10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 82.09 АНТОНОВА М.В.
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПУЗАНКОВА Е.Н.
доктор педагогических наук, профессор, директор Департамента научно-методической и издательской деятельности Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDK 82.09 ANTONOVA M.V.
Doctor of Philology, Professor, head of Department of history of Russian literature, Orel state UniversityE-mail:
[email protected] PUZANKOVA E.N.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Director, Department of methodological and publishing activities,
Orel State University E-mail: [email protected]
«ЛИРИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ» И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ НИКОЛАЯ СТАРЧЕНКО "LYRICAL PATRIOTISM" AND PATRIOTIC LITERARY CRITICISM OF NIKOLAI STARCHENKO
Работа посвящена рассмотрению краеведческих очерков, заметок и интервью современного российского писателя Николая Старченко «Тень белого дерева» (2015). В его сочинениях нашла свое отражение национальная идея патриотизма, любви к малой Родине, которая проявляется через заботливое отношение к памяти о великих писателях-земляках, мемориальным местам и объектам культуры.
Ключевые слова: Н.Н. Старченко, литературное краеведение, патриотизм, очерк, интервью.
The work deals with the local history essays, notes, and interview modern Russian writer Nikolai Starchenko "The Shadow of The White Tree" (2015). In his writings reflected the national idea of patriotism, love to Homeland, which is manifested through careful attitude to the memory of the great writers of his countrymen, memorial places and objects of culture.
Keywords: N.N. Starchenko, literary local history, patriotism, essay, interview.
Литературное краеведение - одна из самых интенсивно развивающихся областей современной филологической науки. Интерес к региональной литературе связан прежде всего с тем, что в обществе возникли потребность в осознании национальной идентичности и необходимость формирования национальной идеи. Об активности научного поиска в этой области свидетельствуют конференции по проблемам литературного краеведения, регулярно проходящие в Москве, Твери, Курске, Екатеринбурге, Ельце, Брянске, Ярославле, Орле, многочисленные сборники научных статей, книги, монографии.
В современной науке существуют четыре термина, характеризующие основной объект литературного краеведения: «культурное гнездо», «региональная литература», «областная литература» и «локальный текст». Литературное краеведение и музееведение введено в паспорт научной специальности 10.01.01 Русская литература. Если попытаться найти определение данной области знаний, то можно прочитать следующее: «Литературное краеведение - наука, которая занимается изучением связей писателя или поэта с определенным регионом, где проживал автор литературного произведения, и соотносит реалии, отраженные в этом произведении, с определенным регионом» [2].
Нет никакого сомнения в том, что одним из направлений творческой деятельности современного российского писателя Николая Николаевича Старченко является именно литературное краеведение. Им создано значительное число замечательных очерков и статей, посвященных не только писателям родного брянского края, но и Орловщины, Смоленщины, Рязанщины и т.д. Для Н.Н. Старченко творчество отечественных писателей и поэтовопределенного региона, так называемая «областная литература», теснейшим образом связано с действительностью: конкретными реалиями, конкретной историей города и села, конкретными пейзажами и конкретными людьми. Достаточно напомнить читателям, как любовно писатель отыскивает те природные объекты, которые когда-то стали предметом изображения, например, в произведениях Тургенева, Бунина, Соколова-Микитова, Пришвина, как любовно описывает те же пейзажи, прозревая в них связи прошлого и настоящего. С гордостью или болью в сердце рассказывает писатель о судьбе малых городов, сел, деревень, усадеб, которые, так или иначе, отразились в творчестве или судьбе русских литераторов. Его краеведческие очерки и заметки, написанные в разное время и собранные в книге «Тень белого дерева» (Смоленск, 2015) проникнуты глубоким лиризмом, дышат поэзией, которая
© Антонова М.В., Пузанкова Е.Н. © Antonova M.V., Puzankova E.N.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (77), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 77. 2017
проистекает из глубин его души, воспитанной великой русской литературой и великой русской природой.
В замечательном очерке с симптоматическим названием «Уроки поэтической географии» Н.Н. Старченко пишет: «Та земля, которую со всей любовью, со всей силой данного им таланта восславили великие писатели, становится родной многим и многим людям. Часто даже тем, кто никогда не видел ее. Такова магия животворящего слова... И такая земля рано или поздно становится подлинной национальной святыней» [3, с. 127]. Многие рассуждения и замечания писателя, содержащиеся в очерке, написанном в уже далеком 1987 году, звучат в наши дни необыкновенно актуально.
В современном литературоведении есть любопытное направление исследований - геопоэтика, представляющая собой изучение отражения в художественном творчестве особенностей изображения того или иного географического пространства выразительными средствами. Так, например, в «Записках охотника» Тургенева орловская деревня имеет совершенно особые приметы, отличающие ее от тульской, что подтверждается отбором художественных объектов и изобразительных приемов. Для Н.Н. Старченко поэтическая география - это не только то, что было написано писателями-классиками, но и современное состояние памяти о великом прошлом. Болью в его сердце отдается небрежение современников к исторической памяти, к литературе родного края. В том же очерке «Уроки поэтической географии» писатель приводит многочисленные примеры отсутствия должного внимание к литературно-краеведческому наследию прошлого на Орловщине. Очерк был написан в 1987 году. С сожалением можно констатировать, что многие проблемные вопросы, поставленные писателем и его орловскими коллегами-краеведами, не решены до сих пор. Н. Н. Старченко приводит такой пример. Выпускникам сельских орловских школ он задавал вопрос «Чем славен ваш край?» и не получил вразумительного ответа[3, с. 133]. Хорошо, что школьники знали, что в их родном селе «шли тяжелые бои в Великую Отечественную» [3, с. 133]. Добавим от себя: сегодня некоторые молодые люди, к сожалению,могут спутать Великую Отечественную войну с гражданской, а про Отечественную войну 1812 года и вообще не вспомнить. И это не смотря на то, что в Орле и Центральном регионе России ведется большая работа по увековечиванию исторических подвигов нашего народа.
Совершенно справедливы слова Н. Н. Старченко о том, что «поэтическая география должна быть могучим источником воспитания, стоять на видном месте во всем процессе школьного обучения, деятельности областного управления культуры, райисполкомов и сельских советов.» [3, с. 130]. Сегодня многие учреждения и органы поменяли свои названия, но, к сожалению, это не изменило суть отношения к культуре края, когда «региональное» воспринимается как второстепенное, незначительное, то, на что никогда нет средств, то, о чем можно поговорить и даже собрать совещание с участием местной общественности, а потом -
отложить на долгие годы, навсегда. И снова читаем очерк Н.Н. Старченко: «Сколько можно при решении социально-экономических задач допускать недооценку исторической памяти местного населения, принижение роли, значения местной культуры!» [3, с. 133].
Сегодня наше общество вновь стоит перед проблемой поиска этно-национальной идентичности. И следует напомнить, что к так называемым этнодиффе-ренцирующим качествам относится множество факторов, в том числе язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. В любом случае это те признаки, которые помогают отличить «свое» от «чужого», «мы» от «не мы» [См.: 1, с. 285].
Русский человек, такова уж наша традиция, всегда разделял государство и Родину. Родину любили, а от государства, вернее, от государственного аппарата, издревле ждали какого-то подвоха. Восстановление, точнее, формирование уважительного отношения к собственной стране, к государству под названием Россия, -важная и весьма актуальная задача.
В наши дни на щит снова поднимается идея патриотического воспитания. Напомним слова Президента Российской Федерации: «У нас нет никакой инеможет быть никакой другой объединяющей идеи, кромепа-триотизма. <...> Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной» [4]. Заметим, что вян-варе 2016 года правительство РФ утвердило программу патриотического воспитания граждан на 2016-2020 годы, вчисле задач которой - укрепление престижа службы в вооруженных силах и «развитие уподрастаю-щего поколения чувства гордости, глубокого уважения ипочитания»кгосударственному флагу, гербу игимну России.Стоимость программы оценивается в 1,666 миллиарда рублей, почти все эти деньги будут выделены из-федерального бюджета [5].
Ни в коем случае не критикуя указанное направление деятельности, подчеркнем, что связано оно с так называемым государственным направлением патриотизма, что очень важно и нужно, но в условиях нашей страны не может быть единственным вектором патриотизма как национальной идеи.
Само по себе слово «патриотизм» - имеет не русское происхождение. Фасмер в Этимологическом словаре отмечает, что впервые его использование фиксируется в петровское время. Возможно, оно было заимствовано из немецкого или французского языка, где патриот означало «сын отечества». Во французский попало из латыни, а в латыни появилось из греческого, где «патриотус» -«земляк, соотечественник» [6]. Но это не значит, что во всех языках, через которые прошло слово «патриот», не было соответствующего понятия, поскольку представления о родине, родной земле, отчем доме, отечестве, отчизне буквально «вшиты» в языки народов мира и в человеческое сознание, в том числе и в русский язык. Родина в наших представлениях - мать, понятие оте-
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES
чества связано отцовским началом. То есть, используя научные термины, наше национальное осмысление родины и отечества отражает древнейшие архетипиче-ские представления об общности родства, общности происхождения по материнской или отцовской линии всех членов группы, проживающих на определенной территории, имеющих общие традиции и обычаи, общую мифологию, религию, историческую память и пр. и, что весьма важно, разговаривающих на одном и том же языке, потому что именно язык, будучи первичной моделирующей системой, и является основным инструментом сохранения и трансляции национальной культуры, именно язык фиксирует и передает устойчивые представления и стереотипы поведения, именно язык способствует формулированию, внедрению в общественное сознание и распространению идеологических конструкций. Важнейшим же способом реализации всех этих задач является литературное творчество.
Любовь к родине, к родному краю в очерках Н. Н. Старченко действительно начинается с березки, которую почему-то пожалел «добрый человек» экскаваторщик, и она долго радовала людей на островке посреди рукотворного озерца («Тень белого дерева» [3, с. 315]). Любовь к родине - это Бежин луг, сохранившийся почти в неприкосновенности с тургеневских
времен («Веяло чем-то родным и необозримо широким...» [3, с. 156-161]), это место, где когда-то стоял-Притынный кабак («И дрогнут струны нашей души.» [3, с. 162-164]). И даже фантастическая история о том, что в деревне Богослово Иван Сергеевич Тургенев вызвал на дуэль Льва Толстого «и убил его», рассказанная «всезнающим шофером», - это тоже проявление любви к Родине («На берегах Снежеди» [3, с. 235-242]). И не надо различать малую Родину и великую. Она едина, поскольку только знающий, уважающий, любящий свои корни, свои истоки может быть истинным сыном Отечества. Очень точно об этом сказано в одном из интервью Н.Н. Старченко: «Я родился и вырос в русской деревне, где любовь к Родине, природе воспитывается с младенчества. Здесь острее чувствуешь себя частью природы, не преувеличиваешь свое значение по сравнению с тем же воробьем или травинкой. Воспринимаешь себя таким же ростком»(«Каждый агроном должен быть философом» [3, С. 409]).
По глубокому убеждению Н. Н. Старченко, что проявляется в его жизни и творчестве, истинный патриотизм - это глубоко интимное чувство и активная деятельность. Не случайно один из разделов его новой книги «Тень белого дерева» (2015) назван «Метод лирического патриотизма».
Библиографический список
1. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
2. Какая наука изучает литературу // Большая энциклопедия для детей и взрослых [Электронный ресурс]. URL: http://sitekid. ru/literatura/kakaya_nauka_ izuchaet_literaturu.html
3. Старченко Н.Н. Тень белого дерева. Смоленск: Маджента, 2015. 464 с.
4. Путин В.В. Встреча с активом Клуба лидеров3 февраля 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/ 51263
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 № 1492 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. ru/document/420327349
6. Этимологический словарь Фасмера [Электронный ресурс]. URL: http://www.onlinedics.rU/slovar/fasmer/p/patriot.html
References
1. Gumilev L.N. The ethnosphere: History of people and the history of nature. Moscow: Ecopros, 1993.
2. What science studies literature // Great encyclopedia for children and adults [Electronic resource]. URL: http://sitekid.ru/literatura/ kakaya_nauka_izuchaet_literaturu.html
3. Starchenko N.N. The Shadow of TheWhite Tree. Smolensk: Magenta, 2015. 464 p.
4. Vladimir Putin.Meeting with Club leaders. 3 February 2016 [Electronic resource].URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/51263
5. Resolution of the Government of the Russian Federation from December 30, 2015 № 1492 "About the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020" [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420327349
6. Fasmer's etymological dictionary [Electronic resource]. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fasmer/p/patriot.html