живописцем преклонного возраста название картины указывает на тяжесть прожитых лет, слабость, безысходность, но мажорное звучание пейзажа подчёркивает жажду жизни художника, его «молодые» мысли и « юные» чувства. Не случайно царствующий зеленый цвет, выступая смело и решительно, вселяет надежду.
В рамках импрессионистического подхода к написанию картины, добиваясь живой достоверности изображения, К.А.
Сомов не стремится к сочетанию плоских локальных пятен, а даёт почувствовать объём масс зелени, густоту и плотность стоящих вплотную деревьев, используя всевозможные по тону градации любимого цвета.
Большую роль в изображении пейзажа: и в его построении, и в его лирическом и эмоциональном звучании - играет небесный свод. Крупный зонт седеющего неба украшен яркими розовыми линиями лучей, идущими от центра к краям. Каждый луч переливается семицветьем, объединившись, создавая одну большую сказочную феерию радуг. Всё вокруг попадает под воздействие спокойного сияния и блеска природного явления.
В поисках неисследованных источников красоты, с желанием внести новое в искусство художник выражает в своих пейзажах поэтическое восприятие натуры, искренне отражая действительность. Внимание к перемене состояний природы, к смене дня и ночи, времён года и умение зафиксировать первое яркое впечатление от увиденного, чувственная манера живописи в ряде произведений, сближает К.А. Сомова с импрессионистами.
В творчестве многих русских художников (И.Е. Репин, В.А. Серов, В.Э. Борисов-Мусатов, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь, Л.О. Пастернак, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, А.А. Рылов, К.Ф. Юон, Н.А. Тархов, Н.И. Фешин и др.), которые «добивались все вместе и каждый в отдельности - победы нового видения» [3, с. 7], присутствуют
Список литературы:
признаки импрессионизма, но, несмотря на это, представление о русском импрессионизме и его месте в истории мировой живописи и культуре - расплывчато. Очевидно, во « взглядах на него, сущности и свойствах присутствует нечто мешающее увидеть его реальность с необходимой научной определённостью» [2, с. 43]. Наряду с французским, скандинавским, немецким, восточноевропейским и американским импрессионизмом, искусствоведческий статус подобного художественного течения в русском искусстве - неясен. На необходимость «очертить зыбкие контуры русского импрессионизма, развернуть его во времени и пространстве, обозначить вектор развития» указывает В.А. Леняшин и, размышляя о художественном значении и «историко-культурной судьбе» отечественного импрессионизма, считает, что так же, как и «любое фундаментальное движение, он имеет свои истоки, взлёты и спады, доминанты и периферию, стилевую атрибутику и пересечение с другими стилистическими потоками» [2, с. 48]. Так же как символизм «вошёл в поры русской живописи», так и импрессионизм «освещал то прямым, то рассеянным светом» русских художников, одним из которых был К.А. Сомов. Импрессионизм «как синтетический цветовой образ мгновения, как первый шаг на пути к сотворению красками новой реальности» [1, с. 54], стал существенным стимулом для Константина Андреевича в поисках индивидуального подхода к изображению окружающего мира.
[1] Герман М.Ю.Импрессионизм и русская живопись. - СПб.: Аврора, 2005. - 159 с.
[2] Леняшин В.А. «...из времени в вечность» импрессионизм без свойств и свойства русского импрессионизма // Русский импрессионизм. Вст. ст., В.А. Леняшина. - СПб.: Palace Editions, 2000. - С. 43-60.
[3] Ревалд Дж. История импрессионизма. - М.: Астрель, АСТ, 2011. - 479 с.
Общество