Научная статья на тему 'Лингвоориентированная компьютерная военная игра в языковой подготовке курсантов военной образовательной организации'

Лингвоориентированная компьютерная военная игра в языковой подготовке курсантов военной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВООРИЕНТИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ВОЕННАЯ ИГРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПРАВОЧНЫЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ГЛОССАРИЙ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / LINGUISTIC COMPUTER WARGAME / COMMUNICATIVE COMPETENCES / INFORMATION CONTENT / ELECTRONIC GLOSSARY / LANGUAGE SUPPORT / ROLE PLAYING / LANGUAGE PROFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будко Валентина Николаевна, Баранова Екатерина Валерьевна

В статье представлена концептуальная модель применения лингвоориентированной компьютерной военной игры в языковой подготовке курсантов и слушателей магистратуры военной образовательной организации. Рассмотрена роль технологии телекоммуникационных проектов в повышении коммуникативных компетенций выпускника военно-технического вуза, наряду с использованием обучения в сотрудничестве и игровых методов обучения, таких как ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Дана целевая установка на моделирование игрового занятия. Проанализированы основные виды обеспечения компьютерной военной игры, подвергаемые дальнейшему развитию: техническое, лингвистическое, программное, информационное и методическое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будко Валентина Николаевна, Баранова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic Computer Wargame in the Process of Cadets’ Language Proficiency at Military Higher School

In this article the conceptual model of linguistic computer wargame appliance in the process of cadets’ and Master’s degree program listeners language proficiency at military higher school is presented. The role of the telecommunication projects technology in the communicative competences development of the military technical higher school graduate, along with the usage of collaborative learning and role playing, such as role play, professional simulation and other types of role playing, is considered. The goal is given to the modelling of lesson in the form of role playing. The main types of the computer wargame providing that could be developed in the future are analyzed: technical, linguistic, programmed, information and methodic.

Текст научной работы на тему «Лингвоориентированная компьютерная военная игра в языковой подготовке курсантов военной образовательной организации»

УДК 37.0:004(075.8) В.Н. Будко*, Е.В. Баранова**

Лингвоориентированная компьютерная военная игра в языковой подготовке курсантов военной образовательной организации

В статье представлена концептуальная модель применения лингвоориентированной компьютерной военной игры в языковой подготовке курсантов и слушателей магистратуры военной образовательной организации. Рассмотрена роль технологии телекоммуникационных проектов в повышении коммуникативных компетенций выпускника военно-технического вуза, наряду с использованием обучения в сотрудничестве и игровых методов обучения, таких как ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Дана целевая установка на моделирование игрового занятия. Проанализированы основные виды обеспечения компьютерной военной игры, подвергаемые дальнейшему развитию: техническое, лингвистическое, программное, информационное и методическое.

Ключевые слова: лингвоориентированная компьютерная военная игра, коммуникативные компетенции, справочный контент, электронный глоссарий, лингвистическое обеспечение, игровые методы обучения, языковая подготовка.

V.N. Budko*, E.V. Baranova**. Linguistic Computer Wargame in the Process of Cadets' Language Proficiency at Military Higher School. In this article the conceptual model of linguistic computer wargame appliance in the process of cadets' and Master's degree program listeners language proficiency at military higher school is presented. The role of the telecommunication projects technology in the communicative competences development of the military technical higher school graduate, along with the usage of collaborative learning and role playing, such as role play, professional simulation and other types of role playing, is considered. The goal is given to the modelling of lesson in the form of role playing. The main types of the computer wargame providing that could be developed in the future are analyzed: technical, linguistic, programmed, information and methodic.

Keywords: linguistic computer wargame, communicative competences, information content, electronic glossary, language support, role playing, language proficiency.

Введение. Осознание необходимости владения хотя бы одним ино-странным языком (ИЯ) пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание ИЯ жизненно важно. А для военного специалиста на фоне расширения международного войскового содружества стран участниц ОДКБ, военно-промышленного сотрудничества предприятий оборонной отрасли, а также активного участия российских войск в миротворческих операциях под эгидой ООН и антитеррористических коалициях по поддержанию мира в приграничных с Россией территориях важно вдвойне. Сегодня в некоторых военных об-разовательных организациях вводятся еженедельные единые дни иностранного языка, когда в течение дня военнослужащие говорят исключительно на одном из изучаемых иностранных языках. Принимая во внимание особую значимость языкового образования в современном мире при прозрачности границ и стирании языковых барьеров, применительно к военнослужащим необходимо говорить о языковой подготовке. Языковая подготовка предполагает формирование не менее трех взаимосвязанных компетенций: языковой (лингвистической), речевой и коммуникативной. При этом, говоря о профессиональной языковой подготовке военнослужащего, перечень компетенций необходимо дополнить аналитической, стратегической, профессиональной, социокультурной и др. компетенциями. Положительную роль в мотивации языковой подготовки играет и действующее законодательство о материальном стимулировании военнослужащих за знание одного и более ИЯ. В связи с этим в последние годы у курсантов и слушателей военных образовательных организаций интерес к изучению ИЯ растет. Тем не ме-нее по-прежнему основными трудностями в военной высшей школе являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого обучающегося группы, а также отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения ИЯ [1].

Цель обучения иностранному языку в военной образовательной организации - овладение коммуникативной компетенцией, т. е. обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению ИЯ. При этом обучать следует таким образом, чтобы

* Будко, Валентина Николаевна, профессор кафедры иностранных языков Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, кандидат педагогических наук. г. Санкт-Петербург, пр-т Тихорецкий, д. 3. Тел. моб.: (+7)9817168972. E-mail: [email protected].

* * Баранова, Екатерина Валерьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного. г. Санкт-Петербург, пр-т Тихорецкий, д. 3. Тел. моб.: + 7-931-542-30-62. E-mail: [email protected].

* Budko, Valentina Nikolayevna, professor of the Department of Foreign Languages; Military Telecommunications Academy named after USSR Marshall S.M.Budennov; сandidate of pedagogic sciences. Address: Russia, Saint-Petersburg, 3 Tikhoretskiy Avenue. Mob. +7-9817168972. E-mail: [email protected].

** Baranova, Ekaterina Valeriyevna, senior lector of the Department of Foreign Languages; Military Telecommunications Academy named after USSR Marshall S.M.Budennov; сandidate of pedagogic sciences. Address: Russia, Saint-Petersburg, 3 Tikhoretskiy Avenue. Mob. + 7-931-542-30-62. E-mail: [email protected].

© Будко В.Н., Баранова Е.В., 2016

в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании обучающегося формировалась система языка. Важно обеспечить возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей обучающегося, его уровня обученности, интереса к изучению ИЯ, склонностей. Здесь речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении языку [2], что относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип данного подхода в обучении состоит в том, что в центре обучения должен находиться обучающийся, а не преподаватель, деятельность познания, а не преподавания. Это полностью отвечает и специфике предмета ИЯ. Если мы обучаем практическому владению тем или иным видом речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Другими словами, на занятии большую часть времени должны практиковаться обучающиеся, а не преподаватель, как это подчас бывает.

Целью статьи является рассмотрение метода телекоммуникационных проектов, и такой его разновидности, как лингвоориентированная компьютерная военная игра, в языковой подготовке курсантов и слушателей магистратуры военной образовательной организации, а также выявление практических рекомендаций по внедрению данного вида занятия (научной конференции) в современной высшей школе в контексте дальнейшей информатизации военного образования.

1. Телекоммуникационные проекты в изучении иностранного языка

Под учебным телекоммуникационным проектом - лингвоориентиро-ванная компьютерная военная игра (ЛКВИ) - в статье понимается совместная учебно-познавательная и творческо-языковая деятельность курсантов и слушателей магистратуры по решению учебных задач в соответствии с их специальностью подготовки. При этом данный вид деятельности должен быть организован на основе компьютерных телекоммуникаций и рассматриваться как индивидуально, так и в группе. Он имеет общую проблему, цель, а также согласованные методы и спосо-бы коммуникативной деятельности, которые направлены на достижение общего результата по решению вводных заданного плана наращивания обстановки по этапам проведения занятия на основе выбранного рабочего языка.

Существенная модернизация учебно-материальной базы военных образовательных организаций, произошедшая в последние годы, а также активное и повсеместное внедрение компьютерных технологий в практику изучения ИЯ позволила шире применять метод телекоммуникационных проектов в языковой подготовке военнослужащих [1, 3, 4]. Сегодня для поддержания высокой мотивации и интереса к изучению ИЯ курсантов и слушателей магистратуры преподаватель-лингвист отказывается от готовых методических рецептов, жёстко регламентирующих деятельность в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам и эффективного использования новых информационных технологий (НИТ) в учебном процессе. Диапазон использования компьютера в учебном процессе очень велик [1-6], и не случайно на протяжении пяти последних лет в программу проведения всеармейской олимпиады по иностранному языку включен обязательный этап - видеоконференция вузов-участников.

К сожалению, на данный момент обучение ИЯ в военной образовательной организации в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у курсантов на этапе обучения «естественной потребности» в общении на иностранном языке. В связи с этим перед преподавателями кафедр ИЯ военных образовательных организаций стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Современные информационно-телекоммуникационные технологии позволяют создать такие условия на занятии. Наибольший интерес для преподавания ИЯ вне языковой среды и организации реальной коммуникации представляет использование ресурсов Интернет, поскольку даёт дополнительные возможности общения на изучаемом языке. Здесь реальная коммуникация может осуществляться как в синхронном, так и в асинхронном режимах с использованием различных форматов. Наиболее распространенным является текстовый формат в асинхронном (электронная почта) и синхронном (chat) режимах, что не исключает использования аудио- и видеоформатов - также в синхронном (видеоконференции) и асинхронном (голосовая почта, пересылка звуковых и видеофайлов) режимах.

2. Обоснование внедрения лингвоориентированной компьютерной военной игры в образовательный процесс военной образовательной организации

На кафедре иностранных языков Военной академии связи постоянно идет поиск новых путей совершенствования языковой подготовки военных специалистов на основе внедрения НИТ. Применительно к военной образовательной организации, осуществляющей подготовку специалистов и магистров, а также переводчиков в сфере профессиональной коммуникации, приемлема такая разновидность телекоммуникационного проекта, как лингвоориентированная компьютерная военная игра.

Внедрению в образовательный процесс военной образовательной организации, в частности, Военной академии связи, такого нового вида занятия, как ЛКВИ способствуют:

- наличие преподавательского, инженерно-технического состава, владеющих глубокими знаниями и практическими навыками в применении НИТ;

- непрерывное совершенствование материально-технической базы академии и кафедры ИЯ, увеличение количества современного мультимедийного оборудования аудиторного фонда на основе высокопроизводительных ПЭВМ;

- имеющийся опыт проектирования и разработки электронных учебников, учебных пособий, обучающих программ и интерактивных курсов, вошедших в электронный учебно-методический комплекс кафедры и применяемых в качестве информационно-справочной системы данного вида занятия;

- ориентированность современного курсанта (слушателя) на позиционирование себя в роли члена нового информационного общества, осознание деятельной частью общества, в т.ч. и военными, значения «информационной грамотности» в профессиональном и служебном росте, что создаёт условия для внутренней мотивации обучаемых к восприятию и усвоению НИТ.

Опыт освоения и внедрения новых информационных технологий целесообразно представить в виде апробированных форм подготовки и тех принципов, руководствуясь которыми педагог вправе рассчитывать на успех в достижении целей обучения. При внедрении НИТ в систему языковой подготовки целесообразно исходить из определенных принципов и положений.

Во-первых, в процессе обучения должен быть обеспечен комплексный подход к использованию компьютерных и обычных технологий. Авторы отдают себе отчёт о важности и первичности испытанных способов передачи знаний и опыта на основе бумажных и «некомпьютерных» технологий. Владение НИТ, способность адаптироваться к обеспеченности занятия создают так нужные каждому педагогу чувство самодостаточности и уверенности в процессе обучения.

Во-вторых, в новых условиях подготовки преподаватель должен владеть базовыми (и не только) информационными технологиями, основу которых составляют базы данных, гипертекст, разработка анимации, управление звуком и видео, электронная почта, удаленное управление и т.д. Другими словами, современному преподавателю уже недостаточно освоения общепризнанного и в большинстве случаев достигнутого уровня компьютерной грамотности в объёме умения управлять базовыми средствами операционной системы и применять общее прикладное про-граммное обеспечение для разработки текстов и презентаций.

В-третьих, достигаемый в процессе профессионального роста уровень освоения НИТ должен быть открытым для всех участников обмена знаний предметной области. Недопустима интеллектуальная инкапсуляция вводимых инновационных методик от оценок и критических замечаний коллег.

В-четвертых, в процессе поиска и внедрения инновационных форм и методов целесообразно активно привлекать курсантов в рамках военно-научной работы к разработке программного обеспечения. Опыт показывает, что личный пример в демонстрации высокотехнологичных приемов решения профессиональных задач находит отклик в сознании большинства курсантов, вызывает у них чувство профессиональной гордости и желание освоить новые технологии.

Каждая предметная область объективно «притягивает» определённый кортеж информационных технологий. Для языковой подготовки основу применения НИТ составляет лингвоориентированная база данных предметной области. На кафедре ИЯ разработана и постоянно пополняется база данных объектов различного вида: электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам кафед-ры; электронные учебники; тестово-диагностические программы; динамические слайды; презентации; видеофильмы; фотографии; схемы. Это создает предпосылки для качественной подготовки преподавателя и курсанта (слушателя) к ЛКВИ, обеспечивает педагогу возможность выбора информационного обеспечения занятия с учётом особенностей учебной группы.

Исходя из вышеизложенного, предлагается развернуть работу по формированию методологических и схемотехнических основ лингвоориентированной компьютерной военной игры по дисциплине «Иностранный язык». Данный вид занятия, по сути, является высшей формой применения НИТ в системе языковой подготовки. Анализ проведения олимпиад по ИЯ с курсантами и слушателями на кафедре, а также опыт участия команды Военной академии связи во всеармейских и международных лингвистических конференциях показывает правильность выдвигаемых предположений о востребованности проведения данного вида занятий. Проводимые научные конференции по замыслу ЛКВИ получают высокую оценку обучающихся за информационно-технологическую насыщенность и игровую активность. С другой стороны, преподавательский состав получает педагогические результаты, анализ которых позволяет в будущем устранить недостатки в подготовке и проведении этого вида занятия.

По количеству участников проекта ЛКВИ для занятий наиболее при-емлемы групповые проекты, в которых принимают участие группы с распределением ролей как на этапе подготовки, так и в ходе наращивания обстановки, в соответствии с выдаваемыми по телекоммуникационной сети вводными преподавателя (посредника игры) и подготовкой решения по ним обучающимися с использованием информационно справочной системы кафедры ИЯ. На каждую вводную команды (коалиции сторон игры) разрабатывают и представляют презентационные материалы для непосредственной защиты выработанного в группе решения с ис-пользованием средств мультимедиа.

Данный вид занятия предполагает в обязательном порядке наличие подготовительного этапа, когда факультативно и в часы самостоятельной работы преподаватель совместно с обучающимися разрабатывают тематические задания предстоящей ЛКВИ, а также информационно-справочные материалы для возможных вариантов их применения в зависимости от перечня вводных, включаемых в план наращивания обстановки компьютерной игры.

По продолжительности проведения проекта в зависимости от поставленных целей и темы выделяют: краткосрочные ЛКВИ (на одно двухчасовое занятие, завершающее обучение в семестре и предшествующее зачёту) для всех групп подготовки; средней продолжительности (четырехчасовое занятие, как правило, междисциплинарное, содержащее решение крупной проблемы) для участников всеармейских и международных лингвистических олимпиад; долгосрочные (шестичасовое занятие, решающее несколько связанных проблем), как правило, для групп-переводчиков при подготовке к государственному экзамену.

3. Целевая установка на моделирование игрового цикла лингвоориентированной компьютерной военной игры

Исходя из вышеизложенного, целевую установку на реализацию игрового цикла ЛКВИ можно сформулировать в следующем виде: повышение качества владения иностранным языком военнослужащими на основе совершенствования системы языковой подготовки выпускника военной образовательной организации за счёт внедрения компьютерных обучающих систем, а также совершенствование методических, лингвистических и системно-технических основ разработки и применения компьютерных форм подготовки офицеров-связистов.

Актуальность данных исследований определяется:

- усилением требований к языковой подготовки военнослужащего в современных условиях международных отношений и возрастанию агрессии стран блока НАТО на границах России и приграничных регионах;

- отсутствием практического опыта и, следовательно, методического аппарата по применению компьютерных форм языковой подготовки офицеров;

- необходимостью развития системно-технических основ разработки технического, лингвистического, программного и информационного обеспечения компьютерных форм языковой подготовки курсантов военных вузов.

Научная новизна исследований:

- результат является частью научно-методической основы создания компонентов перспективного специального прикладного программного обеспечения автоматизированных систем обучения военного назначения;

- предложена и практически обоснована технология моделирования игрового цикла лингвоориентированной компьютерной военной игры на основе применения общего прикладного программного обеспечения.

Практическая значимость проводимых исследований заключается в повышение уровня профессиональной обученности и эффективности языковой подготовки выпускника военно-техническоой образовательной организации за счёт применения новых педагогических и информационных технологий.

Методологическая значимость проводимых исследований заключается:

- в развитии методических основ применения автоматизированных обучающих систем на основе компьютерных технологий в системе языковой подготовки выпускников военно-технических образовательных организаций;

- в формировании условий развития информационной культуры научно-педагогичесакого состава военных образовательных организаций, способного осознать и применить новые компьютерные технологии в инновационной педагогической деятельности.

Таким образом, в результате проведения исследований должны быть подготовлены предложения по внедрению ЛКВИ в систему языковой подготовки военнослужащих ВС РФ и в учебный процесс дисциплин кафедры иностранного языка военной образовательной организации. При этом в ходе исследования необходимо: определить виды компьютерных обучающих систем (КОС), применимых на ЛКВИ (общее и специальное прикладное программное обеспечение); предложить состав технического (аппаратного) обеспечения КОС; сформулировать предложения по применению КОС в системе языковой подготовки выпускника военно-технической образовательной организации; сформировать содержание языковой подготовки с применением КОС. Исходя из возможностей образовательной организации, при решении задач развития компьютерных форм в ходе языковой подготовки основными видами обеспечения, подвергнутыми развитию стали программное, техническое, лингвистическое информационное и методическое (рис. 1).

Рис. 1. Структура лингвоориентированной компьютерной военной игры

4. Разработка концептуальной модели применения прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры

В результате исследований предложена и практически обоснована технология применения общего прикладного программного обеспечения (ОППО) для натурного моделирования игрового цикла ЛКВИ. В данной модели предложен вариант применения имеющегося программного и аппаратного обеспечения для решения задачи перевода бумажных технологий в обучении ИЯ на качественно новый информационно-методический уровень. Концептуальная модель применения средств ОППО представлена на рис. 2, из которого видно, что проведению ЛКВИ предшествует её моделирование в специализированных классах.

Рис. 2. Концептуальная модель применения средств ОППО

П од гото-ви тельная часть

В ступ итель-ная часть, доведение

порядка проведения игры, общей обстановки

Доведение

частной обстановки очередного

этапа игры

Частное заслуши-

Доведение серии вводных текущего

этапа

Решение вводных обучаемыми

Доклад решения, обсуждение и оценка очередной вводной

Подведение iToroB этапа,

переход к следующему этапу

Подведение итогов игры, окончание занятия

Дистанционный контроль и «обобществление рабочих столов

Визуализация графических моделей предметной области

Визуализация статических и динамических мультимедиа-моделей . предметной области

Обеспечение обмена сообщениями между руководителем и обучаемым

Доступ с информационно-справочной системе

Обеспечение наглядности Принципа соревновательности

Функции обучающегося

Разработка полученной вводной ^(ситуационной задачи)

Подготовка и презентация решения

Получение и отправка сообщений

Доступ к интранет-ресурсам ВИ

Функции руководителя

Контроль действий

обучаемых, включение режима трансляции экрана АРМ

П роем отр результатов решения задач

Просмотр результатов решения задач

Формирование и отправка вводных

(вручную, автоматически)

Формирование информационно-справочной системы

Ввод баллов по результатам вводной

.с г-, . . Почтовый клиент WWW-клиент _ ,

MS Power Point . . . . _ . MS Exel

MS Outlook MS Internet Explorer

Сервер

Почтовый сервер MS Exchange Server

I

Обмена презентационные COo6i

WWW-сервер МЭ 11Э

Т.

^ соооще

Информационно- Учет

справочная система

программные +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технические

Средства обеспечения игры

Н документальные ;

Рис. 3. Модель применения для реализации

общего прикладного программного обеспечения игрового цикла компьютерной игры

В ходе исследования была сформирована и практически апробирована система общего прикладного программного обеспечения (ОППО), состав и структура которого представлена на рис. 3. На данном рисунке приведена модель применения общего прикладного программного обеспечения для реализации игрового цикла ЛКВИ и его место в общей структуре компьютерной военной игры через взаимосвязь с лингвистическим (электронный контент), методическим (замысел проведения ЛКВИ, функции обучаемого, функции руководителя), техниче-ским и информационным обеспечением.

В структуру системы ОППО можно включить такие основные прикладные офисные программы Microsoft (MS) как MSVisio, MSPowerPoint, MSOutlook, MSInternetExplorer, MSExcel и другие.

Вариант структуры подсистем прикладного программного обеспечения для проведения ЛКВИ представлен на рис. 4. В ходе исследований в данную структуру были включены следующие подсистемы: подсистема обмена сообщениями; подсистема хранения и каталогизации вводных; информационно-справочная подсистема; подсистема поддержки разработки и представления решения; подсистема дистанционного управления и контроля рабочих мест обучаемых; подсистема учёта оценки знаний.

Рис. 4. Состав подсистем прикладного программного обеспечения ЛКВИ

Большое значение для информированности педагога о разрабатываемых и применяемых в высшей военной школе НИТ играет творческая связь с офицерами и сотрудниками лингвистического центра ВС РФ (Военный университет МО), являющегося единым координационным научно-методическим центром МО РФ по вопросам языковой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также организации и реализации лингвистического обеспечения международной деятельности МО РФ.

Заключение. Таким образом, разработка и внедрение новых форм и методов использования новых информационных технологий в системе языковой подготовки выпускников военно-технической образовательной организации является одной из задач педагогической деятельности преподавателя-лингвиста. Качество её решения определяется различными факторами [7], понимание и учёт которых обеспечивают каждому педагогу успех в реализации своих замыслов, что в конечном итоге обеспечивает качественную подготовку офицеров-связистов.

Список литературы

1. Будко, В. Н. Телекоммуникационные проекты в практике преподавания иностранного языка в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - Т. 2. - № 124. - С. 51-54.

2. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

3. Будко, В. Н. Телекоммуникационные проекты в развитии коммуникативной компетенции // Инфокоммуникационные технологии. - 2006. - Т. 4. - № 4. - С. 82-86.

4. Будко, В. Н. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку // Школьные технологии. - 2008. - № 5. - С. 91-94.

5. Будко, В. Н., Чернецкая, А. С., Баранова, Е. В. Реализация диагностических тестов в процессе изучения иностранных языков. // Science XXI Century Proceedings of materials the international scientific conference. 2015. - С. 415-426.

6. Потапова, Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.

7. Будко, В. Н., Будко, П. А. Качество образования: как его достичь? // Наука. Инновации. Технологии. - 2010. - № 2. - С. 72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.